Чего уж точно нельзя отнять у Valve, так это умение удивлять.
Не каждая компания способна просто взять и выкатить три крупных анонса подряд — без тизеров, намёков и долгих «разогревов» перед выставками, и при этом взорвать интернет в позитивном ключе.
Особенно на фоне других крупных издателей, которые в последнее время предпочитают заранее подогревать интерес к своим презентациям, но в итоге всё чаще дарят игрокам не восторг, а разочарование.
Например, перед анонсом PlayStation Portal игровые СМИ были переполнены слухами, что Sony готовит новую портативку.
Все ожидали автономное устройство наподобие PSP, но вместо этого получили аксессуар для стриминга игр — и, конечно, массу недовольства.
Или вот пример с юбилеем God of War: интернет бурлил слухами о громком анонсе по серии, фанаты затаив дыхание ждали ремейк или ремастер оригинальной трилогии.
Но вместо этого получили лишь набор косметики для God of War: Ragnarok.
Та же история и у Microsoft — все ожидали увидеть полноценную портативную Xbox-консоль с поддержкой всей библиотеки игр, а в итоге представили просто ASUS ROG Ally с логотипом Xbox и Windows 11 на борту.
А уж про разочарование, связанное с отменой Perfect Dark, которая изначально вызвала огромный интерес у игроков, и вовсе говорить не хочется.
Про Nintendo, к сожалению, сказать особо нечего — я за ними не так внимательно слежу.
Но уверен, что и у них бывали похожие случаи, когда ожидания взлетали до небес, а на деле всё выходило совсем иначе.
Если вспомните конкретные примеры — обязательно напишите в комментариях, будет интересно почитать.
Можно смело выбрасывать свои консоли на помойку?
В минувшую среду Valve внезапно представили сразу три устройства:
новое поколение Steam Controller, компактный игровой ПК Steam Machine и шлем виртуальной реальности Steam Frame.
Все три устройства получились любопытными, но в этом видео я хочу сосредоточиться именно на Steam Machine — поговорить о её плюсах и минусах и о том, как она может повлиять на консольный рынок.
К слову, это уже вторая попытка Valve выйти на рынок компактных игровых ПК. Первая, в 2015 году, окончилась неудачей: тогдашняя Steam Machine столкнулась с множеством проблем.
SteamOS была сырой и поддерживала далеко не все игры, контроллер вызывал споры из-за непривычного управления, а запуск устройства постоянно откладывался. Из-за этого партнёры переходили на Windows, а Valve, со своей стороны, не обеспечила проекту достаточного продвижения.
В итоге идея потеряла импульс ещё до того, как успела по-настоящему стартовать.
На этот раз шансы на успех значительно выше: SteamOS уже обкатана на Steam Deck, а библиотека поддерживаемых игр выросла в разы.
Steam Machine
Итак, давайте поговорим о новой Steam Machine — стильном и мощном устройстве, которое превосходит Steam Deck почти в шесть раз по производительности и по характеристикам близко к базовой PlayStation 5.
Она должна спокойно тянуть современные игры на средне-высоких настройках с плавными 60 кадрами.
Да, скорее всего придётся использовать апскейлеры — но в 2025 году это уже привычное дело.
Даже я, имея RTX 5080, включаю апскейл, чтобы снизить нагрузку на видеокарту: она падает с 70–80% до примерно 50, меньше греется и как следствие проживёт дольше.
При этом современные апскейлеры в большинстве случаев почти не влияют на качество картинки — а иногда и вовсе делают изображение чётче.
Зачем вообще нужны обычные консоли?
С Nintendo Switch ещё можно немного поспорить — всё-таки это гибрид 2-в-1,
хотя лично я бы из портативок всё же выбрал бы Steam Deck.
Собственно, я так и поступил.
А вот в существовании Xbox и PlayStation сегодня уже всё труднее найти смысл.
Valve сделали портативный ПК без ограничений: можно ставить любые программы и игры, а при желании — даже заменить SteamOS на Windows. Полная свобода.
И главное — для игры по сети не нужна никакая платная подписка.
Но если тебе нужен просто игровой опыт, SteamOS обеспечивает ту же простоту, что и консоль — без отвлекающих функций и с удобным интерфейсом.
А консоль, по сути, — это устройство исключительно для игр, куда можно поставить только то, что разрешили разработчики.
Причём в любой момент она может превратиться в «тыкву» — как случилось с PlayStation, когда Sony ушла из России и урезала функциональность PSN.
Да, обходы есть, но кто знает, как долго они будут работать?
Эксклюзивы
Когда-то консоли любили за эксклюзивы, но сегодня они либо выходят на ПК с задержкой, либо уже не такие громкие, как во времена PlayStation 4.
При этом на новое устройство Valve можно спокойно поставить эмуляторы и играть даже в игры с других платформ — всё-таки это, мать его, полноценный ПК без каких-либо ограничений!
Хочешь — запускай Bloodborne через shadPS4, а хочешь — MGS 4 через RPCS3.
И это не говоря уже о доступе ко всему каталогу ПК-игр, с возможностью ставить фанатские моды на графику,
без ожидания, пока разработчики выпустят очередной ленивый «ремастер» старой игры на актуальную платформу.
Почему мне обидно?
Я ведь недавно собрал себе ПК для гостиной — за более чем 250 тысяч рублей, с RTX 5080 на борту.
А если цена новой «коробки» от Valve окажется на уровне PS5, то моё вложение выглядит… немного избыточным 😅
Если бы на тот момент уже существовала Steam Machine, я бы без раздумий выбрал именно ее— сэкономил бы кучу денег и спокойно играл на средне-высоких настройках, не заморачиваясь со сборкой почти топовой конфигурации с запасом прочности на годы вперёд.
Просто когда я собираю себе ПК, я обычно беру около-топовое железо и стараюсь избежать компромиссов, иногда переплачивая за производительность, которой, возможно, никогда и не воспользуюсь. 😅
Минусы Steam Machine
Конечно, не обошлось без минусов — всего 8 ГБ видеопамяти и 16 ГБ оперативки.
Сейчас перспективнее иметь хотя бы 16 ГБ видеопамяти и 32 ГБ ОЗУ, но, думаю, это осознанное решение ради снижения цены и проверки интереса аудитории.
Скорее всего, позже выйдет более мощная версия.
Хотя, знаете, Valve могли бы пойти дальше и сделать своё устройство модульным.
Представьте: пользователь просто покупает у них модуль с видеокартой или модуль с дополнительной ОЗУ и лёгким движением руки заменяет старый — примерно как вставить флешку в кардридер.
Просто, удобно и без лишней возни.
Это вполне могло бы стать ещё одной киллер-фичей, которая действительно выделила бы устройство на фоне конкурентов.
При этом это никак не отразилось бы на доходах Valve — им вовсе не нужно выпускать новое устройство каждый год, как это делает Apple со своим iPhone.
Основной источник прибыли для Valve — это продажи игр в Steam, и им важно увеличивать клиентскую базу.
Даже если продавать устройство себе в убыток, в долгосрочной перспективе это позволит получать больше прибыли, ведь каждый новый пользователь — потенциальный покупатель игр, дополнений и внутриигрового контента.
Microsoft снова все просрали
Подводя итоги, хочется отметить забавное: Microsoft снова «просирает все полимеры».
Когда‑то Windows Mobile могла стать достойным конкурентом Android: у неё была продуманная экосистема, интеграция с Windows и корпоративная база пользователей. Но разработчиков для Windows Mobile было мало, а Microsoft так и не смогла предложить им убедительные стимулы или простые инструменты для создания приложений.
В итоге Android и iOS быстро набрали популярность, а платформа Microsoft так и не реализовала свой потенциал.
То же самое и с Xbox, который с самого начала, в отличие от консоли Sony, имел под капотом ПК-железо.
Казалось бы, идея лежит на поверхности: Valve выпустили Steam Deck в феврале 2022 года, и он всем понравился.
Достаточно было бы выпустить компактный ПК под брендом Xbox, способный запускать ПК‑игры, но при желании позволять абстрагироваться от всех бытовых сложностей полноценного ПК и работать как консоль.
Но нет — этого не случилось.
Последние годы Xbox уверенно двигался к вылету с рынка — и теперь, похоже, достиг финальной точки.
Microsoft даже не смогли закрепиться на рынке портативных консолей, где все сразу сносят предустановленную Windows 11 и ставят SteamOS, если она официально поддерживается устройством, или Bazzite, ведь управлять Windows через геймпад — то ещё мучение.
К слову, тесты показывают, что некоторые игры на SteamOS и Bazzite работают на 15–20% быстрее, чем на Windows 11 — за счёт оптимизации этих систем под игры.
Так что, в оптимистичном сценарии, железо Steam Machine под управлением SteamOS или Bazzite можно считать даже мощнее аналогичного ПК на Windows.
Иронично, что такие ошибки совершает компания, у которой, казалось бы, есть всё — даже «чит-код на бесконечные деньги».
Будущее консолей
Думаю, эра традиционных консолей подходит к концу.
Следующее поколение должно быть не просто «коробкой для игр», а устройством, которое даёт пользователю всю свободу полноценного ПК, иначе консоли потеряют конкурентоспособность.
И если Sony и Microsoft пойдут по пути Valve, вопрос остаётся открытым: останется ли для них место на рынке?
В ближайшие годы мы это узнаем.
Half-Life 3?
Напоследок стоит упомянуть любопытный факт: в Steam обнаружили какую-то скрытую игру от Valve.
Если это действительно долгожданная Half-Life 3, то эффект будет колоссальным — такое событие наверняка даст мощный толчок продажам Steam Machine и ещё больше укрепит позиции Valve.
Если вам понравился блог, не забудьте поддержать его лайком и подпиской — это очень помогает развитию блога.
Также буду рад вашим мнениям в комментариях!
Заглядывайте и в мой Telegram, где я делюсь мыслями и выкладываю мемы.
А еще у меня есть предложка, где вы можете предлагать идеи для новых выпусков.
Если вы хотите поддержать канал, информацию о том, как это сделать, можно найти в описании видео или на странице канала.
С вами был улетный гусь.
До скорых встреч.
Лучшие комментарии
Проблема в том, что брендированный ПК - вещь довольно распространенная, но при этом и не очень популярная. Даже у Microsoft до сих пор жива вроде линейка Surface. А уж всяких миниатюрных игровых системников сейчас завались. Сам по себе ящик малоинтересен, ибо, скорее всего, у него будут все те же проблемы - цена и нестандартное железо. Интересно само ПО и как оно будет продвигаться. Ибо если его можно будет поставить на большинство распространенных х86 систем, то востребованность самой машинки резко падает. А вот если все будет не так просто...
Некстген консоль после Wii, а получилась Wii U. Да и 3DS несколько смазал впечатления...
При условии, что приставка не шитая. Новое поколение да, полностью лицензионное, но это пока. PS4 долгое время не могли взломать. Switch чипуется и только его библиотеки хватит еще на очень и очень долгое время.
Если брать ру регион. В стиме на ру регионе дела заметно лучше, но и там далеко не все можно приобрести. Особенно от крупных издателей.
Поэтому я очень жду цену на SM. В основном играю на PS5, а ноут для работы не слишком требовательный, при этом в стиме за годы накопилось столько всего, что с радостью бы прошел развалившись на диване перед телевизором. А заморачиваться над сборкой нет ни сил ни желания...
До сих пор с любовью и теплотой вспоминаю Lumia 920. Очень крутой и плавный телефон был во времена тормозящего андроида.
Так каждое поколение консолей хоронят и каждый раз по разным причинам и всегда эти причины имеют убедительную базу. Но они еще с нами и уже сколько лет.
В том то и дело, что их очень много. Ремонтяш для контента же трешевые и относительно недорогие варианты подбирает. Ситуация как в принципе с брендовыми ПК, не только мелкими - по самому низу идет тот ещё треш. Но есть и сильно лучше (но и дороже) образцы. И для самосбора сейчас вариантов тьма, на любой кошелек. Я даже сам в рамках эксперимента собрал ультрабюджетный комп на Cryptone I и оно даже игрушки современные худо бедно тянет. В конце концов, даже ноутбуки вполне подходят под стандарт компактных игровых ПК. Вот с этим, как и при первом анонсе, Steam Machine и должен будет конкурировать.
Да, всё решит отлаженная операционная система. А систему эту отлаживать проще на конкретном железе. Энтузиасты хотели прикрутить Стимось 3 под разное железо, но возникли нюансы и дело загнулось - тот же холоисо больше не развивается. Тут ещё смысл в том, что не всем на ПК хочется именно многофункциональную винду со своими замутами. Порой хочется просто включить комп и сразу в свой профиль из любимого магазина с логотипом Valve :)
Думаю, хоронить консоли (и продажи дорогих пк) все же рановато.
Мое основное игровое устройство - PS5 Pro, но у меня есть Xbox, SteamDeck и даже прости господи Switch (первый), и я думаю что новая коробочка от Valve станет основным дополнительным устройством, потому что
- чисто на Xbox чего-то громкого в основном не выходит, а игр по подписке мне хватает c PS store
- Nintendo это кажется все же не мой игровой девелопер, не настолько меня затягивают их игры (хотя в Breath of the wild я потратил немало часов с удовольствием)
- портативный гейминг что от нинтендо, что от valve мне не понравился. Устройства тяжелые, довольно громоздкие, быстро разряжаются - от стола с розеткой все равно далеко не отойдешь. Но неплохой вариант для путешествий.
На Steam выходит много классного инди, которое нигде больше часто не выходит, или выходит где-нибудь кроме PS store - кубик идеально дозакроет эту нишу, плюс позволит удобно играть в вышедшие годы назад (не на консолях) игры. Вообще в этой итерации steam machines закрыли кажется все минусы, которые я для себя видел в пк: новая коробка маленькая, судя по всему тихая, ее не надо собирать и пересобирать, а за счет софта они убрали необходимость иметь дело с Виндой (которая чисто для гейминга является костылем, давайте честно) и париться с настройками графики. Ну чудо!
И в этом контексте мне как потребителю плюс минус не важно сколько коробка будет стоить (в разумных пределах), потому что она мою вот эту боль закроет. Valve и правда может ее субсидировать, чтобы продавать, например, за $400, но заработают ли они в этом случае сильно больше с игровых комиссий?
В этом случае ее, например, купят люди с самым плохим железом прямо сейчас вместо того чтобы самим собирать ПК. Они допустим и игр побольше начнут покупать, потому что теперь все запускается, можно начать проходить то что хотелось, но толком не включалось. Тут думаю лежит немало потенциального заработка.
Ее купят энтузиасты, потому что это прикольная открытая платформа, ставь любые оси, эмуляторы и т д. Много ли таких? Мне кажется не очень. Много ли они приносят денег? Мне кажется тоже не очень.
Ее купят такие как я - как второе устройство, принеся сколько-то, но вряд ли очень много денег, к тому же такие заплятят скорее всего и $500 и $600, зачем тут свои кровные паровые деньги на нас тратить.
Ее вряд ли сильно купят люди, собравшие себе классный пк, потому что зачем? Все и так есть уже. Для них тут скорее переферия - геймпад, Frame. Ну может в гостиной поставить у телевизора как дополнительное устройство, но мне кажется не супер популярный кейс.
Ее вряд ли сильно будут покупать корневые консольные юзеры - устройство-то классное, но что делать со своей библиотекой игр. На Switch и Playstation есть во что играть в принципе (на Xbox тоже есть, но субъективно они так к платформе не привязаны).
Ее вряд ли купят люди, которые покупают 1-2 игры в год, потому что какая разница на чем играть в Ассасинс крид и в баскетбол. Они уже на чем-то играют скорее всего. А игроки игр типа Батлфилд, если я правильно понимаю, вообще пролетают прямо сейчас из-за античита, но это вполне может и решиться в будущем.
Подводя черту, я лично очень воодушевлен, мне устройство понравилось , я вероятно куплю и его (и внешку в виде куба-компаньона), и frame, но убьет ли оно прям консоли? Думаю вряд ли. Но это будет очень классное устройство, с оптимизацией кучи игр специально под него. Классный год для гейминга!
Помнится мне, была уже когда то Стим машина и Стим контроллер. Было это лет так 10 назад. Тогда идея очень сильно не взлетела и Хбоус ПС 4 идею 9адавили просто потому что Стим машина как игровая система не смогла с ними конкурировать и отгрызть хоть какую та часть рынка. Казалось бы, нафига Валв опять лезть туда, где они уде успели наследить и споткнутся? Лучше бы сосредоточились бы на своей игровой ОС и геймерской экосистеме.
Я думаю, что всё-таки будет можно. Мне кажется, Габен уже давно и последовательно копает под винду и хочет её таки сбросить с пьедестала ос номер один. Или хотя бы сильно потеснить её в игровом сегменте. Так что вряд ли он будет как-то сильно мешать накатить линь и пользоваться программными наработками своей пароварки. С протоном же палки в колёса никто засовывать не пытается.
если можно будет самому апгрейдить, а в идеале и запчасти подбирать, будет шик)
Мне куда больше в этой истории интересен новый вр-шлем как по железу, так и по ПО.
Там только ссдшник заменяется легко. Теоретически можно поменять оперативку, но для этого придётся разобрать коробку полностью. А все остальные детали кастомные, их не заменишь.
Мне тоже.
VR-шлем, скорее всего прикуплю и джойстик заодно.
Но интересно, за сколько его у нас будут продавать...
Вроде Valve Index по 200к стоит, на сколько помню...
Странно, что они не рассматривали модульность, как я описал в видео/блоге.
С другой стороны, наверное, ничего не мешает прикупить какую-то внешнюю более мощные вилюяху и поставить светху...
Я думаю, главная причина, чтобы было как на консолях - одна конкретная конфигурация, чтобы один раз оптимизировать под коробку игры, а не миллиард комбинаций, как сейчас.
Да тут только гадать. Просто сам образ мини ПК не сформирован. Для гиков и бизнеса - да. Для "обычных" людей - непонятная штуковина. Если как-то дополнительно не поддержать продажи коробки - то кому она нужна? А удовольствие-то недешевое. С нынешним подорожанием памяти особенно.
SteamOS можно и щас поставить куда угодно, можно купить мини пеку, поставить на него стимось, либо что то другое с прослойкой протона, и наслаждаться "у меня стим мащин дома", в чем проблема. Я больше скажу, такое можно было сделать и 10 лет назад.
Вопрос кто будет этим заниматься, именно эту аудиторию и пытается отхватить Гейб, купи кубик - играй, почти как консоль, ток с линухом, а для большинства и пофиг, что там по капотом, удобно и всё.
Проц я брал, по моему, за 60к.
Мамка за 40к.
БП за 30к.
За Мамку и БП была переплата из-за компактного форм-фактора, так как выбор в этом сигменте не особо велик.
Корпус за 10ку взял.
Мамка, на сколько помню, 40к, а БП за 30к.
В компактном сигменте выбора особо не из чего было выбирать, взял самое топовое, что было, чтобы не парится.
Возможно, на мать 30к, и оставшиеся 25к на корпус х)
Если будет полноценный порт PCI-e - что вряд ли. А всякие m.2 и прочие USB такое себе. Конечно, без альтернатив и это вариант, но если мини-пк вещь в принципе гиковская, то подключают к ним видюху совсем уж "гики из гиков" так сказать. Да и в принципе, из опыта, далеко не всякое железо получается воткнуть в такие штуки, даже если разъемы подходят. Куча подводных камней может быть.
Компьютер в гостинную за 250к?
120к видяха
20к проц
15к мать
15к оператива
25к nvme под систему+nvme 2tb
10к блок питания
5к на кулера
где еще 40?