13 сентября 13 сент. 58 10K

Русский геймдев выживет вопреки всему.

+54

Важное уточнение: Этот текст написан в формате "экспромпта" — так я обычно разбираю новости в своём ТГК. Это не глубокий аналитический материал, а скорее живая, наболевшая реакция, которой я посчитал нужным поделиться и за рамками своего канала. Приятного прочтения ;)

РКН внёс itch.io в реестр "запрещённых" — с 10 сентября. Формулировка стандартная, стерильная:

«Распространение информации, запрещённой на территории РФ».

И знаете, этот текст — не столько оперативная реакция на новость, сколько попытка выдохнуть, высказать то что есть. Сформулировать то, что копится внутри, пока слушаешь разговоры вокруг. Это просто накипело.

По факту — очередной удар по самому живому в Российском геймдеве: Энтузиастам, джемам, маленьким студиям, которые вытаскивали индустрию на спине все эти годы. Это не "рынок сам всё отрегулирует". Это просто какая-то сказка, в которой тем, кто реально делает игры, вновь объясняют, что им тут не рады.

Без романтизации — делать и выпускать игры за последние годы стало сложнее в разы: Платежи ломались, площадки шатались, инфраструктура дробилась. В 2022-м создатели Loop Hero честно сказали:

«В такие тяжёлые времена можем только помочь поднять пиратский флаг (вместе с vpn) и поделиться самой популярной раздачей на рутрекере. Качайте на здоровье, приятной игры.»

Это не про пиратство как идеологию — это про выживание среды, когда её сжимают снаружи.

И на фоне этого постоянного сжатия снаружи, тем парадоксальнее и громче звучат победы. Последний Summer Game Fest Mundfish вышли и вынесли сцену: Анонс Atomic Heart 2 и онлайн-спин-офф The Cube, с упором на свободу, RPG-составляющую и технологические амбиции. Да и Война Миров: Сибирь, правда выглядит неплохо и многообещающе. Любишь/не любишь — неважно: Это показ силы и аппетита.

Посмотрите на Warhammer-фронт: В титрах Space Marine 2 полно знакомых фамилий, что логично — игру делала команда Saber из Санкт-Петербурга.

А теперь оглянитесь на тот самый "незаметный" инди-пир:

И это даже не половина всего. Разные бюджеты, разные жанры, разные акценты — но за каждой из этих игр стоит нечто большее: Авторство. Чёткое, порой неудобное, но всегда настоящее видение. Это игры, сделанные людьми и для людей, с узнаваемым почерком и смелостью быть собой. Не тратьте фокус на "Смуту" и The Day Before на фоне ВСЕГО они — статистическая погрешность.

Что важно понимать: Для многих из авторов выше, как и для тех, кто в список не попал, itch.io был и остаётся ключевой площадкой. Я не пишу некролог, я просто фиксирую, как создаётся ещё один искусственный барьер для тех, кто и так работает вопреки.

И ещё — важное личное. Я наполовину Грек, наполовину Русский. Живу и работаю буквально между двумя мирами и вижу сцену и отсюда, и оттуда. И с этой дистанции картина простая: У нас специалисты, энтузиасты, девелоперы куда более зрелые и общительные. Комьюнити — тёплое, внимательное, живое. На Западе такого человеческого тепла и взаимовыручки в геймдеве, честно, меньше. И, при всей критике, геймдев-сообщество в целом — одно из самых зрелых и здоровых сообществ, что я знаю.

Я не собираюсь делать вид, что блокировки — мелочь. Нет. Это лишний слой трения. Но мой вектор — не про вечное возмущение, а про требовательную надежду. Я хочу видеть лучшее, надеяться на доброе и смотреть вперёд. Под давлением делаются алмазы — и я их видел. Я был там, это место дало мне друзей, дало "голос", благодаря которому я это пишу. Сообщество у нас тёплое, внимательное, работящее — и именно поэтому всё ещё дышит.

И я не знаю кто это должен услышать. Но.

ВЫ сможете. Доделаете. Выпустите. Или впервые пойдёте в геймдев — и сможете. Эти истории не "ошибки выжившего". Это истории братьев Райт: Упрямых энтузиастов без мандатов и гигантских бюджетов, которые выиграли гонку у всех — дисциплиной, системной работой и взаимопомощью. Они не были одни. И вы — тоже не будете.

Прорвёмся.


Лучшие комментарии

Мат на сайте запрещен.

Жаль. В новостях об очередной блокировке Роскомнадзором он очень даже уместен.

Наши игры копируют популярные игры и делают их рискин, а сюжет наполнен сортирным юмором и двачевскими мемами.

Это вот вообще неправда.

РКН внёс itch.io в реестр «запрещённых»

Удивительно, что только сейчас.

Я порой шастаю по иностранным сайтам, и очень часто в ответ получаю «ERR_CONNECTION_REFUSED» — характерная «подпись» РКН. Причём сайты обычно абсолютно травоядные: околоигровые, околонаучные и т.п, — куда я перехожу по ссылкам из поиска.

Как бы не половину уже нам ограничили ради нашего блага, конечно же.

Под давлением делаются алмазы — и я их видел.

Смотря какое давление, смотря какие условия. Если начнёт пустеть холодильник, творческие порывы сосредоточатся на найти пожрать.

Я, если честно, впереди вижу просвет, но через пустой холодильник, после того, что запрещено называть (и скоро будет запрещено думать).

Тем не менее Дмитрий Анатольевич юзает запрещенные западные соцсети шобе донести свои часто веселые речевки до западной аудитории… Итч.ио реально жалко.

Порой удивляешься, как много годного инди выходит от наших разрабов. Причём не всегда оно выглядит бюджетно, взять хотя бы из недавнего Lessaria или Of ash and steel.

А вот с крупными проектами пока беда: на это нужны деньги и тут либо выпрашивать гранты, либо на свои кровные (как 1С делают). Или находиться юридически в другой стране и не знать бед, как Mundfish/Saber/Owlcat. В противном случае есть риски повторить судьбу Лесты.

Под давлением делаются алмазы — и я их видел.

Да, но просто их будет очень мало и редко. И, как бы, если рассуждать про индустрию и какой-то «национальный геймдев», то было бы лучше много средних игр, чем минимум «шедевров».
Я, в целом, не вижу положительных перспектив. После блокировки итча, стим логичный следующий шаг и он, гарантированно, будет, здесь вопрос только времени. А после такого удара вопросы об экономической целесообразности всего предприятия усложнятся многократно. Я лично вообще без понятия как без выхода на иностранную аудиторию можно всерьёз задумываться о каком-то геймдеве.

Индика не дала ответы на старые избитые вопросы, сами критикуют дуализм как нечто примитивное, добро и зло для дураков — а сами выставили всех монашек тупыми негативными персонажами, сами критикуют собственно «систему координат» верующего, но в конце приходят к простому повторению оценочности — «просто шкала на термометре». У современного человека отношение к религии, государству, историческим событиям — строится на основе эмоциональных стереотипов. И разрабы просто накинули на модный вентилятор.

Gog заблокирован самими Гоговцами.

Ага, особенно Индика скопирована и наполнена сортирным юмором. Это буквально философская притча о вере. Причём о вере именно православной.

Они ютуб таким макаром задалбывали до последнего. От РКН в сторону ютуба было направлено больше запросов на удаление чего-либо, чем от всех остальных стран мира вместе взятых. Итого на тысячи удовлетворенных запросов они сказали «нет» на восстановление калловых RT и подобные каналы. И всё, РКН встал в свою позу с тупой позицией «а низя удалять». На каких основаниях? А на основаниях, что РКН — поедатели коричневой субстанции.

Так что дай им шанс и они придумают полную ахинею. Тем более у Стима есть отечественный «конкурент» с друзьяшками в этом самом РКНе.

Стим же не просто выполняет все требования, а проводит отдельную модерацию игр для российского региона.

Дай РКН время — они поставят требования, которые Стим не сможет/не захочет выполнять.

Такие игры есть, но:

А) они есть везде, не только у нас

Б) делать выборку только по ним и заявлять что весь геймдев плохой это откровенная ложь

Тем временем издатель пишет о том, что игра окупилась и оправдала ожидания. Но да, челику из интернета лучше знать, что провал а что нет.

А сколько ещё ресурсов и сервисов надо заблокировать, чтобы «сделать выводы»? Так-то, напомню, весной были новости, что Дискорд сотрудничает с РКН и удаляет запрещёнку, а потом в начале осени его схлопнули, с предварительной пачкой новостей о том, какой этот дискорд плохой, там сидят террористы-экстремисты и склоняют людей ко всякому.

На самом деле, складывается впечатление, что отношение к играм на просторах нашей необъятной, все ещё такое же дремучее, как и раньше. Типа, что игры для детей, игровой рынок нам не нужон и так прекрасно без него жили. И это очень удивительно, так как выросло поколение, которое застало зарождение, развитие и угасание игровой индустрии в стране. Походу, засилие лысеющих танкистов и детишек, которые только шпилят в китайские гачи на смартфоне, это всё что осталось на этом поприще. А с «развитием» нейросеточных технологий, это всё, может обрести ещё более раковый вид. 🤔

Ему потом за это на стриме Кунгуров замечание выписывал, удаляя отзыв

P. S. Замечания на сайте нет, странно

Власть менять надо.

РКН достаточно последователен в своих блокировках, пусть во многом эти блокировки бессмысленны и беспощадны. Основное требование РКН чтобы информация, которая не нравится РКН (а на itch.io такая «информация» ТОЧНО была) по запросу этого самого РКН удалялась с других сервисов.

В эту логику не укладывается блокировка звонков в популярных иностранных мессенджерах. Зато это укладывается в другую логику — постепенное вытеснение всех иностранных сервисов из рунета и их добровольно-принудительную замену на отечественные аналоги.

Это все-еще не оправдывает ркн, если что

Читай также