Важное уточнение: Этот текст написан в формате "экспромпта" — так я обычно разбираю новости в своём ТГК. Это не глубокий аналитический материал, а скорее живая, наболевшая реакция, которой я посчитал нужным поделиться и за рамками своего канала. Приятного прочтения ;)
РКН внёс itch.io в реестр "запрещённых" — с 10 сентября. Формулировка стандартная, стерильная:
«Распространение информации, запрещённой на территории РФ».
И знаете, этот текст — не столько оперативная реакция на новость, сколько попытка выдохнуть, высказать то что есть. Сформулировать то, что копится внутри, пока слушаешь разговоры вокруг. Это просто накипело.
По факту — очередной удар по самому живому в Российском геймдеве: Энтузиастам, джемам, маленьким студиям, которые вытаскивали индустрию на спине все эти годы. Это не "рынок сам всё отрегулирует". Это просто какая-то сказка, в которой тем, кто реально делает игры, вновь объясняют, что им тут не рады.
Без романтизации — делать и выпускать игры за последние годы стало сложнее в разы: Платежи ломались, площадки шатались, инфраструктура дробилась. В 2022-м создатели Loop Hero честно сказали:
«В такие тяжёлые времена можем только помочь поднять пиратский флаг (вместе с vpn) и поделиться самой популярной раздачей на рутрекере. Качайте на здоровье, приятной игры.»
Это не про пиратство как идеологию — это про выживание среды, когда её сжимают снаружи.
И на фоне этого постоянного сжатия снаружи, тем парадоксальнее и громче звучат победы. Последний Summer Game Fest Mundfish вышли и вынесли сцену: Анонс Atomic Heart 2 и онлайн-спин-офф The Cube, с упором на свободу, RPG-составляющую и технологические амбиции. Да и Война Миров: Сибирь, правда выглядит неплохо и многообещающе. Любишь/не любишь — неважно: Это показ силы и аппетита.
Посмотрите на Warhammer-фронт: В титрах Space Marine 2 полно знакомых фамилий, что логично — игру делала команда Saber из Санкт-Петербурга.
А теперь оглянитесь на тот самый "незаметный" инди-пир:
- Black Book — (Morteshka)
- Militsioner — (TallBoys)
- Stoneshard — (Ink Stains)
- Breathedge — (RedRuins),
- Tails Noir — (Eggnut)
И это даже не половина всего. Разные бюджеты, разные жанры, разные акценты — но за каждой из этих игр стоит нечто большее: Авторство. Чёткое, порой неудобное, но всегда настоящее видение. Это игры, сделанные людьми и для людей, с узнаваемым почерком и смелостью быть собой. Не тратьте фокус на "Смуту" и The Day Before на фоне ВСЕГО они — статистическая погрешность.
Что важно понимать: Для многих из авторов выше, как и для тех, кто в список не попал, itch.io был и остаётся ключевой площадкой. Я не пишу некролог, я просто фиксирую, как создаётся ещё один искусственный барьер для тех, кто и так работает вопреки.
И ещё — важное личное. Я наполовину Грек, наполовину Русский. Живу и работаю буквально между двумя мирами и вижу сцену и отсюда, и оттуда. И с этой дистанции картина простая: У нас специалисты, энтузиасты, девелоперы куда более зрелые и общительные. Комьюнити — тёплое, внимательное, живое. На Западе такого человеческого тепла и взаимовыручки в геймдеве, честно, меньше. И, при всей критике, геймдев-сообщество в целом — одно из самых зрелых и здоровых сообществ, что я знаю.
Я не собираюсь делать вид, что блокировки — мелочь. Нет. Это лишний слой трения. Но мой вектор — не про вечное возмущение, а про требовательную надежду. Я хочу видеть лучшее, надеяться на доброе и смотреть вперёд. Под давлением делаются алмазы — и я их видел. Я был там, это место дало мне друзей, дало "голос", благодаря которому я это пишу. Сообщество у нас тёплое, внимательное, работящее — и именно поэтому всё ещё дышит.
И я не знаю кто это должен услышать. Но.
ВЫ сможете. Доделаете. Выпустите. Или впервые пойдёте в геймдев — и сможете. Эти истории не "ошибки выжившего". Это истории братьев Райт: Упрямых энтузиастов без мандатов и гигантских бюджетов, которые выиграли гонку у всех — дисциплиной, системной работой и взаимопомощью. Они не были одни. И вы — тоже не будете.
Прорвёмся.
Лучшие комментарии
Мат на сайте запрещен. Отредактируй, пока модератор не видит)
Удивительно, что только сейчас.
Я порой шастаю по иностранным сайтам, и очень часто в ответ получаю «ERR_CONNECTION_REFUSED» — характерная «подпись» РКН. Причём сайты обычно абсолютно травоядные: околоигровые, околонаучные и т.п, — куда я перехожу по ссылкам из поиска.
Как бы не половину уже нам ограничили ради нашего блага, конечно же.
Смотря какое давление, смотря какие условия. Если начнёт пустеть холодильник, творческие порывы сосредоточатся на найти пожрать.
Я, если честно, впереди вижу просвет, но через пустой холодильник, после того, что запрещено называть (и скоро будет запрещено думать).
Порой удивляешься, как много годного инди выходит от наших разрабов. Причём не всегда оно выглядит бюджетно, взять хотя бы из недавнего Lessaria или Of ash and steel.
А вот с крупными проектами пока беда: на это нужны деньги и тут либо выпрашивать гранты, либо на свои кровные (как 1С делают). Или находиться юридически в другой стране и не знать бед, как Mundfish/Saber/Owlcat. В противном случае есть риски повторить судьбу Лесты.
Да, но просто их будет очень мало и редко. И, как бы, если рассуждать про индустрию и какой-то «национальный геймдев», то было бы лучше много средних игр, чем минимум «шедевров».
Я, в целом, не вижу положительных перспектив. После блокировки итча, стим логичный следующий шаг и он, гарантированно, будет, здесь вопрос только времени. А после такого удара вопросы об экономической целесообразности всего предприятия усложнятся многократно. Я лично вообще без понятия как без выхода на иностранную аудиторию можно всерьёз задумываться о каком-то геймдеве.
На таком гадать сложно, я лично хочу просто верить в лучшее, потому что я просто напросто знаю сколько талантливых мастеров гейм-дева у нас есть и на что они способы. Однако я разделяю твою позицию и хочется тяжело выдохнув сказать только одно: «Увы»...
Жаль. В новостях об очередной блокировке Роскомнадзором он очень даже уместен.
Добро, спасибо, не знал! Но кажется это всё таки от случая к случаю как будто… Либо мои большие статьи кому-то было даже влом читать, чтоб модерировать 👀