В первой статье по GTA Stories я попытался сделать обзор портативный дилогии, но порой специально не затрагивал некоторые моменты, которые отличают одну версию от другой. Сейчас я постараюсь подробно рассказать о различных способах запуска игр, выделю отличительные особенности, плюсы и минусы.
PSP
Поиграть в игру так, как задумано, пройти на том устройстве, для которого она делалась. PSP перестали выпускать в 2014 году, но достать её не такая уж проблема, даже в хорошем состоянии. Стоимость колеблется от 7 000 до 10 000 рублей. Дорого ли это? Не особо, а вот диск с игрой можно найти даже за 1 000 рублей, что при цене в 250 рублей в среднем дороговато. Конечно, никто не отменял и другие возможности поиграть даже без диска, ну вы поняли),
Но стоит ли сейчас играть в классику в таком варианте? С чем же ещё придётся столкнуться при игре на PSP? Конечно же с нестабильностью FPS, который с 30 резко может упасть до 15 и ниже. Правда, настолько сильные дропы кадровой частоты могут быть не часто. В качестве утешительного приза некоторые эксклюзивные фишки, типа мультиплеера по wi-fi, который, судя по сообщениям с форумов, до сих пор работают. Только где бы ещё найти и собрать в одном месте ещё несколько человек с PSP. Задача не простая.

PS2
Обе игры через год после релиза вышли на стационарной PS2, видимо, разработчикам из Rockstar Leeds потребовалось по году для доработки каждой игры. Очевидно, что игры стали приятнее выглядеть из-за улучшенных эффектов, подтянутых текстур и увеличенного разрешения картинки. Управление на DualShok 2 стало удобнее, особенно для тех, кто до этого много играл на геймпадах.
Но, чтобы поиграть в эту версию, придётся не просто потратиться, но и заморочиться. На вторичном рынке найти PS2 тоже не проблема, но стоимость колеблется куда сильнее, чем на PSP. Помимо этого, стоит понимать, что это старая консоль, и нам потребуются необходимые кабеля и переходники, чтобы подключить нашу PS2 к современному телевизору или монитору. Ну и да, возможно качество картинки на большом телевизоре вас не обрадует. Может быть, для аутентичности надо купить старый ЭЛТ телевизор? Тогда “тот самый” игровой опыт вам точно обеспечен.

PS3 (PSN)
Обе игры так и не выпустили на некст-гене того времени, однако сервис PlayStation Network позволял играть в игры с PS2 по обратной совместимости. Графически изменений ещё меньше, чем в сравнении версий PS2 vs. PSP, но учитываем то, что это лишь эмуляция и чуть улучшенное разрешение и стабильность тут уже является неплохим бонусом. На PS3 уже давно ничего не выходит, а вторую жизнь консоль получила в виде эмуляции на РС, однако PSN на до сих пор живёт на стареньких коробках из нулевых, однако, возможно ли запустить игры по обратке, или же эта функция ограничена, мне найти не удалось.
Android / iOs
В 2015 году неожиданно для всех Rockstar выпускает GTA LCS на iOs, а пару месяцев спустя игра выходит и на Android. По традиции улучшенные текстуры версии PS2 улучшили ещё немного, дальность прорисовки повысили, стабильности добавили и даже адаптированное под сенсорные экраны управление завезли. Играется неплохо, однако у меня вызывает вопрос контроль камеры, уж слишком она консольная, не хватает резкости, и для того, чтобы осмотреться, иногда не хватает одного свайпа по экрану.
А вот историю Вика Вэнса игроки не увидели на своих смартфонах, потому что по каким-то причинам Rockstar Games не стали портировать её на мобильные системы. Поэтому у нас остаётся только эмуляция.
Эмуляция PSP и PS2 (Windows / Android)
Эмуляция PlayStation Portable уже давно перестала быть чем-то удивительным, практически любой ПК нашего времени без проблем тянет любую игру. Эмуляторы на Android тоже подтянулись достаточно быстро, потому что мобильное железо развивается очень стремительно, а разработчики применяют наработанный опыт в эмуляции со старшей системы.
Наиболее распространенным и проверенным эмулятором является PPSSPP, который позволяет запускать всё что угодно как на компьютере, так и на смартфоне. При этом эмулируемые игры получают буст в стабильности и в графике при определенных настройках софта. Локальный мультиплеер тоже функционален по заявлением любителей повспоминать былое величие геймдева, хотя признаюсь, лично я это не проверял.
Аналогичная ситуация и с эмуляцией PlayStation 2. И все плюшки этой версии с плюшками эмуляции хорошо сочетаются, поэтому именно эта версия, на мой взгляд, предпочтительнее, когда хочется поиграть в GTA VCS, которая так и не добралась до современных систем. Более того, есть не только обычные версии игры для этих консолей, но и модифицированные образы, которые дополнены русской озвучкой (правда, любительской) и улучшенными текстурами. Также есть полноценные PC адаптации, об этом стоит поговорить отдельно.
Адаптация эмулятора на PC
Что такое PC Adaptation? Это эмулятор с единственной встроенной игрой и настройками для неё. Адаптация включает настройку эмулятора для максимально комфортного игрового процесса в конкретной игре, в нашем случае GTA LCS и GTA VCS. Помимо традиционных плюшек настроек эмуляции, которые убирают мыло и разгоняют игру до 60 кадров в секунду, тут настройки управления конкретно заточены под клавиатуру и мышь. Как это играется? Если кто проходил Bully на PC, то это практически то же самое. Если кто не понял, то поясню: реализовать полноценное управление мышкой в эмуляции консоли практически невозможно, поэтому сделано что возможно, а поэтому полноценных движений мыши тут не будет и, поэтому, стрелять без автоприцела невозможно. Но что больше всего удивило, так это качественный перевод на русский язык, где уже адаптированы подсказки по управлению с учётом клавиатуры и мыши. Разработчик адаптации уделил внимание такой, казалось бы, мелочи, но эта мелочь упрощает игровой процесс, потому что не надо запоминать, на какую клавишу настроен треугольник или R1. Ну и классические улучшения текстур, разрешения и удаление мыла делают картинку приятнее.
Что по поводу стабильности? За всё прохождение адаптация вылетела раза два наверное, то есть оценка 8 из 10, если бы я тут ставил оценки. Почему не 10? Потому что некоторые миссии усложнены управлением, ибо та самая адаптация под мышку работает не так хорошо, как хотелось бы. Есть и ещё одна проблема - 60 FPS. В этом основная проблема всех, кто хочет играть в старые игры на приемлемой по современным стандартам кадровой частоте. Та же вселенная 3D серии GTA создавалась именно под 30 FPS, поэтому, когда мы принудительно повышаем кадровую частоту, в играх происходят баги или проблемы иного рода. Конкретно в PC Adaptation по-умолчанию включен режим с 60 кадрами. Поэтому какие-то миссии, где были таймеры и полоски жизни, превращались в кошмар, который мне удавалось проходить лишь на тонкой полоске или 1-2 секундах. В какой-то момент я залез в настройки адаптации поставил ограничение на 30 кадров, после чего у меня не было ни одной миссии, где таймер или плоска заполнялись слишком быстро.
Именно в таком варианте я прошёл GTA VCS для обзора на StopGame, и все скриншоты были именно с этой версии, потому что это единственная более-менее адекватная возможность поиграть в неё на PC. Всё остальное требует каких-то дополнительных усилий, танцев с бубном и прочих затрат.
PC версия
Почему Rockstar так и не выпустили дилогию Stories на PC? Мне кажется, что в первую очередь имел место быть эксклюзивный контракт с Sony, которой было необходимо продвигать PSP. По этой же причине игры не вышли на консолях конкурентов. Почему они не выпустили её позже? В 2007 году вышла GTA VCS на PS2. Через год вышла GTA 4 на PS3 и Xbox 360, это уже совсем другая эра, другая эпоха, при этом релиз был не очень удачным технически, особенно на PC, параллельно разрабатывалась новая Midnight Club, Max Payne 3, возможно уже даже Red Dead Redemption, а ещё эксклюзивная GTA Chinatown Wars для Nintendo DS. Имел ли бы хоть какой-то успех релиз дилогии, когда все уже играют в GTA 4? В тот момент нет, в долгосрочной перспективе? Тоже нет. В итоге дилогия стала заложником своей эксклюзивности и была бы практически забыта, если бы не эмуляция и фанатское сообщество.
В 2013 году собралась группа мододелов, которая взялась за перенос LCS, а позже и VCS на ПК. Примерно в то же время было выпущено несколько бета версий. А в 2019 году вышел проект “Re LCS”, который переносит Liberty City Stories на PC, при этом за основу взят движок версии GTA Vice City. Да, это как раз фанатский порт игры на другой движок ещё до GTA Vice City: The NextGen Edition. Все ссылки на него живут на любом сайте с модами, никто ничего не удалил, либо великий Штраус “один какой-то баг” Зельник не заметил этот проект, либо просто не рассчитывали когда-то вернуться к проекту.
Что включает в себя этот проект? Да проще сказать, что он в себя не включает - паромные переправы с одного острова и отсутствие полицейских миссий. В первом случае есть, хоть не достроен, но вполне функциональный мост и по нему можно проехать на другую часть города, а миссии полиции не так важны, когда цель пройти сюжет, а не всю игру на 100%.
Честно говоря, заметить, что это движок от GTA Vice City довольно сложно. Игры очень схожи по графике и физике, а тут ещё подкрутили цветовую гамму, хотя местами с этим переборщили и можно заметить чёрные облака. В игре смогли даже реализовать полноценное функциональное метро, как надземное, так и подземное, несмотря на отсутствие такой механики в GTA VC. Все изменения карты в зависимости от миссий, также реализованы. Русификатор к этому проекту тоже прикрутили. То есть, ещё раз скажу, вы реально можете пройти сюжетку LCS полностью в максимально комфортном варианте на вашем PC. Модификация неприхотливая и я её без проблем установил на свою стим-версию GTA Vice City и мог пользоваться функционалом стима, играя в GTA LCS, пусть сам стим и думал, что я играю в GTA Vice City.
А вот с GTA Vice City Stories всё куда печальнее. Игру пытались перенести на “базу” GTA San Andreas, даже выпустили несколько рабочих демо-версий, но проект так и застрял недоделанным, несмотря на то, что на некоторых сайтах есть ссылка на якобы полную версию. Я скачал и поиграл в последнюю демку, прошёл несколько миссий, что внутри? В демо-версии перенесён весь город, со всеми изменениями, которые есть в игре, то есть это не конверт карты из оригинальной GTA Vice City. Игру можно начать проходить, смотреть кат-сцены, но в какой-то момент некоторые миссии будут заканчиваться после кат-сцены без каких-то дополнительных действий игрока. Реализовали даже механику миссий-арен с изометрической камерой. Из этого делаем вывод, что каких-то проблем в процессе переноса игры не должно было возникнуть, однако заканчивается демка на том моменте, когда Виктор Вэнс должен встретить своего брата. Получается, что VCS не повезло ни в фанатском порте, ни в издании игры на мобильных системах. Безусловно стоит надеяться, что когда-нибудь фанаты снова возьмутся за этот проект и доведут его до конца, но пока остаётся только принять текущее положение дел.
Итог
Мы рассмотрели 7 основных способов прикоснуться к дилогии GTA Stories в наше время. Какие способы и для кого будут самыми подходящими?
Если вы консольный геймер и хотите пройти эти игры так, как было задумано разработчиком, в лучшем виде, но вас не пугают покупки “с рук”, лишние траты и возня с проводами, то вариант с покупкой PlayStation 2 вам подходит.
Если вы готовы прощать нестабильность игрового процесса, но играть лёжа на диване или в пути на работу или учёбу, а покупка старой консоли вас также не пугает, то берите PSP.
Если вы не хотите покупать бывшие в употреблении приставки, но имеете не самый слабый смартфон в кармане, то мобильная GTA LCS к вашим услугам, а для игры в GTA VCS потребуется эмулятор.
Если же вам наиболее удобно будет играть на клавиатуре и мыши, то вам стоит попробовать поиграть GTA VCS PC Adaptation и GTA RE LCS, это на данный момент самые удобные и самые лучшие версии для прохождении дилогии на вашем компьютере.
Если я где-то был не точен или упустил что-то важное, то прощу прощения и добро пожаловать в комментарии с дополнением информации, чтобы вместе сделать ультимативный гайд для всех, кто хочет хочет пройти GTA Stories. Буду очень рад, если после прочтения статьи кто-то решит поиграть и получит от этого много положительных эмоций.
Лучшие комментарии