14 июня 14 июн. 4 808

Огурцы на балконе

+20

Моё детство прошло в маленьком городке, и по выходным мы часто вместе с родителями ездили на дачу, чтобы заниматься огородом. Поэтому дома каждую весну у нас на подоконниках стояли огурцы. Прошло время, я уже и сам стал родителем, но дачей мы с женой не обзавелись. Да и живём мы не в маленьком городе, а в огромном мегаполисе. И вот, впервые за долгое время, неожиданно для меня, жена захотела посадить огурцы на балконе. Сказать, что я был ошарашен — ничего не сказать. Зачем заниматься этим занятием, если у нас даже дачи нет? Зачем? Чтобы просто потратить время зря?

К чему вся эта предыстория? Я встретил одну игру, которая стала для меня большим, неожиданным открытием и катализатором переосмысления собственных отношений, чего я никак не ожидал. Глядя на скриншоты, я не видел в ней ничего интересного — только медитативный геймплей и жёсткие ограничения по механикам. А немного порыскав в интернете, я выяснил, что игра получила «Лучшее повествование» на церемонии BAFTA Games Awards в 2022 году (что, по моему мнению, совершенно заслуженно). И речь сегодня пойдёт про...

641

За всю свою жизнь, я тоже переезжал больше 5и раз и мне было интересно, а как можно сделать переезд интересным?

Это база
Это база

Это медитативная головоломка, в которой ты распаковываешь коробки с вещами героини и расставляешь их по дому. В игре нет ни слов, ни диалогов — весь сюжет подаётся через предметы и пространство.

Тем не менее, при расстановке предметов по комнате у тебя открывается довольно широкий спектр возможностей куда положить тот или иной предмет и в каком виде он будет лежать. Горизонтально, вертикально, ставить предметы друг на друга — всё это кажется простым, но сделать это на полуперфекционистском уровне, чтобы не думать, влезет ли предмет на полку или не помешает ли лишний пиксель довольно сложно.

Помимо этого, анимации в игре приносят отдельное удовольствие. Например, если ты открыл дверцы шкафа и выдвинул ящики, то не сможешь закрыть шкаф, пока не задвинешь их обратно. Это, честно говоря, бесит, но до жути правдоподобно как в жизни, когда по нескольку раз открываешь и закрываешь дверцы, чтобы убрать какой-нибудь мелкий предмет вроде носков.
Отдельно стоит выделить, что в геймплее есть ограничения, которые либо появляются в процессе сюжета, либо исчезают. Например, во время жизни в общаге ты не можешь трогать и двигать чужие предметы — все свои вещи приходится расставлять вокруг соседей. А при жизни со второй половинкой, наоборот, спокойно таскаешь и переставляешь её или его вещи.

Но игра завоевала мою любовь не столько геймплеем, сколько сюжетом. И сейчас давайте очень подробно пройдёмся именно по нему.

Дальше будет почти всё описание сюжета, если не хотите его увидеть — переходите к следующей главе
Дальше будет почти всё описание сюжета, если не хотите его увидеть — переходите к следующей главе

Вся игра представляет собой нечто вроде фотоальбома, в котором мы наблюдаем комнаты героини в разные периоды её жизни. История начинается с самого детства, с момента, когда у неё появляется собственная комната. И уже на этом этапе игра задевает самые сентиментальные струны души.

Когда ты достаёшь из коробки любимую хрюшку, динозавра, фотоаппарат, блокнот с рисунками и десяток других мелочей, появляются те самые ощущения детского восторга:

  1. А что же там ещё в этой коробке?
  2. И я могу поставить это куда угодно?!
ура, моя собственная комната!
ура, моя собственная комната!

Доставая и расставляя предметы ты понимаешь что у нашей героини очень много увлечений, и фото, и рисунки и футбол и скакалка. Ей всё интересно в этом мире и на всё сейчас у неё есть время и силы.

И когда наконец расставляешь последние предметы, и остаётся только дневник, ты прячешь его под подушку, фотографируешь комнату на память и пишешь — «МОЯ комната».

Блин, да когда я в первый раз это сделал, у меня чуть слёзы не навернулись от мысли о том — что совсем скоро мой ребёнок будет в таком же детском восхищении как я сейчас. И никакие другие эмоции с этим не сравнятся когда у тебя появляется своё лично пространство. И всё это без единого слова или записки, только через предметы. (Жаль у меня так не было)

Вы получаете предметы, которые героиня принесла с собой, и даже не знаете, что это будет за предметы, и вот тут-то и проявляется ваше авторство: вы получаете контроль над пространством, в котором живет персонаж

Wren Brier, GamesHub, 2022

Ну…осталось всего лишь разложить всё это по местам :)
Ну…осталось всего лишь разложить всё это по местам :)

Следующие этапы продолжают удивлять. Первый переезд из детской комнаты в подростковую чреват неожиданными нюансами. Например, нужно как-то грамотно разложить вещи в шкаф: пижамы, футболки, нижнее бельё, носки — и на всё это нужно найти место. А его, как назло, не хватает!

Почему нельзя просто купить квартиру побольше?!

Но в этом переезде особенно бросается в глаза, что некоторые вещи героиня перевозит с собой и хранит особенно бережно. Будь то любимая мягкая игрушка, плеер, игровая приставка или рисунок — они явно значат для неё больше остальных.

Жить НЕ с родителями круто! Но как?
Жить НЕ с родителями круто! Но как?

А следующим этапом идёт жизнь в общаге с другими девушками. У каждой — свои увлечения, и теперь при переезде ты уже не можешь двигать всё, что хочешь. Приходится расставлять свои вещи вокруг чужих и постоянно искать место, а не заполнять его.

Интересно, что здесь появляются предметы и зоны, которых раньше не было. Впервые тебе нужны собственная кастрюля, ванные принадлежности. (Почему у соседок их так много? Может, они что-то знают?)

Появляются и первые бытовые неудобства. Оказывается, одежду можно вешать, но вешалок вечно не хватает — и приходится постоянно складывать вещи на полки или запихивать куда-то в шкаф.

Но этот период не без плюсов, в нём есть важное открытие: ты можешь скомбинировать свои хобби с увлечениями других людей — будь то DnD, видеоигры, косплей, рисование и многое другое. Вместе с друзьями растут и твои увлечения. Мы наблюдаем, как наша героиня постепенно начинает понимать, что для неё важно, а что нет.

И как он вообще выжил раньше без меня?!
И как он вообще выжил раньше без меня?!

Следующий переезд — к своей второй половинке, с которой приходится уживаться в быту, совсем не похожем на твой. Странные цвета предметов, ненужные (на твой взгляд) вещи, которые будто бы вообще не вписываются в комнату. Зато появляется возможность трогать чужие вещи и с этим приходит ощущение вторжения и адаптации одновременно.

Тут уже начинаешь замечать бытовые несовпадения. У него вся посуда однотонная, а твой красный дуршлаг выглядит аляповато. На холодильнике полный порядок и ничего лишнего, а ты вешаешь на него магнитик-звёздочку. Игра очень точно показывает столкновение двух бытовых привычек так, как не показывает ни одна другая. Потому что всё, что в этих коробках ТВОИ вещи. Ты их любишь, ты перевёз их из старых квартир, из прошлого. Ты хочешь сохранить их дальше.

Дом — это место, где лежат ваши вещи. Вы приходите в какое-то место, а оно пустое и еще ничего для вас не значит. Это просто четыре стены, пол и крыша. Но как только вы заполняете его своими вещами, оно вдруг становится вашим.

Wren Brier, GamesHub, 2022

И именно в такие моменты появляются первые трещины в ощущении себя. Ты ищешь, куда повесить свою награду за лучшего художника, а подходящее место для неё оказывается только под кроватью.

И в этот момент меня будто что-то кольнуло внутри, потому что у меня тоже был такой период в жизни, когда пришлось буквально «спрятать под кровать» компьютерные игры. И только выйдя из этих отношений, я понял, насколько не уважал своё собственное «я» ради другого человека. И насколько это «я» может быть принято и уважаемо в других отношениях.

В детстве она казалась гораздо больше
В детстве она казалась гораздо больше

Следующий этап у героини — возвращение в родительский дом после расставания с партнёром. У меня самого никогда не было такого периода, но расстановка взрослых вещей в своей старой детской комнате удовольствие сомнительное. Будто ты откатился на несколько уровней назад в прокачке.

Но вместе с этим открываются и забытые вещи из детства: мягкие игрушки, которые ты любил, рисунки, повлиявшие на выбор профессии. Я бы охарактеризовал этот этап как пересборку себя и своей истории чтобы двигаться вперёд.

Новый дом, новое начало!
Новый дом, новое начало!

Дальше мы переезжаем в свою собственную квартиру и впервые живём одни. При расстановке вещей сразу чувствуешь: места хватает на всё — даже есть отдельный кабинет для работы. Но после того как все коробки распакованы, в квартире впервые за всю игру становится неожиданно пусто и грустно.

И именно поэтому следующий этап — жизнь с новой второй половинкой. Немного странной и своеобразной: с яркими цветами, горшками, непонятными украшениями в китайской стилистике, но при этом с невероятно уютной атмосферой.

А цветочки тут неплохо смотрятся. И диван вполне хорошо встал
А цветочки тут неплохо смотрятся. И диван вполне хорошо встал

Что особенно трогает, так это то что у неё появляются вещи, похожие на твои! Вы оба любите видеоигры, и пусть вам не нужны две приставки, вы оба их принесли. Коллекция видеоигр удваивается, посуда оказывается из одного и того же ценового сегмента. Игра тонко показывает, как даже через быт можно найти точки соприкосновения.

Unpacking круто передаёт акценты: на что каждый человек готов тратить свои деньги и время.

У каждого свои приоритеты, никаких осуждений. Часто встречал такие "комнаты женихов" в интернетах
У каждого свои приоритеты, никаких осуждений. Часто встречал такие "комнаты женихов" в интернетах

И когда проходит и этот этап притирки совместной жизни, наступает первый по-настоящему совместный переезд с человеком, с которым ты решил связать всю свою жизнь. Игра предлагает тебе расставлять уже не только коробки героини, но и вещи её партнёра — и именно здесь она показывает новую грань: заботу о другом и принятие ответственности.

Кстати, а почему у неё коробки другого цвета?
Кстати, а почему у неё коробки другого цвета?

Переезд, это всегда шаг вперёд. И вот впервые за всю игру вам наконец-то хватает вешалок! В шкафу есть отдельные места под всё необходимое. Больше не нужно пихать вещи в неудобные уголки. Всё можно спокойно и вальяжно разложить по полкам.

А самое трогательное — у вас появляется детская комната. И вот тут игра снова попадает точно в сердце.

Естественно у меня в квартире всё не так, и у меня с маленьким ребёнком ВСЁ ВСЕГДА ЧИСТО (нет)
Естественно у меня в квартире всё не так, и у меня с маленьким ребёнком ВСЁ ВСЕГДА ЧИСТО (нет)

В момент, когда я раскладывал в игре плюшевые кубики, грызунки и подгузники по детской, я вспомнил, как совсем недавно делал это в реальности. Как собирал кроватку и украшал комнату к приезду жены из роддома вместе с дочерью. Как впервые в этой комнате играл мобиль, развлекая моего ребёнка своей музыкой.

И тут меня осенило: всё моё отношение к огурцам на балконе было сформировано исключительно логикой — холодной, рациональной, без места для чувств.

До этого момента я не понимал, что таким образом ты просто делаешь свою жизнь немного приятнее и разнообразнее. Ты не просто сажаешь огурцы на балконе — ты запечатлеваешь момент, когда тебе было по-настоящему хорошо в этом месте. Потому что, рано или поздно, как и герои игры, мы съедем отсюда, устремившись в новую жизнь, разбирая уже свои, настоящие коробки.

И если я перевезу в новую квартиру цветочные горшки с рассадой — я буду вдвойне счастлив.

Поэтому меня поразило, насколько глубоко эта игра раскрывает всё то, о чём я писал выше: от детских переживаний и взгляда на мир до выстраивания личных границ, умения любить и быть любимым, хранить воспоминания не только в голове, но и в вещах, расти и развиваться, идти на уступки — и всё это без единого слова.

А ещё она напоминает, как важно не забывать про свои хобби. На примере главной героини видно: то, что начиналось в детстве как нелепый рисунок, со временем стало профессией и превратило её в человека, который делает то, что ему нравится.

Все голубые книжки на полке, творение рук героини
Все голубые книжки на полке, творение рук героини

Думаю, именно за это игра и получила свою заслуженную награду BAFTA. За многогранность и такие близкие многим морали.

Если немного отвлечься от сюжета и просто послушать музыку, сразу понимаешь, она не какая-то запоминающаяся, но в этом как раз и её прелесть. Она простая, спокойная и помогает расслабиться.

Саунддизайн отлично передаёт звуки открывания ящиков, шуршание одежды, стук кружек, все элементы здесь работают на создание уюта. И, честно говоря, Unpacking не нужна эпичная музыка. Атмосферу каждого жизненного этапа прекрасно передаёт именно тот звук, который уже есть.

Единственная полноценная мелодия появляется в самом конце. И этого вполне достаточно.

Как и с музыкой, игре не нужны визуальные изыски, тут важна сама суть предметов. Свинка, которая с каждым переездом всё сильнее треплется, а потом становится заштопанной. Курочка с цыплятами, которая с каждым этапом обзаводится новым пушистым малышом. Пиксель-арт здесь отлично работает на создание «уютной» атмосферы, он не перенагружает и цепляет вниманием к деталям.

А на улице погодка такая хорошая
А на улице погодка такая хорошая

Отдельно я бы выделил работу со светом — будь то тёплый солнечный луч из окна или холодное освещение квартиры в небоскрёбе. Каждая локация освещена по-своему, и это точно передаёт, как героиня ощущает тот или иной этап своей жизни.

Визуал построен так, что в каждом предмете есть какие-то неприметные детали, которые чуть больше раскрывают героиню. Каждая книжка со своей обложкой, каждая коробка от игры узнаваема. На вещах можно заметить предпочтения в музыкальных группах или угадать, за какого персонажа она играет в DnD.

Достижения в виде стикеров — это отдельная любовь.
Достижения в виде стикеров — это отдельная любовь.

Unpacking изобилует мелочами, из-за которых в неё хочется возвращаться снова и снова.

Меня до сих пор удивляет, как такая простая на вид игра смогла заставить меня, взрослого мужика за 30+ годиков, переосмыслить отношения со своей второй половинкой. Это же круто! Какая же это редкость, когда игра не просто рассказывает историю, а заставляет задуматься над своей жизнью. Принять кого-то рядом. Или наоборот, найти силы, чтобы собрать себя заново и двинуться дальше.

В большей степени, чем другие игры, это совместная игра, поскольку она является своего рода зеркалом. Предметы будут иметь большее значение, если вы соотнесете их с тем, что, по вашему мнению, они могут означать, исходя из вашего опыта. Вам нужно время на размышление, вам нужно время на обдумывание, иначе вы не сможете извлечь из игры столько пользы. Это немного похоже на игру с выключенным звуком.

Tim Dawson, GamesHub, 2022

Лично я ради этого и играю в видеоигры. И я рад, что на моём пути оказалась  Unpacking. Возможно, если ты никогда не переезжал и не возил любимое растение из одного города в другой только потому, что это ТВОЙ цветок, тебе будет чуть сложнее прочувствовать весь посыл. Но если ты, как и я, прожил разные этапы, испытал разное, эта игра точно оставит свой след.

Она показывает, насколько важно не жить в стерильном, пустом и пространстве, а важно наполнять свою жизнь мелочами, которые потом станут памятью. (без фанатизма конечно)

И если однажды вам или вашей второй половинке захочется посадить огурцы на балконе, не отказывайте. Потому что именно такие штуки остаются в сердце навсегда.

Спасибо, что дочитали этот блог. И если вас тоже когда-то растрогала эта игра — поделитесь в комментариях. А если не играли и вас заинтересовал мой обзор, еще раз крайне рекомендую проект к прохождению.


641
3.9
393 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Душевненько написано и интересно строится корреляция между игрой и реальностью!

Спасибо, рад что зашёл такой подход

Ладно, убедил, поиграю

Вот написано «никаких осуждений», а осуждение прям чувствуется, хотя бы в выборе картинки максимально утрированной.

Читай также