Часто замечаю за собой одну забавную деталь — новые игры то и дело заставляют вспоминать о старых прямо во время прохождения. Сравнивать механики — нормально, но эти мысли порой перерастают в маниакальное желание что-нибудь перепройти. Clair Obscur: Expedition 33 постигла похожая участь. Никаких уколов в сторону французов, просто зов Persona 5 Royal оказался сильнее. Много лет назад оригинал привил любовь к жанру, пришло время вернуть долг. Слишком долго расширение пролежало в бэклоге. А французская игра подождёт, ведь без опыта в «Персоне» я бы её даже не попробовал.
Хотя лично пощупать серию удалось лишь с выходом Persona 5, творение ATLUS поселилось в голове сильно раньше. Прошу простить мне небольшой заход на территорию вечнозелёной травы, но я так чувствую. Вторая половина нулевых в моей деревне ничем не отличалась от девяностых, по которым ностальгируют авторы бесчисленного количества ютуб-каналов. Главный источник новых впечатлений тогда — пиратский лутбокс со сборником игр для мальчиков, продвинутая рекомендательная система — советы продавца, который как раз вчера протестировал новую игрушку. Пользуясь случаем, передаю привет парню, убедившему мою бабушку в том, что первая Mafia — подходящая игра для ребёнка. Спасибо.
Целый новый мир открылся уже благодаря «Стране Игр», подаренной на новогодние праздники. Этот мир сразу же окатил ледяной водой, оказалось, что не все игры выходят на ПК! Кто же знал, что до смерти настоящей эксклюзивности нужно было всего лишь подождать около двадцати лет? Очень может быть, что меня бы это и не беспокоило, если бы не традиция «Страны Игр» давать своим авторам слово перед чередой основных материалов. Именно там я впервые узнал о Persona, прочитав колонку Натальи Одинцовой, крайне вкусно рассказавшей о том, как всякая нечисть мешает ей ходить в школу и прокачивать отношения с друзьями в новенькой Persona 3. Так родилась мечта прожить этот опыт лично.
Ноша по себе
Все мои попытки в тексты про игры имели общую черту — я всячески старался избегать материалов о больших проектах, даже если они числились среди моих любимых. Дело это весьма неблагодарное, ухватить весь спектр впечатлений за десятки часов геймплея кажется невозможным. А уж если эти десятки переходят в сотни… Положение усугубляется, когда разговор заходит об играх монументальных, о тех, что делят индустрию и своих создателей на до и после. Пятая «Персона» как раз из таких. В этой отчаянной попытке перебороть страх таких текстов без важных уточнений не получится.
Большого опыта в японских ролевых играх не имею, особенно в пошаговых. Больше предпочитаю Kingdom Hearts и последние части Final Fantasy. Литературоведение в университете беспощадно прогуливал, поэтому профессионального подхода к оценке нарратива тоже ждать не стоит. Я здесь для личного осмысления Persona 5 Royal, для запечатления величия пройденного и для разговора об отличной игре, которую люблю всей душой.
Монументальность «Персоны» пугает. С виду обычная история про плохих взрослых превращается в нескончаемый поток рефлексии авторов о нашем обществе. Такие материи я затрагивать не хочу, за этим следует сходить к главному по ATLUS в нашей языковой среде. Вы же и так знаете, что он обитает прямо на Stopgame?
Мой казуальный взгляд не претендует на объективность и истину, эмоции вообще не про это, прошу иметь это в виду. Ну, пожалуй, и всё, время закончить с подражанием уничижительным тенденциям древнерусской литературы и перейти к этим вашим игрушкам.
Хейтеры, вы правы
Мне довелось повидать сумасшедшее количество хейтеров JRPG. Жанр пинают за отсутствие привычных элементов западных ролевых игр, скучную боёвку, затянутость, гринд, миллион решений, отторгающих новичков и бог знает за что ещё. Всё это… Правда. Всё это ещё и про пятую «Персону».
В жанре нет ничего элитарного, он не для всех, но это не значит, что его любители должны смотреть на других свысока. Японские разработчики не выглядят ребятами, что стремятся бесконечно вносить инновации в работающие вещи. Ничего удивительного — работают на аудиторию, отсюда и серии, которым комфортно в одной только Японии. Такой устаревший подход способен вызвать непреодолимую фрустрацию у любого человека.
Популярность «Персоны», конечно, куда выше уровня местечкового феномена, но это не отменяет того, что Persona 5 — пристанище архаичных решений, смириться с которыми сможет не каждый. Если не любите жанр из-за вещей, перечисленных в первом абзаце раздела, пятёрка делу, наверное, не поможет.
Королевская Persona
Persona 5 Royal — кровь от крови японских ролевых игр. У игры чудовищная продолжительность, неторопливый темп, непонятная кривая сложности и безудержная любовь к перемалыванию трижды пережёванных сюжетных событий. Игрока так медленно погружают в игровой процесс, что обучение затягивается часов на двадцать. Торопыг загадочная японская душа не ценит.
В сути своей Persona 5 делится на повседневную жизнь, забитую бытовухой, и приключения в Метавселенной, где происходит главный экшн. Боёвка — чистая математика с пошаговым избиением всякой нечисти. Рефлексы здесь не пригодятся, за напряжение отвечает не боязнь нажать неправильную кнопку, но банальная ошибка в расчётах, после которой враг получит возможность нанести фатальный удар по главному герою, смерть которого почти всегда означает откат к ближайшей точке сохранения.
Хотя весь активный геймплей и сосредотачивается на Метавёрсе, отбывать номер в повседневной жизни не получится. Действия в реальном мире влияют не только на представление игрока об окружающих его неписях, но и на успешность забегов в Метавселенную. Главный герой сражается со злом не в одиночку. В своих приключениях он обрастёт знакомствами разной степени полезности: встретит любовь, близких друзей и даже заклятых врагов. Глубина других персонажей не раскроется самостоятельно, за ручку к ней никто не приведёт. Именно вам предстоит помочь им найти себя в жизни. Чем сильнее эмоциональная связь героя и товарища, тем легче игроку в сражениях. И в этом месте, кажется, пора бы намекнуть на ещё одну важную геймплейную составляющую, увековечившую «Персону» в зале славы игровой индустрии. События Persona 5 Royal разворачиваются в течение года, за который главному герою предстоит обрести силу, найти новых друзей, победить зло, не потерять себя и не сойти с ума от дедлайнов.
Год в игре — не абстрактное понятие, двигаемое исключительно сюжетом. Только игрок решает, как распоряжаться свободными моментами жизни. Практически любое действие в игре двигает время вперёд. Друзьям и близким придётся уделять драгоценные часы, если не хочется с позором менять сложность в середине прохождения. Прокачать отношения бесконечными встречами без всяких усилий не получится. Кому-то герой покажется недостаточно харизматичным, другим не хватит доброты, а третьи и вовсе посчитают его чересчур криворуким. Для продолжения придётся получить приемлемый уровень соответствующей характеристики, это тоже занимает время. Вся эта круговерть активностей сращивается в фирменный игровой цикл, представляющий из себя современную «Персону».
Сила героев в Метавселенной напрямую зависит от событий в реальной жизни. В том числе нарративно, но раскрывать детали сюжета — кощунство, поэтому ещё немного об игровом процессе. Хотя активностей в стороне от основных забегов в Метавселенной завезли достаточно, ATLUS не забыли и про процедурно генерируемые развлечения, имя которым Мементос. Ещё один кусочек пазла, вносящий сумятицу в распорядок дня. Именно там героям предстоит гриндить классический опыт и уровни героев.
Хотелось бы обсудить и проблемы игры, поэтому я в очередной раз хочу напомнить, что описываю личный опыт. Пошаговая боёвка — не мой конёк, но излить душу всё равно нужно. Порой Persona 5 кажется дико несправедливой: это касается и геймовера из-за упомянутой выше смерти главного героя — павших членов команды можно воскресить, и непонятной кривой сложности — забег в Метавёрсе может казаться крайне легким, пока на вашем пути не встанут волны роботов, что явно в родстве с Зайцем из «Ну, погоди!». Речь о том самом побоище с роботами Окумуры — босс-вертолёт от мира Страны восходящего солнца. Сражения сложнее я в игре так и не встретил. Показалось, что геймдизайнер нарочно хотел проверить выносливость игрока: выделил всего 30 минут на бой; наполнил его бесконечными вставками, где босс бафает своих миньонов (время в этот момент, конечно же, не останавливается); и в качестве вишенки на торте заставил убивать всех врагов волны одновременно, иначе — рестарт этой же волны, пока не победишь по правилам. Такая Олимпиада, конечно, не для каждого.
Не совсем очевидная кривая сложности несколько портит впечатление от игры в моменте, но на итоговом мнении не сказывается — негатив теряется на фоне лавины захватывающих событий. Persona 5 работает: в мир, созданный ATLUS, веришь; дни в игре совершенно не кажутся филлерными и превращаются в бесконечную гонку со временем, даруя таким образом довольно уникальный опыт.
Окно в Японию
«Пятёрка» — мой проводник в мир JRPG. Она безумно стильная и здорово написана. В конце концов она просто приятно играется. Музыка, геймплей, визуал — всё работает на погружение и опыт, аналогов которому в других проектах не найти. Именно на этих столпах держится та самая монументальность «Персоны», что закрепила серию на Олимпе индустрии.
Игры из Японии любят далеко не все, это нормально. Безумный колорит отторгает многих, а чрезмерно традиционный и топорный подход к игровому процессу сужает воронку ещё сильнее. Советовать «Персону» абсолютно всем я не возьмусь. В моих силах только описать свои эмоции.
Persona — это ожившие истории из моих школьных тетрадей. Буйство красок, мелодий и впечатлений. Саундтрек игры надолго поселился в моих наушниках, а арты так и просятся на рабочий стол. Я с ходу и не назову игру, способную потягаться с эмоциональным погружением, которое предоставляет «Пятёрка». К концу игры я так привязался к товарищам, что… Впрочем, это уже спойлер. Понимаю, что игра вышла давненько, но портить впечатление новичков всё равно не хочется. Уверен, что Persona получит очередной виток популярности после успеха Metaphor: ReFantazio. Да и анонс следующей части, кажется, уже не за горами.
Игры, подобные Persona 5 Royal, раз за разом доказывают, что никакого игрового выгорания нет, а дропнутные проекты современности отправились на покой не просто так — всё-таки хочется играть, а не потреблять пресловутый продукт, состряпанный по графикам аналитиков и эффективных менеджеров, у которых представление об индустрии формируется планшетами их детей.
Игре невероятно важно создать мир, в котором у игрока возникнет желание прожить свою историю. «Персоне» это удалось, очень хочется верить, что авторы не растеряли хватку — на очереди Metaphor: ReFantazio.
Важно помнить, что голливудская постановка, известные актёры и серая мораль никогда не заменят важнейший элемент — работающий игровой процесс, но об этом, пожалуй, в следующий раз. Большое спасибо за уделённое время.
Лучшие комментарии
Персона 5 долгое время была одним из эксклюзивов, который хотелось на ПК. И вот когда он релизнулся в геймпассе я прям с головой засел на полгода.
Игра безумно крута. Музыка, визуал, геймплей, всё сделано на высшем уровне. И самое главное — у игры есть свой уникальный стиль. Когда ты смотришь на скриншот игры и сразу понимаешь, что это Персона 5, значит дизайнеры не зря ели свой хлеб. В частности половина успеха здесь это дизайн UI, на мой взгляд он один из лучших: когда каждая кнопочка имеет уникальную анимацию, персонажи и камера реагируют на изменение интерфейса и всё выполнено в едином стиле это вызывает экстаз.
Разве что лично для меня в сюжетном плане она стоит ниже 4й и 3й части. Потому есть косяки, на которые сложно закрыть глаза, а сюжет собственно Рояля оказывается сильнее истории оригинала.
Даже не пытался, честно говоря. За мнение благодарю в любом случае.
Я думал, всё это подводка к последующей аргументации — более пристальному рассмотрению основ геймплея и сценарных тропов, и тут внезапно «спасибо за внимание»
В какой-то момент я понял, что никогда не напишу про персону, если решу всё структурировать — хотел просто поделиться мыслями, потому и предупредил, что серьёзные материи затрагивать не собираюсь. Как не собираюсь и очередной обзор игры делать. Такой вот незатейлевый блог, который ни на что не претендует :)
Про характеристики — согласен, как и с частью про местную экономику, в какой-то момент миллионы девать некуда было. От бестолкового скипа дней спасала только прокачка социальных линков.
Важный вопрос к автору: хотел влиться в мир Personа и посмотрел сюжетные обзоры 1 и 2 части. Сильно ли тупо будет сначала пройти 5-ю часть, а потом 3-ю (в соответствии с очередностью выхода, учитывая переиздание)? На сколько сюжетно и персонажево они пересекаются и отсылаются?
Части не связаны между собой, разве что одним персонажем Игорем и супер супер редкими упоминаниями событий или персонажей прошлых частей. Можно начинать с любой и следовать любой.
На моей памяти в пятой персоне было дае строчки текста во время опицонального просмотра телевизора где упоминали персонажа из третьей и четвёртой персоны.
Если кратко, то: Игра прекрасная и замечательная, а почему — не скажу, потому что спойлеры.
Не убедил, короче.
Текст немного хаотичный, хотя я бы наверное также написал. Мне в Персоне 5, несмотря на всю её замечательность, немного не нравится прокачка навыков (Харизмы, Доброты, Ума...), так как когда ты все прокачал, тебе просто больше нечего делать, кроме встреч с героями. Я вроде все прокачал за первую половину игры или за первые две трети и потом немного пропало ощущение жизни в городе + необходимость в деньгах отпадает.
Два главных минусов персоны перед эксппдицией 33 это:
Аниме
Сюжет про школьников
Вообще не тупо будет стартовать с любой части, начиная с третьей, я думаю. Выше совершенно правильно написали, что игры почти не связаны между собой. Я бы, наверное, не стал начинать с четвёртой части, если не хочется о полигоны порезаться. Игра хорошая, но ходят упорные слухи, что получит ремейк, как его получила третья часть, я бы дождался его.
Думаю, наименее болезненный способ вкатиться (если такое вообще бывает в случае с этой серией) — начать с ремейка третьей части или просто с Royal.