30 апреля 30 апр. 12 1128

Комиксы: история, направления и индустрия в России

+20
Лучший блог недели
2000 ₽

Приветствую тебя случайный читатель. Должен признаться тебе, что я люблю комиксы (ну ладно, особо это не секрет, я и раньше писал о комиксах, например, о «Песочном человеке»). Но это не всегда было так, и когда-то комикс индустрия для меня ограничивалась «Гарфилдом», «Кельвином и Хобсом», а также супергероикой от «Marvel». Но пару лет назад я стал открывать мир рисованных историй для себя заново и понял, что индустрия гораздо обширнее и интереснее. И конечно у меня возникло желание разобраться откуда растут ноги у индустрии. Собственно, об этом я теперь и хочу написать. О том, как появились комиксы, в каких направлениях комикс развивался, ну и конечно, как развивалась и куда движется индустрия в России.

Часть 1. Что такое комикс. С древности до обособленного произведения.

Для начала давайте разберемся с вопросом: «А что такое комикс»? Вот сейчас вы прочитали слово «комикс» и о чем вы подумали? Что это такое? Объемная книга с кучей изображений? Тонкий журнал про супергероев? Несколько рисунков, которые вы увидели, листая ленту, на вашем телефоне? Да все это вместе! Если говорить обобщенно, то комикс — это серия изображений, в котором рассказывается какая-либо история. И да, слова здесь совсем не главное. Возьмем определение Скота Макклауда. Он писал, кто комикс — есть последовательное искусство. Ну ладно, в дальнейшем он сам себя загонял все дальше и окончательный вариант представляет собой следующее определение — иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и/или получения эстетического отклика от зрителя.

А вообще, как давно человечество начало передавать информацию посредством ряда связанных изображений? Да практически с истоков своего существования. В пещерах Индонезии были обнаружены рисунки, возраст которых составляет не менее 40 000 лет. На ней изображены фигуры, наполовину животные, наполовину люди, охотящиеся на животных, с помощью веревок и копий. Данные изображения считаются первым образцом наскального искусства с подробным и полным повествованием. Чем вам не комикс?

В дальнейшем сюжетные рисунки получали свое развитие и находили место у различных народов. Возьмем древний Египет. Да, может если и посмотреть на нее беглым взглядом, то это простой набор человеческих фигур. Но присмотритесь внимательнее, начиная от левого нижнего края и двигайтесь зигзагом. Работники собирают пшеницу, после уносят ее, быки обмалывают колосья, крестьяне отделяют зерна, проводится учет зерна и так далее. Это полноценная история, рассказывающая о сельскохозяйственной жизни древних Египтян.

Древнеегипетский "комикс" про сбор урожая
Древнеегипетский "комикс" про сбор урожая

Спустя тысячи лет, на территории Франции создается эпический Гобелен из Байе. Это гобелен длинной 70 метров, который был создан в 11 веке на котором изображены сцены из нормандского завоевания Англии.

70 метров историй об Англии
70 метров историй об Англии

Идем далее и переместимся на несколько веков лет вперед в другую часть света, на территорию нынешней Мексики. Именно здесь был обнаружен памятник миштекской культуры — «Кодекс Зуш-Наттолл». По сути, это тот же комикс, выполненный одной полосой, длинной более 11 метров, на котором рассказывается история племени миштеков и одной из самых значимых фигур Восьмой Олень Коготь Ягуара. Данный «комикс» был обнаружен в 1519 году, но точная дата его составления не известна.

Тут мои глаза сломались
Тут мои глаза сломались

Комиксы ли это? Вполне! Последовательные изображения, объединенные сюжетом и рассказывающие единую историю.

В XVI и XVII веках в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это были пересказы житий святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги, которые получили название «аллилуи». «Аллилуи» в XVI и XVII веках были широко распространены во Фландрии, Франции и Германии.

Прообраз комиксов можно найти в европейских карикатурах XVIII века. Гравюры английского художника, иллюстратора Уильяма Хогарта были крайне популярны и представляли собой серию рисунков, повествующую определённую историю. В 1730–1731 годах им была выполнена серия гравюр из шести картин под названием «Карьера проститутки», затем последовала следующая — «Карьера мота», которая была опубликована в 1735 году. В 1745 году был создан сатирический цикл «Модный брак». Появился ещё ряд других серий и в середине 50-х годов XVIII века почти в любом английском книжном магазине или небольшой лавочке можно было купить гравюры Уильяма Хогарта.

В XIX веке в Эпинале налаживается фабричное производство историй в картинках. Так, на фабрике Пеллерена было издано 600 историй, состоящих из 16 квадратных картинок с подписями. В 1830–1846 годах швейцарец Родольф Тёпфер выпускает в Женеве серию альбомов о приключениях господина Жабо и господина Крепена. Это был комикс о приключениях человека, пытающегося выдать себя за светского льва и попадающего из-за этого в нелепые ситуации. Тёпфер создал рисунки с подписями, чтобы развлечь своих учеников, и изначально не собирался их издавать. Но друг Тёпфера показал «Историю господина Жабо» еще одному знакомому — Гёте. Тот пришел в восторг, сказал, что это очень смешно и очень смело, и через пару лет в Женеве вышла книга. Данное произведение становится по факту первым комиксом, который вышел отдельным сборником в твердом переплете.

Это уже более похоже на комикс в классическом его понимании
Это уже более похоже на комикс в классическом его понимании

Одним из основоположников жанра комиксов можно также считать немецкого поэта и художника Генриха Христиана Вильгельма Буша. Его сатирические стихи в картинках обрели популярность во всем мире, а в 1865 году в Германии вышла самая популярная история в картинках XIX века — «Макс и Мориц», которая переводились в том числе на русский язык.

Российское издание "Макс и Мориц"
Российское издание "Макс и Мориц"

И вот примерно в это время стоит разделить рассказ об истории комикса на 2 течения: американское и европейское. И сперва я буду рассказывать про американский комикс.

Часть 2. Комиксы захватили Америку.

Если говорить о комиксах в Америке, то одним из первых изданий стал нелегальный перевыпуск комиксов Рудольфа Тёпфера, которые начали выходить в 1842 году в газете «Brother Jonathan». Данный комикс считается первым напечатанным в Америке. И в первое время американская комикс индустрия основывается на перевыпусках европейских комиксов в газетных изданиях, а после выпускаются сборники в твердых переплетах.

Глядя на работы европейских художников американские решили не отставать и в 1849 году выходит 63-х страничный альбом под названием «Путешествия к золотым раскопкам Иеремии Сэдлбэгса» за авторством Джеймса и Дональда Ридов. Данный альбом рассказывает о путешествии в Калифорнию мистера Сэдлбэгса, во время которых он сражается с аллигатором, присоединяется к пиратам, попадает в плен к военным, отправляется на поиски золота и проживает другие приключения.

Но такие издания были не сильно распространенными и комикс индустрия была ограничена, но она получила свое дальнейшее развитие с появлением журналов «Puck», «Judge» и «Life», где публиковались юмористические рассказы, истории в картинках и комиксы. Однако эти журналы были доступны только образованной и достаточно богатой аудитории.

Появление новых технологий печати, позволило легко и дёшево воспроизводить изображения, что способствовало росту популярности американских комиксов. Одним из таких комиксов принято считать «Маленькие Медвежата». Данные комикс-стрипы увидели свет в 1892 году в журнале «The San Francisco Examiner». Автором комикса является Джимми Суиннертон. И этот комикс является одним из первых, где в качестве персонажей выступили говорящие животные. Позже Суиннертон перешел на работу в газету Рэндольфа Херста «New York Journal», где в 1898 году запустил серию «Маленькие тигрята».

Как видим, для текста используются речевые пузыри
Как видим, для текста используются речевые пузыри

Еще одним известным автором комиксов является Ричард Ауткольт, который работал в газете Джозефа Пулитцера (того самого, в честь кого вручают премию журналистам). В издательстве «New York World» размещается комикс Ауткольта под названием «Аллея Хогана». Одним из персонажей становится «Желтый малыш». 25 октября 1896 года «Жёлтый малыш» произнёс свои первые слова в уже столь нам знакомом «пузыре» (до этого слова писались на его рубашке). Комикс обрел такую популярность, что тиражи стали увеличиваться и произошла «война» между издательствами. «New York Journal», переманили к себе Ауткольта, а Пулитцеру пришлось на 2 года вступить в судебные тяжбы, чтобы оставить за собой право на издание «Аллеи Хогана».

А в "Жёлтом малыше" текст написан на его одежде
А в "Жёлтом малыше" текст написан на его одежде

Дальнейшее развитие комикса связано с появлением отдельных самостоятельных журналов, в основном юмористического характера. В 1929 году издательство «Dell Publishing» опубликовало первый выпуск 16-страничного издания «The Funnies». В нем были представлены оригинальные материалы, и он продавался в газетных киосках. Комикс выходил до 1930 года и включает в себя 36 выпусков.

В 1933 году выходит комикс «Funnies on Parade», который печатался на 8 страницах в виде журнала на газетной бумаге. Однако вместо того, чтобы использовать оригинальный материал, он перепечатал в цвете несколько комиксов, которые были лицензированы. Из интересного то, что данный комикс не продавался, рассылался бесплатно в качестве рекламной продукции потребителям, которые отправляли по почте купоны, вырезанные из рекламных буклетов «Procter & Gamble». Рекламная кампания оказалась успешной, и в том же году компания Eastern Color выпустила аналогичные журналы для Canada Dry, Kinney Shoes, и других брендов. Тираж их составлял от 100 000 до 250 000 экземпляров. В 1933 году опубликован 36-страничный «Famous Funnies: A Carnival of Comics», который историки считают первым настоящим американским комиксом. Распространение осуществлялось через сеть универмагов «Woolworth’s», по цене в 10 центов.

Сборник юмористических комиксов 
Сборник юмористических комиксов 

Следующей значимой вехой становится 1935 год, когда Малкольм Уилер-Николсон основал компанию «National Allied Publications», (в последствии компания объединялась с другими компаниями, меняла названия, но теперь она известна как «DC Comics») и выпустил «New Fun № 1». Это был 36-страничный журнал в котором печатались комиксы о забавных животных, драма, вестерны и приключения. В том же 1935 году в комиксе стали публиковаться работы Джерри Сигела и Джо Шустера.

Эти же люди произвели настоящую революция в индустрии. Именно тогда на полках появился комикс, на обложке которого читатели могли лицезреть спортивного мужчину, одетого в синий костюм, красные ботинки, трусы поверх костюма (извините за это) и плащ. На груди у него красовалась буква «S», а над головой он держал автомобиль. Да, именно тогда в «Action comics № 1» читатель познакомился с Суперменом. Именно тогда начался Золотой век комиксов. Тогда начался Золотой век супергероики.

Знаковая обложка, которую в последствии не раз перерисовывали
Знаковая обложка, которую в последствии не раз перерисовывали

Появление такого персонажа стало настоящим фурором и породило в обществе запрос на супергероев. Не менее значимым стало появление более темного персонажа комиксов. В мае 1939 года в «Detective comics № 27» появился крестоносец в плаще, более известный как Бэтмен, созданный Бобом Кейном и Биллом Фингером. Популярность нового направления в комиксах привела к тому, что новые сверхлюди стали появляться в огромных количествах самыми разными компаниями. Как пример «Fawcett Publications» стали выпускать собственные комиксы про такого супергероя как «Капитан Марвел». (Нет, «Marvel» тут не причем. И да, этот герой дошел до наших дней и даже получил свой собственный фильм. Сейчас он известен как «Шазам»).

"Капитан Марвел" до того как это стало "Шазам"
"Капитан Марвел" до того как это стало "Шазам"

В это же время начинают появляться супергеройские команды. Первой такой командой стало «Общество справедливости Америки». Первое появление произошло в 1940 году в «All star comics № 3». Первоначальными членами команды были Доктор Фейт, Часовой, Спектр, Песочный человек, Атом, Флэш, Зелёный Фонарь и Человек-ястреб.

И говоря про комиксы, стоит сказать, что это был тот медиум, что отвечал на запросы общества и всегда поднимал важные темы. В 1929 году случается финансовый кризис, который получает название «Великая Депрессия». Комиксы же, как ответная реакция на изменение общества сперва становится юмористическим форматом. А после появляются 2 самых значимых супергероя. Во-первых — супермен, который как «супер» представляет из себя символ спасения и борется с представителями «высшего класса», (не зря его главным противником становится богач Лекс Лютор) и как «человек» является представителем среднего класса, обычный журналист. Во-вторых — Бэтмен, который хотя и является выходцем из богатой семьи, но тем не менее свои способности и деньги он тратит на помощь простым людям и борьбу с преступностью.

I Am the Night
Am the Night

И комиксы продолжают выступать рупором своего века. В 1939 году мир оказывается охвачен пожаром войны, которую в тот момент развязала нацистская Германия. И комикс индустрия отражала настроение народа. В 1939 году Мартин Гудмен открыл «Timely Publications» (который в 1960-е будет переименован в более привычный всем «Marvel»). В декабре 1940 года публикуется комикс «Captain America Comics #1», в котором впервые появляется герой «Капитан Америка» (придуман Джеком Кирби Джо Саймоном) и на обложке он отвешивает хук Адольфу Гитлеру.

После войны, когда человечество создало атомные бомбы, а основной темой стала ядерная энергетика стали появляться супергерои атомного века. Например, «Атомный человек», который получил свои силы после неудачного эксперимента с Ураном-235. А другие супергерои находят себе новых противников в лице коммунистической доктрины и так называемой «красной» угрозы. Отныне роль противников берут на себя советские и китайские шпионы, разведчики и суперсолдаты.

В дальнейшем в индустрии происходят большие изменения, тяга к супергероике у населения проходит и популярность набирают иные жанры. Теперь балом начинают править ужасы, криминал, научная фантастика, подростковый юмор, романтика и вестерн. Например, Джо Саймон и Джек Кирби работают над комиксом «Юный роман».

Истории о любви
Истории о любви

Примерно тогда же, в конце 40-х — начале 50-х комиксы оказываются в центре скандалов. «Обеспокоенные» борцы за мораль и нравственность стали обвинять комиксы во всех грехах земных, но в первую очередь в развращении молодежи. (В целом знакомая картина, которая потом будет повторяться с тяжелой музыкой, настольными играми, привет «Подземелья и драконы», играми, привет «DOOM» и «Дока 2»). На волне всеобщего недовольства комиксами проводились их массовые сжигания, а в некоторых городах комиксы даже были объявлены вне закона.

Что-то мне это напоминает, но да ладно
Что-то мне это напоминает, но да ладно

Усугубилось все еще сильнее, когда в 1954 году была опубликована книга Фредерика Вертэма «Соблазнение невинных». В данном, хм, «поделии» Вертэм обвинял Бэтмена и Робина в пропаганде гомосексуалии, Чудо-женщину в пропаганде лесбиянства, а Супермена в пропаганде фашизма и идей о сверхчеловеке. Впрочем, сам текст не выдержал никакой критики со временем, поскольку имело место манипулирование, искажение и преувеличение фактов. Например, про гомосексуальность «Бэтмена» и «Робина» говорили открытые геи, которые состояли в отношениях. А выборку подростков-фанатов комиксов с психическими проблемами он проводил в психиатрической клинике.

Но на тот момент книга привела к волнениям и даже послужила катализатором проведения слушаний в подкомитете по делам несовершеннолетних о непристойности комиксов. По итогу был создан орган под названием «Управление по контролю за содержанием комиксов». Данный орган разработал так называемый «Кодекс комиксов», проводил оценку комиксов согласно своим критериям и выдавал печать одобрения. Фактически это была цензура комиксов, и те комиксы, которые не получили ободрение розничные продавцы не принимали для продажи.

Без вот этой бирки комиксы не хотели брать в продажу 
Без вот этой бирки комиксы не хотели брать в продажу 

Дальше хочу привести выдержки из «Кодекса комиксов»:

· Преступления никогда не должны преподноситься таким образом, чтобы вызывать сочувствие к преступнику, подрывать доверие к силам закона и правосудия или вдохновлять других на подражание преступникам.

· Сцены чрезмерного насилия должны быть запрещены. Сцены жестоких пыток, чрезмерного и ненужного применения ножей и огнестрельного оружия, физических страданий, кровавых и ужасных преступлений должны быть исключены.

· Преступники не должны изображаться в привлекательном свете или занимать положение, вызывающее желание подражать им.

· Полицейские, судьи, государственные служащие и уважаемые организации никогда не должны представляться таким образом, чтобы вызывать неуважение к установленным авторитетам.

· Не допускаются сцены ужасов, чрезмерного кровопролития, кровавых или жестоких преступлений, разврата, похоти, садизма, мазохизма.

· Ни один журнал комиксов не должен использовать в названии слова «ужас» или «страх».

· В каждом случае добро должно торжествовать над злом, а преступник должен быть наказан за свои проступки.

· Если преступление изображается, то как отвратительное и неприятное занятие.

· Сцены, связанные с ходячими мертвецами, пытками, вампирами и вампиризмом, упырями, каннибализмом и оборотничеством, запрещены.

· Запрещены ненормативная лексика, непристойности, неприличная лексика, вульгарность, а также слова или символы, приобретшие нежелательное значение.

· Женщины должны быть нарисованы реалистично, без преувеличения каких-либо физических качеств.

· Наводящая на размышления и непристойная иллюстрация или вызывающая поза неприемлемы.

· Обнажение в любой форме запрещено, как и непристойное или чрезмерное обнажение.

· Незаконные сексуальные отношения не должны ни упоминаться, ни изображаться. Сцены изнасилования, а также сексуальные отклонения недопустимы.

· Сексуальные извращения или любые намеки на них строго запрещены.

· Соблазнение и изнасилование никогда не должны быть показаны или предложены.

В целом, многое было запрещено. И данный «Кодекс» продолжал действовать длительное время и только в начале 2000-х издатели стали отказываться от него. (Хотя фактически стали отходить от его положений и раньше).

Движемся дальше по хронологии. Настал 1956 год и в индустрии принято считать, что в этот момент закончился Золотой век комиксов и начался его Серебряный век. Поворотным моментом в истории принято считать выпуск комикса «Showcase № 4», когда DC представили обновленную версию своего героя Флэша.

Обновленный герой
Обновленный герой

В целом же, историю комиксов «DC» в этот можно описать как переработку и перевыпуск своих старых персонажей. Рассмотрим это на примере Зеленого фонаря. Фонарь золотого века имеет у себя фонарь, (логично) который сделан из упавшего зеленого метеорита и который обладает магической силой. У него есть кольцо, которое заряжается от магического фонаря. Фонарь серебряного века получил свои способности от упавшего с неба кольца, которые создали космические создания. У него также есть космический фонарь, который его заряжает, но теперь главной силой носителя становится его сила воли.

Встреча поколений Золотых и Серебряных 
Встреча поколений Золотых и Серебряных 

Такая же судьба постигла и «Общество справедливости Америки», его место заняла «Лига справедливости Америки». Начала развиваться концепция параллельных миров. Золотой век стал «Землей-2», а серебряный век «Землей-1». (Впрочем, в дальнейшем происходят глобальные события, миры смешиваются и золотой век становится предшественником серебряного и в комикс вселенной).

На волне успехов в возрождении супергероев «Marvel Comics» активизирует выпуск своих собственных оригинальных героев (некоторые, впрочем, тоже были обновлением старых героев, например, Человек-факел). На волне успеха командной «Лиги справедливости Америки» Мартин Гудман поручает Стэнли Либерту (более известному как Стэн Ли) создать комикс о команде супергероев, в результате чего в ноябре 1961 года появилась «Фантастическая четвёрка». Совместными усилиями сценариста и редактора Стэна Ли и художников Джека Кирби и Стива Дитко, Marvel начала свой путь к известности. «Фантастическая четвёрка» стала прорывом своего времени, из-за того, что супергерои стали более человечными. У них появились свои недостатки, страхи, они ссорились между собой.

Революция мира комиксов 
Революция мира комиксов 

Благодаря усилиям «Marvel» появляются знаковые герои, которые оказывают влияние на наш мир до сих пор: Человек-паук, который был простым школьником, получившим суперсилу (а какой школьник как тогда, так и сейчас не хочет этого?), Люди-Икс, которые стали метафорой притесняемых меньшинств, потому что они были не такими как все, Халк, Тор и множество других персонажей, которые плотно вошли в нашу культуру. И все это во многом благодаря Стэну Ли, который выработал свой уникальный авторский стиль, а также таким авторам как Джек Кирби, Стив Дитко, Джон Ромита старший, которые выработали узнаваемый стиль и придумывали новые способы демонстрации происходящего на страницах комиксов.

В это же время, на фоне развивающийся цензуры набирает оборот самостоятельно издаваемые комиксы. Такие комиксы носят социально значимый или сатирический характер. Они отличаются от популярных комиксов тем, что в них изображается запрещённый контент, в том числе откровенное употребление наркотиков, секс и насилие.

Глоток свободы в век цензуры
Глоток свободы в век цензуры

Но ничто не может продолжаться вечно и серебряный век также подошел к концу. И единого мнения о том, когда подошел его конец нет. Часто встречается версия, что переход стал динамичным процессом, который сложился из ряда факторов и явлений, но который начался в 1970 году. Одним из таких явлений стал выпуск в 1970 году «Зеленого фонаря», который столкнулся с бедностью и неуверенностью в себе. Другим таким событием можно назвать выход в 1973 году комиксов «Человек-паук № 121-122» в котором погибает давняя подруга и любовь Питера Паркера — Гвен Стейси. И тут мы видим, что отныне супергерои перестали быть «Супер». Отныне герои не всесильны, они могут ошибаться и терпеть поражения.

Смерть Гвен Стейси как символ перемен  
Смерть Гвен Стейси как символ перемен  

Помимо этого, происходят изменения в «Кодексе комиксов», отныне можно демонстрировать употребление наркотических средств (но только в негативном ключе), разрешено показывать сверхъестественных существ. Это повлекло за собой появление новых сюжетных линий. В 1971 году Стэн Ли подсаживает Гарри Осборна на наркотики, а позднее и напарник Зеленой стрелы становится зависим от героина. Выходят новые серии комиксов, которые берут в свою основу элементы хоррора и мистики: «Призрачный гонщик», «Болотная тварь», «Гробница Дракулы».

И помните. Наркотики - плохо
И помните. Наркотики - плохо

Кроме этого, стали выходить новые серии, основанные на бульварных романах. В 1970 году «Marvel» опубликовала первый выпуск комикса о персонаже Роберта Говарда «Конане-варваре», который стал успешен и послужил выходу других серий: «Красная Соня», «Соломон Кейн». Стали выходить комиксы по популярным франшизам: «Звездные войны», «Индиана Джонс», «Трансформеры», да даже музыкальная группа «Kiss» получила свою комикс-адаптацию. Тогда же в Америке стали перепечатывать популярный французский журнал комиксов, получивший название «Heavy metal».

Тогда даже у роботов появилась грудь
Тогда даже у роботов появилась грудь

Из комикс индустрии уходят многие знаковые личности, открывая дорогу новым, молодым талантам, среди которых: Берни Райтсон, Джим Апаро, Джим Старлин, Джон Бирн, Фрэнк Миллер, Джордж Перес и Говард Чайкин. Концом же бронзовой эпохи принято считать 1985–1986 года, когда произошел ряд крупных событий в комиксах, так у «DC» произошел крупный кроссовер «Кризис на Бесконечных Землях», который изменил вселенную, а у «Marvel» прошел кроссовер «Секретные войны». Но самое главное, что вышли новые комиксы, которые деконструировали жанр супергероики. «Возвращение темного рыцаря» Миллера и «Хранители» Мура изменили все.

Век новых героев. Темный век
Век новых героев. Темный век

С этого начинается современный период комикса (хотя кто-то называет его темным веком в связи с возросшим уровнем серьезности). И действительно, тот же «Темный рыцарь» показывает нам более мрачную версию Бэтмена, который просто одержим своей миссией. «Хранители» показывают нам альтернативную версию с супергероями без суперсил (ну кроме Манхеттена), которые могут привлекать, отталкивать, просто вызывать отвращение, но самое главное, что все они были неоднозначны.

В соответствии с более темными, серьезными и взрослыми сюжетами появляются и новые персонажи. Алан Мур перерабатывает «Болотную тварь» и придумывает Джона Константина, про которого в последствии выходит сольный комикс «Hellblazer» за авторством Джейми Делано, Гарта Энниса и других авторов. На первый план выходят антигерои, жестокие и кровавые. Если раньше Росомаха или Каратель выступали как гостевые персонажи в разных сериях, то теперь они стали полноправными членами вселенной и обзавелись собственными сериями. Для таких новаторских и неоднозначных вещей создавались отдельные лейблы: «Marvel MAX», «Vertigo».

Тогда же происходит британское вторжение в индустрию. В издательствах США начинают печататься ставшие знаковыми личности: Алан Мур («Хранители», «Болотная тварь», «Бэтмен: убийственная шутка»), Гарт Эннис («Hellblazer», «Проповедник», «Пацаны», «Каратель»), Уоррен Эллис («Трансметрополитен»), Нил Гейман («Песочный человек»), Грант Моррисон («Бэтмен», «Роковой патруль»).

Наплыв английских комиксистов оказал влияние и на сюжеты. Джон Константин - британец
Наплыв английских комиксистов оказал влияние и на сюжеты. Джон Константин - британец

Активно стали формироваться новые издательства, работающие по новым правилам, одним из таких стало издательство «Image», которые в отличие от крупных игроков на рынке оставляли за авторами права на созданных ими персонажей. Из-под крыла «Image» вышли такие вещи как «Спаун» Тодда МакФарлейна, «Ходячие мертвецы» Роберта Киркмана, «Сага» Брайана Вона.

Про него я уже писал отдельно
Про него я уже писал отдельно

Сами же комиксы настолько плотно стали частью нашей культуры, что стали оказывать влияние на другие медиа. В 1989 году на экранах выходит фильм «Бэтмен» от Тима Бертона, которые получили несколько продолжений. В 1998 году по лицензии Marvel выходит фильм «Блейд», который получил 3 номерные части, в дальнейшем выходили еще кучи фильмов с героями издательства, а в 2008 году вышел «Железный человек», который положил начало киновселенной, которая собирает перед своими экранами миллионы людей, а фильм «Мстители: финал» является одним из самых кассовых фильмов в истории, собрав более 2 миллиардов долларов в прокате. Даже те, кто никогда не читал комиксов массово повалили в кинотеатры, что увидеть приключения героев. Они ушли в народ.

Ну и пара рекомендаций, с чем стоит ознакомиться. (Писать буду про издания, которые вышли официально на русском языке). Для тех, кого заинтересовал золотой век стоит почитать сборник «Супер странные герои», в котором находятся истории о забытых героях, придуманных на волне их популярности в 30–40-е годы. Хорошим вариантом будет являться сборники «Лучшее» от Стена Ли и Джека Кирби, где прослеживается их работа и изменение в комиксах золотого и серебряного века. Там нашлось место не только супергероике, но и фантастике, вестерну и военным историям. Для тех, кто хочет познакомиться с истоками супергероики Marvel могу порекомендовать сборники «Классика Marvel», где напечатаны первые выпуски о таких супергероях как «Человек-паук», «Тор», «Халк» и другие.

Из комиксов нового времени внимания заслуживают «Хранители», «V-значит Vендета», Мура, «Hellblazer», Энниса, «Трансметрополитен» Эллиса, «Золотая коллекция Marvel», где собраны самые знаковые работы студии.

Часть 3. Комиксы в Европе и франко-бельгийская школа.

Если говорить о европейских комиксах, то статья может растянуться на целую книгу, поскольку практически у каждой страны есть свои собственные комиксы. Одними из наиболее крупных направлений комиксов являются: франко-бельгийские, которые называют «Bande dessinée», или сокращенно BD (нарисованные полосы на русском), испанские, которые называют «historietas» и итальянские, которые называют «fumetto». Но все-таки франко-бельгийское направление стало самым знаменитым в наших краях, в связи с чем я и буду больше писать о нем.

Начало свое BD также берут от работ Тёпфера и Буша. В дальнейшем их работу продолжили художники-карикатуристы, которые рисовали последовательные картинки, объединенные единым сюжетом с пояснениями и диалогами, расположенными под рисунками. Одним из таких художников является Эммануэль Пуаре, который известен под псевдонимом Каран д’Аш. (Да, я его упомянул из-за его прозвища).

В начале XX века комиксы печатались в газетах и журналах и не выходили в качестве самостоятельных произведений и носили юмористический характер. Одним из первых, опубликованных комиксов стал «Бекассин», комикс о служанке, который увидел свет в феврале 1905 года в журнале «La Semaine de Suzette». Другим известным комиксом стал «Никелированные ноги», про 3 мужчин бездельников. Комикс выходил в газете «L’Épatant» с 1908 года.

Бекассин 
Бекассин 

В 1920-х годах, после окончания Первой мировой войны, французский художник Ален Сен-Оган начал карьеру профессионального карикатуриста, создав в 1925 году успешный комикс «Зиг и Пьюс». Сен-Оган был одним из первых франкоязычных художников, в полной мере использовавших техники, популяризированные и сформулированные в Соединённых Штатах, такие как речевые пузыри. Но тем не менее, еще длительное время французские художники использовали формат надписей под изображениями.

Буквально "Тонкий" и "Толстый" 
Буквально "Тонкий" и "Толстый" 

В 1929 году в журнале «Le Petit Vingtième» появляются первые комиксы о бельгийском репортере Тинтине, за авторством Жоржа Проспера Реми, известного под псевдонимом Эрже. В своей первой истории Тинтин отправляется в командировку в Советский Союз, но по пути на него начинает охоту ОГПУ, его обвиняют в подрывной деятельности, арестовывают, приговаривают к расстрелу, он неоднократно сбегает от злых ОГПУ, проникает в ряды РККА, угоняет самолет. (И да, комикс носит явный антикоммунистический характер). В мае 1930 года комикс выходит полностью, после чего его сразу издают в одном томе в твердом переплете. Это становится одной из отличительных черт франко-бельгийского комикса. А сам «Тинтин» становится образцом и архетипом европейского комикса.

Суровые советы против журналистики
Суровые советы против журналистики

После этого, на волне успеха «Тинтина» начинают выпускать журналы, посвященные именно комиксам. Они отходят от приложения к газетам и становятся самостоятельной формой. Одним из таких журналов стал «Spirou», первый выпуск которого выходит в 1938 году. В данном комиксе печатались как переиздания американских комиксов (Супермен, Дик Трейси), так и оригинальные истории.

Спиро - мальчик портье
Спиро - мальчик портье

Интересная история связана с комиксами в период Второй мировой войны. Когда Германские войска захватили Францию и Бельгию, то они запретили американские комиксы за их сомнительное содержание (а кто-то еще обвинял Супермена в пропаганде нацизма). Но к тому моменту читатели так прониклись приключениями американских супергероев, что редакции журналов просили местных художников закончить истории любимых героев. Например, выходило французское продолжение «Флэша Гордона» и «Супермена». Впрочем, и это продолжение было запрещено немцами.

Похождения Флэша Гордона
Похождения Флэша Гордона

В послевоенные годы индустрия восстанавливалась и многие издательства закрывались, но часть старых изданий стойко перенесла изменения и продолжали активно публиковаться, как например журнал «Spirou». Журнал стал привлекать новых художников, среди которых были Эдуард Паапе, Виктор Хубинон.

Но война оказала большое влияние на индустрию, поскольку после войны многие художники, которые продолжали свою работу в период оккупации были обвинены в коллаборационизме и пособничеству с немцами, и даже были заключены в тюрьму. Однако большинство вскоре были освобождены без предъявления обвинений. Среди таких был, например, Эрже. Он продолжил свою работу и в 1946 году начинает работу над еженедельным журналом «Тинтин». А в 1950 году он основывает студию «Эрже», где становится наставником для новых художников. Среди них Роберт Франс Мари Де Мур (псевдоним Боб де Мур), Жак Мартен, Роже Лелу, которые как помогали Эрже с приключениями Тинтина, так и работали над собственными сериями.

Издаваемый Эрже журнал
Издаваемый Эрже журнал

Помимо этого, в послевоенные годы начался приток комиксов из-за рубежа, в первую очередь из Америки. В связи с чем, в 1949 году был принят «закон о публикациях, предназначенных для молодежи». И как всегда, прикрытием было обеспокоенность за моральное и нравственное состояние молодежи и желание защитить подрастающее поколение от тлетворного влияния насилия, секса и прочих прелестей жизни. Из-за данного закона даже закрывались журналы, например, издание «Fantask», в котором публиковались переводы комиксов «Marvel». Под нож попали также несколько французских издательств, за несоответствие политике страны. Таким образом комиксы стали подвергаться цензуре со стороны правительства.

Но конечно индустрия не стояла на месте и издания появлялись и умирали. Одним из самых популярных изданий стал, появившийся в 1959 году журнал «Pilote» в котором стали публиковать комиксы о приключениях «Астерикса и Обеликса». В журнале работали многие знаковые личности того времени, например, Рене Госинни, Жан-Мишель Шарлье, Жан Жиро (более известный под псевдонимом Мебиус).

Следующим этапом в развитии франко-бельгийского комикса связан с политической жизнью во Франции. В мае 1968 года начавшись с протестов студентов против условий обучения в университетах и репрессий правительства события перешли к крупнейшей национальной забастовке, которая заставила президента де Голля сбежать из страны и практически привело к революции. Данное событие оказала влияние на политическую жизнь, а также на развитие политической мысли и появлению радикальных взглядов.

Рабочие на забастовке
Рабочие на забастовке

И мир комиксов ответил на эти социальные потрясения. Стали появляться журналы, ориентированные на взрослую аудиторию. Одним из первых изданий стал журнал «L'Écho des Savanes», вышедший в мае 1972 года, за который отвечали Клэр Бретешер, Марсель Готлиб и Никита Мандрыка.

Одно из первых взрослых изданий
Одно из первых взрослых изданий

Другим важнейшим событием для индустрии становится основание Мебиусом, Жан-Пьером Дионне, Филиппом Дрюйе и Бернаром Фаркасом. в декабре 1974 года издательства «Les Humanoïdes Associés», которые начинают выпускать издание для взрослых «Métal Hurlant» (кричащий металл). Комиксы отличались сложной графикой, кинематографическими образами и сюрреалистичными сюжетными линиями. Издание стало популярным и добралось в другие страны, так он переиздавался на английском языке в США под названием «Heavy Metal», а в Германии он был опубликован под названием «Schwermetall». Автор «Métal Hurlant» Мебиус является одним из наиболее влиятельных авторов BD, награжденный орденом «За заслуги» за вклад в искусство, орденом «Искусства и литературы высшей степени».

Культовая вещь 
Культовая вещь 

Это были одни из самых первых и влиятельных изданий, которые были направлены на взрослую аудиторию, которые послужили примером и вдохновением для новых издательств, авторов и художников. Эти новые издания и их авторы изменили не только мир комиксов, но и восприятие этого жанра во французском обществе в 1970–1980-х годах. Признавая влияние BD власти страны начали содействовать его продвижению как подлинного вида искусства, в том числе этому поспособствовал министр культуры Джек Ланг. В 1980–1990-х годах BD получил официальный статус во французской Классификации искусств как «Девятое искусство». BD стали признанной частью французской культуры в целом.

И в целом история франко-бельгийских комиксов так и продолжается. Комиксы были признаны искусством, стали национальным достоянием. Появляются новые издания, которые приковывают к себе читателей. Появился даже музей, посвященный комиксам. В 1989 году основан «Бельгийский центр комиксов», который является крупнейшим музеем комиксов в Европе.

Отдельно также хочу рассказать про Британский сборник историй «2000AD». Данное издание вышло в 1977 году и был направлен на подрастающее поколение и привлекал внимание даже старшего поколения. Одним из самых главных открытий этого комикса стал «Судья Дредд», посвященный работе одновременно судьи, присяжного и палача. Комиксы про Дредда уделяют внимание вопросам справедливости, соразмерности наказания и полицейской жестокости.

I am the law
I am the law

И рекомендации из того, что стоит почитать. На русском языке изданы приключения Тинтина, в том числе его путешествие в СССР. Активно издаются работы Ходоровски, тут у нас «Инкал», который проиллюстрирован Мебиусом, «Метабароны» и другие популярные серии. Еще «Азбука» обещает выпустить на русском языке сборник из работ Мебиуса и сборник из лучших работ журнала «Métal Hurlant». Из более близкого к нам стоит почитать нуарный «Блэксед», посвященный приключениям кота детектива.

Часть 4. Азиатские комиксы.

Одним из первых исторических памятников японского комиксного дела принято называть сборник из 4 свитков «Тёдзю-дзинбуцу-гига» (карикатуры на животных и людей), на которых были изображены антропоморфные животные. Сами свитки датируются XII–XIII веком, автором их считается монах Тоба Содзё.

Борьба зайца и лягушки 
Борьба зайца и лягушки 

Следующая веха в истории становления манги связана с живописью. Так, продолжая традицию, заложенную в «Тёдзю-дзинбуцу-гига» художники стали работать в стиле тоба-э. Это были карикатурные изображения, посвященные животным, которые занимались людскими делами. Такие изображения приобрели популярность в XVIII веке. Тоба-э издавались в виде книг, собранные в формат «гармошки», чтобы представить большее количество изображений в компактном и удобном формате. Это позволило художникам создавать более длинные и связанные повествования.

Изображение тоба-э
Изображение тоба-э

Другим жанром, оказавшим влияние на становление манги становится укие-э. Его художники создавали гравюры на дереве и картины на такие темы, как женская красота, актёры кабуки и борцы сумо, сцены из истории и народных сказок, сцены путешествий и пейзажи, флора и фауна, а также эротика.

Стиль укие-э
Стиль укие-э

Одним из прародителей манги можно также считать кибёси, который представляет из себя жанр японской иллюстрированной книги, содержащей в основном юмористические, сатирические и романтические темы. Они выпускались в XVIII–XIX веках и пользовались у японских читателей большой популярностью. Эти книги отличались от обычных книг с иллюстрациями, тем, что в кибёси роль изображения была не менее важной, чем роль текста. Текст был расположен отдельными блоками, а специальные значки помогали определять порядок чтения.

Рисунки с надписями кибёси
Рисунки с надписями кибёси

Одним из памятников манги того периода является так называемая «Манга Хокусай». Тут важно учитывать, что на тот момент слово «манга» имело иной смысл и обозначал «набросок». Сама «манга» представляет из себя сборник работ художника Кацусики Хокусая и состояла из 15 томов, которые выходили в период с 1814 по 1878 год. Само произведение обрело успех не только в Японии, но и за ее пределами.

Манга Хокусай
Манга Хокусай

Еще одним фактором развития манги стало то, что в середине XIX века Япония отходит от политики изоляционизма и в страну стала проникать европейская и американская культура. В том числе карикатурные издания и комиксы. Японский читатель стал знакомиться с американскими изданиями через переводы. Выходившая в тот период манга чаще выступала в качестве дополнения к газетным изданиям, а стиль рисованных историй походил на американский.

Цветная манга в американском стиле
Цветная манга в американском стиле

Одним же из основоположников манги в современном понимании является художник Китадзава Ясудзи (известный под псевдонимом Китадзава Ракутэн). Автор множества карикатур и комиксов, отец современной манги. В 1895 году он начал работать в англоязычном журнале «Box of Curios» и рисовать карикатуры под руководством Фрэнка Артура Нанкивелла, австралийского художника, который позже эмигрировал в Америку и стал популярным карикатуристом в журнале «Puck». В 1899 году он начинает работать в газете «Jiji Shimpo», для которой он рисует свои комиксы. В 1905 году Ракутэн открывает свой собственный журнал «Tokyo Puck» (идея была взята с американского издания). Издание обрело популярность и переводилось на другие языки (в том числе китайский и английский) и продавалось в Китае, Корее и на Тайване.

Ранее я писал про оригинальное издание
Ранее я писал про оригинальное издание

В дальнейшем манга развивается в самостоятельную форму искусства, популярными являются юмористические рассказы. Но в 1920-х годах страна встала на рельсы милитаризма, усиливалась политическая цензура, а искусство становится способом пропаганды идей государства. Одним из наиболее ярких примеров такой манги является серия «Норакуро», которая стала выходить с 1931 года и рассказывала о собаке, которая проходила службу в собачей армии. После чего он принимал участие в войне против континентальных свиней.

Пример пропаганды посредством манги
Пример пропаганды посредством манги

Следующий этап развития приходится на послевоенные годы, когда страна начала оправляться после атомных бомбардировок, отходить от милитаризма и восстанавливать свою экономику. В период американской оккупации вводилась цензура, которая запрещала создание произведений, которые бы восхваляли войну и империализм. А в 1947 году с принятия новой Конституции Японии была запрещена цензура, в результате чего авторы получили большой простор для творчества. Кроме того, в страну стали поступать произведения американских авторов, одним из которых стали мультфильмы Уолта Диснея. В это же время создаются новые журналы и новые серии, которые в них выпускаются. Одной из самых первых серий, определивших будущее направление манги становится «Сазаэ-сан», которая увидела свет в 1946 году в газете «Asahi Shimbun». За серию отвечала Матико Хасэгава, которая писала и рисовала до своего выхода на пенсию в 1974 году.

Одной из самых влиятельных личностей в мире манги в этот момент становится Осаму Тэдзука. Для Японии он стал человеком, определившим современный облик манги, он известен как «отец манги», «крестный отец манги», «Бог манги». Одной из первых его работ стала основанная на книге Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» вышедшая в 1947 году манга «Новый остров сокровищ». Глядя на рисунок, можно увидеть, что стиль Уолта Диснея оказал влияние на мангаку.

Но, пожалуй, самым известным его произведением стала манга «Могучий Атом» (более известная в мире как «Astro boy»), которая вышла в 1952 году. Астро бой — робот, наделённый огромными способностями, и одновременно с этим наивный маленький мальчик. Серия Astro Boy быстро завоевала в Японии большую популярность, а персонаж стал символом и героем нового мира. Во многом это еще и связано с тем, что в 1961 Тэдзука организовал студию «Mushi Productions», и в 1963 году на телеэкраны вышло аниме «Астро бой» по одноименной манге. Данное аниме принято считать первым аниме сериалом, с которого и началась история японского аниме.

Осаму Тэдзука был первым, кто добавил звуковые эффекты в мангу. Стремясь добавить динамики в статичные картинки мангака выработал стиль, при котором эмоций у персонажей стали выделяться особо броско. Тэдзука специально изображал их чересчур ярко и в динамике, тем самым заложив тенденцию изображения гипер-эмоций в манге. За свою карьеру Осаму Тэдзука создал более 500 работ. Даже когда его умирающего доставили в больницу, он просил дать ему поработать.

Отец манги
Отец манги

В дальнейшем в манге вводятся новые темы, она усложняется и начинает захватывать новую аудиторию, разделенную как по возрасту, так и по полу. Так, например, манга «Сёнен» рассчитана на юношей в возрасте от 12 до 18 лет, на «Сейнен» для мужчин старше 18 лет. Манга «Сёдзе» печатается для девушек от 12 до 18 лет, а «Дзёсей» для девушек старше 18 лет.

В 1969 году был сформирован коллектив женщин-мангак «Союз 24 года». В группу входили Хагио Мото, Риёко Икэда, Юмико Осима, Кэйко Такэмия и Рёко Ямагиси; группа считалась первым коллективом женщин, начавших рисовать мангу. Они же становятся основными создателями сёдзё-манги этого периода. Основными сюжетами сёдзе-манги стали темы любви, приключений и немного супергероики. Пример последнего может служить появление такой манги как «Сейлор Мун».

А в дальнейшем манга просто начинает захватывать Японию. Серьезно! Появляются самые разные жанры и темы. Выходит манга практически на любую тему. Вам нравятся роботы? Вот вам «Neon Genesis Evangelion». Любите приключения и пиратов? Вот вам «One Piece. Большой куш». Хотели стать ниндзя? Тогда читайте «Наруто». Любите спорт? Держите «Slam Dunk». Хотите мистики? Представляю вам «Хеллсинг», «Стальной алхимик». Любите темное фентези и хотите быть счастливым? Идите в магазин и купите себе «Берсерка». Просто с того времени мир манги стал настолько огромным, что про это можно разговаривать вечно.

Сегодня мир манги пронизывает практически всю Японию. Бывший премьер-министр Таро Асо, поклонник манги и аниме говорил, что манга — один из способов вывода страны из экономического кризиса и улучшения её имиджа на мировой арене.

Но что там Япония, манга стала захватывать весь мир! В 1982 году Кацухиро Отомо стал работать над мангой «Акира». В 1988 году на экраны вышло полнометражное аниме «Акира». Данное аниме привело к резкому росту интереса западной публики к японскому искусству. Началась буквально экспансия манги на новые рынки.

Переводы манги стали чрезвычайно популярными на зарубежных рынках — в некоторых случаях они сравнялись с продажами отечественных комиксов или превзошли их. В 2011 году на мангу приходилось 40% всех комиксов, публикуемых во Франции. (Местные художники даже стали рисовать собственные истории в стилистике манги. Такие издания получили название манфра). В 2007 году на долю манги приходилось примерно 70–75% всех комиксов, проданных в Германии. Начиная с конца 2010-х манга стала продаваться намного лучше, чем американские комиксы. В 2020 году рынок манги в Северной Америке оценивался почти в 250 млн. долларов. В 2021 году манга составила 76% от общего объема продаж комиксов и графических новелл в США.

Вот он - стиль
Вот он - стиль

И тут я честно не знаю, что можно посоветовать для ознакомления. Наверное, обязательно к прочтению «Акира», как прекрасный образчик научной фантастики. Также можно посоветовать почитать «Призрак в доспехах». Но в целом тут все зависит от предпочтений, какой именно жанр вы любите.

Часть 5. Комикс индустрия в России.

На территории России были свои протокомиксы. Одним из таких можно назвать появившиеся в XIII веке житийные иконы. У таких икон в центр помещалось изображение святого, а по краям располагались рисунки со сценами из его жизни. Вполне себе комикс, только без слов.

Еще одним прародителем комикса принято считать лубок. Тип графики, содержащий в себе изображение в сопровождении с текстом. Получил распространение в XVII–XIX веках. Сюжетами для лубков становились жития святых, сказки, художественные произведения. В конце XIX века лубки издавались в России миллионными тиражами.

Похороны кота мышами
Похороны кота мышами

1876 году в Санкт-Петербурге выходит детский журнал «Задушевное слово». В конце XIX века в нем начинают печататься первые истории в картинках на русском языке. В то время печатались переводы комиксов, которые, как правило, были французскими.

В начале XX века в журналах «Будильник» и «Шут» публикуются комиксы и карикатуры художника Ивана Симакова. А в период с1908 по 1914 года издаётся сатирический журнал «Сатирикон», где, помимо прочего, печатаются карикатуры и комиксы художника Алексея Радакова.

Работа Симакова
Работа Симакова

В дальнейшем в России происходят коренные изменения, связанные с революцией, отходом от монархии и приходом к власти коммунистов. В период 1919−1921 годов издаётся серия агитационных плакатов «Окна сатиры РОСТА». Над плакатами работали такие известные личности, как Владимир Маяковский, Иван Малютин (ранее упомянутый) и многие другие. Данные плакаты брали в основу простые формы, дополняли их текстом (в том числе стихотворным) и предназначались для пропаганды идей коммунистической партии.

После событий революции, часть интеллигенции покинула Россию и обосновалась в Югославии, где стали выпускать комиксы, связанные с русской культурой. В 1935 году Юрий Лобачёв издал графический роман на сербском языке «Кровавое наследство» и основал «Белградский круг художников», в который, помимо самого Лобачёва, вошли Константин Кузнецов, Алексей Рахнер, Сергей Соловьёв, Иван Шеншин и Николай Навоев. Их работы основывались на русской культуре, классике литературы и исторических событиях. Сборник работ данных авторов был переиздан в 2017 году.

Сборник есть в свободной продаже, но цена кусается 
Сборник есть в свободной продаже, но цена кусается 

В это время в СССР выходят различные журналы, предназначенные для детской аудитории. Среди таких журналов можно выделить «Дружные ребята» (переименовывался в «Колхозные ребята» и «Журнал колхозные ребята»), выходивший в 1927–1953 годы. Журнал «ЁЖ», публиковавшийся в период 1928–1935 годов, где Николай Радлов рисует комикс «Агентство Пинкертона». Журнал «ЧИЖ», выпускавшийся с 1930 по 1941 год, где публиковались комиксы «Умная маша». Или журнал «Сверчок», который вышел в 1937 году, а после 5 номера был признан вредительским и закрыт.

В 1924 году вышло самое главное детское издание «Мурзилка». Я более чем уверен, что все знают этот образ желтого пушистого антропоморфного существа. Изначально правда истории в картинках в нем не выходили, содержание его ограничивалось прозой, но позднее формат комикса до него добрался. Еще одним популярным изданием в котором стали печататься комиксы стал вышедший в 1956 году журнал «Веселые картинки». И хотя изданий выходило много, но это все было комиксы, направленные на детей. И так продолжалось вплоть до 90-х годов.

Хоть и для детей, но свой стиль у комикса был
Хоть и для детей, но свой стиль у комикса был

Конец 1980-х годов ознаменовался небывалым всплеском интереса советских людей к западной массовой культуре. В СССР появляются западные приключенческие комиксы, а отечественные авторы получают возможность издавать свои комиксы. Практически для всех советских комиксов тех лет основой служили американские и европейские комиксы. В 1988 году создается комикс студия «КОМ». Участниками студии были, например, Аскольд Акишин, Михаил Заславский, Алексей Иорш. Студия «КОМ» издали несколько сборников, одним из которых является «Реаниматор», перевыпуск которого в скором времени увидит свет.

Скоро вновь на полках магазинов 
Скоро вновь на полках магазинов 

В период с 1991 по 1995 в Уфе выходит первый в России журнал комиксов «Муха» одноимённой комикс-студии. Всего было выпущено 20 номеров, а политика студии основывалась на том, чтобы выпускать работы российских авторов, не прибегая к переизданию иностранного материала.

В период с 1992 по 1995 издаётся журнал «Велес» с патриотическими комиксами на темы афганской войны, славянской мифологии, истории России. Всего вышло семь номеров.

В дальнейшем продолжают выходить различные комиксы, но на фоне всего происходящего в России они не имеют популярности. За исключением детских комиксов. В 1992 году открывается издательство «Эгмонт Россия», которое выпускает комиксы для детей, основанные на популярных персонажах мультфильмов: «Микки Маус», «Утиные истории», «Алладин». В 1998 году начинает выходить «Классный журнал», где печатаются комикс стрипы про «Гарфилда», «Кельвина и Хобса», а также первая отечественная манга «Ника».

Тут я и познакомился с Гарфилдом
Тут я и познакомился с Гарфилдом

В 2000 году основано издательство «Комикс ЛТД», которая занимается распространением комиксов компании Marvel. Именно благодаря им я познакомился с комиксами «Человек-паук», «Люди-икс», «Фантастическая четверка». В 2002 году издательство «Комикс» начинает издавать комиксы по популярному мультсериалу «Симпсоны». В том же 2002 году проводится первый фестиваль комиксов «КомМиссия».

Вот оно - мое детство 
Вот оно - мое детство 

В 2005 году при «АСТ» создаётся издательство «Сакура-Пресс», специализирующееся на выпуске манги. Одним из первых проектов становится издание серии «Ранма ½» Румико Такахаси. (Правда полная серия так и не вышла). В 2007 году издательством «Амфора» выпускается графический роман «V значит вендетта» Алана Мура и Дэвида Ллойда. В этот период начинает складываться комиксный рынок, основанный на выпуске иностранных произведений.

Манга в России 
Манга в России 

В последующие годы издается все больше и больше знаковых комиксов со всего мира. В 2010 году в Москве начинает работу первый магазин комиксов «Чук и Гик». В 2011 году образовано издательство «Bubble comics», которые начинают выпускать массовые российские супергеройские комиксы. Из-под пера издательства выходят такие серии как «Бесобой», «Майор Гром», «Красная фурия», «Инок». В последствии некоторые серии будут перезапущены, а «Майор Гром» обзаведется сначала короткометражным фильмом, а после станет героем полного метрПриклю

Майор Игорь Гром
Майор Игорь Гром

А дальше только лучше. Издательство «Азбука» издает лучшие истории от DC и Vertigo. На русском выходят лучшие комиксы про «Бэтмена», «Hellblazer», комиксы Алана Мура, «Трансметрополитен», «Песочный человек», «Сказки», издается манга «Призрак в доспехах», «Атака на титанов». Издательство «Комильфо» выпускает множество комиксов Marvel, в том числе сборники классических историй, «Золотую серию», огромные омнибусы на 1000 страниц, не забывая и про BD, выходит «Инкал» Ходоровски и Мебиуса. «XLMedia» выпускают комиксы про «Хэллбоя», «Спауна», мангу «Акира» и «Берсерк». Начинается настоящий ренессанс индустрии, когда наш читатель получает возможность знакомиться с лучшими работами, изданными в мире.

Правда, после событий 2022 года (о которых говорить не принято), большая часть американских компаний отозвали свои лицензии, комиксы от Marvel, DC, Dark Horse, Image (крупнейшие американские издательства) перестали выходить, и издатели были вынуждены искать новые лицензии, что повлекло за собой новые потоки азиатских работ. Активно публикуются японская манга, корейская манхва, китайская маньхуа, а также европейские комиксы BD.

И в этом пока главная проблема. Индустрия держится на переиздании старых работ из других регионов. Свое собственное производство держится на массовом издании «Bubble», работах мастодонтов отечественного комикса, например, Аскольда Акишина, а также некотовых энтузиастов, например, Виталия Терлецкого. Если так сравнить, то индустрия комиксов в России находится в состоянии, в котором находилась индустрия в Америке в начале XX века.

Ранее я писал об отношениях к комиксам в разных странах. В Америке — это важная часть поп-культуры. В Европе — этот признанное 9 искусство. В Азии — неотъемлемая часть культуры, сопровождающая человека. Поэтому закончить я бы хотел высказыванием товарища Мединского в его бытность министром культуры.

Комикс — это для тех, кто плохо умеет читать. Я вообще плохо отношусь к комиксам, это как жевательная резинка, это не еда. Комикс ориентирован на ребёнка, который только учится читать, но взрослому человеку читать комиксы мне кажется убожеством.

Мединский

А в качестве ответа на такую полемику я хочу привести слова главного редактора Bubble Романа Коткова.

«Я считаю, что называть людей, которые чем-то увлекаются, дебилами — в принципе неправильно. И очень жаль, что такое происходит. В наше время многие люди, даже помимо министра культуры, очень падки на скоропалительные решения и оценки. Я считаю, что стоит оценить продукт самостоятельно прежде, чем делать выводы. И я знаю, что в нашей стране много читателей комиксов, которые являются прекрасными, умными людьми и ценителями искусства. Любовь к комиксам человек может теперь пронести с детства, ведь все новые и новые поколения растут на историях в картинках. И критиковать это — далеко не самый разумный ход. К сожалению, этот комментарий больше похож на типичный комментарий в паблике от не разбирающегося человека, а жаль. Комиксами можно и нужно наслаждаться. Желаю всем, кому они нравятся, продолжать это делать и поддерживать любимых авторов».

Роман Котков

А я еще дополнительно вспомню, что в 2016 году, когда Мединский занимал пост министра культуры увидел свет фильм «Защитники», который был хм, «супергероикой» и который получил государственное финансирование. В целом этим все сказано.

Ответ на слова от художников 
Ответ на слова от художников 

В комиксах нет ничего плохого или зазорного. Произведение любого медиума может быть рассчитано на любого потребителя, начиная от ребенка и заканчивая взрослыми людьми. И возвышать один медиум перед другим является делом не благородным. Но гораздо хуже быть зашоренным и отвергать что-то, с чем ты даже не знаком. Стоит самому решать, что для тебя интересно и что заслуживает твоего внимания. А от себя скажу, что комиксы стоит любить и читать комиксы. Всем до встречи.


Лучшие комментарии

Автор, любопытная статья!

А теперь я хочу немного описать реальный опыт, как непосредственный очевидец, тех событий, что происходили на полках книжных магазинов позднего СССР и России.

В конце 80х, будучи дошкольником, мне довелось с боем урвать чёрно-белый комикс «Робокоп», печатавшийся на невероятно тонкой, если не ошибаюсь, офсетной бумаге и являвший собой буквально зарисовки со стоп-кадров экрана.

Потом была покупка дилогии Стэна Ли «Как рисовать комиксы», по которой я делал множество рисунков полюбившихся персонажей, но освоить методику от: рисуем овал, а потом невероятно детализированную голову, мне так и не удалось) Тем не менее, рисовал я много, а кое-что удачное даже выжигал, раскрашивал и лакировал на фанерках и дощечках, дабы затем принести на уроки по изо, на труды и бабушкину лоджию.

Стоит понимать, что тиражи комиксов были небольшими и разлетались из магазинов и ларьков очень быстро. Да и издательства тогда не только росли как грибы после дождя, но и закрывались столь же стремительно. Однако небольших книжных прилавков в те времена было великое множество и предлагали они огромный ассортимент печатной продукции. После скудной советской подборки идеологически правильной литературы, океан свободной прессы буквально опьянял своим количеством и разнообразием.

Примерно к третьему-пятому классу у меня были на руках комиксы о «Черепашках-ниндзя», которые содержали в себе большие постеры с главными героями и серия Диснеевских комиксов о персонажах из воскресных передач с мультфильмами по первому каналу.

С пятого по восьмой класс мне удалось достать редкий и достаточно объёмный то ли французский то ли бельгийский, юмористический комикс про парочку антропоморфных животных, попадающих во всевозможные злоключения. Название, конечно же, давно выветрилось из головы, как собственно и само произведение из коллекции. Далее на очереди следовал Elf Quest, однако полную коллекцию этого замечательного произведения мне собрать так и не удалось, довольствовался лишь 4 из 8 томов.

Под конец школьного обучения удалось разжиться такими арт-хаусными «шедеврами», как «ВОВА», «Аукцион 2002» и что-то совсем трэшовое, о чём я информацию не сохранил даже в потаённых уголках памяти)

Обучаясь в профтехе я приобрёл такой замечательный комикс, как «Приключения капитана Донки», но к сожалению собрать полную коллекцию выпусков опять же не вышло. А история была очень ироничной и наполненной крепким юмором и сатирой.

Ну вот, как-то так, если кратенько и сжатенько)

Очень хороший лонг. История комиксов рассказана с максимально разных сторон, упомянуто много действительно важных для индустрии, но при этом не очень известных имён. Хотя, то, что даже вскольз не был упомянут Уил Айснер и такие важные персонажи как Попай и Арчи, немного печалит. Но блог всё равно очень крутой и несмотря на объём, читается буквально взахлёб.

За освещение Российской индустрии комиксов отдельный респект. Сам вот потихоньку вкатываюсь во вселенную Bubble, если кто-то хотел ознакомиться, но не решается, то советую сразу со второго дыхания стартовать. Да не прям всё понятно будет, но в целом отлично читаться без знания первых томов, которые не у всех флагманских серий получились удачными

Спасибо за комментарий и дополнение. С моей стороны было большим упущением не вспомнить про Уилла Айснера. Он внёс очень большой вклад в становление индустрии. Да и как минимум его именем названа премия за вклад в комиксы.

Спасибо за комментарий. Да, наверное про Астерикса стоило написать немного побольше. Как минимум персонажи у нас довольно известные благодаря фильмам.

Комиксы наглядные. Вачовски хорошо сообразили в этом плане и идею сразу одобрили. А в моей жизни комиксы с момента получения знаний по чтению.

Большое спасибо за комментарий. Всегда интересно почитать про исторический опыт от первого лица.

Столько новой информации (причём интересно преподнесённой), а комментариев даже нет? В общем, спасибо за азиатскую ветку, за пару шуток про министра культуры. Единственное только, что кроме ТинТина желалось бы побольше раскрыть и Астерикса, а не только упомянуть его.

Вау, какой шикарный лонг!

Не только по фильмам, но и играм. На сеге очень долго пытались пройти одну часть, так и не прошли. Нужно было собрать как-то все трофеи. Одна из тех игр, которые заслуживают ремастера.

А там она шикарная. Много классических композиций и заставок в комиксовом стиле.

Читай также