Пока спартанский воин успешно истреблял древнегреческих богов, отчаявшийся рыцарь-тамплиер решил спуститься в глубины преисподней, дабы вызволить пленённую Люцифером возлюбленную. Мясистый жестокий слэшер Dante’s Inferno, основанный на легендарной поэме «Божественная комедия», хоть ничего революционного в жанре прям не сделал, тем не менее переполошил общественность знатно. Причиной шумихи, перерастающей в праведное негодование, стала провокационная рекламная кампания, разоблачавшая грешников.
Всем пламенный привет, на связи Cheezzy фиолетовая борода. Сегодня давайте поговорим о фейковых христианах и разъярённых сексизмом активистах. Послушаем советы пикапера, выжившего после столкновения с дикой пантерой. Да поразмышляем, куда всё же стоит девать халявные деньги.
Слухи, ставшие реальностью
Летом 2008 года по Интернету поползли слухи, что под крылом Electronic Arts разрабатывается проект под кодовым названием «Inferno», который станет адаптацией классического литературного произведения. Игровые СМИ тут же стали заваливать студию вопросами, касательно правдивости распространяемой информации, однако ответа они не получили. Компания предпочла отмолчаться.
Осенью того же года слухи получили развитие. Джонатан Найт, тесно сотрудничавший с Electronic Arts, в своём личном блоге подтвердил о разработке игры. А в декабре наконец-таки случился официальный анонс Dante’s Inferno.
В своём сообщении Electronic Arts рассказала, что созданием нового проекта занимается студия Redwood Shore, зарекомендовавшая себя с положительной стороны, выпустив полюбившуюся многим геймерами Dead Space. Чуть позже команда разработчиков сменит название на привычное нам Visceral Games. Исполнительным продюсером же готовящегося слэшера выступит Джонатан Найт. Тот самый, который месяцем ранее подтвердил расползающиеся по Интернету слухи.
По сути, анонс никакой конкретики не давал. Показали трейлер, поделились информацией о разработчиках, признались, что адаптируют «Божественную комедию» и как бы всё.
Пришло время, когда индустрия интерактивных развлечений сможет адаптировать этот литературный шедевр. Мы стараемся сделать все для того, чтобы заново представить Данте новой аудитории, которая не знакома с творчеством писателя. Игра будет объединять захватывающий геймплей с великолепной историей, − исполнительный продюсер Джонатан Найт.
Следом за анонсом Electronic Arts поделилась ссылкой на официальный сайт создаваемого проекта. Правда по первой толку от него было мало. Никаких подробностей, касаемо Dante’s Inferno, на страничке не фигурировало.
Более детальней о слэшере заговорили лишь после выхода 111 выпуска британского журнала «PSM3», посвящённого, как не трудно догадаться, консоли PlayStation 3. Под новую игру от Redwood Shore журналисты выделили аж целых 10 страниц. Рассказано было много. И о самом легендарном произведении, и о ожидаемом похождении главного героя через девять кругов ада, и о вдохновении God Of War, и много ещё о чём. В общем, после публикации в журнале Dante’s Inferno начала приобретать в глазах геймеров очертания целостного проекта.
До старта судьбоносной рекламной кампании оставалось ещё несколько месяцев.
Послушники церкви против
За четыре дня до начала ежегодной выставки E3 2009,проводимой в Лос-Анджелесе, на сайте разработчиков появляется новость. Мол, команда Visceral Games, успевшая уже переименоваться, в полном составе примет участие в мероприятии, где продемонстрирует Dead Space Extraction и Dante's Inferno. Причём в слэшере, между прочим, публике покажут новый круг ада – гнев. И это, как нам кажется, были строчки не столько про свеженарисованную локацию, а сколько небольшой спойлер к предстоящему шоу. Хотя официально гнев будет намного позже.
В назначенный день мероприятие E3 2009 открыло свои двери перед геймерами, желающими окунуться в новинки индустрии. Всё шло своим чередом. Разработчики приветливо зазывали к стендам, а посетители занимали места в очередях, надеясь прикоснуться к цифровому прекрасному. Но внезапно ко входу выставки стали стягиваться разгневанные люди, вооружённые плакатами.
Называя себя послушниками церкви из округа Вентура, протестующие требовали отменить Dante's Inferno. Создаваемая игра, по их мнению, была кощунственной, а сама Electronic Arts – антихристом во плоти. Ибо, буквально, на выставке происходило оскорбление чувств верующих. Что, просто непозволительно. Недопустимо. Эх, прямо нотками Postal 2 потянуло.
Плакаты протестующих, вздымающиеся вверх, декламировали: «Сдай свою PlayStation в обмен на PrayStation», «Крест – не оружие», «Чит-коды не спасут твою душу», «Ад − это не игра». Под громкие лозунги собравшиеся христиане приглашали прохожих вступить в их крепкое братство.
Желающим присоединиться или узнать побольше о борьбе верующих с виртуальным проклятьем раздавались брошюры с ссылкой на сайт, на котором можно было найти ответы на все интересующие вопросы.
О случившемся протесте не написал только ленивый. Разгневанные христиане, требующие отмены Dante's Inferno, стали главной новостью дня. Впрочем, чуть позже Electronic Arts всё же созналась, что акция являлась, на самом деле, маркетинговым трюком. Хотя абсурдные требования на плакатах и сайт, наполненный видео с геймплеем, трейлером, а также с ссылкой на официальную страницу игры, как бы намекали на фейковость демонстрации.
Признание студии в инсценировке протеста понравилось далеко не всем. Некоторые СМИ и парочка христианских блогеров высказались крайне негативно, намекнув, что подобные пассажи однозначно оттолкнут верующих от покупки игры. Но никак не наоборот. Впрочем, это были лишь цветочки, ягодки поджидали разработчиков на приближающемся Comic-Con.
Похоть во имя вредности
В конце июля в Сан-Диего штата Калифорния проводился международный фестиваль Comic-Con 2009. Студия Electronic Arts, разумеется, поспешила принять в нём участие. Ведь разрабатываемая Dante's Inferno, как никакая другая игра, нуждалась в рекламе.
Маркетинговый отдел, продемонстрировав на E3 гнев, решил перейти к следующему греху – к похоти.
Геймплей Dante's Inferno на Comic-Con 2009(TheGTAMaster001 − Dante's Inferno Comic-Con 2009 King Minos Gameplay)
Для участия необходимо было сделать максимально развратное фото с одной или несколькими девушками со стенда на фестивале. Ну, а затем, выложить снимок в любой из двух запрещённых социальных сетей с хештегом #lust (#вожделение). Впоследствии компания случайно выберет победителя, который получит лимузин, сундук сокровищ, а также ужин, плавно перетекающий в греховную ночь с двумя горячими красотками.
Объявленный конкурс в мгновения ока нарекли в Интернете сексистским, женоненавистническим и эксплуататорским. А в социальной сети, принадлежащей сейчас Илону Маску, завирусился хештег #eafail. Люди, недовольные рекламным мувом компании, с его помощью выражали, мягко говоря, своё неодобрение.
Геймеры вместе с несколькими новостными сайтами пытались встать на защиту Dante's Inferno. Всё же шутка явно прослеживалась в конкурсе, да и реальные правила фото-мероприятия запрещали неприемлемые, аморальные вещи. Правда, что мешало работниками Electronic Arts указать это сразу же, ниже под основным текстом, а не прятать на другой странице? Абсолютно непонятно.
Все попытки защитить рекламную кампанию от нападок недовольных активных граждан, закономерно провалились. Помимо сексизма студию стали обвинять в лицемерии. Ведь неделю назад Electronic Arts проводила конференцию в Сан-Франциско, посвящённую гомофобии в онлайн-сообществах. В общем, костерили маркетинговый отдел от души. И, возможно, на этом ситуация с похотью завершилась бы. Но, судьба словно в насмешку, одним из победителей конкурса назначила человека, скрывающегося под ником «PixelPoet». Гражданина с активной позицией, решившего подшутить над компанией.
Возмущённый сексистским конкурсом пиксельный поэт решает принять в нём участие. Правда вместо похотливых фотографий с красивыми девушками тот публикует совершенно иные карточки. Как пример, снимок с прошлогоднего мероприятия PAX, где он стоит рядом с брутальным накаченным мужчиной. В своей победе поэт, конечно, сомневался. Однако, если случай подвернётся, то планировал отвести девушек в ночной бар а-ля «Голубая устрица» и танцевать с ними до утра. Что ж…. Случай подвернулся.
Поэт оказался в числе финалистов. Наградой за старания ему полагалось 240 долларов в EA Store и лимитированная футболка. Только прежде следовало подписать некий документ, согласно которому он отдавал свою душу в безвозвратное пользование, а также признавался, что участвовал в конкурсе из вредности. Мда-а-а. Такого поворота событий поэт совсем не ожидал.
Будучи оскорблённым, он направляет в Electronic Arts внушительных размеров письмо, параллельно публикуя его в личном блоге. И знаете, ввиду кое-каких ограничений и страдая от клаустрофобии, мы, пожалуй, приведём лишь основные цитаты из сообщения. Саму суть.
…я также считаю, что этот пиар-ход был упущенной возможностью, которая привела к узкому пониманию того, кем на самом деле может быть аудитория вашей игры. Независимо от того, было это сделано намеренно или нет, этот трюк создавал впечатление, что ваша целевая аудитория − похотливые гетеросексуальные мужчины, хотя на самом деле всё большую и большую часть игрового сообщества составляют женщины и представители…
Забавно, что буквально на прошлых выходных в районе залива Сан-Франциско компания EA совместно с GLAAD провела мероприятие, на котором обсуждалась гомофобия в онлайн-сообществах. Одним из основных пунктов обсуждения было то, что многие издатели/разработчики игр до сих пор придерживаются «мальчишеского» представления о том, кто покупает и играет в их игры. Правда в том, что есть много людей, которым не нравится быть в таком мужском клубе (как я уверен, вы заметили по всем негативным постам, которые вы получили), и им не нравится, когда им в лицо бросают этот стереотип.
…я бы предпочёл, чтобы эти деньги были потрачены следующим образом: 1) Новое обучающее видео/семинар по борьбе с сексуальными домогательствами; 2) Еще одна команда пиарщиков, которая попытается представить весь этот скандал с конкурсом в положительном свете; 3) Прямая телефонная линия для юридического отдела EA, чтобы вы могли воспользоваться ею, прежде чем пытаться провернуть ещё какие-нибудь PR-трюки; 4) Шесть копий вашей игры, когда она выйдет, потому что я знаю, что вы потеряли по меньшей мере столько же фанатов из-за этого трюка; 5) Или в следующий раз, когда вы пойдёте в Hooters (за крылышками, конечно), оставьте 240 долларов чаевых своей официантке, чтобы уравновесить карму и компенсировать то, что было сделано с девушками из-за этого конкурса.
… часть меня надеется, что я не был просто "выбран случайно" и что вы, ребята, хотели включить мою фотографию, чтобы помочь сохранить лицо. Может быть, на самом деле, вся негативная пресса и отзывы дошли до вас, ребята, и вы пытались включить в конкурс нечто большее, чем просто парней, пускающих слюни на девушек; однако я вынужден отказаться от использования моего изображения или имени в конкурсе.
По итогу, если верить новостным колонкам тех лет, конкурс всё же провели. Только вот разгневанных постов и жалоб в социальных сетях было гораздо больше, чем похотливых фотографий с красивыми девушками.
Хочешь любви – соврати
Вдоволь навеселившись с похотью, неуёмный маркетинговый отдел переключается на зависть. По крайне мере, так пишут во многих источниках. Хотя нам кажется, здесь уместнее всё же другой грех – предательство.
На просторах Интернета создаётся сайт певца, предпринимателя, культуролога, опытного выживальщика и просто альфа-гигачада в одном флаконе − Леса Сингера. Мужчина предлагал отказаться от навязанных обществом убеждений, из-за которых хорошие парни одиноки. Причём помочь сбросить сие девственные оковы может только его уникальная обучающая программа «Ястреб-Пантера».
Родилась система по поиску партнёра в довольно экстремальных условиях. Лес Сингер отправился в одиночный поход в горы. И так случилось, что вояж слегка затянулся. Неизвестно, сколько недель длилось путешествие, но на 37-й день в поле зрения мужчины попали одновременно сразу два животных – величественный ястреб и грациозная чёрная пантера.
Любой другой испугался бы в подобной ситуации. Но не Лес Сингер. О, нет. Взгляды животных и мужчины пересеклись, и в этот момент на него снизошло озарение. Человек сам виновен в любовных бедах, наложив на себя нормы морали да сковав пуританскими нравами.
Уникальная система Леса Сингера предлагает объединить свободу, величие ястреба с силой, инстинктами пантеры, дабы научиться забирать то, что принадлежит нам по праву. К примеру, понравилась вам девушка друга, брата, свата – не медлите. Отнимите её, совратите. Пусть эта девушка будет вашей, и точка.
Как подобает любому пикап-гуру, Лес Сингер также делился на сайте откровениями, разбитыми на уроки. Глубина доносимых в них истин просто поражает.
Обручальные кольца – это металлические кружочки. Мораль – оковы из слов. А ястребы и пантеры не воруют, потому что им, итак, по факту, всё принадлежит. В общем, любители пацанских цитат за авторством Джейсона Стейтема, обязательно присмотритесь к Лесу Сингеру.
Не обошёл стороной Лес Сингер и прекрасную половину человечества. Для одиноких девушек, желающих заполучить мужчину мечты, предприниматель анонсировал книгу с тайной методикой. По словам автора, страницы его, без сомнений, шедеврального произведения полны вдохновения, а также демонстрируют глубокое понимание женского либидо. Само собой, девушкам рекомендовалось выбросить из головы предрассудки и увести парня у кого-нибудь из близких.
Разработанная Лесом система «Ястреб-Пантера» действовала безотказно. Она позволяла обрести вторую половинку и стать свободным от навязанных обществом правил. Но, казалось бы, причём здесь Dante's Inferno? А всё просто.
Стоило посетителю сайта перейти на другую вкладку, дабы узнать о секретной программе поподробнее, как тут же выскакивало сообщение, обвиняющее его в предательстве. Мол, за намерение отобрать девушку (парня) у своего близкого человека ты проговариваешься к вечным мукам в одном из кругов ада. Следом же появлялся трейлер Dante's Inferno, сопровождаемый ссылкой на покупку рекламируемой игры.
Как ни странно, в отличие от двух предыдущих акций проделки Леса Сингера особого ажиотажа не вызвали.
Бойтесь электроников, дары приносящих
Благодаря маркетинговому отделу осенний листопад пришёл к геймерам вместе с очередным грехом – с жадностью. Игровая компания, заручившись поддержкой СМИ, анонсировала день невиданной щедрости. В сети магазинов GameStop в рамках акции появился шанс 9 сентября 2009 года сэкономить на покупке предзаказа Dante's Inferno аж целых 6 долларов 66 центов.
Как понимаете размер скидки, состоящий из трёх шестёрок, а также сама дата распродажи – 999, отсылаются к упоминаемому в Библии числу зверя. Причём, как и заявляли разработчики на пару с новостными сайтами – распродажа продлилась всего один день.
Скидка, конечно, неплохо так побуждает геймеров приобрести новую игру. Привлекает внимание к проекту. Однако в рамках дюже изобретательной, скандальной рекламной кампании подобная акция смотрится, увы, блекло.
По наивности можно было бы подумать, что генератор странных идей Electronic Arts сбоит, перегрелся, выдавая абсолютно пресные маркетинговые уловки. Но на деле распродажа оказалась банальной передышкой, островком разумности в океане адской гениальности. И, пожалуй, мы немного отойдём от хронологии да затронем сразу три греха, схожих по концепту. Речь идёт о гневе, обжорстве и алчности.
Вывести людей на чистый, первородный гнев студия решила с помощью экстравагантного подарка. В редакции нескольких журналов, а также одному игровому журналисту Electronic Arts отправила увесистые посылки. В них лежал деревянный ящик внушительных размеров, коих на овощном рынке полным-полно.
Гнев хитрые маркетологи припрятали внутри. Ибо стоило только открыть ящик, как тут же начинала играть бессмертная песня Рика Эстли «Never Gonna Give You Up». И если в Интернете, попавшись на рикроллинг, можно спокойно выключить клип, то в реальности дела обстояли немного хуже. Музыка не прекращалась, играя по кругу, даже когда ящик закрывался. Выход был только один. Поддавшись гневу, разбить, разнести деревянный короб в труху, использовав услужливо приложенный к подарку молоток. Что, собственно, все с удовольствием и сделали.
Обжорство же, увы, прошло мимо широкой общественности. Если про деревянный ящик с популярной песней внутри СМИ активно писали, то про вкусный торт в виде отрубленной человеческой конечности поведали лишь на сайте Joystiq. Причём упомянули о кондитерском изделии вскользь, когда рассказывали о другом грехе – об алчность.
Отбросив вежливые прелюдии, товарищи из Electronic Arts на этот раз тупо отправили в игровые издания деньги. Правда, то были не хрустящие банкноты, упакованные в чемоданы, а чек на 200 долларов, лежащий в деревянной шкатулке, стилизованной под Dante's Inferno. Приложенная к изысканному ларцу записка ставила счастливых получателей презента, мягко говоря, в неловкое положение.
Обналичив этот чек, вы поддаётесь алчности, наживаясь на грязных деньгах, но не обналичив его, вы тратите деньги впустую и тем самым поддаётесь расточительности. Сделай свой выбор и понеси наказание за свой грех.
Что делать? Как выкрутиться из столь щекотливой ситуации? Ну, редакция сайта Joystiq, к примеру, пожертвовала 200 долларов некоммерческой организации, занимающейся увеличением представительства женщин в американских учреждениях, бизнесе и правительстве.
А вот господа из Kotaku предпочли сжечь злосчастный чек, за что получили с десяток едких комментариев. Мол, поступили словно эгоисты. Считай, предали халявные деньги огню. Хотя могли сделать, как добропорядочные ребята из Joystiq, или вообще выставить подарок на аукцион, чтобы впоследствии отдать вырученное на торгах нуждающимся. Но спаленного, так сказать, не восстановишь.
Выходка Electronic Arts с чеком ненадолго заняла общественность. Но по сравнению с похотью – особого ажиотажа, конечно, не вызвала. Из примечательного, основатель популярного зарубежного игрового сайта CheapAssGamer.com − Дэвид Абрамс, известный в миру как Cheapy D … кхм, ладно. Не будем приклеивать бороду. Мы впервые слышим о Дэвиде и об этом сайте. Однако его кратенький анализ проведённой акции с алчностью нам показался интересным.
На первый взгляд это может показаться мошенничеством, но, помимо того, что мы знаем точную стоимость этой раздачи в долларах, она не сильно отличается от множества других бесплатных подарков, которые получают игровые журналисты. …за относительно небольшую сумму EA купила себе новостные посты в двух крупнейших игровых блогах. Kotaku взимает 8 долларов за тысячу показов (стоимость за 1000 показов рекламного баннера) за свои стандартные рекламные баннеры. Их новостной пост об этом пиар-ходе, скорее всего, наберёт более 40 000 просмотров. На всякий случай скажем, что общая стоимость чека и красивой коробки составляет 300 долларов. Поскольку Crecente сожгла чек, EA, по сути, потратила эквивалент 2,50 долларов за тысячу показов на новостной пост на главной странице Kotaku. Это невероятная ценность. Отличная работа, EA Marketing!
Сохраняя традиционные ценности
Смелая рекламная кампания слэшера, основанного на произведении, поднимающем религиозные вопросы, просто не могла остановиться на одном только фейковом протесте. О, нет. Маркетологи решили хорошенько так проехаться по вере. Причём настолько провокационно у них это получилось, что сейчас, в современных реалиях, даже как-то боязно рассказывать. Но, как бы то ни было, попробовать всё же стоит. А коль не получится, то ничего страшного – увидимся со всеми через пару лет.
Начнём, пожалуй, с малого. Программисты Visceral Games в свободное, видимо, от разработки Dante's Inferno время запиливают для социальной сети «лицо-книга» приложение Go To Hell. Пользователям предлагалось занять ложе судьи подземного царства, после чего по-быстренькому раскидать своих друзей по девяти кругам ада.
Дальнейшая судьба грешников решалась уже путём голосования. Можно было выпустить человека из Преисподней, то бишь помиловать, или, как вариант, назначить ему бесконечную муку. В источниках в виде примера упоминается всего два истязания: массаж зверя и кастрация суккуба. Что из себя представляли наказания? Если честно, то сказать сложно. Сами мы приложением не пользовались, а в Интернете относительного этого по большей части молчат. Увы.
Но приложение для социальной сети – это так, баловство. Ребячество. В отличие от игры Mass: We Pray, которую анонсировала бостонская студия Prayer Works Interactive. Для контекста, на официальной странице сайта заявлялось, что миссией компании является сохранение традиционных ценностей. Создание высококачественных проектов, которые развлекают, вдохновляют и приближают к Господу.
Планировалось, что дебютная работа студии − Mass: We Pray − облегчит жизнь праведных граждан. Христианским семьям не придётся больше неделями ждать воскресных служб, дабы посетить церковь. Теперь поговорить с Богом, а также поучаствовать в более чем 24 священных церемониях можно будет, не выходя из дома. Причастие, крещение – вот, что угодно.
Для полной аутентичности компания разработала также специальные контроллеры. Один в виде белоснежного креста, напоминающий по функционалу Wii Remote, а второй – скамьи для коленопреклонения.
Игровые СМИ, которых в последнее время маркетологи Electronic Arts водили за нос, отнеслись к анонсу Mass: We Pray с подозрением. Некоторые редакции даже свои мини-расследования провели.
Так, внезапно выяснилось, что ни в бостонском бизнес-каталоге, ни в справочной службе нет никакой информации о студии Prayer Works Interactive. А общедоступные сведения официальной страницы игры по типу имени владельца сайта намеренно скрыты. Плюс все электронные письма журналистов, направленные в компанию с целью выяснить подробности проекта, получали однотипный шаблонный отказ. В общем, многие посчитали Mass: We Pray фейком, а единицы даже догадались связать её с Dante's Inferno.
Правда вскрылась позднее, когда студия Prayer Works Interactive с фанфарами открыла предзаказ Mass: We Pray. При попытке купить игру или узнать побольше о странных контроллерах пользователь получал обвинение в ереси, трейлер Dante's Inferno (если докажет баннеру своё совершеннолетие) и ссылку на уже упомянутое нами приложение в социальной сети Go To Hell. Что, в принципе, логично.Коль ты еретик, то тебе прямая дорога в ад.
Маркетологи на спорте
Параллельно с провокационными акциями Electronic Arts не брезговала стандартными маркетинговыми уловками. Будь то выход демоверсии, выпуск сопутствующих товаров, наподобие комиксов да фигурок, или же обычная реклама в Интернете и по телевизору. Но, к сути.
В феврале 2010 года за несколько дней до релиза Dante's Inferno в США проходил Супербоул XLIV. Если что, это не соревнования из мира Гарри Поттера, а решающий матч в американском футболе, исход которого определял чемпиона Национальной футбольной лиги. Компания Electronic Arts хорошенько так потратилась, чтобы в последней четверти финала организаторы показали 30-секундную рекламу Dante's Inferno. Ролик, в котором главный герой под песню Билла Уизерса «Ain’t No Sunshine» бросается в ад за возлюбленной.
Строчки из песни, которые звучат в ролике:
Интересно, куда
она ушла на этот раз?
А вдруг, она ушла, чтобы навсегда там остаться?
Солнце не светит, когда её нет,
И это жилище перестаёт быть домом всегда, когда она уходит.
Оправдались ли финансовые траты Electronic Arts? Ну, по словам одного из менеджеров студии, руководство, долго сомневавшееся в целесообразности такой рекламы, по итогу всё же осталось довольно. Ибо их ролик во время трансляции матча одномоментно посмотрело свыше 100 миллионов зрителей.
За последующие 72 часа видео глянуло ещё более 3 миллионов человек. А Dante's Inferno, внезапно стартанув,вышла в топ самых ожидаемых геймерами игр. На этом, по сути, рекламная кампания была свёрнута. Оставалась всего пара дней до судьбоносного релиза.
К слову, не только Dante's Inferno известна невероятной рекламной кампанией. О, нет. Маркетологи Electronic Arts с десяток лет назад проворачивали такие странные вещи, что потом уйма юристов головами скрипели, пытаясь отмазать от тюрьмы неугомонных креативщиков. В общем, если кому-то будет интересно узнать о ещё парочке-другой провокационных реклам, смело пишите. А с вами был, вещал и возмущался Cheezzy фиолетовая борода. Обязательно увидимся на необъятных просторах Интернета.
1) Википедия:
− Dante's Inferno (video game): https://en.wikipedia.org/wiki/Dante%27s_Inferno_(video_game)
− Dante’s Inferno: https://ru.wikipedia.org/wiki/Dante’s_Inferno
2) Сайты:
− Дикая рекламная кампания Dante’s Inferno: разврат, деньги для журналистов и подставные верующие: https://cyber.sports.ru/games/blogs/2835117.html
− Electronic Arts Stages Protest of Dante's Inferno at E3: https://www.techdirt.com/2009/06/16/electronic-arts-stages-protest-of-dantes-inferno-at-e3/
− Dante's Inferno: EA проверяет, насколько алчны журналисты: http://empire-of-games.ru/art_8376.html
− #EAFail: the absolute worst (best?) PR campaign in gaming: https://arstechnica.com/gaming/2009/09/eafail-the-story-of-the-worst-pr-campaign-in-gaming/
− EA Rickrolls Yahtzee: https://www.escapistmagazine.com/EA-Rickrolls-Yahtzee/
− Electronic Arts Tests Journalists' Greed With Cash: https://kotaku.com/electronic-arts-tests-journalists-greed-with-cash-5355784
− Dante's Inferno info splurged in PSM3: https://www.vg247.com/dantes-inferno-info-splurged-in-psm3
− EA анонсировала Dante's Inferno: https://salegame.ru/showthread.php?t=7155
− Dante’s Inferno interview: of marketing and Gods of War: https://arstechnica.com/gaming/2010/02/dantes-inferno-interview/
− E3: Protesters target Dante’s Inferno game: https://www.latimes.com/archives/blogs/technology-blog/story/2009-06-03/e3-protesters-target-dantes-inferno-game
− E3: Dante’s Inferno protest: https://www.latimes.com/archives/blogs/technology-blog/story/2009-06-04/e3-dantes-inferno-protest
− Dante’s Inferno Web site takes us on a tour of Lust: https://www.destructoid.com/dantes-inferno-web-site-takes-us-on-a-tour-of-lust/
− EA's 'Sin to Win' Promo for "Dante's Inferno' Crosses the Line: https://www.trendhunter.com/trends/ea-sin-to-win-dantes-inferno-comic-con
− EA + Dante's inferno: https://www.jamesmoslander.com/ea-dantes-inferno
− Mass: We Pray: A Holy Hoax or Just a Really Bad Game?: https://www.escapistmagazine.com/Mass-We-Pray-A-Holy-Hoax-or-Just-a-Really-Bad-Game/
− Pre-order 'Mass: We Pray' for free Dante's Inferno trailer: https://www.engadget.com/2009-11-20-pre-order-mass-we-pray-for-free-dantes-inferno-trailer.html
− EA Sends Football Fans To Hell With Dante’s Inferno In Company First Super Bowl Commercia…: https://www.ea.com/news/ea-sends-football-fans-to-hell-with-dantes-inferno?isLocalized=true
− The Best and Worst Super Bowl Commercials of 2010: https://content.time.com/time/specials/packages/article/0,28804,1960734_1960750_1960819,00.html
3) Сайты, открытые через бесплатный онлайн-архив Wayback Machine:
− EA marketers send Joystiq a $200 check and we save their souls: https://web.archive.org/web/20090912073121/http://www.joystiq.com/2009/09/09/ea-marketers-send-joystiq-a-200-check-and-we-save-their-souls
− EA mails journos $200 checks to promote game: https://web.archive.org/web/20090915193700/http://videogames.yahoo.com/events/plugged-in/ea-mails-journos-200-checks-to-promote-game/1352737
− Visceral Games Tells Facebook* Users To Go To Hell: https://web.archive.org/web/20100106212527/http://kotaku.com/5410939/visceral-games-tells-facebook-users-to-go-to-hell
− Electronic Arts Tests Journalists' Greed With Cash: https://web.archive.org/web/20090918041149/http://kotaku.com/5355784/electronic-arts-tests-journalists-greed-with-cash/gallery
− Dante's Inferno meat cake: https://web.archive.org/web/20090915200501/http:/www.joystiq.com/photos/dantes-inferno/2270319/
− Christians Attack Fake Dante's Inferno Protest: https://web.archive.org/web/20200729024432/https://www.cinemablend.com/games/Christians-Attack-Fake-Dante-s-Inferno-Protest-18142.html
− EA puts sexual bounty on the heads of its own booth babes: https://web.archive.org/web/20090727033326/http://arstechnica.com/gaming/news/2009/07/ea-puts-sexual-bounty-on-the-heads-of-its-own-booth-babes.ars
− Visceral Games at E3 2009: https://web.archive.org/web/20100314212720/http://www.visceralgames.com/us/post/bloge3052909-2009-05-30
− Christian bloggers attack EA over E3 Dante's Inferno "protest": https://web.archive.org/web/20090615164637/http://news.bigdownload.com/2009/06/12/christian-bloggers-attack-ea-over-e3-dantes-inferno-protest
− EA Fakes Dante's Inferno Protest: https://web.archive.org/web/20200929213633/https://www.cinemablend.com/games/EA-Fakes-Dante-s-Inferno-Protest-17996.html
− Salvationists. Against. Virtual. and Eternal. Damnation.: https://web.archive.org/web/20090607014906/https://www.wearesavedgroup.org/
− Save $6.66 on Dante’s Inferno, only on 09.09.09: https://web.archive.org/web/20120331161628/http://www.gamingbits.com/general-gaming-news-bits/save-6-66-on-dantes-inferno-only-on-09-09-09/
− Mass: We Pray: https://web.archive.org/web/20100212041025/http://masswepray.com/#
− Mass: We Pray: Holy Hoax, Batman?: https://web.archive.org/web/20100222053515/http://www.gameculture.com/2009/11/17/mass-we-pray-holy-hoax-batman
− Mass: We Pray is almost certainly a hoax: https://web.archive.org/web/20091120220336/http://www.joystiq.com/2009/11/18/mass-we-pray-is-almost-certainly-a-hoax/
− EA ‘Doubles Down’ With Dante’s Inferno Super Bowl Ad: https://web.archive.org/web/20140412111004/http://www.wired.com/2010/02/dantes-inferno-super-bowl/
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Вот этот?)))
Одна из лучших игр, в которые играл. Ей очень нужен ремейк, но я понимаю, что его никогда не будет.
О, Данте. Вы уже вернулись из Преисподней? Рады Вас здесь видеть)))
Ох, ЕА еще и не такие акции проворачивала. Такое ощущение, что их маркетологи отличались, как минимум, бессмертием и имели безграничный запас запрещённых веществ. Реклама Dante’s Inferno — это лишь верхушка айсберга, состоящего из скандалов, претензий и битого стекла)
Гифки меня предали, там должен был быть танцующий Данте
Еее бэйби, вот об этом я говорил
Взаимно! Ваше повествование и манера языка вызывает самое приятное ощущение, очень интересные блоги, спасибо!
Это какой-то неправильный Данте, вот правильный
Dante's Inferno реально крутая, а ее рекламная компания была доказательством того, что раньше EA могла позволить себе хоть какой-то креатив и дерзость.
Жаль, что на этом и остановились. Хотелось бы увидеть улучшенную версию ада по Божественной комедии. Первоисточник рекомендую всем, шикарная книга.
Знаете, Вашему комменту не хватает предыстории. Например:
Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. Он выиграл спор, написав следующую историю:
Этот тоже неправильный, какой-то старый и убогий — вот в ДМЦ 4 был правильный.
Лучше б в саму игру больше денег вложили, а то местами прям сильно малобюджетность выпирает.