Введение
Когда-то давно, лет 7 назад, я прошел первую Banner Saga. Тогда игра мне понравилась и я захотел пройти всю серию, но руки как-то не доходили, и вот только сейчас я прошел все 3 части, при этом заново пройдя первую. Рассказывать про этот опыт буду по порядку
Banner Saga 1
Геймплей первой части – смесь тактики и симулятора управления караваном (и да, его будут грабить). Ведешь свой караван и принимаешь важные решения, пока не приходиться сражаться. Бои представляют собой обычный тактический бой: твои воины могут бить, использовать способности за энергию и просто ждать. Особенностью же является то, что у всех бойцов есть не только здоровье( оно же является силой), но и броня. Если брони у врага много, то урон по здоровью будет небольшой или вовсе не пройдет. После того, как походил ваш боец, ходит боец врага, потом снова ваш и т.д. Даже если ваших бойцов или бойцов противников больше, очередность ходов будет передаваться от вашего бойца к вражескому, пока на одной из сторон не останется одного бойца. Тогда начнется режим побоища, где ваши бойцы все вместе будут избивать бедного одинокого врага, ну или наоборот, множество врагов будет избивать вашего бедного одиночку.
После вашей победы(или поражения) раненые воины получают дебаффы, вы получаете славу и двигаетесь дальше. За славу можно покупать провизию для каравана, разные артефакты и прокачивать персонажей, увеличивая их характеристики. И да, здесь можно спокойно проиграть почти любой бой, за исключением сюжетно важных. Лично моя проблема заключалась в том, что я нашел себе стак бойцов, которыми играл большинство времени, а остальные просто стояли в сторонке и выходили только когда пара основных бойцов ранена и им нужна замена. А когда одного из моих основных бойцов, который был уже прокачан к тому моменту убили из-за моих действий, совершенных 3-4 главы назад, то мне пришлось думать кого же на его место ставить. Да, это очень хорошо играет на атмосферу игры, но все-таки обидно потерять опытного бойца, которого придется менять на какого-то другого, который еще заново прокачаться должен.

Броня - количество брони
Сила - количество атаки и здоровья
Энергия - она усиливает атаки и позволяет применять навыки
Напряжение - определяет сколько энергии персонаж может потрать на действие
Пробивание брони - количество пробиваемой брони за 1 удар
Сюжет
Сюжетно, это самая настоящая сага. События невероятно масштабные, как никак, конец света на носу. И вы будете участниками этих событий, и даже действительно будете влиять на них, ведь это ваша история и пишите вы ее сами. Большинство сюжетно важных выборов будут влиять на то, умрет тот или иной персонаж или выживет(в игре даже есть ачивка довести определенного персонажа до конца игры, что я, кстати, сделать не смог). Но и на важные события в мире игры также удастся повлиять своим выбором. Также, стоит упомянуть, что мы играем за разных протагонистов, которые показывают разные события игры и у которых разные бойцы в запасе. В плане атмосферы все очень даже на уровне, скандинавские мотивы в музыке, красивые виды на заднем плане. Чувствуешь, что это сага, в которой действительно происходят великие и масштабные события. В общем игра очень хорошо ощущается, интересная история, в которой твой выбор действительно что-то решает.

Banner Saga 2
Геймплейно, сильных отличий вторая часть собой не привносит. Все та же формула – веди караван, принимай решения, побеждай (или проигрывай) в боях. Прогресс сохраняется с первой игры, можно перенести свое сохранение и вам вернут все ваши предметы и вспомнят все ваши выборы из первой части.
Изменения :
Добавили больше разнообразия в бои. Если раньше вы просто деретесь, то теперь появились препятствия, которые необходимо разбить и драки с какими-то определенными условиями (в первой части на что-то подобное похож только финальный бой с боссом, который делится на две фазы). Также добавили больше прокачки вашим воинам. Прокачав атрибут на максимум, герой может изучить 1 из 2 специальных талантов для данного атрибута. У данного таланта 3 уровня, которые в большинстве случаев просто повышают шанс срабатывания этого таланта.
И вот настало время поговорить о наболевшем. Я все 3 игры проходил на высокой сложности. В первой части, челендж как таковой был и игра показывала, что она непростая. Но во второй части, в отдельные моменты, я чувствовал себя максимально беспомощным. Чего стоят только бои против канари – местного аналога кентавров. За всю игру мне пришлось трижды с ними сразиться. И либо я настолько плох в этой игре, либо все-таки бои с канари нацелены на то, чтобы уничтожить игрока. Во всех трёх играх лимит на персонажей в битве 6 штук (иногда их будет больше, но выбираете вы всегда максимум 6 бойцов). И вот тут на меня выкатывают битву с канари, которые начинают вдевятером и при этом, 3 раза за бой к ним прибудут на подмогу еще по 2 канари с полной броней и здоровьем. Эту битву, вроде как, можно избежать, но я ее не избежал и часа 3-4 проигрывал ее заново и заново, пытаясь понять, как же ее победить, потому что, если проиграть именно эту битву, то всё, конец игры. И после нее, я попал на еще одну, почти такую же, битву, которую , хвала богам, можно было проиграть, хоть и ценой 1 из воинов в моем отряде.
Вообще, в серии до этого были лишь 2 типа врагов: драги и люди (еще 1 или 2 раза приходилось драться с варлами). И с ними всегда было драться легко. Тут же появились канари и болотники (такие же люди, у которых больше статов, а еще у них есть боевые медведи), против которых ты проводишь больше половины боев в этой игре и которые действительно напрягают. По итогу, в южных землях(там в основном встречаются канари и болотники) я проиграл больше половины боев, когда как с драгами бороться было в разы легче.
Сюжет
Сюжетно, игра продолжает первую часть. У вас также есть две перспективы событий, первая за героев прошлой игры, другая за наемников, которых они встретили в ее конце. Для героев первой игры все тоже самое: вы идете своим караваном из точки А, к точке спасения, а за вами по пятам гонятся драги. Наемники же просто идут в другой город, чтобы там получить работу и, хоть как-то выжить, однако судьба немного меняет их планы. И почти до финала ничего не меняется
Стоит отметить, что хоть в прошлой игре сюжетные решения что-то решали, но ощущения ответственности у меня за них не было. Да, помер где-то 1 из героев, обидно конечно, но не критично. Здесь же, проходя игру, я ощущал ответственность за весь свой караван. Я действительно стал человеком, за которым идет караван и мои решения влияли на благополучие тех людей, которых я вел за собой. По крайней мере такое ощущение осталось.
Проблемы у меня возникли в основном с геймплеем, однако было и еще несколько шероховатостей. Как же много багов я словил именно в этой игре. В первой части у меня не было проблем вообще, однако эта часть, являясь, практически копией предшественницы, привнеся с собой лишь несколько небольших улучшений, умудрилась выдать невероятное количество багов. От визуальных и до геймплейных. Доходило до того, что мне в какой-то момент приходилось перезапускать игру при каждом новом бою, т.к. игра не давала расставить своих бойцов до начала боя, причем я подумал, что изначально так и задумывалось, т.к. оппонент напал из засады и поэтому у меня не должно быть права расставлять своих юнитов, как я захочу. Но потом я понял, что это просто был баг, который большую часть игры не давал мне покоя.
В общем, игра осталось практически такой же, продолжая рассказывать историю первой части. Меня конечно задушили некоторые битвы и, в особенности, баги, но я как будто еще больше погрузился в проблемы своего каравана, который все-таки смог дойти до точки своего назначения.
Banner Saga 3
По традиции, сначала про геймплей. Что здесь говорить, в боевой механике то же, что и во второй части, просто добавили в прокачку механику титулов, это как навык, но каждый титул может быть только у одного героя. У титула есть 5 уровней, которые добавляют тебе бонусов. Еще добавили мою “любимую” механику волн врагов. Как я сообщал выше, я играл на высокой сложности все 3 игры (со второй игры нужно было не выпендриваться, а ставить нормальную сложность и все было бы хорошо) и уже вторая часть моментами душила весьма неплохо.

Для начала, как работает механика волн: у отряда есть 30 ходов, чтобы убить всех врагов, иначе им на помощь призовется новая волна врагов, если вы и в этот раз не успеете убить всех за 30 ходов, то новая волна призовется во второй раз, и если вы дошли до этого момента, вы скорее всего умрете. Волн всего 3, включая начальную. Если ты побеждаешь волну вовремя, то можешь поменять воинов в группе и запустить новую волну. И тут, как и во второй части, я так и не смог понять в ком проблема: во мне или в игре. Суть в том, что лично у меня, бой с волнами проходил по двум сценариям. Первый : Я храбро одолел волну за 30 ходов и закончил бой. Второй : Я не успел убить одного врага, который вон там на краю карты стоит, и кастует свои заклинания, при этом из всей моей пачки выжило 3-4 бойца, которые уже все избитые. После этого, спавнится новая волна, которая меня убивает. И слава богу, как и в обеих частях до этого, все эти битвы можно проиграть, что у меня и происходило чаще всего. По итогу, к концу игры, все мои воины были ранены и не раз, и я этими калеками, как-то пытался пройти оставшиеся бои и прошел.

Главная геймплейная особенность третьей части – две разные команды, немного отличающихся друг от друга. Первая команда всеми силами пытается оборонять замок и все время находится в нем. А вторая команда идет по какой-то бездне, чтобы решить все проблемы. Геймплейно, первая команда играется также, как и в прошлых частях. У них есть провизия, они могут ее купить, также они решают разные проблемы в замке, отбиваются от врагов и они могут отдыхать. А вот вторая команда просто идет вперед, у нее нет провизии, но и отдохнуть им за всю игру удастся, максимум 2-3 раза. И еще у них немного другая награда за убийство врага.
Это следует пояснить. За убийство врага, воин, который его убивает, получает 1 очко убийства. Чтобы прокачать воина, необходимо, чтобы у вас было достаточно славы и, чтобы этот воин сделал необходимое количество убийств. Также за убийство врага вы получаете 1 энергию, которую можете получить в момент своего хода вашим конкретным бойцом. Так было во всех играх, однако, в этой игре, вторая команда лишена этой возможности, а, вместо этого, за убийство врага она получает возможность 1 раз бесплатно использовать заклинание молнии. Это простое заклинание, которое наносит немного урона по врагам. Но, бесплатно пойдет.
В какой-то момент, дела первой команды становятся все плачевнее. И игра подсчитывает, сколько дней способна выдержать команда номер 1(Вообще-то игра несколько раз подсчитывает ваше время на выживание, которое основано на ваших действиях до этого. Но суть все-равно остается такой же: вы получаете время, которое 1-ая команда сможет пережить). Это время и дается второй команде на завершение приключения. Если вы успеете дойти до конца таймера, то вы молодцы, если же нет, то увы и ах, все те ребята из первой команды погибнут.
Сюжет, все также продолжает прошлую часть. Это действительно ощущается как финал истории и ваши выборы как никогда важны. Ставки максимально высоки и вы ощущаете это. Несколько неверных решений могут стоить жизни всем живым существам, которые остались в замке. Хочется внести ложку дегтя и отметить, что смерти некоторых персонажей, не только в этой игре, но и в предыдущих кажутся уж совсем нелепыми. Как-будто игра просто решила наказать тебя за то, что ты выбрал не то действие(хотя некоторые действия кажутся логичными в данный момент).
В итоге третья часть добила меня “великолепной ” механикой волн. Я мог проигрывать до четырех битв под ряд. И из-за того, что я проигрывал битвы, у меня все бойцы были раненые и из-за этого я проигрываю следующие битвы.
Итог
Лично для меня,все три части ощущаются скорее тремя главами одной игры, чем новыми самостоятельными проектами. Мало упоминал атмосферу, но она безумно хороша, скандинавский фольклор с их камнями силы, музыка и пейзажи на заднем плане действительно помогают погружению в эту историю. Сюжет каждой новой игры продолжает сюжет предыдущей. Геймплей остается таким же, с минимальными изменениями. С каждой игрой увеличивается сложность. Если первая игра была не особо легкой, но все же прогулкой, то вторая часть дала мне моменты, на которых я останавливался и молился, чтобы я смог победить в этом сражении. Третья же игра выдала невероятно нелепую, на мой взгляд, механику волн, которая заставила меня принимать многочисленные поражения как данность. Возможно, я просто недостаточно разобрался в игре, но геймплейно, игра меня убила. Также, как и сюжетно. В итоге я не смог спасти ту группу, которую вел за собой с самой 1-ой части. И это действительно воспринимается, как итог моего игрового опыта. Я совершил много ошибок, как в боях с врагами, так и в принятых мной решениях. Некоторые решения не кажутся ошибками, но в общем и целом, итог кажется закономерным. В конце я радовался лишь факту того, что все закончено. Это и был конец моей истории с этой игрой.
P.S. Рекомендую играть на нормальной сложности и не выпячивать свои тактикульные скиллы, тогда ваша концовка, скорее всего будет радужнее. Я же принял этот игровой опыт, в котором игра победила меня и сохраню его у себя в памяти. И еще, я старался обойтись без спойлеров, поэтому часто обтекаемо пытался описать сюжетные события, вдруг кто-то захочет пройти всю серию, кто знает.
Лучшие комментарии
Концовка первой части раз и навсегда научила, что в подобных играх надо придерживаться принятого решения. Именно выбор и даёт нужный опыт. Вторая часть тоже хороша, третья, как по мне, слабее и затянута.
Однако же для меня приятным открытием и даже игрой в личном топе в год выхода стала игра, которую «копией» Баннер Саги называли: Ash of Gods: Redemption. Оказалось, что это тот случай, когда грамотно взяли основу и дали тебе новые крутые ощущения в новом сеттинге и новой оболочке. И речь не только про добавление карт. Играется по-другому, хотя и арт корована, на первый взгляд, слизан, и тактическое поле боёв идентичное.
Я тоже помню Ash of Gods, классная игра, но я не прошел, вроде из-за боевой системы. Там за одного из персонажей можно было просто брать только его одного, и он просто выкашивал всех врагов в одиночку. Но сейчас, после прохождения этих трех игр, я узнал, что там поменяли боевую систему, и теперь хочется и в нее тоже поиграть. И там, вроде как, игра в этой же серии есть: Ash of Gods: The Way, в нее тоже интересно поиграть будет как-нибудь потом.
Тоже забросил из-за боевки, точнее отсутствия тактики в ней. Хотя мир и персонажи прописаны были интересно, любопытно было узнать, в чём там замес
Баннер сага офигенная, помню как после первой части ждал продолжений. Разве что третья часть мне показалась переусложненной. Из-за этого до финала дожило совсем немного героев.
Но вот сам мир и роад стори сделаны были отлично, и к персонажам быстро прикипаешь
Проблема Банер саги, особенно 3й части, в том, она так и осталась кусей багованного кала, поддержку которой свернули за полгода. В игре до сих пор есть нерабочие и олбчнве моменты. Но увы, их уже никто не исправит.
Заинтриговал — а то я как услышал про эту идиотию с суперменством последнего бойца, сразу забил на игру, мол наши даже скопировать уже готовое нормально не могут, не поломав в процессе… Если уже исправили, то можно и пощупать.