Давайте начнём с чистоты

Не в буквальном смысле, конечно, хотя в Kingdom Come: Deliverance 2 мыться в бадье — это почти ритуал. Но перед тем как погрузиться в этот текст, давайте охладим пыл всеобщего восхищения и примем одно важное уточнение: ДЛЯ МЕНЯ это всё равно игра года. Всё, что будет написано ниже, — это придирки к мелочам, которые хотелось бы улучшить, но они никак не влияют на общее впечатление. Для меня эта игра — мир, в котором хочется остаться подольше. Прямо сейчас, параллельно с написанием этой статьи, я каждый вечер блуждаю в лесах Богемии, слушаю пение птиц, ночую в старых корчмах и дерусь за палку колбасы с местными богачами.
KCD2 — это достойное продолжение первой части, где всё, что работало хорошо, приумножили в несколько раз. НО у игры есть ряд минусов, которые лично для меня (человека, который прошёл первую часть, закрыв все побочные задания и исследовав всю карту) кажутся непростительными. Они где-то нарушают целостность истории, где-то силу повествования, а где-то и саму логику игры. Давайте пройдёмся по каждому из этих моментов.
Первое и самое важное: в главную историю, непонятно зачем, добавили сюжетный выбор реплик у персонажа. Это чуть ли не основная проблема, как мне кажется. Игроку доверили выбор в сюжетно-ориентированной истории, которую в первой части вели по строгим рельсам. Может, это было бы неплохо, если бы выбор влиял на дополнительные квесты, но когда он завязан на финальном решении и главном выборе в игре, это, как по мне, провал.
Отчасти, конечно, я придираюсь. Те, кто уловил основной посыл игры, сделают "правильные" выборы и пройдут ключевые дополнительные миссии (например, поиск Маркварта Фон Аулитца ближе к финалу).
Но то, с какой предысторией ты подходишь к финальному решению, — это настоящая катастрофа. Ты всю игру, вплоть до последнего момента, убиваешь людей, делая "правильные сюжетные решения" (пусть даже это воры или солдаты вражеской армии), а в конце, будто парой фраз, можешь "очиститься" — просто сказав: "Я сожалею". Сюжету это явно не идёт на пользу.
А если ты как игрок не выберешь везде "правильные" ответы, история для тебя превратится в бесконечное рубилово. Сопереживания к убийствам — будь то простые люди, бедняки или воры — ты не испытываешь. Мораль, которую ты выносишь, звучит так: честь важнее человеческих жизней. Хотя первая часть чётко давала понять: убивать — плохо! Ты никогда никого не убедишь мечом.
Этой игре не хватает системы хаоса из Dishonored, которая бы отлично показала, как меняется мир в зависимости от твоих поступков и к чему это может привести.
Ещё в игре есть косяки с введением в историю некоторых персонажей. Например, Катерина, которая раскрывается как персонаж за полчаса до конца игры, а до этого не вызывает ни сожаления, ни интереса. Но ради хайпа её добавили на обложку, хотя лучше бы там был Богута — его история в этой части куда важнее и интереснее. Не говоря уже о том, что за него нам дают поиграть.
Отдельно хочется отметить побочные квесты. Они приземлённые и понятные, как в Red Dead Redemption 2, которая рассказывает одновременно простую и сложную историю. Все истории обычных людей в KCD2 понятны для своего времени. При общении с персонажами видно, что это обычные люди с человеческими проблемами. Кто-то кому-то изменил, кто-то напился и не вышел на работу, у кого-то украли сапоги. И каждый из этих персонажей взаимодействует друг с другом. У них есть мотивация общаться или не общаться. С точки зрения написания сценария — это золото.
Побочные квесты в этой игре заслуживают отдельной похвалы. Они разнообразные, глубокие и целостные. Пусть их механики просты — сходи туда, поговори с тем, отнеси то, — но контекст задаёт тон всей истории. Чем больше квестов проходишь, тем больше раскрывается мир, и персонажи становятся не просто болванчиками с заготовленными репликами.
Ты начинаешь понимать, что в одной деревне живут рудокопы, а в другой — крестьяне, которым нет дела до проблем этих рудокопов, потому что им нужно растить больше капусты. Кто-то ищет камень удачи, а кто-то считает его проклятием и хочет избавиться.
Игра полна противоречий и разнообразия. Причём контент не сгенерирован автоматически, а заботливо прописан сценаристами и разложен по карте.
Отдельно стоит выделить хорошо прописанных персонажей, но здесь же кроется и проблема. На фоне политических битв в Богемии я всё равно терял из памяти некоторых графов, сэров и правителей. Да, их истории заботливо сложены в журнал, где можно прочитать, кто это и какова его судьба. Но не думаю, что многие, как я, прочитают весь дневник и все записки, чтобы вспомнить, кто такой Йост и почему все вокруг него скачут.
Но опять же, всё это — мелочи. Сюжет цельный, побочные задания разнообразные, всё детально прописано, и не возникает вопросов, почему тот или иной персонаж ведёт себя так или иначе.
Это прекрасное произведение, которое отлично прописывает ключевых персонажей, задаёт тон повествования, поднимает острые темы того времени и передаёт смыслы, которые актуальны и сейчас. Основной из них — убивать плохо.
С одной стороны, игра предлагает глубокие, продуманные механики, которые затягивают на десятки часов. С другой — в ней есть моменты, которые вызывают вопросы и даже лёгкое раздражение.
Боевая система эволюционировала по сравнению с первой частью. Она осталась сложной и требовательной, но стала чуть более доступной для новичков. Новая механика парирования, где нужно направлять оружие в противоположную сторону от удара противника, добавляет глубины боям. Это заставляет тебя быть внимательным, следить за движениями врага и думать на шаг вперёд. Однако, как и в первой части, связки ударов, которые ты учишь у мастеров, редко оказываются полезными на практике. Основная стратегия сводится к парированию и контратакам, что со временем стало достаточно однообразным.
Одна из главных проблем — дисбаланс, который становится заметен уже после первой трети игры. Если ты играл в первую часть и понимаешь, как работает прокачка, то вторая часть покажется тебе слишком простой. Герой быстро становится сильнее, и уже через несколько часов ты без труда справляешься с большинством врагов. Проблема в том, что игра не предлагает достаточного сопротивления. Ты редко сталкиваешься с ситуациями, где нужно напрячься. Еда, которая в начале казалась дефицитом, быстро перестаёт быть проблемой. Деньги, которые сначала добываются с трудом, уже через несколько часов начинают литься рекой — достаточно пару раз ограбить бандитов и продать их доспехи.
Механики выживания, такие как голод, усталость и чистота, в теории звучат интересно, но на практике их влияние на игру минимально. Ты можешь несколько дней не мыться, и это почти никак не скажется на диалогах или взаимодействиях с NPC. Единственный раз, когда я почувствовал, что быть грязным — это проблема, был квест, где нужно было лезть в выгребную яму. В остальное время всем было всё равно, даже если ты выглядел как оборванец.
И да, все эти "проблемы" лечатся хард мод режимом, но когда я сел играть на релизе, то его просто не было
Крафтинг
и ремёсла в KCD2 — это отдельная тема. Алхимия, собирание трав,
воровство и стелс остались практически такими же, как в первой части.
Добавили работу в кузне (всё-таки ты сын кузнеца), но, к сожалению, эта
механика не стала прорывом. Всё довольно просто: поднабравшись опыта, ты
с первой же попытки куёшь всё, что нужно. Разве что подковы... подковы —
это отдельная история. Они долгое время остаются настоящей головной
болью, но к концу игры
Вообще, я поймал себя на мысли, что боёвка, воровство, стелс, собирание трав и алхимия в KCD2 — это история, похожая на то, что было с God of War 2018 и God of War Ragnarök. Как и в тех играх, здесь многое осталось прежним: те же анимации, те же мини-игры, та же базовая механика. Добавили небольшие улучшения, но в целом — это практически калька с первой части. Если проходить первую и вторую часть друг за другом, сильной разницы ты не заметишь.
В целом, такой подход имеет право на жизнь. С точки зрения геймдизайна, я прихожу играть именно ради этого геймплея, и лично мне бывает сложно, когда, например, из 3D-игры делают платформер или наоборот. Здесь же разработчики сохранили то, что работало, и добавили немного нового, что, в принципе, оправдано.

Однако в геймплее есть моменты, которые вызывают недоумение и, возможно, будут исправлены патчами. Например, миссия с защитой крепости вместе с Жижкой — это заскриптованный хаос. То ты взлетаешь от взятия камней в руку, то тебя задавливают толпой и выпихивают из крепости, то NPC встаёт перед лестницей, и ты не можешь подняться наверх, то вражеские NPC проваливаются под землю и пытаются атаковать оттуда.
А чего стоит квест по соревнованию кузнецов «Молот и клещи»? Тебе говорят сделать ТЕСАК, дают материалы для тесака, дают материалы для ТЕСАКА, но в меню выбора нужно выбрать «меч для соревнований». Когда я это увидел после трёх сделанных тесаков, едва не выплеснул кофе на монитор со словами: «Серьёзно?». И судя по запросам в интернете я такой не один
Когда речь заходит о графике и дизайне — то для меня это настоящий шедевр. Игра создана с такой тщательностью, что каждая деталь, будь то кустик у дороги, ручей, бегущий через лес, или грядка с капустой в деревенском огороде, выглядит так, словно её вручную вылепили и поместили в мир. Это не просто фон — это живая, дышащая Богемия XV века.
Лесные массивы, болота, луга, горы, деревни — всё это не просто красиво, это атмосферно. Когда ты идёшь по тропинке, окружённой высокими деревьями, или пересекаешь поле, залитое солнечным светом, создаётся ощущение, что ты действительно перенёсся в прошлое. Даже мелочи вроде булок хлеба, колбас или кочанов капусты выглядят настолько детализированно, что затмевают подобные элементы в играх вроде Monster Hunter, которые гордятся своими визуальными изысками блюд.
Катсцены в KCD2 — это отдельный разговор. Их постановка, ракурсы, свет и музыка настолько гармонично сочетаются, что создаётся ощущение, будто ты смотришь исторический фильм, а не играешь в игру. Это абсолютное кино. Каждая сцена срежиссирована с таким мастерством, что хочется пересматривать её снова и снова.
Сейчас будет много скринов, но просто посмотрите на них, они же прекрасны!
Однако есть и моменты, которые слегка выбиваются из общей картины. Диалоговые сцены, где персонажи просто сидят и открывают рот, выглядят довольно статично, особенно на фоне таких кинематографичных катсцен. Но это, скорее, неизбежная плата за масштаб RPG такого уровня. Если бы разработчики уделяли столько же внимания каждому диалогу, игра бы разрабатывалась в три раза дольше.
Отдельно стоит отметить лица персонажей. Они настолько разнообразны и детализированы, что создаётся ощущение, будто ты общаешься с реальными людьми. Никакого эффекта "мёртвой долины" — каждый персонаж выглядит живым, фактурным, с уникальными чертами лица. Это особенно заметно в сочетании с качественной озвучкой (я играл на английском). Акценты, диалекты, пьяные разговоры, рыдания, смех — всё звучит настолько натурально, что ты полностью погружаешься в мир игры.
Звуки в этой игре создают атмосферу, которая заставляет тебя забыть, что ты сидишь перед монитором.
Когда ты заходишь в лес, тебя окружает пение птиц, шелест листьев, стрекотание сверчков и шум ветра, пробивающегося сквозь кроны деревьев. Игре удаётся создать настоящую симфонию природы, которая вызывает ностальгию по тем моментам, когда ты сам гулял по лесу в реальной жизни.
Городская жизнь тоже звучит убедительно. Шум рынка, разговоры прохожих, звон кузнечного молота, скрип телег — всё это создаёт ощущение живого, кипящего мира. Даже звуки шагов на разных поверхностях — будь то грязь, камень или дерево — проработаны до мелочей.
Оркестровые композиции в катсценах звучат мощно и эмоционально, подчёркивая драматизм происходящего. А в кабаках или во время весёлых моментов музыка становится озорной, передавая настроение момента.
Но настоящая магия саунддизайна раскрывается в мелочах. Звук костра, потрескивающего в ночи или шум дождя, стучащего по крыше — всё это заставляет тебя остановиться и просто слушать.
Голоса персонажей тоже на высоте. Каждый герой звучит уникально, будь то рыдания, смех, пьяные разговоры или даже рвота. Особенно хочется выделить голос Черта — он настолько харизматичен и убедителен, что его монологи хочется переслушивать.
Завершая это затянувшееся послесловие, хочу подчеркнуть: все мои придирки и замечания — это не критика, а скорее признание огромной любви к игре. Да, в ней есть недочёты: где-то дисбаланс, где-то странные сюжетные решения, где-то статичные диалоги. Но всё это не отменяет того, что ребята из Warhorse вновь создали нечто по-настоящему уникальное.
Эта игра умеет удивлять. Она не пытается угодить всем,
не гонится за трендами. (Хотя ловко использует популярные мемы и клише) Вместо этого она предлагает глубокое погружение
в историю, атмосферу и мир Богемии, который живёт своей жизнью.
И да, если вы ещё не играли в первую часть, начните лучше с неё. Она не уступает второй ни в визуальной красоте, ни в глубине повествования. Вкатитесь в первую часть — и вы будете рады, что есть продолжение. А там, глядишь, и дополнения уже выйдут.
Лучшие комментарии
Ты, конечно, помылся, но какая бадья — такая и помывка.
Мне не понравилось, что даже если вырезать весь Сигизмундов лагерь под покровом ночи, на осаду и на сюжет это никак не повлияет. А так да, согласна и с недочётами и с тем, что KCD2 — игра года)
а в первой части экономика не сломана была? Народ тоннами броню вывозил с пепелища Скалице. В первой части мечи так же были во главе игры, спасибо второй части хоть комбо накинули для моих любимых булав.
>KCD2 — это достойное продолжение первой части, где всё, что работало хорошо, приумножили в несколько раз
И во столько же раз, к сожалению, всё оказуалили. Я для самопроверки вернулся сейчас в KCD1 — тот же спасительный шнапс стоит по цене нескольких выполненных квестов, как и снять комнату на постоянку, когда в KCD2 за 80 грошей с каждого квеста можно штуки по три таких оформить и купить вечное проживание в лучшей гостинице Куттенберга, а с алхимии так и по все шесть заварить за один подход к лаборатории.
Во втором регионе с каждого второго разбойника один только бацинет снимаешь на 1500 грошей на килограмм веса. Единственным сдерживающим экономику фактором остаются торговцы с 400-800 грошей, но и это проходит, когда в Куттенберге находишь дюжину кузнецов и бронников и за обход делаешь в районе 10к. А потом снова идёшь делать квесты по 80 грошей. Ну, благо я ко второй части решил отыгрывать доброго христианина без воровства и браконьерства, с помощью каждому встречному и отказом от наград.
Заборол в себе плюшкинское накопительство и пылесосинг всего подряд на продажу, начал жить на широкую ногу и от щедрот, не выторговывая гроши у торговцев, а наоборот вкидывая им сверху. Жаль, так и не добавили самую христианскую из фич — сливать деньги на милостыню нищим и строительство церквей.
Добавим к этому, что никакие дорожайшие латы не спасают разбойников от батиного дрына (клевец таскал лишь по началу, помня реально непробиваемых мечом ребят из первой части, а тут мечом что Жижку в открытое лицо ваншотишь, что остальных выносишь мечом в кумпол).
Вместе с ним, як Ведьмак, таскал ещё меч Менхарда и поддельный меч из лагеря Сигизмунда, который у меня вышел в разы круче оригинала. Игра сама буквально кричит тебе: «ЛОНГСВОООРДЫ, ЧУВАААК, ЛОНГСВОООРДЫ!», единственный именной не-лонгсворд на моей памяти — это клевец Барана.
К счастью, я в нужный момент игры нашёл мод Hardcore Henry, увеличивающий потребности в 4x раза, уменьшающий твой урон и увеличивающий входящий в 2x раз. Только тогда игра стала ну хотя бы лёгко-средней сложности. Взгляну через год под Хардмод, пофиксят ли что по боевому балансу и экономике.
Но пока что топ модов такой же классический, как у первой части. Безлимитные сейвы, безлимитный вес, умноженное золото торговцев… Вархорсы и так, невооружённым глазом видно, максимально занизили порог, сделали игру доступной для всех. И всё равно в эпоху солслайков и рогаликов находится откуда-то такое поражающее число недееспособных инвалидов :)
>Тебе говорят сделать ТЕСАК, дают материалы для тесака, дают материалы для ТЕСАКА, но в меню выбора нужно выбрать «меч для соревнований»
Жиза-а-а :)
>Завершая это затянувшееся послесловие, хочу подчеркнуть: все мои придирки и замечания — это не критика, а скорее признание огромной любви к игре
Тащем-то аналогично. Я даже на 20-25 FPS в своё время закрыл когда-то весь оригинал, с головой на 220 часов ушёл в этот сиквел, и теперь собираюсь перепройти снова первую часть и, как выйдут DLC, вторую.
И перепроходя первую часть с одной стороны кайфую от того, что уже с самого начала понимаю, что Тобиаш в игре мелькает в первых же катсценах, кудрявый в шлеме рядом с Его Лысейшеством — самый что ни на есть Сигизмунд, а Рацег не от блажи пановьей под протесты Мартина поощряет любовь Индро к мечу. Чуть-чуть страдаю от того, насколько во второй части всё-таки вырос уровень и катсцен, и диалогов, и даже мимики в стандартных побочных диалогах, и всеобщего удобства управления и взаимодействия с миром, и графония.
Спасибо за статью, второй раз за всё время вижу обзор с честным указанием проблем без боязни социального осуждения за покушение на святое :)
P.S.: Можно в ЛС подробнее про выборы и Маркварта? У меня с ним встреча происходила совсем в других декорациях.
У меня при разговоре с Янушем это происходило каждый раз. Ты же если ему приносишь расходники, он тебе колбасу делает. Конкртено этот диалог был когда мы с золотом вернулись в Сухдол.
Гифка топ :D
Верно, ведь если не будешь мыться, то все знают — можно заколобочиться
Кстати, про все эти имена, титулы, взаимоотношения. Я очень хорошо понимаю, потому что первую половину игры просто записывал каждое имя, которое слышу, и делал себе пометку, чтобы не затеряться среди всех этих благородных лиц, как в штольнях под Куттенбергом. Историю очень интересно было даже хотя бы нейронками почухать на тему игры. Йост мемный дядя.
А ещё есть целый отдельный фильм про Жижку. «Средневековье» 2022-г. Там по примечаниям даже Вавра где-то мелькнул в роли крестьянина в массовке, но я как-то не заметил. Зато заметил, что партизанские стычки Жижки хороши.
А я так в Катерину почти сразу влюбился. Она искренняя и отвечает на флирт. По ходу сюжета начинает переживать за Индро, а раскрытие ее предыстории в конце сделано не с ее подачи, потому что она никогда об этом сама бы не рассказала. Единственное ради чего она жила это месть. Но с Индро у нее появилась надежда на будущее. Что как бы говорит, о том что жизнь не кончилась, у тебя еще будет шанс быть счастливой
Прикольно, не думал что кому то она понравится)
Где то на просторах интернета видел отдельную концовку за такое действие, как при убийстве Сигизмунда. Но начав искать, так ничего и не обнаружил, видимо мне это приснилось
Дааааа, про Жижку фильм тоже глянул. Кому зашла игра, думаю вполне стоит попробовать.
Наверное соглашусь, просто во второй части сбор лута в разы упростили. Да и опять же, играя во вторую часть после того как играл в первую, ты уже знаешь все механики и понимаешь как быстро заработать. Поэтому отчасти и складывается ощущение что баланс в первой был гораздо лучше. (потому что у меня тоже такое впечатление сложилось)
Они обе хороши, но у обоих частей есть как минусы так и плюсы
Не могу согласиться прям что её сделали супер казуальной. Конечно она стала проще и от части это хорошо, больше людей познакомиться с историей (Плохого в этом не вижу, для таких как мы есть хардмод и моды о которых ты говоришь).
Плюшкина в себе побороть так и не смог
А вот и упомянутое выше социальное осуждение от ниасиливших, но увидевших НИГАТИВ и КРИТЕКУ хомячков полетело минусами :)
К мемам про колбасу — откуда, кстати, тот диалог со скрина? Я помню только диалог с Янушем, и звучал он иначе. Ну и великую колбасную блокаду в Сухдоле.