5 февраля 5 февр. 7 2238

Forspoken. Сказка для никого

+29
Восемь какашкасмайлов к этому комментарию, и я напишу блог про Форспокен
(из Бусти-Телеги, которой и посвящается данный блог)

Не так важно то, как я вообще оказался в такой ситуации, что добровольно решил пройти  Forspoken.

Бывают игры, которые после прохождения ощущаются… никак. Просто наткнулся, просто прошёл, просто получил какое-никакое удовольствие или не ощутил отвращения, просто забыл. В моём случае так было, например, с  Commandos: Strike Force, так было с  Gun, так было не раз. Привет из игровой реальности нулевых.
С Forspoken вышло точно так же.

Для прохождения на самом лёгком уровне сложности потребовалась буквально пара затяжных вечеров неторопливого изучения. Могу уверенно сказать — игра не вызывает прям-таки антипатии, ненависти или рвотного рефлекса.
Я не эксперт из Интернета, разглядывающий геймплейные кадры под микроскопом и повторяющий фразы о стриминге текстур, мыле, сглаживании, «уровне графики с PS3» или полигонах. Я не анализирую заимствования элементов различных жанров или конкретных игр и не оцениваю удачность геймдизайнерских решений. Пресловутую повестку вообще зачастую пропускаю мимо ушей и глаз (теория насчёт кошки по имени Гомер мне вообще в голову не пришла бы).
Я просто играю. И, как игра, Forspoken даёт… просто игровой опыт, не требующий никаких умений. У игры низкий порог входа (и выхода), паркурить там весело, пулять снарядами в меру весело и даже увлекательно, получить доступ к огненной магии и активировать протокол № 7 в толпе врагов — ещё более весело. Всё цветасто и работает относительно нормально.
Открытый мир можно просто обойти стороной и не приближаться к нему до самых финальных титров.
Не нужно много думать, нужно просто сесть, зажать пару кнопок и смотреть ненапряжную интерактивную сказку.

И лично для себя я сделал вывод, что самый правильный способ играть в Forspoken — скачать игру без траты денег на её отдельную покупку, выставить самые лёгкие и доступные настройки, отключить голову (или не включать, тут уже зависит от играющего), зажать кнопку паркура и просто радостно носиться по миру на низком уровне сложности, краем глаза разглядывая достаточно приятные ландшафты и лениво прожимая кнопку атаки.

И всё лично для меня было нормально до тех пор, пока игра не вывела свою мораль устами спасаемых главной героиней NPC у самого конца сюжетной линии. Формулировалась она примерно так:

Жителям нужно самостоятельно восстановить страну из разрухи после того, как пройдёт финальная битва. Нужно самостоятельно заботиться о себе, чтобы выжить.

Здесь я поставил игру на паузу и задал вопрос телевизору «Что, серьёзно?», но телевизор не ответил.

Из этого вопроса суть родилось это эссе.

Дисклеймер: автор не является экспертом по видеоиграм, не обладает высокой степенью насмотренности в кино, аниме, манге, литературе и фанфиках о попаданцах, а также не обладает рафинированным вкусом, искушённым взглядом и высокоразвитым умением искать повестку и делать выводы, при этом стабильно придерживается позиции «Баба Яга против».

Да, будут спойлеры к игре двухлетней давности

Forspoken — прежде всего, сказка

Отсюда имеем:

  • стереотипная главная героиня (афроамериканка, следовательно, преступница, ещё и любит кроссовки; сирота, следовательно, не знает любви и одиночка; кочевала из одной приёмной семьи в другую, и от неё отказывались, стало быть, не имеет привязанностей к людям);
  • не всегда логичные действия персонажей (прям как в жизни, что не всегда заметно непосредственному участнику событий);
  • гипертрофированные человеческие качества;
  • общая простота сюжета, сеттинга и повествования;
  • мораль, которую допустимо проговорить вслух.

Бытие определило сознание — Фрей проживает маленькую жизнь мелкого преступника, дерзкого и пылкого гопника, не особо следящего за языком (попутно встревая из-за этого в неприятности), с некрупными целями, виня родителей, которые от неё отреклись (и позже говорит своей матери в лицо о том, что всё ещё ненавидит её).

Заметьте: когда Фрей попала в местную Матрицу, где исполнились её потаённые желания, она не стала главой преступного мира, не убивает людей направо и налево, не живёт в огромном особняке с тоннами запрещённых веществ. Фрей вообще не пожелала ничего особенного.
Фрей живёт в просто квартире. Ей звонит просто подруга, которая находит новую работу по душе. Фрей просто получает благодарность за починку выключателя. Фрей оставляет сдачу продавцу и угощает бездомную женщину уличной едой, когда идёт на встречу с матерью в кафе, попутно натыкаясь на членов банды, которые били её по лицу в прологе, а в иллюзорном мире пытаются угнать машину средь бела дня. И Фрей просто укоряет их, на что её бывшие подельницы «обещают взяться за ум» и уходят. А ещё Фрей соглашается на дополнительную нагрузку в детском приюте.
Простые мечты простого человека в доброй человечной манере.

Фрей вообще вызывающе обычный человек, и поэтому она изъясняется не самыми витиеватыми фразами («я двигала предметы силой разума!», повторить три раза, а в каком ещё состоянии может быть человек, который только что смог переместить предметы силой разума?), даже перед финальной битвой во время мотивационной речи.
А ещё Фрей ставит кошку превыше сумки с деньгами и заявляет, что способна сделать столько всего, и потому её следует не заключать под стражу (стандартная отмазка, не находите?).
Но, когда Фрей в самом деле получает в распоряжение силы, способные менять мир к лучшему, она поначалу отказывается это делать, ведь больше всего на свете она хочет вернуться домой здесь и сейчас, да и трындеть — не мешки ворочать.

Тяжело ассоциировать себя с главной героиней, глядя на происходящее со стороны — кому захочется ассоциировать себя с обычным земным неудачником, у которого и мысли самые обычные, и лексикон не самый глубокий, да ещё и денег нет, потому что тот неудачник по каким-то причинам не догадался при пожаре накинуть сумку с деньгами на плечо?
Протагонистка — вариация Алисы, которая отправляется в Страну Чудес. Алиса была обычной девочкой, которой приснился чудесный сон. Фрей — обычная девушка, у которой всё не столь однозначно.

Противопоставления во всём

Как подобает сказкам, Forspoken строится на противопоставлениях.

Земля в истории сведена к Нью-Йорку, где в заброшенной квартире живёт преступница Фрей, жизни которой в самом начале непосредственно угрожают только товарищи по банде.
Атия — полная противоположность Земли, где всё когда-то было прекрасно, но где существует туман, обращающий всё живое в монстров и грозящий заполнить собой весь мир.

Туман появился из-за того, что местные правительницы (танты) начали сходить с ума. Будучи же в добром здравии, они обеспечивали безбедное существование своим подданным.
Танты — олицетворение добродетелей в мирное время, которые исказились в полную свою противоположность. Отвага стала безрассудной жестокостью, правосудие превратилось в произвол, мудрость в обман, а любовь и красота… в дракона.

Сильные люди приносят хорошие времена. Хорошие времена порождают слабых людей.
Хорошие времена сильных тант с ясным рассудком породили слабых жителей Атии, целиком и полностью уповающих на силу правительниц.
Затем случилось некое вторжение реддигов, их уничтожение, распри между тантами по поводу выхода из послевоенного кризиса — и далее месть реддигов с помощью демона, который с тех пор сопровождал тант в форме браслетов на их руках и сводил с ума шёпотом.
И настали тяжёлые времена, когда слабые гибли (в том числе от рук тант), но упорно сохраняли свою невинную наивность и ждали спасения (или смерти).

Здесь в Атию проваливается Фрей. Преступница и изгой там — правительница и заступница здесь.
И, раз у Фрей есть такие способности, которых нет у прочих атийцев, она просто обязана пользоваться ими во благо. Как в сказках с могучими героями.
Естественно, Фрей против. Она всячески подчёркивает своё земное происхождение, и по ходу действия в повествование упорно вводится мысль «Где родился, там и пригодился» — с момента раскрытия происхождения Фрей, все основные персонажи регулярно напоминают ей о том, что она уроженка Атии и наследница всех престолов сразу, и поэтому просто обязана всех спасти.
Человек-Паук помахивает плакатом «Большая сила — большая ответственность», но этот лозунг скорее про личное осознанное отношение к собственным силам. У Фрей оно не формируется до самого конца сюжета, и она движима сперва страхом, затем жаждой мести, и всё это под хор голосов ждущих спасения.

А в финальном выборе без выбора Фрей может «проснуться», как Алиса, но тогда она вернётся к холодной реальности, где она — одинокая бездомная воровка с назначенными судом общественными работами, и её по-прежнему преследует банда.
На контрасте с реальностью, выбор сказочной длинной концовки выглядит как «Лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе». Это может быть логичным для стороннего наблюдателя, но непосредственно Фрей требовалось побегать по Атии, порешать проблемы и даже убивать людей (да, героиня по ходу игры переживает в меру сил, что она убила человека, а затем через «не хочу» убивает ещё одного).

Куда сбежала логика?

Цель сказки в принципе — рассказать историю и вывести какую-никакую мораль, остальное вторично.
Поэтому современная вариация Алисы провалилась в кроличью нору и сквернословит от удивления, потому что иначе разговаривать попросту не умеет.
Поэтому судья по собственному выбору отпустила Фрей, несмотря на всё её криминальное прошлое, а сумка с деньгами сгорела ради спасения кошки и приведения сюжета в движение.
Поэтому мать Фрей по собственным причинам когда-то давно столь удобно решила родить пятую танту, силы которой будут дремать до тех пор, пока не возникнет в них нужды (во время пребывания Фрей на Земле такой нужды, судя по всему, не было).

И вся сказочно-театральная условность ради сюжета вызывает неприятие со стороны того же Русяича. Можно ли было сделать лучше, усложнив историю и сделав её более логичной? Не знаю.
Но сказке это абсолютно не нужно.
И повествование, как в обычной сказке, простое, как движение от точки сюжета к точке сюжета с применением волшебного паркура, минуя прочие точки интереса. Можно отвлечься, но, кроме крупиц лора и новых ожерелий, на большее рассчитывать не нужно.

В районе самого конца сюжетки повествование прогибается под весом лора, когда начинается рассказ о том, что было до начала событий. Казалось бы, рассказ достаточно логичный (хотя глобально я в сюжетах не разбираюсь практически никак), но зачем матери Фрей в принципе было нужно рожать ребёнка от выходца с Земли? Какие лучшие качества ей требовались от земного мира?
Впрочем, сюжету сказки это сыграло только в плюс. Благодаря этому, он случился.

А после прогиба от наваливания лора, игра ломается перед началом финальной битвы, где всё сводится к наваливанию врагов, проговариванию морали, этапу с драконом-турелью, ещё одному наваливанию врагов, финальному боссфайту, финальной катсцене и титрам, и затем можно перейти к открытому миру.

А вот до этого, на мой неискушённый взгляд и нерафинированный вкус, было… просто нормально. Я не трогал  дополнение и не знаю, какие новые истории там рассказаны, как расширен и углублен мир, но могу определённо сказать — сиквел игре не нужен.
Сказка рассказана, у этой сказки счастливый конец, всё как полагается.

Да для кого сказка-то?

Если не брать в расчёт амбиции разработчиков и издателя, для кого вообще был Forspoken?

Для детей? Слишком много мата и типов расходников, хотя простота выводимых мыслей и их подача как раз подошли бы именно детской истории.

Для обычных геймеров и искателей челленджа? При современном широком выборе игр с самым разнообразным геймплеем и ценником, Forspoken вряд ли их увлечёт с первых же минут (не забываем про короткую концентрацию внимания современного человека).
Если втянуться в боевую систему, научиться комбинировать стихии магии и паркур во время боя, то можно повысить уровень сложности и повеселиться. Но для этого нужно втянуться.

Для тех, кто хочет исследовать мир? Местный generic-fantasy-мир, хоть и симпатичен снаружи, не полон интересных открытий, сложных персонажей и дилемм. Он вообще не то, чтобы полон.
Впрочем, перформанс танты Прав был занятным.

Для тех, кто поддерживает повестку в играх? Имхо, если повестка тут и есть, она не выпячивает (Black Girl Gamers в благодарностях в титрах присутствует, внутриигровое можно попытаться вывести, но зачем?), а пресловутая «генералисса» тут появилась именно в результате перевода.

Для условных зумеров, которые нуждаются в волшебном пендале, чтобы взять жизнь в свои руки? Тут пусть лучше ответят сами зумеры, привлекателен и близок ли им такой пример в такой форме при всех вводных данных.

А может, сказка была рассказана исключительно для Фрей при непосредственном участии самой Фрей?
Или же это сказка для жителей Атии, и на их глазах Фрей нужно пройти этапы становления героя, чтобы в конце донести до сказочного народа простую для земного человека мысль, что нет судьбы, кроме той, что мы творим сами? Сказка внутри фанфика о попаданце?
А что, если Фрей задохнулась в пожаре ещё в начале игры, и все происходящее — это галлюцинации при погружении в спираль забвения под давлением удушающих объятий угарного газа, пока она вспоминает свою пустую жизнь и нереализованные амбиции?
Кто-нибудь, скажите уже «Серёга, ты СПГСишь, прекрати!»

Спасибо, отпустило.
На самом деле, я готов просто принять тот факт, что это так себе история у так себе игры.

Возвращаясь к изначальной мысли — если вдруг вы соберётесь играть в Forspoken, не покупайте игру отдельно, поставьте лёгкий уровень сложности, включите все настройки доступности, отключите мозг и вальяжно-ненапряжно рассекайте на волшебном паркуре в своё удовольствие, похихикивая над сюжетом по желанию.
И тогда сказка с прикрученным к ней открытым миром сработает.

Сказка для никого.

P. S. Все, от кого зависит твоё благополучие, умрут в самый неподходящий момент.


Forspoken

Платформы
PC | PS5
Жанры
Дата выхода
24 января 2023
512
1.7
268 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Боюсь, столько смайликов не наберётся

Дошёл до первого города, побегал по крышам, популялся во врагов. Сюжету не хватает жизни, а не клише — девчонка афроамериканка из неблагоприятной семьи, получила шанс стать хорошей, шанс на искупление, смотрите и учитесь, переживайте. Миру в целом не хватает жизни, он пустой, а одним фентези сеттингом и механиками нас не возьмёшь. В целом, в последнее время, кажется, таких игр выходило не очень много и у разрабов был шанс, сделать, что то стоящее, но они с блеском его провалили. Удалил

Следующая на очереди Голлум?

Примерно в ту сторону я и клонил. Массового игрока такой игрой трудно привлечь, немассового — получается, тоже. Потому и сказка для никого

Активировать Протокол № 7!!!!

Читай также