Предисловие
Немножечко предисловия, извините за словоблудие, но без контекста никуда. Очень уж хотелось создать некий топ метроидваний 2024 года, но вот незадача, в этом году времени на игры вообще не было.
Так что же делать, как создать топ, не играя в игры? Я решил выйти из ситуации максимально простым способом, в этом блоге я накидаю всем интересующимся жанром список тех метроидваний, которые интересны лично мне и рано или поздно я планирую пощупать их сам. Получается своего рода топ ожиданий лучших метроидваний прошедшего года. Так как своего мнения по игре, очевидно, я высказать не могу, буду приводить примеры описания игры в Стиме или отзывами других игроков.
Порядок игр в списке будет не от худшего к лучшему, а просто по дате выхода. Список получился внушительным, аж 15 тайтлов. А теперь присаживайтесь поудобнее, будет много годноты!
1. Momodora: Moonlit Farewell
Отправляйтесь вместе с Момо, высшей жрицей деревни Кохо, в путешествие со священной миссией по спасению ее народа от неминуемого уничтожения ордами демонов, призванных злокозненным звонарем.
Начинался год с вкуснятинки, продолжения серии Momodora. Предыдущую часть серии Momodora: Reverie Under The Moonlight я нежно люблю, поэтому жду не дождусь, когда доберусь своими ручками до этой игры.
Momodora: Moonlight Farewell - продолжение потрясающей серии игр. Как и в предыдущей части, нас ждет прекрасный пиксельный арт, потрясающая музыка и саунд-дизайн. В Momodora: Moonlight Farewell можно играть и не зная событий предыдущих частей: в игре есть записки, кратко пересказывающие события прошлых частей.
Как небольшой минус можно записать скудность в разнообразии оружия, всю игру вы проведете с кленовым листом для ближнего боя и луком для дальнего.
Если вы никогда не играли в предыдущие игры серии, просто попробуйте. У игры невероятный шарм, просто невозможно оторваться. А невысокая сложность игры — отличная возможная точка входа для новичков.
Примерное время прохождения: 7-11 часов.
2. Prince of Persia: The Lost Crown
Отправьтесь навстречу приключениям в захватывающем платформере, действие которого разворачивается в мифологическом мире Персии.
Об этой метроидвании я слышал едва ли не больше, чем о какой-либо другой в этом году. От жалоб блогеров про плохой визуальный стиль (но при этом отличный геймплей) до неудовлетворительных продаж по мнению Юбисофт. Как следствие, отказ от сиквела и перекидывание команды на другие проекты. Непомерные амбиции, иначе не назовешь решение Юбисофт отказаться от сиквела после 1 миллиона проданных копий.
Как я уже говорил, игроки хвалят боевую систему и обилие возможностей. Если вникнуть в боевую систему, можно проворачивать в воздухе такие комбо, что даже слешеры позавидуют. Но если вникать лень, то и банальными тычками можно закликивать врагов. Паркур секции тоже хороши, местами даже заставляют поломать голову, как добраться до того или иного секрета.
Если резюмировать, да, это не тот Принц, к которому все привыкли и ждали, но это отличная метроидвания (опять же по отзывам как игроков, так и критиков).
Примерное время прохождения: 16-30 часов.
3. Ultros
После крушения космического корабля вы очнулись в «Саркофаге» — гигантской утробе, которая парит в космосе и сдерживает демоническое нечто под именем ULTROS. Вы заключены в бесконечной петле черной дыры, но пытаетесь найти выход из Саркофага, попутно знакомясь с его обитателями и историей... Кто вы — отвратительный разрушитель цикла или связующее звено между уничтожением и перерождением?
Главные фишки игры — это психоделический, кислотный визуальный стиль и элементы рогалика. По сюжету игры нам нужно убить восемь шаманов, иначе они призовут что-то совсем нехорошее. После убийства каждого из этих шаманов происходит перезапуск временной петли. И давай заново пылесось всю карту, а то негоже с голой задницей бегать.
Визуал необычный, концепт временной петли в метроидваниях свеж, лично мне уже хватит поводов попытаться вникнуть в этот психоделический мир.
На сайте есть полноценный обзор, если нужно исчерпывающее описание игры, обязательно прочитайте.
Примерное время прохождения: 11-33 часов.
4. ENDER MAGNOLIA: Bloom in the Mist
Мир на краю гибели, где рукотворные живые существа — гомункулы — восстали против своих создателей. Исследуйте этот прекрасный жестокий мир, побеждайте могучих врагов вместе с соратниками и узнайте, что ожидает людей и гомункулов.
Как и в случае с Momodora, мне очень нравится предыдущая игра. Красивая картинка, жуткая атмосфера, трогательный сюжет и лор некоторых персонажей. Также шикарные боссы, пусть и слишком жирные в плане хп, и куча духов главной героини со своими способностями. Во всем этом интересно разбираться и хочется еще и еще.
Но это всё про первую часть. Я очень надеюсь, что сиквел получился как минимум на том же уровне. А уж если разработчикам удалось прыгнуть еще выше, то это определенно будет одна из моих самых любимых метроидваний. Полноценный релиз 23 января 2025 года.
Примерное время прохождения: неизвестно (пока еще ранний доступ).
5. BIOMORPH
BIOMORPH — это мрачная метроидвания, в которой вы становитесь существами, которых убиваете! Решайте хитроумные головоломки и путешествуйте по потрясающему рисованному миру. Встречайте необычных персонажей, восстанавливайте город и раскрывайте секреты разросшейся, погибшей цивилизации... и вашего собственного таинственного происхождения.
Игра, целиком построенная вокруг главной фичи — биоморфинга, превращения главного героя в любого убитого им врага. Соответственно, каждый раз меняется геймплей, так как способности у врагов разные. В некотором роде игра таким образом предлагает подогнать стиль прохождения под себя. Хочешь быть проворнее и стрелять издалека или быть неповоротливым, но мощным? Игра предоставит такой выбор.
Если верить гласу народа, сложность игры не очень высокая. Также не раз натыкался на комментарии похожести с Hollow Knight, только попроще, а это, согласитесь, хорошее сравнение, выигрышное.
Примерное время прохождения: 15-18 часов.
6. Turbo Kid
Ностальгическое приключение в метроидвании с безумным оружием, навыками и пиксельной кровью. Катайтесь на своем BMX и уничтожайте своих врагов, открывая секреты Пустоши.
Сюжет игры основан на одноименном фильме 2015 года. Действие игры разворачивается в альтернативном 1997 году, после апокалипсиса. Подросток из пустоши должен разобраться с местным главарем бандитов, чтобы спасти похищенную подругу.
Достойная пиксельная графика, отличнейший синтвейв 80-х, кровища во все стороны — уже звучит интересно. Плюс добавьте к этому велосипед, на котором главный герой разъезжает по локациям, при этом периодически делая различные акробатические кульбиты. Нечто похожее было в вышедшей годом ранее Laika: Aged Through Blood, только с мотоциклом. Но там игра была целиком построена на этом, а здесь это один из элементов игры.
Примерное время прохождения: 10-17 часов.
7. Tales of Kenzera: ZAU
Овладейте шаманским танцем. Верните дух своего отца. Храбро пройдите по красивым и коварным землям Кензеры бок о бок с богом смерти.
Игра, основной посыл которой — преодоление горя. Действие игры происходит в вымышленной африканской стране, где умирает отец главного героя. И на протяжении всей игры мы должны будем научиться жить без него, наконец принять тот факт, что отца больше нет.
Африканское культурное влияние очень хорошо передается через музыку. Африканские инструменты и оркестровые мелодии с хоровым пением завораживают.
Геймплейно же все вертится вокруг шаманской маски протагониста. Она позволяет переключаться между режимами луны и солнца. Например, в режиме луны мы сможем кидать снаряд, который замораживает воду, превращая ее в пол или стену, по которой можно продвинуться дальше. В режиме солнца же можно кидать копья, которые помогут активировать переключатели.
Опять же, на сайте есть прекрасный текстовый обзор, ознакомьтесь.
Примерное время прохождения: 7-10 часов.
8. ANIMAL WELL
Исследуйте пугающий лабиринт и разгадайте его секреты. Собирайте предметы, чтобы разительно изменить мир вокруг вас. Встречая разнообразных существ, попытайтесь выжить вопреки тому, что скрывается во тьме. Все не то, чем кажется.
Нужно ли что-то рассказывать про эту игру? Самая захайпленная метроидвания 2024 года, 91 балл на Метакритике, 96% положительных отзывов в Стиме.
Все же немного расскажу об игре. Animal Well выделяется на фоне других метроидваний полным отсутствием сражений. Игра сосредоточена исключительно на умственных упражнениях, на решении головоломок и выживании во враждебной среде. Уникальная в своем роде метроидвания, созданная одним человеком.
Если хотите подробностей, есть детальный обзор.
Примерное время прохождения: 7-17 часов.
9. Nine Sols
Nine Sols — это насыщенная сюжетом двухмерная игра в жанре экшн-платформер с боевой системой, основанной на уклонениях, вдохновленной Sekiro. Отправляйтесь в путешествие по миру азиатской фантазии, исследуйте земли, некогда принадлежащие древней инопланетной расе, и следуйте за героем в его мстительном квесте, чтобы уничтожить 9 Солов — грозных правителей этого забытого мира.
Как и предыдущая игра, Nine Sols — очень популярная метроидвания. И знаете, описание игры из Стима очень точно описывают геймплей этой игры. Это Sekiro: Shadows Die Twice в 2D. Боевка полностью построена на парировании, так что игра подойдет далеко не всем.
Из достоинств — красивая рисованная картинка, азиатская стилистика (вкусовщина, но мне нравится) и очень плавные анимации. Пожалуй, в эту метроидванию из всех вышедших в прошлом году я хочу сыграть больше всего.
Примерное время прохождения: 20-30 часов.
10. Gestalt: Steam & Cinder
Вдохновленная 16- и 32-битной классикой, игра Gestalt: Steam & Cinder сочетает в себе жесткий 2D-платформер и захватывающие сражения с захватывающим сюжетом в потрясающем мире стимпанка, созданном вручную.
Красивая пиксельная метроидвания в стиле стимпанка. Некоторые игроки отмечают, что игра слишком проста и линейна. Но при этом в игре качественная пиксельная графика, максимально отзывчивое управление и неплохой сюжет.
Сюжет повествует о нашествии демонов, которые истребили практически всех людей. Однако группе избранных удалось овладеть силой бездны и разбить демонов. Но потерявшие человечность избранные обернулись против людей.
Примерное время прохождения: 6-9 часов.
11. Bō: Path of the Teal Lotus
Грациозно перемещайтесь по цветному, вручную нарисованному платформеру в 2,5D, сделанному в стиле японского фольклора. Участвуйте в акробатических воздушных битвах, обретайте мистические способности, изучите мифический мир и узнайте тайну своего происхождения.
С первого взгляда игра напоминает изумительную Hollow Knight, но как обстоят дела на самом деле? Визуальное сходство есть, билдостроение через талисманы есть, шустрая боевая система тоже напоминает о Hollow Knight. В общем, Silksong заменитель для отчаявшихся.
В этой игре один из самых сложных платформингов во всем жанре. В процентном соотношении различной акробатики чуть ли не больше 50%, сражений же по ощущениям чуть поменьше. Некоторые боссы тоже не дадут расслабиться, чего только стоит последний босс, у которого целых 6 фаз.
На релизе игра была еще сложней, но в какой-то момент разработчики поняли, что перегнули палку со сложностью, и в одном из патчей снизили сложность игры. В игре даже есть возможность включить бессмертие на особо сложных платформенных участках.
Примерное время прохождения: 10-20 часов.
12. Crypt Custodian
Crypt Custodian — очаровательная метроидвания, напоминающая серию Zelda, об уборке в загробной жизни. Главный герой — озорной кот, который умер и очутился во дворце в загробной жизни. После краткой и неприятной встречи со стражем посмертия Кендрой его изгоняют из дворца и приговаривают к должности уборщика... НАВЕЧНО!
Игра от Кайла Томсона, который до этого уже выпустил две метроидвании Sheepo и Islets. Нам предстоит играть за недавно умершего кота и убирать загробный мир в качестве уборщика. Метла пригодится котику не только для уборки, но и для лупцевания супостатов.
Из всей подборки, как мне кажется, это самая легкая метроидвания. Но не спешите с выводами, возможно, вас заинтересует трогательная и душевная история умершего кота и других обитателей загробного мира, с которыми мы познакомимся на протяжении игры. Еще из плюсов: приятный визуал, огромное количество секретов, кошачья милота. Как одна из фишек игры, возможность купить маркер, куда тебе нужно идти.
Примерное время прохождения: 9-12 часов.
13. Awaken - Astral Blade
Напишите свою собственную историю в этой мрачной сказке. Отправляйтесь вместе с Таней в опасное путешествие, чтобы раскрыть тайны Горацевых островов. Сможете ли вы выжить в этой темной обители отчаяния?
Мы играем за каборга Таню, которой предстоит исследовать таинственные острова в поисках пропавшей исследовательской группы. Эти острова пронизаны таинственной энергией Карпас, которая превращает флору и фауну в опасных существ.
Из плюсов: большой красивый мир, приятный платформинг, хорошая боевая система. Боевка тут построена вокруг простеньких комбо, но, как и всегда, если не хотите ими пользоваться, то можно и просто затыкать врагов одной кнопкой. Боссы тоже получились интересными, разнообразными, и ко всему прочему у всех боссов минимум 2 фазы боя.
Примерное время прохождения: 8-13 часов.
14. Voidwrought
Voidwrought — это 2D экшн-платформер в отрисованном вручную мире космического хоррора. Исследуйте оттаивающие руины Первой Цивилизации и столкнитесь с богами, которые в них обитают. Наращивайте силы, ищите древние артефакты и расширяйте обитель среди развалин.
Визуально разработчики вновь вдохновлялись всё той же Hollow Knight. И механика амулетов оттуда же. Как же разработчикам не дает покоя слава Team Cherry...
Сюжет игры Voidwrought рассказывает историю космического мира под названием Первая Цивилизация, где властвуют таинственные боги. Игрок управляет пробудившимся из кокона воином в маске, цель которого — убить богов этого мира.
Сюжет игры настолько витиеват и метафоричен, что быстро перестаешь понимать, что происходит, и сосредотачиваешься исключительно на геймплее. Традиционная для жанра боевка, большое количество надежно спрятанных секретов, одиннадцать относительно несложных боссов — вот так тезисно можно описать игру. Есть у игры и жирнющий плюс, музыка очень доставляющая.
Примерное время прохождения: 6-13 часов.
15. The Devil Within: Satgat
Присоединяйтесь к Киму Рипу, королевскому гвардейцу, человечность которого постепенно исчезает, в захватывающем приключенческом 2.5D платформере «The Devil Within: Satgat». Раскройте тайны пустынного королевства, участвуя в стильных сражениях с грозными врагами.
Sekiro: Shadows Die Twice от мира метроидваний, сейчас объясню почему. Помимо стандартных уже для индустрии парирований, костров и прочего, в игре реализована шкала концентрации. Вспоминаете? Чем больше ударов нанесешь или парируешь, тем быстрее заполнится желтая шкала концентрации у врага. А потом добиваешь его одним ударом, исключения составляют боссы, им таких добиваний нужно 3-4. Помимо ближнего боя, у протагониста есть орудия дальнего боя, которые, в отличие от большинства игр, вполне себе смертоносны.
Прокачка тоже выглядит интересно, в игре нет стандартной прокачки характеристик, зато есть прокачка факторов. Выглядят они как древа прокачки, но с нюансом. Допустим, вы решили вкачать фактор агрессии, в котором открываются различные приемы и комбинации. Но вкачать многие «вкусные» навыки у вас не выйдет без вложения очков в другие факторы. Пример, вот есть крутое комбо, вы его хотите, но чтобы его вкачать, вам нужно очко фактора агрессии и два очка дьявольского фактора (есть и такой). Необычно и интересно.
Примерное время прохождения: 9-14 часов.
Итоги
Как-то так. Вообще, 2024-й был хорошим годом для нашего любимого жанра. Естественно, это далеко не все метроидвании, вышедшие в прошлом году. Если вдруг вы захотите узнать вообще про все более или менее значимые метроидвании ушедшего года — пишите в комментариях. Я обязательно прислушаюсь, если желающих будет много.
А еще хочется пожелать нам, геймерам, отличных игр в 2025 году, вне зависимости от жанра. Чем больше классных, уникальных и просто душевных игр, тем больше счастливых людей на этой маленькой планете под названием Земля.
Лучшие комментарии