28 декабря 2024 28.12.24 3 859

Sorry We’re Closed — Натуралам здесь не место

+1
Любовь нельзя купить, продать или получить «за так» — её можно только заслужить. И к моему великому сожалению, большинство людей не заслуживают никакой любви вообще.

Айн Рэнд

Каждому своё

Свет одинокого софита выцепил силуэт одиноко стоявшей на сцене девушки в рваной кофте. Её запачканное кровью лицо было перекошено от ужаса, а глаза смотрели в одну-единственную точку. В абсолютно пустом актовом зале за одним из столиков, закинув ноги, жеманно расселась худая и высокая фигура в тёмном обтягивающем декольте.

Фигура мерно покачалась и наклонилась вперёд. Из-под серебристой моноброви, походившей на крыло чайки, засверкали два фиолетовых зрачка: «Ну же, давай, смелее, скажи мне…»

«Сказать что? — девушка затряслась, почувствовав на себе ледяной взгляд единственного зрителя — Я не знаю, что говорить…»

«Скажи мне три заветных слова, скажи мне что любишь», — мерно процедилось сквозь рваную улыбку.

«Я… люблю… тебя…»

«Не верю, — безразлично ответила фигура — Ты лжёшь».

Где-то под потолком, в темноте закулисы заскрипел и загромыхал тяжёлый механизм. Девушка подняла взгляд и успела увидеть лишь сверкающий сотнями вращающихся острых зубьев железный каток, стремительно опускающийся ей на голову.

Невидимые зрители заполнили пустой зал овациями, гулким эхом растёкшимися по коридорам заброшенного отеля, и заглушили журчание крови, ручейком просачивавшейся из-под катка в щели между досками.

Семь казней египетских

Завязка весьма нетривиальна: к Мишель — одинокому кассиру продуктового магазина, три года назад расставшейся со своей любвницей — ночью в спальню вторгается фиолетовое нечто, гордо именующее себя «Герцогиней» (Duchess). Парализованой страхом девушке ставится ультиматум: либо она одарит Герцогиню беззаветной искренней любовью, либо её ждёт страшная кара.

Дабы показать серьёзность намерений, демон учтиво оставляет на лбу Мишель дар в виде «Третьего глаза» — потустороннего артефакта, позволяющего по щелчку пальцев переходить между миром людей и демонов.

Поскольку само понятие «любви» у демонов крайне специфическое и несколько отличается от человеческого, главной героине не остаётся никакого выбора, кроме как сражаться за свою свободу от наложенного на неё проклятья.

Я вас категорически приветствую.
Я вас категорически приветствую.

Поиски спасительного средства, способного развеять демонические чары, заведут Мишель в ряд злополучных мест. Но вести свою борьбу™ она будет не в гордом одиночестве, поскольку к тому моменту, где берёт своё начало история, Герцогиня уже успела попить крови у многих и нажила себе немало врагов. Посильную помощь игроку на всём пути будут оказывать другие демоны и ангелы, сбрасывающие свою человеческую личину в фокусе Третьего глаза.

Дьявол носит Prada

Работает «Sorry We’re Closed» на старом-добром движке «Unity», плашка которого вылезает в первые же секунды после запуска .exe-файла. Поэтому особых графических наворотов от неё я не ожидал.

И действительно — меню настроек графики по-спартански скудно предлагает переключиться между несколькими разрешениями (притом 4:3 не завезли), выбрать режим окна (на весь экран или нет) и вкл/выкл вертикальную синхронизацию.

Сглаживание? Тени? Карты нормалей? Шейдеры? Пост-процессинг? Забудьте! Даже своё разрешение игра вытягивает не полностью, отрисовывая всё с помощью излишне жирных пикселей.

Смягчает удар только хорошая работа художника: окружение яркое, цветастое, полное контраста. Даже обычные закоутки и коридоры при определённом ракурсе выглядят вполне интересно и симпатично.

Да, это конечно не Самара… и не Урюпинск… и не Пермь… Но тоже ничего.
Да, это конечно не Самара… и не Урюпинск… и не Пермь… Но тоже ничего.

Немало внимания уделено и внешнему виду персонажей. Они точно также — яркие, экспрессивные, прямо сочащиеся стилем.

Стиль — это вообще для «Sorry We’re Closed» практически всё! Чем важнее персонаж для истории и чем большую роль играет, тем нестандартнее и… метросексуальнее он будет представлен на экране. Притом в обеих своих ипостасях. Но демонические образы обычно в разы более лютые и безбашенные, чем у их коллег-ангелов.

Симпатичные портреты ручной работы, значительно превышающие в детализации внутреигровые модели — в комплекте.

Малышка на ♂three hundred bucks♂.
Малышка на ♂three hundred bucks♂.

Единственное, что подкачало, так это репрезентация стороны самого демонического мира: ржавчина, кровь, цепи, железная проволока и застилающие стены объёмы животных органов, находящихся не на своих местах и в излишнем количестве. Где-то мы всё это уже видели. И не раз.

Как оммаж на «Silent Hill»? Удовлетворительно.

Как нечто оригинальное, словно дуновение свежего ветерка в затхлой традиции представлять загробный мир тёмным и жутким местом? Увы, не вышло.

Придорожный сортир — он и в преисподне сортир.
Придорожный сортир — он и в преисподне сортир.

Впрочем, нужно похвалить саундтрек. Звёзд с неба не хватает, но нужное настроение задаёт и не надоедает, будь то переулок с модными клубами или заброшенная и населённая чертями станция метро.

Игра не стесняется использовать вокал. Приглушённо играющая по радио во время автомобильных поездок эстрада напоминает мне о аналогичном решении в « Kane & Lynch 2».

Особенно удивило, когда в битвах с боссами вместо ожидаемой активной долбёжки ушей вдруг включили… хип-хоп рэп. Не имею возможности по одному только голосу измерить светлость кожи исполнителя, так что тут обойдусь без комментариев, но удивительным образом песни вполне подходят моменту.

Как плюс должен отметить что тексты не абстрактны, как это было в " Metal Gear Rising: Revengenance", и переодически вполне конкретно обращаются к игроку - нужно только неплохо знать английский язык на слух, чтобы разобрать послания во время самой игры. 

Нефритовый жезл товарища Винчестера

Лёгкой прогулки по населённым демонами местам ожидать не стоит. Впрочем, главная героиня может постоять за себя.

Первым средством самообороны Мишель от различной чертовщины станет небольшой топорик, найденный на месте преступления в луже засохшей крови. Он верой и правдой прослужит нам как оружие лишь первые пять-семь минут, пока игра не выдаёт в разы более подходящий для этих целей пистолет. После этого инструмент лесоруба используется только по своему прямому назначению — рубки деревянных конструкций, загораживающих проходы и скрывающих в своём нутре ценные предметы.

Чуть позже вдовесок к пистолету можно подобрать лежащий в кладовке дробовик. Различия между двумя видами огнестрельного оружия банальны до мелочей: пистолет точнее, скорострельнее и обладает вдвое большим магазином, чем дробовик. Однако дробовик мощнее и с его помощью проще задеть хотя бы одной картечиной уязвимое место противника.

Главное не забывать, что всё оружие — отчасти живые существа, гулко мурчащие в ваших руках. Иначе при перезарядке, проталкивая свежие боеприпасы в жадно проглатывающий их механизм подачи патронов, можно ненароком потерять свои пальцы.

Любите своё оружие как самого себя — и оно вас не подведёт.
Любите своё оружие как самого себя — и оно вас не подведёт.

Несмотря на трёхмерность окружения — и там и здесь режиссёр разместил камеру по углам помещений, наблюдая за приключениями героини откуда-то сверху (да-да, всё прям как в этих ваших « Resident Evil»). Хотя камера не всегда статична, и иногда оператор катается на салазках туда-сюда, контроля у игрока над ней нет. Для желающих вспомнить былое в настройках управления даже есть опция «Tank controls».

Но и в полное ретроградство «Sorry We’re Closed» старается не впадать, поэтому стрельба в ней реализована в более современном духе. По нажатию правой кнопки мыши камера переключается на вид от первого лица, а в центре экрана появляется перекрестье прицела. Стреляем супостатам по туловищу — наносим мало урона. Стреляем в голову — наносим уже в разы больше.

И пусть перемещаться в этом режиме нельзя — осмотреть окружение в деталях ничто не мешает.

Местами до последнего не отпускает чувство, что вот-вот из-за угла появится зомби.
Местами до последнего не отпускает чувство, что вот-вот из-за угла появится зомби.

Боевая система была бы совсем пресной и скучной, если бы не упомянутый ранее Третий глаз.

По щелчку пальцев Третий глаз на лбу Матильды раскрывает «поднаготную» мира, показывая его обратную сторону в небольшом радиусе вокруг героини. В этом состоянии она не может переходить на бег, перемещаясь в черепашьем темпе, а выстреливаемые пули не могут пересечь границу двух миров.

Хотите подбить прячущегося под потолком таракана переростка? Извольте сомкнуть оче.

Однако, если раскрыть Третий глаз тогда, когда какой-либо противник находится внутри его радиуса действия, то тот войдёт в краткосрочный ступор. Длится он не дольше пары секунд, но и этого хватает, чтобы перехватить в бою инициативу. Да и ничто не мешает снова закрывать и открывать глаз, не позволяя демонам сократить дистанцию до ваших хрупких телес.

Но самое главное — под суровым взором Третьего глаза демоны обнажают свои сердца.

Глаз — алмаз

Даже у падших ангелов есть сердце. Оно почернело, уже не качает кровь — но никуда не исчезло и всё ещё может испытывать страдания. Увидеть сердце демона просто так нельзя. Оно показывается только обладающим Третьим глазом. Вошедший в зону его действия противник теряет свою физическую сущность, обнажая свою душу. Нажимаем пробел, и вот оно — блестит синим стеклом в сгусте протоплазмы.

Выстрел!

Сердце слабых демонов, получив коллосальный урон, сразу разбивается вдребезги, не выдержав удара. Демоны посильнее, пошатываясь от боли, на мгновение замирают, а их сердце смещается в другую часть тела — если успеть воспользоваться краткосрочным замешательством, то можно выстрелить по нему ещё раз. И ещё раз. И ещё. До победного. Большинству обычных противников вполне хватает пяти попаданий.

«И вновь продолжается бой,И сердцу тревожно в груди.И Ленин такой молодой,И юный — Октябрь впереди!»
«И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди.
И Ленин такой молодой,
И юный — Октябрь впереди!
»

Но есть отдельные экземпляры — а также боссы — которых окончательно добить обычными средствами уже нельзя. В таком случае в ход идёт «Сердцеед» (Heartbreaker) — специальное оружие, заряжающееся от наносимого демонам урона. Быстрее всего заполнить голубую полоску в левом нижнем углу экрана можно выстрелив несколько раз подряд без промаха по вражеским сердцам.

Полного заряда хватает, увы, только один выстрел. Предательски дрогнула рука? Начинайте процедуру набивания комбо заново. Благо, что на это не уходит слишком много времени.

«Сердцеед» готов к бою. Самое главное теперь — не промазать.
«Сердцеед» готов к бою. Самое главное теперь — не промазать.

Подарок Герцогини оказывается полезен не только в бою, но также и применяется для решения головоломок. Острые шипы зарослей в мире демонов превращаются в безобидные ветки в мире людей. Становятся видны спрятанные под полом нажимные плиты, активирующие ловушки.

Под внимательным взором артефакта бессмысленное в мире демонов устройство в мире людей вдруг приобретает конкретные функции, а в последней трети игры он позволяет контролировать фамильяров, повторяющих движения главной героини.

В некоторых местах под потолком развешаны обереги, которые лишают Третий глаз его силы, вынуждая полагаться на грубую силу оружия. Приходящее с этим неприятное ощущение обнажения и слабости, сразу делает явным, насколько сильно магическая безделушка обогащает игровой процесс.

В раю — секса нет

Только на третий день индеец по прозвищу Зоркий глаз заметил, что в тюремной камере не было четвертой стены — так и я только на третьем часу вдруг осознал, что до сих пор в игре про любовь не заметил ни одной гетеросексуальной пары.

Мишель тоскует по любовнице, по телевизору крутят мыльный сериал «Вянущие лепестки» (Dying Petals) про двух женщин. Под окнами комнаты, которую снимает главная героиня — выясняют отношения хозяин кафе и хозяин бара. Оба — мужчины. Наши братья по оружию в борьбе против Герцогини — связанные крепкой дружбой вроде-как-бесполые ангел и демон, но притом к последнему в игре применяют местоимение «them/they».

В мире демонов, как и в мире людей — тоже есть свой Чёрный властелин.
В мире демонов, как и в мире людей — тоже есть свой Чёрный властелин.

Испуская томный вздох, я тяну руку к клавиатуре чтобы обрушиться рассерженной тирадой о том как всё вокруг прогнило… и опускаю её на пол-пути. Оно того не стоит и игра совершенно не заслуживает, чтобы на неё гневаться.

Да, она нетрадиционна ровно настолько, насколько это вообще возможно. И с инклюзивностью тоже постарались: тут вам и чернокожая пухлая девка в ярком макияже, «тверкающая» в ночном баре, и прикованная к инвалидной коляске владелица модного бутика, и непонятного пола пекарь за прилавком киоска.

Но в то же время всё это настолько вторично и «на фоне», что не привлекает к себе никакого внимания. «Sorry We’re Closed» — не « Gone Home», настырно тыкающий в лицо игроку аргументы в пользу превосходства лесбийской любви над постылым патриархальным укладом. Наглостью и бестактностью картонных компаньонов из « Dragon Age: Veilguard» — агрессивно требующих не миспронаунсить и мисгендерить себя любимых — местные персонажи также не обладают.

Принц умер — да здравствует Принц!
Принц умер — да здравствует Принц!

Небольшой пример: вот пекарь по имени Виолет. Макияж и причёска явно женские, но из-под фартука выступает телосложение как у мужчины-борца. Расцветка гардероба — в цвета транс-флага. И при упоминании в диалогах другими персонажами второй раз используются местоимения they/them. Диагноз, вроде бы, ясен.

В английском языке местоимения третьего лица it / they обозначают животных, предметы и явления. А в тех случаях, когда мы не уверены, говорим мы о представителе мужского или женского пола, мы используем местоимение they/them.

В русском языке этот момент непереводим, так как в таких случаях по умолчанию всегда используются местоимения мужского рода — он/его.

Но по ходу игры Виолет угождает в рабство в мир демонов, которые сажают её на кухне на цепь и заставляют разделывать на мясо человеческие тела. Со стороны выглядит настолько потешно и несерьёзно, что смахивает на тонкую сатиру. Игра эксцентрична и экстравагантна ровно в той степени, в которой это служит истории про соприкосновение «нашего» мира — мира обычных людей, и мира «не нашего» — мира демонов.

В чём-то можно провести параллели с фильмом 1975 года «Шоу ужасов Рокки Хоррора», где в своё время великолепно сыграл Тим Карри (известный отечественному игроку своей ролью премьер-министра Советского Союза Анатолия Черденко в» Command & Conquer: Red Alert 3»). В нём комичный трансвестит, заметно выделяющийся на фоне обыкновенной семейной пары, на самом деле оказывался пришельцем с другой планеты, что объясняло его странный вид и поведение.

Работай, беляш — луна ещё высоко!
Работай, беляш — луна ещё высоко!

Просто всё дело в том, что игра совсем не про «это». В вопросах любви она настолько рафинирована от какого-либо интима и настолько удивительно по-пуритански скромна, что отношения между всеми персонажами могут быть чисто платоническими — это никак не повлияет на сюжет и поднимаемые в игре вопросы.

«Sorry We’re Closed» не превозносит любовь как высший идеал. Не ставит её наперекор здравому смыслу на первое место. Как раз наоброт: за переливающейся всеми цветами радугой обложки — история того, что любовь может быть иррациональной, разрушительной и опасной. Что её цена часто неподъёмна и неоправдана. Что иногда — как не страшно — но лучше ненавидеть, чем любить. Ведь каждый раз, когда мы спасаем чьи-то отношения — кто-то должен за это заплатить. Любое счастье, сколь бы «повесточным» оно не было — всегда куплено чужими страданиями.

Сюжет нелинеен — игроку будут переодически подкидывать сюжетные развилки, а он будет волен выбирать из двух вариантов тот, который ему продиктует собственное сердце — это повлияет в итоге на исход некоторых сюжетных линий и на концовку игры. И если всегда слепо жертвовать в попытке завоевать чью-то любовь, то вы неизбежно выйдете на самую худшую из четырёх возможных концовок для Мишель. Дальше спойлерить не стану — играйте сами.

Njet, Molotoff!

Зарубежные обзорщики сравнивают «Sorry We’re Closed» с первым « Silent Hill» и ранними частями серии « Resident Evil». Определённые схожести действительно наличествуют, но они поверхностны. Но когда же кто-то опрометчиво заявляет, что игра относится к жанру «survival horror» — то тут я уже вынужден выступить с громким протестом.

Нет! «Sorry We’re Closed» — не «survival horror»! Хватит понапрасну дурить народ!

Родила царица в ночь, не то сына, не то дочь.
Родила царица в ночь, не то сына, не то дочь.

Здесь есть инвентарь, но никакого «менеджмента» проводить не надо: единственное ограничение заключается в максимально носимом с собой за раз количестве местных аптечек в виде бутылок воды (3 штуки). Если же они кончились, то можно либо поправить здоровье в раковине уборной, либо найти за ближайшим поворотом ещё одну-две.

Карты как явления вообще нет в принципе по причине её полной ненужности: вся игра разбита на череду сменяющих друг друга линейных сегментов, каждый из которых состоит максимум из пяти-шести комнат. Запутаться, заблудиться или потеряться здесь просто-напросто невозможно.

Боеприпасами игра тоже не обделяет, выдавая их в достаточном количестве. Переключаться на холодное оружие или оббегать супостатов здесь никакой нужды нет. Но это если играть на клавиатуре и мыши. С геймпадом, где прицеливаться не так удобно, сложность может возрасти в разы, однако игра предоставляет опцию автоприцеливания или возможности бесплатно восстановить здоровье бутылочкой воды — так что даже здесь застрять, скорее всего, не придётся.

У каждого бывает в жизни такой момент, когда случайно зашёл не в ту дверь.
У каждого бывает в жизни такой момент, когда случайно зашёл не в ту дверь.

Возможно, если не обследовать все закоутки с целью найти все артефакты и не обменять их на улучшения для оружия и способностей главной героини — то бои могут стать в разы труднее, но я не нашёл и половины, а до финальных титров всё равно дошёл, потратив где-то девять часов реального времени. Тех же боссов, если выучить их приёмы, можно спокойно размотать, не получив в ответ никакого урона.

Так что у нас здесь типовой пример «action adventure». Или «бродилки-стрелялки», если по-русски. Но никак не «survival horror».

Прошла любовь — завяли помидоры

Не бывает бочек мёда без ложек дёгтя, как ты ни крути.

Увы, инди-игра есть инди-игра. Недостаток бюджета, опыта и времени сквозит здесь в каждом углу.

Разрешение втиснуто в прокрустово ложе формата 16:9, но камера зачастую находится так далеко от персонажа, что разглядеть происходящее не переключаясь на вид от первого лица зачастую выходит с трудом. Да и сама постановка кадра, где большую часть экрана нередко занимает зияющая пустота — смущает. Для использования 4:3 в старых survival horror’ах была объективная причина (кроме того, что CRT-мониторы в основном были квадратными) — композицию сцены для него построить в разы проще, чем для широкоформатного изображения.

Ранее упомянутые детальные и любовно прорисованнные портреты достались далеко не всем. Притом без какой-либо системы обездолили ровно как и сторонних НПС, появляющихся эпизодически, так и находящихся на главных ролях.

Остальная графика также не отличается какой-либо однородностью. Довольно детальные объекты нередко соседствуют с уродливыми, кривыми моделями на пару полигонов с растянутой пиксельной кашей вместо текстуры.

Также игра довольно бедна на анимации. Понятное дело, что делать их довольно трудно, но в местных катсценах зачастую самое динамичное — это движения камеры по заранее проложенным режиссёром рельсам.

Никому нельзя доверять: даже самой себе.
Никому нельзя доверять: даже самой себе.

Я пока не встретил каких-то серьёзно ломающих игру багов, но переодически у меня перестала отрисовываться героиня пока я не переходил в другую комнату. Либо при загрузке сохранения Мишель оказывалась наполовину замурована в ближайшей стене. И это спустя полтора месяца! Что творилось на старте — страшно представить. Хотя, возможно, релиз прошёл нормально — я свечку не держал.

Самое обидное, конечно, это отсутствие какого-либо «NewGame+». Игра не очень длинная и не особо углубляется в затрагиваемые темы, поэтому, с учётом её нелинейности — возможность пройти её ещё раз «по-быстрому», с какими-либо плюшками и бонусами, чтобы лично увидеть весь пропущенный попервой контент — была бы очень кстати.

Но этой возможности нет. Да что уж там — даже пропустить катсцены нельзя! Придётся сидеть и прокликивать все окошки с диалогами до победного конца…

Где находится нофелет?

В сухом остатке — «Sorry We’re Closed» — не плохая игра. Шероховатая, необычная, странная. Но не плохая. В ней нет ничего выдающегося или крышесносного. Это что угодно, но никак не революция. Скорее дворцовый переворот.

Но даже так ничего не мешает закрыть глаза, расслабиться и получать удовольствие даже от столь среднего по всем позициям (кроме разве что, нестандартной презентации), продукта.

Только лишь больно кусается цена — 880 рублей — это слишком много, как мне кажется. Впрочем, если вы малолетняя девушка, или поклонница «Клуба романтики» — можете купить и за эту цену. Остальным желающим погонять чертей — ждать скидки хотя бы до 400-300 bucks, либо спускаться в торрент-данжон и брать бесплатно.

Всем спасибо. Все свободны.

Занавес.

Отдельно хочу уточнить отсутствие у игры русского перевода. Который по очевидным причинам, скорее всего, никогда не выйдет (если только не постараются фанаты).
Отдельно хочу уточнить отсутствие у игры русского перевода. Который по очевидным причинам, скорее всего, никогда не выйдет (если только не постараются фанаты).

Sorry We're Closed

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
14 ноября 2024
22
3.8
2 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Цитата Айн Ренд, текст с ворот Биркенау и строчка из финской песни в качестве заголовков. В рамках обзора даже не понятно кринж это или китч.

Тест на знание фильмографии Панкратова-Чёрного не пройдет.

Читай также