Свобода, Равенство, Единство: как Assassin’s Creed Unity рассказывает об истории Франции
Вступление
Assassin’s Creed. Данная серия игр что 10 лет назад, что сейчас вызывает у любителей скрытых клинков бурю эмоций. И если раньше они в основном были положительными, то последние творения Ubisoft (и новости о будущих) получают все более неоднозначную обратную связь от игроков.
Но вернемся в те далекие времена, когда слово «ассасин» звучало гордо и еще не стало синонимом конвейерной продукции сомнительного качества. На протяжении всей истории серии Ubisoft продолжает смаковать исторический сеттинг на вкус: Третий крестовый поход, ренессансная Италия, Америка в период войны за независимость, даже пираты Карибского моря (sic!)… В 2014 году очередь доходит и до революционной Франции.
Итак, вашему вниманию предлагается небольшой очерк несчастного бакалавра-франковеда об истории Франции в сюжетном повествовании Assassin’s Creed Unity. Так как же Ubisoft работает с историческим сеттингом?
Так вышло, что сегодня SlyCat опубликовал свой блог о революционном Париже Unity как об отличном примере левел-дизайна. Так что продолжаем такую вот импровизированную ассасино-французскую недельку.
Дисклеймер
Сразу отмечу, что прекрасно осознаю понятие игровых условностей и то, что данная игра, в отличие, например, от той же Kingdom Come нисколько не претендует на историческую точность. Но так уж устроено сознание современного человека. Показанное в фильме или написанное на книжной странице, особенно если тематика не близка, запомнится как нечто правдивое.
Необходимость изрядной доли вымысла, фантазии, яркость персонажей (в том числе использование крупных исторических личностей) просто-напросто необходима для того, чтобы игра была доступна и интересна широкому кругу людей. Я не ставлю перед собой цель раскритиковать Assassin’s Creed Unity или серию в целом (равно как и расхвалить ее). Мне хотелось бы рассказать вам об интересных исторических составляющих игры и по возможности в понятном виде поведать о важном для всего человечества историческом событии, таким образом немного приобщая вас к истории нежно любимой мною страны. Свое повествование я буду сопровождать небольшими заметками на полях с интересными фактами на тему. Мне очень не хотелось бы показаться вам тем самым диванным историком с Яндекс Дзена, который в своих статьях раскрывает все тайны истории. Отнюдь, я просто поделюсь с вами своими мыслями на тему близкого мне исторического сеттинга Франции и приправлю все это картиночками да историческими анекдотами (anecdote c фр. рассказ, занимательная история).
Итак, после небольшого предисловия, пора бы уже и перейти к сути дела.
Любовь к деталям
Как мы уже упоминалось вскользь ранее, Ubisoft далеко не единственная компания, эксплуатирующая исторический сеттинг. Но делать это можно по-разному, и тут стоит отдать им должное. Точное воссоздание Парижа и Нотр-Дама в частности. Достаточно вспомнить ходившие после пожара в 2019 году слухи о том, что французские власти могут обратиться к игроделам из-за целой «базой данных материалов» по собору, которая была собрана командой художников. То, что в итоге созданная Ubisoft 3D-модель не подошла для реставрации из-за ряда игровых допущений — другой вопрос.
Подобная любовь к деталям и уважение к аутентичной визуальной составляющей прослеживается в целом по всему внутриигровому Парижу. Это хорошо прослеживается по игровому плану Парижа, который можно найти на пути. Он в значительной степени напоминает реальный крайне детализованный план Тюрго, созданный как раз в XVIII веке. Разве что на плане Тюрго Сена течет не привычно для нас горизонтально (с востока на запад), что в игровом варианте как раз сохранили.
Заметки на полях: Париж — город мертвых
К слову, не только Нотр-Дам был удостоен особого внимания. Весь город в целом полон маленьких приятных деталей, но выделим из них одну. Парижские катакомбы — большой подземный оссуарий, располагающийся в выработанных еще с римских времен каменных шахтах под городом (местный мягкий белый камень был удобен для строительства). Когда в XVIII веке городские кладбища оказались переполнены и было запрещено делать новые захоронения, встал вопрос о том, что делать с большим количеством останков. Власти приняли решение перенести кости в эти самые шахты. Запутанные длинные коридоры этого лабиринта смерти унесли жизнь не одного заблудившегося бедняги. Это же произошло и с Филибером Аспером.
62-летний Филибер Аспер работал привратником в военном госпитале Валь-де-Грас во время Французской революции, но в 1793 году он пропал без вести. Его тело было найдено в катакомбах в 1804 году, целых 11 лет спустя. Считается, что Аспер спустился по расположенной во дворе госпиталя лестнице в катакомбы и заблудился. Игра рассказывает об этом печальном событии в форме квеста-расследования (коих множество, это лишь один пример). Доподлинно неизвестно, почему он спустился вниз, но самая распространенная версия (игровая в том числе) базируется на том, что бедняга искал подземный вход в расположенную по соседству монастырскую винокурню.
Удачная историческая база
Вернемся к нашим баранам. В целом, Франция — хороший и логичный выбор «арены» для извечного противостояния. Никакая страна не связана так тесно как с тамплиерами, так и с ассасинами одновременно. Родина обоих религиозно-военизированных формирований — Святая земля, временной промежуток — период первых крестовых походов (XII век). Французское дворянство принимало активное участие том, чего, как известно, «хочет Бог», и именно французский шевалье Гуго де Пейен в 1118 году основал Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма (от фр. temple — храм). «Бедные» тамплиеры таковыми отнюдь не являлись. Владение значительными территориями на Святой земле дало о себе знать. Вскоре тамплиеры стали крупнейшими банкирами Европы, и военная сторона деятельности отошла у них на второй план. На их сокровища и позарился не кто-нибудь, а сам французский король Филипп IV Красивый.
В 1314 году орден был разрушен, а с пылающего костра, по легенде, тогдашний магистр великий ордена Жак де Моле и проклял самого Филиппа и всех последующих французских королей. Итак, с этой древней вставки о «предательстве» тамплиеров и начинаются события игры.
Заметки на полях: «убийца» Игры Престолов
К слову, этот исторический сюжет довольно популярен во Франции. В частности, на эту тему известный французский писатель Морис Дрюон еще в первой половине ХХ века написал свою известную и множество раз экранизированную историческую сагу «Проклятые короли».
Генеральные штаты 1789 года
Волею судеб по сюжету игры наш герой
попадает на это значимое историческое событие. Генеральные штаты во Франции —
это представительный орган для всех трех сословий (духовенства, дворянства и
так называемого «третьего сословия», то бишь всех остальных, кто не
молится или не защищает отечество). На момент 1789 года они не созывались с
начала XVII века, а Людовик XVI прибегнул к ним как к последнему
средству. Основная функция этого органа — вотировать налоги. С этим то у
Франции и были большие проблемы. Спойлер: революция случилась не потому, что
Людовик XVI был плохим королем, а
Мария-Антуанетта объедалась пирожными, пока все голодали. При этом, конечно,
никто не отрицает факт падения авторитета королевской власти.
Но все же первопричина, как всегда, экономическая. Франция, заложница своих же традиций,
была бедным государством в богатой стране. Налоговое бремя было распределено
непропорционально, а изменить существующие порядки реформами несмотря на все
попытки королю и его министрам не удалось. Кто же захочет расстаться со своими
привилегиями? Итак, речь идет о структурном кризисе, который по воле судьбы
совпал по времени с тяжелыми военными расходами на войну за независимость в
Америке (есть одно красивое выражение на этот счет: «Американская
революция стала французской.») и крупными природными катаклизмами,
вызвавшими неурожай, голод и рост цен.
Итак, наш несчастный король в безвыходном положении повелел представителям трех сословий придумывать новые налоги (!). Тут то и запахло жареным.
В целом, Генеральные штаты в рамках игровых условностей изображены неплохо, но есть один забавный момент. Если пройдоха Арно еще как-то проскользнул во дворец мимо стражи, то вот два брата ремесленника, за которыми наш будущий ассасин бегал чуть ранее в прологе, то это уже увольте. По сюжету они отвлекают его в важный момент и заставляют с ними помериться силой. С учетом того, что в паре десятков метров надрывается и произносит речь король Франции, то выглядит уморительно глупо.
Заметки на полях: мода
Конечно, прорисовывать отдельные модельки, прически и одежду для всех этих толстощеких аристократов было бы накладно. Но, конечно, в плане дворянской моды XVIII век — это время вычурного рококо, напудренных париков и румяных лиц.
Здесь же мы наблюдаем довольно печальную картину. А это, на минуточку, сливки французского общества! Ни тебе париков, ни тебе украшений.
Ну хоть королю выдали знаменитые culottes (короткие штаны, прерогатива знати) и белые чулки. Отсюда идут и санкюлоты — бравые революционеры из черни, которые как-раз таки ходили «без кюлотов» (sans-culottes, от фр. sans — без), в брюках с широкими штанинами. Забавно то, что местные слуги одеты как раз так, как должны выглядеть их господа. Знатные месье же в большинстве своем щеголяют в ботфортах до колен, которые дворянину подстать надеть разве что для прогулки верхом или на охоту, но никак не ко двору!
О, несчастная Бастилия!
А мы идем дальше. Крепость трудной судьбы. По сюжету игры наш персонаж попадает туда по ложному обвинению. Построенная еще в XIV веке на случай обороны от англичан на востоке Парижа, она так ни разу особо и не пригодилась (зачем нападать там, где укрепления сильны? Где тонко там и рвется, так сказать). К концу XVIII века она уже представляла из себя зрелище весьма печальное. Бастилия (от фр. bastille — замок) обветшала, содержать ее было дорого, но еще дороже оказалось разобрать (уже в 1784 предлагались проекты по сносу, которые не были приняты в силу своей дорогостоимости). Итак, в этом огромном, несуразном спустя 4 столетия для городской черты здании было решено устроить тюрьму, так называемый символ королевского произвола. Король действительно мог сажать туда без суда и следствия. Но кто же в ней сидел? Оговоримся сперва, что тюрьма как понятие для XVIII века в принципе не свойственно. Тюремное заключение не практиковалось широко, поскольку еще в принципе в обществе не было идеи о том, что человека можно перевоспитать. Провинившихся либо штрафовали, либо казнили — все просто и дешево. Идеи же о моральном совершенствовании человека это продукт более поздний. Так вот, в Бастилию король сажал тех, с кем более ничего нельзя было сделать или гуманнее всего было сделать именно так. Среди узников мы видим провинившихся дворян, неугодных писателей и другого рода нарушителей общественного спокойствия высокого пошиба. Сажали туда далеко не навсегда. Заключение без шума и суда на месяц-другой для преступников голубых кровей было гораздо более милосердно, чем публичные процессы и последующее за ним бесчестье. В целом через Бастилию проходило примерно 40 человек в год. На момент штурма 1789 года там находилось всего 7 заключенных, которых охранял небольшой гарнизон, преимущественно состоящий из инвалидов-калек.
Заметки на полях: здесь танцуют!
В 1791 году Бастилия была полностью разрушена, а на её месте один из подрядчиков работ по сносу установил табличку с надписью «Здесь танцуют и всё будет хорошо» (ici l’on danse, ah ça ira, ah ça ira!).
Как я уже отмечала выше, по сюжету игры наш персонаж попадает туда по ложному обвинению в убийстве. Вступительная тюремная катсцена весьма красноречиво показывает нам здешних обитателей: кто-то играет на скрипке, кто-то зачитывает вслух первые строчки из «Записок о Галльской войне» Цезаря. Согласитесь, на нечеловеческие муки похоже мало. Тут же небезызвестный маркиз де Сад нагишом кричит в окно. За эту выходку он, кстати говоря, будет переведен в другое учреждение.
Заметки на полях: прохладная погода спасла короля
Кроме того, помимо нас за решетку тащат еще одного беднягу, который пытается оправдать себя и говорит, что нож был не у него, а некого Дамьена. Этот отрывок остался мне не до конца понятен. Робер-Франсуа Дамьен — реальная историческая личность, преступник, пытавшийся убить короля Людовика XV в 1757 году, более чем за 30 лет до происходящих в игре событий. Кроме того, злоумышленника почти сразу осудили и казнили, да еще как. Палачам было поручено изощриться особенным образом: после многочисленных пыток Дамьена кастрировали и четвертовали, но, увы, неудачно: лошади не смогли сразу разорвать суставы, и палачу пришлось предварительно их раздробить. В общей сумме неудачная казнь неудачного убийцы продолжалась 4 часа.
В день, когда Дамьен запланировал покушение на короля стояла прохладная январская погода. Людовик XV надел два редингота (мужская верхняя одежда, разновидность сюртука), второй при этом был на меху, отчего не очень длинный нож несостоявшегося тираноборца просто не добрался до тела, чтобы нанести королю какие-либо серьезные повреждения. Мораль проста: одевайтесь теплее и будет вам счастье!
Возвращаясь к нашей Бастилии, автору блога остается решительно непонятным, почему авторы так неуклюже захотели вспомнить столь примечательное событие французской истории.
Бастилия, этот несчастный «символ тирании» захватывался народными массами отнюдь не поэтому. Причины были более прозаичны — революционерам были необходимы ее арсеналы, а не пленники-дворяне (дворян, как известно, разве что на фонарь можно повесить), которых можно было сосчитать на пальцах двух рук. В целом осада была не так стремительна и масштабна, как-то в угоду зрелищности было показано в игре.
Великий комбинатор Мирабо
Графа Оноре де Мирабо, известного деятеля Французской революции, в игре сделали главным ассасином. В целом, кандидатура крайне подходящая. Биография графа удивительна. Родившийся с искривлением ноги и едва переживший оспу в трехлетнем возрасте, молодой дворянин страшно кутил и бедокурил большую часть своей жизни. Беспорядочные половые связи, огромные долги, брачные махинации. Отец графа не мог найти на него управы — оставалось лишь пробовать образумить отпрыска тюремными заключениями. Но не тут то было! Например, оказавшись в тюрьме в небезызвестном замке Иф, он сумел соблазнить жену коменданта, отчего его пришлось перевести в другую. Не углубляясь в жизнеописание Мирабо, отметим, что он был не только отчаянным ловеласом, но и талантливым мыслителем и оратором. Именно его сильный голос убедил депутатов Генеральных штатов (избран он сам, кстати, был от третьего сословия, у других дворян он уважением не пользовался) продолжить свою работу несмотря на требования очистить помещение. Влияние великого оратора неуклонно росло. В ходе революции тяжелая болезнь унесла его жизнь. Нация горько оплакивала своего трибуна и даже торжественно захоронила его в Пантеоне, этаком парижском мавзолее великих людей Франции. Но не тут то было. Уже в следующем году были обнаружены письма, по которым стало ясно, что Мирабо был королевским агентом и, так сказать, работал на два фронта (в игре этот момент после его смерти тоже показан). Оскорбленные граждане вынесли останки графа из Пантеона. Чем не Алкивиад своего времени!
По сюжету игры Мирабо умирает насильственной смертью от яда.
Belle époque
На этом крупные исторические события в сюжете пока заканчиваются. Далее идет чистой воды профанация. Усилиями ненавистных тамплиеров симуляция Парижа XVIII века ломается, и Арно попадает в так называемую «прекрасную эпоху» конца XIX века. Тут игроку покажут все, что только успеют впихнуть: и метро, и статую свободы и, ну конечно, ЕЁ: Эйфелеву башню! По поводу чего фейерверки (в светлое время суток) и монгольфьеры (кстати, французское изобретение) остается решительно непонятно. Видимо в честь игрока.
Отдельно скажу о внешнем виде парижан и улиц. Грязь, попрошайки и все такое прочее никуда не ушли, но игроку для контраста рисуют красивую картину века XVIII c XIX. Прямо-таки биошоковская Колумбия. Месье же на улицах, что удивительно, все как один носят парики с буклями! А в аутентичное для них время XVIII века в этих париках ходят разве что слуги да король. Насчет нарядов, то, конечно, в 1898 году мужская мода уже скорее соотносится с пиджаками-брюками более близкого нам XX века.
У Курского вокзала…
Пусть яркие события на нашем сюжетном пути пока поиссякли, но остались персоналии и явления. Одно из них — попрошайки. Сразу отметим, что часть нищих на улицах действительно заслуживала сострадания и милостыни, но здесь речь пойдет о других. О тех, для кого прошение подаяния — это настоящее и весьма прибыльное ремесло, а не крайняя нужда. Симулируя различные недуги, будь то слепота, хромота, горбатость, они наживались на обмане доверчивых и милостивых людей. Для того, чтобы вызывать еще больше жалости, они калечат своих маленьких детей. Под покровом ночи, в своем тесном кругу, они снимают с себя маскировку и наслаждаются плодами своего «труда». Ложные калеки-попрошайки не могли существовать вне больших городов, так как в небольшом обществе они быстро будут разоблачены.
Ну и куда же в таком садизме без самого де Сада? Революция — времена смутные, и что там мог делать всемирно известный маркиз (на самом деле граф) можно придумывать бесконечно много. Одно можно сказать точно — игровой персонаж получился эксцентричным и харизматичным. Нужно ли что-то еще?
Заметки на полях: 120 дней Содома
Одно из своих самых известных произведений де Сад написал находясь в Бастилии за полтора месяца. Многометровый манускрипт маркиз спрятал у себя в камере. После начала беспорядков на улицах и выходки маркиза (он кричал из окна крепости, что людей там мучают и убивают) его перевели в другое учреждение. При взятии Бастилии многие его рукописи были сожжены, но те самые «120 дней Содома» уцелели благодаря одному из охранников крепости. В 2021 году правительство Франции выкупило оригинал романа для Национальной библиотеки за 4,5 миллиона евро.
Заговоры! Интриги! Напряжение нарастает! Немножечко скотоложества, распутный священник, и вот вам завязка чудного романа…
WWII
Видимо простого вида Эйфелевой башни (со статуи Свободы то) разработчикам показалось маловато. Дальше — лучше. Снова оказавшись в поломанном коде симуляции, Арно попадает в Париж 1944 года. Дирижабли, танки, самолеты и прожекторы, и все в одном месте в центре города. Концентрированная история на кончиках пальцев!
В лучших традициях Battlefield, наш ассасин пробирается по темным кустам мимо прожекторов под приглушенные звуки сирены вдалеке. Башня, к слову, вся в окопах, железной проволоке, грязи и другого рода укреплений. Романтика. Кроме шуток, такой внешний вид можно себе представить (в самых смелых фантазиях) разве что в дни (19-25 августа) штурма и освобождения Парижа союзниками. Чтобы игрок точно успел рассмотреть башню во всех ее красотах, ему предстоит вскарабкаться по ней до самого верха, не попадаясь при этом в свет прожекторов. В этом случае на пролетающем мимо дирижабле всегда сидит дежурный снайпер — мало ли кто полезет?
Казалось бы, насколько еще можно сгустить краски? Можно! В один момент мимо Арно пролетает истребитель и выдает по нему очередь. Не просто пролетает, а продолжает методично обстреливать. Это, господа, уже занавес. А, нет, не занавес. Ведь напоследок нам надо как заправский вояка из боевичков обстреливать эти шайтан-машины из пулеметов. И только потом, пробежав под ударами молний по дирижаблю конечно, мы выбираемся из всей этой кутерьмы.
Тюильри
Чудом выбравшись из ужасного ХХ века, возвращаемся повоевать в XVIII. 10 августа 1792 года произошло еще одно из печальных событий Французской революции — штурм дворца Тюильри с целью арестовать короля. Тут, в отличие от штурма Бастилии, в распоряжении осаждающих уже была внушительная артилерия, поскольку на сторону революционеров перешла часть Национальной гвардии. На этом этапе революции король окончательно потерял всякую народную любовь. Защищать его королевское величество остался только верный Швейцарский полк. Они стояли за него насмерть, а он в этот момент, никому не сказав, покинул дворец.
Заметки на полях: швейцарский лев
В память о павших швейцарских гвардейцах в 1821 году был создан трогательный памятник «Умирающий лев» в швейцарском городе Люцерн.
Но для игровых событий Тюильри важен по иному случаю. Тут нам впервые встречается тот самый молодой и красивый корсиканец. Поскольку французы обожают Наполеона, представлен он весьма комплементарно. На данном этапе революции он, как он сам говорит в игре, «всего лишь офицер, но это ненадолго».
Слетела башка его рыжая с плеч!
После событий 10 августа в Тюильри короля все-таки поймали и заключили в замок Тампль. Хоть по конституции 1791 года судить короля было незаконно, но толпа и наиболее радикальная часть революционеров-политиков алкала его крови. Против короля сыграла и та самая переписка с Мирабо. Большинством всего в 25 человек Конвент приговаривает короля к смертной казни. На это решение в значительной степени повлияла и городская толпа, которая ходила на заседания сюда и показательно улюлюкала на тех, кто пытался высказаться за помилование монаршей особы.
21 января 1793 года Луи Капет (королю как новоиспеченному «гражданину» придумали фамилию по названию династии Капетингов) был казнен методом отсечения головы при помощи гильотины. Составляя завещание, он написал своему сыну строки со следующим посылом: если ему выпадет такая незавидная доля быть королем, то он просит его не мстить за себя. Стоя на эшафоте, король, по свидетельствам очевидцев, напоследок обратился к бушующей толпе.
Я умираю невиновным, я прощаю своих врагов и молюсь, чтобы моя кровь пролилась на благо Франции и утолила божий гнев
В игре Людовик говорит примерно то же самое, только немного в другой формулировке.
Поскольку по сюжету игры к казне короля руку приложили тамплиеры, то этот сюжет закольцовывается. Один из тамплиеров с упоением произносит: «де Моле, ты отомщен». Речь идет о том самом магистре, сгоревшем на костре по велению Филиппа IV в 1314 году. Итак, спустя почти 500 лет, месть свершилась.
Война ростбифов и лягушатников
Тем временем исторические прыжки не заканчиваются. Были в XIX и XX веках, самое время вернуться в Средневековье! Разработчикам захотелось снова показать игроку Бастилию (все как с Эйфелевой башней, вдруг показалось мало), теперь во времена Столетней войны. И все бы ничего, но не совсем понятно то, зачем было указывать 1394 год. Наиболее близкие к этой дате штурмы Парижа это 1370 год и более известный 1429 год (в нем участвовала Жанна д`Арк). Кроме того, в 1389 году между Англией и Францией было подписано перемирие, отчего столь активные боевые действия выглядят еще более странно. Наша проводница по Анимусу никак не поясняет происходящее (что странно, раньше она любила вставить свои 5 копеек).
Заметки на полях: Инвалиды
Дворец Инвалидов (Invalide с фр. в значении «не-валидный», ветеран), монументальное сооружение в центре Парижа, был заложен еще Людовиком XIV в качестве дома призрения для тех, кто пострадал в ходе боевых действий. Для краткости его называют просто «Les Invalides», а не Hôtel des Invalides. В игре же это красноречиво перевели просто как «Инвалиды». Человеку, не посвященному во всю эту историю, без ста грамм не разобраться.
Террорист Робеспьер
Французская революция — процесс длительный. Игра, чтобы охватить ее всю, несколько раз переносит игрока во времени. 1793–1794 гг. — это разгар революционного террора, время нахождения у власти самой радикальной группировки монтаньяров. Тем временем игра продолжает нас знакомить со знаковыми персоналиями эпохи. Следующий на очереди — Робеспьер. Впервые мы с ним знакомимся во время праздника Верховного существа 8 июня 1794 г. И, конечно, искать бороться против этого безумного тирана будет Арно. Но, честно сказать, приврали сценаристы немного. Частые чистки привели остатки Конвента в массовую истерию. Услышав то, что планируются новые казни, депутаты кричали выступающему с трибуны Робеспьеру: «Назови имена!». Но он так и не сделал этого. В итоге перенервничавшие депутаты осмелились и приговорили к казни самого Робеспьера — страх за жизнь взял верх. Вернемся к игре. В рандомном шатре во время праздника (почему бы и нет?) Арно находит предполагаемые «расстрельные списки», что и станет нашим компроматом.
Заметки на полях: культ Высшего существа
Культ Верховного Существа (на фр. l'Être suprême) — это неудачная попытка заменить привычную христианскую веру и так называемой «гражданской» религией. В целом эта идея была продуктом века Просвещения как естественное продолжение деизма (убеждение в том, что мир действительно был когда-то создан Богом, но с того момента он больше не принимает никакого участия в жизни людей), культивировавшегося Вольтером и Руссо.
Целью культа, включавшего также ряд праздников в честь республиканских добродетелей, было «развитие гражданственности и республиканской морали». Но заставить людей верить в Разум не вышло, все же Бог был ближе. Ассоциировавшийся с диктатурой Робеспьера, после его осуждения культ быстро сошёл на нет.
Заметки на полях: внешность Робеспьера
Внешность Робеспьера хорошо известна по портретам и была весьма примечательна (его лицо было обезображено оспой). Однако у художников Ubisoft он получился как-то непохоже (имхо), за исключением очаровательных буклей конечно. Кстати, это было отличительной особенностью Робеспьера — пока все про-революционно настроенные люди наслаждались свободой от парика и старых неудобных нарядов, Максимилиан продолжал упорно их носить, как и при Старом порядке.
Финал
Собственно, на обвинении Робеспьера и убийстве главного-преглавного злодея тамплиера игра и заканчивается (1794). При этом Французская революция на этом, конечно, не заканчивается. Впереди революционные войны, Термидор, кампания Наполеона. Кроме того, революционные события охватывали всю страну, и далеко не везде ее приветствовали. Но это уже совсем другая история.
Итоги
История в играх — это хорошо, это
прекрасно. Но и относиться к этому надо соответственно — как к игре, осторожно, а не как к
учебнику по истории. Да и каждой книге тоже нельзя верить, чего стоит вспомнить Маэстро с его «Первой научной историей войны 1812 года». Короче говоря, никому, ничему не верьте и во всем сомневайтесь!
Красочно и динамично преподнесенные исторические события
могут заинтересовать игроков на более глубокое изучение вопроса или, хотя бы,
дать самое общее представление о происходящем. В целом у французов из Ubisoft получилось достойно рассказать о
важном не только для них, но и для всего мира событии. Конечно, то и дело
беспричинно притягивать уже набившую оскомину Эйфелеву башню или Бастилию
выглядит немного сомнительным решением, но все это можно списать на игровые
условности.
Спасибо за внимание!
Лучшие комментарии
Астрологи объявили неделю юнити в блогах. Возможны осадки в виде круасанов
UPD: Блог кайфовый. Теперь я, как историк, жду такой же на упомянутую Kingdom Come:D
раз уж тут такой флешмоб
Я считаю, что в художественном произведении поступаться с историей не только можно, но и нужно. Исторические события и тенденции могут стать базой, которая интерпретируется автором не просто потому, что у него такая блажь, а для того, чтобы выстроить сюжетную линию, создать более яркое впечатление у зрителя/читателя/игрока, быстрее адаптировать его восприятие сеттинга. Поэтому допускаются анахронизмы, исторические личности изображаются не так, как они описаны современниками и т.д.
В общем, это как с экранизацией книги: если досконально следовать сюжету или воссоздавать персонажей, у постановщика не будет возможности передать своё уникальное видение. Фанаты первоисточника, разумеется, будут бухтеть, но этим следует пренебречь.
Все события и в целом реальность художественного произведения с ярлыком «историческое» сразу стоит относить к альтернативной истории. Чтобы не складывалась неизвестно чем обоснованная тенденция ругать авторов, что они отходят от историчности к какой-то фантастике в угоду фансервиса. А то потом начинается эффект Манделы, якобы, разработчики не стали добавлять в первую часть арбалет, потому что его на тот момент не существовало в природе (бред).
А статья у тебя классная получилась, пиши ещё 😉
Отличная статья, прочитал с удовольствием! Хотел бы в том же ключе увидеть разбор сторонних миссий и личностей, появлявшихся в них, вроде Теруань де Мерикур, Жоржа Дантона и Тома-Александра Дюма. Ну и дополнение не стоит пропускать
«Сам узнает» — это звучит оптимистично :)
Я сам «подорвался» на новости, что после пожара в Нотр-Даме Ubisoft предоставила оцифрованные изображения для восстановаления, и о том, что от этого отказались, узнал только из этого блога.
Но если хотя бы пару сотен человек реально захотели копнуть глубже, уже хорошо.
Спасибо! Было интересно почитать!
Приятный бложик, было интересно окунуться! Сравнение изображений из игры с реальными хорошая идея)
Вероятно, такой же критический подход сподвигнул Ubisoft добавить в мифологическую трилогию виртуальный тур, в котором они признавались, где приукрасили больше всего.
Спасибо за теплые слова) Как мне кажется, вопрос с личностями довольно спорный. Я и тех, про кого в итоге написала, добавляла с сомнением. Все что с ними можно сделать это написать кратко их биографию и постоянно оговариваться «я понимаю, что это игра, а не учебник, и все это вымысел». А так да, интересных исторических личностей там очень много. У меня было даже готово несколько заготовочек, но в итоге я понимала, что рассказать обо всем не смогу, а кусочками довольствоваться не хотелось.
А DLC мне показалось слишком уж сказочным, чтобы как-то с серьезным видом его разбирать.
Ну и я конечно продолжу эксплуатировать свое историческое образование (где-то же оно должно было мне пригодиться) и буду писать что-нибудь в этом роде))
Спасибо за теплые слова)
Насчет Ubisoft в целом это правда, о них можно много что говорить, но популяризируют историю они неплохо, это уже похвально. Ведь тут главное заинтересовать, а дальше человек уже сам узнает, как оно было на самом деле.