История серии Sid Meier’s Civilization. Партия 5: CivCity, Revolution и не только…
Две тысячи пятый год… Отличный был год. Прорывная Resident Evil 4 выходит на GameCube, а позже и на PlayStation 2. NFS: Most Wanted утверждает лидерство серии в жанре аркадных гонок. Xbox 360 открывает новое поколение консолей, снося голову миллионам геймерам по всему миру графикой, новыми технологиями и возможностями. Sid Meier’s Civilization IV напоминает, что стратегии еще живы. Ведь одновременно в этом же году выходит и Age of Empires 3, получает хорошие оценки, высокие продажи и… и больше ничего.
Я хочу донести мысль, что в этом же году начинается закат стратегий. Следите за мыслью. В 1990-х начинается золотая эпоха жанра. Civilization I, первые части C&C, Warcraft, Starcraft, Age of Empires, SimCity, Caesar. На PlayStation 1 выходит множество портов и оригинальных стратегий. С приходом нового тысячелетия мы получили продолжения этих серий и начало серебренной эпохи. Пошло переизобретение и внедрение новых механик. Warcraft III, «Казаки», Civilization III, зарождение основных серий Paradox Enterectiv: Victoria, Europa Universalis, Hearts of Iron, Crusader Kings. Даже Nintendo выпускает экспериментальную Pikmin.
Вот только в 2004–2005 годах происходит странное. Успешные и хорошие Rise of Nation, C&C: Generals, Age of Empires 3, Civilization IV, конечно, получают признание, высокие оценки, хорошие продажи и любовь игроков. Однако почти по щелчку стратегии пропадают из индустрии. Продолжения C&C и Caesar получают плохие оценки от игроков и критиков, Warcraft трансформируется в MMORPG World of Warcraft. Starcraft, Age of Empires, Казаки, SimCity пропадают на десятилетие. Rise of Nation не получает продолжения. Стратегии Paradox оказываются слишком узконаправленными и не подходят для массового игрока, хоть и продолжают радовать поклонников.
Началась темная эпоха стратегий. Жанру попросту не повезло оказаться неприбыльным, ведь с 2006 года индустрия начинает постепенно меняться. Прибыль от видеоигр начинает активно расти. Microsoft с Xbox Live и Valve со Steam начали приучать геймеров к онлайн-покупке, параллельно открыв индустрии понятие DLC, которое выдавило такую вещь, как «дополнение».
RPG становятся более экшоновыми. Шутеры от третьего лица заполняют рынок. Игроки всё больше начинают пропадать в ранее упомянутой World of Warcraft, Counter-Strike, первых версиях DOTA, Linage II. В социальных сетях появляются игры на Flash. В 2007 году Apple представляет первый iPhone, переворачивая рынок мобильных телефонов. На смартфоны ломанутся почти все издатели для получения прибыли.
А стратегии как были в коматозном состоянии, так и остались.
CivCity: Rome
На фоне бурно меняющегося рынка видеоигр, 2K и Firaxis не поддаются панике, но понимают, что необходимо экспериментировать, чтобы выжить. У разработчика почти не было опыта в создании популярных на тот момент жанрах и темах. Стратегии оставались их основной деятельностью. Было принято решение расширяться в немного других направлениях.
Первым таким направлением стал спин-офф Civilization в жанре градостроительного симулятора в антураже Древнего Рима. Сид большой любитель истории, в частности он любит Древний Рим, его историю, культуру, даже в Цивилизации предпочитает играть за Рим.
Создание игры шло совместно с Firefly Studios, известной по серии Stronghold.
Мы разрабатываем эту игру здесь, в Firefly, и являемся основными разработчиками. У нас давние отношения с Firaxis. Мы всегда хотели вернуться к нашим корням в жанре градостроительных симуляторов, и когда 2K впервые задумались о том, чтобы выпустить Civilization на этом лейбле, это была захватывающая перспектива — обратиться к Firaxis с предложением расширить охват Civilization и придать жанру градостроительных симуляторов новый импульс.Cаймон Брэдбери, Директор Firefly Studios
Разработка шла без каких-либо проблем. Сеттинг был определен сразу, основной геймплей решили сосредоточить на одиночной игре. Стратегию старались сделать одновременно глубокой, но с низким порогом вхождения.
Сыграло еще и то, что в год выхода у игры в конкурентах была лишь Caesar IV, разочаровавшая многих фанатов. Но разочаровала ли их CivCity: Rome 24 июля 2006 года?
Стратегия повествует о становлении Римской империи. Игрок, вступает в компанию в роли нового квестора, которого посылают в различные уголки Империи с целью выполнения определенных заданий. Добыча необходимых ресурсов, строительство и улучшение городов, создание эффективной заставы для борьбы с врагами Рима: Карфагеном, Варварами и Египтом. За каждое успешное выполнение миссии пользователь будет идти вверх по карьерной лестнице. По итогу компании, управленец получит титул консула за свои заслуги перед империей.
Каждое новое строительство начинается с предоставленной карты и оценки местности. Если на начальных этапах еще можно не сильно планировать рост города наперед, то на поздних миссиях, благодаря приобретенному опыту, стоит хорошенько пораскинуть мозгами.
«А в чем сложность? Построй дома, склады, развлекательные учреждения, объекты предоставления товаров и услуг, наладь добычу с торговлей, да соедини всё это дело дорогами». Подумал я, садясь впервые за игру. Как же я ошибался.
Вся эта система не должна просто быть, ей необходимо эффективно работать. Ресурсы нужно всегда добывать с запасом, т. к. они поступают в здания, где добытые перерабатывают в товары, которые затем покупают жители, живущие в домах. В домах, конечно же, проживают наши дорогие жители, с которых идут основные налоговые поступления. Чтобы получать с них больше прибыли, необходимо предоставлять больше товаров и услуг, так жилые дома будут улучшаться и расти во всех смыслах. Чем больше аппетиты ваших верных граждан, тем сложнее их утолить и тем больше нужно добывать новых ресурсов, а значит, тратить драгоценную территорию местности на строительство новых, занимающих много места зданий.
Весь смысл роста города работает на этой цепочке, в которую постепенно вводятся новые переменные. Людям нужны места для поклонения богам? Возводим храмы Дионы, Меркурия и Митры. Жители хотят пресную воду и мыться в термах? Прокладываем акведук, строим рядом с ним цистерну, которая будет обеспечивать область карты пресной водой, ее же используют бани. И так далее… Играется интересно и увлекательно.
Графика простенькая, с низкой дальностью прорисовки, но количество анимации жителей просто завораживает. Можно пронаблюдать весь игровой распорядок дня одного человека. Все взаимодействие жителей происходит максимально честно в рамках технологий тех лет. Музыка не впечатлила.
Наслаждаться процессом мешает несколько вещей. Во-первых, техническая часть. Либо проблема с современными ОС, либо сама игра плохо работает. Рабочие на некоторых объектах могут просто не работать. Спасает перезагрузка игры. Не спасает она от вылетов и низкого разрешения. Проект старый и не переиздавался на современные системы. Во-вторых, обучение максимально простое. Во время игры можно вызвать небольшое окошечко, в котором объясняются основные элементы игры. Обучающая миссия делает, по сути, то же самое. Страница «Помощь» к каждой миссии у меня и вовсе не работала, спасибо, что подсказки хоть отображались.
Игру встретили средними оценками и плохими продажами. Критиковали техническое состояние и вторичный игровой процесс, не привнесший ничего нового в жанр.
CivCity слишком поверхностна, чтобы захватить всерьез и надолго. Все секреты и тонкости постигаются в течение полутора-двух часов, а потом можно играть только из чисто «хозяйственного» интереса. Есть что-то притягательно-наркотическое в обустройстве собственного города, что-то такое, что заставляет играть еще и еще. Но это общая черта всех градостроительных стратегий. CivCity же чересчур проста и неказиста, чтобы тратить на нее много времени.Игромания, октябрь 2006 года
CivCity: Rome хорошая и не более. К сожалению, этого недостаточно, чтобы выделяться из толпы похожих игр. SimCity на тот момент была еще жива. Серии Caesar, Pharaoh, Zeus, Emperor: Rise of the Middle Kingdom были образцовыми. На их фоне проект Firefly и Firaxis не мог похвастаться уникальностью и глубиной, который позволил бы игре выбить свое место под солнцем фанатов.
CivCity остается неплохим вариантом для входа в жанр… Однако Caesar IV, может, и хуже третьей части, но хорошо работает на современных системах и имеет в себе множество удачных решений из прошлых игр, чего нельзя сказать о спин-оффе Цивилизации, что подтверждают продажи, оценки и отсутствие других игр серии CivCity, которые были в планах.
Sid Meier's Civilization Revolution
Следующим шагом в расширении величия серии стал выход на консолях. Еще первые две части Civilization получили порты на консоли, о которых я уже рассказывал. Сид верит, что это хорошие версии, вот только третья и четвертые части не покидали ПК, что его печалило. В новом проекте Мейер желал показать новой аудитории все плюсы именитой серии, объединить игроков разных платформ в единой любви. Благородная цель, которую, конечно, не все оценили.
Именно поэтому, когда я в середине 2007 года объявил, что собираюсь делать игру только для консолей под названием Civilization Revolution, вопль ужаса со стороны наших фанатов не стал для меня сюрпризом.Сид Мейер
Анонс сопровождался негодованием заядлых поклонников Civilization, не желавших делиться любимой игрой с консольными игроками. Правда, недовольство постепенно сошло на нет, когда больше деталей игры становились известны.
Разработчики, в свою очередь, воодушевились. Создать новую версию стратегии без оглядки на старую аудиторию вносило много творческой свободы. Первым делом определились с масштабом всего проекта, получивший название «Civilization на один вечер». Многие функции и геймплейные фишки либо убирали, либо упрощали.
Revolution также стала базой для обкатки и отладки мультиплеерной стороны серии.
Формально каждая версия игры, начиная с CivNet, имела многопользовательский режим, который обычно выпускался в форме дополнения через несколько месяцев после релиза одиночной версии. Но если честно, ни в одной из них этот режим как следует не работал.Сид Мейер
14 февраля 2008 года было объявлено, что, помимо Xbox 360 и PlayStation 3, выйдут версии для DS и Wii. Однако из-за нехватки рабочей силы игра не посетила основную платформу большой N, о чем студия жалеет.
13 июня 2008 года стратегия выходит на PlayStation 3 и Xbox 360.
Рассмотрим версию для PlayStation 3. Она ничем не отличается от версии для Xbox 360. Играл на оригинальном железе.
По старой традиции игрока встречает вступительный ролик, который не может похвастаться эпохальностью и величественностью из четвертой части. Композиция спокойная. Визуальный ряд и множество кадров напрямую взяты из ролика четверки, что ввело меня в ступор.
Графика и стиль игры ушли в еще большую мультяшность, что, с одной стороны, не понравится фанатам, но если относиться к игре не как к полноценной новой части, а к эксклюзивному эксперименту, то весь негатив отпадет сам по себе. Относится это и к геймплею.
На выбор дается 16 стран с их предводителями. Были отобраны самые базовые нации: от России и США до Индии и Китая.
Игровой процесс максимально прост и понятен. Формула Civilization была упрощена до минимума, но увлекательность геймлея никуда не делась. Основной каркас на месте. В начале доступны отряды поселенцев и воинов. Первыми основываем город, вторые защищают и исследуют территорию. Изучаем новые технологии, встречаем другие государства, параллельно устанавливаем дипломатические связи. Развитие городов, бои, редкие ресурсы, торговля, настроение тоже присутствуют.
Вот только всё стало проще и переделано под управление на геймпаде. Место курсора заняли оба стика. Ими двигаем камеру в любом направлении. Курки и бамперы отвечают за показ информации о дипломатии, текущем ходе и ваших городах. Обычные кнопки используются для отдачи команд отрядам.
Города все еще строят здания, чудеса и юниты. Обрабатывать для них территорию не нужно. Населенный пункт делает все сам. Даже строительство дороги перенесли в них. Из-за такой системы был убран отряд рабочих.
Бои проходят динамично. Модели бойцов постоянно двигаются и наносят друг другу удары. Исход стычек снова сделали через теорию вероятности. Вот только теперь успех игрока повышен.
Мы исправили фактические вероятности и сделали так, что, если у игрока вероятность победы три к одному или выше, он выигрывает всегда. Возможно, это было нечестно по отношению к компьютерному сопернику, но до нас никогда не доходили жалобы. Как только игроки получили преимущество, игра стала нравиться им куда больше.Сид Мейер
Представлены пять видов победы:
- Доминирование. Захвватить все столицы и удерживать их в течении хода.
- Культруная победа. Получить 20 великих людей или построить 20 чудес. В конце необходимо построить ООН.
- Экономическая победа. Накопить 20000 золота и построить чудо света Всемирный банк.
- Научная победа. Построить корабль и первым долететь до Альфа Центавры.
- Победа по очкам. По окончанию ходов побеждает держава с наибольшим количеством очков.
Новый формат, ориентированный на консоли, позволил ввести полноценные достижения и еженедельные испытания для игроков. Миллионы пользователей сравнивали свои успехи через таблицы лидеров. Онлайн составляющая имела режимы сражений «Каждый сам за себя», «Один на один» и «Два на два».
По причинам смерти онлайна на PS3 я не смог ничего из этого попробовать, а новых консолей у меня нет.
Стратегия получила в основном положительные отзывы. Хвалили удобное управление и грамотное упрощение, но медленная игра в онлайне и общий настрой обособленности от основной серии напоминали о шероховатостях эксперимента.
В то время как оптимизированный и быстрый подход, игнорирующий некоторые нюансы предыдущих игр, может вызвать недоумение у некоторых поклонников ПК, Revolution сконцентрировала, а не разбавила опыт работы с Civilization, создав выражение концепции, которая идеально подходит для его платформы.Журнал Edge, июль 2008 года
Версия для Nintendo DS вышла 8 июля 2008 года. Всё та же Revolution, только для портативной консоли, со всеми плюсами и минусами оригинала. Графика стала двухмерной. Управлять можно и стандартными кнопками, и стилусом. Мультиплеер доступен в полноценном онлайне и возможности подключения через локальную сеть к другим DS. Играя в нее, больше складывается ощущение, что это не полноценная 4Х-стратегия, а декорация для около линейной игры с сюжетом, побочными квестами и щепоткой лора.
Версии для iOS, Android и Windows Phone выходили с разницей в год. Поиграть в них мне так и не удалось. Судя по видео и скриншотам, игра не сильно отличается от порта DS. Управление сделали под сенсорный экран.
Купить сегодня Sid Meier’s Civilization Revolution можно в магазине Xbox по обратной совместимости.
Revolution получилась интересной. Эксперимент Сида и его команды не далек от идеала, но он дал возможность разработчикам попробовать что-то новое в рамках жанра и серии. Желание объединить непримиримых игроков разных платформ прошло успешно. Новые части основной серии посетят большие консоли, где будут хорошо продаваться. В то время как «Революция» останется в истории. Это хорошая игра, однако играть в нее сегодня не имеет большого смысла. Пятая и шестая части вобрали в себя ее черты и вышли везде. В то время как Revolution останется памятником эпохи седьмого поколения консолей.
С другой стороны, если у вас завалялась DS и вы много путешествуете, то ее версия игры поможет вам скоротать время в дороге.
Civilization World
Идея полноценной мультиплеерной Civilization летала в воздухе еще с начала 2000-х. По разным причинам реализовать проект не удавалось до 2008 года. Взлет социальных сетей в лице Facebook* воодушевил Сида. Он увидел в простеньком сайте все необходимое для осуществления всех задумок команды.
Большинство сервисов предлагали функцию списка друзей, чтобы каждый мог сколотить команду адекватных и вежливых оппонентов, но самый внезапный рост в последние годы продемонстрировали игры Facebook, где социальное взаимодействие является основой основ, а не средой для ограничений. Проникновение Facebook в мобильные устройства также создает возможности для асинхронной игры, то есть пользователи заходят в игру, только когда у них образуется свободная минутка, а все остальное время дня спокойно заниматься своими делами.Сид Мейер
Работа закипела, но не на полную мощность. В тот же момент шла активная работа над Civilization V, забравшая все основные ресурсы Firaxis. Только после успешного выхода стратегии началась активная фаза создания Civilization Network.
Особый акцент был сделан на взаимодействии игроков друг с другом. Упрощения и переизобретение формулы Civilization. Именно социальная часть игры стала самой сложной для разработчиков. По мнению Мейера, каждый игрок должен был ощущать собственную важность, однако при этом постоянно помогать другим.
У вас есть собственный город, которым вы управляете, и вы можете делать всё, что угодно [в одиночку]. Однако самыми успешными игроками будут те, кто может работать вместе с другими игроками.Сид Мейер
Из-за специфики самого Facebook и геймплея игр платформы пришлось менять пошаговую механику серии, а позже и вовсе от нее избавляться. Благо, большое число тестеров помогли студии уловить нужную атмосферу и геймплеенный фокус.
После одного маленького переноса, стратегия выходит в открытое бета-тестирование 6 июля 2011 года.
По причинам закрытия игры мне не удалось в нее поиграть. Поэтому полноценное, так сказать, «правильное» мнение сложить сложно. Прошу быть вас снисходительными.
Основа геймплея представляет собой ферму, где пользователь строит здания, собирает ресурсы, проводит исследования, воюет, играет в простенькие мини-игры и ждет. Сперва город представляет собой независимое государство, которое затем может присоединиться к одной из шестнадцати цивилизаций.
- Африканская лига
- Американские территории
- Арабская Империя
- Коалиция ацтеков
- Китайская цивилизация
- Египетская династия
- Британское Содружество
- Французский Альянс
- Германская Конфедерация
- Греческие государства
- Индийское Содружество
- Японский сегунат
- Монгольская Орда
- Римская империя
- Российская Федерация
- Испанская Конфедерация
Каждая из них содержит в себе максимум 20% от общего числа игроков, ради баланса. Всегда можно выйти из одной и перейти в другую. Независимым тоже можно было остаться, однако часть достижений и построек будут недоступны.
Цивилизации переходили из одной эпохи в другую и воевали между собой. Боевая часть игры напоминала карточную игру. Донат присутствовал, но разработчики старались держать баланс.
Стратегия прожила несколько месяцев в Facebook. Сид и команда наблюдали за проектом и игроками, которые, к сожалению, не желали контактировать и помогать друг другу. Игру хотели закрыть, однако вместо этого перенесли на смартфоны. Стратегию переименовали в Civilization World, а 29 марта 2013 года официально закрывают. Ссылаясь на то, что новенькая Revolution 2 займет ее место.
Sid Meier's Civilization Revolution 2
Рассказывать много о сиквеле Revolution не вижу смысла. Вышла стратегия только на смартфонах в 2014 году, а затем портирована на PS Vita через программу Sony по выпуску мобильных игр на платформе.
Никаких развитий идей оригинала нет. Это попросту еще более урезанная и упрощенная Revolution 1 для смартфонов. Присутствовали отдельные компании, где было необходимо достичь определенных целей для победы. Минимум глубины и отсутствие сложностей для игрока делает эту версию неплохим входом в жанр и серию, однако это не имеет никакого смысла, т.к. скачать игру официально вы не сможете.
Пиратство вам не поможет. Я установил игру на три эмулятора Android, свой телефон, эмулятор PS Vita, и нигде игра не запустилась. Она получила средние оценки от игроков и прессы, а затем канула в Лету.
Но это не значит, что мы закончили.
Civilization Online
Эксклюзивно для Южной Кореи XL Games под консультацией Firaxis и одобрением 2K разработали и выпустили в 2015 году открытую бета-версию Civilization Online.
И… Это просто MMORPG в мультяшном стиле с антуражем Civilization. Выглядит и играется как типичная азиатская MMORPG. По крайней мере, так я могу судить по немногочисленным геймплейным видео на Ютубе.
Планировали релиз во всем мире, но онлайн был крайне низким, а разработчики не смогли сделать игру отличимой от других MMORPG, что всех печалило.
Умерло это нечто уже 2016 году, и никто не жалел о ее гибели.
Civilization: Eras & Allies
Последний на сегодняшний день видеоигровой спин-офф серии. Вышел в открытой бета-версии в Европе, Филиппинах и Индонезии. Является эксклюзивом для смартфонов.
Игру можно смело назвать наследником идей CivWorld и Revolution 2, однако общий костяк геймплея, музыки и графики взяты из шестой Civilization, что логично, т.к. шестая часть выходила на смартфонах, и вы даже можете в нее официально поиграть (о чем в другой раз).
К геймлею шестерки приделали мультиплеер типичной мобильной стратегии. При входе в игру мы выбираем сервер и цивилизацию. Затем основываем город и играем в Civilization 6, только со всеми раковыми опухолями в лице постоянного ожидания, получения ресурсов за задания и донат.
Исследуете технологию? Ждите столько-то времени. Отправляете юнита на разведку? Ждите пять минут. Расширение территории/границ происходит путем захвата гексагона... А значит, снова ждите, когда юнит дойдет и утвердится на территории.
Я лично не очень хорошо отношусь к подобному геймплею. Но если вам нравится, то это ваше дело, и на мои слова можно наплевать. В любом случае, игра выглядит хорошо. Видны как и определенные старания с любопытными идеями, так и дешевизна мобильного сегмента игр.
Проект все еще в бета-версии. Последнее обновление было в ноябре прошлого года. Разработчики все еще оттачивают игру для полноценного релиза во всем мире. Остается только ждать и надеяться, что стратегию не закроют и мы сможем еще спокойно пощупать.
Настольные игры
Civilization проникла и в реальный мир! Настолка Sid Meier’s Civilization: The Boardgame, разработанная Гленном Дровером, вышла в 2002 году и адаптировала видеоигровые механики третьей части в настольную игру. Буквально ВСЕ.
Игроки и критики высоко оценили такой эксперимент, что спустя восемь лет его повторили.
В 2010 году вышло продолжение-переосмысление Sid Meier’s Civilization: The Boardgame. В этот раз адаптировали четвертую часть. Получила два дополнения «Fame and Fortune» и «Wisdom and Warfare».
Обе игры хвалили за хорошую адаптацию видеоигровых механик, но жаловались на высокую продолжительность партий. Что, как по мне, было неизбежно.
Sid Meier's Civilization: A New Dawn 2017 года выпуска продолжала адаптацию видеоигровой серии, в этот раз шестой части. Дополнение «Terra Incognita» добавляло 10 стран.
A New Dawn оценили уже не так высоко, ссылаясь на упрощение в сравнении с оригинальной игрой и прошлыми настольными играми.
И я готов поклясться, что своими глазами видел настолку по Civilization V. Правда, поиграть и найти какую-либо информацию про нее так и не удалось.
Как-то так обстояло всё со спин-оффами и побочными продуктами великой серии в новом тысячелетии. И это удивительно, как серия, основной жанр которой — стратегия, смогла выполнить программу минимума популярной видеоигровой франшизы на стыке нулевых и десятых.
Спин-оффы на смартфоны, эксклюзивность для консольных платформ, игры для социальных сетей, MMO для азиатского рынка. Наверное, только не пробовали выпускать игру эпизодами. Помните такой тренд? Помните, как Hitman выходил эпизодами?
В любом случае, я был по-настоящему удивлен всей этой плеяде игр. Firaxis и 2K экспериментировали, пробовали разные стратегии заработка, новые форматы и жанры.
Стоило ли оно того? Возможно. В любом случае это был интересный опыт как для разработчика с издателем, так и для игроков. Такие вещи надо ценить, но в меру.
А у меня на этом все. Всем спасибо за внимание и всем добра.
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Благодарю за новый обзор, было очень интересно почитать. Теперь буду считать дни до вашей статьи о пятой части.
Давно не виделись! Рад, что нравится. Думаю, что следующая часть выйдет побыстрее.
Ловим на слове
Сохранили и запомнили))
Протестую!
Miui 14 (Android 13), прекрасно всё запускает, до этого на 11 андроиде тоже без проблем, версия 1.4.4, откуда качал не помню, но скорей всего сине-белый форум
А за серию блогов спасибо, очень интересно было читать
А ещё на джаву выходил урезаный порт пятёрки, с поддержкой тачскрина (на джаве, да) и в 640*360, который весит около 1 мб
Хотя, возможно, это стоило писать в комментариях к следующей части блога
Стратегии загнулись ровно с провалом empire earth 3. Последняя нормальная rts вышла в 15 году — plannetary annihilation titan