4 ноября 4 нояб. 16 2242

Саундтрек Black Mesa: гений Джоэля Нильсена

+27

Black Mesa — лучший ремейк из созданных на данный момент времени.

Ладно, не то чтобы мне есть с чем сравнивать. Из ремейков я проходила только ремейки Resident Evil (зато все) и Блэк Мезу. Но в моих глазах — она лучшая.

Вообще, интересное дело. Принято считать, что моду на крутые и качественные ремейки задали Capcom. Я даже помню этот хайп и ажиотаж вокруг выхода ремейка второй Резьбы, и, поверьте мне, ажиотаж был оправдан полностью. Я сама получила кучу положительных эмоций при прохождении Re2R.

И с тех пор индустрия ориентируется на ремейки Капком. Студии нет-нет, да косятся в сторону ремейков Резидента, если решают делать свои ремейки.

Но на мой взгляд, Резиденты просто удачно хайпанули. Но они ни в коем раз не были первыми.
Первым по-настоящему качественным и впечатляющим ремейком был именно ремейк первого Half-Life, то есть Black Mesa.

И я была с этой игрой с самого ее начала. Мой тогдашний ноут спокойно тянул ее, и я прошла ее на релизе. И впоследствии я множество раз устанавливала ее заново и проходила снова.
Я застала все ее обновления, видела, как меняется графика, видела, как в нее добавлялись новые куски уровней, я помню старое меню, помню другую маркировку на ящиках. Да, я даже помню, что не было никакого Crowbar Collective. Изначально разрабы называли себя Black Mesa Team.

Но игра была неполной. В 2012ом году вышло только 14 глав. Игра заканчивалась на прыжке Фримана в портал, ведущий в мир Ксен. И я ждала Ксен, я ждала завершения игры.

Когда в 2019ом году Crowbar Collective выкатили на ютуб трейлер Black Mesa Xen, мои эмоции… ну скажем так, если бы сейчас Eidos Montreal выкатили трейлер нового Deus Ex, у меня были бы те же эмоции, что и от просмотра трейлера Black Mesa Xen. Зашкаливающие.

 

Я прошла демку. Я прошла Xen сразу же, как только он вышел в стиме. Я получила невероятную дозу впечатлений, и я села писать обзор Ксена.
И… всё застопорилось. Сценарий казался мне странным и безыдейным, ведь по сути он представлял из себя описание моего прохождения.
Сценарий отправился на помойку, следом в корзину отправились футажи, потому что они занимали слишком много места (а я винты в свой ноут только в прошлом году докупила).

И я поняла, что я отпустила от себя Блэк Мезу, тем более на тот момент Деус Эксы и прочие иммерсив симы прочно заняли мою голову. Но одну вещь я не отпускала от себя никогда. Это саундтрек Блэк Мезы.

Привет, дорогой читатель, с тобой Зомби, и сегодня мы разбираем работу композитора Джоэля Нильсена.

Пара-тройка моментов как обычно, прежде чем мы начнем.

Это уже не первый мой блог о музыке, и даже не второй. Четвертый, что ли… А значит постоянные читатели в курсе, что я описываю сугубо свои личные впечатления, эмоции, чувства, ассоциации, мысли и воспоминания, которые вызвал у меня тот или иной трек.
На то, как записан трек и какие инструменты использованы, я тоже стараюсь обратить внимание, но в первую очередь это субъективный взгляд, и у вас могут быть другие впечатления от прослушивания.

Саундтрек Блэк Мезы — это особенный случай. Тут не получится просто описать каждый трек в игре. Тут случай очень схожий с темами боссфайтов в Metal Gear Rising. Саундтрек не просто задает атмосферу и настроение, он еще и описывает ситуацию, в которой мы оказались, а иногда — управляет действиями игрока. Я не шучу, в игре, есть моменты, где именно музыка заставляет вас делать те или иные вещи. Поэтому я считаю своим долгом рассказать о своем опыте при прохождении того или иного отрезка, на котором играла музыка, а также, учитывая мою любовь к Блэк Мезе, высказать всякие наблюдения и мысли, касающиеся этих моментов.
Ну и конечно же, всякие шутки-прибаутки тоже будут. Халфа — это франшиза, полная мемов и рофлов, несмотря на то, что тон у нее довольно серьезный.

Обсуждать будем именно полноценные длинные треки. Дело в том, что в игре есть и коротенькие эмбиент-мелодии на 30 секунд, которые просто призваны подчеркнуть тот или иной момент в игре. Эти коротыши нас по большей части не интересуют, хотя самые запоминающиеся я обозначу. Но разбираем именно вот треки, которые идут больше, чем одна минута.

Треки очень сильно привязаны к событиям игры, потому по сути мне придется кратко пересказать эти самые события. Иначе никак, ведь треки в этой игре вообще нельзя вырывать из контекста. Они идут рука об руку с сюжетом игры.

И, наконец, последний момент. Игра менялась с 2012ого по 2024ый год. Разработчики постоянно обновляли текстуры, меняли освещение, добавляли новые куски уровней, расширяли уровни, меняли пути попадания Фримана в тот или иной участок локации. Я периодически буду отмечать некоторые изменения в игре. Это абсолютно необязательно делать в рамках заданной темы, но я не могу не обратить внимание на то, как сильно игра изменилась относительно версий 2012ого-2015ого годов. Игра всё это время росла и развивалась, меняясь в лучшую сторону, и мне хочется это отметить.
Для сравнения «как было» и «как стало» я воспользуюсь скриншотами из старых прохождений Блэк Мезе, найденных мной на ютубе (если конкретно: с канала The Gideon Games). Обещаю, что такие сравнения буду делать не часто, чтобы не выбиваться из темы ролика.

Было/стало.
Было/стало.

Начнем.

 

Видеоверсия как всегда где-то тут:

Нужно ли говорить, кто сделал этот саундтрек? В названии блога написано конечно, но я на всякий случай уточню.

Саундтрек полностью был написан малоизвестным композитором Джоэлем Нильсеном. В общем, Блэк Меза его и прославила.

В википедии написано, что он окончил консерваторию и играл в рок-группе, что довольно сильно ощущается, так как в саундтреке Блэк Мезы присутствует большое количество гитары, бас-гитары, барабанов. Ударные Джоэл очень любит, я периодически буду обращать ваше внимание именно на барабанные партии.

Также Нильсену нравятся синтезаторы, любит он и пианино добавить, и скрипку, и флейту, и женский вокал в части с Ксеном. На это я тоже обязательно внимание обращу.
В общем, Нильсен себя никак не ограничивал, использовал любые инструменты, если они были уместны, и правильно делал. Он практически всегда попадал в точку тем или иным треком. Хотя казалось бы, там есть треки, которые вообще по идее не должны подходить под ситуацию, но тем не менее они идеально вписываются.
Работа Нильсена очень сильно отличается от работы Келли Бейли, композитора Half-Life. Нильсен не ставил задачей быть хоть сколько-то похожим на Бейли, Джоэл писал саундтрек в своем стиле, как он его видел, как ему было удобно, как он ощущал эти моменты в игре.

Ну что? Новая игра?

И первый трек буде ждать нас сразу же в самом же начале игры. И называется он… так буквально еще один момент, клянусь, это последний.
Треки в первых 14 главах Нильсен называл по названию глав. В Ксене он уже стал называть треки конкретными названиями, так как между основной игрой и Ксеном прошло 8 лет, и Нильсен в принципе изменил свой подход к написанию саунда за это время.
Как правило, на одну главу в Блэк Мезе (до Ксена) приходится по паре треков. Кроме главы «Поверхностное натяжение», но она в принципе очень длинная. Поэтому если треков больше чем один, то они будут называться цифрами: surface tension 1, surface tension 2, surface tension 4, ну и так далее.

Итак, игра начинается, начинается и первый трек названный так же, как и первая глава. Inbound. Или по-русски «Прибытие».


Гордон Фриман, научный сотрудник огромного комплекса «Черная Меза», едет на работу в вагонетке. Комплекс воистину огромен, в нем кипит жизнь, работа, исследования, эксперименты. Но вот музыка, которая играет на фоне всей нашей поездки, не предвещает ничего хорошего. Тягучий медленный эмбиент с медленным индустриальным ритмом. Нильсен не стал долго тянуть и сразу взял в руки гитару. Автор дергает одну струну, вторую, четвертую и замолкает словно он задумался о чем-то, и вместе с ним останавливается и ритм глухих ударов барабанов. А затем продолжает, добавляя еще пару нот, и барабаны возобновляют свой ритм вместе с ним. И снова останавливается.

 

Трек разбит на части «по загрузкам» во время поездки на вагонетке. Так что вот видео, в котором соединены все три части.

 

Вот так оно звучит в самой игре:

Вообще, люди сходятся во мнении, что от этой мелодии исходит ощущение надвигающейся катастрофы, чувство, что вот-вот случится что-то плохое. И так оно и есть, мелодия нагнетает тревоги и напряжения, и думаю, что Нильсен этого и добивался.
Однако, у меня эта мелодия никогда ни с чем плохим не ассоциировалась. Я всегда чувствовала этот трек как нечто связанное с самим комплексом «Черная Меза». Загадочный, индустриальный, массивный, и я еду прямо вглубь этой махины под медленный ритм.

Кстати да, этот постоянный ритм почему-то всегда ассоциируется у меня с шагами вот этого робота паука внизу. Его нет в самой игре. Но он был в Opposing Force.

В общем, меня Inboud никогда в тревогу не вводил. Это ведь место, где всё начинается, где Гордон Фриман станет легендой. Эта музыка лишь подчеркивает торжественность этого момента.

Looks like u running late.
Looks like u running late.

Следующая глава: «Аномальные материалы» (Anomalous Materials). В ней будет играть лишь один трек. Всего на одну минуту. Зато в какой момент он заиграет, оооох.

Учёные в Блэк Мезе чем только не занимались. Разработкой новых технологий, включая порталы, военными разработками, оружием.
Одним из важных прорывов стало открытие инопланетного мира Ксен. Ученые Блэк Мезы исследуют этот пограничный мир, отправляясь туда через порталы. Но Ксен — опасная среда, поэтому ученые обязаны носить там особую защиту — HEV-костюм.

Этот костюм защищает пользователя от любых опасных воздействий окружающей среды: огонь, холод, радиация, электричество.
Но в Ксене обитают враждебные существа, а значит HEV является еще боевым костюмом. Броня, прицел, показатель патронов, отслеживание состояния здоровья пользователя.
HEV кто попало не носит. Человек должен как минимум уметь стрелять и иметь хорошую физическую подготовку. И наш герой как раз из таких ученых.

Однако отправляется Гордон не в Ксен. В этот раз нужно провести эксперимент с новым образцом в тестовой камере. Для этого тоже нужен HEV-костюм. А значит сейчас мы увидим великий момент, к тому же уникальный. Только в Блэк Мезе мы узрим запуск костюма. Дамы и господа, этот трек мы послушаем полностью вместе с звуками запуска костюма.

 
 

Трек отдельно:

Под мелодию, очень близкую по звучанию к саундтреку Half-Life мы видим активацию систем костюма. Этот трек очень воодушевляющий, а синты в нем словно дают нам понять, что мы только что получили в пользование очень продвинутую технологию. Ну и, конечно же, отличная барабанная партия с активным использованием тарелок, скорее всего, в хэт большая часть ударов идет.
Короткий, но невероятно характерный трек. Под него даже переустановка винды будет выглядеть эпично.

Кстати, насчет винды. Давайте разберемся с очевидными шутками про этот костюм.
Костюм работает на WIndows.

А что вам не нравится? Габен, между прочим, работал в Майкрософт, на чем еще должен работать HEV-костюм? Хотя учитывая, что от Майков он свалил, и в дальнейшем работал с Линуксом… Нет, знаете, хорошо, что на винде костюм работает, а не на линуксе.

В HEV есть система коммуникации.

Только ленивый про это не пошутил. Но Гордон умеет разговаривать. Это мы, игроки, его не слышим, чтобы больше погрузиться в окружение, и это работает.

У костюма есть шлем. Без шлема костюм терял бы смысл.

Костюм пожелал нам очень безопасного дня.

Ну эту шутку не расшутить обратно. Костюм должен был пожелать нам приятного судного дня.

Ну и наконец, последний интернет-прикол: то, что на самом деле в костюме есть встроенный MP3-плеер, который и проигрывает Гордону эти саундтреки. Вот знаете что? Вообще-то, эта теория отлично вписывается в канон.

Кстати, этого чувака можно потыкать, и он расскажет нам больше о предыдущей модели костюма, в которой не было системы удаления отходов, так что Гордону еще повезло.
Кстати, этого чувака можно потыкать, и он расскажет нам больше о предыдущей модели костюма, в которой не было системы удаления отходов, так что Гордону еще повезло.

Костюм на нас, отправляемся в тестовую камеру.

Let’s start a war. Start a seven-hour war.
Let’s start a war. Start a seven-hour war.

Кажется, эксперимент пошел не по плану. Началась новая глава с воистину жутким названием — «Непредвиденные последствия» (Unforeseen Consequenses), и эти слова мы в серии Half-Life еще услышим.

Начинает играть трек, которого раньше тут абсолютно точно не было, он был вставлен относительно недавно. Называется он Resonance (да, у него есть конкретное название, так как он был написан в то же самое время, когда писался саундтрек к Ксену, а в Ксене треки имеют конкретные названия). Он является ничем иным как своеобразным ремиксом трека Ascension, который звучит ближе к самому концу игры.

 

Несмотря на то, что трек мелодией повторяет мотивы трека Ascension, он по сути является полностью самостоятельной мелодией. Мелодию замедлили, из-за чего она приобрела грустное настроение. Можно даже сказать — обречённое. Этот трек идеально подчеркивает всю боль ситуации, которая только что произошла. Так и хочется, глядя на эту разруху, сказать: что мы наделали? И этот же вопрос задаёт Илай, что только подтверждает правильный посыл трека.

Оригинальный Ascension, естественно, обладает совсем другим настроением, но до этого трека еще добраться надо.

Ну что ж, каскадный резонанс случился, Фриман выжил, доктор Кляйнер влюбился в причину существования двух глав в Half-Life 2, а Гордона отправляют на поверхность комплекса вызвать помощь.

Легендарный момент № 2.
Легендарный момент № 2.

Путь его пролегает через кучу вентиляций, служебных помещений и парочку коротких треков, которые особо трогать не будем, потому что они реально очень короткие. Пока он наконец не достигает офисного комплекса. Собственно так и называется следующая глава — «Офисный Комплекс» (Office Complex).

И прежде чем мы обсудим трек этой главы, давайте кое о чем задумаемся. Франшиза Half-Life всегда была на полшишечки хоррором. Иногда даже не на полшишечки, а полноценным хоррором.

Вторая Half-Life создавала жути гнетущей атмосферой порабощенной Земли, депрессивными локациями, страшными экспериментами Альянса, а также самим движком source, который по праву признан лиминальным движком. Да в общем-то, в Half-Life 2 есть полноценная хоррор-локация, и в представлении она не нуждается.

Но и первая часть не отстает. Точнее, ремейк не отстаёт.
Катастрофа, случившаяся в Блэк Мезе, имела тяжелые последствия. Это не просто «инопланетяне пришли». Это «инопланетяне пришли и давай всех жестоко убивать».
Плюс, сам комплекс затрещал по швам. Гордон постоянно будет натыкаться на трупы учёных, убитых либо монстрами из Ксена, либо самим комплексом. Упавший лифт, обрушившийся потолок, огонь, электричество, лазеры — это всё вышло из-под контроля.

Также, в Блэк Мезе отрубился свет в большинстве помещений.
И где как ни в офисах должна была заиграть хоррор-музыка. Тревожное пианино прямиком из фильма ужасов, сменяющееся бас-гитарой на фоне вязкого эмбиента. Я гарантирую, в любой фильм ужасов этот трек подойдёт.

 

Что ж, помощь уже вызывать не надо. По радио мы слышим местные новости, которые подтверждают, что правительство узнало о катастрофе в Черной Мезе.

В комплекс прислали военных. Казалось бы: с целью убить монстров. которые хлынули из Ксена на Землю. Ну как бы да…, но вот только военные прибыли тотально зачистить комплекс. Они убивают и учёных тоже. Причем сами военные не в курсе, кто отдал такой приказ.

Но тем не менее, отныне у нас в два раза больше проблем. Гордону приходится отстреливаться еще и от военных, и от их турелей.

Глава «У нас противник» (We've got hostiles) имеет всего один трек, но он особенный. Именно этот трек управляет не только настроением игрока, но и его действиями.
Я помню, что я начала делать, когда впервые услышала этот трек.
Итак, мы заходим в лифт, едем наверх, и тут начинает играть музыка.

Я клянусь, как только трек начал играть, я тут же начала перезаряжать все пушки, какие у меня есть. Потому что я сразу поняла, что как только лифт доползет до верха и откроется, меня там будет ждать жопа.
Тем более трек явно не просто играет, он разгоняется, как бы намекая тебе, что сейчас начнется замес.

Двери лифта открываются, и под отчаянные звуки сирены и выстрелы, под непрерывную басовую партию, покрываемую резкими ударами в тарелки, мы выбегаем на самое настоящее побоище. Все стреляют, бомбят тревога не затыкается, а трек гонит нас под градом пуль в бомбоубежище посередине карты.

 

Кстати, именно тут я обнаружила, что разработчики наконец-то починили баг с музыкой. Дело в том, что раньше при перезагрузке сейва на участке, где играла музыка, игра отматывала трек к началу, и он проигрывался заново. Теперь, слава богу, треки привязываются к сейвам и к началу больше не отматываются при перезагрузке.

С этого момента путь Фримана лежит в комплекс "Лямбда". Именно там его ждут учёные, которым он должен помочь остановить каскадный резонанс, из-за которого твари телепортируются на Землю.

По пути Фриману встречается монстр, который застрял в названии следующей главы - "Реактивная шахта" (Blast Pit).

Знаменуется начало этой главы легким коротким треком, который обладает некоторым сказочным настроением.

 

К этому волшебному настроению музыки Нильсен еще вернётся в уже полноценном треке в 15ой главе.

Но прежде чем мы перейдем к непосредственно монстру, сидящему прямо в реактивной шахте, хочу выразить респект разрабам за вот эту придумку с радицией. Когда Гордон приближается к радиации, экран покрывается визуальным шумом. Очень креативно.

Так вот, монстр. Убить его не проблема. Нажимаем кнопку сначала на втором этаже, потом на первом, потом возвращаемся в шахту, и начинает играть трек.

Честно говоря, его надо было поставить на сам запуск реактивного двигателя, дабы узреть под эпичный героический трек смерть этих инопланетных щупалец. Но уж ладно, сделали как сделали. Под этот трек мы бежим к пульту запуска двигателя. Начинается он с красивого пианино, обозначающего, что вы справились, и что вам осталось нажать одну кнопку для победы. И резко переходит на великолепную гитарную партию.

 

Если бы этот трек носил название, то он бы назывался «Герой».

Вообще, по моим ощущениям, где-то с этого трека и начинается фирменный стиль Нильсена. В игре будет будет появляться всё больше сложных гитарных и замысловатых барабанных партий, перемежаемых красивой игрой на пианино и синтезаторе. Да, это ощущалось уже и в треке "У нас противник", но в реактивной шахте это уже однозначно музыкальный стиль Джоэля Нильсена.

Монстр мертв, а наш путь до комплекса "Лямбда" пролегает через железнодорожные пути под комплексом. Ну не пешком же всё время ходить. Однако мало нам было одного неубиваемого монстра, тут же нарисовался следующий.

Вот за что люблю Half-Life так это за наглядность.
Мы выходим в коридор, ведущий на площадку, и из коридора перед нашими глазами разворачивается драма. Огромный монстр, с которым воюют спецназовцы. И мы видим, что их пули не наносят чудовищу вреда, а вот он со своих огнеметов убивает мгновенно.

Итого: мы четко знаем, что монстра так просто не убить, и он очень опасен. И эту информацию мы получили, не вступая сами в этот бой.

В этой главе довольно много изменений относительно версий 2012-2015ых годов. Во-первых, на локации темно, и изначально темно тут не было.

Темнота тут к месту, потому что электричества нет. Глава так и называется "Включить электричество" (Power up).

Вот на этом месте я минут 10 не могла понять, куда мне идти.
Вот на этом месте я минут 10 не могла понять, куда мне идти.

Странно, если честно, чем их предыдущий путь не устраивал, зачем было переделывать.

Вот этот сюжетный нпц стал нелепо смертным. Раньше то ли Фриман опускал оружие при виде этого чувака, то ли он просто был бессмертным. Но теперь это выглядит как полный сюр. Охраннику нужно 17 патронов из револьвера в упор, чтобы помереть.
Вот этот сюжетный нпц стал нелепо смертным. Раньше то ли Фриман опускал оружие при виде этого чувака, то ли он просто был бессмертным. Но теперь это выглядит как полный сюр. Охраннику нужно 17 патронов из револьвера в упор, чтобы помереть.
И тут внезапно есть зомби-спецназовцы. А ведь раньше их не было.
И тут внезапно есть зомби-спецназовцы. А ведь раньше их не было.

По итогу 50 на 50. Некоторые вещи стоило переделать. Некоторые непонятно, зачем надо было переделывать.

Электричество включено, заманиваем монстра на рельсы, пускаем ток и поджариваем урода.

В прошлый раз при победе над неубиваемой тварью играл победоносный саундтрек. Что же будет играть здесь?

 

Жуткий трек прямиком из фильма ужасов. Звучит он крайне тревожно и дискофортно, словно кто-то играет дрожащими руками на искрящем разодранном электрическом проводе. Да, вот такая ассоциация.

Хм, а момент правда жуткий. В победе над этой тварью не было ничего героического. Мы бегали мимо него, трясясь от страха, и победили мы его довольно жестоким способом. Тот момент, когда в Half-Life проникло что-то из франшизы Чужих.

Ну что ж, вот мой мини-поезд, я поехала. 
Ну что ж, вот мой мини-поезд, я поехала. 

Начинается следующая глава "По рельсам" (On a Rail), и играет первый трек. И этой музыки ты ну никак не ожидаешь.

Под неспешное мелахоличное пианино мы медленно спускаемся вниз на рельсы и едем вперед. И даже не хочется ускоряться. Хочется просто тихо ехать и слушать трек.

 

Это мелодия одиночества. И я крайне благодарна Вальв за то, что у Фримана в последующих частях появилась напарница. Потому что первая часть была про героя-одиночку. Один против всех. А все эти люди, что помогают нам на пути? Они все обречены. Джимен разнесет это место ядеркой.
Это мелодия-передышка и повод подумать. Не надо никуда спешить. Впереди долгий путь до комплекса "Лямбда".

Охранник на пути сообщает нам, что надо запустить ракету на спутник. А для чего вообще? А, ладно, раз уж нам всё равно по пути, то почему бы и не побыть немножко Илоном Маском.
Охранник на пути сообщает нам, что надо запустить ракету на спутник. А для чего вообще? А, ладно, раз уж нам всё равно по пути, то почему бы и не побыть немножко Илоном Маском.

Раньше тут не было момента с подъемом мимо шахты с ракетой, да еще и с охранником на борту.

У этого охранника даже своя мини-арка появилась, завершающаяся грустной короткой мелодией (которого тоже нет на ютубе, придется ссылкой).

В этой ситуации мне почему-то больше жалко Фримана.
В этой ситуации мне почему-то больше жалко Фримана.
О, да, Фриман заплатит. Валютой будет свинец.
О, да, Фриман заплатит. Валютой будет свинец.

На этом поле брани раньше музыка не играла, но в финальной версии она тут появилась.

Под суровый и бескомпромиссный On a Rail 2 мы выкашиваем целое поле солдат.

 

Мне особо нечего добавить про этот трек. Динамичный, по-хорошему мрачный, в духе Half-Life.

Я не верю в чудеса, но летит ракета в небеса.
Я не верю в чудеса, но летит ракета в небеса.

Следующая глава "Apprehension". По-русски у нее более зловещее название: "Мрачные предчувствия". Называется она так, потому что в конце этой главы Фриман получит по башке, и у него заберут всё оружие.
Мы играем за мужика в очках, который ползает по вентиляциям. Мы просто обязаны получить по башке и потерять всё оружие.


И здесь, на прыжках по давящим механизмам начинает играть не менее давящий трек.

Я бы даже сказала, что он трагичный, протяжный, и вызывает чувство потери, словно главный герой лишился только что чего-то очень важного. 

Ссылка на прослушивание трека

Единственное, что вообще не на том месте этот трек начинает играть. Его бы куда-то в другое место главы поместить.

Глава заканчивается непродолжительной битвой с черными оперативницами.

Странно, что в Half-Life этих товарищей практически никак не раскрыли. Пару раз с ними подрались, да и всё. Ну хотя бы Opposing Force закрывает эти пробелы.

Господи. Того и гляди, маленькая мертвая девочка появится.
Господи. Того и гляди, маленькая мертвая девочка появится.

О да, я знаю, что тут произойдет. Очередное изменение.

Раньше там на стене были аптечка и зарядник для костюма. Ты на это говно велся и получал по башке.
Раньше там на стене были аптечка и зарядник для костюма. Ты на это говно велся и получал по башке.
В обновленной версии мы вместо этого видим лестницу, ведущую на поверхность. Лестница такая привлекательная, вся в волшебной пыльце. И рядом с ней табличка "выход на поверхность". А слева зловеще мигает свет.
В обновленной версии мы вместо этого видим лестницу, ведущую на поверхность. Лестница такая привлекательная, вся в волшебной пыльце. И рядом с ней табличка "выход на поверхность". А слева зловеще мигает свет.

 Боже, они бы еще куриную ножку на верёвочке подвесили, а то я не поняла, что это засада.
Блин, наверное, шутку про куриную ножку на веревочке вообще никто не выкупил.

Честно говоря, я не люблю трек Apprehension 2. Я понимаю, что он призван подчеркнуть всю дуть этого момента. Военные схватили человека, который положил половину их товарищей.

Но намой вкус, мелодия слишком мрачная и давящая, и эти жуткие виолончели только нагоняют депрессии. Впрочем надо признать, что трек идеально описывает этот сюжетный момент.

 
Вы собрались допрашивать Фримана? А вы очень оптимистичные ребята.Оптимистичные и некомпетентные. Раз просто не пристрелили Фримана, да ещё и оставили ему костюм. На что они надеялись?
Вы собрались допрашивать Фримана? А вы очень оптимистичные ребята.
Оптимистичные и некомпетентные. Раз просто не пристрелили Фримана, да ещё и оставили ему костюм. На что они надеялись?

Следующий уровень: "Переработка отходов" (Residue Processing).
Я не люблю этот уровень. Я настолько его презираю что я научилась его спидранить.

Мы постоянно плаваем в говне и в радиации, прыгаем по конвеерам, и сражаться не с кем.Очень неинтересная глава.

 

Слушай, Нильсен, отличный трек. Вот правда. Весь такой индустриальный с вкраплениями металлических звуков завода, эхом, отражающимся от бетонных стен, с великолепно выверенным ритмом и динамикой, и даже с легким женским бэквокалом.

Вот только, видит бог: то, что я сейчас делаю, это не то чем я хочу заниматься под этот трек!
Вот только, видит бог: то, что я сейчас делаю, это не то чем я хочу заниматься под этот трек!

Трек-то хороший. Просто вот опять в неправильном месте играет.

В этот раз я эту главу чуть ли ни за 5 минут прошла. По моим ощущениям, разработчики Блэк Мезы  ее сократили, понимая, что она правда не особо интересная для игрока.

"Сомнительная этика" (Questionable Ethics). Спорим, эта глава у тебя ассоциируется с синим цветом?

У главы достаточно интересное название, и что оно значит для меня, я расскажу чуть позже.

В общем-то, нам надо попасть наружу, но комплекс заперт. Охранник сообщает нам, что ученые, находящиеся в глубине комплекса, могут дверь открыть.

Ого, охранники научились стеллсить?
Ого, охранники научились стеллсить?

Идём искать ученых. Искать надо быстрее, ведь учёные - они как студентики, так и норовят самоубиться.

Ну вот что это такое вообще? В этом комплексе один Гордон был компетентным ученым?
Ну вот что это такое вообще? В этом комплексе один Гордон был компетентным ученым?
Дай-ка я настрою эту красавицу.
Дай-ка я настрою эту красавицу.

Ого, у этого оружия есть собственный саундтрек?

 

И действительно: под мощный гитарный трек, который невольно ассоциируется с Думом и Квейком, и каким-то волшебным образом вызывает чувство ностальгии, будто трек пришел прямиком изSci-Fi боевика 90ых, мы подбираем тау-пушку.

Кстати, о боевиках 90ых, где главный герой, как правило, один воюет против целой армии противников.
Ученых-то мы нашли.

Господи, зачем им вот такой прибор? Они что, доктора Октавиуса тут планировали пилить?
Господи, зачем им вот такой прибор? Они что, доктора Октавиуса тут планировали пилить?
Так вот, в лобби ученые идти не хотят, говорят, мол там явно засада. Гордон, иди проверь. И там реально засада.
Так вот, в лобби ученые идти не хотят, говорят, мол там явно засада. Гордон, иди проверь. И там реально засада.

Начинает играть трек Questionable Ethics 1.

 

Я без преувеличения обожаю этот трек. Я миллионы раз его переслушивала. Энергичный, сильный, боевой. Это вновь прекрасно сыгранные гитары и барабаны. Если и сражаться с военными, то только под такое.

Но! Я очень хочу подчеркнуть сам момент, в который играет трек. Глава называется "Сомнительная этика", потому что мы видим, что ученые проводили эксперименты разного толку. Оружие, лазеры, препарирование инопланетян. Этикой тут и не пахнет.

Но для меня сомнительная этика наступила вот тут. А для Гордона здесь наступил переломный момент.

Просто осознайте: мы только что в одиночку выкосили помещение, полное солдат. У них не было шансов против нас, и мы это знали. Мы знали, что сейчас мы перебьем их всех. Один из ученых, который выбегает на опустевшее поле битвы, кричит нам: "Я не могу поверить, что ты наделал".

И действительно, представьте, как это со стороны выглядит: полное помещение трупов, которые после себя оставил один единственный ученый. А ученый ли? Это момент, в который окончательно Гордон превращается в беспощадную машину для убийств. Отныне шансов нет ни у единого врага, встающего на нашем пути.

После этой бойни у меня к Гордону Фриману появились вопросики, которые я озвучу, когда будем разбирать главу "Нарушитель".

Кстати, забавный факт насчет этого трека. Нильсен этот трек не любит и считает его не вписывающимся в стилистику Half-Life. Но, слава богу, фанатам трек зашел на ура, и его оставили в игре.

Следующая глава "Поверхностное натяжение" (Surface Tension). Она так названа в честь явления в физике, но буквальный перевод подходит намного больше. Нервотрёпка на поверхности (surface - поверхность, tension - напряжение).
Это ровно то, что и происходит на свежем воздухе.

Мы видим, что между пришельцами и военными разворачиваются сражения. Это тот момент, где Black Mesa превращается в Call of Duty, и мне это нравится.

Бои и сражения, в которых вы даже не всегда участвуете сами. Турели, снайперы, минные поля, засады, танки, вертолеты, броневики, Ксен начал ассимилировать Землю. И всё это в весьма продолжительной главе.

Нас ждёт 5 треков, и первый из них обладает привкусом металла. Буквально: этот трек начинается со звуков ударов металла о металла.

 

Только ленивый не пошутил, что это на самом деле звуки ударов монтировки Фримана.
И эти звуки сопровождают нас весь трек. Добавляется безжалостная бас-гитара, быстрая партия на хэте. Этот трек принадлежит даже не локации и не ситуации. Он принадлежит солдатам HECU, с которыми мы незамедлительно вступаем в бой, как только начинается трек.

Момент полон экшена. Вся эта битва происходит очень быстро, это одна беспрерывная перестрелка, после которой мы сигаем в воду и через трубу уплываем от вертолета.

Эта же музыка будет играть на сражении с этим вертолетом.
Эта же музыка будет играть на сражении с этим вертолетом.
Дамы и господа, в свое время это был продающий пункт игры.
Дамы и господа, в свое время это был продающий пункт игры.

Гордон вылезает из трубы где-то высоко в горах, и перед ним открывается горное плато с чистым голубым небом. Трек Surface Tension 2, который начинает играть при этом является одной из лучших барабанных партий, которые мне доводилось слышать. Не поймите неправильно, гитара в этом треке тоже выше всяких похвал, но барабаны…
Дело в том, что они постепенно добавляются. Чем дальше идет трек, тем больше появляется новых ударов, разведенных по разным частям барабанной установки. Добавляются удары в тома, причем партия меняется, становясь всё более плотной и насыщенной, и к ней примешиваются удары в тарелки.

 

А Нильсен в своей рок-группе не барабанщиком был? Мне просто не проверить это, в википедии ничего не написано. Потому что такую хорошую партию мог прописать только ударник.

Есть мнение, что этот трек является ремиксом легендарной Hazardous Environment от Келли Бейли (это вот та самая мелодия, под которую на вас мужик с вентилем в затылке голову поворачивал). Не знаю, я ничего схожего кроме общего направления мелодии не вижу. Но кто ж мешает людям так думать?

Едем дальше, и помните, я говорила, что ученые - какие-то дурачки и делают самоубийственные штуки? Так вот, военные ничем не лучше.

Мы попадаем на склад с военным оборудованием, который заминирован. И не просто заминирован. Тут такое ощущение, что кто-то из военных психанул и наставил мин просто везде.

А теперь вопрос. Зачем? А самое главное: КАК? Тот, кто это минировал, ему вообще удобно ходить со стальными яйцами? Потому что для такого минирования абсолютно точно нужны недюжинные смелость и ловкость.

Да фиг да с ними, с ловкостью и смелостью. По всей Мезе открываются порталы в рандомных местах. Военные не боятся, что здесь откроется портал, из него вылезет хэдкраб, и хана всему их оборудованию?
Крайне нелогичный момент. И музыка тоже нелогична.

Те, кто слышал этот трек, сейчас поняли, почему я назвала его нелогичным. А те, кто не слышал, вот послушайте.

 

Этот трек уникален. Он вот вообще не к месту. Божественно красивый, грустный, с нотками тревоги и отчаяния. Он великолепен. И он звучит в таком месте. Тут не надо даже проверять. Если стороннему человеку включить этот трек и спросить: как думаешь, где он играет? Последнее, что человек себе представит, это заминированный склад.

Однако, почему тогда я считаю этот трек уникальным? А потому что он намертво приклеился к этому месту. Если фаната Half-Life разбудить посреди ночи и спросить, откуда этот трек, он безошибочно ответит: "Это заминированный склад".
Сработала магия Джоэля Нильсена. Правильный трек в неправильном месте может впечататься в память.

Бои пришельцев с военными продолжаются, и мы становимся свидетелями всех этих битв. И во время одной такой битвы нас ждёт следующий трек.

Хотите прикол? Этого куска уровня тут когда-то не было.Его добавили где-то в 2013-14ом годах, точно не скажу. Прикиньте мое удивление: когда я решила перепройти Блэк Мезу и обнаружила новый кусок уровня и новый трек.
Хотите прикол? Этого куска уровня тут когда-то не было.
Его добавили где-то в 2013-14ом годах, точно не скажу. Прикиньте мое удивление: когда я решила перепройти Блэк Мезу и обнаружила новый кусок уровня и новый трек.

Surface Tension 5 прикреплен к событиям этой битвы. Вот что я имею ввиду. Гордон вылезает на крышу и видит отчаянное сражение между солдатами HECU и бойцами Ксен.
Трек начинает играть, и поначалу звучит он как ритмичная суровая мелодия относящаяся к солдатам, а не к пришельцам. Военные выкатывают танк, и ты уже думаешь, что сейчас они победят.

Но тут ты замечаешь, что мимо летит космический скат. Ну летит и летит, думаешь ты. И тут в треке появляется протяжная синтетическая скрипка, а скат под этот продолжительный звук инструмента проводит не менее продолжительную атаку лучом из живота, выжигая и танк и часть военных.

 

Не стоит и сомневаться: Нильсену показали эту сцену, и он подстраивал трек под события этой битвы.

Я понимаю, что здесь разворачивается настоящая трагедия, но я никогда не питала жалости к какой-то из сторон этого конфликта. Одним из моих любимых занятий в Surface Tension было делать ставки, кто победит в этот раз на очередном поле боя: пришельцы или военные? А потом самой добить остатки. Обычно Ксен сильнее HECU, но в цирке не выступает.
Я понимаю, что здесь разворачивается настоящая трагедия, но я никогда не питала жалости к какой-то из сторон этого конфликта. Одним из моих любимых занятий в Surface Tension было делать ставки, кто победит в этот раз на очередном поле боя: пришельцы или военные? А потом самой добить остатки.
Обычно Ксен сильнее HECU, но в цирке не выступает.

Почему я не испытываю жалости к ним? Одни пытаются меня пристрелить, а вторые - поджарить. Кстати, насчет "поджарить".
Бои в Черной Мезе приводят к тому, что проиграли все.

Мы прорываемся через минные поля и снайперов.

Мы доходим до конца этой длинной и насыщенной главы. И без шуток, вот этот момент меня реально напугал.

Под тревожные сообщения по радиосвязи мы выходим на темную площадку, просто усеянную трупами. Причем и военных, и пришельцев. Не выжил никто.
И начинает играть тревожный эмбиент.
И вдруг мелодия зацикливается, словно вот-вот должна случиться кульминация этого трека, но она не происходит. Потому что трек вас ждет. И вы, стиснув зубы, идете вперед.

И снова наступает момент, когда музыка управляет вашими действиями. Увидев этого гаргантюа, я резко и не раздумывая рванула влево и вперед.   
И снова наступает момент, когда музыка управляет вашими действиями. Увидев этого гаргантюа, я резко и не раздумывая рванула влево и вперед.   

Я бы, пожалуй, и так это сделала, но трек, перешедший в свою активную стадию, выдал мне заботливый пендель в этот коридор.

 

Некоторым хоррорам поучиться надо у Блэк Мезы. Вот так надо пугать: сначала нагнетаешь жути, причем и визуально, и аудиально, а потом резко врубаешь гитарную музыку и заставляешь игрока бежать и не смотреть назад. Страх есть, выброс адреналина есть.

Глава "Забудьте о Фримане" (Forget about Freeman).

Забавно, но по итогу про Фримана никто не забудет. Ему предстоит стать легендой планеты Земля.

Эта глава является прямым продолжением Поверхностного Натяжения, а точнее - ее финалом.
Солдаты проигрывают инопланетянам и готовятся к эвакуации с комплекса. Военных перестает волновать Фриман, а нас перестают волновать военные.
Тут серьезное дерьмище творится, какой еще нахрен ученый в оранжевом костюме? Тут бы самим как-то эвакуироваться.

Но тем не менее, нас ждет еще одна эпичная битва, а точнее - финальный рывок до комплекса Лямбда.
И происходит он под единственный трек этой главы. 

 

Можно заметить, как в этой мелодии смешались гитары и протяжная флейта. Несложно догадаться, что первое в саундтреке Black Mesa всегда обозначало военных. Гитарные и басовые соло относились именно к ним.
А второе обозначает бойцов Ксен, так как эта флейта отдает чем-то нечеловеческим.

Барабаны при этом создают ощущение спешки, словно кто-то оказался в самом эпицентре этой битвы между людьми и не-людьми. И его задача - просто прорваться через это поле боя, которое его уже не особо-то и волнует.
Это и происходит на последних метрах до Лямбды.

Возможно, я слишком глубоко копаю. Но я вот уверена, что в этом треке гитары - это военные, флейта - это Ксен, барабаны - это Гордон Фриман.
Возможно, я слишком глубоко копаю. Но я вот уверена, что в этом треке гитары - это военные, флейта - это Ксен, барабаны - это Гордон Фриман.

Что ж, наконец-то комплекс Лямбда, и глава "Ядро Лямбды" (Lambda Core).
И нас ждет единственный трек этой главы, причем играть он будет в самом начале.

Итак, мы встаем на платформу, которая неспешно едет вниз, ведь Лямбда - это подземный комплекс.

И во время этого спуска не будет врагов, не будет событий, не будет экшена. Нас ждет лишь медленное погружение в глубины комплекса.

 

И это то, с чем всегда и ассоциировался у меня этот трек. Погружение. Нильсен идеально передал этот эффект данной мелодией. Вы можете взять этот трек подставить его в другой момент в любой другой игре, где главный герой спускается в глубины комплекса или под воду, и трек подойдёт.

И данная музыка дает вам время осознать. Она не случайно столь медитативна, а на этой платформе специально нет врагов. В следующий раз Фриман увидит земную поверхность спустя 20 лет. И как же ему не понравится то, что он увидит. Момент дает нам время осознать это.

Больше музыки не будет вплоть до самого прыжка в Ксен.

Глава сама по себе достаточно спокойная. Военных тут нет, боевых действий нет, нас только изредка атакуют ксеновцы, а сама глава обладает приятной цветовой гаммой: ядрённо-голубой. Собственно, ядро реактора нам и надо затопить на пути к телепорту в Ксен.

Кстати, насчёт телепорта… Вот этот момент с прыжками наверх через портал Честно, не знаю, может, там какие-то визуальные подсказки есть, но я никогда их не видела.

Узнать, в какие порталы надо прыгать, можно только методом проб и ошибок. Из-за чего вопросов к личности Гордона Фримана накапливается ещё больше.
Узнать, в какие порталы надо прыгать, можно только методом проб и ошибок. Из-за чего вопросов к личности Гордона Фримана накапливается ещё больше.

В ходе главы мы получаем последнее оружие: глюоная пушка, или, как называют ее у нас - пылесос. Самая мощная пушка первой Half-Life, и в Ксене нам еще предстоит в этом убедиться.

Перед заходом в Ксен ученые выдают нам еще один мега-полезный девайс: модуль дальних прыжков, без которого в Ксене делать нечего (хотя Шепард и Барни как-то и без этого справлялись).

Также этот модуль позволяет нам падать с любой высоты и не ломать себе ноги. Мы играем за бородатого мужика в очках, который ползает по вентиляциям. Способность падать с любой высоты и не ломать себе ноги должна была быть у нас с самого начала игры.

Изначально этот портал в Ксен открывался слишком долго, и битва с контроллерами была довольно сложной.
Изначально этот портал в Ксен открывался слишком долго, и битва с контроллерами была довольно сложной.
В финальной версии портал открывается значительно быстрее.
В финальной версии портал открывается значительно быстрее.

Прыгаем в портал (если бы я могла обернуться, то я бы помахала Шепарду на прощание) и…

И здесь мы делаем паузу. Вы уже могли заметить, что блог подходит к концу, а мы только подбираемся к Ксену.

У меня нет привычки делить блог на две части, но конкретно в этом случае я считаю, что такое разделение будет логичным. Дело в том, что и сам Ксен, и его саундтрек кардинально отличаются от основной игры. Произошло это по причине того, что между выпуском основной игры и ее завершением в виде Ксена прошло 8 лет. За это время Crowbar Collective создали не просто инопланетный мир Ксен. Нет, они по сути сделали абсолютно новую игру. А Нильсен для Ксена создал саундтрек, который очень сильно отличается от его предыдущих треков.

И даже на ютубе треки из последних 6 глав он подписывает как "Black Mesa Xen", как бы обособляя эту работу.
И даже на ютубе треки из последних 6 глав он подписывает как "Black Mesa Xen", как бы обособляя эту работу.

Так что блог о музыке Black Mesa будет, как и сама игра, поделен на две части.

Я не Crowbar Collective, вторую часть пилить буду не 8 лет. От меня не требуется такой объем работы, как от них.
Вторая часть подъедет через месяц.

С вами была Зомби, спасибо за прочтение, до встречи на просторах Stopgame.ru


Black Mesa

Платформы
PC | Linux
Жанр
Дата выхода
6 марта 2020
3K
4.4
2 110 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

У меня от первых композиций саундтрека было несколько иное впечатление. На Прибытии возникает ощущение человека, едва продравшего глаза и волевым усилием залившего в себя стакан омерзительного вчерашнего кофе, и вот он едет-едет на работу и вроде бы пытается бодрится, но то и дело его сознание вступает в пограничное состояние между засыпанием, предвкушением рабочего дня и лёгким волнением из-за важного эксперимента. А облачившись в костюм Гордон предстаёт самым настоящим гигачадом, который рассекает по комплексу размашистой походкой доктора Ливси. В остальном много сходных мыслей. Ну а так я всё жду-дожидаюсь когда же HECUшники таки доделают свою интерпретацию Blue Shift тем более и там работа с саундтреком тоже вызывает интерес.

Пожалуй, вот так и надо говорить о музыке — не просто «звучит норм» или «там гитары, а там вот драйвово», а рассматривая контекст. Помимо разбора музыки попутно получился и обзор ремейка. Отличная работа, буду ждать продолжение! Спасибо

Меза потрясающая. Саундтрек (особенно в Xen) потрясающий. Подсадил на него уже несколько человек, хотя некоторые и игры не видели. Во второй части обязательно нужно отметить вклад ещё одного человека. Весь женский вокал, что мы слышим в Зен, записан его супругой. Я как-то по наивности написал Джоэлю в Дисе с вопросом, какую библиотеку для Kontakt или предзаписанный банк с женскими вокализами он использовал. Когда он ответил, что на записях вокал его жены, было стыдновато. )

Отличный обзор! Здорово, что ты сама поняла рамки «субъективного обзора» и не вылезала за них.
Однако в нескольких моментах (буквально паре моментов) всё-таки чувствуется, что ты не эксперт по обзору музыки, и излила слишком субъективные слова, например:

«Surface Tension 4» — композиция установлена там, где она и нужна. Пианино фигурирующие здесь имеет не весёлый, задорный характер, нет, он пробуждает именно *эмоции ошеломления и осознания*. глядя на огромное количество мин, установленных так, чтобы детонация одной производила цепную реакцию Гордон был именно *ошеломлён*! В узких проходах, меж стеллажей, на подъёмниках… Везде мины!

Именно *характер ошеломления*, внезапного масштабного, почти непреодолеваемого препятствия фигурирует в нотах пианино, пронизывающим своим звоном всю композицию, и задающим настроение игрока. Внезапный ужас, осознание, и затем взятие себя в руки кроет в себе эта композиция.

Так-что твои слова про «нелогичность трека относительно ситуации» всё-таки является слишком субъективным мнением. Ну или ошибкой, вызванной тем, что ты не расслышала ноты отчаяния в пианино.

В любом случае — весьма умелый обзор. Грамотный, во многом объективный обзор. Буду ждать 2 часть!

Кстати у него самого можно же и комментарии для второй части блога взять какие-нибудь. Если что, он есть на официальном сервере Crowbar Collective в Дискорде.

Буду ждать когда появится вторая часть про Зен, потому что там есть что рассказать)))

Госпожа Лифт НИЗКИЙ ФПС! Но как-же хорошо на нём катиться вверх...

А какой же кайф звучит во второй части титров! Когда-то ещё в школьные времена его выложили на диске Игромании. Запомнилось

Спасибо за экскурс! С удовольствием вспомнил и игру и саундтрэк.

Интересно читать блог под вчерашнее обсуждение Мезы и оригинала на Индиане.

Выйдет ли блог про Зен быстрее, чем сам Зен?

Ну всё, провал.┌( ´_ゝ` )┐

Читай также