4 ноября 4 нояб. 17 1399

Заметки на полях: Veilguard и всё с ним связанное

+7

[Предупреждение: этот пост представляет собой поток авторской рефлексии. Во избежание смерти от утопления его лучше не читать никому]

Как правило, моя интернет-ипостась существует на периферии общественного интереса — анонсы, релизы и суета вокруг них меня никак не занимают. Не могу назвать такой подход положительным — он скорее выступает следствием моих персональных неврозов и потери интереса к жизни, однако очевидное достоинство такое подхода заключается в ёмком "не очаровывайся и не разочаруешься". Veilguard же оказался тем случаем, когда я всецело вовлёкся в дискуссию, и занял в ней критическую позицию.

Здесь, конечно же, взыграло чувство обиды за надругательства над святыней — Dragon Age: Origins это одна из любимейших моих игр, знакомство с которой я осуществил ещё будучи подростком, только-только формирующим свои вкусы и ищущим референсы для их усвоения. DAO безусловно оказала на меня сильное культурное воздействие, задав стандарты качественного фэнтези — какое я до тех пор мог наблюдать лишь в кино-эпосе Питера Джексона, — явив огромный и многомерный вымышленный мир со своими порядками и правилами — мир, в который ничто не мешает поверить, ибо все его элементы гармоничны и взаимодополняют друг друга, формируя общую картину. И пусть DAO для многих проходит по категории заурядного тёмного фэнтези с простой и даже примитивной сюжетной канвой, я, привыкший ставить качество исполнения превыше новизны идеи, нашёл в этой РПГ источник своего вдохновения на долгие годы, редко возвращаясь к ней, но никогда не забывая.

DA2 я, к слову, тоже люблю, хоть это довольно обскурный и просто неправильный сиквел, который на первый взгляд порочит всё то, чем был оригинал, но в действительности предлагает историю совершенно другого рода, рассказанную с другой перспективы и иными средствами. Однако это всё ещё Dragon Age, и геймплейно, и нарративно, пусть куда более камерная и немного бизарная.Зато вот с "Инквизицией" отношения у меня не сложились. Помню, в своё время переживал, запустится ли эта вершина фотореалистичного графона на моей потрёпанной машине войны. К удивлению, запустилась, только вот радовался я недолго — после знакомства с местной боевой системой я просто отказался в это играть, поражённый тем, как можно изуродовать то, что прекрасно работало прежде. При всей внешней реалистичности игры, сюжет про избранного, что закрывал светящиеся дырки в небе, окутанные эманациями всяких там зелёных энергий, слабо ассоциировался у меня с DAO — в моих глазах это было примером дурновкусия и художественной бесхарактерности игры.

Однако, хоть я отказался играть в "Инквизицию", честно купленную в Origins за тысячу вир древних русов, я не испытывал к игре ярко выраженной неприязни, признав, что это просто не моё, тешась мыслью продолжить знакомство когда-нибудь позже. Момент, к слову, так до сих пор и не настал.

— Не надо здесь быть
— Не надо здесь быть

И вот он Veilguard, чьи промо сразу дали понять, что это даже не "Инквизиция", а новый, невиданный уровень невразумительности. Игра, что продвигается под брендом любимой серии, но не имеющая с ней принципиально ничего общего, выглядящая отныне как лучащийся неоном мод для Fortnite, променявшая тактическую составляющую на ритмичное затыкивание цели с тремя кнопками для цикличного применения, одним только трейлером перечеркнувшая всё, чем была для меня серия Dragon Age. А позже ещё и стало известно об особой склонности новой игры к идеям победы над половым диморфизмом, культурно-этнической обособленностью и всякой натуралистичностью в угоду торжествующим ценностям эпохи — да, я говорю про пресловутую "повестку". И в этот момент паззл как будто бы окончательно сошёлся, дав сему кощунству причину быть, а мне мотивацию ненавидеть будущий релиз не только как плохую Dragon Age, но и как воплощение всего худшего, что есть сегодня в индустрии видеоигр.

А я поверил, кстати, что это настоящий эвент для Fortnite
А я поверил, кстати, что это настоящий эвент для Fortnite

Идею о том, чтобы поиграть в Veilguard самому, я до последнего даже не рассматривал. Абсолютно смехотворные отзывы профильной прессы, казалось, окончательно утвердили позорное поражение тех, кто вместо предмета видеоигрового искусства решил соорудить памятник половым девиациям. Даже первые отзывы игроков в Veilguard, многие из которых не были критичны к конечному продукту, не умаляли моего презрения к нему же — я, как это часто бывает с людьми, уже сформировал мнение, сам ему поверил и не был готов от него отказываться, ведь столько слов было уже сказано, столько эмоций испытано.
Насмешников и обвинителей в релизный день, впрочем, было не меньше — вот только от критики геймплея и графона весь хейтспич свёлся преимущественно к пресловутой "повестке". В остальном же большинство, можно сказать, пришло к единогласному мнению, что Veilguard это плохой Dragon Age, но сносная, в целом, игра.И вот уже я сам, не будучи уж вконец толстолобым дураком, одновременно с тем преисполнившийся шутками и ироническими замечаниями в сторону небинарного персонажа-кунари, шрамов от удаления груди и зеркала для оперативного осуществления транс-перехода, решил-таки самолично посмотреть на такое явление как Veilguard, и если не отклониться от прежних суждений касательно него, то хотя бы посмеяться над очевидно спорными составляющими игры.

И здесь бы полагалось быть той интенции, при которой я признаю свою неправоту, стыжусь быть ведомым гневом и непроверенными фактами, но, в действительности, делать мне этого не пришлось. Да, за 4,5 часа, проведённых в игре, я заметно смягчился по отношению к Veilguard, но то скорее следствие моей собственной природы — если вы откроете мои обзоры, то увидите, что подавляющее их число положительные. Я люблю видеоигры, я уважаю тот труд, что в них вкладывают, и не склонен гнобить его по причине столь сомнительных доводов как "однообразный мувсет оружия" или "отсутствие инновационных игровых механик" — меня увлекает видеоигра, а не количество новых дизайнерских решений. И в Veilguard я словно бы вижу желание сделать сносную современную игру — да, не Dragon age, но тем не менее.

Вот только по большему счёту я был прав. Да, лицом к лицу с "повесткой", не считая экрана создания персонажа, я ещё не столкнулся — это удовольствие меня ещё ожидает в будущем, однако многое из того, что характеризует Veilguard именно как игру, а не как политическое высказывание, вызывает у меня те же ощущения, что и при просмотре промо-материалов в июне этого года.

Прежде всего графика и постановка. Играть мне пришлось на средних настройках— большего от своего железного зверя я и не просил. Но даже с поправкой на это, каким же невыразительным выдался первый уровень игры. Стилизованная графика неплохо выглядит применительно к персонажам, но совершенно не вдыхает жизнь в окружение, заставляя выглядеть каменные строения будто пластиковыми, а город в целом будто нарисованным. Это не говоря про всевозможные магические эффекты, чьё раздражающее дурновкусное изобилие смотрится тем неуместнее, чем хуже оно вписывается в окружение.

Первый уровень Veilguard, должный завладеть вниманием игрока, используемый в рекламной кампании игры, выглядит откровенно посредственно и невзрачно, при этом шумно и спешно — и трёх минут не проходит в состоянии "нормы" как мир вокруг тотчас начинает штормить, а нам срочно нужно куда-то бежать. Даже без учёта низкого графического исполнения это всё ещё очень плохо срежиссированный эпизод — эти дурацкие демоны, напоминающие собой покрытых горючей смесью обезьян, что беспорядочно проносятся вокруг; эти абсурдные летающие крепости-тюрьмы, взятые не то из "Стартрека", не то из "Гарри Поттера", но точно не из приземлённого реалистичного произведения в сеттинге позднего средневековья, каким был Dragon Age: Origins; эти вездесущие магические взрывы и свечения — снова я о них, — всё это вырисовывает пред моими глазами очень непритязательное и в той же мере вторичное фэнтези, в котором пафос нагнетается количеством визуальных эффектов на экране, а важность происходящего утрачивается за полным отсутствием всякой достоверности событий.

Сюжетных странностей за вступительные пол часа я тоже насчитал какое-то невообразимое количество. В лучших традициях современных "Звёздных войн", спасать мир от воплощённого зла решилась команда из 3-4 человек — остальные вроде и знают про этого вашего Фен'Харела, но им тупо плевать на коллапсирующую от действий того реальность. Гном-Варрик, в этой итерации выглядящий как побитый жизнью цыганский барон, говорит, мол, "Солас мой друг, я смогу заставить его передумать" — в итоге он выдаёт нечто грандиозное в духе "прекрати или я убью тебя", но красноречие в этот раз не срабатывает и мистер гном сам чуть не откисает, а вместе с ним и вся операция по предотвращению апокалипсиса. Зато на ходу появился новый план, предусматривающий уничтожение деревянных подмостков, которые... поддерживали собой каменные изваяния, простоявшие несколько тысяч лет? Как бы то ни было, бедняга Солас получает камнем по голове, из-за чего весь этот сложный ритуал выворачивается наизнанку, из многолетнего плена освобождаются эльфийские боги-тираны, а сам незадачливый колдун занимает их место — потому что всё это звучит очень логично, да.

И если раньше, в DAO, последние серые стражи стремились спасти страну от нашествия чудовищ, объединив все её фракции под своим знаменем, то теперь у нас горстка отъявленных индивидуалистов в вычурных нарядах намерена на равных махать кулаками с древними богами эльфов. И этот троп не вызывает никаких эмоций в силу того, путём каких отчаянных допущений он был применён в сюжете. Да и бояться каких-то там богов никакой тяги тоже нет, и единственное, чем это по существу отзовётся, так это большим числом спецэффектов на экране — в мир Veilguard и его проблемы совершенно не веришь.

Магия всегда была неотделимой частью DAO, но её применение было умеренным, ограниченным, подчинённым правилам, и когда ты видел, например, Храм Андрасте, тот удивлял тем, насколько непохож он был на всё прежде виденное в игре — подлинная святыня, скрытая от людских глаз. Теперь же, в исполнении Veilguard, Dragon age это типовое одноклеточное фэнтези с фейерверками и неумеренностью во всём.

У нас в Ферелдене так не ходят
У нас в Ферелдене так не ходят

Боевая система меня тоже не порадовала. К ней определённо нужно привыкать, но пока что битвы дезориентируют меня. С одной стороны, здесь чувствуется тяжеловесность героя, его некоторая неповоротливость, импакт от ударов, необходимость рассчитывать количество ударов и парировать удары вражеские. С другой же, темп боя, предусматриваемый игрой, напоминает какой-нибудь заурядный командный лутер-шутер, требующий, чтобы ты без промедления кувыркался по арене, меняя один таргет за другим, закликивая врагов в перерывах между "красными" атаками. Я переиграл в не такое и большое число экшенов от третьего лица, и персонально мне геймплей Veilguard напоминает Jedi Fallen Order, только неудобный и разобщённый, существующий где-то на стыке между двумя разными подходами и не очень-то хорошо объединяющий их.К слову, на балансной сложности довольно маленькие окна на парирование ударов ближнего боя, и раздражающе долгие паузы между наведением и выстрелом из дальнобойного оружия — хоть блокирование щитом применяется мгновенно, пока что я совершенно не успеваю прерывать серию, чтобы защититься от входящего урона. Но это скорее дело практики и усвоения динамики игры.

В целом же, Veilguard по части сглаживания углов, упрощения и общей утрированности всего напоминает мне ту самую DA2 применительно к 1-й части серии — вроде и видишь какую-то преемственность, но в то же время выглядит и ощущается игра совершенно иначе, чем ты мог ожидать.
У Dragon age как у серии вообще какие-то хронические проблемы с целостностью своего визуального ряда — ещё в "двойке" эльфы обернулись носатыми задохликами, а порождения тьмы выродились в горбатых карликов. Вроде как "Инквизиция" попыталась починить это обратно, зато теперь, как я уже отмечал, у нас здесь не то дополнение к Fortnite, не то мультфильм от Pixar. Я мало что успел увидеть за проведённое в игре время, но, как минимум, над порождениями тьмы снова поглумились — они бы даже смотрелись интересно, в какой-нибудь другой игре. Впрочем, все встреченные мной к этому часу противники выглядят бесхарактерно и неказисто, да и рассмотреть их нормально можно лишь в фоторежиме, как и отмечали многие до меня.

Зато, неожиданно, следующая после вступительной игровая локация, а именно эльфийский лес, выглядит очень даже приятно и красочно. Обычно видеоигры значительно лучше реализуют именно что урбанистические декорации — всякие замки, лаборатории, военные базы, — Veilguard же и в этой связи не от мира сего, и открытые пространства здесь выглядят куда привлекательнее того пластикового города с нарисованными окнами и игрушечными летающими крепостями.

*здесь должны были быть скриншоты из леса, но игра превратила их в торжество чёрного цвета*

Герои, которых в текущем моменте всего четверо, не считая меня самого, раздражают меня куда меньше, чем я мог ожидать — смотря трейлеры, я думал, что возненавижу эту магессу в дурацкой шляпе, ибо терпеть не могу этих анимешных персонажей, что с самодовольной насмешкой и оскорбительной лёгкостью демонстрируют невероятную силу и способности. Вроде бы, пока что, мадам-маг не слишком кичится тем, какая она выдающаяся персона, однако посмотрим.

Это лицо нужно конвенционально запретить
Это лицо нужно конвенционально запретить

Диалоги в игре довольно слабые, скажем прямо. Во многом, я уверен, это вина русского перевода, ибо был момент, когда я совершенно не понял ничего из того, что пытались сказать персонажи. "Романтический подкат" выглядит просто смешно: "в первый раз у нас не получилось, но теперь-то я знаю, что с тобой делать", — или как-то так.

К слову, люди так же не соврали и на тему того, что главный герой теперь принудительно добрый — "красные" реплики более не являются ни агрессивными, ни даже грубыми, теперь они просто прямолинейные. Dragon Age всегда была больше про создание иллюзии диалогового выбора, чем про реальный выбор, но теперь нет даже этого — никакой разницы, как ты ответишь, ведь за этими репликами больше не стоит персонажа, не чувствуется характера, а про какое-либо влияние на окружающих и исход событий говорить вовсе не приходится. Пожелать ли всем быть осторожными или сказать, что нам надо спешить — гигантский простор для ролевого отыгрыша, да. Зато Варрик упоминает предысторию протагониста, которую я выбирал пол часа назад — интересно, случится ли ещё хоть раз кому-то к ней апеллировать.

Поначалу у меня было издевательское желание создать в игре самого гейского гея — эмоционально нестабильного индивида, что в каждом новом моменте реагировал бы совершенно непредсказуемым образом, но к несчастью я из тех игроков в РПГ, что хотят любить своих протагонистов, даже ассоциировать себя с ними, потому отказался от подобной затеи в пользу простого сурового мужика, осуждающего это ваше дайвёрсити-фэнтези настолько последовательно, насколько это позволяет проклятый мир, созданный Соласом.

По итогу хочу сказать, что Veilguard почти ничего не может предложить персонально мне. И дело даже не в DAO и обращении с наследием серии — Veilguard выглядит одномерно и как-то фальшиво, как на неё ни посмотри. Нарративно у нас здесь яркое и зрелищное приключение, что неустанно будет предлагать всё новые визуальные изыски и нагромождение всё новых сюжетных перипетий — вот только всё это с первых же минут выглядит плоско и занудно. В мире Veilguard нет смысловых координат: магия вездесуща и потому не волшебна — не удивительна; герои единодушны и самоотверженны, а потому безлики на фоне друг друга и бесхарактерны; вместо фактов и преданий о Тедасе, заставлявших мир игры выглядеть значительно больше чем он есть, наложенных на простую и понятную историю о противлении злу, у нас здесь теперь натуральное голливудское кино в плохом смысле, подменяющее глубину зрелищностью. Да и боевая система в виде дёрганного битемапа с перекатами — я даже толком её ещё не освоил, но уже предчувствую, что скоро устану от неё.

По существу, могу выделить лишь одно субъективное достоинство Veilguard — здесь я наиграл больше часов, чем в "Инквизицию", к которой, вроде как, отношусь куда более лояльно. Ну и редактор персонажа здесь недурной, это правда. Не знаю, сколько ещё времени мне случится провести в Veilguard — с одной стороны, к этому ничто не располагает, с другой же у меня имеется этот любознательный интерес на тему того, на что ещё в Veilguard можно посмотреть, что ещё разработчик придумал для игры, ради чего похоронил то, чем всегда был Dragon age. Пожалуй, это всё-таки лучше безальтернативного презрения к подобной игре.

oh shit, we're here after all
oh shit, we're here after all

Dragon Age: The Veilguard

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
31 октября 2024
1.2K
2.8
284 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Играй в старые игры, не ошибёшься.

Ля, в кой-то веки выходит ролевой экшен, в который я хочу сыграть, а он мало того, что набит повесткой (решается скипом диалогов) так и в стране недоступен. Придется в самом деле ждать режим для Фортнайта.

Я не буду перечёркивать свой долгий путь честного морехода ради этой игры.

Согласен, спецэффекты иногда прям чересчур. Игра за мага я с какого-то момента тупо перестал видеть врагов, потому что они были все где-то там за молниями, льдом и огнём.

Вообще ситуация очень напоминает МЕ Андромеду. И Вейлгард, и Андромеда с точки зрения сюжета и персонажей слабее своих предшественников, но боёвка в них приятнее (лично мне), а желание играть на плаву держат в основном два сопартийца: Дракс и Ветра в Андромеде. Беллара и Эммрих в Вейлгарде. Вроде разница по времени выхода огромная, а будто по одним лекалам делали...

Эт новая, в Ультиму играй. Проверенная классика.

Например? Фейбл какой-нибудь?

Эт не классика, это уже старпёрство.

киндом кам деливеренс

Как же мотает рейтинг у статьи.

Игра всё-таки не бездарная, у неё есть очевидный потенциал, однако на одно хорошее решение приходится идиотское. Боевая система не дурна в своей основе, но вместо того, чтобы сделать приземистый экшен, полагающийся на успешные блоки и тактическое применение скиллов, разработчики воплоти в свет шумную и истерично быструю динамику, превращающую некоторые бои в сплошной балаган, залитый слепящими спецэффектами, требующий прыгать и кувыркаться по арене как заводной.
Ну а про общее восприятие нарратива игры, её героев, я уже высказался в тексте и, в целом, остался того же мнения.

Мне кажется уже не хватит усидчивости на эту штуку.

За 10 часов я повестку увидел только в пресловутых чекбоксах в редакторе, и одной единственной опциональной реплике, причем даже не в диалоге с персонажем. Сценаристы явно думали больше о лоре, чем о чьих-то гендерах, в отличие от маркетологов.

Когда я запускал игру, я был уверен, что пройду её только для того чтобы потом с чувством и толком обосрать. Есть у меня такая привычка разбираться в том, что я хейчу.

Но на удивление, игра оказалась не так плоха. Возможно сыграла роль мои невероятно низкие ожидания, но за 51 час полного прохождения я таки ухитрился получить от игры удовольствие. Да, она во многом слабее предыдущих частей. Персонажи однотонные, все радостные и дружные. Один-единственный конфликт за всю игру и тот решился очень быстро. При всём при этом никто из персонажей не вызывал прям отторжения. Даже Тааш. Я просто обозначил их у себя в голове как «девочка-подросток в период пубертата» и смотрел на все её гендерные метания снисходительно.

Играл я за мага, поэтому от боевой системы жопы тоже не горела. И по сравнению с Инквизицией чисто геймплено многие вещи стали удобнее. Локации не огромные пустыни и передвигаться по ним не такая боль.

Финал сделан как какой-нибудь голливудский блокбастер. 2 с лишним часа какого-то немеряного пафоса и эпика. Может я такой легковнушаемый, но мне этот отрезок с приятной ностальгией напомнил о суицидальной миссии из Mass Effect 2

Получилась парадоксальная ситуация: рассматривая аспекты игры в отдельности — я каждый согласен обосрать, но при этом прошёл и не плевался.

Настолько хорошая игра? Неожиданно.

Что значит не доступен в стране? В бесплатном магазине уже с первого дня. Жаль, что не доплачивают за игру в «это».

Читай также