30 августа 30 авг. 6 3673

Hot Coffee — самый громкий скандал в игровой индустрии нулевых

+27

В мире видеоигр, где инновации и новые технологии становятся частью повседневности, каждый скандал может оказывать значительное влияние на индустрию. Одним из наиболее резонирующих и обсуждаемых инцидентов стал скандал, связанный с модом "Hot Coffee" для Grand Theft Auto: San Andreas. Выйдя после релиза игры, этот мод быстро привлёк внимание общественности и СМИ, став символом одной из самых громких и противоречивых историй в истории игр. В этой статье я хочу погрузить вас в детали скандала и показать, как он повлиял на индустрию. Мы исследуем то, как "Hot Coffee" стал катализатором обсуждений о цензуре, моральных границах и праве на свободу творчества в мире видеоигр.

История создания

Начнём, наверное, с того, что же такое "Hot Coffee". Hot Coffee - секретная мини-игра из GTA: SA, в которой изображался половой акт главного героя и его девушки. Игроку надо было вовремя нажимать на кнопки, как в миссии с лоурайдерами, чтобы довести шкалу возбуждения до максимума. 

Однако мини-игра была вырезана прям перед релизом, т.к. из-за неё возрастное ограничение пришлось бы повышать с "M" (товары с таким рейтингом можно покупать подросткам) до "Ao" (товары только для лиц, старше 18 лет). В середине нулевых все диски с играми продавались в супермаркетах. Более 80% продаж шло именно оттуда, и выпуск игры с рейтингом "только для взрослых" поставил бы под удар всю коммерческую сторону проекта. Именно поэтому в 2004 году GTA: SA вышла без игры Hot Coffee, но никто даже не подозревал, что один фанат, после выхода проекта, покопается в файлах игры и найдет намеки на 18+ контент. 

Cистема ESRB
Cистема ESRB

Уже в 2005 году GTA: SA выходит на ПК, и через некоторое время Патрик Вилднеборг вспоминает, про 18+ файлы из PS 2 версии, и начинает копаться в корневой папке игры. Его поиски привели к тому, что он нашел все вырезанные файлы и смог их восстановить, выпустив модификацию под названием "Hot Coffee".

Скандалы и политики

Мы уничтожим Rockstar, не сомневайтесь!

Джек Томпсон

У студии Rockstar всегда были очень натянутые отношения с политиками и разного рода активистами. Эти люди часто обвиняли разработчиков в оправдании насилия и подстрекательству к беспределу, однако эти обвинения ни на что не влияли, и почти никак не мешали в разработке. Главным их противником на этой арене был Джек Томпсон - американский активист и адвокат. Он заинтересовался Rockstar ещё после выхода первой GTA и всячески вставлял им палки в колеса.

Джек Томпсон
Джек Томпсон

Джек был очень религиозным и консервативным активистом. Он не раз говорил, что видеоигры - зло, которое нужно истребить, т.к., по его мнению, игры воспитывают убийц и насильников, романтизируя насилие и нормализуя разбой. И он, вместе с Федеральной торговой комиссией, подал на Rockstar в суд по делу о мошенничестве. Его и его сторонников интересовало лишь одно - "Специально ли Rockstar спрятала порно в игру, которую собирались продавать детям?". Чтобы разобраться в этом вопросе на разговор вызвали главу студии - Сэма Хаузера. И вызвали не абы куда, а на сам Капитолийский Холм

Капитолийский Холм
Капитолийский Холм

Сэм всячески отрицал вину компании и говорил, что их игра - форма искусства, а искусство может быть любым. Джек упрекал Rockstar, что в их играх нет моральных границ и то, что они приводят к деградации молодежи. Он хотел, чтобы Хаузер и все разработчики понесли коллективную ответственность за свои поступки, что и привело к ряду судебных разбирательств. 

Параллельно с этими событиями Rockstar вышли на связь с общественностью и рассказали, что Hot Coffee - это сторонняя модификация, а не вырезанный контент из игры. Однако эту информацию опроверг Патрик Вилднеборг, рассказав, что мини-игра была вшита в San Andreas. И именно после этого опровержения начались скандалы. В начале июля 2005 года ESRB начали своё собственное расследование по этому делу. Они подтвердили точку зрения Патрика и изменили рейтинг игры с "M" на "Ao", а это означало, что игру изымут из всех супермаркетов и Rockstar потеряет огромное количество денег.

Так и произошло. По всей Америке игру начали изымать, а в Австралии проект вообще запретили продавать и распространять. Rockstar, однако, смогли реабилитироваться и выпустили новую версию игры, без строчек кода, в которых присутствует Hot Coffee. 

Следующей, кто ополчилась против Rockstar, стала Хилари Клинтон. Она потребовала подключиться к делу против Rockstar все федеральные органы и наказать виновников по всей строгости закона. Клинтон вела очень активную компанию против жестоких игр и даже провела своё собственное расследование, выяснив, что у 50% мальчиков от 7 до 14 лет имеется игра с рейтингом "M". 

Хилари Клинтон
Хилари Клинтон

Rockstar не всегда реагировали на заявления Хилари и ждали момент отмщения. Этот момент наступил в 2008 году, когда на полках магазинах появилась  Grand Theft Auto IV, в которой Статуя Свободы была заменена на Статую Хилари с горячим кофе в руках. 

 Статую Хилари из GTA IV
 Статую Хилари из GTA IV

Итог и влияние на игровую индустрию

Скандал с модификацией "Hot Coffee" - это самый громкий скандал в игровой индустрии нулевых годов, им занимались на правительственном уровне, а у Rockstar из-за него появилось много трудностей и проблем с законом. Они получили буквально все 5 звезд розыска и стали самой обсуждаемой игровой компанией в мире. Из-за модификации "Hot Coffee" была ужесточена рейтинговая система по всему миру, многие издатели стали намного тщательнее проверять свои игры на наличие неподобающего контента, а об игровой индустрии заговорили на важных политических собраниях. После вышеописанных изменений, Bethesda начала в спешке удалять неподобающие материалы из  The Elder Scrolls IV: Oblivion, а EA начала внедрять в свои студии правила контроля контента, чтобы не получить по голове от высших чинов. 

Изучая скандал с "Hot Coffee", мы можем наблюдать, как одна лишь модификация может повлиять на восприятие целой индустрии. Эта ситуация стала катализатором для многих изменений в правилах и подходах к разработке видеоигр. Она привлекла внимание как игровых разработчиков, так и законодателей к вопросам этики, цензуры и свободы творчества.


Grand Theft Auto: San Andreas

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | iOS | Android | WinPhone | AmzKF | Oculus
Жанры
Дата выхода
26 октября 2004
5.5K
4.5
4 070 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Вот всегда интересовал один вопрос. Почему во всех медиа, будь то фильмы или игры наматывать кишки супостатов 15 минут без перерыва — норма, а вот посмотреть, как люди половыми органами друг об друга трутся — табу?

То есть по логике обществу более приемлемо видеть, как человек разрывает другого человека на части, со смачной озвучкой, физическими правильными кишками да так, что бедолага еще и до небес орет, но при это сиську/письку засветить, это срам, так нельзя? И так же ограничение 18+ стоит, чего вы стесняетесь?

У этих ограничений традиционный генезис. Когда-то и hell/damn были верхом пошлой безвкусицы. Можешь чекнуть неактуальный ныне кодекс Хейса. Но нормы меняются, и так получилось, что жестокость/убийства/жесть нормализовались раньше, чем секс. Причём сильно раньше. Ну и как любая традиция, подобное отношение лишено именно логического обоснования (особенно в динамике), зато полно людских страхов и вытеснений, приводящих раз за разом к лицемерию и ханжеству по поводу самых разных вещей в жизни. Postal 2 — всё ещё актуальная сатира на эту тему.

Тут сказывается разность менталитета Европы и Америки.

В Америке кровь/кишки/распидарасило это чуть ли не 14+ можно считать, но не дай бог тебе добавить в уголочке голую сиську, сразу рейтинг 25+.

В Европе же наоборот, нагота/сиськи/письки это сильно менее табуированая тема, на многих пляжах, например, вполне разрешено находиться без купальника (не на нудисткских), а в Германии так вообще в сауну прям запрещено ходить одетым. Но вот как раз что касается кровищи и насилия в Европе с этим строже и фильму/игре скорее дадут Adults only если там стреляют, чем если там кто-то голый. 

Интересно что там беседка из Обливион срочно удаляли. Неужели квест «Не верь сиренам» был изначально чуточку длиннее?

Спасибо за блог!

Было интересно вспомнить, с чего все началось.

Я был уверен, что у компании больше проблем было с Manhunt 2

Читай также