Пожалуй, я должен сразу предупредить — как можно уверенно предполагать при взгляде на моё творчество, я тип вообще чрезвычайно болтливый, в то время как мой трёп крайне неинформативен, но в этом тексте я, можно сказать, превзошёл сам себя. Здесь не будет никакой конкретики — ни стотысячного восхваления умной головы Джона Кармака (да будет вечно в строю его ferrari), ни фактов из истории разработки, ни анализа культурного значения Doom для индустрии видеоигр, ни освещения модов и портов, да даже геймплей я разбирать здесь не буду. Я прошёл две главы оригинального Doom и всё, что у меня есть, это чистая, незамутнённая никаким познавательным потенциалом рефлексия. Я просто развлекаюсь так, как умею лучше всего, а вся последующая статья это немой диалог с автором, то есть со мной. Далее на свой страх и риск.
Собственно, акцентировал внимание на двух пройденных главах игры я ровно потому, что сделал это впервые. Хотя, Doom, вообще-то, знаком мне года с 2000-го, когда я играл в него на отцовском рабочем компьютере. Помню как проходил 1-ю миссию — отчего-то её интерьеры запомнились мне сквозь годы, чего не могу сказать обо всей остальной игре. И как-то Doom мне не очень-то и нравился — тот же Heretic волновал мои чувства заметно сильнее, будто бы за счёт более "демонического" окружения, хотя был и куда сложнее. Ну а про Quake и говорить не стоит, он столь же неумолимо притягивал меня как и пугал. Doom на их фоне выглядел совсем необязательной игрой.
И вот, если отбросить всё это коленопреклонство, сейчас я думаю как будто бы так же. Разумеется, по уже совсем иным соображениям и малость более обоснованно. Doom мне не нравится. Вернее сказать, в нём слишком мало привлекательного и слишком много утомительного для меня. Игра кажется много меньшим, чем представляет собой её нынешний эпический статус. Хотя я не могу назвать это бездарно потраченным временем — мне, в принципе, было нормально гонять чёртиков, а кое в чём игра даже удивила меня.
Это довольно смешная придирка, но а о чём нам ещё тут говорить — мне не нравится артдирекшен игры. 1-й уровень может потому мне и помнится так отчётливо, что был обставлен очень детально и позволял составить какое-то впечатление, предположение о мире игры — иначе говоря, внезапно произошло повествование от окружения. Почему внезапно? Потому что сей дизайнерский элемент почти сразу же куда-то испаряется, после чего весь облик игры превращается во что-то безликое и беспредметное. Нет, то есть, конечно в плане цветовой гаммы и каких-то деталей уровни игры соблюдают некое разнообразие — там у нас синяя комната, а здесь какая-та зелёная кислотная жижа, — вот только никакого цельного образа из этого не строится. Многого хочу от игры 1993-го? Возможно, а всё же.
Монстры мне тоже не нравятся. Если зомби-солдаты и импы ещё приемлемы, то вот эти розовые бычки всегда вызывали у меня какое-то недоумение. При том ещё, что они не бьют тебя мощными конечностями, не берут на тебя разгон — они кусаются. Подходит к тебе вплотную и кусается. А ещё у них есть другая вариация — всё то же самое, только быки полупрозрачные. Сейчас бы это назвали геймдизайнерской импотенцией, но тогда было можно. И это почти что весь состав врагов, в которых предлагается стрелять, и это в адском-то сеттинге — как же чрезвычайно скупо. Я слышал, конечно, что для каждого противника в Doom лепилась из глины фигурка, потом сканировалась и лишь затем дорабатывалась и интегрировалась непосредственно в игру, но по-моему это приколы какие-то. Враги из 20-ти пикселей состоят — какие модели, какое сканирование, вы где вообще?
Я часто слышу про всевозможные сборки, первые из которых крайне консервативные и пытаются воссоздавать "первоначальный замысел", другие же накручивают на игру возможность прыгать и что-то там ещё. Ничего не знаю, у меня есть Doom 3: BFG Edition, куда встроены и первые части — вот так и играл. Я наслышан про этот "ванильный" гейминг в Doom, когда на WASD у тебя танковое управление, а кнопки для стрейфа расположены на "Z" и "M". Спасибо Кармаку, что в BFG Edition такого нет и часть функций перешла на мышь. В остальном, вроде как, это тот же самый Doom, что и 30 лет назад. Зачем тогда все эти true expirience-сборки нужны, непонятно.
Что вообще по стрельбе? — Doom же про стрельбу, да? Ну, играется нормально, в целом. Но с большой претензией. Играл-то я на сложности Ultra Violence и, как понимаю, если играть на меньшей настройке, то это как бы и не Doom вовсе, а так, игра для девочек. И вот в чём внезапно проявилась сложность — в амуниции. Ты не то, что забываешь про стартовый пистолет, ты его из рук не вынимаешь, потому что у тебя не остаётся ничего другого. А порой иссякает и пистолет, и тогда привет. Не помню, какой по порядку идёт эта миссия в 1-м эпизоде — огромный склад с коробками, который потом ещё в кишку какую-то переходит. Вот там пришлось натурально превозмогать и бить инфернальных чудовищ кулаком по лицу, а также бегать взад-вперёд, стратегически распределяя аптечки. И это было даже интересно, но чертовски неправильно.
Но на деле уровень с коробками был скорее предвестием грядущего. Вот на E2M4 у меня закончилось вообще всё, что могло закончиться, а по уровню ещё бродили рыцари Ада в поисках маленького смешного человечка. И вот здесь ты начинаешь пилить. Эти розовые быки, шарообразные каловые демоны, или как их там, да даже импы — ты всех насаживаешь на бензопилу, потому что у тебя осталось ровно 3 патрона на обрез и, видит Император, они тебе ещё понадобятся. Ещё и весь уровень составлен по принципу одной большой ловушки — ты только думал, что всё позади как игра открывает загон и вываливает на тебя больше рыцарей Ада, больше каловых шародемонов, больше всего. В какой-то момент конечно приходит понимание, что всех ты не убьёшь, и что не особо-то и надо, а некоторые комнаты на уровнях и вовсе не несут иного смысла кроме как представить игроку больше врагов и заставить его потратить здоровье и амуницию.
Ещё запомнился этот замечательный геймдизайнерский приём под названием "получи урон, чтобы пройти дальше". Как вообще закончить уровень E2M4 — нужно пробежать по лаве сначала до кнопки, а потом до активируемой ею платформы. Всё бы ничего, только лава обжигает, а у меня что-то типа 7 очков хп и идти искать аптечку вообще не вариант, потому что там, за порталом, тусуют два рыцаря Ада с друзьями. Но я таки справился, и хоть не сразу, но постепенно пришёл в норму и отоварился всяким хламом дальше по игре. Однако этот тотальный дефицит всего превращает игру почти в survival horror — ещё бы здесь было чего бояться, кроме зажимания в углах.
И это, надо сказать, было интересно — строгая экономия, недопустимость ошибок, адреналин. Вот только Doom обычно ассоциируется у всех с тем самым крутым мочиловом, и это вообще не та игра, в которой ты должен оставаться беззащитным. Говоря коротко, убивать рыцаря Ада из пистолета вообще не весело — это очень долго и очень занудно. Пилить 20 быков в комнате веселее, но это одноклеточное занятия. Пилить каловых демонов уже сложнее, приходится двигаться вокруг них, чтобы они не попали в тебя фаерболом, но всё равно чушь какая-та, а не геймплей. Иначе говоря, хоть дефицит боеприпасов и вносит в Doom приятное напряжение, сама игра становится лишь медленнее и угрюмее.
Но, конечно, ничто не делает Doom настолько угрюмым персонально для меня как его левел-дизайн. Во 2-м эпизоде я даже как-то и не терялся вовсе, но вот в 1-м ты вообще не понимаешь, что наворотил здесь этот Ромеро или кто там, где ты был и куда тебе надо. И благо в игре вообще есть карта, без которой это было бы вовсе непроходимо — я иногда находил двери лишь потому, что они обозначены на карте, хотя на самом уровне сливались с окружением. И опять же, заунывные блуждания по пустым уровням с извечным геймерским вопросом никаким образом не угождают ни мне, ни кому либо ещё.
Однако. Однако должен признать, что левел-дизайн это самое интересное что в игре вообще есть — то, как расставлены враги, в каком количестве, какие возможности и преграды это открывает перед игроком. Собственно, одномерных врагов в Doom делает интересным именно окружение, в котором они находятся — в этом плане игра даже походит на логическую задачку, в которой нужно перебить цели в таком порядке и таким образом, чтобы потерпеть при этом наименьший ущерб. И, по сути, только это в Doom и интересно — не стрельба как таковая, а разрешение всё новых ситуаций, представимых перед игроком, выполнение "челленджей". Хотя свою толику дофамина ваншоты из шотгана тоже приносят, конечно. Люблю мощное оружие в играх.
Ещё немного о левел-дизайне применительно к этим самым секретам. Не люблю секреты — это как-то бесчестно, давать преимущество лишь за то, что игрок либо уже знает, что где найти, либо ходит и долбит кнопку "е" возле всякой стены, что видит. Однако, на E2M5 игра смогла меня обескуражить — в отчаянии блуждая по незаконченному уровню с 3-мя патронами и 15-ю очками жизни, я случайно набрёл на какой-то портал, что перенёс меня внезапно на E2M9. И, учитывая, что босс эпизода живёт на E2M8, я так понял, что нашёл целый секретный уровень. И это не тупо подвал, заваленный вещами, а там происходило кое-что интересное. В частности, комната, в которой набилось с полтора десятка каловых демонов и несколько рыцарей Ада. И, вроде бы, вон она, неминуемая гибель, но так нет — в игре, оказывается, есть frendly fair и эти недоноски перебили друг друга, пока я бегал вокруг. При том, те же рыцари Ада терпеть обиды от каких-то туполицых шаров не стали и перенаправили на них свою агрессию, позабыв обо мне. Вот это было прям прикольно.
Ну и, в завершение, босс всего эпизода — кибердемон. Не люблю боссов в видеоиграх, но этот мне прям понравился. Эдакая напряжённая дуэль без права на ошибку, ведь ракеты этого демонического мужчины разрывают протагониста в тот же момент. Сейчас, когда я думаю об этом, битва с кибердемоном понравилась мне как будто бы больше, чем вся предыдущая игра вместе взятая.
Ну и, напоследок, ещё пару слов про гейм- и левел-дизайн. Ребята из Id большие приколисты, чё сказать — ладно прятать так необходимую мне амуницию по всяким секретам, заставляя искать другие решения, но вот положить на уровне штуки 4 или даже 5 приборов ночного зрения? Ромеро там ухахатывался, наверное, в своё время. А бонус "невидимости", который на самом деле не делает тебя невидимым — кто это придумал и зачем? Тот же человек, благодаря которому я половину 2-го эпизода подбирал боеприпасы для ракетницы, не имея самой ракетницы? Ну и под занавес добавить бонус "берсерка" в ту часть локации, в которой в принципе нет врагов — там надо было опять по лаве прыгать и кнопки жать. Ну юмористы, ну шутники, КВНщики.
Как-то вот так. Буду ли я проходить 1-й Doom? Возможно, редкими меланхоличными вечерами, когда захочется чего-то в меру бездумного и простого. Doom 2 я точно трогать не буду, ибо наслышан, каких размахов там достигает фантазия и чувство юмора парней на разработчиках. Вот вроде бы недурная игра, для своего времени так точно, да только акценты расставлены не на том — врагов даже на Ultra Violens как-то не слишком много, зато патронов почти нет, ну и как тогда развлекаться? По уровням бегать взад-вперёд, вспоминая, где ты видел эту синюю дверь? С дизайном окружения будто бы вообще никакой работы не проводили, и что про Марс, что про Ад напоминают какие-то редкие, случайные элементы, вроде злобного глаза на стене. При всём этом игра кажется какой-то донельзя одномерной — три врага на весь первый акт. Потом появляются летающие черепа и рыцари Ада в неприличном количестве, но всё же. Сюжет в играх нужен, но не важен, а играть-то во что, хотя бы? Где же это клятое разнообразие игрового опыта. А как-то и нет его. И по итогу в благоговейных геймерских чувствах перед игрой-иконой не склоняюсь, и полюбить её тоже ни за что не могу. Ну хоть прикоснулся к "великому".
Лучшие комментарии
Ты пишешь правильные вещи, но откуда такой негатив? В ру-комъюнити просто нет адекватных гайдов как войти в дум с нуля. Все, что есть — это как запустить брутал дум на гозе.
Ни про разницу сурс-портов, ни про сломанное соотношение сторон в досбоксе, ни про что такое дихак или лимит ремувер порты.
Неудивительно, что люди запускают бфг эдишн, который ужасно выглядит и работает и потом сталкиваются с непониманием. Это ведь один из официальных способ поиграть. Понятно, что автор мог хоть чуть-чуть вникнуть в вопрос, но порог вхождения вообще не минимальный.
Я кстати, потихоньку подумываю написать что-нибудь, чтобы сделать вход для новичков безболезненным. Однако я сам далеко не эксперт в вопросе «что там под капотом» и стремаюсь получить шквал претензий от «отцов», которые лично нюхали сурс-код дума и я вообще херню написал.
Пожалуй, я воздержусь от комментирования до текста про арт. Потому что это реально смешно, что лучше заигнорить.
Шо?! Каво?! Может, тут имелись ввиду сорс-порты?
Иисусе во христе, этот порт хуже юнити издания! Брось бяку, есть нормальные движки.
КАВО ВАЩЕ!? У кого такое управление было? До дефолту стрелочками перемещаешься и крутишься, а стрейфишься альтом. Тем более можно нормально настроить.
И опять форс мифа про мышь. Оригинал поддерживал мышь, а в мануале рекомендовалось играть с клавомышью.
Да кто такие эти ваши true expirience-сборки?! Опять же, если я правильно понимаю, то претензия к портам, воссоздающие опыт с дос, по типу chocolate doom. Он так-то получше будет того бфг-недоразумения.
Нет. Дум про менеджмент, контроль пространства и толпы.
Мне надо говорить, что некоторые игроки не считают дум шутером?
Потому что дум заточен на UV.
Претензии к ресам тоже смешная. Не знаю, как ты играл, но у меня проблемы с патронами вообще не было, даже с пистол стартом.
Ты в курсе, что есть спринт? :)
И напротив кнопки стоит портал
Кто эти все?
За крутым мочиловом идут в слотэр вады, и если ты играть умеешь.
Зачем тогда ты это делаешь?
Какодемон легко пилится, пила легко его станит.
С новым годом
Спасибо, что хотя б не заливал: «это баг! ко-ко-ко». А то мной кринжометр точно лопнул.
Мануал идет в попу, да? Невидимость снижает шанс попадания хитскана и снаряды косо в тебя летят.
Да, дум такая тупорылая игра что пипец
Вообще, все претензии к геймплею можно описать одной фразой: «у меня скилл ишью, но проблема в игре» — типикал для игрожура.
Ты его просто перепрыгнул и сломал ноги об человеческую глупость. Я, похоже, всю свою жизнь буду повторять эту мантру: играйте с пистол стартом!
Ух как уничижительно! Подумаешь, самое огромное комьюнити мододелов. Куча сорс-порт и различных инструментариев — тупо шутка. Триллион вадов на любой вкус, которые выходят каждый день — мусор. Going Down, Alien Vendetta, Дилогия косы, Дилогия Eviternity, Lost Civilization, Sunlust — ничего для дума не сделали. Дум вообще ни разу не уникальная игра, такие игры каждый выходили после него, ага.
Вот другое дело бугуртал! Вот это да-а-а… База! Сломаем, нафиг, все тупым шутингом с пыщ-паф-ололо, но примитив тут оригинальный дум! Не перепутайте! Так круто играть на GZdoom со сломанный рендером и логикой! О-о-о щидевар!!!111!!!1 Ой… фпс падает…
Мда… Похоже, в рунете всегда так к думу будут относиться
Пойду траву потрогаю
Сам сейчас играю в первый DOOM в первый раз, прошел недавно 3 главу на Ultra-violence и хочу сказать, что каждая новая глава добавляет сложности прям в несколько раз. Если в первой главе я сложностей то и не встречал, умер наверное раз или два, и то по глупости, вторая была явно поинтереснее, хотя всё ещё челенджа особо не давала, то вот 3 глава прям начинается с такого, что ты думаешь — вы точно ничего не перепутали с тем кого вы вываливаете на меня с пистолетом и 50 патронами?!) Поэтому я рекомендую просто попробовать 3 главу на той же сложности, и если нравится необходимость действовать нестандартно, то я думаю вполне зайдет)
Сейчас четвертую главу начал, так там уже в первом уровне всего 3 маленькие комнаты, а прошел раза с 15-го, так как там выташнивает отовсюду этих исчадий. Второй уровень пока за один вечер не поддался...
На фоне, как это странно не прозвучит, оригинальной игры. Дело в том, что поскольку игра вышла 30+ лет назад, то просто запустить и поиграть «как оно было» нельзя. Мониторы уже давно не ЭЛТ. Правильно подгонять картинку, чтобы квадрат был… квадратом даже досбокс без доп. настройки не может. Скейлить картинку, чтобы не было мыло и артефактов винда без бубнов не умеет и т.д. и т.п.
Ни про какие моды сейчас речи не идет. Сурс-порт, это решение «запусти и играй» для машин нашего времени.
Doom 3 BFG Edition даже сам Doom 3 умудрился испортить. Про классические игры даже заикаться не стоит. Это не порт и не ремастер. Это инвалид, которого не должно было случаться. На сайте, кстати, есть видеообзор. Можете оценить самостоятельно.
Видимо реально надо пусть сесть за написание хоть чего-нибудь…
Ну вы определитесь штоле :)
Я тут желчью стрелять не собираюсь, как товарищ выше, но толку от блога, если палец о палец неохота ударить?
Кстати, вторая часть как раз проще в плане патронов. Я как то пробовал, любой уровень там проходим с рестарта с пистолетом на 100/100/100 и без активного использования ближнего боя. Хотя часто и с беготнёй кругами.
А с запасами с прошлых уровней там хоть в потолок пали, не закончатся.
Ну дык по факту, если не озаботиться что и как запускается, то можно получить сильно отличный, от оригинала экспириенс.
Если брать в пример тот-же досбокс, то можно получить и уродливо растянутую картинку и заикания звука и оффтюн звука. А в худших случаях я сталкивался с неправильно скоростью работы. Это уже не ВК2, а гомункул-недоносок.
Можно ли описать свои впечатления от игры в таком сетапе? Можно. Представляет ли такой материал какую-то ценность? Имхо, спорно.
Да откуда в разговоре вообще моды то взялись, я не пойму? Попытаться сымитировать задуманный разработчиками игровой опыт != моды. Достаточно воспользоваться хотя-бы Dosbox Staging, с шейдером по вкусу. Там практически все из коробки работает как надо, ибо заточен под ретро-гейминг.
Ретро-гейминг в достаточной степени популярное хобби, что можно встретить критику и советы в интернете. Благодаря этому можно улучшить и игровой опыт и качество материала в блогах. Не вижу смысла воротить нос.
Меня, как всегда, занесло. Недолюбливаю людей, которые несут свое невежество другим. Считаю это очень нехорошим поступком.
Я бы так не сагрился, если бы не прошлая статья автора про брутал. Ставить васянский мод выше оригинала, не понимая его механик — это, извините меня, полная шиза.
Могу самый адекватный гайд в ру сегменте дать))
1. качаем DSDA-Doom
2. конец
Другие порты хоть любопытны и обладают своими приколами, но я не вижу в них смысла, когда балом правит DSDA, у него наилучшая производительность и немало фишек привнес в маппинг. Есть, конечно, вероятность, что базой станет Eternity Engine, но не в ближайшем будущем, уж точно.
О всяких терминах всегда есть думвики орг. Мы в интернете, комон.
Так-то ничего нет болезненного тут, нужно лишь направить и объяснять, что плохо, а что хорошо. Гайд без «ставим гозу и бугуртал», будь уверен, ты будешь героем у «папашек».
Ну и Бред Написал! Типа — «Эти розовые быки, шарообразные каловые демоны, или как их там, да даже импы — ты всех насаживаешь на бензопилу, потому что у тебя осталось ровно 3 патрона» Какодемона на бензопилу эээ ,, Да ладно! Импа и прочую мелочь мона а черепки огненные — Само то — Сами на пилу насаживаются! И Самое Главное Забыл! Кооператив до 4 человек по ЛВС! И дедматчь естесстно !!
Из текста можно сделать прямой вывод о том, что мне 30 лет или около того — ты же называешь меня «зумерком». Браво, чё сказать.
Чего не делал, о том, соответственно, и не писал.
По тексту и ответу и не скажешь. Мы, 30+, росли на таком и привыкли к такому. И есть четкое понимание, когда это делалось, и, что в те времена это было круто и прорывом.
Зумерок разнес в пух и прах основателей жанра 3д шутеров. Браво )))
«Дружище», ты можешь онанировать как тебе только вздумается — это относится к подавляющей части всего, что ты тут наговорил.
Так перемещаешься или крутишься? А альтом стрейфишься сразу в обе стороны одновременно?
Да, это экономическая стратегия с элементами РПГ.
Я пришёл поиграть в старую игру, которую помню из детства. Какие слотэр вады? Зачем это? Что ты несёшь?
Да, Вась, он идёт туда. Я не буду отыскивать и переводить мануал к игре 1993-го года, когда всю необходимую информацию можно было вписать в саму игру, тем или иным способом.
Насколько жалкие эти понты.
И снова да, Вась, тупорылая игра. Видал я игры и поумнее, и потребовательнее к когнитивным способностям играющего. Главное, не умри от сердечного приступа там, прочтя это.
Ты, должно быть, из тех, кто с пеной у рта будет доказывать, что и этикетка освежителя воздуха это восхитительное и проникновенное чтиво.
И всё это проговорил в своём тексте я, а не придумал ты. Короче, фанатик, играй в свою выдающуюся экономическую стратегию хоть под вадами, хоть под спидами. Общение с тобой я не приветствую и отвечать впредь больше не стану. Всего плохого.
Ужасно выглядит и работает на фоне чего, я извиняюсь? На фоне всех этих бесконечных модов, про которые кричит этот сумасшедший? Так я, вообще-то, и не ставил целью отыскать этот ваш Святой Грааль — всё, чего я хотел, это вспомнить старую игру и оценить, насколько хороша она проходит проверку временем без всех этих помпезных вздохов и взмахов руками.
Вообще, я ожидал подобную драму, но меня неизменно поражает такая экзальтация, которую можно кратко сформулировать как «ты неправильно играешь в величайшую игру всех времён и народов». Да пожалуйста.
Это, конечно, ненадёжное свидетельство, но я играл в Doom тогда, в конце 90-х, и спустя столько лет, когда мне снова довелось взяться за игру, ничто не навело меня на подозрения, будто бы что-то в переиздании искажено, сломано или из него изъято.
И хоть мне было интересно прикоснуться к оригинальной игре, но это совершенно не означает, что я имею страсть восстанавливать то, какой она была, до мельчайших деталей. Нативное управление, оригинальная цветопередача. строго квадратные экраны, ещё бы в свои 5 лет вернуться — персонально мне это ненужно, я не одержим этой дотошной достоверностью, к тому же все эти атрибуты в меньшей степени имеют отношение к непосредственному геймплею, и служат скорее ностальгическим чувствам тех, кто помнит их таковыми.
Если речь про злополучный фонарик и обилие патронов, то мои чувства сие обстоятельство никак не задевает. Особенно если знать, что фонарик является всего-навсего хитростью Кармака, который предпочитал держать игрока во тьме и тем самым экономить аппаратные ресурсы последнего. Конечно, темнота нагоняет тревоги, но не в той мере, чтобы было преступно от неё отказаться.
Ну а насчёт патронов, я большую часть записок читал и сейфы открывал, а всё же меня в плохом смысле нервирует идея того, что в коридорном шутере у меня может иссякнуть амуниция, в то время как никакого контрплея игра не предлагает.
Да называйте как хотите. Осталось только вокруг терминологии спорить.
Не вижу смысла столь ревностно фокусироваться на этом вопросе. Ладно, по существу сказать здесь более нечего, потому я просто продолжу играть в игры, вместо того, чтобы ломать голову о тысячу тонкостей их правоверного запуска.
Да познаем Кармака путь мирской
Воздадим Ему делом и умом
С именем Его на устах и двустволкой в руке
IDDQD, аминь
Делать из механики «беги-стреляй-уходи в сторону от проджектайлов» культ, требующий трепетного поклонения со строгим соблюдением риуталов — вот полная шиза.
Не наблюдаю противоречия. Или для того, чтобы поиграть в Warcraft 2 и прочие любимые старые игры сегодня, мне тоже кровь из носу нужен аналоговый монитор и видеокарта из тех времён? Вроде бы я как-то справлялся всё это время.
Данный блог построен вокруг субъективных мнений и эмоций, и выражает прежде всего впечатление от продукта в целом, а не от технических его конфигураций и их скрупулёзного достижения. А о том, с какими модами сращивать wad-файлы да в какие утилиты запихивать, вы с тем гражданином знаете и напишете куда лучше меня.