5 апреля 5 апр. 37 3900

СМУТА. Пора ответъ держать, Бояринъ

-25

Вчера специально выделил время для большой игровой сессии и готов поделиться подробными первыми впечатлениями о проекте. Стало ли это провалом, оказалось ли середняком или игрой мирового уровня? Давайте разбираться вместе, по фактам. Позади 7 часов плотного одоления. Сделано 155 скриншотов.

За данной отечественной разработкой слежу давно. Практически сразу, как открылись предзаказы купил игру и ожидал релиза. Для себя решил сразу, что хороша игра будет или плоха — мне без разницы. Окажется негодна сделаю разгром по всем фронтам, а хороша, так и похвалить не грех. В любом случае — будет интересно, беспроигрышный вариант.

Конечно же, не пропустил демо-версию «Смутное время» и хорошенько её разобрал после разнообразного, всестороннего тестирования. Честно скажу, тягостное впечатление оставила демка. Там будто всё сломано или того гляди сломается, такие были ощущения.

Но у меня уже был опыт демок не соответствующих реальности. В демке всё отлично, а в основной игре потом всем интернетом ищут где глюки и почему. На бумаге всё нормально, а в реальности — малоиграбельно. Так, например, в OUTRIDERS было. Раз пять её рефандил пока починили. Демку частенько разрабатывают как самостоятельный мини-проект, этакое ответвление от игры. Именно поэтому стараюсь в них заглядывать только в редчайших, исключительных случаях.

Так что демку-то разобрал, но прекрасно понимал, что к игре она может вообще никаким боком не относиться.

Торрентовское поделие, в которое все наиграться вроде как успели меня вообще не интересовало. Неизвестно, что там за билд, откуда и чего с ним. Копаться не в финальной сборке такое себе удовольствие, в любом случае.

И вот, день Икс настал. Пришло время запускать релизный билд игры из VKplay.

Начнём с начала. С окна настроек графики.

Настройки выставил на эпично-высокие. Сами установки не очень понравились. Так и не сделали возможность отключить размытие в движении, например.

Также не совсем понял что такое масштаб разрешения. А также почему эта настройка установлена по умолчанию аж на 71% была. По всему выходит, что игра попробовала бы разрешение картинки урезать.

Оптимизация действительно не блестящая. Чтоб насладиться красивой картинкой и игрой понадобится приличная видеокарта. Что-то типа 3080 или 4070. Высока планка. Народ с 3070 и 4060 уже жалуется. Но тут можно только за свой опыт говорить. На 3090ti всё прекрасно, ни одного фриза или лага за все 7 часов.

Пара вылетов была. Игра всё-таки конфликтная с другими приложениями. Это ей не в плюс.

Когда с установками было покончено — ринулся в бой.

История начинается с того, что наш герой и его холоп Алёша едут по зимнему лесу. Путь они держат неблизкий. Юрий только-только оправился от ран и направляется к своему покровителю, боярину Кручине в его поместье.

В дороге их застаёт метель. Герои слышат зов о помощи и Юрий отправляется на выручку. Волки загнали на дерево казака. Спасаем бедолагу.

Судя по тому, что казак даже в трейлер игры попал — это не последняя их встреча.

Мне во всей этой истории ещё и понравилась графика момента, как Юрий прорывается через метель с факелом. Атмосферно, красиво.

На постоялом дворе проводим тренировочный бой со спасённым казаком.

Боевые навыки практически сразу пригождаются. Наезжает отряд наглых ляхов. Успокаиваем интервентов.

Раз уж драка задалась, то поговорим о боевой системе. Она тут, как по мне, раскрывается далеко не сразу и надо приложить некоторые усилия для её качественного освоения. При этом, в ней имеются серьёзные недостатки, которые тоже отмечу.

На самый первый взгляд кажется, что мы играем в некую игру где определяется, кто кого сможет закликать. Частично это так, а местами и не совсем.

Я играл на самой лёгкой сложности. Но даже так несколько раз герой был на грани гибели, приходилось ловчить, чтоб выжить.

Возможных действий в бою не так уж много, но и не мало.

Имеется уклонение в разные стороны, пинок ногой, обычные и усиленные удары, блокирование, стрельба из дальнобойного оружия. Также можно использовать экипируемые предметы. У меня из такого только зелье здоровья пока есть.

Герой сперва мне показался каким-то неуклюжим, достаточно плохо реагирующим на команды. Но тут есть ряд тонкостей, которые не находятся на поверхности. Например, нельзя чередовать простые и сильные удары. Точнее — можно, но тогда их эффективность будет снижаться, они не будут образовывать комбо. А ан комбо ка краз драка и строится, пока враг его впитывает, то мало что сделать может.

На мой взгляд, не совсем это логично. Было бы правильнее всё-таки сделать что-то типа «сперва несколько обычных ударов, а потом добивающий сильный». Да и практически нереальность прервать комбо если оно началось не понравилась. Но уж — как есть теперь, похоже.

С другой стороны, всё это способствует тому, чтоб более аккуратно играть. Например, не хочешь получить вражескую комбуху, так сразу уклоняйся, а не жди. Во тоже момент, который не сразу ясен — уклонения работают, но только от первого удара. Во время драк с несколькими противниками, таким образом, резко возрастает ценность большего количества уклонений (прокачивается).

А удар ногой, который кажется, что вообще не работает — работает. Но только надо вражину в прицел взять. Опять же, это спорно и не очень правильно, как по мне. Но оно вот так.

Стиль боя Юрия во многом определяется тем, какое оружие у него в руках. А это, в свою очередь, напрямую связано с одетым костюмом.

Всего просматривается пять наборов экипировки. Я пока осмотрел три из них. Один набор положен по умолчанию. Костюм называется «Ратник». За вступление в ополчение выдают наряд Стрельца. Ну а Царедворец доступен предзаказавшим. Ещё два облика пока не видел.

К костюму положен фиксированный набор оружия. Так, например, ратник дерётся саблей со щитом, копьём и из огнестрела у него пистолет.

Стрелец — совсем другая история. Сабля у него без щита. Зато есть бердыш и мушкет. Бердыш медленный, зато если уж им вмочишь так вмочишь. Мушкет оооочень долго стреляет, но уж коли попадёт, так любого супостата вперёд ногами вынесут.

Царедворцу (бонус предзаказа, скептики — кусайте локотки, облик того стоил) положен сразу нормальный набор оружия, всяких предметов и артефактов. Более того, он даже, вроде как повлияет на геймплей. Насколько я понял — облик для тех, кто хочет прямо всех разбойников на свою голову собрать, да и отношение персонажей меняется в зависимости от одетого костюма. Правда это или нет только тестирование, на самом деле покажет. Царедворец рекомендован для повторного прохождения. Заинтриговали.

Эффективность героя в бою определяется также прокачкой. Один из друзей в Стим посоветовал мне туда не заглядывать.

Я посмотрел всё-таки и — а в общем-то неплохо. Прокачка представляет собой открытие ячеек под артефакты. Артефакты не простые. Есть те, которые связаны с костюмами, а есть пассивные в виде камней драгоценных.

Некоторые артефакты выдают в виде наград за задания, некоторые можно найти в виде сокровищ. Следите за сороками, они к этим кладам приводят.

Кроме сражений игра может предложить выполнение основной цепочки заданий и немногочисленных (по крайней мере на том этапе, где нахожусь) побочных квестов.

По сути — ничего особенного. Совершенно стандартные миссии. Простоватые. Но у нас и игра про реализм. Слово за слово — порубали супостатов или сходить куда надо.

Лично мне тут понравилась, пусть и небольшая вариативность. Варианты простенькие, договориться с кем-то или устроить сражение, пробовать подстраиваться под интервентов или стоять за землю Русскую.

Не буду спойлерить, но по ходу прохождения даже завязывается некая интрига. Интересно, к чему дело придёт и придёт ли.

Некоторые говорят, что игра кинцо, визуальная новелла. В этом есть доля правды. Здесь много красивых артов, роликов, диалогов. И вполне себе хороших, смею заметить. За сюжетом следить интересно.

Порадовала графическая часть. В игре нереальное количество атмосферных и просто красивых мест. От лесных чащоб до городов и небольших поселений. Лично я нащелкал 155 скринов за время игры.

Чтож. Пора подводить итоги.

Игра мне понравилась. Иначе ни при каком раскладе я бы там 7 часов не провёл. Буду проходить полностью, по итогам писать уже полный обзор. Возможно даже попробую ещё и царедворцем побегать второй раз, хочется понять, насколько велико влияние костюмов на игру. Самое главное — в это интересно играть. И ценник вполне адекватен контенту. Сейчас почти всё инди в Стим около косаря стоит, добро пожаловать в новую реальность.

Из плюсов могу отметить отличный сюжет, красивую графику, хорошее музыкальное и звуковое сопровождение, юмор Юрия, хорошее разнообразие экипировки, достойную прокачку. Боевую систему, когда она понята тоже можно, пусть и со скрипом, занести в актив игре.

Огромный плюсище — не надо собирать горы всякого мусора. Если есть сокровище, то оно реально стоящее и они горами по дорог не валяются.

В наличии полная русская локализация, текст, озвучка. Есть субтитры

О грустном. Нашёл один сломанный вусмерть побочный квест. Это где надо цветок заморский от разбойников вызволять. Побил супостатов, а их не засчитали. Застопорилось задание. Повторное перепрохождение ничего не дало.

Также встретил парочку багов. Вот в этом сломанном квесте забаговала ещё и сорока в рядомстоящем поселении. Я уже нашёл её клад, а показывает, что нет.

Разок видел летающего крестьянина. Но он быстро приземлился.

Нельзя отключить размытие в движении. Может отключат, а?

Оптимизация слабовата, конечно. Но тут надо точнее всё выяснять и нужен набор конфигов разных, чтобы точно говорить на тему. На нормальном железе всё хорошо, могу это констатировать.

Быстренько пробегусь по основным претензиям, которые предъявляют игре.

Невидимые стены. Есть. Как и в массе других хороших игр. В Смуте несколько раз бегал по лесам и чащобам, тут практически открытый мир, пусть и небольшой. по размерам. Смахивает чем-то на Two Worlds с большой плотностью активностей на квадратный метр.

Озвучка не такая. Как по мне — вполне себе хорошая.

Лошадь появляется из ниоткуда. Как будто это что-то плохое. Сел, да поехал. Игра вообще бережно относится к времени игрока, перерывы на что-то скучное минимальные.

Как-то так. Спасибо, что прочитали! Всем успехов и хорошей пятницы!


Теги

Лучшие комментарии

Игра вообще бережно относится к времени игрока

Полностью согласен! Моё время она сберегла. И деньги тоже.

Сами установки не очень понравились. Так и не сделали возможность отключить размытие в движении, например.
Также не совсем понял что такое масштаб разрешения. А также почему эта настройка установлена по умолчанию аж на 71% была. По всему выходит, что игра попробовала бы разрешение картинки урезать.
Оптимизация действительно не блестящая. Чтоб насладиться красивой картинкой и игрой понадобится приличная видеокарта.
Пара вылетов была. Игра всё-таки конфликтная с другими приложениями. Это ей не в плюс.
поговорим о боевой системе… надо приложить некоторые усилия для её качественного освоения. При этом, в ней имеются серьёзные недостатки
мы играем в некую игру где определяется, кто кого сможет закликать
Возможных действий в бою не так уж много
Герой сперва мне показался каким-то неуклюжим, достаточно плохо реагирующим на команды ... Например, нельзя чередовать простые и сильные удары.
Было бы правильнее всё-таки сделать что-то типа «сперва несколько обычных ударов, а потом добивающий сильный». Да и практически нереальность прервать комбо если оно началось не понравилась. Но уж — как есть теперь, похоже.
уклонения работают, но только от первого удара
А удар ногой, который кажется, что вообще не работает — работает. Но только надо вражину в прицел взять. Опять же, это спорно и не очень правильно, как по мне.
[Побочные квесты] по сути — ничего особенного. Совершенно стандартные миссии. Простоватые.
один сломанный вусмерть побочный квест
Также встретил парочку багов.
Невидимые стены.

Вот забавно, у тебя в самого в обзоре обозначена куча минусов, но в итоге игра понравилась)
Хотя на главной все наперебой говорят, что графика с дизайном в игре — единственное более-менее стоящее. Про звуки говорят, что с ними всё плохо, у тебя — хорошо)) Ну и что игра уныла, и пока лишь ты один заявил, что было интересно) То ли просто ты говноед, Раннер, о чём я давно подозревал, то ли просто самому себе стыдно признаться, что зря потратил деньги на предзаказ, и пытаешься оправдать кривую и косую игру) Особенно за «невидимые стены» посмеялся, я их наверное уже лет 10 в играх не встречал, сейчас хотя бы загораживают для вида проход чем-нибудь.

А ещё водица хилит. Как будто у ГГ перманентный похмелос :)

Ага, только прокачка артефактами и камнями, и сороки к кладам приводят, а так никого фэнтази, конечно))

Про реализм — это Kingdom Come: Deliverance, а тут псевдореализм. Или элементы реализма. Думаю, были бы бюджеты не попилены — прикрутили бы и магию, но и так сойдет, с чисто боевыми классами.

Прецендент чего?

В прошлом году были, например, отличные Atomic Heart и Lies of P, где вообще не было проблем с производительностью. Да, на SG принято в обзорах говорить, что на хорошем железе пойдёт, через полгода игра будет норм, на PS5 проблем нет, скрывая факт режима производительности. Смуте поставят оценку «Похвально», хотя может быть начнутся эти пляски, что исторически — это изумительно, а по производительности и боёвке — не очень, но оценку озвучивать не будут, хотя она и появится.

Прямо сейчас в эфире SG идёт Potion Craft — отличная игра от российского разработчика. Есть много других игр, играя в которые получаешь удовольствие.

Хотите приобщиться к этой истории — купить девятичасовую аудиокнигу «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Зачем жрать низкий fps, тупейшую анимацию с дёрганьем головой и разными частями тела в диалогах и постоянными экранами загрузки в коридорных перебежках от точки А к точке Б и обратно. (Если интересна боёвка, то берите любое холодное оружие и играйте в Dark Souls)

Ни в коем случае, если хотите получить удовольствие.

Игра недоделана, очень высокие технические требования, но ни одна игровая механика толком не работает. Если хотите узнать историю, то можете посмотреть видеофильм по игре или саму книгу Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» почитать/послушать.

Ходить туда-сюда, на каждом шаге сталкиваться с экранами загрузки, закликивать противников и смотреть на дёрганую анимацию в диалогах — ужасно. Есть полно оптимизированных игр, в которые играть приятно даже без 4090.

Разработчики взяли худшее из мировой игровой индустрии — хайп, реклама, игровые журналисты, блогеры для того, чтобы продвигать свою недоделку. НО они УЖЕ получили деньги от ИРИ — деньги налогоплательщиков, поэтому некорректно сравнивать с другими играми, где старались сделать хорошую игру, а не просто отчитаться, чтобы штрафы не платить.

Только если сейчас на хайпе повестись на их обещания (предыдущие обещания не сдержали), то владельцы поймут, что схема рабочая — получить деньги у государства,  сделать поделку, потом влить деньги в PR, а толпа купит игру. И вместо хороших игр и примера для отечественной игровой индустрии получим шлак в промышленных масштабах.

Но у нас и игра про реализм

А что называете реализмом? Где его можно увидеть в игре?

Можно, но я вижу тут такие минусы, что не очень понимаю, ради чего страдать. В том, что в игре хороший сюжет, я тоже очень сомневаюсь. Хотя может быть просто pumpkingarret прав. Но ещё подожду обзор от СГ, конечно.

что в фантастическом будущем

Но ведь это же фантастическое прошлое.

Потому что водица из священного Байкала!

стрельба из дальнобойного оружия

А из ближнебойного оружия стрелять не получается что-ль? Недоработка. 

У каждого из нас есть игры/фильмы/книги, о которых вроде и ничего хорошего не скажешь, но в душеньку западают, чертяки. Не удивлюсь, если «Смута» как раз таки превратит определённых игроков в, хм, истинных бояр.) 

«Это наш ответ Ведьмаку».
Toyota Land Cruiser появилась в 1951 году и претерпела более 160 модернизаций и рестайлингов.
УАЗ «Буханка» появился в1959 году. Но, он сразу зашибись получился.
Интересно, у меня одного сложилось впечатление, что меня развели на «бабки» мошенники? И почему это до сих пор находится в продаже?

Не вижу ничего плохого в сюжетной игре «бегать между болванчиками» практически в каждой игре заточенной под нарратив это будут происходить

Приведите, пожалуйста, несколько примеров хороших игр такого плана.

Не смог ни одной игры вспомнить, чтобы надо было по коридорам «бегать между болванчиками» и в это время больше нечем было заняться. Возможно, что вполне подойдёт Alan Wake 2, но не играл.

Если игроку «Смута» интересна сейчас, то вполне можно купить, к игре уже выходят оперативные патчи с исправлениями

Вот это поворот! Если к «игре уже выходят оперативные патчи с исправлениями», то это означает, что сейчас игра сломана (с ошибками), поэтому играя в неё можно на них наткнуться и испортить впечатление. Это же не рогалик, чтобы перепроходить его снова и снова, и онлайн составляющей нет для игры с друзьями. Поскольку патчи «оперативные», то подождать надо совсем немного времени, чтобы поиграть уже в законченную версию. Зачем предлагаете покупать недоделанную игру?

Разработчики уже обманули игроков, например, с датой выхода. Сейчас надо просто подождать, когда в игру начнут играть потому что это интересно, а не «мне дали ключ к игре, она на хайпе, поиграю». К сожалению, игры нет в Steam, чтобы объективно оценить онлайн, но можно ориентироваться даже по количеству прямых трансляций и записей на twitch. Если после исправлений игра станет интересной, то и отлично, можно будет смело советовать купить уже законченный продукт. Более того, продажи подстегнут и сравнения старой и новой версий.

Можно предположить, что для Бегущего «Смута» — нечто из разряда guilty pleasure, но если он её предзаказывал, то это, конечно, ахтунг ещё тот.) 

Тут не поспоришь. Я на основном квесте застрял в Ярославле.

Сражения с использованием обычного оружия. Никакой тебе магии и прочих фэнтезийных штук.

К сожалению, не могу конструктивно поддержать беседу, поскольку сам игру не упал, а по летсплеям на ТыТрубе судить о её качестве — весьма шакальная идея. Свою точку зрения я уже обозначил выше, можно её утрировать до «каждому своё».

Что до Вахи, то качество её новеллизаций прекрасно подходит под тон и стилистику сеттинга. Как и в случае с, скажем, Гирсятами, никто не ждёт от этих произведений глубину глубин и качество текста уровня Дэна Симмонса. Их функция — расширять любимую миллионами вселенную, и эти самые миллионы прекрасно понимают, что их будет ждать на страницах очередного романа про, скажем, Ультрамаров.) 

Я тебе страшное скажу, но невидимые стены были, о боже-боже, в hl alyx. Что для вр-игры полнейший зашквар. Если в бонворксе ты мог залезть куда угодно куда и как только позволит твоя фантазия, то в аликс при попытке заглянуть в любой угол дальше основного коридора ты упирался в них, родимых. Хочешь в открытую вентиляшку у пола пролезть? А она тут для красоты, иди мимо сталкер. Перепрыгнуть с разбега забор? Сосамба, этот забор непреодолим. 

Как имеющий и иногда играющий — докладываю:

Во первых вр уже давно полноценный рынок полноценных игр, все уже обкатано, накатано и прикатано. Дефицит честных ААА вызван исключительно малым рынком, но учитывая что девайсы для вр дешевеют стремительно и уже не требуют каких то космических желазяк и обустройства пространства — рынок растет а с ним и число интересных и дорогих релизов. 

Во вторых — Аликс да, офигенна, но в первую очередь невероятным оптимизоном, я прям челюсть уронил когда она на моей картошке пошла на ультрах без чиха. Игромеханически тот же бонворкс или банальный зеро калибер крепко дают ей прикурить. 

Невидимые стены до сих пор живы, просто от игры уровня аликс я этого не ожидал особенно после того же бонворкса, если пойти в сегмент игр слегка попроще — то там этого добра навалом. Вопрос как оно влияет на геймплей. В той же аликс, уверен, процентов 80 игроков тех невидимых стен не заметили, как минимум в первое прохождение, потому-что шли по сюжету, и многие чисто для нее купили вр, я же уже был избалован бонворксом с его Свободой (да, прям с большой буквы) так что лазал по всяким интересным местам, пробовал повторить все то, что в бонворксе рутина и очень расстраивался когда оно не работало, или упирался в очередную невидимую стену. 

В каком нить кар трейдер симулятор невидимые стены в принципе норма. 

Читай также