Введение
Итак, уже поздно вечером, проходя вдоль тракта, ваше внимание приковывает, возникший из-за горизонта и идущий по направлению к вам незнакомец. Внимательно приглядевшись, вы понимаете, что он явно не местный, о чём свидетельствует его странное одеяние, возможно, являющиеся подобием брони, подходящее скорее для особого рода сражений, не говоря уже о его внешности, которая, как вам кажется, явно выдаёт в незнакомце, что-то нечеловеческое. Приблизившись друг к другу достаточно близко, вас на долю секунды пробирает тревога, так как вы замечаете за спиной незнакомца внушительных размеров рукоять меча. Только догадываясь о величине лезвия, в некоем подобии испуга, сами того не осознавая, вы останавливаетесь. Незнакомец, словно не замечая вас, просто проходит мимо. Всё ещё оставаясь на месте, вы оборачиваетесь и только подтверждаете свои догадки о величине лезвия меча, свисающего с крепления на спине загадочного путника, который в том же монотонном темпе продолжал идти. Наконец тронувшись с места, вы медленными шагами начинаете идти дальше. Однако вас по-прежнему терзают вопросы о назначении столь громоздкого меча или, скорее, о «профессии» путника. Что ж, наиболее вероятно, что это был наёмник-одиночка или просто чудаковатого вида путник. Хотя, некое ощущение подсказывало, что вы бы никогда более не пожелали встретиться у него на пути.
Безусловно, такие образы, как знаменитый истребитель нечисти Геральт из Ривии (серия романов «Ведьмак», А. Сапковский) или суровый и могучий Гатс (манга «Берсерк», Кэнтаро Миура) могут, частично или полностью, соответствовать роли загадочного путника из вышеописанной ситуации.
Однако в данный момент речь пойдёт о менее знаменитом образе нелюдимого и сурового протагониста-одиночки, который фигурирует в манге «Клеймор» под авторством Яги Норихиро.
Синопсис
Действия разворачиваются в некоем мире в эпоху Средневековья, где человечество живёт в постоянном страхе перед йома — существами, питающимися человеческой плотью (преимущественно внутренностями).
Помимо невероятной силы и скорости, эти монстры способны принимать облик своих жертв, что ставит под угрозу существование всего человечества, ибо ни один человек не смог бы распознать замаскировавшегося йома. Несмотря на столь значимую опасность, на защите обычных людей стоит тайная организация, создающая воительниц-полукровок, в тело которых ещё в раннем возрасте были внедрены плоть и кровь йома.
Воительницы ничуть не уступают йома в силе, а то и превосходят их, комбинируя нечеловеческие способности со смертоносными техниками рукопашного боя, порой высвобождая собственную ауру, которая позволяет усилить их и без того отточенные навыки. И именно они способны выследить ауру монстра, чтобы успешно устранить его. В народе же эти воительницы получили прозвище «Клеймор», преимущественно из-за мечей, которыми они орудуют. Однако и отношение обычных людей к воительницам и организации в целом не однозначное, так как за истребление йома организация взымает плату, размер которой зависит от количества и силы йома, поселившихся в городе или деревне. Если же после уничтожения монстров оплата не поступает специальному лицу из организации, то организация принимает решение никогда больше не брать заказ у подобных неплательщиков, что в свою очередь, пагубно сказывается на всём городе или деревне в будущем. Но даже не факт оплаты дорогостоящей услуги вызывает противоречивые чувства у обычных жителей, а скорее сами воительницы, внушающие страх своей холодной безмолвностью вкупе с демонстрацией невероятной силы и способностей. И хотя по законам организации воительницы не имеют права причинять вред обычным людям, так как это карается казнью, люди стараются по возможности сторониться их.
История начинается с того, что в одном небольшом городке происходит череда убийств. Все приметы указывают на то, что в городе поселился йома. Старейшина города без промедления обращается в организацию за помощью и уже через несколько дней в город приходит воительница Клэр, вокруг которой и будут развиваться основные события.
Естественно, что её появление изумляет и пугает местных зевак, которые впервые видят сереброглазую воительницу. Выслеживая монстра, Клэр обнаруживает, что за ней следом увязался мальчик, который с любопытством начинает расспрашивать об организации и воительницах. Клэр же, не замечая мальчика, продолжает свой путь, однако, он всё равно следует за ней, объясняя причину своей навязчивости искреннем любопытством и восхищением перед Клэр. Ибо дело в том, что его родители стали первыми жертвами йома, и вот теперь то именно Клэр сможет свершить месть за родителей мальчика. Клэр же, в свою очередь, отвергает саму мысль о мести за родителей мальчика, объясняя это лишь её профессиональным долгом. После чего, мальчик вспоминает о том, что ему нужно торопиться домой, ибо его дома ждут старший брат и дядя (единственные родственники, которые у него остались). Прощаясь с воительницей, мальчик называет своё имя — Лаки. Придя домой, Лаки обнаруживает труп своего дяди, а также брата, стоящего поодаль, который как раз таки и оказывается йома. Тут же, на готовившегося к нападению йома, обрушивается Клэр, выследив его по запаху ауры, исходящего от Лаки. После непродолжительной схватки Клэр с лёгкостью наносит смертельный удар чудовищу.
Тем самым, закончив работу в этом городе, она сразу же уходит на выполнение другого задания. Лаки же, потеряв всё, решает отправиться следом за Клэр, ибо она та, кто не только отомстил за его родственников, но и спасла ему жизнь. После продолжительных поисков, Лаки снова попадает в беду и оказывается спасённым именно Клэр. В этот же момент, Клэр выясняет, что мальчика изгнали из города (так как один из его родственников, оказался йома, что, несомненно, негативно воспринимается жителями) и, вспоминая некоторые моменты из своего прошлого, решает, что мальчик может путешествовать с ней в роли повара. Так начинается путешествие Клэр и Лаки.
Сеттинг
Прежде всего следует помнить, что события произведения разворачиваются в антураже тёмного фэнтезийного Средневековья, исходя из чего можно предположить о наличии в произведении явных (и не очень) атрибутов этого времени. И конечно же, автор даёт читателю визуализировать примерную архитектуру того времени, которая отражается в произведении в виде однотипных городских домов и таверн, церквей и…
… на этом всё. По правде говоря, автор работает здесь строго по шаблону, просто копируя непримечательные архитектурные сооружения из главы в главу.
В таком случае, может автор как-то особенно обозначил быт, культуру или социальное положение людей в обществе? К сожалению, и этот аспект здесь отсутствует. О людях населяющих, обрисованный автором мир мы знаем лишь то, что они разрознено живут в городах и деревнях, возможно, даже не находясь в подчинении какого-либо централизованного государства. А что касается сословий? Скажем так, массовка в произведении представлена, по большей части, горожанами и крестьянами, внешний вид которых, является не менее шаблонным, чем вид архитектуры, изредка попадаются стражники в однотипном обмундировании, ну и немного священников в избранных главах. Должно быть, о быте, культуре или религии и упоминать не стоит, ибо на протяжении всего повествования читатель не наблюдает со стороны массовки каких-либо действий. Из-за чего напрашивается вывод, что большинство людей фигурирует здесь лишь для того, чтобы погибнуть впоследствии от когтей и клыков йома.
Что ж, может ландшафты, выбранные для боёв воительниц с йома как-то передают гнетущую атмосферу средневековой безысходности? Но и этот аспект отсутствует в произведении, так как для поля боя автор также использует несколько шаблонов: ничем не примечательные леса, гористые местности, изредка руины замков и, конечно же, однородные города. Резюмируя вышеупомянутое, можно с уверенностью сказать, что всё окружение и основные места действий выполнят исключительно функцию полигона для боёв, на который читатель вскоре совершенно перестаёт обращать внимание.
Несомненно это весьма важный недостаток произведения, на который волей-неволей читатель обращает внимание. Стоит заметить, что автор уже предоставлял комментарий относительно его предпочтений в работе с окружением и основным местом действия. (Последующие цитаты автора взяты из интервью 2013 года.)
Как я уже сказал, «Клеймор» не планировался быть таким длинным. Поэтому я не особо прорисовывал города и деревни, а делал акцент на воинах Клеймор. Но затем пришлось больше уделять внимание всем деталям.
Однако обращаясь к данному высказыванию автора, следует понимать, что хоть его стиль рисования, безусловно, стал лучше в последних главах, деталей же, касательно сеттинга, впоследствии так и не прибавилось.
Персонажи (данный раздел содержит спойлеры)
С первых же страниц манги автор выделяет две противоборствующие силы: йома, желание которых заключается лишь в удовлетворении собственного голода и воительницы-полукровки, которые, по большей части, не имеют желаний вовсе, слепо исполняя долг перед организацией. И именно персонажам воительницам автор отводит большую часть повествования. Ибо не только самим автором, но и читателями каждая воительница изначально воспринимается словно белый лист, готовый к заполнению (к слову, внешний вид воительниц подтверждает данное высказывание).
Исходя из этого, читатель на протяжении всего повествования наблюдает за, так сказать, «наполнением» каждого, введённого автором, образа воительницы различными человеческими качествами и эмоциями, которые, что характерно для данного произведения, проявляются именно в сражениях. Воистину, автор мастерски обрисовывает сцены баталий, скрупулёзно вырисовывая мельчайшие детали битвы.
И как не трудно догадаться, именно протагонист истории — воительница Клэр будет принимать участие в большинстве битв, постепенно раскрывая весь свой эмоциональный ну и конечно же боевой потенциал.
Изначально читателю представляют Клэр, как безмолвную убийцу, задача которой заключается в истреблении йома. Однако уже со встречи Клэр и Лаки (также описанной в кратком изложении выше) читатель начинает понимать, что она не является одним из тех бесчувственных чудовищ, о которых ходят байки в захудалых тавернах. И доброта Клэр по отношению к Лаки как раз и выстраивает её человечный образ. Также немаловажным аспектом будет являться то, что по мере развития сюжета она обретает верных боевых подруг из числа воительниц, дружба между которыми крепнет с каждым успешно проведённым боем.
И сразу же стоит пояснить, что Клэр с самого начала не является особо рассудительным персонажем (как это может показаться на первый взгляд), являясь достаточно пылкой, а порой и безрассудной в бою и при этом, позиционируя себя, как одиночку, она зачастую оказывается в опаснейшем не только для себя, но и для окружающих положении. Совершенно закономерно и то, что её верные подруги, а в некоторых случаях и Лаки стремятся буквально вытащить Клэр из захлестнувшей её пучины разного рода эмоций, вызванных, в большинстве случаев невозможностью защитить кого-либо и осознанием своего бессилия перед противником.
Дело в том, что автор довольно часто ставит её в положение полной безысходности, при этом намеренно (вплоть до самого заключения) не давая ей овладеть той силой, которая бы смогла обеспечить победу над противниками и, соответственно, оставляя этих самых противников на несколько уровней выше, чем сама Клэр. Данный механизм развития персонажа выглядит весьма интересно несмотря на то, что Клэр всё же проходит классический путь героя, который представлен в виде постоянных тренировок, постепенном прогрессе в силе и владении навыками и т. д. В таком случае возникает вопрос: что послужило причиной для такого несвойственного любой другой воительнице желания совершенствовать свои навыки и силу? И почему вдруг именно Клэр оказывается наиболее эмоциональном персонажем данной истории?
Ответ автор дал читателю, показав несколько глав, которые отсылают повествование не в столь далёкое прошлое, где, в свою очередь, наше внимание концентрируется на одной из сильнейших воительниц за всю историю организации — Терезе по прозвищу «Слабая Улыбка». Так уж вышло, что во время выполнения одного из своих заданий Тереза, сама того не планируя, спасла маленькую девочку, которую один из йома держал в заложниках. Как выяснилось, убитый Терезой монстр долго издевался над бедной девочкой и постоянно таскал с собой, дабы отвести от себя лишние подозрения со стороны обычных людей.
Девочка же, расценив данный поступок, как акт спасения, решает следовать за Терезой во что бы то ни стало. Тут же читатель понимает, что для девочки Тереза становится единственным дорогим человеком (именно человеком), несмотря на долгие попытки Терезы отделаться от надоедливого, по её мнению, ребёнка. И только после некоторых событий, которые закрепляют в Терезе истинное сочувствие к несчастной девочке она решает путешествовать с ней некоторое время, по крайней мере пока она не найдёт достойных для девочки опекунов. Между делом, Тереза даёт девочке имя.
Именно с этого момента связь между Терезой и Клэр будет расти, что только подкрепляется автором, а именно путём внесения во взаимоотношения воительницы и девочки некого символизма, связанного с совпадением их имён с именами богинь любви, которые, к тому же являются близнецами. К слову, имена в данном произведении играют большое значение для раскрытия персонажей воительниц.
И история, и герои обретают форму через имя. Поэтому рассматриваем огромное количество имён. Если меняем имя, приходится проверять и менять все кадры с ним.
Что ж, возвращаясь к взаимоотношениям Терезы и Клэр: после долгих странствий Терезе всё же удаётся найти опекунов для Клэр. Естественно, за всё проведённое вместе время у Терезы появляется не просто чувство привязанности к ребёнку, но скорее, чувство материнской любви. И именно это чувство велит ей оставить Клэр с приёмными опекунами, так как, не будем забывать, — она воин-полукровка, чья работа, безусловно, сопряжена с риском. Соответственно, дабы обезопасить Клэр и дать ей возможность жить счастливой жизнью обычного ребёнка Тереза принимает на себя это бремя лишений. Однако сюжет бы не продвинулся дальше, если бы не банда разбойников, которая как раз-таки решила совершить налёт на деревню, в которой Тереза оставила Клэр. Скачущие в сторону деревни разбойники не уходят от взора Терезы и она, в ужасе осознавая то, что вскоре вот-вот произойдёт, следует за ними.
Вернувшись к уже разграбленной деревне, она успевает найти и спасти Клэр от налётчиков, таким образом вырезав всю банду. Данным поступкам она нарушает главный закон организации, запрещающий воительницам причинять вред обычным людям.
Прежде всего, хочется отметить, что автор данным эпизодом превосходно показывает, хорошо знакомую всем нам, гнилость человеческих душ, особенно эффектно это смотрится на контрасте с йома, которые, при всей своей жестокости, вынуждены лишь утолять свой голод. Итак, Тереза покидает организацию и решает мирно жить вместе с Клэр, скрываясь от своих бывших соратниц, призванных организацией чтобы устранить Терезу. И на этом моменте следует вспомнить, что Тереза является сильнейшей воительницей в истории, что вынуждает организацию отправить за её головой четырёх воительниц из первой пятёрки (по системе ранжирования воительниц от 1 до 47). Конечно же данные воительницы находят Терезу и без колебаний вступают с ней в бой, но лишь одна из четырёх воительниц, имя которой Присцилла выдерживает поединок с Терезой.
Являясь новичком в рядах воительниц, Присцилла достаточно юная и неопытная, но из-за скрытого потенциала в раскрытии собственной силы йома она быстро становится второй по силе воительницей в организации. Но не взирая на силу Присциллы, Тереза, приложив лишь толику сил йома, одерживает вверх. Уже потерявшая контроль над своей силой йома (данный процесс именуется в произведении, как пробуждение), Присцилла сама покорно просит Терезу о смерти, по крайней мере пока в ней остаётся хоть крупица человеческого. И в данный момент, автор демонстрирует читателю ту мысль, которую он продвигал с первой встречи Терезы и Клэр — любовь Терезы по отношению к Клэр сделала её слабой. Чувства, зародившиеся в сердце Терезы, не позволили ей убить своих соратниц (в особенности Присциллу) в то время, когда это было бы легче всего.
Итог данного выбора можете узреть сами.
Решив стать одной из Клеймор, она просит о внедрении плоти и крови Терезы в её тело, что является последним символичным этапом соединения душ Клэр и Терезы. Таким образом именно данная, безусловно, лучшая сюжетная арка произведения отвечает за становление главного протагониста — воительницы Клэр, которая в результате описанных событий обретает те качества, с которыми она предстаёт читателям ещё в самом начале произведения и, с которыми она остаётся до самого конца. Несомненно, подкрепляя свои действия чёткой целью — местью Присцилле.
По правде говоря, Присцилла является довольно тривиальным антагонистом. Скажем так, её историю можно в точности описать одним предложением: каждый злодей в душе является обиженным маленьким ребёнком. И действительно, вся её ненависть к йома, а вместе с тем и невероятная сила берут своё начало ещё с детства. Как не трудно догадаться, семья Присциллы стала жертвой йома, который перевоплотился в её отца и на глазах Присциллы поедал внутренности её сестры.
Стоит ли говорить о том, что Присцилле пришлось снести голову собственного отца. Произошедшая трагедия остановила ментальное развитие Присциллы, оставив её разум вечно переживать этот кошмар. Её становление воительницей было лишь вопросом времени, а её ненависть к йома не угасала ни на секунду, ибо даже множество изрубленных трупов чудовищ не могли утолить её жажду мщения.
В конечном итоге, детский разум Присциллы вкупе со злобой и ненавистью, которые питают её силу порождают сильнейшую воительницу, именно ту, которая может превзойти по силе саму Терезу. Но основная проблема здесь кроется в том, что, вступив в битву с Терезой, она отринула всё человеческое, позволив высвободить дремлющую в ней монструозность. Став таким же монстром, который и пожрал её семью, у Присциллы уже не было нужды хоть как-то контролировать свою силу. Единственной её целью стало удовлетворение бесконечного голода и стремление любой ценой уничтожить Терезу. Но почему вдруг Присцилла так рьяно возненавидела Терезу? Причина скорее всего находится в буре тех эмоций, которые у неё вызвал бой с сильнейшей воительницей. Ибо в понимании Присциллы именно Тереза убивала людей, подобно йома; именно Тереза окончательно превратила её в монстра, которых она так ненавидела; именно Тереза была самой сильной воительницей, которой почти удалось лишить Присциллу жизни.
Окончательно пробудившись, Присцилла стала самым сильным существом на земле, противостоять которой, вознамерилась слабейшая воительница — сорок седьмая в организации воительница Клэр.
Но не будем забывать о ещё одном центральном персонаже — Лаки. История его появления в произведении довольна проста и схожа с историей Клэр (собственно говоря, что и является причиной особого отношения Клэр к мальчику).
Казалось бы, мальчик наравне с Клэр должен участвовать в основных событиях произведения, однако, автор решает убрать его с середины повествования и вернуть лишь под конец дабы дать ему возможность совершить одно решающее действие. С одной стороны, читатель понимает почему автор решил ограничить время данного персонажа в повествовании, так как Лаки всё же является ребёнком, который не может совладать с теми опасностями, которыми подвергается Клэр. С другой стороны, исключив Лаки из цепи событий читатель постепенно забывает о его существовании и тем ненатуральнее выглядит его возвращение в конце, но всё же больше вопросов вызывает его роль в произведении в целом. В повествовании Лаки является лишь катализатором для сдерживания силы Клэр.
И не поймите неправильно, персонаж имеет развитие, набор определённых характеристик и т. д., но по большей части, он всё же является стартовой точкой для, если так можно выразиться, очеловечивания Клэр. Однако даже такая роль персонажа является далеко не уникальной, ведь не будем забывать о том, что со временем у Клэр появляются подруги, которые выполняют точно такую же задачу, при этом не теряясь в повествовании и, более того, двигая его вперёд. Но всё же автор даёт читателям понять, что без Лаки не было бы никакого развития сюжета в дальнейшем. Так и получается, что Лаки является не таким уж и запоминающимся персонажем, особенно на фоне тех же воительниц, но его основополагающая роль в повествовании не подлежит сомнению.
Концепция и стиль произведения
Ранее уже было упомянуто, что именно битвы и то, как их иллюстрирует автор служат основой для становления и дальнейшего развития какого-либо персонажа. Для автора было важно передать максимально доступным способом характер героя, с чем он мастерски справился, рисуя красочные сцены баталий, изобилующие всевозможными хореографическими возможностями воительниц и жестокостью. Достаточно важным аспектом для создания индивидуальности каждой воительницы служат не только их имена или внешность, но и умение владеть уникальным стилем боя, будь то особая техника владения мечом или способность контролировать ауру йома.
Важно с самого начала дать понять читателю, что это за история, передать характеры героев. Нужно много говорить с читателем.
Немаловажным аспектом в каждой битве является то, как автор обрисовывает противников воительниц. Совершенно закономерно то, что обычные йома, которые были представлены в самом начале перестают появляться в качестве противников уже к середине манги. Их место занимают пробудившиеся и порождения бездны (не вдаваясь в подробности локальной иерархической системы йома: пробудившимися являются воительницы организации, которые пересекли порог своей силы йома и уже не могут вернуться обратно в человеческое состояние; порождения бездны — наиболее великие пробудившиеся из числа первых номеров в организации коих всего четыре). В данном случае фантазия автора поражает, так как каждый пробудившийся обладает совершенно индивидуальным фантасмагоричным обликом, который идеально коррелируется с боевыми навыками самого пробудившегося.
Совершенно верным является и то, что по мере того, как повествование набирает обороты противники воительниц становятся только сильнее. Однако здесь произведение сталкивается с проблемой масштабирования сил противоборствующих сторон, так как автор вводит в повествование большое количество действующих лиц и читателю становится довольно сложно определить или сравнить доминирующие силы, как со стороны воительниц, так и со стороны пробудившихся. Но в определённый момент автор всё же напоминает о существовании Присциллы, которую уже до этого называли сильнейшим созданием в мире, тем самым нивелируя данную проблему.
В таком случае остаётся лишь один вопрос, который автор сам и обозначил в описанной выше, сюжетной арке Терезы: как слабой девочке Клэр удастся отомстить за Терезу? И именно этот ключевой вопрос раскрывает направленность истории, задуманной автором, ведь данный эпос по большому счёту является историей о мести. Но и тут автор не выдаёт тривиальных решений, безусловно, совершенствуя и тренируя главного протагониста, тем самым готовя его к решающему сражению. Вот только дали ли все эти потуги Клэр именно той силы, которой она желала для победы над Присциллой? И да, и нет. Автор открытым текстом говорит нам, что весь накопленный опыт и сила Клэр разбиваются о её, казалось бы, новообретённый страх. Откуда же этот страх появился? Ответ также окажется простым: все те, кто был готов рискнуть жизнью ради Клэр, все те, кто раз за разом вытаскивали её из опаснейших и безвыходных ситуаций, в конце концов, все те, кто любил её, именно они вселили в неё чувство страха как за собственную жизнь, так и за жизнь окружающих. Вместе с этой обретённой силой и одновременно слабостью, персонаж Клэр полностью перевоплощается из той воительницы, которая сломя голову отдала бы свою жизнь за слабую надежду о свершении её долгожданной мести в весьма уникального и человечного героя.
А что на счёт конечного этапа мести? Впрочем, это уже не важно. Весьма эффектно, но не важно.
Заключение
Такова история, созданная Яги Норихиро. Безусловно, это уникальное произведение с яркими и зрелищными битвами, запоминающимся ключевыми персонажами с разнообразной предысторией и мотивами, великолепным дизайном воительниц и пробудившихся и т. д. Выделяется ли эта история в контексте тёмного фэнтези, к примеру, на фоне манги «Берсерк»? Не совсем. Так как мир в том же Берсерке прописан более детально. Выделяется ли эта история сама по себе? Истинно так, ибо взаимоотношения воительниц и эволюция их основных ценностей и идей представлена в этом произведении максимально ярко и чувственно.
Лучшие комментарии
Ты имеешь в виду историю из введения? Она как раз не из манги — просто история собственного сочинения для завязки
Смотрел аниме еще когда был школьником, ждал второй сезон, а он так и не вышел. До манги руки так и не дошли. Хорошее произведение
Аниме отлично как по мне рекламирует мангу, но к сожалению до чего-то самостоятельного явно не дотягивает. Также в аниме замечательный опенинг был — саундтрек от группы Nightmare.
Смотрел аниме и оно мне понравилось. Жаль что там показано только пол сюжета. А концовка вообще не канонична. Так как аниме сериал сделали раньше, чем дописали главы манги.
Если захочется поиграть во что-нибудь напоминающее Claymore, то всем советую попробовать Soulstice. Не самый лучший слэшер в мире, но несколько вечеров проведëте не без удовольствия.
«Легенда об ангеле» в моем понимании куда более удачная его работа. А в клейморе он буквально самое интересное выдал под конец и на этом закончил.
Я берсерка прочитал после просмотра аниме. Очень долго откладывал, но после аниме сразу появился огромный интерес узнать что же там дальше в манге. Помню зачитывался перед сном, потом на утро шёл в школу невыспавшимся. А по поводу боязни тёмного фэнтези: жутких и жестоких моментов там конечно хватает, но интерес всё перевешивает.
Согласна. Можно было сделать, как с Опусом Сатоши Кона. Под конец манга предстаёт набросками из-за смерти автора. История в этом плане не завершённая. Лучше ж так, чем делать по черновикам Миуры некий аналог.
Или кратко о 95% аниме по мотивам манги/ранобэ.
Всё боюсь прочитать мангу из-за боязни тёмного фэнтези. После блога страх не прошёл, но желание появилось. Счастья моё, он завершён.
Кто знает, может когда-то и Берсерк пополнит мои́ список читаемого?