Несмотря на то, что вселенная Warhammer 40k почти полностью посвящена ведению футуристической войны с применением стрелкового оружия всевозможных форм и типажей, шутеров по франшизе выходит прискорбно мало. Это либо до отвращения несуразный Fire Warrior, либо какой-нибудь Darktide, который выглядел очень многообещающе, но в создании которого Надмозг Зергов решил отказаться от одиночного режима прохождения, сделав проект полностью мультиплеерным. И потому получается, что кроме приснопамятного Space Hulk: Deathwing в контексте шутеров по вселенной Вечной войны припомнить и нечего. Не Boltgun же, в самом деле, презентовать как лицо Warhammer в этом жанре.
C 2021-го года у нас для стези "шутеров по Вахе" имеется такой экземпляр как Necromunda: Hired Gun. И это далеко не так плохо, как мы уже привыкли ожидать. Напротив, игра выдалась вполне пристойная, хоть и со странностями.
Забавным в данном случае является то, что несведущий зритель рискует даже не понять, что он играет в произведение по франшизе Warhammer — о том здесь регулярно напоминаю лишь орнаменты палатинской аквиллы — священного символа государственности Империума, да некоторые виды оружия, такие как болтер и плазмаган. В остальном же сеттинг больше подобен вариации "Безумного Макса", но в монструозных подземных пространствах. Связано это с тем, что "Некромунда" по природе своей является относительно обособленной частью сеттинга Вечной войны, мало пересекающейся с большим "Вархаммером".
Охарактеризовать "Некромунду" можно следующими словами: пока громадные имперские суда курсируют на расстояния в сотни световых лет, и миллионы солдат вступают в войну и умирают, сдерживая врагов человечества, в глубинах городов отдельно взятой планеты кланы всевозможного отребья режут друг друга за территорию, влияние и ресурсы.
Разумеется, на все эти потасовки бомжей нанизаны тома собственного лора, и каждая из банд имеет характерные отличия, и даже, прости Император, философию. Вот только мне самому мир "Некромунды" незнаком почти никак, а игра, в свою очередь, и не пытается приоткрыть новоявленному игроку эту часть жизни. Я даже не знаю, кто виноват в этом больше — сценаристы игры или те, кто игру переводил на русский язык, — думаю, в этот раз они сработали сообща, как Биба и Боба, ибо из текста внутри игры непонятно вообще ни черта. С первых же минут на читателя вываливают с десяток наименований в духе "Неоновые сколопендры из Силикатных коридоров, возглавляемые Шутамастером, поцапались с ведомыми капитаном Овердудчем бандитами Гнилокрысами с заводских подстанций, в то время как Заклинатель пыли со своими отрядами Чистошерстов пожелал заручиться помощью Зимобородов с ядовитых шахт для дальнейшего штурма на юго-востоке Сойлентовых ферм, поэтому ступай и достань для меня Крючкотворку из банды Свинодевок, пока та не связалась с бригадой Жгучих Шершней из Терпких глубин". Приведённые примеры вымышлены, потому что чёрта-с-два я запомнил хоть что-то из того, что изливает на меня игра с первых же диалоговых строчек.
При том, что структурно сюжет ничего сложного собой не представляет, осознать с первой попытки, кто, откуда и зачем, решительно невозможно. Или же моего коэффициента умственного развития на то недостаточно — не знаю. Ничто не заставляет меня чувствовать себя настолько тупым как сюжеты спиномозговых шутанов.
Если как-то силиться систематизировать сюжетную составляющую игры, то мы — охотник за головами, который на кого-то охотился и на которого кто-то напал и чуть не убил, но кто-то нас спас, имплантировал нам высокоценный имплант прямиком в голову и предложил сделку на ликвидацию кого-то там. В итоге оказывается, что этот кто-то заказал нам свою собственную сестру, что он от нас утаил, а имплант у нас в черепе является чем-то для неё важным... или нет... Я не могу говорить о сюжете этой игры. Может я читал эти диалоги на больную голову, но более топорного и малосвязного чтива я не припомню, потому прошу прощение.
Возможно, после последующего прохождения я стану ориентироваться в этой сюжетной невнятице несколько более уверенно, а возвратиться в игру я вполне себе нацелен, и поскольку сюжетно Necromunda: Hired Gun ни на что особо не претендует даже без учёта моей возможной дислексии, пришла пора поговорить о действительно важных вещах.
Как это вообще играется. Я встречал сравнения Hired Gun с Doom Eternal, но сам в последний не играл и сказать по этому поводу ничего не могу. Сравнивая "Некромунду" со знакомыми мне образчиками, я бы сказал, что это такой гибрид Quake 3 и The Darkness 2, где от первого досталась скорость перемещения и вертикальность геймплея, а от второго яростное зажатие гашетки и беспрерывная стрельба, часто неприцельная, а также жестокость.
Явление "Старфилда" пастве Тодда Говарда превратило подобные слова в мем, но первые пару уровней в Hired Gun действительно нужно перетерпеть, поскольку оставляют они очень неоднозначные впечатления — враги лезут из всех щелей и очень шустры, сам герой медлителен, лишён всех своих будущих возможностей, а его начальное оружие непрактично и просто убого. Потому выглядят такие поединки не как динамичные прыжки по арене, а скорее как инвалидные попытки спрятаться от назойливо мечущихся по периметру мишеней. Опыт общения с игрой портит и такое геймдизайнерское решение как силовые щиты — из-за них в некоторые цели приходится прямо-таки вгрызаться, с чем опять же есть сложности из-за маломощного начального оружия. Ещё одна странность игры, связанная со щитами, это их визуальное отображение — противники в игре всегда окружены этой светозарной мембраной. Понятно, почему это сделано — в темноте и захламлённости индустриальных тоннелей, пересекая периметр на больших скоростях, игрок всегда должен видеть свою цель, но сделано это как-то топорно и неудовлетворительно. Чаще всего ты вообще не видишь, в кого именно ты стреляешь, пока не разобьёшь этот щит или не приблизишься к его носителю вплотную. Да и нарративно это выглядит небрежно, ибо персональные генераторы силового поля вещь в Warhammer необычайно редкая, и даже космодесантники таковым не пользуются, а здесь у каждой подземной крысы есть собственный девайс.
Скоростное перемещение по уровню достигается за счёт наличия у героя крюка-кошки, с которым тот стремительно перемещается по вертикали или вовсе притягивает себя к противнику для неминуемой казни. Также персонаж игрока способен бегать по стенам, но в Hired Gun почти нет пространства для подобного, да и объективно это не нужно и забывается почти сразу же после своего обнаружения. Среди прочих замечательных умений можно выделить вышеупомянутые казни, проводимые в ближнем бою в пределах специальной ресурсной шкалы, замедление времени, активацию своего рода режима "берсерка" с переключением на оружие ближнего боя, шоковый разряд и ещё пару способностей на сдачу. Почти все они нужны и полезны, и наравне с оружием служат объектом прокачки за валюту.
Вообще же Hired Gun можно отнести к категории лутер-шутеров, поскольку оружие, и разное прочее барахло, здесь делится по качеству в привычной нам всем системе координат — редкое, эпическое и так далее. И у меня неизбежно были бы с этим проблемы, но игра сдерживает свои лудоманские амбиции и к середине игры я уже имел при себе целую коллекцию эпических стволов вполне пристойных боевых характеристик. Добывать же такое оружие и приблуды к нему предлагается из сундуков, запрятанных на уровнях. Решение это мне совершенно не по душе, ибо я терпеть не могу шутеры, которые ставят во главу процесса циферки и их бесконечный рост, но в Hired Gun это сделано более-менее по-человечески и не раздражает, а то и вовсе забываешь о подобном. Хотя вот, например, я так и не встретил за игру качественный дробовик, потому мне пришлось отказаться от применения такого вида оружия. Благо что при попадании в противника из того не вываливается град цифр — соверши игра такую ересь, я бы дропнул её незамедлительно и сейчас бы этих разговоров не вёл, а со всем остальным можно жить.
Игра, к её чести, не злоупотребляет временем игрока и представляет собой череду линейных уровней. Уровней, к слову, красивых и примечательных, настолько разнообразных, насколько это может позволить сеттинг и место действия. Поначалу у меня закрадывались мысли, что некоторые образчики графического искусства я миную даже слишком быстро, но Hired Gun хоть щедра на красоты, но не расточительна, и повторно использует свои локации для побочных заданий. О них сказать особо нечего — это, как правило, приключение на 5 минут, где с разной формулировкой нужно сломать нужное количество штук или устранить иное число врагов. Опять же ничего интересного, зато ни к чему не обязывает, если только не стремиться завершить прокачку персонажа полностью. Ещё в игре якобы есть какой-то рейтинг среди заказчиков, но я сомневаюсь, что это нужно хоть для чего-нибудь. Забавно только, что среди прочего можно поработать и на генокульт.
К слову, да, в игре есть генокрады. Это мимолётный, но запоминающийся эпизод, в котором игрок выступает против сотни этих тварей, укромно расположившихся в недрах прекрасного человеческого мегаполиса. Для окружающих остаётся тайной, почему в этом регионе пропадают люди, хотя я бы не сказал, что генокультисты старательно скрывают своё присутствие — они изготовили и развесили на стенах огромные орнаменты со своей геральдикой, что тупо, но забавно. Как, впрочем, и то, что главный герой-наёмник справляется в бою против этих ксеновыродков куда лучше тех же самых космодесантников, но, опять же, условности.
Ещё отдам немного почестей графике — Hired Gun, на мой скромный взгляд, выглядит весьма пристойно, при том не являясь требовательной до конфигураций железа игрой. Более прочего радует то, что картинка в игре, по понятным причинам составленная в грязно-серых тонах, в процессе динамичного боя не смешивается в непроглядное месиво и не дезориентирует играющего резкостью текстур — для игры, бои в которой происходят на большой скорости в нескольких плоскостях, подобное критично важно. Ну и, как было отмечено, в Hired Gun просто есть на что посмотреть, что особенно радует после скупого на интерьеры Space Hulk: Deathwing.
Про противников сказать особо нечего — здесь всё тоже достаточно ожидаемо. Рядовые члены банд расстреливаются относительно легко и не могут серьёзно навредить, если постоянно пребывать в движении, в то время как огрины и амботы требуют вливания в их шкуры огромного количества боеприпасов и стремятся сократить дистанцию с игроком. Есть псайкеры, не в меру расплодившиеся в тайне от инквизиции, которые поливают игрока огнём и постоянно телепортируются, и некто вроде элитной пехоты. Всё это визуально различается между тремя основными бандитскими группировками, но принцип остаётся тем же. В игре так же есть боссы и боссы эти душные. Финальный так вовсе меня вымотал, хоть я и одолел его с первого раза. В целом же, в игре нередки ситуации, когда преобладающее число противников или неудачное стечение обстоятельств умножают здоровье игрока на ноль в мгновение ока, и в том числе потому я рекомендовал бы проходить Hired Gun на средней сложности. В этом режиме достаточно вызовов умению и реакции игрока, а на более высоких кондициях — есть у меня чувство — игра задушит меня до смерти, потому я даже пытаться не буду.
Hired Gun это не весёлые пострелушки из фэнтезийных стволов. Игра довольно суровая и жестокая — главный герой остервенело вбивает нож в черепную коробку своих жертв, отстреливает тем головы и конечности, и в целом выжимает из них литры крови. Шутки здесь тоже никто не шутит — игра воспринимает себя очень серьёзно, и ей это идёт к лицу.
К слову, я не упомянул, но среди арсенала главного героя есть собака. Этот "инструмент" тоже несколько коробит поначалу, потому что собака по призыву материализуется из воздуха, как в плохой мультиплеерной игре. Функционально она нужна, чтобы видеть противников стало ещё легче, и чтобы спровоцировать некоторых из них переключиться с игрока на его питомца, ну и сам пёс может кого-то загрызть. Примечательно не само присутствие собаки в игре, и тот факт, что порода "мастиф" каким-то чёртом дожила до 41-го миллениума, а то, что собаку, наравне с главным героем, можно прокачивать. И, как и в случае с главным героем, делается это посредством протезирования и имплантов. Но только если на персонаже игрока подобное визуально никак не отображается, то вот внешность нашего пса меняется кардинально. Можно сказать, мы собственноручно делаем из нашего домашнего зверя настоящее биомеханическое чудовище — даже как-то неуютно стало, когда я это увидел.
Ну и осталось завершить наш разговор темой оружия. Его много, оно не слишком различается между собой по принципу использования, но зато каждый образец по-своему запоминается, а то и вовсе имеет преимущества в той или иной ситуации над прочими. Несмотря на сеттинг игры, где входу у человеческих армий, как правило, лазерное оружие, пользоваться мы будем в основном стабберами — тем же самым огнестрелом из нашей действительности. Стаб-револьвер, -автомат, -пулемёт, что-то вроде пистолета-пулемёта, дробовик, наконец. Схожий принцип действия имеет и болтер, который простому смертному и поднять не дано, не то, что стрелять, но спишем всё на аугментации главного героя. Есть лазерная винтовка, чьё наличие подводит к скрытному ведению войны, но таких возможностей в игре выпадает немного, а также плазмаган, которым я почти не пользовался и потому ничего не могу рассказать. Странно, что мне не попался старый добрый лазган, да и есть ли он вообще в этой игре? Думается мне, что и нет его вовсе. Самый многочисленный вид вооружения в Империуме, а в игре он отсутствует, вот ведь.
В общем-то, это всё, что следует рассказать о Hired Gun. Игра получила от прессы посредственные отзывы в районе 5 из 10 — оценки, с которыми я склонен не согласиться, ибо игра, как минимум, хороша в главном — здесь задорно и приятно стрелять, оружие гремит как того требуется, а противники удовлетворительно гибнут под бесконечными очередями выстрелов, которые игрок на них обрушивает. Вместе с тем Hired Gun это не безмозглый буллетхелл-шутан и игра требует от игрока реализовывать всё своё проворство и навыки, являясь обманчиво простой. Дополнительные умения персонажа, как то возможность покрывать значительные расстояния и забираться на высокие позиции, вплетены в Hired Gun весьма органично, удобны в использовании и, главное, нужны. Гриндволла почти нет — не заморачиваясь, я обзавёлся почти всем, чего бы хотел, и из 12-ти часов, затраченных на игру, занимался дополнительными заданиями не более часа, чтобы полностью открыть все возможные пути прокачки и у себя, и у пса. Проблем у игры, по правде говоря, не меньше, чем достоинств, как то кривая сложности, когда на одном уровне ты без устали раскидываешь волны врагов, а на следующем уже жмёшься по углам, потому что тебя впечатывают в землю непрошибаемые лбы, но ничто из этого не является критичным, и Hired Gun наделяет игрока достаточным набором инструментов, чтобы выбираться из подобных ситуаций. Опять же, на среднем уровне сложности — не считаю нужным надрываться в Hired Gun на более высоких настройках. Игра мало зависит от своего сеттинга — даже являясь поклонником вселенной Warhammer, я один чёрт не понимал, что здесь происходит. Да и просто приятно отвлечься от пафоса и ежедневного героизма воинов Империума, заглянув за другую сторону мира Вечной войны.
Рекомендую.
Лучшие комментарии
Заглядываю на неё с релиза. Сей текст настойчиво подталкивает к покупке. Мерси, как говорится.)