В далёком 1999 в Японии для PS1 была выпущена рпг под названием Planet Laika. Согласно описанию, главному герою, космонавту Лайке, предстояло решать на Марсе различные загадки. История позиционировалась как психологический хоррор с глубоким сюжетом. Игра являлась эксклюзивом для японского рынка и была переведена на английский язык энтузиастами примерно в 2020–2021 гг.
Для того, чтобы объяснить, как на историю повлияла философия Фридриха Ницше, мне придётся кратко пересказать начало сюжета.
С чего же всё началось?
Итак, в рамках игровой вселенной люди вошли в контакт с марсианами. Между ними был подписан мирный договор, также известный как Соглашение о лицах. Согласно этому документу марсиане забирали у людей человеческие лица, а взамен пересаживали собачьи. Судя по всему, люди к такой перемене отнеслись спокойно, а вот для марсиан человеческие лица оказались смертельным ядом, и марсиане вымерли. Марс становится планетой, на которую ссылают преступников, отщепенцев и прочих неблагонадежных личностей. Со временем земное руководство задумывается о терроформировании Марса и отправляет туда прославленного полковника Галила. Однако миссия идёт не по плану. Полковник отправляет на Землю странное сообщение: «Бог мёртв. Я свет», и обрывает связь. Проходит десять лет и земляне предпринимают ещё одну попытку разобраться в происходящем. На Марс отправляется новая экспедиция, в состав которой входит советский механик с позывным Лайка (кстати, игрок вправе сам дать имя герою, но игра добавит к имени окончание «nov»). Такова завязка этой истории.
Здесь я вынужден на минутку прерваться и сообщить, что далее будет множество сюжетных спойлеров, в том числе и финала игры.
Причём здесь Ницше?
Думаю, даже те, кто никогда не изучал философию, слышали самое известное изречение Ницше: «Бог мёртв». Именно эту фразу Галил отправил своему земному командованию, пусть и со своим дополнением про свет. Так что же он имел ввиду? Согласно Ницше: «Бог задохнулся в богословии, нравственность — в морали». Философ полагал, что предыдущие ценности устарели и не способны удовлетворить текущего человека, особенно на индивидуальном уровне, заставляя его ощущать себя осиротелыми и бездомными. В результате чего человек должен прийти к последовательной переоценки всех ценностей и стать сверхчеловеком. В своей книге «Так говорил Заратустра» Ницше выделяет три стадии превращения человеческого духа: верблюд, лев и ребёнок.
Так давайте же рассмотрим их на примере полковника Галила. С «верблюдом» всё понятно. Так Ницше называет дух, отягощённый грузом знаний, ответственности, морали. Очевидно, что профессиональный военный Галил, выбранный для сложной миссии, на протяжении своей жизни скопил немалый груз. Конечной точкой данной стадии является бунт — человек должен сбросить с себя всю тяжесть и громко заявить, что он никому ничего не должен. Так начинается превращение в льва. Именно так и поступает Полковник. Он отказывается от выполнения миссии, он больше не хочет быть послушным солдатом, ему удалось найти нечто более важное, великую цель, которую он хочет воплотить в жизнь. Теперь никто в этом мире ему не указ.
Вторую стадию превращения Ницше назвал «лев». Это период бунтарства. Человек должен сбросить с себя все ограничения, общественные надстройки и мораль. Ему необходимо отстоять лишь одно право – быть сами собой. Именно так и поступает Галил. Он утверждает, что никакие ограничения более над ним не властны. Он узрел свет и находится на пути становления истинного себя. Ему удалось избавиться от страха, морали, долга и всего остального. Он уверен, что стал «pure good person». Однако, этого мало. Самый главный вопрос, который Ницше задаёт человеку на этой стадии – что значит быть сами собой? Для ответа необходимо перейти на следующую стадию. Избавившись от всего, дух стремится стать свободным, но ещё не способен что-либо создать.
Пора переходить на следующую стадию, которая называется «ребёнок». Здесь дух наконец-то обретает свободу. Он перечёркивает всю предыдущую жизнь с её навязанными ограничениями и надстройками. Ему предстоит заново познать жизнь, но уже без какого-либо влияния извне. Соответственно, он сам создаст новые ценности, долг, мораль, свободные от любого общественного влияния. К этому всем своим существом и стремится Галил. Став «pure good person», он ищет свою обетованную землю, где наконец-таки обретет свободу и станет новым сверхчеловеком свободным от всего. Но вход туда закрыт и для того, чтобы подобрать к нему ключ, Галилу и был нужен главный герой.
Согласно Ницше, нельзя завершить своё превращение без боя. Сверхчеловек появится в результате естественной борьбы за лидерство, в которой определится достойнейший из достойнейших. Следовательно, Галилу нужен серьёзный соперник, роль которого и отведена Лайке.
Итак, почему же именно Лайка может претендовать на роль противника полковника? Дело в том, что в сердце героя скрыта глубокая тьма. При встрече с героем, его тёмная сторона ужасает и обычных жителей, и местных духов, и даже свет зеркала Правосудия, которое освещает и поглощает зло, не способен рассеять тьму, живущую в сердце Лайки. Единственный, кого эта тьма не пугает, это Галил. Он уверен, что, познав себя, вспомнив тайны своего прошлого и приняв их, Лайка (а если быть точным его личность Феникс) смог найти тот самый ключ – причину смерти. Очевидно, что перерождение без смерти невозможно, но и умереть просто так для становления сверхчеловеком нельзя, а значит нужно найти ту самую причину. Галилу нужно это знание и, видя всю тьму героя, он готов протянуть ему руку и вместе с ним наконец-таки пойти в обетованную землю, ведь Галил полагает, что его величественный свет, его добрая аура защитят его от тьмы Лайки.
Но, как это часто и бывает, Галил ошибается. Его свет не способен разогнать тьму, тем более что внутри Лайки есть не только всепоглощающая чернота. Да, на герое и трёх его личностях лежат тяжкие грехи, от которых им не освободиться. Но есть ещё один дух, который был с героем всю его жизнь. Он видел всё что творил Лайка, но был не способен что-либо предпринять. Дело в том, что у героя есть опухоль в мозгу, которая имеет свою собственную личность – Феникс. Он, по сути, является идеальным духом для становления сверхчеловеком. Он прошел все стадии: накапливал груз живя внутри Лайки (верблюд), всем своим существо стремился освободиться от оков своего существования (лев) и, благодаря воле самой планеты, наконец-таки обрёл форму, пока ещё запертую в теле Лайки, но стремящуюся отринуть это чужое тело и начать жизнь с чистого листа (ребёнок).
Именно здесь наступает финал. Сразив Галила дух Феникса обретает истинную свободу. Его сознание сливается с энергией планеты, знаменуя рождения принципиального нового человека. Лайка и его товарищи становятся свидетелями зарождения того самого ницшеанского Сверхчеловека.
Такая вот получилась a simple Christmas horror story.
P.S. Причём тут Рождество? Ну, все события происходят в канун Рождества и атмосфера этого праздника будет преследовать героев на протяжении всей истории.
Лучшие комментарии
Сюжет хорош, но как-то не хватило описания геймплея и прочих игровых особенностей.
Ну и из данной статьи я узнал, что идея Ницше о сверхчеловеке — не больше чем план становления по.уиста, которому пофиг на всех и всё, кроме себя. Прям истинный Злой стереотип из фентези.
А про геймплей особо нечего сказать, это практически симулятор ходьбы (надо только активировать нужную личность героя), с редкими простыми драками, работающими по механике арканоида.
Ничего так, «радостно» для атмосферы Рождества, что уже прошла. Ещё «Parasite Eve» добавить и будет самое то)
А я б поиграл, люблю всякий малоизвестный или недооцененный обскур. Лет пятнадцать назад слышал об игре от знакомых, но как-то совсем эта информация вылетела из головы. Ваш блог поднял сие воспоминание из глубин памяти, спасибо.)
«Disturbing Horror Games» передаёт привет.
Только хотел написать, как увидел блог… Опередил.