4 декабря 2023 4.12.23 4 2552

Разбор музыки Deus Ex Mankind Divided

+20

Привет, дорогой читатель, с тобой Зомби, и сегодня у нас разбор музыки из Deus Ex Mankind Divided.

Пара моментов как обычно. Я решила разобрать именно музыку MD, перескочив через Human Revolution. Для музыки из HR настанет время чуть попозже, так как мне ее морально сложнее разбирать.

И я буду разбирать именно сам саундтрек игры. Изначально планировалось, что я расскажу про фанатское музыкальное творчество тоже, но неожиданно для себя я выяснила, что мне практически не интересны каверы и ремиксы по MD. И я не хочу насильно заставлять себя их искать и слушать. Я всё равно вкину тут немного фанатского музыкального творчества, есть исполнители и каналы, о которых я хочу упомянуть, но этого будет совсем немного.

И последний момент: я не буду разбирать музыку MD с точки зрения, ну вы знаете, музыканта. За музыкальным разбором вам на другие каналы.
Я рассматриваю музыку с точки зрения того, насколько она хорошо написана, насколько она вписывается в ту или иную локацию, как она чувствуется и ощущается, какие эмоции она вызывает у слушателя. То есть смотрим на саундтрек глазами рядового слушателя.
В связи с этим в этом блоге будет присутствовать парочка небольших, скажем так, экспериментов, которые я проводила с разными людьми, и один эксперимент я даже проведу с вами, читателями. В общем, всё увидите. 

 

видеоверсия как всегда где-то тут

Итак, саундтрек Deus Ex Mankind Divided. Начнем, конечно же, с общих положений.
Если в Human Revolution саундтрек был авторским, его весь писал Майкл МакКанн, то в Mankind Divided композиторов стало четверо. Но по факту двое.
Смотрите, Харрисон писал саунд к режиму The Breach. Со своей задачей он справился более чем отлично, и его работу я разбирала в обзоре этого режима.
Миша Мансур писал только тему закрывающих титров, и ее я разберу ближе к концу блога.

Соответственно, у нас остаются только двое композиторов, которые и отвечали за Mankind Divided. Знакомый нам по Human Revolution Майкл МакКанн и новый для этой франшизы композитор Саша Дикисиян aka Sonic Mayhem, в дальнейшем мы его будем называть просто Мэйхэм.

В каком-то из своих давних блогов я уже говорила, что у меня сложилось впечатление, что МакКанн от Deus Ex устал. Словно всё, что он хотел сказать, он уже сказал в Human Revolution. Со времен того блога мое мнение не поменялось, я всё еще считаю, что в MD МакКанн меньше старался, чем в HR. Он всё еще хорош, но работа получилась явно слабее. И похоже, что решение нанять еще одного композитора возникло именно из-за того, что МакКанн не собирался в этот раз писать весь саундтрек самолично.
Если что это просто мои предположения. Возможно, студия сама хотела внести в саундтрек что-то новое и поэтому наняла Мэйхэма. Такой вариант я тоже не отметаю. Мне просто вариант с усталостью МакКанна больше нравится.

Мэйхэм довольно интересный и в то же время логичный выбор на роль композитора. Дело в том, что он уже успел нормально так засветиться в игроиндустрии как композитор.

Прославился он, конечно же, саундтреком к Quake, саундтреком к одной из частей Splinter Cell (и, кстати говоря, МакКанн к этой части тоже писал саундтрек), к Dark Messiah of Might and Magic, а так же саундтреком к Mass Effect. Ну то есть он писал саунд для шутеров, для стелсов, для иммерсив симов и для рпг. Он вполне логичный кандидат на роль композитора Deus Ex, тут даже сомневаться не приходится.

И еще стоит отметить, что Мэйхэм имеет отношение к синтвейву, самому киберпанковому жанру музыки всех времен и народов.

 

Но том же New Retro Wave вы вполне можете найти его совместный трек с  Power Glove, композитором Far Cry Blood Dragon.

Оба композитора со свой задачей справились. Треки МакКанна вышли великолепными. Ну ладно, не прямо уж все. Есть треки, к которым у меня есть вопросы и претензии.
А Мэйхэм оказался отличной свежей кровью для музыки этой игры. Он очень хорошо сумел уловить настроение и стиль музыкального сопровождения MD, и его треки идеально подошли в игру. При этом он не занимался копированием МакКанна. Его саундтрек отличается. В лучшую или в худшую сторону, зависит от того насколько вам нравится МакКанн. Я считаю, что, конечно же, в лучшую.

Ну и раз уж мы начали говорить, что работы этих двух композиторов отличаются, то давайте я обозначу, какие особенности саундтрека характерны для каждого из них.

Итак, Макканн:
- женский бэквокал;
- восточные мотивы;
- фазы саундтрека перетекают друг в друга плавно.

Мэйхэм:
- синты, и под синтами я имею в виду характерные киберпанковые синты, этот синт еще хакерской музыкой называют;
- громыхание в динамичной части саундтрека;
- и в отличие от МакКанна - резко отличающие друг от друга фазы саундтрека. Вот у Мэйхэма гораздо легче отличить спокойную фазу от тревожной, а тревожную от боевой. Он буквально обрушивается на слушателя в боевых фазах, а не аккуратно и плавно перетекает в новую фазу.

При этом оба композитора были зажаты в рамки структуры и стиля саундтрека новых Deus Ex. Со структурой всё понятно: саундтрек делится на три фазы - спокойная, тревожная, боевая. Когда какая включается, думаю, объяснять не надо. Игра сама это показывает в интерфейсе Дженсена.

А вот со стилем саундтрека новых Deus Ex всё чуть сложнее.

Для саундтрека MD в целом характерны следующие явления:
- Приятная и тягучая меланхолия в спокойной фазе, создаваемая за счет пианино, плавных и минорных синтов, объемного эмбиента.
- Тревожная фаза всегда характеризуется возникающими внутри трека редкими, но меткими барабанами и ощутимым ускорением темпа трека.
- В боевой части саундтрека присутствуют явные волнение и отчаяние, вплоть до звука тревоги. Ты буквально чувствуешь, что бой проходит не на равных, словно сражение в любой момент может закончиться не в твою пользу. И с 90процентной вероятностью именно это и произойдет, и саундтрек это отлично демонстрирует.

Это всё присутствует в саундтреке всегда, за исключением тем хабов, то есть тех мест, где сражение не предполагается, например, в хате Дженсена или в штабе Опергруппы-29.

Что ж, кажется, мы наконец готовы нырнуть с головой в саундтрек этой игры. Нет, смысла разбирать сначала только треки одного композитора, а потом только треки другого композитора. Есть смысл идти по порядку, от начала игры и до конца.

И игра начинается... с ГЛАВНОГО МЕНЮ.

Тему к меню игры писал Мэйхэм, и она получилась достойной.

 

Приходится, к сожалению, сравнивать ее с темой меню из Human Revolution, и в сравнении эта тема проигрывает своей предшественнице, так как меньше запоминается. Но в целом, записано хорошо. Мягкая, спокойная, приятная. хотя лично мое внимание она никогда не удерживала, и я никогда не засиживалась в меню на подольше ради этого трека. Я даже никогда не слышала ее финал, до этого разбора.
Но тем не менее, трек неплохой, и я абсолютно не против, что игра всегда начинается именно с этого трека от Мэйхэма. Есть в нем же что-то родное и привычное.

Следующая тема, на этот раз от МакКанна: SANDSTORM - песчаная буря.

 

Эта мелодия описывает ту локацию, на которой она играет. Действие первой миссии происходит в Дубае, и поэтому в мелодии мы слышим восточные мотивы. Тревожная и боевая части трека не столь сильно и резко отличаются от спокойной части трека, что нормально для МакКанна.
В принципе, это типичный МакКанн, в треке вполне узнается его стиль, хоть и не сразу. Для первой локации игры, которая по сути является тренировочной - самое то. К тому же восточные мотивы в мелодии действительно приятно звучат и подходят ситуации.

ОТКРЫВАЮЩИЕ ТИТРЫ, которые всегда начинаются с крика Дженсена.

 
 

С видеорядом.

Вот без шуток, я люблю этот трек. Я много раз его переслушивала, намного чаще, чем трек открывающих титров Human Revolution.
Так что в моем понимании здесь МакКанн превзошел сам себя. Нарастающее напряжение, тревога, постоянный женский вокал на заднем плане, нагнетание. И оно неудивительно: открывающие титры показывают нам тяжёлые последствия концовки HR: взрывы, панику, крики, огонь и умирающего главного героя.
И когда тебе кажется, что мелодия успокоилась и закончилась, персонаж игры Алекс на заднем плане произносит:

И мелодия через удар дубинкой на экране и три резких удара барабанов в ушах обрушивается на тебя новым градом отчаяния. Добавляются виолончели, Дженсен уже совсем тонет, и вдруг всё стихает на словах:

Миллер обращается к Дженсену по фамилии, называя его при этом агентом.
Миллер обращается к Дженсену по фамилии, называя его при этом агентом.
А Дженсен обещает не допустить этого снова, имея в виду Инцидент.
А Дженсен обещает не допустить этого снова, имея в виду Инцидент.

И когда казалось бы, трек уже закончился, мы вновь слышим нарастающие синты, которые резко обрываются женским вокалом, показывая нам название игры.

Это роскошные открывающие титры, при всей моей любви к опенингу Human Revolution, этот - ничем не хуже, а трек в нем еще более прекрасен, чем в HR.

Следующая тема... Как там написали в одном комменте на ютубе: "Нет, мистер Дженсен, в вашей квартире всё еще самая грустная музыка в игре."

 

Тема SAFEHOUSE принадлежит Мэйхэму, и, ну чего тут говорить, она соответствует этому жилищу.

У темы нет тревожной и боевой фазы, только спокойная фаза, ведь это хаб, тут не с кем сражаться. Грустная, депрессивная, одинокая - эта тема призвана подчеркнуть, что в этой квартире живет одинокий и потерянный человек.
При этом, я не сказала бы, что тема давит на мозги и вызывает желание покинуть квартиру поскорее. Нет, напротив, она очень аккуратно протягивает связь между игроком и протагонистом и не вызывает у него явной депрессухи и подавленности. Это очень тонкая грань - создать грустную мелодию, не скатывая ее в откровенный мрачняк и хандру, и здорово, что оба композитора MD смогли не скатить меланхоличный саундтрек в бездонную пропасть депрессии.

С этой мелодией я еще провела небольшой эксперимент. Я дала ее послушать паре человек, которые либо с игрой незнакомы, либо проходили двести лет назад и уже не помнят, и попросила описать эту мелодию. В обоих случаях люди заметили одиночество, усталость и целеустремленность, словно человек хочет наконец разобрать с чем-то. Кто-то подмечал, что в мелодии присутствует отчаяние, кто-то подметил, что человек точно знает, что всё делает правильно. Так что можно сказать, что Мэйхэм своей цели добился. Даже люди, не знающие, от какой локации этот трек, более-менее описали всё происходящее с Дженсеном в жизни и в его душе.

DISTORTED REALITY. Этот трек уже играет на улицах дневной Праги, если быть конкретным, то в районе Прекажка.

Вновь работа Мэйхэма. И помните, я сказала, что Мэйхэму очень характерно громыхание в боевой фазе трека? Вот тут как раз это впервые можно заметить.

 

Боевая часть трека словно обрушивается на тебя, опять это ощущение, что кто-то поднял тревогу. И я даже понимаю, откуда это взялось: что-то схожее играло в боевой фазе трека Парижа в старом Deus Ex. Ну а что, тоже европейский город.

Кстати, о схожести. Тревожная фаза неиллюзорно напоминает стиль темы Unatco. Вряд ли Мэйхэм закладывал именно такой смысл, но звучит правда похоже.
Ну а спокойная часть трека на мой вкус немного скучновата. Просто грустный эмбиент с пианино, хоть и вполне подходящий под улицы Праги, полные аугментированных бомжей, потерявших дом, здоровье и надежду на нормальное существование. В принципе, эта тема подошла бы любому северно-восточному городу с европейской архитектурой. Если включите эту в Санкт-Петербурге, она и Санкт-Петербургу подойдет.

Следующий трек DR KOLLER.

 

Для меня это самая нейтральная и незапоминающаяся мелодия во всей игре. Много раз ее прослушала, и вот вообще в ней нет ничего цепляющего. Так что сказать мне о ней практически нечего. Ну эмбиент, ну мрачноватый такой, вполне может играть в убежище нелегального врача. Трек как трек. Разве что здесь слышны типичные мэйхэмовские мотивчики, и его синты внимание цепляют всегда.

А теперь давайте проведем эксперимент с вами, читателями.
Включите следующий трек, но не смотрите изо всех сил на его название. Попробуйте догадаться, где он играет.

 

Невероятно красивый трек. Я лично под него представляю хакера, взламывающего особо сложную охрану систему корпорации, кучи компьютеров, мониторов, света, и в какой-то момент напряжение нарастает, хакеру противостоят охранные программы, и даже здесь боевая часть трека демонстрирует, что бой проходит не на равных.

Или, как вариант, эта мелодия неплохо подошла бы дубайской локации, ведь в ней присутствуют восточные мотивы.

А теперь давайте посмотрим, где играет эта мелодия на самом деле.

У меня один вопрос, мистер МакКанн: какого черта, почему канализация? Ну мне сказали, что в этом треке слышны звуки отодвигающегося люка, но это ж еще прислушаться надо.
С этим треком тоже я провела тот же эксперимент, что и Сейфхаусом. Дала послушать трек еще паре людей. Ну и что выдумаете? Никто даже близко канализацию не назвал. Кому-то в этом треке слышится битва из последних сил, кому-то слышится неспешная дискуссия. Странно как-то с этим треком всё получилось.
Очень хорошая работа, я даже в плейлист ее себе добавила. Но да, локации он не подходит, что в целом верно для всего саундтрека MD. Тут мало какие мелодии сделаны именно под локации. 

Двигаемся дальше и... настало время вернуться. Мы не были тут 16 лет, и вот мы снова здесь. Штаб Интерпола.

Только это пока что не Юнатко, а Опергруппа-29, но суть та же. Да, конечно структура здания ту не такая как у Юнатко, но ощущение от попадания в это место схожие с теми, что мы испытывали, когда возвращались в штаб в игре 2000ого года.

И как мне кажется, тему Юнатко знают абсолютно все поклонники Deus Ex. Она очень запоминается.
Задача перед МакКанном стояла воистину титаническая: переплюнуть ту самую тему Юнатко. И он... слава богу, даже не пытался, он словно сразу понял, что нет смысла пытаться превзойти ту самую знаменитую мелодию, и написал свой роскошный трек.

 

Бесподобный трек, я много раз его переслушивала. В принципе, моментами он подходит под штаб Интерпола, однако по большей части он, как и трек канализации, локации не особо подходит. Но и пофиг, вот честно, пусть, это невероятно красивая мелодия. Причем у трека нет тревожной и боевой фаз, но у него есть катарсис, когда мелодия становится мощнее, громче, словно тут происходит что-то невероятно важное и драматичное. А после мелодия затихает, словно подчеркивая, что да, опергруппа и впрямь занята важными и сложными вещами, влияющими на порядок в мире. Но это всего лишь работа. Так может и тебе стоит заняться работой?

Когда я слышу тему Юнатко, я чувствую, что я дома. Когда слышу тему TF29, я чувствую, что у меня появился новый дом, ничем не хуже старого.

DARK DAYS от МакКанна.

 

Снова улицы Праги. Если я ничего не путаю, играет она на станциях Пилигрим, Палисейд, Монумент и Ружичка.
Атмосферный трек. И если мне его включить, я безошибочно скажу, что это Mankind Divided. Ну вот ни с чем это не спутаешь. При этом трек довольно безликий. Я даже не сразу поняла, что этот трек в дневной Праге играет.
Работа хорошая, просто слишком общая, что ли. Ее можно было бы без проблем подставить под любую локацию MD, и она бы подошла. Странно, как имея лицо, этот трек при всем при этом остается безликим.

GOLEM CITY.
Вновь МакКанн.

 

А говорят, в квартире Дженсена самая грустная музыка в игре. У Дженсена хотя бы надежда и цель в жизни есть, да и квартира есть, а у жителей Голем Сити и того не осталось.
Голем обладает вязкой и депрессивной темой, ну уж явно ничего позитивного тут играть не должно. Мы должны идти сквозь этот пропащий город и чувствовать его безысходность не только визуально, но и на слух. И трек отлично подходит для этих целей. Боевая тема звучит довольно агрессивно, и оно неудивительно: наши враги на этой локации - менты, которых очень легко на себя сагрить, и им вот прописали такое более тяжелее и давящее настроение. Что, в целом, интересное решение. Если так вдуматься, в этом и впрямь есть что-то злое и неправильное: когда твоими врагами выступают те, кто давал клятву служить и защищать.

Претензия к треку у меня есть. МакКанн как-то серьезно повторяется, потому что тема Голем Сити довольно-таки напоминает тему битвы с Барреттом из Human Revolution. И опять восточные мотивы в треке. Ну я понимаю, что это фишка такая, но не знаю, всё равно немного странно, как будто МакКанна Китай из HR всё никак не отпустит.

TENSIONS RISING.

 

Вот эту я сразу узнаю. Это тема вечерней Праги, вновь от Маканна.

Почему-то именно эта тема ассоциируется у меня с Прагой. Не тема дневной Праги, ни тема ночной, а вот конкретно тема вечерней мне сразу вспоминается при словах о Праге из MD. Может, это из-за того что в вечерней мы проводим больше всего времени: тут и район Красных Фонарей становится доступен, и большинство дополнительных заданий появляются именно вечером, та же допка со Жнецом или задания от Отара. Да и сюжетно мы там проводим больше времени. Да еще длц "Системный Сбой" происходит в вечерней Праге.
Так что да,Tensions Rising мы слышим просто больше всего за игру, и ни с чем эту мелодию не спутать - этот женский вокал, это загадочное настроение. Время суток изменилось, Прага показала свое абсолютно новое лицо, а у нас есть возможность целиком и полностью погрузиться в грустную, но прекрасную атмосферу этого города под соответствующий трек.
Пожалуй, это моя третья любимая работа МакКанна в MD после открывающих титров и темы ОГ29.

Тревожную и боевую фазы этой темы я никогда толком не слышала, потому что не располагает вечерняя Прага к каким-то ожесточенным боям, и тебе хочется всё аккуратно и по стелсу делать. Но если у вас всё же включатся эти фазы треков, то вы с удовольствием услышите логичное развитие спокойной фазы, просто с большим количеством барабанов.

JANUS. От Мэйхэма.

 

В этой теме вообще нет живых инструментов, типа пианино, гитар или женского вокала. Нет, тут вот типичный киберпанковый синт от Мэйхэма, который стал своего рода новой фишкой в саундтреке MD.
И отсутствие живых инструментов подчеркивает, что эта тема принадлежит существу, личность которого никто не знает, и которого мы всегда видим как безликого аватара с искусственно измененным голосом.

Можно сколько угодно теоретизировать кто такой Янус. Может, Волкард, может, Мадам Фотограф, может, Духаст Вячеславович, но факт остается фактом: кто такой Янус - неизвестно, и на данный момент он больше всего похож на искусственный интеллект или на ожившую нейросеть.

И трек лишь подчеркивает это.
Кстати, в миссии, где играет этот трек, у нас даже враги не люди - там дроны в конце миссии нападут.

Очень удобно для этого трека получилось: и говорим мы не с человеком, и сражаемся с машинами.

Настало время выбирать. Банк Палисейд или Церковь Бога Машины?

Сектанты особой любви у меня не вызывают, так что сходим-ка в самый продвинутый и защищенный банк, который взламывают все кому не лень, вот настолько он хорошо защищен.
Тему PALISADE писал МакКанн, как и для Церкви Бога Машины.
Ну... она просто норм. Типичный МакКанн, опять плавные синты, опять женский вокал, опять восточные мотивы, которые непонятно, что забыли в банке Палисейд.

 

Нет, знаете, все-таки вот плохо это, что МакКанн повторяется. Да этот трек даже похож на предыдущий, то есть на Tensions Rising. Если эту же мелодию подставить в вечернюю Прагу, ничего не поменяется. Но в любом случае: это достаточно нейтральная мелодия, причем как в боевой, так и в спокойной фазе. Выделяется разве что тревожная фаза за счет необычных синтов.
Банку вполне подходит, на том и порешим.

А вот в следующем треке МакКанн постарался больше.
THE MACHINE GOD.

 

В этот трек он добавил интересных фишек: дёрганья басовой струны в спокойной фазе трека, а также церковный хор. И надо сказать, что эти звуки напрягают, и так и должно быть, сектанты тоже напрягают. И я хотя бы могу это запомнить и не спутать этот трек с каким-то другим.
К сожалению, боевая фаза, по моему мнению, какая-то совсем уже не подходящая ситуации. Здесь вопреки своей обычной плавности и ненавязчивости в боевой фазе МакКанн вдруг слетел с тормозов и добавил много-много барабанов. Но только вот такая боевая фаза больше всего бы подошла сражению с Масками в Дубае, а не сражению с вот этими бомжами в рясах.
Но затем трек исправляется и демонстрирует нам еще более громкий хор, лишний раз подчеркивая, что это все-таки церковь, пусть и извращенная.

И дальше мы прощаемся с МакКанном, по крайней мере, до конца игры. Треки начиная с Гарма и до конца игры писал Мэйхэм. Ну и хорошо. Я думаю, МакКанн выжал из себя всё, что мог, а моими персональными любимчиками всегда останутся тема открывающих титров, тема ОГ29, тема канализации и тема ночной Праги. Это уже довольно много.

Но знаете я, пожалуй, рада, что он не писал весь саундтрек к Mankind Divided. Я чувствовала, что он тему Deus Ex для себя уже закрыл. Но я всё же рада, что он вернулся и написал красивый и местами вполне запоминающийся саундтрек.

G.A.R.M.

 


Это очень необычный трек. Самый необычный во всем MD.
Во-первых, у него нет фаз: ни спокойной, ни тревожной, ни боевой, я по крайней мере не слышу никакого разделения. Кто-то всё-таки решился на это.
Во-вторых, он весь переполнен необычными звуками.

Трек начинается с позитивного, утреннего настроения. С пробуждением, Дженсен.
Но затем начинают добавляться звуки. Звук поднимающейся тревоги. Упорное нажимание одной клавиши на синтезаторе. Раздраженный рой механических пчел. Звуки разрезаемого метала. Громыхание метала на фоне всё той же тревоги. И резкий финал.

Мне нравится. Мэйхэму очень хорошо описали эту локацию, и он решился на довольно смелый эксперимент: послал нафиг всю эту структуру деусовских треков и от души напихал в трек звуков, которую описывают этот Гарм. Здесь Дженсена ждала засада, его чуть не убили, он даже не вполне уверен, кому вообще доверять теперь, и на этом заводе обнаружилось самое настоящее осиное гнездо радикально настроенных террористов. И надо как-то выбираться отсюда, проскальзывая между огромными заводскими махинами.

Слушайте, я не настаиваю на том, чтобы во всех треках теперь структуру ломали. Нет, этого делать как раз не стоит на постоянной основе. Но вот это добавление звуков, соответствующих локации, вообще-то не повредило бы остальным трекам MD.

MARTIAL LAW или тема комендантского часа.

 


Этот трек у меня давно есть в плеере, и периодически я люблю его переслушивать.
Идеальное попадание. Спокойная фаза, которая совсем не выглядит спокойной - ты чувствуешь, что над тобой что-то нависает, что вот вот что-то случится. И оно случается: через тревожную фазу, полную уже ставших характерными для Мэйхэма синтов.
И через всё тот же звук тревоги нас вкидывают в боевую фаз, которая опять же полна типичным для Мэйхэма громыханием. Но как бы у нас тут комендантский час, ночь, мрак, дождь, менты, тяжелобронированные менты, летающие дроны, шагающие роботы, и все готовы тебя убить, просто потому что ты на улицу вышел. И сквозь весь этот мрак ты бежишь к точки миссии или к себе домой, и внезапные вайбы тема дома Дженсена в конце трека подчеркивают, что ты добежал. Но тебе нифига невесело. И мелодия в конце трека тоже невеселая.

Мои аплодисменты Мэйхэму. Он этим треком прекрасно описал всю ситуацию на предпоследней локации MD.

PRAGUE.
Трек играет всё также в ночной Праге в комендантский час.

К сожалению, на ютубе отдельно не выложен. Придется таймингом дать.

Спокойная фаза печальная, тягучая, даже трагичная, что так и должно быть, комендантский час - это не веселое событие.

Невеселое, кстати, не столько само по себе, а потому что в принципе комендантский час случился. Это значит, что что-то к нему привело, какие-то ужасные по своей сути события.
Спокойная фаза мне лично в этом треке не очень нравится, ну она совершенно не цепляет. А вот тревожная фаза - уже совсем другое дело (нравятся мне у Мэйхэма эти синты).
Боевая фаза - очень короткая, но очень мощная. Она снова на тебя обрушивается грохотом, снова это механическое жужжание, и более того - в треке появляется мелодия, которая словно выполнена в стиле уже какой-то совсем другой игры. Но прежде чем ты успеваешь удивиться, трек заканчивается скрежещущей механической какофонией. Я даже подумала, что у меня с колонками что-то случилось. Если бы в треке была фаза смерти как в старом Deus Ex, то финал этого трека неплохо бы подошел под нее.

ORCHID.
Если ничего не путаю, это тема играет в театре, в ночной Праге.

 

Честно говоря, никаких особых эмоций конкретно у меня этот трек не вызывает. Довольно скучный и стандартный. Опять же - неплохой. Просто он слишком нейтрален. Он немного становится поинтеерснее на тревожной и боевой фазах, что уже видимо нормально для Мэйхэма - со спокойными фазами ему очевидно сложнее работать.

APEX TOWERS.

 


Вновь синты Мэйхэма, которые здесь звучат очень красиво, кстати. У меня даже постоянно было ощущение, что я уже где-то слышала этот трек. Но я списала это на то, что я слушаю слишком много синтвейва, вот мне и кажется уже всё знакомым.
Боевая часть трека совсем не агрессивная, и вновь Мэйхэм пошел на эксперимент, и во второй половине трека мы постоянно механические звуки, которые принято называть нойзом. Конкретно в этом треке этой локации эти звуки кажутся странными. Но ладно, конец игры, дайте Мэйхэму еще немного свободы действий. Тем более трек правда достойный.

И наконец, BATTLE FOR THE FUTURE.

 

Вот этот один из моих любимых, в плеере давно есть, и часто его переслушиваю. Тут словно собралось всё лучшее от стиля Мэйхэма.
В спокойную фазу он решился добавить чутка женского вокала, словно отдавая должное своему коллеге по саундтреку в Deus Ex. Его уже характерные синты, образующую красивую мелодию будущего, за которое идет битва. Эпик в середине тревожной фазы. Резкое затихание и постепенно идущий разгон перед боевой фазой. Громыхание в боевой фазе. И неожиданное завершение трека мелодией, вселяющей надежду на лучшее, но всё еще вызывающей беспокойство и тревогу.
Всё в этом треке прекрасно, и я считаю, что он отлично подходит последней миссии в игре.

В целом, я работу Мэйхэма люблю.
Во-первых, он не стесняется экспериментировать, это видно по треку G.A.R.M., Apex Towers, Prague. Это супер, этому саундтреку нужны эксперименты. Потому что в первом Deus Ex как раз таки композиторы не стеснялись экспериментов, и саундтрек получился действительно запоминающимся. Вот Mankind Divided надо еще хотя бы одного такого Мэйхэма, и вообще отлично было бы. Но уж ладно.
Во-вторых, Мэйхэм придал саундтреку Deus Ex новые уникальные фишки. Да, синты у Мэйхэма везде похожие, но теперь эти синты ассоциируются с Deus Ex. Мэйхэм смог заставить саундтрек франшизы зазвучать новыми красками.
Но как всегда ложка дегтя. Мэйхэм недожал, вот чего-то ему всё-таки не хватает до шедеврального саундтрека. Некоторые темы у него получились попросту скучными, Dr Koller или Orchid, или тему Януса тоже можно считать недораскрытой.

В общем и целом, очень круто сделано, но вот прям до мурашек по коже и до взрыва эмоций в душе - нет, это не к Сонику Мэйхэму.

Ну и мы, конечно же, не обсудили темы трейлеров, коих аж 5 штук. МакКанн написал две, Мэйхэм - три.

И начнем мы, конечно, с самой печальной, но не в плане звучания.
EMBRACE WHAT YOU HAVE BECOME от МакКанна.

 

Вот тема трейлера - это та причина, по которой мне сразу стало понятно, что работа МакКанна в сиквеле получилась слабее, и не зря в MD еще одного композитора позвали.
Я прям очень не хочу ругать этот трек. Но мне придется. То, что она компетентно записана и подходит этому трейлеру, не значит, что она хорошая.

Дело в том, что эта тема записана конкретно под этот трейлер. Без трейлера она не значит ничего.

Тема Икара не была привязана к трейлеру Human Revolution. Да она там звучала, но икар был самостоятельной темой, самодостаточным и прекрасным произведением, которое не грех кавернуть, переиграть и ремикснуть. Икар не ассоциируется у меня с трейлером HR.

В то время как, когда я слушаю Embrace What You Have Become, у меня перед глазами трейлер, и все куски этого трека записаны под трейлер.

 

Трек затихает в тех местах, где в трейлере тот или иной персонаж проговаривает экспозицию. Разгоняется и становится агрессивным на боевых сегментах трейлера. Подчеркивает появившееся название студии. Ускоряется на тревожных сегментах.

Причем, самым странным я нахожу то, что в этой битве играет кусок темы Икара. Но тема Икара никогда не была про то, как Дженсен круто всех протыкает наноклинками...
Причем, самым странным я нахожу то, что в этой битве играет кусок темы Икара. Но тема Икара никогда не была про то, как Дженсен круто всех протыкает наноклинками...

Всё абсолютно точно записано под конкретные куски трейлера, а значит ценность у такой темы стремится к нулю, в отрыве от трейлера она будет просто странно звучать.
Возможно, конечно, что всё было наоборот, и тему МакКанна подставляли под трейлер, но я чего-то сильно в этом сомневаюсь. В любом случае ну... эта тема есть. Не режет слух, и, видимо, на том спасибо.

Все те же самые камни я могу кинуть в огород темы трейлера на Е3 2015ого.

 

Точно так же мелодия писалась конкретно под трейлер, и это даже ещё сильнее слышно, потому что ну мелодия затихает раза эдак 4 за свою длину, обозначая переход в трейлере на следующий кусок. Причем даже не открывая трейлер, по одной мелодии становится понятно, где идет экспозиция, а где началась демонстрация новых боевых возможностей в игре.

 

И хоть мне нравится боевая часть этого трека, ничего особенного я про него сказать не могу. Это очень безликая работа, и без трейлера она никакого смысла в себе не несет.

Далее у нас три темы трейлеров от Мэйхэма, и он справился значительно лучше.

MECHANICAL APARTHEID.

 
 

Играет по факту не в трейлере, а в короткометражке с живыми актёрами от Eidos. А это не совсем трейлер. Кстати, я его отдельно в этом блоге обсуждала. Красивая мелодия, грустная, напряжённая, с вплетением пианино для подчеркивания всей трагедии ситуации. Она достаточно легко подошла столь непростой теме во вселенной Deus Ex как апартеид. Пусть трек и не запоминается, но он хорош. И в этом случае я не могу сказать, что он привязан к конкретному трейлеру.

TRAILER 101.

 
 

Также написана Мэйхэмом, и она, во-первых, довольно длинная - почти 6 минут. Во-вторых, складывается впечатление, что это полноценный трек для игры. У него есть все три фазы, и у него есть запоминающийся и яркий синтовый кусок, повторяющийся на протяжении всего трека. В целом, это всё, что можно сказать об этом треке.

В противоположность этому треку следующий и последний из обсуждаемых нами из саундтрека MD - довольно короткий. ADAM JENSEN 2.0 является своеобразным полукавером темы Икара. Заглавная тема HR в ней угадывается достаточно легко.

 
 

Учитывая название трека, омаж в сторону темы Икара вполне уместен. Я бы даже хотела, чтобы трек шел подольше, чем 2 минуты.

Настало время подвести ИТОГИ для саундтрека Mankind Divided.
Я считаю, что самый идеальный саундтрек был в первом Deus Ex. Дело в том, что в первом Деусе все композиторы писали саундтрек, опираясь на локацию и происходящие на этой локации события. Именно поэтому каждый трек в итоге получился ярким и запоминающимся, и каждый трек принадлежит той локации, к которой он писался. Вы не можете взять трек из Зоны 51 и включить его в шато ДюКлэр. Вы не можете взять трек Парижа и включить его в Нью-Йорке. Это просто не сработает.

В то время как в новых Деусах композиторах писали треки, отталкиваясь от самих себя. От своего собственного стиля, от своих собственных фишек в написании музыки. И в Mankind Divided это в какой-то степени стало проблемой, потому что вы буквально можете взять весь саундтрек, перемешать его и поменять все треки местами, и ничего кардинально сильно не поменяется. Трек Sewers можно поменять местами с Sandstorm, и ничего не изменится. Трек Опергруппы можно поменять местами с треком Лондона. Саундтрек в Праге вообще получился невероятно безликим. Да-да, он объективно красивый, атмосферный, но у него нет лица, его можно поставить в любой другой деусэксовский город, и он точно также туда подойдет.

Казалось бы, ну и плохо что ли? А это с какой стороны смотреть. У саундтрека новых Деусов появился собственный стиль, этот саунд стал узнаваемым, и вы ни с чем не спутаете мелодии МакКанна и Мэйхэма. Они отлично справились со своей работой в MD, ни один из треков не режет ухо. Они хорошо слушаются фоном, какие-то из них получились очень цепляющими, и я часто переслушивала в плеере ту же тему открывающих титров, тему ОГ29, комендантского часа и Лондона.
И саундтрек в общем и целом очень красивый.
Но с другой стороны, я не совсем этого ожидала от MD. Я думала, что с добавлением нового композитора саундтрек станет более индивидуальным для каждой локации. Но всё случилось ровно наоборот. МакКанн явно подустал от Deus Ex, многие его темы получились слишком нейтральными, ему словно уже мало было что сказать и оставалось только ударяться в самоповторы, пихать эти восточные мотивы в те мелодии, где их вообще быть не должно, повторять собственную же тему Икара, повторять свои же синты из HR.
Казалось бы, Мэйхэм-то уж должен затащить, но он по сути повел себя так же, как и МакКанн. Выбрал какой-то стиль, какие-то определенные синты и барабаны, и их и придерживался почти во всех своих треках, отсюда и схожие в некоторых треках звуки, и вот это громыхание в боевых фазах треков. И лишь изредка он экспериментировал, за что ему спасибо.

Тут, конечно, дилемма для музыканта. Брэндон, Ван ден Босс и прочие в первом Deus Ex отказались от своего индивидуализма в пользу индивидуализма саундтреков. Я не помню, кто из композиторов писал тему Юнатко, но я помню саму тему Юнатко. Я не помню, кто писал тему Ванденберга, но я помню саму тему Ванденберга.
В то время как МакКанн и Мэйхэм выработали общий стиль саундтрека Deus Ex, но поверх этого стиля накинули своего стиля композиторства музыки.
В итоге, я определенно могу сказать, что этот трек писал Мэйхэм, а этот - МакКанн, но в каких локациях эти треки играли, я не всегда могу вспомнить.

Не подумайте, что мне этот саундтрек не нравится. Нравится, это красивая работа, оба композиторы молодцы. Но если внезапно надо будет отдавать пальму первенства саундтрека в DE, то, Mankind Divided, ты уж не обессудь, не тягаться тебе с игрой 2000ого года.

Ну и так как мы наконец-то разобрались с работой МакКанна и Мэйхэма, то давайте обсудим трек, который они не писали.

ENDING CREDITS.

 

Миша Мансур, известный в узких кругах гитарист, впрочем, помимо работы в музыкальных группах к играм тоже имел отношение, например, к саундтреку Halo.

Тема закрывающих титров = это по жанру рок, что неудивительно. Гитарный трек, тяжелый, лиричный, и по ходу являющийся своеобразным частичным кавером темы Икара. Тема получилась очень достойной, мои аплодисменты данному гитаристу. Мои похвалы и тому, что он не стал втупую каверить всю тему Икара, а просто использовал ее часть и на ее основе записал свой трек.
Это не выглядит методом копировать/вставить, нет, это выглядит хорошей вариацией той самой темы.

Ну и вот мы аккуратненько подобрались к фанатскому творчеству и можем поговорить и о нем, но совсем немного.

Тему закрывающих титров неплохо закаверил LittleVMills.

 

Я бы даже сказала, что он ее переписал. В его исполнении и барабаны стали более четкими, и бас с гитарой звучат более чисто. Я даже склона рекомендовать для более чистого экспириенса вместо оригинальной темы Мансура слушать кавер Little V. Он просто-напросто лучше сыгран.

Чтобы дfлеко не убегать от Little V можем зацепить еще один его кавер, на тему трейлера Mankind Divided. Ну... это хороший кавер.

 

Это может быть вкусовщина, но Little V умеет делать толковые каверы. Стала ли эта мелодия чем-то самостоятельным, когда ее сделали рок-кавером? Нет. Но я всё равно рада была услышать эту мелодию в исполнении этого бородача в очках. К тому же, тот самый кусок темы Икара звучит бомбически, будучи сыгранным на гитаре профессионалом.

А теперь давайте на секунду остановимся и чуток порассуждаем. Триквел Deus Ex. При условии, что он все таки случится, будет ли он таким же по сценарию, атмосфере и геймдизайну как Human Revolution и Mankind Divided? Ведь абсолютно точно над триквелом не будут работать те же самые люди.
Из студии ушел арт-директор Джонатан Жак-Белльтет, который по сути отвечал за весь визуальный концепт игры, за ее общий стиль.

Из студии ушла ведущая сценаристка Мари Демарль.

И, скорее всего, из студии еще люди уходили, менее значимые, но всё равно значимые.
То есть если триквел и случится, то над ним уже будут работать другие люди, не тот же самый состав, что был в HR и MD.
И, возможно, над музыкой тоже будут работать другие люди. Может быть, к композиторству вернутся всё те же МакКанн и Мэйхэм. В конце концов, они-то к студии Eidos Montreal не привязаны. Но зерно сомнения есть.

Так вот к чему я это всё? У саундтрека новых Deus Ex появился собственный стиль, который некоторые исполнители стали копировать и вполне успешно.

KRISTOF BATHORY.
Этого исполнителя мне скинули со словами: "Зацени, музыка как в Deus Ex".
И да, это буквально музыка в стиле Деуса, тут не нужно даже долго прислушиваться.

 
 

Разве что более мрачная, давящая и грузная, но тем не менее стиль Батори уловил очень точно. Если вы скучали по музыке Деусов, то вот целый альбом на прослушивание.
К чему были все мои рассуждения про музыку в триквеле? Ну вот этого парня взять, приставить к нему в надзор кого-нибудь еще типа Мэйхэма, чтобы мрачное настроение из треков убрать, и всё, готов саундтрек к триквелу.
Но это всё, конечно, в порядке бреда говорю, такое вряд ли произойдет.
А альбом Батори послушайте обязательно.

Напоследок, я могу предложить к прослушиванию несколько каналов, которые берут какую-нибудь тему из HR и MD, расширяют и зацикливают ее до одного часа и ставят на фон длинные футажи из игры, снятые с одного ракурса. Так что если вам хочется часок фоном послушать тему Праги или тему банка Палисейд или тему Утулек или что-нибудь из саундтрека Деуса, то добро пожаловать на канал Gaming Ambience либо на канал Grammar Nazi. 

 

пример

 

пример

И несколько отдельных подборок на несколько часов могу предложить.

 
 
 

И на этом всё.
Я надеюсь, что я со своей задачей рассказать про музыку Mankind Divided справилась.
В комментах можете рассказать, какие темы в Mankind Divided ваши любимые, работа какого композитора вам нравится больше, какие чувства и эмоции у вас вызывал тот или иной трек. Это на ваше усмотрение. Если вам таким хочется делиться.

С вами была Зомби, спасибо за прочтение и до встречи в декабре.


Deus Ex: Mankind Divided

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
23 августа 2016
3.6K
4.2
2 140 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Мне блог понравился, именно под эти треки нужно читать какой-нибудь подробный разбор сюжета и идей Deus Ex.
Честно говоря не все треки отсюда послушал, дошел до каверов и не осилил:)
Если честно, спустя какое-то время я понял, что MD мне не очень нравится, хотя в ней есть много хорошо сделанных штук помимо музыки.
Но для меня HR с его идеями кибер-ренессанса ближе и музыка оттуда как-то лучше зашла, поэтому тему Икара я сразу в плейлист добавил.

Для любителей темы TF29 — советую этот кавер) Из-за пониженной скорости звучит интересно. Мне, как любителю прога инструментального — очень приятственно.

И, да, «ending credits», в самом начале, где Мишка — прогрессивный МЕТАЛЛ. Никакой это, блн, не рок даже близко))

Читай также