В 2012 году в игровой индустрии появилась новость, согласно которой голливудские режиссёры приступили к созданию фильма по вселенной Deus Ex. Особых подробностей на тот момент не было, а спустя пару лет нам стало известно, что производство заглохло, в связи с чем киноадаптацию решили отменить. Так какова же история этого проекта? Давайте разбираться!
Над сценарием несостоявшейся кинокартины работали режиссёры Скотт Дерриксон и С. Роберт Каргилл, которые до этого выпустили успешный в коммерческом плане хоррор-фильм «Синистер». В качестве основы для их нового фильма была взята игра Deus Ex: Human Revolution, повествующая историю Адама Дженсена — бывшего полицейского, ставшего главой службы физической безопасности Шариф Индастриз. Во время исполнения служебных обязанностей Адам был тяжело ранен, после чего он не смог бы выжить без механических аугментаций. Его сломанные конечности были заменены высокотехнологичными боевыми имплантами, что превратило Адама в настоящую машину для убийств.
В мире Deus Ex аугментации не являются редкостью. Некоторые, как Дженсен, вынуждены использовать их с целью выживания, другие же добровольно отрезают части своего тела и устанавливают механические импланты. В связи с этим в обществе нарастает напряжение между «аугами» и «чистыми». Аугам также приходится полагаться на лекарство, которое предотвращает отторжение имплантов организмом, и которое, зачастую, делает из них наркоманов.
Продюсеры видели потенциал в киноадаптации подобной игры благодаря гнетущей атмосфере киберпанка в стиле «Бегущего по лезвию», а также огромному простору для постановки боевых сцен. К сожалению, Дерриксон был вынужден покинуть проект, так как его перенаправили на производство «Доктора Стрэнджа».
Мы добились действительно впечатляющего прогресса в написании сценария. Для этого меня и Каргилла пригласили хорошие люди из CBS Films. Процесс был довольно позитивным, и от того мне было ещё больнее покидать проект в угоду «Доктору Стрэнджу». Я прекрасно понимал, что команда не могла просто подождать меня ближайшие пару лет.
С уходом Дерриксона проект начал постепенно разваливаться.
Я не могу сказать, что в полной мере понимал аргументацию студии на тот момент. Они заявили, что Deus Ex это не тот фильм, над которым они хотели бы работать. Они также сказали, что их текущая стратегия развития заключалась в переходе с боевиков типа «Быстрее пули» с Дуэйном Джонсоном на что-то более похожее на «Простушку». Конечно, после ухода лидеров в лице Дерриксона и Каргилла фильм попросту умер.
Работая в Голливудской продюсерской компании, которая приобрела права на экранизацию Deus Ex, Кинни сперва делал небольшие наброски, чтобы привлечь внимание руководителей студии. Только после этого в команду начали приглашать сценарситов.
После того, как мы определили сценаристов, которые, как нам казалось, подходят для этого проекта больше всего на основе их предыдущих работ, мы также отобрали ещё небольшое количество кандидатов, представивших свои версии сюжета. Моё внимание привлёк дуэт Дерриксона и Каргилла, ибо они с самого первого дня проявляли инициативу и энтузиазм на волне успеха их «Синистера». Они вникли в мир Deus Ex и захотели воплотить его на экране. Конечно, Скотта мы наняли не только для написания сценария, но и для режиссуры…
Мне правда очень жаль, что CBS Films провалила этот проект, потому что я считаю, что Скотт действительно мог сделать чуть ли не первую великолепную адаптацию видеоигры за всю историю кино. Его работа над «Доктором Стрэнджем» показала, что он умеет развивать тему «сверхчеловека» с разных сторон и гармонично встраивать в неё приключенческий экшен для массовой аудитории. Замените мистицизм «Доктора Стрэнджа» трансгуманистической темой Deus Ex, и вы получите все ингредиенты для фильма, который мог стать незабываемым, или, по крайней мере, опередить своё время.
Из того, что сохранилось, Кинни отметил небольшой отрывок сценария, который датируется 2014 годом. Давайте теперь взглянем на то, что мы могли получить в итоге.
Фильм начинается с цитаты Альберта Эйнштейна и утренней тренировки главного героя:
Технический прогресс подобен топору в руках патологического преступника.
- НАЧАЛО:
Звук глубокого и размеренного, словно метроном, дыхания контрастирует с ударами ног по асфальту.
- ЭКСТ. ПРОБЕЖКА — ПРЕДРАССВЕТНОЕ ВРЕМЯ
Тусклые солнечные лучи освещают медленно текущую реку. Свет отражается от покрытой росой травы. Капля дрожит и падает. Видна пара быстро движущихся беговых кроссовок. Камера следует за ними.
Камера медленно поднимается, чтобы показать их владельца. Пропитанные потом шорты и майка прикрывают тело спортсмена — длинное и сухощавое, с хорошо выраженными мышцами.
Он сворачивает с беговой дорожки в сторону тренировочной площадки под открытым небом — турник, свободные веса, полоса препятствий и т. д. Когда он замедляется, мы видим его лицо: 30-летний, красивый, с копной тёмных волос. Это мужчина в самом расцвете сил. Внимание заостряется на его глубоких глазах, говорящих о его высоком интеллекте.
Это Адам Дженсен.
- ЭКСТ. ОТКРЫТАЯ ТРЕНИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА — ПРЕДРАССВЕТНОЕ ВРЕМЯ
Дженсен подходит к турнику, хватается за него и начинает подтягиваться. Его мышцы начинают дрожать и он замедляется.
Он спрыгивает на землю, приземляясь на руки. Далее идут отжимания.
Затем он переходит к гантелям весом примерно в 180 фунтов. Он садится на скамейку и начинает упражнение. При этом его бицепсы дрожат — четырнадцать повторений, пятнадцать… Если тело — это машина, то он доводит её до предела. Мышцы отказывают.
Он лежит на скамейке, тяжело дыша. Первые прямые лучи солнца омывают его. Когда оно поднимается над горизонтом, его свет преломляется в цветах, растущих неподалёку.
После этого мы перемещаемся в квартиру Дженсена, где он разговаривает со своей девушкой, доктором Меган Рид. В сценарии она описывается как «красивая и начитанная». Они мило беседуют и наслаждаются моментом, но их прерывает новостной репортаж о теракте. Группа под названием Purity First напала на производственный объект Шариф Индастриз. Меган спрашивает Дженсена, согласен ли он с ними в том, что аугментация бесчеловечна:
- ДЖЕНСЕН:
«Я их понимаю. Есть разница.»
Меган подходит к нему, глядя на горящее здание.
МЕГАН:
«Аугментации помогают людям.»
Он обнимает её, затем протягивает руку и кладёт её ей на сердце.
МЕГАН:
«Что ты делаешь?»
ДЖЕНСЕН:
«Чувствую тебя.»
МЕГАН:
(улыбается)
«А кибернетическая рука, по-твоему, не сможет?»
ДЖЕНСЕН:
«Не так отчётливо.»
МЕГАН:
«Аугментации не влияют на то, кто ты такой, Адам.»
ДЖЕНСЕН:
«Нет. Но они влияют на то, ЧТО ты такое.
Если ты захочешь, чтобы я аугментировался, то я это сделаю. Ради тебя. Но я не хочу когда-либо лишаться этих чувств…»
На пути в Шариф Индастриз всплывающее объявление напоминает Дженсену, что он всё ещё не воспользовался преимуществами своей компании — бесплатными аугментациями. Он шагает сквозь голограмму, игнорируя её. Также он пытается помешать Меган кинуть мелочь наркоману с аугментацией.
Когда они достигают своего рабочего места в Шариф Индастриз, нас знакомят со всеми ключевыми персонажами, включая Дэвида Шарифа, основателя компании.
Вскоре после этого нас знакомят с главными антагонистами: Еленой Фёдоровой, Джароном Намиром и Лоуренсом Барреттом. Все они наёмники, которые, похоже, работают на Purity First. Они готовятся атаковать здание, в котором находится Дженсен.
- ИНТ. ЛОББИ — ЗДАНИЕ ШАРИФ ИНДАСТРИЗ
Мигающий свет и звуки сигнала тревоги. Дюжина вооружённых офицеров безопасности Шариф в бронежилетах и касках с военным оборудованием врываются в лобби, в то время как охранники ведут сотрудников к лифтам. Один из них реагирует, когда к охранникам скользит металлический ящик. Происходит взрыв.
Ударная волна отбрасывает охранников. Другие поднимают оружие и продираются сквозь дымовую завесу. После небольшой паузы позади охранников раздаётся громкий выстрел. Один из них падает замертво с дырой в груди. Офицеры службы безопасности начинают стрелять, когда из дыма появляется Барретт.
Он скидывает своё пальто и демонстрирует тело. Некогда он был человеком, теперь же это четырёхсотфунтовый монстр с механическими имплантами и человеческой головой. Всё начиная с шеи заменено хромированными кибернетическими аугментациями военного уровня.
Его лицо покрыто шрамами от огня и сражений, а то, что раньше было его глазами, превратилось в глянцево-чёрные цифровые дисплеи.
Если что-то в этом мире должно заставить вас задуматься о моральной стороне аугментации, то это Барретт.
По словам Кинни, на роль Барретта они хотели позвать Стивена Лэнга, а в качестве Адама Дженсена рассматривался Брэдли Купер. Тем не менее, до кастинга дело так и не дошло.
Во время нападения Дженсен думает, что наёмники здесь из-за «Тайфуна» — секретного оружия, которое находится в разработке в Шарифе, но на самом деле они здесь из-за чего-то под названием «Дедал».
- БАРРЕТТ:
«Где „Дедал“?»
Меган качает головой. Взгляд Баррета переключается на Елену.
Из руки Елены выдвигается острое, как бритва, лезвие. Оно скользит вниз по груди Меган, к её животу и задерживаясь на бедре. Тонкий шлейф крови появляется по следу от лезвия.
БАРРЕТТ:
«Я уважаю ваши принципы, доктор. Правда уважаю.
Но ничто из того, чем владеет Дэвид Шариф, не стоит вашего самопожертвования.»
Меган с ненавистью смотрит на него.
БАРРЕТТ:
«…Но это лишь моё мнение.»
(поворачивается к Елене)
«Пусти ей кровь.»
Елена собирается выполнить приказ, но тут в комнату врывается подмога. Бойцы сбивают с ног Елену и дезориентируют Барретта.
Дженсен стреляет по ёмкости с охлаждающей жидкостью. Жидкость испаряется при контакте с воздухом, образуя густой белый туман, закрывающий обзор.
Камера наводится на Меган. К ней подбегает Дженсен и хватает её за руку.
ДЖЕНСЕН:
«Пошли!»
Вместе они бегут.
Баррет шагает сквозь туман глядя в никуда. Елена и Джарон появляются слева от него, как призраки.
Вдруг зрение Барретта меняется на инфракрасное и он может различать две бегущие фигуры.
БАРРЕТТ:
(говорит холодным тоном Елене и Джарону)
«Догнать.»
Наёмники в конце концов догоняют Дженсена и избивают его до полусмерти, насмехаясь над тем, что благодаря аугментациям они намного быстрее, сильнее и умнее, чем он. Они бросают его через зеркальное окно, оставляя осколки стекла, торчащие из его тела.
Несмотря на обилие жестоких боевых сцен, создатели никогда не планировали делать фильм с рейтингом R:
В то время, когда «Дэдпул» ещё не стал исключительным хитом с рейтингом R, в США крупные студии не были заинтересованы в выделении большого бюджета для фильма, который предназначен только для взрослой аудитории. Но если бы мы снимали этот фильм сейчас, то безусловно Deus Ex вышел бы с рейтингом R.
Следующая часть сценария сильно отличается от игры, хотя по словам Кинни, съёмочная группа активно общалась с сотрудниками Eidos Montréal, работавшими над Deus Ex: Human Revolution.
Каждое обращение, которое мы когда-либо писали для руководства студии, было отправлено и разработчикам игры. То же самое со сценарием — мы получали их замечания по каждой версии сценария. Казалось, все были довольны конечным результатом. Каждый из них. И несмотря на это фильм так и не был снят. В этом вся трагедия.
Далее по сюжету Дженсен просыпается в больнице. В сценарии фильма он не был аугментирован против своей воли — он все ещё человек. Дженсен зол из-за потери Меган, которую считает мёртвой. Он вспоминает их разговор об аугментациях, а также то, как Барретт насмехался над ним. После этого он просит Дэвида Шарифа снабдить его технологией «Тайфун», чтобы он смог отомстить. Он буквально просит об этом, хотя в игре он never asked for this.
- ИНТ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ШАРИФ — ВРЕМЯ НЕИЗВЕСТНО
Дженсен лежит с закрытыми глазами. Простыня покрывает его тело. Он выглядит вполне нормально, за исключением двух металлических полумесяцев по бокам глаз и небольшого шестиугольника, вырезанного на левой стороне его лба.
Дженсен резко открывает глаза. Он быстро садится, растерянный и дезориентированный. Когда он это делает, простыня спадает, обнажая его ноги и туловище. Он похож на человека, и даже больше. Его грудь и руки покрыты титановыми пластинами. Руки полностью кибернетические, чёрные и блестящие, как и его запястья.
Он оглядывается, и во время этого перегружает свои сенсоры — цвета слишком яркие, а звуки слишком громкие. Ощущения такие, как будто его разум превратился в эхо-камеру.
- КИБЕРНЕТИЧЕСКИ УЛУЧШЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЖЕНСЕНА:
Он находится в большой и безжизненной лаборатории, заполненной медицинскими машинами. Ожерелье Меган лежит на маленьком столике, а всё вокруг для него в сверхвысоком разрешении. Он моргает, и в его глазах появляется тактическая сетка. Микропроцессоры записывают всё, что он видит, а каждый окружающий его предмет идентифицируется как возможное оружие и/или угроза. Всё это происходит в мгновение ока.
Дженсен резко встаёт. Он голый. Сзади мы видим, что его позвоночник был заменён рамой из сплава, которая крепится ко всем четырём конечностям, и что нижняя половина каждой ноги была заменена кибернетикой.
Вскоре после этого Дженсен сбегает из больницы и отправляется в мир, который теперь видит улучшенными глазами. Он возвращается в парк из начальной сцены и проводит ещё один цикл тренировок, имитирующий оный из начала фильма и показывающий, насколько сильно он развился.
Далее сценарий описывает последовательность событий в стиле «Джейсона Борна», где на протагониста нападают сборщики аугментаций:
- МИР ГЛАЗАМИ ДЖЕНСЕНА:
Бандит № 2 машет ломом у головы Дженсена. Дженсен с лёгкостью перехватывает лом левой рукой и ударяет бандита правой в солнечное сплетение. Кости нападавшего ломаются, а его тело отбрасывается назад…
Сенсоры Дженсена нагружаются, когда бандиты двигаются быстро. Затем внезапно кажется, что мир замедляется. Бандит № 2 в воздухе. Девушка кричит. Бандит № 3 достаёт нож. Бандит № 1 протягивает руку с электрошокером к груди Дженсена. Поверх всего этого наложены линии и цифры, показывающие угол атаки, силу, потенциальный урон, а также сильные и слабые стороны нападающих. Всё это за долю секунды.
В реальном времени: Дженсен разворачивается, хватает Бандита № 1 за руку и выкручивает её в обратную сторону. Бандит № 1 кричит, когда ломаются его кости. Бандит № 3 бьётся в конвульсиях, когда Дженсен вонзает электрошокер ему в грудь. Оба падают на землю.
Дженсен смотрит на изломанные тела. Он разобрался с тремя бандитами за три секунды.
Многие сцены для фильма были написаны с нуля, хотя в сценарии также присутствую небольшие отсылки к исходному материалу. К примеру, есть описание сцены, в которой Дженсен без майки сидит и пьёт виски.
В фильме владелец ночного клуба «Улей» Тонг Си Хунг должен был играть гораздо более важную роль, нежели в игре. Дженсен обманывает его, чтобы получить некоторую информацию, и в конечном итоге получает удар за его высокомерие. После автомобильной погони на высокой скорости Дженсен обманом заставляет Тонга прийти на финальную битву, где он снова использует его, на этот раз для отвлечения внимания.
Остальная часть истории тесно связана с игрой. Выясняется, что новостной репортёр является пропагандистской машиной с искусственным интеллектом, секреты Шарифа раскрываются и срабатывает «Дедал», в результате чего аугментированные теряют рассудок. Дженсен на пару с Меган останавливает безумие. А ещё Дженсену довелось испытать «Тайфун»:
- Дженсен падает на одно колено и сгибает руки по обе стороны от себя. Вдоль его рук появляются маленькие дырочки и «Тайфун» начинает действовать.
Ударная волна из его рук запускает маленькие взрывные устройства на 360 градусов.
Они пролетают над головами заложников, рикошетят и разрывают наёмников в колчья. Оставшиеся заряды впиваются в стены, проделывая в них огромные дыры.
Дженсен с благоговением смотрит на последствия — он понятия не имел, насколько мощным был «Тайфун». Заложники смотрят на него с разинутыми ртами.
Есть в сценарии также один довольно нелепый момент, вставленный попросту ради отсылки:
- ИНТ. ЗДАНИЕ PICTUS
Меган слышит голос Дженсена через наушник. Её взгляд останавливается на мерцающем коде, когда Елена приближается.
МЕГАН:
(Дженсену)
«Вставай!»
ДЖЕНСЕН:
(через связь)
«Не могу. Системы дают сбой.»
Меган переводит взгляд на пистолет, лежащий в нескольких футах от неё.
МЕГАН:
«Ты не машина!»
ИНТ. СТУДИЯ — ЗДАНИЕ PICTUS
Дженсен смотрит на Барретта, который вставляет обойму в свой миниган.
МЕГАН:
(через связь)
«Ты человек!»
После этих слов Дженсена наполняет спокойствие с освобождающим осознанием того, что он начинает понимать правду.
ДЖЕНСЕН:
(самому себе)
«…Вставай, Адам.»
БАРРЕТТ:
(направляя на него оружие)
«Ну так что?!»
ДЖЕНСЕН:
«…Я не такой как ты, Барретт.»
БАРРЕТТ:
«Ты грёбаный ауг!»
ДЖЕНСЕН:
«Это так. Но…»
БАРРЕТТ:
«Но что?!»
Дженсен начинает бежать в сторону Барретта.
Барретт нажимает на спусковой крючок. Когда Дженсен напрыгивает, лезвие выходит из его правой руки и отрезает руку Барретта. Баррет кричит, когда рука с оружием падает на землю. Другой рукой он замахивается на Дженсена. Дженсен перекатывается, хватает руку с миниганом и целится ей в Барретта…
ДЖЕНСЕН:
I never asked for this!
И Дженсен стреляет!
Снаряды попадают в голову Барретта и он падает замертво.
Учитывая общее настроение сценария, эта сцена выглядит чересчур комичной, а нелепости ей добавляет бессмысленная в контексте фильма фраза «I never asked for this», ведь тут Дженсен буквально просил об аугментациях.
Но даже с этой сценой у сценария всё же был потенциал. Конечно, кое-что из этого немного клише, и жаль, что в то время не планировалось присвоить фильму взрослый возрастной рейтинг, но тем не менее мир Deus Ex идеально подходит для экранизации. Чего стоит один только выделяющийся визуальный стиль с градациями чёрного и золотого.
Так или иначе, этому проекту уже не суждено воплотиться в жизнь, но кто знает, может в будущем мы и увидим какой-нибудь кинопроект по этой вселенной? Что же касается видеоигр, то сейчас права на Deus Ex находятся во владении Embracer Group, как и сама студия Eidos Montréal. Если верить прошлогодним сведениям журналиста Джейсона Шрайера, Eidos уже приступила к созданию новой игры по вселенной, которая в данный момент находится на ранних этапах разработки.
Лучшие комментарии
Точно в перевод не закралась ошибка? 4 фута = 1.2 метра. Как то не сильно внушительно для монстра.
Теперь вспомнил. Читал об этой экранизации, только в менее развернутом виде. Очередное поделие, где создатели всячески уверяют, что они прям ух как всё сохранили от оригинала, а на самом деле...
«Я никогда не просил об этом» — это буквально фундаментальное для Дженсена. Оно же имеет важное значение в рамках жанра киберпанк. Потому что пока человек чего-то там хочет или не хочет, корпорации делают своё дело в том числе и с телом самого человека.
Я нормально отношусь к Сарифу, но в случае аугментации Адама, действительно, можно посмотреть и под тем углом, что босс просто воспользовался возможность, наплевав на согласие. Мой подчинённый, что хочу, то и делаю. Ещё раз! Это всего лишь одна из точек зрения на то событие, но тем не менее.
Поэтому Адам — это не мститель, который не хотел, но захотел, а человек, который хоть и стал в классификации CP2077 корпоратом, но пытался работать по чести и всё такое, но его имели и поимели со всех сторон. Как живого человека без аугментаций, так и уже в состоянии киборга.
Да, фильм бы хотелось увидеть, но действительно продуманный фильм, а не имитацию в духе «Кредо Ассассина».
Перепроверил. Да, действительно ошибка. В оригинале там речь идёт о весе — 400 фунтов.
Исправил, спасибо.