18 октября 2023 18.10.23 31 3006

Спасёт ли «ИГРОПРОМ» российский геймдев?

+32

Что из себя представляет индустрия разработки игр в России в 2023 году? А вот нечто непонятное. Кто-то сравнивает её с хаосом, кто-то считает, что она превратилась «в ничто», а иные уже лет двадцать считают российский геймдев развивающейся сферой.

Если отбросить крупные студии, которые либо уехали, либо получили приличный грант, но ничего не показали, либо с тайной, маркетинговыми сливами и колкостями в сторону серии «Ведьмак» делают «Смуту», то остаётся… Вы не поверите — остаётся большинство! И все они — инди.

Я очень люблю это сообщество, каким бы «ничем» его ни видели всякие умные дядьки. Да, инди всегда не хватает денег, несмотря на обилие вакансий в IT; не хватает опыта, несмотря на вылезающие из каждой рекламной интеграции курсы для разработчиков; а огромный авторитетный мобильный гейминг затыкает всем рты на любом мероприятии своими цифрами продаж, установок и выпущенных за неделю гиперказуалок. Но зато там у каждого второго человека есть концепт той самой авторской игры, которую не способна создать «взрослая» индустрия.

Есть у российского инди и другая проблема. Не такая важная, конечно, как отсутствие денег. Но существенная. Наш инди-геймдев не по собственной воле замкнут сам на себя. Словно живут в глухой деревне и показывают свои наработки друг другу. А до мегаполиса, полного игроков, им не докричаться: связи нет и поезда не ходят. Ведь даже если игра на самом деле хороша, шанс выстрелить у неё есть, только когда случилось чудо. Чтобы или честный издатель, или инвестор даёт денег на маркетолога, а тот их честно отрабатывает, или на тебя — внезапно! — обращает внимание какой-нибудь Куплинов.

Стена вакансий.
Стена вакансий.

И вот для этого разрозненного, неопытного, но полного энтузиазма российского геймдева устраивают фестиваль. Не типичные посиделки в кафе с тремя ноутбуками, а масштабное мероприятие, на организацию которого уходит больше двадцати миллионов, включая президентский грант. И нельзя сказать, что деньги потрачены зря. Организаторы искренне стараются: обустраивают VR-зону, зазывают на кибертурнир по «Миру танков», проводят лекции, стримфест, шоу, в том числе с косплеерами. Выходит ярко и насыщенно.

софинансирование

На «ИГРОПРОМ» приезжает больше полусотни студий с проектами на разной стадии разработки. Как же мне хочется в этот момент пощупать каждый! Потому что до меня постоянно доносятся чьи-то восторги и удивления. Проекты серьёзные и нелепо-юмористические, с претензией на масштабность и простенькие. С зашкаливающей концентрацией славянского сеттинга и СНГ-тематики, но не только. Жанры на любой вкус: Action RPG и Action Roguelike, платформеры и метроидвании, пошаговые тактики и 4x-стратегии, адвенчуры, квесты, визуальные новеллы, карточные рогалики.

Встречаются и вовсе странные экземпляры. Например, игра по сериалу «Сверхъестественное». У разработчиков необычный подход. Прямо сейчас они делают бесплатную первую часть, чтобы выпустить игру в народ, собрать на «Кикстартере» деньги и выкупить лицензию. С ней они смогут сделать игру мечты по любимой вселенной. Или команда с проектом в непонятном жанре, без геймплейного видео, с завлекалочкой на сорок секунд и телеграм-ботом, имитирующим разговор с ребёнком, зато со стендом на оба дня мероприятия. На вопрос: «А зачем?» разработчики отвечают, что так «прогревают» аудиторию. Комментировать невозможно — только наблюдать.

Парочка студий, которым не достались стенды, идеально иллюстрируют, что такое быть инди: присылают своих разработчиков на мероприятие с ноутбуками, чтобы показывать проекты, перебегая с техникой от посетителя к посетителю.

И эта сборная солянка мне понравилась. И не только мне. Кого бы я ни спрашивала, хотя бы одна игра запала в душу каждому посетителю. Да, в сети есть с десяток обзоров на фестиваль с отчётливым привкусом разочарования. Кажется, блогеры ждали «ИгроМир» и не получили его. Но были просто люди. Я вот два дня простояла у своего стенда, почти не отлучаясь, потому что поток игроков шёл без перебоев.

Едва справляюсь с интересующимися, пока моя помощница делает фото.
Едва справляюсь с интересующимися, пока моя помощница делает фото.

Да, нельзя не признать, что большинство этих игроков имели то или иное отношение к разработке. И изолированность российского геймдева, кажется, не была побеждена. Как сказал мой друг, помогавший составлять список и описание игр: «Я увидел, как много людей не получит ни капли финансирования для развития проекта».

Но всё же фестиваль вышел масштабным и привлёк тех, кто просто любит игры. И если организаторы продолжат стараться, то они смогут выйти на уровень выше. Тогда у нас появится шанс, что протянется ещё одна ниточка между инди-играми и игроками. Ведь авторские игры порой лучше, чем результат продуктового подхода гигантов индустрии, — они смелые, интересные и дарят целый спектр незабываемых эмоций и впечатлений. И в России такие проекты тоже рождаются. Да, на «ИГРОПРОМе» не все были шедеврами, но — эй! — гляньте, например, на «Войсовер» от «Миров Альтрена». В эту игру точно вложили душу и талант.

Если вам, как и мне, интересны российские инди-проекты, вот вам списочек. Увы, стимовские страницы есть не у всех, но название игры и студии, а также коротенькое описание будет под спойлером.

1.  Slavania от FrostLeaf Games

2D Soulslike в стиле славянских сказок, порой вызывающий ассоциации то с Dead Cells, то с метроидваниями, геймплейно акцентированными на боях.
2D Soulslike в стиле славянских сказок, порой вызывающий ассоциации то с Dead Cells, то с метроидваниями, геймплейно акцентированными на боях.

2. Marfa от Sarra Studio LLC

Умилительный Point & Click про кошку в акварельной рисовке.
Умилительный Point & Click про кошку в акварельной рисовке.

3. Multitales от Norllina Studio

А тут у нас мир европейских сказок и книг. Красная Шапочка, Алиса — всё в этом духе. Кукольная стилистика и мультиплеерный шутер.
А тут у нас мир европейских сказок и книг. Красная Шапочка, Алиса — всё в этом духе. Кукольная стилистика и мультиплеерный шутер.

4. Grandmother’s Tale от Two B Soft

2D Adventure квест. Однопользовательская игра за брата и сестру, ищущих своих родителей посреди Второй мировой войны.
2D Adventure квест. Однопользовательская игра за брата и сестру, ищущих своих родителей посреди Второй мировой войны.

5.  Василиса и Баба Яга от Baba Yaga Games

С начала и до конца пропитанная фольклором страшилка-адвенчура, повторяющая путь Василисы из народных сказок, приправленная стилизованной под южнорусский диалект озвучкой и народными песнопениями.
С начала и до конца пропитанная фольклором страшилка-адвенчура, повторяющая путь Василисы из народных сказок, приправленная стилизованной под южнорусский диалект озвучкой и народными песнопениями.

6. День, который забрал тебя

Визуальная новелла в фэнтезийном сеттинге про любовь и магию. Банально, зато с озвучкой и записанной специально для игры песней.
Визуальная новелла в фэнтезийном сеттинге про любовь и магию. Банально, зато с озвучкой и записанной специально для игры песней.

7. КнигаКит от одноименного разработчика

Сборник казуальных мини-игр для самых маленьких, стилизованный под интерактивную сказку.
Сборник казуальных мини-игр для самых маленьких, стилизованный под интерактивную сказку.

8. 3×9 Царство: Дорога приключений от Merc.Studio

То же самое, только сказка русская народная.
То же самое, только сказка русская народная.

9.  Чернь от GAMEGA —

Православный soulslike. На первый взгляд, выглядит так, словно собран из случайных ассетов, но нет. Дарк фэнтези, мифология — всё на месте.
Православный soulslike. На первый взгляд, выглядит так, словно собран из случайных ассетов, но нет. Дарк фэнтези, мифология — всё на месте.

10. Как в старой сказке от Печеньеги

2D Action платформер в… конечно же славянском сеттинге! Но с любопытным сочетанием.
2D Action платформер в… конечно же славянском сеттинге! Но с любопытным сочетанием.

11. The Last Panelka от KAYTO

Cмесь стратегии и выживания с ограниченными ресурсами в антураже пандемийной изоляции — название намекает.
Cмесь стратегии и выживания с ограниченными ресурсами в антураже пандемийной изоляции — название намекает.

12. Roads of Destiny от Norllina Studio

Action RPG от третьего лица с видом сверху в традиционном фэнтезийном сеттинге. С очаровательным мопсом в напарниках.
Action RPG от третьего лица с видом сверху в традиционном фэнтезийном сеттинге. С очаровательным мопсом в напарниках.

13. Uspavanka от студии «Сон Собаки»

Юмористический карточный рогалик про детей, сражающихся с монстрами из ночных кошмаров.
Юмористический карточный рогалик про детей, сражающихся с монстрами из ночных кошмаров.

14. «Ориентир» от студии «Дримач»

Симулятор ходьбы, а точнее симулятор прогулки по национальному парку в Приморском крае.
Симулятор ходьбы, а точнее симулятор прогулки по национальному парку в Приморском крае.

15. «Сердце Алтая» от Aeroplan Games

То же самое, только в Сибири.
То же самое, только в Сибири.

16. «Коловрат» от BH Studio

Если вы ждёте «Смуту», обратите внимание и на этот Action.
Если вы ждёте «Смуту», обратите внимание и на этот Action.

17.  Песнь Копья от Divovision Games

18.  «Солнышко светит, что ещё нужно» от SeaWolf Home

Side-scroller адвенчура с мини-играми и элементами визуальной новеллы про студентку с синдромом отличницы, пессимистичными мыслями, самокритикой и прочей депрессией.
Side-scroller адвенчура с мини-играми и элементами визуальной новеллы про студентку с синдромом отличницы, пессимистичными мыслями, самокритикой и прочей депрессией.

19.  Highly Likely от Mikola Games

Квест-адвенчура про важность финансовой грамотности и правильного использования природных ресурсов. В отличие от многих проектов фестиваля, игра уже пару лет как добралась до релиза.
Квест-адвенчура про важность финансовой грамотности и правильного использования природных ресурсов. В отличие от многих проектов фестиваля, игра уже пару лет как добралась до релиза.

20. Atrophia: Diseased Lands от команды Game Wheel Studio

Студия впечатляет своим размером чуть ли не больше, чем самим проектом — ещё одной находкой для тех, кто ждёт «Смуту» или любит Dark fantasy. Только в жанрах значится Action RPG.
Студия впечатляет своим размером чуть ли не больше, чем самим проектом — ещё одной находкой для тех, кто ждёт «Смуту» или любит Dark fantasy. Только в жанрах значится Action RPG.

21. Synchro: Bright Future от студии «Комисофт»

Смесь Roguelite и синхроной пошаговой тактической боёвки в стилистике комиксной кибердеревни.
Смесь Roguelite и синхроной пошаговой тактической боёвки в стилистике комиксной кибердеревни.

22. Life after end от GreedyPannikin

Постапокалиптический Survival в Сибири
Постапокалиптический Survival в Сибири

23. Fallen Seeds от KPD

Симулятор свидания с инопланетянками. То есть, визуальная новелла с выборами, я хотела сказать.
Симулятор свидания с инопланетянками. То есть, визуальная новелла с выборами, я хотела сказать.

24. «Тмутаракань» от Monkey Rave Production

Визуальная новелла без выборов и ветвления сюжета, зато со смесью средневековья и фантастики.
Визуальная новелла без выборов и ветвления сюжета, зато со смесью средневековья и фантастики.

25. «Дорога Правопорядка» от разработчика «Деревотян»

То ли шизофрения, то ли трэш с низкополигональной кислотной графикой, почему-то считающий себя визуальной новеллой.
То ли шизофрения, то ли трэш с низкополигональной кислотной графикой, почему-то считающий себя визуальной новеллой.

26. «Домашний сад Лулу» от Altenia

Мобильный симулятор теплицы, кофейни, цветочного магазина и вообще всего, что может быть в жизни очаровательной мультяшной лягушки.
Мобильный симулятор теплицы, кофейни, цветочного магазина и вообще всего, что может быть в жизни очаровательной мультяшной лягушки.

27. Gennady от Feed 64 

Действительно стильный Action платформер с комиксным визуалом, где главный инструмент героя — его телеса.
Действительно стильный Action платформер с комиксным визуалом, где главный инструмент героя — его телеса.

28. The Exclusion Zone от команды «100 РЕНТГЕН» 

Тут заявлена смесь MMO, FPS, RPG и Survival в сеттинге постсоветского failed state, где раскол страны почему-то приводит к образованию «Зоны отчуждения» с аномалиями и мутантами.
Тут заявлена смесь MMO, FPS, RPG и Survival в сеттинге постсоветского failed state, где раскол страны почему-то приводит к образованию «Зоны отчуждения» с аномалиями и мутантами.

29. Revival World от Revival Games 

MOBA с претензией на AAA-рейтинг. Станет ли она заменой «Доте», не скажу, но над графикой и геймплеем разработчики потрудились.
MOBA с претензией на AAA-рейтинг. Станет ли она заменой «Доте», не скажу, но над графикой и геймплеем разработчики потрудились.

30. The Way of the Tray от Yohai Kitchen 

Балансир в виде подноса с блюдами, почему-то сделанный не для Ios и Android, а под Windows.
Балансир в виде подноса с блюдами, почему-то сделанный не для Ios и Android, а под Windows.

31. Легенды Гальвстрамма. Книга I. от 239games 

Фэнтезийный квест с упором на сюжет, где важную роль играет механика выбора. В основном, их делаете вы, но иногда у игры будет своё мнение.
Фэнтезийный квест с упором на сюжет, где важную роль играет механика выбора. В основном, их делаете вы, но иногда у игры будет своё мнение.

32. FINDER от FINDER team 

Небоевой Stealth, где действие разворачивается в рамках одного средневекового города. Сюжет пока что сводится к сбору ключей от башни, но геймплей уже на месте и работает.
Небоевой Stealth, где действие разворачивается в рамках одного средневекового города. Сюжет пока что сводится к сбору ключей от башни, но геймплей уже на месте и работает.

33. Argy Bargy от TWO B SOFT 

Похоже, мобильный маркетплейс NFT с минииграми и лутбоксами. Но возможно, я ничего не поняла, потому что описание данного проекта состоит из незнакомых мне понятий и содержит заявление о «переписывании правил игровой индустрии».
Похоже, мобильный маркетплейс NFT с минииграми и лутбоксами. Но возможно, я ничего не поняла, потому что описание данного проекта состоит из незнакомых мне понятий и содержит заявление о «переписывании правил игровой индустрии».

34. Saturated Outer Space от Rummy Games 

Пошаговая тактика с отрядом наёмников в космическом сеттинге.
Пошаговая тактика с отрядом наёмников в космическом сеттинге.

35.  Knock on the coffin lid от RedBoon 

Не просто карточный рогалик, а сюжетно ориентированный карточный рогалик.
Не просто карточный рогалик, а сюжетно ориентированный карточный рогалик.

36. Meat, Stay Still от Manul3D 

Мультяшная 2D-метроидвания про ведьмочку, добывающу в бою игредиенты и готовящую из них волшебные блюда. Предмет моей личной гордости.
Мультяшная 2D-метроидвания про ведьмочку, добывающу в бою игредиенты и готовящую из них волшебные блюда. Предмет моей личной гордости.

37.  Exilium от lonch.me 

38. Choice of Life: Wild Islands от Blazing Planet Studio 

Визуальная новелла, вся состоящая из выборов, оформленных под карточки. И всё это с сюжетом про выживание на необитаемом острове.
Визуальная новелла, вся состоящая из выборов, оформленных под карточки. И всё это с сюжетом про выживание на необитаемом острове.

39. Escape from CALYPSO от Scowlet 

2D метроидвания про побег с заброшенного космического корабля.
2D метроидвания про побег с заброшенного космического корабля.

40. Voiceover от студии «Миры Альтрена» 

Мой фаворит фестиваля. Вдохновленная Disco Elysium 2D адвернчура с пошаговыми боями, оформленными под обмен колкостями.
Мой фаворит фестиваля. Вдохновленная Disco Elysium 2D адвернчура с пошаговыми боями, оформленными под обмен колкостями.

41. «Среди волн» от VS/STUDIO 

Та самая непонятно что из себя представляющая игра с тизером и телеграм-ботом. Обещают приключения в постапокалипсисе.
Та самая непонятно что из себя представляющая игра с тизером и телеграм-ботом. Обещают приключения в постапокалипсисе.

42. Stay Alive 

Survival на острове. Делается одним человеком, поэтому полностью состоит из приобретенных ассетов. Зато весьма неплоха в плане геймплея и напоминает 7 Days to Die.
Survival на острове. Делается одним человеком, поэтому полностью состоит из приобретенных ассетов. Зато весьма неплоха в плане геймплея и напоминает 7 Days to Die.

43. Into the Abyss от BERYOSKI 

Приятный глазу изометрический Soulslike Action в сеттинге постапокалиптического дизельпанка.
Приятный глазу изометрический Soulslike Action в сеттинге постапокалиптического дизельпанка.

44. Jaws&Claws от SPDstudio 

Мультяшный 2D платформер + beat 'em up, в котором антропоморфные животные участвуют в местном аналоге «Голодных игр».
Мультяшный 2D платформер + beat 'em up, в котором антропоморфные животные участвуют в местном аналоге «Голодных игр».

45. Rekesh Gaal от соло разработчика Михаила Кардаполова 

А вот и российская Diablo с непростыми системами крафта и прокачки. Как Михаил будет всё это балансировать, не могу вообразить, но демка, говорят, хорошая.
А вот и российская Diablo с непростыми системами крафта и прокачки. Как Михаил будет всё это балансировать, не могу вообразить, но демка, говорят, хорошая.

46. Forest Guardian от AKGameDev 

 Та самая MMO мечты, которую хотел бы сделать каждый второй разработчик-одиночка. Только этот действительно делает.
 Та самая MMO мечты, которую хотел бы сделать каждый второй разработчик-одиночка. Только этот действительно делает.

47. iSavvy Education 

Не игра, просто попытка заставить детей учиться внутри Minecraft.
Не игра, просто попытка заставить детей учиться внутри Minecraft.

48. Supernatural: The Game от Red Star Games 

Игра по одноименному сериалу, сочетающая в себе жуткий детектив и Action. Первая чуть будет бесплатно выпущена эксклюзивом для VK Play, а вот дальше — будем наблюдать.
Игра по одноименному сериалу, сочетающая в себе жуткий детектив и Action. Первая чуть будет бесплатно выпущена эксклюзивом для VK Play, а вот дальше — будем наблюдать.

49.  The Renovator: Origins от Peace Studio 

Классический, но проработанный хоррор со скримерами в замкнутом пространстве, только в этой игре герой попадает в квартиру, где вырос его отец и где творится чертовщина.
Классический, но проработанный хоррор со скримерами в замкнутом пространстве, только в этой игре герой попадает в квартиру, где вырос его отец и где творится чертовщина.

50. ONE WAY HOME от Cyberhead 

3D платформер адвенчура с головоломками, вайбами Limbo, бюджетной графикой, но достойной работой с освещением, которая делает картинку приятной глазу. История про выживание мальчика в мире, полном пугающих зомби.
3D платформер адвенчура с головоломками, вайбами Limbo, бюджетной графикой, но достойной работой с освещением, которая делает картинку приятной глазу. История про выживание мальчика в мире, полном пугающих зомби.

51. Lessaria: Fantasy Kingdom Sim от Rockbee

RTS с непрямым управлением и элементами Tower Defense. Если хотите построить собственное королевство в фэнтези сеттинге и почему-то не сделали это в других стратегиях, то можете поглядеть на эту — выйдет в следующем году.
RTS с непрямым управлением и элементами Tower Defense. Если хотите построить собственное королевство в фэнтези сеттинге и почему-то не сделали это в других стратегиях, то можете поглядеть на эту — выйдет в следующем году.

52. GeoColiseum от AZart 

Top-down-shooter с элементами RTS про исключительно вымышленные спецоперации исключительно вымышленных стран.
Top-down-shooter с элементами RTS про исключительно вымышленные спецоперации исключительно вымышленных стран.

53. «Великие племена» от Ladik Games 

4X-стратегия — развиваем цивилизацию от племени до покорения космоса. Обещают не просто реиграбельность, а прямо-таки «колоссальную» реиграбельность.
4X-стратегия — развиваем цивилизацию от племени до покорения космоса. Обещают не просто реиграбельность, а прямо-таки «колоссальную» реиграбельность.

54.  Eclipse от MadRock 

Еще одна российская Diablo, только эта уже вышла. Ладно, ещё тут высокотехнологичное оружие.
Еще одна российская Diablo, только эта уже вышла. Ладно, ещё тут высокотехнологичное оружие.


Лучшие комментарии

Всё выглядит как игры в игроделов. На одного Молосова с его Старсектором (Хотя он уже не слишком то и российский) готового годами ковырять свой проект. Ну или создателя Сира Бранте, приходится сотня команд, которая просто развлекается.
И это, собственно больше всего и напрягает тех самых «больших дядей». Давать деньги, по сути пацанам, которые завтра решат что это им всё надоело, или перегорят, или персрутся, или ещё одна из сотен причин бросить одно и начать другое. Ну такое можно только если это твои родные пацаны. А дети богатых что-то в геймдев не особо лезут, им более интересно "… одна педаль газ, а другая нефть.".

Все отлично, такие фестивали и мероприятия правда нужны, но есть огромнейшее НО — это гранты от правительства. Я сейчас не говорю именно в сторону политики РФ — участие любого правительства в таких мероприятиях зачастую ставит крест на этом мероприятии и Игропром ровно так же от этого пострадал, хотя бы с жесткими требованиями по косплею, вплоть до того, что нельзя одеться Элли, потому что лесбиянка, или Джоеллом, потому что пропаганда насилия — следующий шаг, если на такое закрывать глаза, будет просто условно короткий список разрешенных косплеев по специфическим франшизам, одобренным Роскомнадзором. И опять же, повторюсь, во многих развитых и прогрессивных странах, есть огромное предубеждение насчет игр и правительство будет мешать нормальному проведению такиъ мероприятий — ни одно крупнейшее мероприятие, ни один кон, не берут денег у правительств, чаще всего это просто условная медийная примазка местного министерства/департамента культуры, но основная часть бюджета — частные спонсоры.

инди всегда не хватает денег, несмотря на обилие вакансий в IT; не хватает опыта, несмотря на вылезающие из каждой рекламной интеграции курсы для разработчиков

Вот здесь я связь не уловил — вакансии в IT не равно вакансиям в геймдеве, особенно в инди. Инди — это зачастую люди на энтузиазме, не набиарющие новых людей. Равно как и очередные курсы от скиллбокса, или кто там еще сейчас, не дадут опыта

Был на этом фестивале. Все очень понравилось! Поиграл в пару игр. Однозначно будущее у русского геймдева есть, круто смотреть как он развивается на наших глазах. Понравилась игра про Алтай, хотя она простенькая очень, но душевная.

За статью лайк :-)

Насчет грантов и правительства — есть такое, да. Кстати, косплей в итоге был самый обычный и с откровенными нарядами тоже. Как объяснили в итоге, требования к косплею были не от организаторов, а от площадки — ВДНХ. Но поначалу звучало как максимально скрепная позиция Игропрома. Может, так оно и есть. Хотелось бы, чтобы появлялись фестивали, которые проводят на деньги спонсоров. Но не знаю, доживу ли я до таких.

Вот здесь я связь не уловил — вакансии в IT не равно вакансиям в геймдеве, особенно в инди. Инди — это зачастую люди на энтузиазме, не набиарющие новых людей. Равно как и очередные курсы от скиллбокса, или кто там еще сейчас, не дадут опыта

Пожалуй, так себе я тут мысль сформулировала. Кстати, порой бывает, что именно через работу в студии энтузиазм и заканчивается. Делаешь ты всякие небольшие игры, делаешь, в проект вписываешься, а потом тебя таки нанимают куда-то, и всё. Я тут больше писала про то, что деньги-то в сфере есть, но на свой проект его никогда не хватает.

Значит проблем нет. Вообще если разработчик не умеет договариваться с условиями финансирования (настоять на своём или найти компромисс), то он прогнётся как под государственные так и под частные условия финансирования. Как я уже и говорил государственный или внешне частный источник финансирования не имеет значения, в любом случае они будут влиять на проект. Даже выходя на платформы сбора средств с потенциальных покупателей придётся брать на себя обязательства за собранные суммы финансирования.

Я открыл скрытый текст, а там мульён игор, пожалуй сохраню в закладки и понаблюдаю за некоторыми проектами.

ни одно крупнейшее мероприятие, ни один кон, не берут денег у правительств, чаще всего это просто условная медийная примазка местного министерства/департамента культуры, но основная часть бюджета — частные спонсоры.

Как будь-то частный спонсор не может выставить свои условия регламентирующие проведение мероприятия. И эти условия могут быть и пожёстче чем государственные. Частные инвестиции в мероприятия не равно легалайз всего и вся. Лично я совершенно не являюсь сторонником либертарианского анкапа где во главе угла должны стоять только частные собственники / инвестиции. Лично я считаю что в общем всё равно откуда получено финансирования: от государства, частных инвесторов или собственные накопления. Главное не источник получения, а то как они будут использованные, а если хочется быть полностью независимым то и делать нужно полностью на свои средства, гос / частное финансирования вё равно в равной степени могут повлиять на проект из вне как в случае с Роскомнадзором, так и внедрение в проект «эффективных менеджеров» от частного инвестора который может склонят разработчика к внедрению в игру сомнительных систем монетизации (агрессивная реклама, микротранзакции и гача / лутбоксы) или «повестки» чтобы попытаться продаться на более денежных рынках.

Вот это надрачивание на «славянский» колорит, у многих проектов, до добра не доведёт. Положа руку на сердце, скажу, что и внутри страны данная эстетика не пользуется большим спросом, а уж зарубежом тем более, что лишь уменьшает шансы на успех. Мне это напоминает бесконечный поток китайских дунхуа про традиционную культуру, созданных не для продвижения культура великий китай удар!, а для умасливания цензоров и попыток подсосаться к государству.

Как объяснили в итоге, требования к косплею были не от организаторов, а от площадки — ВДНХ.

А относительно, «сообщества» (которое весьма разношёрстое и не стоит его обобщать) у меня например нет никаких предубеждений относительно государственного финансирования, и не демонизирую его как вы.

И что? Это не влияние гос финансирования на организаторов мероприятия, если бы организаторы делали мероприятия на частное финансирование, ВДНХ предоставлял им бы площадку на тех же условиях.

Во-первых, советую восполнить пробел в образовании и выяснить что такое «нигилизм» и кто такие «нигилисты». Попытка клеить ярлыки, не разбираясь в понятиях тебя не красит.
Во-вторых, не понятна такая острая реакция. В ответ на разъяснение почему получение государственных денег является негативной практикой ты вываливаешь поток завуалированных оскорблений, додумываешь мою позицию и затем пытаешься её высмеять (ничего про устройство общества сказано не было). Если ты не согласен то так и напиши, либо приведи контраргумент. А желание ляпнуть хоть что-нибудь, лишь бы последнее слово осталось за тобой лишь демонстрирует твою незрелость.

Ну вообще — да. И теплица, и кофейня, и магазин. И пруд там, кажется, какой-то был.

Мне лично вообще требований не предъявляли, но у меня и игра 12+ В остальном были, по-моему, не было очень уж специфических требований. Не пустили проекты 18+ рейтингом, но было 16+ У меня только к одному проекту претензии, и вот как его пропустили, понятия не имею.

Но вашу позицию по государственному влиянию на всякое я скорее разделяю.

Буду рада, если что-то из этого придётся по вкусу!

Несправедлива жизнь к персонажам мобилок!

Читай также