Что из себя представляет индустрия разработки игр в России в 2023 году? А вот нечто непонятное. Кто-то сравнивает её с хаосом, кто-то считает, что она превратилась «в ничто», а иные уже лет двадцать считают российский геймдев развивающейся сферой.
Если отбросить крупные студии, которые либо уехали, либо получили приличный грант, но ничего не показали, либо с тайной, маркетинговыми сливами и колкостями в сторону серии «Ведьмак» делают «Смуту», то остаётся… Вы не поверите — остаётся большинство! И все они — инди.
Я очень люблю это сообщество, каким бы «ничем» его ни видели всякие умные дядьки. Да, инди всегда не хватает денег, несмотря на обилие вакансий в IT; не хватает опыта, несмотря на вылезающие из каждой рекламной интеграции курсы для разработчиков; а огромный авторитетный мобильный гейминг затыкает всем рты на любом мероприятии своими цифрами продаж, установок и выпущенных за неделю гиперказуалок. Но зато там у каждого второго человека есть концепт той самой авторской игры, которую не способна создать «взрослая» индустрия.
Есть у российского инди и другая проблема. Не такая важная, конечно, как отсутствие денег. Но существенная. Наш инди-геймдев не по собственной воле замкнут сам на себя. Словно живут в глухой деревне и показывают свои наработки друг другу. А до мегаполиса, полного игроков, им не докричаться: связи нет и поезда не ходят. Ведь даже если игра на самом деле хороша, шанс выстрелить у неё есть, только когда случилось чудо. Чтобы или честный издатель, или инвестор даёт денег на маркетолога, а тот их честно отрабатывает, или на тебя — внезапно! — обращает внимание какой-нибудь Куплинов.
И вот для этого разрозненного, неопытного, но полного энтузиазма российского геймдева устраивают фестиваль. Не типичные посиделки в кафе с тремя ноутбуками, а масштабное мероприятие, на организацию которого уходит больше двадцати миллионов, включая президентский грант. И нельзя сказать, что деньги потрачены зря. Организаторы искренне стараются: обустраивают VR-зону, зазывают на кибертурнир по «Миру танков», проводят лекции, стримфест, шоу, в том числе с косплеерами. Выходит ярко и насыщенно.
софинансирование
На «ИГРОПРОМ» приезжает больше полусотни студий с проектами на разной стадии разработки. Как же мне хочется в этот момент пощупать каждый! Потому что до меня постоянно доносятся чьи-то восторги и удивления. Проекты серьёзные и нелепо-юмористические, с претензией на масштабность и простенькие. С зашкаливающей концентрацией славянского сеттинга и СНГ-тематики, но не только. Жанры на любой вкус: Action RPG и Action Roguelike, платформеры и метроидвании, пошаговые тактики и 4x-стратегии, адвенчуры, квесты, визуальные новеллы, карточные рогалики.
Встречаются и вовсе странные экземпляры. Например, игра по сериалу «Сверхъестественное». У разработчиков необычный подход. Прямо сейчас они делают бесплатную первую часть, чтобы выпустить игру в народ, собрать на «Кикстартере» деньги и выкупить лицензию. С ней они смогут сделать игру мечты по любимой вселенной. Или команда с проектом в непонятном жанре, без геймплейного видео, с завлекалочкой на сорок секунд и телеграм-ботом, имитирующим разговор с ребёнком, зато со стендом на оба дня мероприятия. На вопрос: «А зачем?» разработчики отвечают, что так «прогревают» аудиторию. Комментировать невозможно — только наблюдать.
Парочка студий, которым не достались стенды, идеально иллюстрируют, что такое быть инди: присылают своих разработчиков на мероприятие с ноутбуками, чтобы показывать проекты, перебегая с техникой от посетителя к посетителю.
И эта сборная солянка мне понравилась. И не только мне. Кого бы я ни спрашивала, хотя бы одна игра запала в душу каждому посетителю. Да, в сети есть с десяток обзоров на фестиваль с отчётливым привкусом разочарования. Кажется, блогеры ждали «ИгроМир» и не получили его. Но были просто люди. Я вот два дня простояла у своего стенда, почти не отлучаясь, потому что поток игроков шёл без перебоев.
Да, нельзя не признать, что большинство этих игроков имели то или иное отношение к разработке. И изолированность российского геймдева, кажется, не была побеждена. Как сказал мой друг, помогавший составлять список и описание игр: «Я увидел, как много людей не получит ни капли финансирования для развития проекта».
Но всё же фестиваль вышел масштабным и привлёк тех, кто просто любит игры. И если организаторы продолжат стараться, то они смогут выйти на уровень выше. Тогда у нас появится шанс, что протянется ещё одна ниточка между инди-играми и игроками. Ведь авторские игры порой лучше, чем результат продуктового подхода гигантов индустрии, — они смелые, интересные и дарят целый спектр незабываемых эмоций и впечатлений. И в России такие проекты тоже рождаются. Да, на «ИГРОПРОМе» не все были шедеврами, но — эй! — гляньте, например, на «Войсовер» от «Миров Альтрена». В эту игру точно вложили душу и талант.
Если вам, как и мне, интересны российские инди-проекты, вот вам списочек. Увы, стимовские страницы есть не у всех, но название игры и студии, а также коротенькое описание будет под спойлером.
1. Slavania от FrostLeaf Games
2. Marfa от Sarra Studio LLC
3. Multitales от Norllina Studio
4. Grandmother’s Tale от Two B Soft
5. Василиса и Баба Яга от Baba Yaga Games
7. КнигаКит от одноименного разработчика
8. 3×9 Царство: Дорога приключений от Merc.Studio
9. Чернь от GAMEGA —
10. Как в старой сказке от Печеньеги
11. The Last Panelka от KAYTO
12. Roads of Destiny от Norllina Studio
13. Uspavanka от студии «Сон Собаки»
14. «Ориентир» от студии «Дримач»
15. «Сердце Алтая» от Aeroplan Games
16. «Коловрат» от BH Studio
17. Песнь Копья от Divovision Games
18. «Солнышко светит, что ещё нужно» от SeaWolf Home
19. Highly Likely от Mikola Games
20. Atrophia: Diseased Lands от команды Game Wheel Studio
21. Synchro: Bright Future от студии «Комисофт»
22. Life after end от GreedyPannikin
23. Fallen Seeds от KPD
24. «Тмутаракань» от Monkey Rave Production
25. «Дорога Правопорядка» от разработчика «Деревотян»
26. «Домашний сад Лулу» от Altenia
27. Gennady от Feed 64
28. The Exclusion Zone от команды «100 РЕНТГЕН»
29. Revival World от Revival Games
30. The Way of the Tray от Yohai Kitchen
31. Легенды Гальвстрамма. Книга I. от 239games
32. FINDER от FINDER team
33. Argy Bargy от TWO B SOFT
34. Saturated Outer Space от Rummy Games
35. Knock on the coffin lid от RedBoon
36. Meat, Stay Still от Manul3D
37. Exilium от lonch.me
38. Choice of Life: Wild Islands от Blazing Planet Studio
39. Escape from CALYPSO от Scowlet
40. Voiceover от студии «Миры Альтрена»
41. «Среди волн» от VS/STUDIO
42. Stay Alive
43. Into the Abyss от BERYOSKI
44. Jaws&Claws от SPDstudio
45. Rekesh Gaal от соло разработчика Михаила Кардаполова
46. Forest Guardian от AKGameDev
47. iSavvy Education
48. Supernatural: The Game от Red Star Games
49. The Renovator: Origins от Peace Studio
50. ONE WAY HOME от Cyberhead
51. Lessaria: Fantasy Kingdom Sim от Rockbee
52. GeoColiseum от AZart
53. «Великие племена» от Ladik Games
54. Eclipse от MadRock
Лучшие комментарии
Всё выглядит как игры в игроделов. На одного Молосова с его Старсектором (Хотя он уже не слишком то и российский) готового годами ковырять свой проект. Ну или создателя Сира Бранте, приходится сотня команд, которая просто развлекается.
И это, собственно больше всего и напрягает тех самых «больших дядей». Давать деньги, по сути пацанам, которые завтра решат что это им всё надоело, или перегорят, или персрутся, или ещё одна из сотен причин бросить одно и начать другое. Ну такое можно только если это твои родные пацаны. А дети богатых что-то в геймдев не особо лезут, им более интересно "… одна педаль газ, а другая нефть.".
Все отлично, такие фестивали и мероприятия правда нужны, но есть огромнейшее НО — это гранты от правительства. Я сейчас не говорю именно в сторону политики РФ — участие любого правительства в таких мероприятиях зачастую ставит крест на этом мероприятии и Игропром ровно так же от этого пострадал, хотя бы с жесткими требованиями по косплею, вплоть до того, что нельзя одеться Элли, потому что лесбиянка, или Джоеллом, потому что пропаганда насилия — следующий шаг, если на такое закрывать глаза, будет просто условно короткий список разрешенных косплеев по специфическим франшизам, одобренным Роскомнадзором. И опять же, повторюсь, во многих развитых и прогрессивных странах, есть огромное предубеждение насчет игр и правительство будет мешать нормальному проведению такиъ мероприятий — ни одно крупнейшее мероприятие, ни один кон, не берут денег у правительств, чаще всего это просто условная медийная примазка местного министерства/департамента культуры, но основная часть бюджета — частные спонсоры.
Вот здесь я связь не уловил — вакансии в IT не равно вакансиям в геймдеве, особенно в инди. Инди — это зачастую люди на энтузиазме, не набиарющие новых людей. Равно как и очередные курсы от скиллбокса, или кто там еще сейчас, не дадут опыта
Был на этом фестивале. Все очень понравилось! Поиграл в пару игр. Однозначно будущее у русского геймдева есть, круто смотреть как он развивается на наших глазах. Понравилась игра про Алтай, хотя она простенькая очень, но душевная.
За статью лайк :-)
Насчет грантов и правительства — есть такое, да. Кстати, косплей в итоге был самый обычный и с откровенными нарядами тоже. Как объяснили в итоге, требования к косплею были не от организаторов, а от площадки — ВДНХ. Но поначалу звучало как максимально скрепная позиция Игропрома. Может, так оно и есть. Хотелось бы, чтобы появлялись фестивали, которые проводят на деньги спонсоров. Но не знаю, доживу ли я до таких.
Пожалуй, так себе я тут мысль сформулировала. Кстати, порой бывает, что именно через работу в студии энтузиазм и заканчивается. Делаешь ты всякие небольшие игры, делаешь, в проект вписываешься, а потом тебя таки нанимают куда-то, и всё. Я тут больше писала про то, что деньги-то в сфере есть, но на свой проект его никогда не хватает.
Значит проблем нет. Вообще если разработчик не умеет договариваться с условиями финансирования (настоять на своём или найти компромисс), то он прогнётся как под государственные так и под частные условия финансирования. Как я уже и говорил государственный или внешне частный источник финансирования не имеет значения, в любом случае они будут влиять на проект. Даже выходя на платформы сбора средств с потенциальных покупателей придётся брать на себя обязательства за собранные суммы финансирования.
Опа.
Я открыл скрытый текст, а там мульён игор, пожалуй сохраню в закладки и понаблюдаю за некоторыми проектами.
Как будь-то частный спонсор не может выставить свои условия регламентирующие проведение мероприятия. И эти условия могут быть и пожёстче чем государственные. Частные инвестиции в мероприятия не равно легалайз всего и вся. Лично я совершенно не являюсь сторонником либертарианского анкапа где во главе угла должны стоять только частные собственники / инвестиции. Лично я считаю что в общем всё равно откуда получено финансирования: от государства, частных инвесторов или собственные накопления. Главное не источник получения, а то как они будут использованные, а если хочется быть полностью независимым то и делать нужно полностью на свои средства, гос / частное финансирования вё равно в равной степени могут повлиять на проект из вне как в случае с Роскомнадзором, так и внедрение в проект «эффективных менеджеров» от частного инвестора который может склонят разработчика к внедрению в игру сомнительных систем монетизации (агрессивная реклама, микротранзакции и гача / лутбоксы) или «повестки» чтобы попытаться продаться на более денежных рынках.
Меньше чем три, Дима!
Вот это надрачивание на «славянский» колорит, у многих проектов, до добра не доведёт. Положа руку на сердце, скажу, что и внутри страны данная эстетика не пользуется большим спросом, а уж зарубежом тем более, что лишь уменьшает шансы на успех. Мне это напоминает бесконечный поток китайских дунхуа про традиционную культуру, созданных не для продвижения культура великий китай удар!, а для умасливания цензоров и попыток подсосаться к государству.
А относительно, «сообщества» (которое весьма разношёрстое и не стоит его обобщать) у меня например нет никаких предубеждений относительно государственного финансирования, и не демонизирую его как вы.
И что? Это не влияние гос финансирования на организаторов мероприятия, если бы организаторы делали мероприятия на частное финансирование, ВДНХ предоставлял им бы площадку на тех же условиях.
Во-первых, советую восполнить пробел в образовании и выяснить что такое «нигилизм» и кто такие «нигилисты». Попытка клеить ярлыки, не разбираясь в понятиях тебя не красит.
Во-вторых, не понятна такая острая реакция. В ответ на разъяснение почему получение государственных денег является негативной практикой ты вываливаешь поток завуалированных оскорблений, додумываешь мою позицию и затем пытаешься её высмеять (ничего про устройство общества сказано не было). Если ты не согласен то так и напиши, либо приведи контраргумент. А желание ляпнуть хоть что-нибудь, лишь бы последнее слово осталось за тобой лишь демонстрирует твою незрелость.
Цветочный магазин, а у его коллеги лишь жалкий прилавок.
Ну вообще — да. И теплица, и кофейня, и магазин. И пруд там, кажется, какой-то был.
Мне лично вообще требований не предъявляли, но у меня и игра 12+ В остальном были, по-моему, не было очень уж специфических требований. Не пустили проекты 18+ рейтингом, но было 16+ У меня только к одному проекту претензии, и вот как его пропустили, понятия не имею.
Но вашу позицию по государственному влиянию на всякое я скорее разделяю.
Буду рада, если что-то из этого придётся по вкусу!
Несправедлива жизнь к персонажам мобилок!
Ну, лягушка неплохо живёт.
Спасибо!