Painkiller – игра, выпущенная в 2004 году, польской студией People Can Fly. В свое время новый шутер от первого лица занял почетное место среди классических аренных шутеров. Для меня же Painkiller являлся одной из самых первых игр. В свое время, увидев первые уровни на стареньком компьютере соседа, я заинтересовался сим произведением. Темная мрачная атмосфера, необычное первое оружие, жуткая фоновая музыка и противоположно энергичная боевая музыка, наверное, эти факторы так хорошо засели в моей памяти. Целью данного блога будет попытка рассказать об особенностях painkiller’а, которые мне так стилистически понравились.
Прежде всего, следует сказать пару слов о сюжете. Главный герой — Даниэль Гарнер, погибает в автокатастрофе, вместе со своей женой. Так уж выходит, что протагонист оказывается в Чистилище, месте куда попадают заблудшие души. По ходу истории Даниэль вынужден пойти на сделку с небесами, дабы воссоединится с супругой. Чтобы попасть в рай, главный герой должен помочь с устранением генералов самого Люцифера. Сюжет подарит нам парочку поворотов, но ждать законченного произведения, к сожалению, не стоит. На самом деле обидно, что как будто историю не совсем дописали до конца, от этого она кажется слегка оборванной.
Геймплей представляет из себя мелодичное истребление толп монстров, от комнаты к комнате, до конца уровня. Сопровождается это дело весьма бодрыми роковыми композициями, некоторые из них до сих пор остаются моими любимыми. В перерывах между баталиями, игроку предлагается послушать фоновые мелодии локации, отражающие её мотивы и атмосферу. Игроку позволено собирать души падших врагов, тем самым восстанавливая здоровье. Собрав 66 душ активируется местный режим берсерка (на самом высоком уровне сложности, эти функции недоступны). Для разнообразия игрового процесса, игрок может собирать Карты Таро — местные улучшения, которые могут быть постоянными или активируемыми, один раз за миссию. Получить их можно выполняя различные задания, а покупать за золото. Само же золото спрятано во всевозможных бочках, ящиках, сундуках. Некоторое золото спрятано в секретных областях. Одни секреты берутся легко, другие же запросят у вас сломать пробел вашей клавиатуры. Ну и наконец, стоит упомянуть оружие. Еще одной особенностью Painkiller является, то что у орудий есть по два варианта стрельбы. Выбор пушек скромный, но каждая найдет применение. Например, можно отметить: универсальный дробовик с заморозкой; гениальное сочетание пулемета и ракетницы; ну и конечно, русский народный коломет.
Главным достоинством Painkiller я считаю его разнообразные уровни. Места Чистилища, все они вполне реальны, но будто бы вырваны из привычного нам антуража. Все локации игры, хоть и отличается общей мрачной атмосферой, но они совершенно разные по исполнению и выбранной тематике. Разделить этапы можно на несколько групп: Выполненные в готическом антураже кладбища и храмы; исторические места, в виде замков и крепостей; уровни уже более современного вида, ассоциирующееся с городами; военные и промышленные объекты. Каждая глава игры встречает нас совершенно новой обстановкой. Начинаем мы среди склепов и могил, а далее плавно переходим на военные базы, с ангарами и танками. По моему впечатлению, особенно сильно запомнились оперный театр в трущобах города, и гигантский металлический мост, находящийся где-то в горах. Другие наверняка вспомнят финальный эпизод ад — место, где ужас войны застыл во времени. Или больницу, с её хоррорной составляющей, бросающим в дрожь амбиентом и её мерзкими обитателями. Кстати об обитателях.
Демоны, населяющие мир Painkiller, тоже можно назвать одним из достоинств игры. Каждый уровень уникален по наполнению врагов, на новых этапах вы встретите, как минимум, одно новую морду. Поэтому охота на демонов не надоедает. Обитатели локаций удачно сочетаются с выбранном уровнем: на кладбище встречаются скелеты; в церквях нас приветствуют зловещие монахи; в корабельном доке на нас нападают мертвые моряки и пьяницы; в одиноком детском приюте одурманенные души погибших детей; а в демонической версии луна-парка поджидают клоуны, прямиком из ваших кошмаров. Отметим также боссов, они не отличаются завышенной сложностью, но для каждого подготовлена небольшая механика, по способу его убийства.
Ныне Painkiller упоминается все меньше, даже анонс новой игры во франшизе от Saber Interactive, никак не оживил шум вокруг этой серии. Но, возможно, это и к лучшему. После оригинальной игры 2004 года успело выйти только одно дополнение от былых разработчиков. После 2007 года стали выпускаться не очень успешные дополнения от сторонних студий, а также средний по всем меркам, ремейк. Но это тема для отдельного рассказа. Во многих обзорах люди хвалят Painkiller, но такой же популярности, как например, у Doom и Serious Sam не наблюдается. Когда-то существовал очень оживленный сайт посвящённый Painkiller, но с выходом ремейка, он постепенно пустел. Именно на нем освещались моды по этой игре. Благодаря доступному редактору, пользователи могли менять геймплей на уровнях и экспериментировать с картинкой. Из-под рук умелых творцов появились различные модификации, например: Fear Factor, Rise of Evil, Reload и другие.
В заключение, хотелось бы сказать, Painkiller самая яркая игра моего детства, именно с него началось моё знакомство с компьютерными играми. Считаю, что данное произведение вполне заслуживает культового статуса, для своего времени. Да даже сейчас, картинка неплохо смотрится и на современных системах, и играется также бодро, как и 19 лет назад. Каким может быть возможное продолжение, или перезапуск, остается только гадать. Но надеюсь, когда-нибудь дело Даниэля будет продолжено.
Лучшие комментарии
Для кого-то — детства, для кого-то — подросткового и зрелого возраста.
До сих пор саундтрек вспоминается.
Иногда переслушиваю некоторые треки, насколько они хороши всё же.
Ох ностальгия...
Почему это сайт «существовал»? Он до сих пор есть и народ появляется иногда) Сейчас вся активность в основном в группе в ВК
В Witchfire пока баланс никакой, ждём перезапуск Painkiller)
Недавно пробовал перепройти. Да, музон, левел дизайн, враги, etc на высоте, но вот геймплей… Какой-то он мне показался медленный, не разгонишься, назвал его «спотыкательным») (напомнило недавнее перепрохождение Дум 3) Всё-таки некоторые игры нужно играть в своё время.
Девства ;)
Отлично играется до сих пор, всем, кто хотел посмотреть на перерождение Painkiller, стоит заглянуть в пока что ранний доступ Witchfire.
Извиняюсь, слово действительно неудачно выбрал)
даже не близко. скорее destiny/second extinction. ни веселья, ни драйва — только гринд.