MORROWIND В КОСМОСЕ
Долгожданный и неоднократно переносимый Starfield наконец-то добрался до релиза, и необходимо сказать, что игра не разочаровывает, предоставляя именно то, за что мы все и любим современную Bethesda. Что впечатляет с первых шагов – это великолепный сценарий. По сюжету суд Тамриэльской империи приговаривает главного героя к заточению на острове Вварденфелл провинции Морровинд. Здесь жрецы - данмеры выбирают его для участия в эксперименте по крионике - сохранении в состоянии глубокого охлаждения. Проснувшись протагонист понимает, что пока он долго и сладко спал, укутанный в ледяных объятьях вечности, произошло глобальное отупение всех механик некогда великой The Elder Scrolls III: Morrowind и резкое увеличение числа никому не нужных локаций в играх от Bethesda. При этом движок Звёздного Поля по ощущениям перекочевал прямиком из начала двухтысячных, в связи с чем главный герой попал в безусловно лучший симулятор загрузочных экранов 2023 года под названием Starfield.
ЛАДНО, ВЫДОХНУЛИ, ЭТО FALLOUT 5
Выдав больше двадцати лет назад легендарную The Elder Scrolls III: Morrowind, которая до сих пор отлично играется с модами даже на мобилках, Bethesda верно и неуклонно начала вести механики некогда великой игры в сторону оказуаливания. В результате Fallout 3 2008 года и The Elder Scrolls V: Skyrim 2011 года истинные олды RPG с большой натяжкой и скрипом в районе пятой точки соглашались причислять к этому "нетакомукаквсе" жанру, а вот Fallout 4 2015 года уже весьма довольный собой широко зашагал в направлении лутер - шутеров, оставив олдов неудел. Starfield 2023 года продвигался, как новая франшиза в сеттинге НАСА-панк. По своему сюжету это ни какой не НАСА-панк, а геймплейно это даже не новая франшиза Bethesda. Перед нами Fallout 5 с дополнительными мини-играми, к числу которых относятся теперь и аркадные межпланетные полёты. Ощущения космического исследователя здесь нет. Есть лишь ощущение, что загрузочными экранами нас перебрасывают между новыми локациями хорошо знакомой игры. И это вовсе не плохо, если вы хотели снова окунуться в тот самый геймплей, но уже в новой обёртке. Ведь даже музыка отсылает нас к произведению Bethesda 2015 года.
САМОУЧИТЕЛЬ УПРОЩЁННОГО КИТАЙСКОГО
В связи с тем, что в Starfield нет даже текстового перевода на русский язык, то игра станет отличным самоучителем иностранных языков, коих в самой игре правда не так много. Здесь есть к примеру английский и сотни, если не тысячи диалогов, описаний и записок на нём. Поэтому если вы мечтали приобщиться к международному (пока ещё) языку необычным образом, то новая игра Bethesda вам в этом с удовольствием поможет. Владельцев ПК может хоть как-то успокоить машинный перевод, а вот владельцам консолей придётся самопросвящаться. Для тех, кто категорически не готов к такому новому опыту, а некий аналог Starfield с русским переводом всё же хочется получить, то придётся довольствоваться не новыми играми. Fallout 4 уже был назван, при этом как минимум вступление игры получилось намного сильнее, чем у Starfield, а дальше пошла та же жвачка по бесконечному сбору хлама и крафту. Ближайшим по сеттингу RPG - аналогом является The Outer Worlds, тут уже есть и реальная вариативность, и здоровая сатира истинной Fallout, а не поделки от Bethesda. Если сердце тянет к путешествиям по космосу со случайной генерацией планет, то No Man's Sky в этих вопросах ложит свой шутер - аналог на лопатки. Если есть желание погрузиться в увлекательную космическую сагу с захватывающей историей, то старушка Mass Effect всегда готова прийти на помощь. Давно забытые технологии прошлого даже позволили реализовать в игре 2007 года свободное исследование планет на собственной машинке, чего в Starfield мы не увидим.
СБОРЩИК ВСЕЛЕНСКОГО МУСОРА
Starfield это множество рубленных в щепки механик, которые Bethesda с помощью такой-то матери и устаревшего при рождении клея под названием движок Creation Engine 2 собрала в некое подобие дома. Как конкретно геймер будет жить в этом доме и развлекать себя – это уже личное дело каждого игрока. Нас ждёт терпимая стрельба по ходячим пулеулавливателям на, по большей части, однообразных планетах, безыдейный тир в космосе, вялотекущие квесты разносчика кофе вселенского масштаба, удовлетворительный визуал (местами весьма красивый, а местами слишком устаревший), где-то среднего качества, а где-то прям деревянная анимация лиц, неудобный интерфейс, симулятор постоянно перегруженного багажа и тонны хлама, который игра предлагает нам перебрать в режиме галактического сборщика мусора. Главная проблема Starfield – это то, что она не предлагает ничего нового. Baldur’s Gate 3 предлагает соитие с медведем. Atomic Heart предлагает любовь с робо-балеринами. The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom предлагает сделать себе секс – игрушку с изливающим на тебя потоки огня петушком прямо из валяющегося повсюду добра и палок. А Starfield может лишь предложить секс с тысячами однотипных планет и англо - русским словарём, что безусловно не выдерживает конкуренцию.
ТРОГАТЕЛЬНЫЙ СЮЖЕТ
Starfield всё же может похвастать новым, в глубине своей цифровой души вполне оригинальный ЛОРом (очень глубоко в душе) и неплохим местами сюжетом. Но игре даже словно лень себя качественно презентовать. Skyrim в своё время с первых шагов валился на плечи геймера топором палача, драконами - предвестниками апокаляпсиса, кровавым, драматичным противостоянием двух фракций с предложением скорее вступить в одну из них, небесным даром громко и убедительно ругаться матом на драконьем жаргоне и возможностью углублять эти знания в специальной местной школе высокодуховного мата имени Сергея Шнурова и ещё множеством, множеством удивительных приключений. Завязка сюжета Starfield же больше подходит для игр совсем другого жанра и звучит приблизительно так: "Это мои камешки. Ты умеешь трогать мои камешки нежно и очень чутко, не то что другие. Поэтому держи мою межпланетную Ладу Весту и лети на встречу приключениям. В мире ещё много добрых людей, у которых тоже есть камешки и им нужны твои трогательные прикосновения". В дальнейшем сценарий, который хоть как-то крутится вокруг темы космоса и исследования, раскручивается безумно долго, а местные сайд - квесты - это разборки очередных ковбоев из Fallout 4, а не приключения исследователя планет.
СЛЫШЬ, КУПИ
Starfield показала хороший старт даже в ранний период делюксового запуска игры. Fallout 5 в огромном космосе – это вовсе не плохое предложение. Квесты, если вы не уснёте в ходе чтения, ответов на диалоги и ходьбы по планетам, вполне могут увлечь разнообразием и вариативностью. Да, здесь нет возможности ощутить вариативность истинной RPG и, к примеру, устранить всех квестовых персонажей, как это было в Morrowind. Но игры Bethesda – это уже давно не про отыгрыш роли, а повод внимательно читать диалоги и делать выбор в игре осознанно Starfield даёт. Да, Bethesda навряд ли будет переименована в компанию «Слыш, купи Starfield». Вероятно новая игра разработчика получит звание неплохой песочницы и конструктора для мододелов, но на лавры космической Skyrim она как будто бы и не претендует даже.
Всем исследователям космоса и читателям спасибо за внимание и доброго времени суток.
Если стиль повествования пришёлся по вкусу, то рекомендую также к ознакомлению блог Fort Solis — марсоход на ручном тормозе
Лучшие комментарии
Как я уже говорил, сама идея Fallout 5 в космосе — вполне неплоха. Хочеться крикнуть: Разрабы Bethesda! Вам не хватает задора и грамотного маркетинга:
Начните вступление Starfield в стиле Skyrim, где вместо Дракона будут рычащие и плюющие огнём космические корабли пиратов. Покажите это геймерам. И фанаты Skyrim дружно побегут в игру с криками «Это же Skyrim в космосе!».
Сделайте абсолютно всех персонажей смертными. Покажите это фанатам Morrowind. И фанаты Morrowind устремятся в игру с криками «Это же Morrowwind в космосе!». Понятно, что только одной смертности всех героев будет мало, но даже это само по себе будет уже крутой фишкой. В игре куча контента, квестов, фракций. Даже если ты запорешь одну из линий, сгубив важных персонажей, ты можешь лететь в другом направлении и там приключаться, либо перезапустить сейв, что многие и так делают постоянно.
Запустите в игру сценаристов диалогов и тарантиновских игровых ситуаций из The New Collosus. Снабдите такими диалогами и ситуациями хотя бы десятка два миссий, включая дополнительные. Покажите это геймерам. И фанаты The New Collosus помчаться в игру с криками «Это же Wolfenstein The New Collosus в космосе!».
Колантонио вы потеряли, но соберите всех истинных олдов Arkane. Пусть они сделают вам хотя бы с десяток вариативных локаций в стиле Dishonored или Prey, хотя бы чисто геймдизайн. Покажите это геймерам. И фанаты Arkane устремятся в игру с криками «Это же как игра от Arkane, но только в огромном открытом мире!».
Запустите команду Doom, пусть они сделают вам пару десятков карт в лучших традициях Doom 2016. Покажите это геймерам. И фанаты перезапуска Doom устремятся в игру с криками «Это же Doom в открытом мир!».
Посмотрите пару-тройку грамотных любовных романов, да хоть порно нормальное, украдите оттуда идеи и введите в игру хотя бы с десяток линий про страсть, любовь и нормальный секс, подражая Baldurs Gate 3 и Ведьмаку. Покажите это геймерам. И все мамкины нагибаторы помчаться в игру с криками про «твою мамку».
У вас уже есть готовая игра. Это можно сделать даже сейчас обычными DLC либо аддонами, а вложений больших это от вас не потребует. Ведь вам принадлежит куча талантливых студий. Но зато игра порвёт интернет, разлетится на мемы.
Понятно, что насытить такие огромные пространства отборным, интересным контентом не получиться. Но у вас будет хотя бы лицо товара, чтоб люди понимали, зачем им нужен Starfield.
Хех))))
Starfield — это не игра про космос, как и Fallout от Bethesda — это не игра про Пустоши. Bethesda не понимает тот сеттинг, в который погружает своих героев. Последняя их игра, которая пыталась соблюдать заданные правила сеттинга — Skyrim.
Красиво написано, моё уважение.
И пока что из всех обзоров, что есть в Блогах, ни одного положительного.
С игрой всё ясно, похоже.
«Влип» очень подходящее слово. Прям оговорочка по фрейду, учитывая качество «продукта». В такое ещё «вступить» можно или, например, «вляпаться»:)))
Старфилд конечно полнейший ужас но местами я полностью не согласен со статьёй. Особенно когда речь заходит о восхвалении совсем старых частей серии и что мол убить можно всех в море. Да убить то можно но сама игра тебе на это скажет — слышь загрузись
Всем приятного ознакомления.
Игра очень сильно ожидаемая. Фанаты Fallout 4 ждут от неё Fallout 5. Фанаты Skyrim ждут Skyrim в космосе. Фанаты Star Citizen ждут готовый аналог Star Citizen. Фанаты No Man's Sky ждут No Man's Sky с сюжетом. Обзоров и постов будет много — гореть будет знатно.
Есть такие геймеры, которые постоянно перезапускают игры с сохранения, чтобы пройти максимально идеально. И такие геймеры будут перезагружаться многократно вне зависимости от того, смертны ли все персонажи в игре или нет. И это не плохо. Это их выбор.
А есть геймеры, которые любят, чтобы всё шло, как идёт, а им оставалось только разгребать последствия. И эта часть геймеров будет кайфовать при смертности всех персонажей, потому что игра предоставит кучу неожиданностей, заставит быть аккуратнее, расчётливее либо просто получать кайф и кекать с последствий собственных неудачных решений.
Я скажу больше, на месте всех разрабов игр с открытым миром я бы пошёл ещё дальше, введя не только смертность всех персонажей на карте.
Сейчас прохожу Morrowind на мобилке с модами, с отвязкой от основного сюжета, началом игры в рандомных местах рандомным персонажем и перманентной смертью героя. И это просто игра мечты с огромной реиграбельностью. Ставки высокие, каждая ошибка больно бьет по носу, любой герой, включая моего персонажа, смертен. Но умирать не страшно, потому что новый старт даёт абсолютно новое приключение в новом стартовой точке — игра это позволяет.
Возьму пример чуть свежее, чем Morrowind. Если бы в Skyrim убийством главного персонажа игра остановила бы основную сюжетную линию, то в игре всё равно оставалось бы десятки часов крутейших квестов за разные фракции и просто разрозненных допок. Если бы в Skyrim главного злодейского дракона можно было бы убить вдруг в ходе битвы в середине сюжетки, а не в конце, то это было бы забавно, интересно, неожиданно. Это было бы реально наше приключение, а не хождение с игрой за ручку.
Я бы всем разработчикам одиночных кампаний в открытом мире рекомендовал вводить формат той самой Morrowind с модами. Смертность всех персонажей, рандомное начало, перманентная смерть главного героя – хотя бы в формате высокого уровня сложности. Казуалов пусть игра водит за ручку на низком и среднем уровне сложности. Пусть они кайфуют – это их право. Но другим геймерам-то дайте покайфовать на высоком уровне с высокими ставками!
Чтобы открытый мир был именно открытым миром, полным неожиданностей, опасностей и приключений, а не походом в детский садик, где есть пара – тройка раскидистых песочниц, по которым игра словно воспитатель водит нас за ручку. И не дай Бог игра ребёночку сделает вызов! Не дай Бог заденет его казуальное сердечко.
Разработчики предоставляют огромный открытый мир! Для чего? Чтобы задушить геймера многочасовым линейным введением? Которое придётся перепроходить при каждом новом начале игры. Сменил консоль – перепроходи вступление. Удалил игру, протерял сейвы – перепроходи вступление. Решил взяться за отложенную на полку игру годовалой давности – перепроходи вступление. Это же так интересно в игре с открытым миром бегать по корридорному вступлению.
Зачем ещё нам нужен открытый мир? Для того, чтобы ты ходил чётко по линии сюжета по огромным пустым локациям? Серьёзно?! Нет, серьёзно RDR2?!
Когда квестовый персонаж в игре получает от тебя тысячу пуль в голову и продолжает с улыбкой предлагать тебе вместе с ним спасать вселенную – это выглядит кринжово. Нам точно нужно это в играх 2023 года? Мы точно ради дубовых линейных игр в открытом мире покупаем сверхдорогие железки для ПК, дорогие консоли и игры по 6-7 К? Это и есть тот некстген, тот прогресс, за который мы платим?
Так я и сам сказал, что Fallout 5 в космосе это хорошая новость для тех, кому не хватило Fallout 4 или тому, кого сеттинг Fallout 4 не привлёк, а подобной песочницы очень хотелось. У Fallout 4 большая фанатская база. Это успешная игра. Но уже даже тут кроется подвох для Starfield. Ведь по ощущениям это не новая игра, не выдающаяся, а именно продолжение идей Fallout 4.
Объясните мне, в чём Starfield выдающаяся? То есть в чём конктретно её уникальность, что такого есть в Starfield, чего нет ни в одной другой игре либо мало где есть?
Тут есть выдающийся арт-дизайн? Нам показали космос таким, каким мы его ещё не видели? Нет.
Тут есть выдающийся геймплей, который удивляет своей новизной? Нет. На земле – это чистый Fallout 4, в космосе – это очень средний аркадный космошутер.
Тут есть выдающийся сюжет, который захватывает дух с первых минут повествования? Нет, сюжет разворачивается по унылому долго.
Тут море уникальных искромётных диалогов или персонажей, которые мы больше нигде не увидим? Нет. Baldur’s Gate, RDR 2, Ведьмак 3, Mass Effect и многие другие игры передают привет.
Тут какой-то сверхкрутой ЛОР? Нет.
В игре есть плюсы, но она даже презентовать их грамотно не может или ка-будто не хочет.
Быть не выдающейся – это совсем не плохо. Не могут все игры быть выдающимися. Вопрос лишь в реализации. К примеру, AS Valhalla – тоже не выдающаяся игра. Это аддон к AS Origins и НедоВедьмак. Но AS Valhalla даёт драматичную завязку про гибель семьи и месть, которая тут же, прям на первой локации получает бурное развитие и финал. И даже при условии, что геймеру не интересно дальше вовлекаться в однотипный геймплей – он уже в первые часы игры получил неплохой полноценный сюжет, с драмой, с интригами, играми престолов местного разлива, юмором и атмосферой приключений викинга.
А в Starfield даже этого нет. Она очень долго раскручивается.
Хороший обзор! Starfield — ярчайший пример поговорки «Много шуму из ничего»
Он необъятный потому что тебе не дают вылететь из пузыря и ни к чему подлететь ближе чем на 10 км. Как тут что-нибудь объять.
Поэтому Kenshi прекрасен
Вот это бомбануло вас! ???? Вы только что повторили содержимое моего блога — я перечислил в нём плюс-минус теже недостатки.
При этом в качестве Fallout 5 игра неплохая — ведь это подтянутая четвёртая часть.
Fallout 4 не была про графику, анимации или крутой ИИ. И Starfield тоже не об этом. Просто очередная песочница от Bethesda.
Но в целом вы правы — троллей этому блогу точно не хватает. Как-то в комментах уж больно спокойно. Даёшь больше огня, да эмоций погуще! ????
PS: К сожалению Bethesda это именно та компания, которая сгубила все свои лучшие франшизы и губит франшизы подчинённых ей компаний. Не будет новой Morrowind, новой Skyrim мы тоже навряд ли увидим, нормальный Fallout уровня New Vegas нам тоже не видать. Как и Dishonored, как и Wolfenstein. Starfield — это предел возможностей современной Беседки, как мне кажется. Буду рад ошибаться.
А зачем тогда корабль? Это вынужденная заглушка-костыль для перемещения, потому что игра в космосе? Ну и ещë дом с верстаком и плохая космическая аркада.
Дофига разноцветных пустынь. Нет каких-нибудь планет с интересным ландшафтом хотя бы, джунглей, гор, лавовых, грибных, водных. Ну я не видел.
Любители Mass Effect, Outer Worlds и чего попроще типа Elex перекрещиваются, машут отчалившим аркадникам ручкой, и продолжают играть.
Outer Worlds — игра сильнее, чем Starfield, в первую очередь в части RPG-составляющей, и в плане арт-дизайна, и в плане соответствия сеттингу, и в плане проработки персонажей, напарников, диалогов, и даже в части пострелушек и их балланса. Хотя у разработчиков и времени, и ресурсов, и людей, и денег было намного меньше, чем у Bethesda. Про Mass Effect и говорить не стоит — вообще разного уровня игры, Starfield ей не ровня, несмотря на преклонный возраст Mass Effect.
Но я вас понимаю. Я сам люблю ковыряться в подобных песочницах с RPG-элементами. Более того, скажу, что я даже предпочёл Starfield Гейту Третьего Балдура – классические RPG, пусть и в сверхновой обёртке, это вообще не моё.
Речь же в комментариях, к которым мы с вами присоединились, была о том, что Starfield – это игра «маст хэв» для тех, кто любит космос. Но это не так. Starfield – это игра «маст хэв» для тех, кто любит Fallout 4 и кому нужна добавка, а также для тех, кто любит песочницы с RPG-элементами. С космосом в Starfied – всё не так здорово, чтоб прям «маст хэв».
Да, в этот момент No Man's Sky передаёт привет.
Что конкретно игроку делать с просторами Starfield? Собирать хлам и ставить везде свои базы? А дальше? Сами по себе просторы — это не достоинство. В той же No Man's Sky космос со случайно генерируемыми планетами реализован лучше. Они красивы, виды на ряде планет прям реально классные и просятся в личную картинную галерею. Мир удивляет постоянно меняющимися новыми условиями, в которых тебе приходится выживать. А главное, он удивляет реальной абсолютной свободой — лети куда хочешь. Не перемещайся между экранами загрузки. А именно лети свободно в режиме Мандалорца-наёмника или галактического торговца или кто его знает кого ещё. После No Man's Sky удивить просто кучей планет уже невозможно. Нужно что-то более ценное от флагмана индустрии.
Спасибо за развёрнутый ответ.
Интересно ознакомиться с историями других игроков прямиком из песочницы Starfield. Честно. И я искренне рад, что людям нравится Starfield, что игра увлекает.
Из вашего ответа следует, что дело не в необъятных просторах с генерацией планет, а во вручную собранных квестах, которые вас зацепили.
И эти квесты неплохие, как я и говорил, они вполне могут увлечь разнообразием и вариативностью.
Однако если мы берём в противовес квесты, диалоги, персонажей из Baldur’s Gate 3 или Ведьмака 3, тот тут уже возникает вопрос к тому, а точно ли Starfield выдающаяся в части проработки квестов.
Вам сравнение с Fallout 4 почему-то кажется каким-то дискредетирующим игру. У Фоллыча 4 огромная фанбаза, он очень хорошо продавался. Этим сравнением я игру уж точно не оскорбляю.
При этом косяков у игры хватает. Вторичность геймплея, постоянные космические загрузки, отсутствие локализации, средний по качеству арт и многие другие.
Рассказывать отдельные истории из Starfield – это кстати интересная идея. Такими локальными историями игра вполне может вовлекать в себя геймеров. Так и Skyrim всякими мемными историями продаётся в массы до сих пор.