2 сентября 2023 2.09.23 32 5022

Эволюция идей и образов в массовой культуре на примере зомби

+58
Лучший блог недели
2000 ₽

Думали ли вы когда-нибудь о такой абстрактной штуке как вдохновение? О том, как и чем вдохновляются авторы фильмов, игр, книг и тому подобного. И то насколько часто такое происходит. А такое происходит и правда часто. Это, в общем-то, неудивительно: ведь их авторы не существуют в вакууме и не могут не испытывать влияния… да чего угодно: реальных ли событий или вымышленных историй. И осознанно или неосознанно это может влиять на итоговый результат.

Загадка: чем мог вдохновляться Кодзима при создании внешнего образа этих персонажей?
Загадка: чем мог вдохновляться Кодзима при создании внешнего образа этих персонажей?

К примеру, Моби Дик был написан Германом Мелвиллом под впечатлением от крушения "Эссекса". А Король Лев был немного вдохновлён "Гамлетом" Шекспира, сам же "Гамлет" при этом основан на древней скандинавской легенде о принце Амледе. Джокер — один из самых известных комиксных злодеев был создан на основе образа Гуинплена. Его роль исполнил Конрад Фейдт в фильме 1928 года "Человек, который смеётся", экранизации одноимённого романа Виктора Гюго.

Гуинплен вызывал смех своим собственным смехом. Однако сам он не смеялся. Смеялось его лицо, но не он сам. Смеялась только эта чудовищная физиономия, созданная игрою случая или особым исскуством. Гуинплен тут был ни при чём.

Виктор Гюго. «Человек, который смеётся»

Гуинплен (рисунок Жоржа Рошгросса к изданию 1886 г.)/Конрад Фейдт в образе Гуинплена/Джокер (Batman: The Killing Joke)
Гуинплен (рисунок Жоржа Рошгросса к изданию 1886 г.)/Конрад Фейдт в образе Гуинплена/Джокер (Batman: The Killing Joke)

"Апокалипсис сегодня" и " Spec Ops: The Line" были вдохновлены повестью "Сердце тьмы" английского писателя Джозефа Конрада.  Deus Ex: Human Revolution заимствует идею (и даже некоторые сцены) из "Робокопа" Пола Верхувена.  GTA: Vice City определённо испытала влияние "Лица со шрамом" 1983 года. Который в свою очередь является ремейком "Лица со шрамом" 1932 года, который в свою очередь снят по мотивам одноимённой книги, которую в свою очередь Армитэдж Трэйл писал вдохновляясь деятельностью Аль Капоне. Именно Аль Капоне и прозвали "Лицо со шрамом". А за " Persona" можно поблагодарить в том числе и Карла Густава Юнга.

Зеркало не льстит, оно верно отображает всё, что в него смотрит; а именно, лицо, которое мы никогда не показываем миру, скрывая его за персоной, маской актёра.

Карл Густав Юнг. "Архетипы и коллективное бессознательное"

А ещё можно было бы порассуждать как много "Покахонтас" или "Танцующего с волками" в "Аватаре" Джеймса Кэмерона; вдохновлялся ли Булгаков "Островом доктора Моро", когда писал "Собачье сердце" или Оруэлл, когда писал "Скотный двор". И знаком ли был Джордж Лукас с "Туманностью Андромеды" и т. д., и т. п.

Вместо председателя Совета перед зрителями поднялся небольшой экран, на котором появилась знакомая многим массивная фигура Дар Ветра.

Иван Ефремов. «Туманность Андромеды»

Примеры можно приводить очень и очень долго, поскольку эта тема действительно огромна, и даже наверное достойна отдельного блога. Но коснулся я её затем, чтобы рассказать как иногда вдохновлённое чем-то произведение, может само стать источником вдохновения для кого-то ещё. О том как идея может, развиваясь, меняться со временем. И сделать я это хочу на примере одного из самых известных образов современной поп-культуры — зомби.

Зомби в лицах

Но сначала стоит определиться, что такое зомби в современной поп-культуре. На сегодняшний день зомби это:

  • ходячий мертвец
  • заражён вирусом, который и вернул его к жизни
  • нападает на людей
  • выглядит как разлагающийся труп
  • возможно, хочет съесть мозг

Но буквально где-то сто лет назад они выглядели по-другому. В начале прошлого столетия они даже не выглядели как трупы. И они прошли немаленький путь, чтобы выглядеть так как сейчас.

Во-первых, стоит упомянуть, что воскресшие мертвецы существовали и до появления зомби в массовой культуре, да даже до появления самой массовой культуры. У древних египтян и древних греков существовали свои загробные миры, из которых иногда можно было вернуться: существует миф о воскрешении Осириса, а у греков — миф об Орфее и Эвридике (там правда воскресить никого не удалось), а ещё была Персефона, которая согласно мифу вообще гоняла туда-сюда в загробный мир (но она богиня и ей можно). Да и позднее, в фольклоре разных стран существовали свои неупокоенные мертвецы. Так что сегодняшний их внешний вид существовал довольно давно, просто со временем зомби их заменили, став таким собирательным образом живого мертвеца.

Из-за туч луна катится —                                                                                                    Что же? голый перед ним:                                                                                                     С бороды вода струится,                                                                                                               Взор открыт и недвижим,                                                                                                            Всё в нём страшно онемело,                                                                                               Опустились руки вниз,                                                                                           И в распухнувшее тело                                                                                                                 Раки чёрные впились.

А. С. Пушкин. «Утопленник» (1829)

Magic People, Voodoo people

Зомби зародились, как типаж, в культах вуду и пытаться разобраться в истоках и причинах их появления — это сам Барон Самеди ногу сломит. Можно разве что сказать о том, что сам образ зомби берёт своё начало где-то в Африке, откуда его и завезли пленные рабы, вместе со своими верованиями. Даже у происхождения самого слова «зомби» нет единой версии, разве что родом оно тоже откуда-то из Африки. А самих зомби в вуду два вида: тех кого воскресил жрец (бокор) и те, у кого похитили часть души, которая и является своего рода бестелесным (астральным) зомби. В общем с зомби из вуду всё сложно.

Своё путешествие в поп-культуру зомби начали с книги "The Magic Island" американского исследователя и путешественника Уильяма Сибрука. В этой книге он описывал свою поездку на Гаити, включив туда местные верования, в том числе описание зомби, которые, по описанию, напоминают скорее рабов.

The zombie, they say, is a soulles human corpse, still dead, but taken from grave and endowed by sorcery with a mechanical semblance of life — it is a dead body which is made to walk and act and move as if it were alive. People who have the power to do this go to a fresh grave, dig up the body before it has had time to rot, galvanize it into movement, and then make of it a servant or slave, occasionally for the commission of some crime, more often simply as a drudge around the habitation or the farm, setting it dull heavy tasks, and beating it like a dumb beast if it slackens.

W. B Seabrook. "The Magic Island"

Книга вышла в США в 1929 году, вызвав определённый интерес к теме вуду. И уже несколько лет спустя, в 1932 году, вышел художественный фильм «Белый зомби» с Белой Лугоши. Это было первое появление зомби на большом экране. Их внешний вид в фильме более или менее походил на тот, что описывал в своей книге Сибрук. Они были безвольными, подчинялись своему хозяину и в основном выполняли тяжёлую работу; на людей особого внимания не обращали, и совсем не были похожи на агрессивных зомби, какими изображают их сейчас.

"Белый зомби"
"Белый зомби"

В последующие десятилетия подобный образ безвольного зомби, которого контролируют при помощи ритуала, появлялся во многих картинах: таких как "Восстание зомби" (1936), "Король зомби" (1941), "Я гуляла с зомби" (1943) и других. И не всегда это были воскрешённые мертвецы, нередко "зомбировали" в фильмах и живых. Поведением и внешним видом они всё ещё не очень сильно отличались от образа, показанного в "Белом зомби".

В 1950-х человечество стояло на пороге космической эры, и космическая тематика стала проникать также и в зомби-жанр. К примеру, в 1951 году вышел роман Роберта Хайнлайна «Кукловоды», где людей ментально порабощали пришельцы из космоса. Хотя они и не являлись зомби в изначальном смысле слова, сам Хайнлайн, тем не менее, в книге всё равно их так называет.

Хоть и не являлись зомби, но в целом как зомбированные вели себя существа и в "Похитителях тел" (1955) Джека Финнея. Они безэмоциональны и стремятся обратить в себе подобных всех окружающих. Космическая тема присутствовала и в картине Эда Вуда "План 9 из открытого космоса", премьера которого состоялась в 1957 году. Там тоже были мертвецы, которых оживили и контролировали инопланетяне.

Одним из последних фильмов про классических зомби стал вышедший в 1966 году, ужастик студии Hammer "Чума зомби". Там всё было по старинке: зомби были воскрешены при помощи ритуала, для тяжёлой работы.

Ну так и когда же "те" зомби стали превращаться в зомби современных?

Рассвет мертвецов

1 октября 1968 года — в этот день в прокате США вышла "Ночь живых мертвецов". И в этом фильме зомби уже почти выглядели, как современные. Конечно, до нынешнего образа им было идти ещё несколько десятилетий, но они уже не являлись безвольными марионетками, которых контролируют с помощью вуду-колдовства. В этом фильме зомби это мертвецы, которых оживила радиация с Венеры. И хоть это ещё был не вирус, как у современных зомби, но тем не менее они уже могли "заражать" других.

"Ночь живых мертвецов"
"Ночь живых мертвецов"

Строго говоря, мертвецы в фильме Ромеро — это не зомби. Слово "зомби" за весь фильм не звучит ни разу. И даже в продолжении «Рассвет мертвецов"(1978) оно практически не используется. Сам Ромеро предпочитал называть их "гулями". Да, всё так: один из самых известных зомби-фильмов формально даже не про зомби.

Но интереснее здесь другое: а именно то, что послужило вдохновением для Ромеро при создании как этого фильма, так и образа живых мертвецов. Потому что косвенным образом к этому причастен "Дракула" Брэма Стокера.

Поскольку вряд ли Ромеро при создании «Ночи...» вдохновлялся чем то одним, некоторые указывают и «Карнавал душ» среди источников, мне кажется, что вышедший в 1963 году фильм Альфреда Хичкока "Птицы" тоже вполне мог повлиять на Джорджа Ромеро при создании "Ночи живых мертвецов". В "Птицах" поведение птиц вполне можно сравнить с поведением зомби: летают стаями и нападают на людей. Разве что заклёванный не превращается после этого в птицу.

А ещё, в рассказе "Птицы"(1952 г.) английской писательницы Дафны Дюморье , по мотивам которой снят фильм, дочь главного героя так и вовсе зовут Джилл. Но это уже из другой оперы.

Дневники вампира

В кино, играх, фильмах и комиксах существует множество известных вампиров: Рэйн (Bloodrayne), Лестат (Интервью с вампиром), Блэйд, Каин (Legacy of Kain), Морбиус и других (навроде "Сумерек"). Но самым известным, конечно же, можно считать Дракулу, ведь роман Брэма Стокера является одним из самых известных произведений про вампиров. Вряд ли вообще есть люди, которые ни разу про него не слышали. С момента своего выхода в 1897 году, роман Стокера стал классикой готической литературы и очень сильно повлиял на образ вампиров. Особенно в первой половине XX века. Но появился роман Стокера не на пустом месте: ведь фундамент для него был заложен ещё в начале XIX века.

Первым художественным произведением о вампирах принято считать повесть английского писателя Джона Уильяма Полидори "Вампир" (1819). У него довольно интересная история создания: ведь сама задумка повести была придумана в то же время и в том же месте, что и задумка «Франкенштейна». А изначально авторство "Вампира" приписывали лорду Байрону, первый тираж даже был подписан его именем. Но на самом деле Байрону, у которого Полидори работал личным врачом, принадлежит произведение Fragment of a Novel (либо как он ещё известен "Огаст Дарвелл"), на основе которого Полидори и напишет позже свою повесть.

Помимо того что "Вампир" считается первым художественным произведением про вампиров, в нём впервые вампир предстал в образе аристократа, что в дальнейших произведениях на эту тему, включая «Дракулу», будет происходить не раз. Считается, что титул антагониста, лорда Рутвена, Полидори позаимствовал у Байрона.

Другим довольно известным произведением о вампирах является вышедшая в 1872 году "Кармилла", ирландского писателя Джозефа Шеридана ле Фаню. Здесь так же присутствует вампир "голубых кровей" — Миркалла, графиня де Карнштайн. "Кармилла" повлияла на "Дракулу" возможно даже сильнее чем "Вампир": готической атмосферы здесь на порядок больше, чем в повести Полидори. А само повествование "Кармиллы" — это по сути рассказ девушки о событиях, произошедших много лет назад. Позднее, в "Дракуле" это всё трансформируется в повествование через записки, письма и записи в дневнике. В ранней версии своего романа, Стокер даже сделал местом действия Штирию.

"Кармилла", 2019 года
"Кармилла", 2019 года

В "Кармилле" был создан образ такой роковой обольстительницы, который впоследствии стал обычным при изображении вампирш. Позднее даже появился термин женщина-вамп, хотя он и не обозначает вампира. А ещё невесты Дракулы тоже, скорее всего, списаны с образа Кармиллы. Но, несмотря на всё это, "Кармилла" как-то слегка затерялась фоне "Дракулы", и многие даже не подозревают о существовании такого произведения.

Конечно на «Дракулу» повлияла не только "Кармилла". Среди источников вдохновения называют "Замок в Карпатах" Жюля Верна, способ прибытия Дракулы в Англию скорее всего навеян крушением шхуны "Дмитрий" в Уитби. Ну и конечно сам Влад III Дракула, в чью честь и назван антагонист и роман. Поскольку изначально имени у графа не было.

Сложно сказать, что именно вдохновило Стокера в Дракуле, что он решил назвать антагониста в его честь. Ведь настоящий Дракула практически не имел ничего общего со своим литературным тёзкой. Как минимум он не был вампиром. И графом.

Влад III Дракула из династии Басарабов - господарь Валахии (это в Румынии). Родился в XV веке, в Сигишоаре. Его отец, а позже и он сам, имел некоторые разногласия с венгерским воеводой Яношем Хуньяди. Приблизительно с четырнадцати лет некоторое время прожил в Османской империи, где, как утверждают историки, и поменялся его характер. Предположительно из-за убийства венграми его отца и старшего брата. После поражения венгров в Битве на Косовом поле занял, при поддержке турок, валашский трон. После бежал от войск Яноша Хуньяди, который признал его "нелегитимным" правителем. Несколько лет жил в Молдавии. В 1456 году собрал в Трансильвании армию и занял престол Валахии во второй раз. Ну а дальше были "пасхальная" казнь бояр, причастных к смерти его отца; поход в Трансильванию и попытки заручиться поддержкой трансильванских саксов в Брашове; противостояние с Даном III, который тоже претендовал на престол Валахии; задунайские походы против Османской империи; тюремное заключение в Венгрии, а после была ещё одна кампания против турок, где он и погиб.

При жизни прославился также тем, что любил сажать на кол по поводу и без. Про то, что он сажал на кол брашовских купцов, приехавших в Валахию, писал ещё Дан III в своём письме. Потом про его любовь к сажанию на кол напишут и в немецких памфлетах 1463 года. В дальнейшем, во время летней кампании 1462 года, против турок, прикажет посадить на кол всех пленных турецких солдат. Кстати, его второе прозвище "Цепеш" - это переведённое с турецкого Kazıklı, т.е его даже не в Румынии придумали.

Помимо памфлетов, про Дракулу так же были написаны поэма Михаэля Бехайма "Дракул-воевода. О злодее, который звался Дракул и был воеводой Валахии" и "Сказание о Дракуле воеводе" авторство которого приписывают Фёдору Курицыну.

Возможно Стокер прочитал какие-то из немецких памфлетов и просто решил, что будет неплохой идеей назвать антагониста своей книги в честь такого человека.

Чем мы заняты в тени

Несмотря на то что сегодня роман является известным и довольно значимым произведением мировой литературы, оказавшим большое влияние на массовую культуру, в первое время после выхода он не снискал большой популярности. По большому счёту, она пришла к "Дракуле" уже в XX веке. И этому довольно сильно помог кинематограф.

Первый фильм про Дракулу вышел в 1921 году в Венгрии и назывался «Смерть Дракулы». Но на сегодняшний день фильм считается утерянным. Судя по оставшемуся описанию к роману Стокера он никакого отношения не имеет. Зато немного напоминает вышедший годом ранее «Кабинет доктора Калигари».

Но забавнее то, что следующий фильм имеет гораздо больше общего с романом, даже несмотря на то что в нём многое изменено, включая название. Речь про "Носферату. Симфония Ужаса" (1922). По сути он является первой, хоть и неофициальной, экранизацией, сделанной по мотивам романа. В фильме изменены имена персонажей и некоторые события, но по большей части «Дракула» тут всё же узнаётся.

Считается, что изменения были сделаны чтобы избежать обвинений в нарушении авторских прав. Что всё равно не помешало наследникам Стокера засудить кинокомпанию. И она обанкротилась. Так что "Носферату" был её первым и последним фильмом. Но так или иначе, фильм оказал довольно серьёзное влияние на образ вампиров: именно в нём впервые была показана смерть вампира от солнечного света: в романе Стокера солнечный свет не был смертелен для Дракулы. Да и пугающий образ графа Орлока, воплощённого Максом Шреком, впоследствии не раз использовался для создания образов вампиров.

Носферату. Симфония ужаса/Салемские вампиры/Vampire: The Masquerade — Bloodlines
Носферату. Симфония ужаса/Салемские вампиры/Vampire: The Masquerade — Bloodlines

Одной из самых известных является экранизация 1931 года с Белой Лугоши в роли Дракулы. Хотя формально она снята по мотивам книги, на самом деле она основывается на бродвейском мьюзикле 1924 года, поэтому от романа тоже слегка отличается.

Впоследствии Universal продолжала использовать персонажа Дракулы в своих фильмах, создав серию с участием разных монстров (Человека-Волка, монстра Франкенштейна, Человека-Невидимки и других). В 1950-х свою серию ужастиков запустила уже студия Hammer. Там среди прочих тоже выходили фильмы про Дракулу, которого играл Саруман всея "далёкой-далёкой галактики" Кристофер Ли.

Про Дракулу выходили и продолжают выходить фильмы: за последние сто лет их вышло несколько десятков. А сам Дракула уже даже отделился от романа Стокера и стал самостоятельным персонажем поп-культуры, появившись, например Castlevania, которая к роману Стокера относится примерно никак. Были фильмы также и про других вампиров, но всё это уже не имеет отношения к моей истории.

Итак, к середине XX века у вампиров сложился образ сильных и опасных существ. И вот тут с произведениями про вампиров и случилось то, что напрямую повлияло на образ зомби в массовой культуре.

Последний человек на Земле

7 августа 1954 года в США вышел роман американского писателя Ричарда Мэтисона "Я — легенда". В этой книге рассказывается про то, как всё человечество обратилось в вампиров и в мире остался всего один человек.

Ричард Мэтисон
Ричард Мэтисон
If one vampire is scary, what if the whole world is full of vampires?

Ричард Мэтисон

Мэтисон взял старые истории и произведения про вампиров и просто добавил туда науку. В том мире вампиры это не какие-то сверхъестественные существа, а просто заразившиеся люди. Главный герой этой книги, Роберт Невилл, даже пытается выяснить, с помощью науки, разные штампы о вампирах: как на них действует крест, как на них действует чеснок, отражаются ли они в зеркале? И всё в таком духе.

И вот эту идею заразного заболевания Ромеро и прихватил в свой фильм. Ведь если посмотреть, то вампиры в книге Мэтисона очень напоминают современных зомби, хотя бы тем что у них присутствует эта "вирусная" основа. Собственно они так напоминают зомби, что экранизации этой книги иногда можно даже увидеть в списках зомби-фильмов, хотя зомби ни в книге, ни в фильме нет.

В свой фильм Ромеро прихватил не только заразную природу вампиров. В «Ночи живых мертвецов» героям приходится скрываться в заброшенном доме, что можно сравнить с тем как укрывается по ночам в своём доме Роберт Невилл. В обоих случаях дом кто-то осаждает (вампиры или зомби). Один из способов уничтожить бактерию, которая вызывает вампиризм, это сжечь тело. Один из способов уничтожения мертвецов в фильме Ромеро — это так же сжечь тело.

Итак, Ромеро привнёс в зомби-фильмы научность, равно так же как и Мэтисон привнёс научность к вампирам. И если для фильмов о вампиров это ни к чему серьёзному не привело, вампиры в кино — это по-прежнему какие-то про́клятые, то вот зомби-жанр очень изменился. Теперь зомби-фильмы ориентировались на «Ночь живых мертвецов», а не на «Белого зомби». Зомби теперь могли действовать «автономно» от вуду-колдовства.

Конечно же, образ зомби и в дальнейшем продолжал развиваться, даже их внешний продолжал меняться. Resident Evil популяризовала идею вирусных зомби, "28 дней спустя" сделала зомби быстрыми, а Last of Us вообще сделала их грибами. И поскольку как и многие другие жанры, зомби-жанр не стоит на месте, кто знает, во что он может эволюционировать со временем.

P.S. А ещё буквально только что я узнал про комикс (и сериал по нему)  iZombie, так что, похоже, разумные зомби у нас теперь тоже есть.

Вместо послесловия

Мне очень хотелось "пронаблюдать" в этом блоге как мысли и идеи рождаются, живут, влияют друг на друга, практически как живые организмы. Возможно потому что их носителями и являются живые организмы (люди). Но это уже философские вопросы, а блог не об этом. Мне просто стало интересным сделать блог о том, что если начать рассматривать какую-то мысль/идею то на разных её концах можно найти Байрона и «Ходячих мертвецов».


Лучшие комментарии

Ну вот как всегда, все любят уромянуть Мэри Шелли, но видимо, никто так и не читал. Просто в оригинальном романе Чудовище — это НЕ оживший мертвец, а скорее, искумтвенный человек, то есть гомункул или голем. Да и вообще, оригинальный монстр не подзодит под сегодняшную тему, он наоборот обладпл интеллектом явно превосходящим человеческий.

А как же Мэри Шелли со своим Франкенштейном? В этом произведении как раз были заложены основы современной зомби-культуры. Когда наука возвращает к жизни уже мертвое. И мертвое выходит за рамки контроля.

Да, была мысль его тоже упомянуть, но потом я решил, что считать монстра Франкенштейна за зомби как-то неправильно что-ли: он же собран по кускам, а зомби более «цельное» создание.

Можно упомянуть итальянские хорроры про зомби, те же фильмы Фульчи, например. Все-таки там зомби уже представали в более чудовищной форме, которая ближе к их современному облику.

Уважаемый автор, наше с бородой почтение, конечно. Вы проделали хорошую работу. Однако, разрешите в большую бочку мёда добавить ложечку дёгтя. Не обессудьте, но статья написана по лекалам огромного множества статей подобного толка. Прямо, скажем так, по канону. Быстренько пробежались по Вуду (о которой можно столько всего рассказать. Чего стоят только одни взаимоотношения коренного населения Гаити с французами), а потом также скоро пронеслись по упоминаемым из раза в раз кинокартинам.

Не поймите нас неправильно. Вы, уважаемый автор, огромный молодец. Но нам бы хотелось, чисто субъективно, узнать что-то новое, что-то неизведанное, что-то не находящееся на первых страницах поиска гугла, либо увидеть какой-то необычный, именно Ваш взгляд на тему. Грубо говоря, хотелось бы, чтобы материал был не обезличен, как множество других работ копирайтеров в Инете, а обладал характерной чертой именно Ваших стараний) Но это всё, повторюсь опять также, чисто наш субъективный, не обязательно верный, взгляд)

На сегодняшний день зомби это:
ходячий мертвец
заражён вирусом, который и вернул его к жизни
нападает на людей
выглядит как разлагающийся труп
возможно, хочет съесть мозг

Я бы сказал, что только первое, третье и четвёртое являются неотъемлемой частью образа зомби. Причём даже эти качества не обязательны — в упомянутом в статье «28 дней спустя» зомби — не мертвецы, хотя можно считать такие вещи просто исключениями.

Но вот без вируса обходится и правда очень много фильмов/игр, особенно в фэнтези сеттинге. «Съесть мозг», как правильно замечено, тоже не всегда присутствует.

В кино, играх, фильмах и комиксах существует множество известных вампиров: Рэйн (Bloodrayne), Лестат (Интервью с вампиром), Блэйд, Каин (Legacy of Kain), Морбиус и других (навроде «Сумерек»).

Вот если честно, я согласен с комментариями выше — материал вроде как про зомби, а очень большая часть статьи посвящена вампирам и в первую очередь Дракуле, вместо того чтобы вспомнить Создание Франкенштейна, Реаниматора, некромантов из различных фэнтези вселенных и другие важные с культурной точки зрения примеры. Скажем, стоило упомянуть Left4Dead, которая задала тренд с «уникальными» зомби, которые обладают особыми способностями.

Кстати, вы ещё и в списке смешали вампиров и дампиров. Рэйн и Блэйд — только наполовину вампиры.

Вот, кстати, про Реаниматора-то я и забыл. Тут, в целом, как получилось: я раздумывал над «Франкенштейном» и над тем, чтобы его включить, потому что там и правда прослеживается связь с зомби, но тогда мне пришлось бы копать и её источники вдохновения и блог бы вышел бы чересчур огромным. Ну и тут я просто решил, что зомби и живые мертвецы были живыми, а монстр Франкенштейна — нет. В общем мне пришлось многое вычёркивать из блога и монстр Франкенштейна оказался в их числе.

P.S Как называются эти циклы документалок? Может гляну на досуге.

А как же Говард наш Лавкрафт со своим Реаниматором? Думаю он достоин хотя бы упоминания.

Про Реаниматора я написал выше, но, пожалуй, поясню. При подготовке этого блога, я прочитал и посмотрел кучу материалов, но поскольку их было действительно очень много, я просто забыл про Реаниматора. Мне не хотелось писать про то, с чем я не ознакомился и не был уверен, вроде тех итальянских фильмов про зомби из комментариев выше. Я всё ещё расстраиваюсь, что я забыл про Лавкрафта, и всё ещё планирую прочитать Реаниматора, но сейчас я просто не знаю, что про него можно написать, подходит ли он под тему, которую я пытался затронуть.

Про вуду у меня не было особой цели рассказывать, но писать про зомби и совсем не упоминать про вуду было бы странно. Возможно стоило сделать рассказ подробнее, но я решил по возможности писать кратко, потому что не хотел, чтобы блог совсем уж расползался из берегов.

Реальная история научной фантастики (мини–сериал 2014)
История научной фантастики с Джеймсом Кэмероном (мини–сериал 2018)

GTA: Vice City определённо испытала влияние «Лица со шрамом» 1983 года. Который в свою очередь является ремейком «Лица со шрамом» 1932 года, который в свою очередь снят по мотивам одноимённой книги, которую в свою очередь Армитэдж Трэйл писал вдохновляясь деятельностью Аль Капоне.

Не знал про фильм 1932 года выпуска.

Своё путешествие в поп-культуру зомби начали с книги «The Magic Island»

А ведь тут могла быть мотыга.

Интерес не пропадал по мере ознакомления с влогом, но вот его открытый финал = его нет. Сама тема широкая. Всегда можно докопаться, но работа выдержана и не уходит в дебри недельного лонга.

С комиксом не ознакомился, до сих пор лежит в отложенном.

По крайней мере интересно было прочесть.

У меня в общем-то не было цели сильно залезать в науку и рассуждать про морально-этические вопросы. Почему я не включил Франкенштейна (и фильмы про него) я уже пояснил. А вампиров я включил, в основном, из-за Мэтисона, чтобы они не появились в блоге абсолютно внезапно.

там читать не так уж и много, да и не сильно обязательно. Просто, учитывая годы написания (30-е годы) это одно из первых появлений в массовой культуре мертвецов максимально приближенных к современному канону. Хотя и с оговорками. Вообще, кстати, мертвецов и зомби принято обычно делить на медленных и быстрых, учитывая труды Лавкрафта (во всяком случае, если опираться на экранизацию) можно еще разделить на мозглых и безмозглых, т.е. тех которые живы пока цел мозг, и тех которые живы даже если оживляется отдельная часть мертвой плоти… так в голову пришло.

Помимо самого известного «Зомби 2» можно отметить видные «Город кошмаров», «Пускай мертвые лежат в могилах», «Остров зомби», «Могильный холм», «Демоны». Итальянские фильмы про зомби редко крыли в себе какой-либо социальный подтекст (в отличие от фильмов Ромеро), по большей части это было именно развлекательное кино (с обилием жестокости и её разнообразием). При этом в них зачастую умалчивается причина появления зомби (с редкими исключениями, как например в «Пускай мертвые лежат в могилах», где причиной, неожиданно, являлась инновационная сельскохозяйственная установка). Сами зомби предстают в полуразложившимся виде, поэтому и людей они напоминают меньше (хотя здесь я немного утрирую, все-таки грим в недорогих итальянских фильмах не всегда был убедительным).

Можно также вспомнить, что продюсером фильма «Рассвет мертвецов» являлся известный итальянский режиссер Д. Ардженто, который настоял на отдельной перемонтированной версии фильма для итальянских кинотеатров, где основной акцент был на экшен.

Идеи-то были. А не как они реализованы Мэри Шелли. Этими идеями потом же многие пользоваться стали. Безумный ученый/организация, аппарат/препарат/вирус, мертвое в живое, выход из под контроля, опасность для окружающих.
Реаниматор, Обитель Зла, 28 дней спустя, Ходячие мертвецы… Это, кстати, не мои мысли. Есть неплохие циклы документальных фильмов про научную фантастику. Например, с Джеймсом Камероном или с Ругертом Хауэром в качестве ведущих

Советую эти документальные циклы посмотреть. Там как раз рассказывают о том, откуда у разных жанров научной фантастики «ноги растут»

На самом деле образ зомби постоянно менялся, примерно это я хотел передать. Список отличительных черт не является универсальным и пункт про «съесть мозги» был добавлен больше как шутка, я в целом понимал, что он уже довольно устарел. Вампирам посвящено много, потому что современные зомби — это большей частью «потомки» вампиров, чем вуду-зомби.

Читай также