11 августа 2023 11.08.23 12 1617

Игровая гомеопатия: как Baldur’s Gate 3 новичков разводит

-15

Ребята, мне нужна ваша помощь. Я отлично понимаю, что творится с игровой индустрией, но совершенно не представляю, как с этим бороться. Даже гении из Larian Studios не смогли справиться с этой бедой и в какой-то степени усугубили её. Но давайте обо всём по порядку.

А кто говорил, что будет легко?
А кто говорил, что будет легко?

Недавно я увидел пост на Reddit от одного страдающего новичка, который никак не мог справиться с трудностями Baldur’s Gate 3. По его словам, даже на самом лёгком режиме игра не даёт глотка свежего воздуха неопытному геймеру и постоянно ставит перед ним непроходимые препятствия. «Завышенная сложность» разочаровывает новичка, ведь он ждёт от игры «хорошей истории и красивой графики».

Под постом собрались десятки залайканных комментариев от других недовольных, которые также жалуются на «непроходимую Балду» и даже сравнивают её с «более простой» Divinity: Original Sin 2. Причём среди таких комментаторов находятся опытные игроки в DnD с приличным стажем ролевого задротства.

А я, глядя на всё это непотребство медленно расширяющимися глазами, всё больше сминаю губы в недовольную и непонимающую лепёшку.

В отличие от полуорка-Шепарда. Ему просто плевать, ведь он уже уничтожил все любимые магазины во вселенной Baldur’s Gate 3.
В отличие от полуорка-Шепарда. Ему просто плевать, ведь он уже уничтожил все любимые магазины во вселенной Baldur’s Gate 3.

Как так? Почему для моих друзей, которые в жизни к DnD не прикасались, а о пошаговых играх знают разве что из той же Divinity: Original Sin 2 и серии Heroes of Might and Magic, – почему для них Baldur’s Gate 3 на самом высоком уровне сложности показалась до неприличия простой? Я хоть и наиграл в пошаговые проекты чуть больше своих товарищей, но всё равно далеко не ушёл. В карточных играх могу себя показать, да и опыт Neverwinter Nights был с десяток лет тому назад, но не более того. И всё равно для меня третья Балда – это крайне простая игра, которую можно проходить чуть ли не с закрытыми глазами!

Ладно, ладно, признаю, чутка переборщил. Baldur’s Gate 3 всё ещё может предоставить непростое испытание для игроков, требует от них знания механик и специфики поведения искусственных болванчиков, к тому же без использования большинства игровых фич ту же «Тактику» пройти не получится. Но ведь сами механики особой сложностью не отличаются.

Всё по классике: ставишь танка-дамагера (в нашем случае его роль исполнял я) поближе к противникам, мага-дамагера – подальше, и желательно рядом со столбом или удобной для отхода стенкой, а хила где-то между ними. Танк-дамагер бьёт всех по голове, иногда бросаясь маленькими врагами во врагов побольше. Маг-дамагер раскидывается своим агрессивным арсеналом, изредка кастуя защитные заклинания, чтобы подбежавший болванчик случайно не прикончил. А хил… ну, хил просто непрерывно вешает бафы на танка-дамагера, изредка хилит и призывает разносящую всё и вся левитирующую секиру (ей можно без лишних мозговых затрат бить ближайших врагов). Иногда кто-то выпивает лечащее зелье, и разок за бой можно кинуть в собравшихся в кучу противников лишнюю гранату – на этом всё. Ах, точно, всем желательно бить одного врага, у которого меньше всего здоровья. Теперь всё.

Интересный бой с толпой противников превратился в лавовую чехарду компьютерных болванчиков. А главного босса локации в одиночку победил монах, постоянно забывающий о "внеочередной атаке". Забавно, но совсем не сложно.
Интересный бой с толпой противников превратился в лавовую чехарду компьютерных болванчиков. А главного босса локации в одиночку победил монах, постоянно забывающий о "внеочередной атаке". Забавно, но совсем не сложно.

Я исследовал далеко не весь мир Baldur’s Gate 3, но всё-таки успел разрушить парочку поселений, осмотреть огромное подземелье первого акта и сразиться с несколькими важными для сюжета противниками. Причём сделал я это по два раза: в команде из трёх дамагеров с танком и в группе с одним хилом, злым варваром и не менее злым магом.

Практически всегда мы с друзьями действовали по принципу, изложенному выше. Игра просто не заставляла нас делать что-то ещё. Помню, при прохождении Original Sin 2 на той же «Тактике» нам приходилось продумывать и обсуждать буквально каждый ход, учитывая весь имеющийся под руками арсенал. В дело шли бочки, свитки, зелья и мощнейшее заклинание телепортации. В каждом новом бою приходилось заново оценивать ситуацию и подбирать рабочую тактику, в которой всегда находилось место отступлению, контратаке, использованию окружения, активному перемещению и грамотному касту ограниченных, но сильных заклинаний Истока.

А вот так выглядела битва нашей троицы против Наблюдателя в Baldur’s Gate 3 – вроде как сильного и опасного противника. Летающее Око Саурона в первый же ход вынесло в нокаут нашего мага и встало в упор ко мне, варвару. Я впал в «бешенство» и начал неистово тыкать обычной атакой по глазу вместе с летающим топором хила. А сам хил в этот момент находился в бесконечном «безумии» из-за неграмотно выбранной оружки, нещадно избивая свой же топор. Глаз изо всех сил пытался расстрелять почти мёртвого мага, которого я периодически поднимал, после чего он обязательно кусал меня слабенькими зубками. А я просто терпел и бил, терпел и бил. Лёгкая победа.

Конечно, я привёл пример с откровенно глупым искусственным интеллектом, который вместо грамотных действий делает что-то совершенно необдуманное и бессмысленное. Но даже если бы Наблюдатель расстреливал меня или безумного хила, ему бы не удалось победить. Окей, может быть нам пришлось бы один раз загрузиться, чтобы хил снял опасную для него же оружку. Большего в «тактической игре» не требуется.

Не говоря уже о том, что ИИ в Baldur’s Gate 3 ломается на раз-два – достаточно просто встать на возвышенность, рядом с которой нет лестниц, и скинуть вниз врагов. Чаще всего они не догадаются о том, что можно обогнуть угол и подняться на другую лестницу. Они будут просто стоять внизу, использовать «рывки» и что-то там кричать на ваших героев. Подобных примеров очень много, ведь болванчики в Балде до неприличия часто прут напролом к вашим героям, не думая о последствиях. А если переть напролом не получается, они просто топчутся на месте или расстреливают бессмертную дверь, которую можно открыть простым рычагом.

Безвыходная ситуация для чародея: здоровья нет, врагов море, недалеко стоит босс с бесконечным "контрзаклинанием", а снизу набегают толпы зомби. Но не бойтесь, скоро подоспеют бравые соратники мага и случайно сломают лестницу, из-за чего орда зомби несколько ходов подряд будет искать вторую лестницу, расположенную в пяти метрах от первой.
Безвыходная ситуация для чародея: здоровья нет, врагов море, недалеко стоит босс с бесконечным "контрзаклинанием", а снизу набегают толпы зомби. Но не бойтесь, скоро подоспеют бравые соратники мага и случайно сломают лестницу, из-за чего орда зомби несколько ходов подряд будет искать вторую лестницу, расположенную в пяти метрах от первой.

А теперь вернёмся к тем новичкам, которые не могут осилить Балду даже на «Путешественнике». Честно признаюсь, я не пытаюсь хвалиться и тем более не хочу катить бочку на новичков – мне тоже некоторые жанры, с которыми я совсем не знаком, даются крайне непросто. Каждому своё.

Но неужели в игру, которая является «тактической пошаговой RPG», подразумевающей использование мозга для продумывания ходов, развития собственной стратегии и тактической адаптации, – неужели нормально играть в такую игру как в «hack and slash», в чём признался комментатор из поста на Reddit, и при этом жаловаться на сложность?

Да, здесь надо порой подумать. Да, здесь нужно хотя бы расставить персонажей в более-менее правильное боевое построение. Да, здесь изредка важно использовать окружение и предметы для расправы над противниками. Это жанр такой, это его сущность, но почему-то сердце всей игры становится непреодолимой проблемой для многих людей. Значит, эта игра не для вас, что ещё сказать…

Перед дракой с огромным роботом меня раздавили под наковальней (по моей же просьбе). Я активно прыгал через дамагающее заклинание друида и разок пробежался по лаве. Монах тоже решил не отставать и отправился в нокаут прямо посреди лавового озера (по своей воле). Итог: даже после четырёх тупейших нокдаунов, в которые мы угодили по собственной глупости, и кривой реализации механики босса, до победы нам оставалось всего ничего. Должен ли самый сложный режим игры так ласково относиться к серьёзным ошибкам? Вопрос риторический.
Перед дракой с огромным роботом меня раздавили под наковальней (по моей же просьбе). Я активно прыгал через дамагающее заклинание друида и разок пробежался по лаве. Монах тоже решил не отставать и отправился в нокаут прямо посреди лавового озера (по своей воле). Итог: даже после четырёх тупейших нокдаунов, в которые мы угодили по собственной глупости, и кривой реализации механики босса, до победы нам оставалось всего ничего. Должен ли самый сложный режим игры так ласково относиться к серьёзным ошибкам? Вопрос риторический.

Или я чего-то не понимаю? Может быть игра на «Тактике» в действительности проще, чем игра на «Путешественнике», и весь мой спич не имеет никакого смысла? Может быть после первого акта игра становится заметно сложнее, и я зря так рано поднял тему лёгкости Балды? Может мне просто-напросто всегда везло, и я банально получил какие-то подкрученные кубики? Хотя, от последнего сразу отрекаюсь, ведь один бой с боссом целой локации нам удалось пройти с лучником, который 10 раз подряд промахнулся по противнику с крайне высоким шансом попадания. Так или иначе, если я не прав – буду рад выслушать честное мнение от других игроков.

Пока меня не переубедили, я вижу крайне неприятную, разрушающую буквально всю игровую индустрию, ситуацию. Baldur’s Gate 3 – это заметно облегчённая версия Divinity: Original Sin 2. Облегчённая ради обеспеченного, но неискушённого в играх класса «казуалов». Но даже этого им оказалось мало. Даже серьёзное упрощение «тактической игры», в которой уже не слишком-то нужна эта тактика, не помогло «казуалам» покорить прекрасный мир Врат Балдура. А он действительно прекрасен, несмотря на все мои выпады, я искренне восхищаюсь проектами Larian Studios.

Мы приходим к тому, что разработчики для пополнения собственных кошельков упрощают и без того упрощённое. Разбавляют максимально разбавленный геймплей. Игровая гомеопатия процветает и даже не думает увядать. Скоро в «тактике» вообще не нужно будет думать, а что дальше? В шутерах прицел сам будет наводиться на врагов? В экшенах достаточно будет много раз нажать «X», чтобы победить любого противника? В игре с паркуром можно будет держать одну кнопку, чтобы выполнять даже самые сложные трюки? Вы только подумайте, даже звучит смешно! И всё-таки я надеюсь, что ошибаюсь. Очень, очень сильно ошибаюсь.


Baldur’s Gate III

Платформы
PC | Mac | PS5 | XBOXSX | Stadia
Жанры
Дата выхода
3 августа 2023
3.5K
4.7
1 805 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

«Я исследовал далеко не весь мир Baldur’s Gate 3, но всё-таки успел разрушить парочку поселений, осмотреть огромное подземелье первого акта и сразиться с несколькими важными для сюжета противниками.»
Дальше можно не читать. Автор жалуется на легкость игры, играя в самую легкую её часть — логика огонь) Спойлер: практически в любой игре первая треть самая легкая

Я что-то не понял наезда. Мазохистам недостаточно боли и страданий? Создание нормального ИИ для игр — вечная проблема, ведь искусственного болвана мало того что надо научить взаимодействовать с миром (а в случае лариан — с весьма комплексным миром с кучей факторов), но и оставить его проходимым для большого спектра игроков. Ведь нельзя предсказать, с какими бойцами, снаряжением и заклинаниями будет игрок. А требовать подбирать билды под каждого бомжа на дороге — это маразм, позволить себе который могут разве что крайне нишевые игры. Как и превращать каждый бой в часовую шахматную партию, где каждое действие надо замерять микрометром. Так что если вы собрали правильную партию, нашли оптимальные билды (или тупо зачизили) и вам «слишком просто» — играйте в DS на танцевальном коврике с гвоздями. Вслепую.

Согласен на 150%. 1% «хардкорщекоф» разводят 99% недовольства, а 99% игроков надо почилить после работы без лишних напрягов.

Не понимаю, за что заминусили автора. Я согласен, что БГ3 не сложная даже на тактике. А кому то ведь хочется. Просто не все разрабы нормально умеют делать уровни сложности. Так что бы на легком-легко, а на сложном-сложно.

А люди, которым сложно играть будут всегда. Так же, как и люди, которым играть донельзя легко.

Разрушает ли это индустрию? Нисколько. Трайхардов столько же, сколько и обычных людей. И игры для трайхардов выходят и будут выходить

Мне не понятно, как BG 3 разрушает игровую индустрию. И когда пишут про разработчиков, имеют ввиду именно студию Ларина? Или речь о других компаниях, включая Лариан?
Цитата из статьи: Мы приходим к тому, что «разработчики»(я так не понял, о ком речь) для пополнения собственных кошельков упрощают и без того упрощённое. Разбавляют максимально разбавленный геймплей. Игровая гомеопатия процветает и даже не думает увядать.

Игра стоит 2 000 рублей. Это не самая дорогая игра в стиме. Например, стандартное издание Remnant 2 стоит 2 869 рублей, Делюкс 3 499 рублей, Ультимейт 3 999 рублей. Не понимаю так же, как «набивание кошельков» относится к BG 3.

А в чем тогда смысл текста? Тут либо заголовок менять, либо отложить текст до момента прохождения всей игры.

Могу даже дать парочку идей: «Я прошел всего треть игры, делаю поспешные выводы» или «Мы с друзьями такие крутые, нам так легко даётся первая треть игры, не то что эти нормисы с реддита».

Частично так оно и есть, если пользоваться всем что тебе даёт игра, то сложности разве что возникают что бы в определённый момент [spoiler] под управлением ИИ не убился.

Зато как развлечение хорошо, в одном бою ты так повоевал, в следующем по другому.

Тогда скажите, вы буквально утверждаете, что после 30 часов прохождения я не имею права даже немного судить об игре, отдельно отмечая тот факт, что я говорю о первом акте? И все 30 часов я обязан закрывать глаза на любые минусы или просто неприятные для меня вещи?
При этом название почти на 100% относится к тексту новичка с Реддита. О мнениях других людей я тоже не имею права судить?
Могу дать вам парочку идей: не судите ничьи статьи, не пишите никакие комментарии, пока не прочитаете эту статью 200 раз. Если 30 часов прохождения мало для даже не самого большого суждения, то одного прочтения статьи точно мало для вашего комментария. Придерживайтесь своего же принципа везде, а не только там, где вам выгодно.

Может быть и так, но это не значит, что игру надо судить по этим работягам (ничего против них не имею). Я в игру сам не играл, но по описанию многих людей действительно складывается ощущение, что игра достаточно примитивна и в конце концов складывается в механические, однообразные действия. Всё-таки это игра, и в неё прежде всего надо играть, а игра — это процесс, требующий каких-никаких усилий. И чем разнообразнее требования игры, тем интересней в неё играть)

Тоже пока еще развлекаюсь в первом акте и меня всю игру не покидает ощущение того, что открытая бета (как минимум год назад, потом я её не переигрывал) была значительно сложнее. Вроде и противники ± те же самые, и расположение их то же, что и в бете, но промахиваются они чаще, а умирают быстрее.

Вспоминая классику, что первые BG, что Icewind Dale давали так прикурить, что приходилось отыгрывать 2-4 часа, чтобы переподготовиться к битве, а то и пересоздавать персонажа/персонажей и начинать сначала. А здесь, у идейной наследницы как сеттинга, так и жанра, ощущается чуждая легкость боев.

Хм, в отличие от автора данного комментария, я как раз написал, что проблема может быть исключительно в первом акте — я этого и не отрицал. Но автор данного комментария сделал выводы, не прочитав весь текст. А я лишь предположил, что вся игра может остаться такой же простой.
А ещё автор данного комментария явно не играл в Original Sin 2. Там и первый акт был действительно сложным (на соответствующем уровне сложности). А в Балде после 30 часов игры вся сложность — это не словить случайный ваншот на первом ходу. Да и так игра реальных проблем не вызывает.

Прикольное сравнение, но неграмотное, увы. Я ж не требую, чтобы игра была на каждом уровне сложности сложной. Откуда вы вообще это берёте?
Пусть остаётся простой на низких уровнях сложности, и трудной — на высоких. Но при этом она должна оставаться тактикой — простой или сложной, не важно. Иначе какой смысл играть в тактику, если ты просто ставишь дальников вперёд, ближников назад, кидаешься гранатами в союзников и всё равно побеждаешь? Из-за этого жанр теряет свою уникальность. Может тогда хорроры не будут нас пугать, а в интерактивном кине не будет кина?
Единственное, какой-нибудь режим из разряда «полного чилла» добавить можно было. Или даже в целом чуток расширить настройки сложностей.

Читай также