3 августа 2023 3.08.23 36 17K

Как начать играть в D&D — Всё просто и по полочкам

+27

Привет, котаны. Похоже эти недельки стали чересчур наполнены магией D&D. По миру идёт Baldur’s Gate 3, все надеются на откровение и среди таковых присутствуют люди, которые ни разу не играли в Подземелья и Драконы. А ведь очень хочется, не так ли? 

Да, я знаю, что подобных гайдов просто завались, но большинство из них касаются исключительно теории и поверхностных советов, а мы нырнём в самую гущу, поговорим о том, что обычно не затрагивают.

Итак, вы полные новички и не понимаете с чего бы начать, а перед вами лежит свод правил. Огромная книга на 330 страниц внушает ужас в любого, на ней красивая надпись “Книга Игрока” и подразумевается, что вы должны знать всё, что в ней написано. 

На самом деле это не так. 

Это сборник буквально всего от заклинаний, до бестиария. Вам не нужно учить как больно бьёт гоблин или как далеко летит огненный снаряд. Для начала необходимо понять какие характеристики есть и за что они отвечают, а также разобраться в боёвке.

И даже здесь нет ничего сложного, так как все эти характеристики вы уже видели в бесконечных rpg с их силами, интеллектами, харизмой и прочим. Есть нюансы, но опять же без духоты. А вот боёвку будет проще понять тем, кто играл в XCOM и подобные игры. То есть за свой ход можно походить, сделать действие, может быть бонусное действие. Например, настал мой ход, перемещаюсь за укрытие, накладываю метку на противника (бонусное действие) и стреляю (действие). Этим занимаются 90% времени в бою. Иногда хочется чего-то прям необычного и правила позволяют прыгать, бегать, лазать, хватать, бухать и заниматься другими непотребствами в бою. Хорошо, если вы знаете об этом, но нет ничего такого, если нет, ведь всегда можно спросить у мастера как бы реализовать интересный финт. Поверьте, мастера любят, когда игрок проявляет фантазию.

Solasta: Crown of the Magister  максимально точно передаёт правила боёвки DnD
Solasta: Crown of the Magister  максимально точно передаёт правила боёвки DnD

И вот вы впитали в себя эти знания, готовый рубить орков и спасать принцесс. Пришло время решить, будете ли вы игроком или мастером. В Dungeons and Dragons мастер - это ведущий, вершитель судеб, бог и мир в одном флаконе. Его слово - не просто закон, а непререкаемый факт, он может нарушать даже правила в угоду баланса или интересных ситуаций. Именно мастер придумывает (или тащит чужую) кампанию и рассказывает как реагирует мир на действия игрока. Сложно ли быть мастером - несомненно. А потому многие хотят быть игроками.

А для начала своих приключений придётся решать какая у вас будет раса, класс, заполнить лист персонажа (чарник), придумать предысторию и согласовать это с мастером. Бывалые игроки тратят на всё минут 15, новички…я видел как это делали за 5 часов. Когда буйную фантазию хочется вылить на бумагу, забываешь о времени.

Вот так выглядит первый лист персонажа, он же самый информативный
Вот так выглядит первый лист персонажа, он же самый информативный

Следующий шаг выполнен и опять мы перед развилкой. Хотите ли вы играть в реале с друзьями соратниками за одним столом или предпочтёте технологии и интернет?

В первом случае люди собираются в кафе или антикафе, дома у друзей и даже на природе. Хорошим тоном считается, если вы принесёте с собой снеки, газировку/пиво и свои дайсы, а в конце поможете убрать всё. Игра в реале хороша своей душевностью, где можно и кубики в руках подержать, отправлять их в тюрьму за плохое поведение, бросать с башни, двигать миниатюрки и рисовать на бумажке карты. Но и минусы тоже очевидны, на всё про всё тратятся деньги и время. К тому же надо найти ещё людей в своём городе, которые бы согласились играть.

И вот тут нам на выручку приходит виртуальный игровой стол. Как же приятно сидеть в своём удобном кресле, попивать любимый напиток и бросать заявки. У нас народ сидит в основном на трёх стульях: Roll20, OwlBear Rodeo и Foundry VTT.

OwlBear - это максимально простое решение для тех, кто не хочет заморачиваться. Включил - играешь. Но за это придётся расплачиваться минимальным функционалом. Да и его популярность не то чтобы прям высокая.

OwlBear
OwlBear

Roll20 - самый распространённый и популярный вариант. Ребята со Стопгейма как раз на нём и водят. Для публики победнее есть бесплатные функции, которые вполне могут закрыть большинство ваших потребностей. А для тех, кто готов раскошелится на подписку, добавляют туман войны и обзор у каждого героя, динамический свет и удобные для мастера фичи. Плюшки платной версии не давят на игроков и позволяют лишь сделать жизнь чуть более приятной. Тут же можно покупать и продавать контент для настолок.

Roll20
Roll20

Foundry VTT - самый лучший и навороченный виртуальный стол на сегодняшний день. Платите 50 баксов и получаете навсегда настоящий Скайрим с чуть ли не бесконечным количеством модов от огромного сообщества. Стоит дорого, но одной лицензии хватит, чтобы играть целой группой. Обычно постоянная группа или несколько мастеров скидываются и играют по очереди. Я не просто так сравнил его со Скайримом, за счёт модификаций вы можете превратить его во что угодно, решить любую проблему, накатить такую атмосферу, какой нигде больше не добьётесь, даже в реале. 

Foundry VTT
Foundry VTT

И всё таки, как же нам теперь найти группу?

Для этого я дам несколько ссылок и очень надеюсь, что остальные читатели дополнят их своими. Давайте развивать настолки, товарищи!

https://vk.com/vbazetrpg - база игроков и мастеров в ВК. Часто подкидывают объявления о наборе, но никто не мешает писать мастерам самостоятельно.

https://t.me/magellangeek - дискорд сервер одного Youtube блогера, который рассказывает о DnD. Сообщество довольно большое и регулярно ищет как мастеров, так и игроков.

https://discord.gg/keX8zKKrpm - ещё один дискорд сервер мастера и популярного видео блогера.

Здесь вы наверняка найдёте себе компанию на много часов геймплея. Но спешу вас задержать ещё на минуту. Наверняка на глаза попадутся платные игры. Многие мастера, почувствовав в себе чуть больше уверенности, решают, что их труд должен быть оплачен. Это не плохо, однако, накладывает свою специфику. 

Судя по объявлению мастер неплох, стоит с ним побеседовать, но нестабильная оплата, которая зависит от количества игроков, - красный флаг.
Судя по объявлению мастер неплох, стоит с ним побеседовать, но нестабильная оплата, которая зависит от количества игроков, - красный флаг.

Во-первых, платите вы за каждый сеанс в среднем по 500р, во-вторых, такие мастера менее терпимы к новичкам и игрокам, которые любят творить дичь. Тем не менее именно среди них можно чаще встретить самых классных заводил.

Чтобы проще было найти свою группу не бойтесь разговаривать с мастером. Просто о всяком разном, о деталях в игре, об интересных историях в днд, найдите в нём свой резонанс или пачку красных флагов.

Замечательно если он водит на Foundry - это значит, вы получите максимум впечатлений.

Ищите тех, кто готов водить по 5 часов, ибо это стандартное время для сессии.

Старайтесь избегать тех, кто одновременно водит больше 4-5 групп, чем меньше у таких людей времени, тем хуже они готовятся к каждой сессии.

Не вступайте в сыгранные группы, это большой шанс оказаться за бортом, в то время как остальные будут взаимодействовать друг с другом. Идеально начинать в пачке незнакомцев новичков.

В первый раз я бы посоветовал вам поиграть в Рудники Фанделвера. Это официальное приключения для новичков, которое погрузит вас в то самое кондовое DnD c подземельями, драконами, заговорами и эпическими боями.

Интерактивная карта Фаэруна. События рудников происходят чуть севернее, но я специально взял ракурс на Baldur's Gate ведь скоро здесь будет настоящее веселье.
Интерактивная карта Фаэруна. События рудников происходят чуть севернее, но я специально взял ракурс на Baldur's Gate ведь скоро здесь будет настоящее веселье.

Проделав весь этот путь будет обидно, если вас выгонят, не так ли? Поэтому вот вам несколько советов как быть хороших игроком. 

  1. Постарайтесь не устраивать диспут с мастером, если у вас спорный момент, лучше задать на перерыве
  2. Не тяните одеяло на себя, чувствуйте баланс и давайте остальным тоже поучаствовать в игре.
  3. Когда идёт бой, продумывайте свои действия заранее во время чужого хода, чтобы не задерживать остальных.

И вот с этим набором знаний вы наверняка сможете погрузиться в этот удивительный мир приключений. А ведь дальше - больше, это лишь поверхность айсберга, впереди вас ждут углубленные механики, новые миры, прогресс в отыгрыше и море удовольствия.

Мэт Мерсер и его команда заядлых ДнДшников
Мэт Мерсер и его команда заядлых ДнДшников

Для тех же кто хочет причаститься через видосики, я скину несколько каналов на Youtube, которые раскроют в полной мере суть Dangeon & Dragons.

https://www.youtube.com/@criticalrole - Самый популярный тематический канал, где проводятся игры. В нём собрались американские актёры озвучки и легендарный в DnD комьюнити Мэтью Мерсер. Благодаря ему многие мастера стараются изо всех сил и черпают вдохновение из его видео.

https://www.youtube.com/@LivingRoomStudio - русский аналог предыдущего канала и мой личный фаворит. Ребята собираются, стараются отыгрывать по максимуму, при этом получают искреннее удовольствие от своих действий. Первый сезон по сеттингу Земли Былых Легенд по настоящему впечатляющий и атмосферный.

https://www.youtube.com/@chickencurryshow - Чикен Карри - это такой проект, который прям просится на экраны телевизора, шоу с участием многих знаменитых людей. Он не претендует на что-то серьёзное, но отбивается отличным юмором. Мастерит у них Александр Бреганов, тоже своего рода знаменитость в DnD кругах.

https://www.youtube.com/@RequestforQuest - пока остальные повторяют очевидные вещи в DnD, этот чел затрагивает по настоящему важные ситуации и решение неочевидных проблем. Всячески рекомендую для углубления в тему.

https://www.youtube.com/@SneakyDice - идеальный блогер для новичков. Всё расскажет, всё покажет, понятно растолкует механики. Можно даже не читать Книгу игрока, а просто посмотреть пару его видосов.

И наконец в самом конце я дам пару ресурсов, без которых вам не обойтись.

https://dnd.su/

https://ttg.club/

Это самые известные ресурсы-справочники по днд. Когда вам нужна будет информация о расах, классах, заклинаниях и прочем, то именно здесь вы это найдёте. Они будут вашими друзьями на многие часы.

Надеюсь вам поможет этот мини-гайд и в будущем у вас появятся множество классных историй, баек и мемов, связанных с приключениями в мирах DnD.


Лучшие комментарии

> Как начать играть в D&D — Всё просто и по полочкам

Всё ещё проще, нет времени — нет днд, есть время — есть днд.

В наше время скорее надо как то понять зачем ДнД, чем как в это играть то.

Счастливый обладатель нормального часового пояса.

DnD позволяет реализовать всю твою фантазию, ни одна компьютерная игра не сможет дать тебе такую свободу самовыражения. Это бесконечный источник мемов и личных историй.

Пока небольшой опыт в НРИ. повезло с первым же ГМ который вместо ДнД предложил более простой Культ, потом был Vaesen, Вампиры 5е, Дельта Грин, DCC Weird Frontiers. Также было пару ваншотов в Warhammer FRP и Dark Heresy. И только потом в дискорде СГ(*на правах рекламы) смог окунуться в ДнД 5. =)

Чем лучше днд всего остального? Тем, что эта система достаточно гибкая и простая, с помощью неё можно реализовать множество самых необычных приключений.

Вот с этим не согласен, сложилось впечатление, что ДнД банально более популярная. «Простой» бы ее не назвал — чтение книг, постоянное обращение к справкам, а также создание персонажа и приключений довольно затянутое. «Гибкостью» в ней зачастую оказывается хоубрю которые выглядят как костыли и/или вусмерть ломает баланс. =)

На Geek & Sundry уже давно не публикуется CR. У них отдельный канал на ютубе

Я бы ещё посоветовал ютуб канал Вечерние Кости. У них отличное оформление, продакшн, много систем, не только ДнД и атмосферные игры. Они вот как раз по уровню были этаким CR от СНГ. Печально, что проект умер после 24 февраля.

Да, это отличные ребята, которые делали годный контент. Я бы обязательно их вставил, если бы не вся эта ситуация.

Не день, а часа четыре. Раз в неделю, под вечер самый кайф играть. =)

едит: Если конечно ты не «Dungeon Master». ;)

Стиль, моя личная классификация, это немного другое, когда хочу там под какого то персонажа, в стиле того то. Хочу, например, классического Конана, варвар, но с отмычками и подкрадухой. Ну и т.д. Это совершенно безвредные люди, которые только разнообразие в игру приносят.

Хотя, умеючи, можно впихнуть в рамки мира, логики и сюжета, даже того самого из анекдота про три по 20, и махание руками. Просто сказать что теперь ты принудительно следующий уровень берёшь чемпиона(ну или кто там из спонтанных дивнюков) бога ветра. Дескать на тебя обратили внимание.
Но для такого нужен опыт и время на подумать. За столом народу много, и часто может быть просто не до того. Так что проще просто запретить.

Просто некоторые игроки считают, что куб делает всё сам и стоит выше ДМа, и вот скажем приходит Бард к царю и говорит «отдай мне своё царство», кидает на убеждение, там 20, и по логике таких игроков, Царь должен отдать царство. Можно даже не объяснять какие аргументы и доводы привёл Бард, ведь на кубе выпало 20, а это успех заявки, и не важно какой абсурдной она была. И фиг его знает как с такими бороться. У них своя вселенная и логика в голове.

Это бесконечный источник мемов и личных историй.

Так это у всех есть. От популярных скирмишей(кстати, доходит до того что общественность именно это считает за настольную РПГ), типа того же любимого молодежью Gloomhaven, до почти всеми забытых порнохорроров по миру тьмы. Там же тысячи наименований всех стилей и сложностей.
Поэтому основной вопрос «А что сразу ДнД то?»

Я бы тоже не сравнивал, но всё таки наша реальность такова, что «дал в морду, получил в морду» с игровыми сессиями до часа и «другие игроки желательны, но необязательны» — это best roleplaying experience. По крайней мере так заявляют многие сайты.

На таком фоне всё таки хочется что бы люди рассказывали побольше о преимуществах того, во что играют и/или призывают играть.

Именно по этой причине не стоит вырывать слова из контекста в цитату, ведь ответ на твой вопрос от меня уже содержится в том сообщении. Если конкретно — я для себя обозначил личные критерии.
От себя дополнительно скажу, что так же не вижу свободы в механиках днд, которая упирается в кубик. Неважно, что ты скажешь или придумаешь, успех или неудача будет определяться через рандом плюс твой стат, а не смысловое содержимое действия или слова. Особенно, когда мастер еще и за тебя будет решать, какой стат для спасброска тебе пробросить. Тип, если на старте игры все будет упираться в кубы, то в поздней игре, условно, когда некий стат прокачается достаточно сильно, чтобы нивелировать рандом, решать уже будет мастер, легитимно ли твое действие в рамках его мира и задумки или нет. От одного ограничения мы перешли к другому. От рандома к смысловой нагрузке. В Фейте ты уже начинаешь со смысловой нагрузки и на исход для принятия мастером решения и пройденной проверке будут влиять уже не числа куба, а содержимое твоих слов.
В компиграх на основе с кубами, тот же диско элизиум, есть разница в ответах относительно высокого стата, который помог пройти проверку, и низкого, который привел к провалу проверки и как следствие — околесице от гг. Вот только тут есть нюанс, над этими репликами работали сценаристы, пытаясь уложить все в рамки лора местного мира, у который еще было достаточно времени, чтобы подумать над ними. В НРИ у игрока такого ресурса нет, ему надо выдать нечто вот прям щас, поэтому неважно, что он скажет, глупость, обыденность или нечто гениальное — провал или успех будет зависеть от числового показателя, который не привязан к твоим словам.

Они не могут спорить, но они спорят, потому что у них свое восприятие ситуации. Если ты закроешь глаза на проблему — проблема не исчезает :D

Днд позволяет реализовывать тебе всю твою фантазию ровно настолько, насколько это позволяет тебе твой днд-мастер.с:

Есть друг, который создал себе условного Сато Кадзуму из Коносубы, чтобы принципиально воровать трусишки через «Кража!», а его днд-мастер был принципиально против этого и дабы отвадить моего друга от дальнейших попыток воровать трусы непонятной магией — привел все к реализму и люлям в ответ.

Так что границы есть везде, даже в днд, иначе партия превращается в набор бреда, нарушающий даже собственные внутренние законы мира, ибо d20 выпал. Если по задумке мастера персонажи не должны куда-то идти или делать что-то конкретное, иначе сломаются сюжетные рельсы — вас туда никто не пустит.

И в чём проблема? В том, что игрок хочет свести всё к абсурду?

Не к абсурду, а навязать свое решение за счет д20. Как пример, я был свидетелем ситуации, которая обсуждалась двумя моими товарищами, один из которых — игрок, а второй — ГМ. Это была не игра, и гипотетическая ситуация как раз на тему критического успеха. В чем был предмет спора: игрок считал, что если он в условном тоннеле/пещере/комнате захочет найти скрытый проход в виде лючка и если ему выпадает д20, ГМ обязан его там поместить. ГМ такое действие отрицал и говорил, что даже при критическом успехе это не будет возможно, если мастер не захочет наличия скрытого прохода в данном месте.

Ты не можешь найти чёрную кошку в тёмной комнате, если её там нет. Даже если ты хорош в розыске, даже если ты помолишься всем богам, даже если очень очень этого хочешь. Критический успех касается только атаки, и даже если мастер использует крит в проверках результат не обязан быть тем, какой хочет игрок. Не игрок решает как реагирует мир, а мастер. И уж тем более это не является навязыванием. Я просто не понимаю, почему в примере должен быть лючок из-за броска кубика. Просто надо поговорить с игроком и объяснить основы днд.

Читай также