27 июля 2023 27.07.23 56 4357

Восстанавливаем интерес к играм

+78

Сначала я просто писал пост о своих размышлениях про текущее состояние индустрии, но в процессе написания и рефлексии я начал разбираться, что именно не так с моим восприятием и что я могу с этим сделать. Здесь нет никакой аналитики, исключительно субъективщина со своей колокольни, но возможно кому-то из вас это поможет разобраться с хронической потерей интереса к играм.

Что-то определенно не так

Последние года 3 при просмотре летних игровых шоу мне кажется, что какое-то всё не то. Всё стало выглядеть слишком пресным, без шарма, навязчиво «веселым». К этому прибавляется такой момент, что времени особо то на игры и нет. Постоянно думаю о том, что видеоигры — самый затратный по времени (да и по деньгам тоже) вид медиа-развлечений. За время прохождения одного только Elden Ring можно просмотреть несколько сериалов залпом или прочесть с десяток книг. И это мы еще не берем тот факт, что игры — единственное медиа, которое требует вовлечения потребителя, то есть ты игры не смотришь, ты в них играешь, а это довольно высокая когнитивная нагрузка, которая не имеет ничего общего с отдыхом. Давайте воспользуемся базовой математикой:
У нас есть 24 часа — 8 сон — 8 работа — 2 дорога — 2 прием пищи = 4 свободных часа, которые ты можешь потратить на «поиграть», если конечно вообще захочешь вникать во все это после тяжелого рабочего дня. И даже если представить, что у тебя нет никаких дел, никаких хобби или семьи, которой нужно уделять время, то прохождение того же Elden Ring отнимет у тебя около месяца, при условии, что ты отдашь ему ВСЁ. СВОЁ. СВОБОДНОЕ. ВРЕМЯ. Конечно, я в качестве примера взял очень усредненный кейс, но исключения есть в обе стороны, у кого-то больше свободного времени, а кто-то пашет сутками. В целом все эти мысли подталкивают меня задуматься об одном вопросе - а оно мне вообще надо? Может, я просто продолжаю играть по инерции, ведь раньше мне это нравилось, а сейчас пора отпустить времена беззаботных ночей за ПК уделять освободившееся время на что-то другое?

 Почему-то распространено мнение, что сиквел обязательно должен быть больше оригинала
Почему-то распространено мнение, что сиквел обязательно должен быть больше оригинала

Больше - не значит лучше

Исходя из моих обывательских наблюдений я заметил один неприятный тренд, который длится уже с десяток лет. На старте восьмого поколения появилось негласное правило, что нужно "соответствовать нэкстгену", ведь теперь нет оправданий средней графики в виде устаревших консолей, отныне нужно пользоваться современными мощностями на полную. Привело это к тому, что красивую картинку делать стало очень дорого и в ущерб ей могли серьезно пожертвовать продолжительностью, что игрокам ну очень не понравилось. Люди начали делить стоимость игры на количество часов, требуемых для прохождения и ставить всякие RPG игры и Open-World дрочильни в упрек насыщенным приключениям на 5-6 часов. Вспомнить, например, скандал вокруг The Order 1886 - я наверно на всю жизнь запомнил, что эта игра проходится за 4 часа. По итогу этой "проблеме" нашли очень быстрое решение - игры с однообразным открытым миром полились, как из рога изобилия, ну а если жанр или история не позволяют запихнуть игрока в пустыню с вопросиками, то  всегда можно размазать продолжительность собирательством, крафтом, прокачкой и сайд квестами. Этот фанатизм не прекращается и по сей день - когда выходит новая игра с открытым миром нередки случаи, когда разработчики хвастаются тысячами км² и сотнями часами контента. Но в целом я не сильно против таких игр, если продолжать разговор об однообразных открытых мирах, то я даже могу понять людей, которые только в них и играют, ведь у меня в жизни пару раз были периоды с подавленным ментальным состоянием, во время которого играть во что-то требующего твоего вовлечения сложно физически, а играть хочется. Именно в такие периоды я мог искренне получать удовольствие от зачистки вопросиков на карте и в какой-то степени я даже благодарен, что такие игры есть, ведь они позволяли мне расслабляться. Ну а что сейчас? Что, если я не хочу тратить по месяцу, а то и больше на одну игру? Просто не играть в них? Если копнуть чуть глубже, то это возможно звучит, как выход, ведь именно с этих вопросов до меня дошло понимание одного простого, но такого незаметного факта - индустрия изменилась, изменился я, но мой подход к видеоиграм почти не изменился со времен, когда я начал проходить свои первые игры. Я все еще пытаюсь относиться к этому процессу, как я это делал в начале нулевых.

 Одно из главных разочарований после сборки ПК мечты - тебе больше не хочется играть. В лучшем случае ты играешь старые игры, которые работали и без нового железа, в худшем - часы безрезультатного скролла библиотеки и магазина Steam.
Одно из главных разочарований после сборки ПК мечты - тебе больше не хочется играть. В лучшем случае ты играешь старые игры, которые работали и без нового железа, в худшем - часы безрезультатного скролла библиотеки и магазина Steam.

Исходя из таких умозаключений вариант "не нравится - не играй" не звучит, как что-то неприятное. А ведь правда, с чего я взял, что мне нужно проходить каждую ААА игру с высокими оценками? С чего я взял, что мне обязательно нужно домучивать прохождение надоевшей игры до конца, будто я что-то упускаю, если у меня не будет этой галочки? Эти игровые "вредные привычки" остались у меня от времен, когда выбора особо не было, когда было навалом свободного времени, когда за спиной не было многолетнего бэкграуда из культовых шедевров, из-за чего даже посредственная игра могла вызвать кучу искренних эмоций. Развивая эту тему плавно переходим к следующему важному тезису.

Ты - не целевая аудитория

Были времена, когда разработчики целились именно на такого среднего геймера, как ты, но теперь ты таковым не являешься. Бюджеты ААА разработки продолжают неумолимо расти, а это в свою очередь приводит к большим финансовым рискам для издателя и лучший способ обезопасить себя - это сделать игру максимально "для всех", что очень ограничивает разработчикам пространство для творчества и экспериментов в геймплее. Взять те же иммёрсив симы - почти все представители этого комплексного жанра с более менее хорошим бюджетом провалились в продажах, так как аудитория у таких игр очень маленькая по меркам ААА разработки. Какой тогда выход? Всё просто - инди игры. Сейчас происходит чуть ли не ренессанс для небольших игр. Рынок инди стабилизировался, в нем появились свои издатели, которые помогают идейным авторам довести свою задумку до нужного уровня, при этом беря на себя весь сопутствующий геморрой, который не связан напрямую с разработкой. И если продолжать разговор об иммёрсивах, то именно в инди сегменте этот жанр чувствует себя лучше, чем когда либо, как и много других узконаправленных жанров, которые не интересуют ААА гигантов. Альтернативой инди могут послужить старые игры, ведь раньше куда проще было пропустить хорошую игру и если уделить один вечер поиску скрытых алмазов, то можно составить себе бэклог на насколько лет беззаботного гейминга. Ну а еще можно просто ждать интересные для себя релизы, ведь несмотря даже на мой душный нрав по отношению к новым играм, все же раз в год будет один-два крупных релиза, которые придутся мне по душе.

 Игр в год стало многократно больше выходить, чем раньше, однако глобальному обсуждению все также подвергаются 20-30 штук в год
Игр в год стало многократно больше выходить, чем раньше, однако глобальному обсуждению все также подвергаются 20-30 штук в год

Муки выбора

Мы живем во время изобилия контента. Как раньше не получится пройти все горячие новинки, прочесть все книги, прослушать всю музыку и посмотреть все фильмы. К сожалению, придется выбирать, и выбор этот усложняется пропорционально количеству возможных вариантов для выбора, вызывая ступор. Наш мозг во время выбора воспринимает это не как то, что "мы что-то получим", а как "мы лишаем себя всех остальных вариантов". Как с этим бороться? Если мы выбираем игру для покупки, то нужно понять действительно ли я это хочу, или может быть я действую под влиянием восторженных отзывов, совсем игнорируя тот факт, что меня никогда не интересовал данный сеттинг, а все игры в похожем жанре, что я опробовал вызывали у меня скуку. Наглядный пример данной ситуации - это то как я 2 дня заставлял себя играть в новый God of War до физической головной боли, внушая себе, что раз всем понравилось, то и мне вот-вот понравится. Так же громкие релизы пробуждают в нас чувство причастности к какому-то интересному событию, тем самым заставляя нас бросить все, во что мы сейчас играем, чтобы не пропустить "что-то важное", хотя единственное, что ты по-настоящему пропустишь - это покупку игры за фулл прайс.

 Можно распечатать эту картинку и кидать дротик каждый раз, когда не знаешь во что играть
Можно распечатать эту картинку и кидать дротик каждый раз, когда не знаешь во что играть

Если вы купили на распродаже несколько десятков игр за раз и установили их, то поздравляю - вы на пол пути к игровой импотенции. Я думаю многие из вас испытывали интересный опыт "выбора" во что поиграть из огромного списка игр, при взгляде на который просто впадаешь в ступор. Из этой ситуации тоже есть выход. Для начала - удалите как можно больше игр с вашего устройства. Знаю - это делать больно, но если постараться быть с собой честным, отвечая на вопрос "запущу ли я это в ближайшее время", то будет намного легче. И вот, когда мы сократили список доступных для запуска к минимуму теперь можно выбирать, во что можно начать играть. Я руководствуюсь следующим подходом: нужно потратить немного времени на анализ своих желаний и общего ментального фона "в какой сеттинг я хочу погрузиться?", "хочу ли глубокой истории или просто поиграть?", "мне нужен неспешный вдумчивый геймплей или что-то драйвовое и спинномозговое?" и так далее. После таких раздумий может выясниться, что ты давно очень хочешь поиграть в игру, про которую уже сам забыл, ведь есть вещи "по-актуальнее". Самое главное - не начать "надкусывать" другие игры, обратно расширяя список доступных для запуска игр. За годы экспериментов с таким подходом я вывел идеальный для себя баланс, позволяющий не забрасывать игры и не тратить время и силы на бесконечный выбор во что поиграть - 1 большая игра, 1 небольшая игра, которая служит для отдыха от большой игры и 1 мультиплеер. Разумеется, это индивидуально, кто-то в многопользовательские игры вообще не играет, однако даже в таком случае я считаю, что параллельное прохождение более двух игр привод к расфокусу внимания и потере интереса.

Новый подход - новые ощущения

Когда у нас формируются предпочтения со временем они костенеют и превращаются в привычку. Несмотря на мой мультижанровый опыт в детстве, больше всего мне понравились шутеры от первого лица и со временем я не заметил, как сам себя загнал в рамки, в которых я только играю шутеры на ПК. Да, я конечно мог отвлечься на "новый" StarCraft, на очередную часть TES, но мой приоритет был явно сфокусирован на очень узком пласте индустрии. Спасали от выгорания только инди игры, но и они в какой-то момент отошли на задний план и я не понимал, почему стало так скучно играть. Очевидно, что когда ты более десяти лет занимаешься одним и тем же процессом - наводишь мышь на врага и зажимаешь ЛКМ, то он 100% надоест, как бы ты его не любил, но впечатление из детства от Half-Life было очень сильным, и я основательно убедил себя в том, что понравиться мне могут только шутеры. То, что я ошибался, я понял в 2015м году, когда мне подарили игру, которую я сам ни за что бы не взял - Metal Gear Rising: Revengance. Какое же для меня это было откровение. Услышав и увидев впервые RULZ OF NECHA по моему телу будто пролетел разряд тока с мурашками а глаза намокли от безумного стиля и пафоса происходящего на экране. Отныне это одна из моих любимых игр, в которой я провел уже более сотни часов, хотя одно прохождение занимает 6-8. Мораль, я думаю, ясна - дайте шанс другим жанрам, вы можете не заметить, как сами загнали себя в определенные рамки, которым вы "обязаны" следовать. Главное - не пробуйте ММО, если все еще не, а то вдруг понравится...

Помимо жанрового выхода из зоны комфорта можно также изменить способ взаимодействия с играми. Например, если ты всю жизнь просидел за клавомышью, то можно попробовать взять хороший геймпад и насладиться играми по-новому. Когда у меня впервые появился геймпад для меня стало откровением, насколько много игр настроены для комфортной игры в первую очередь на геймпаде, ну и банально проще становится выдерживать долгие игровые сессии в комфорте, так как твои руки больше намертво не привязаны к столу. Тоже самое работает и в обратную сторону - если большую часть времени ты просидел за консолью, то довольно средний ПК может очень приятно удивить уникальными и глубокими играми, которые по тем или иным причинам отсутствуют на консолях.

 Как видите - вариантов, на чем играть довольно много, а самое классное, что большую часть из этого можно достать по цене одной-двух игр за фуллпрайс.
Как видите - вариантов, на чем играть довольно много, а самое классное, что большую часть из этого можно достать по цене одной-двух игр за фуллпрайс.

Вспоминая о пункте с разбором бэклога из старой классики можно его скомбинировать с данным подходом "смены обстановки". Современные эмуляторы по-настоящему всемогущи, но на мой взгляд все-таки еще балдёжнее проходить эксклюзивы ушедшей эпохи на соответствующем железе с соответствующим контролером. Доступность ретро железа и их прошивок позволяют с запоем окунуться в выбранную вами эпоху да и еще с комфортом, например, иметь возможность проходить те игры на русском, которые никогда не переводили. В моих планах есть пунктик на коллекцию антикварного железа, но останавливает меня только тот факт, что я регулярно нахожусь в разъездах и я все еще не "осел" в том месте, о котором я могу сказать, что я здесь надолго. Простыми словами - мне негде складировать гору консолей и не хочется таскать ее из города в город. Исходя из этого напрашивается самый подходящий вариант - портативные устройства. В моих планах перенести 70-80% игрового времени в портативный формат, так как помимо описанных выше причин появилась такая проблема, что после 8мичасовго рабочего дня за своим ноутбуком очень не хочется продолжать дальше за ним сидеть, только вместо работы - играть. Как раз таки для этой ситуации идеально подойдет портативное игровое устройство. Ведь теперь можно после работы хорошенько прогуляться и поиграть где-нибудь в парке, ну или просто развалиться на диване, дав спине отдохнуть. Как видите - вариантов разнообразить свою игровую рутину довольно много, всё зависит исключительно от ваших предпочтений и текущих условий, в которых вы находитесь.

Заключение

Напоследок хочу добавить самый простой, но часто игнорируемый способ увлечь себя играми - сделать продолжительный перерыв. Даже если вы бесконечно любите пиццу, при её ежедневном приёме в пищу в какой-то момент захочется простого лёгкого салатика, ну или супчика. С играми работает также, но и вдобавок не забываем, что это развлечение, а не отдых, то есть на них нужно тратить ресурсы, которые не всегда есть. Ну и способов вдохнуть жизнь в своё хобби еще больше, чем я описал, например, я вообще прошел мимо темы VR, хотя сам очень заинтересован в этой теме, но пока не попробую не могу советовать что-либо. Надеюсь, кто-нибудь смог вычленить что-то полезное из этого текста и это поможет вам вновь получать удовольствие от процесса.


Лучшие комментарии

Ух, батенька, много чего есть сказать.

Во-первых, во всем с автором согласен до начала раздела «Муки выбора», дальше согласен не со всем.

Цитата:

Мы живем во время изобилия контента. Как раньше не получится пройти все горячие новинки, прочесть все книги, прослушать всю музыку и посмотреть все фильмы. К сожалению, придется выбирать, и выбор этот усложняется пропорционально количеству возможных вариантов для выбора, вызывая ступор. Наш мозг во время выбора воспринимает это не как то, что «мы что-то получим», а как «мы лишаем себя всех остальных вариантов». Как с этим бороться?

Маленький выбор — плохо, большой выбор — тоже плохо. А еще, если ты делаешь выбор, а твой мозг воспринимает это как «мы лишаем себя всех остальных вариантов», то надо признаться себе, что возможно ты просто зажрался =)

Во-вторых, смена позы, смена стула, смена гаджета, смена жанра, смена подхода к выбору игр, — это все суррогат. Как говорил один великий персонаж: «Зачем жрать капусту, если есть картошка?» Или как говорил мой дедушка: «Не хочешь с… ть, не мучай ж… у». (не нужно воспринимать негативно, я любя)

В-третьих, делюсь собственными наблюдениями по поводу «пропадания желания играть». Три года назад у меня появился ребенок, и максимум, который я могу себе позволить, это 2 часа в сутки с 21:00, когда ребенок лег спать, до 23:00, потому что дальше спать пора уже мне, а то рано вставать на работу. В результате Elden Ring я проходил год, а Ведьмака 3 и RDR2 по пол года. И мне было капец как интересно. А еще за это время у меня образовалась не хилая очередь из игр, в которые я хочу поиграть. В этом году мы отдали ребенка на месяц к бабушке, и времени на игры стало в разы больше. Но! Буквально за неделю мой длинный список из игр сократился в два раза. Потому что я устанавливаю игру, играю в нее больше двух часов в день, и она мне быстро надоедает.

Вывод: чтобы не надоедало играть — меньше играй.

Если что, посту я плюсанул, а то еще скажете, что я хейтер, а я не он.

Достаточно актуальная тема, в том числе и для меня. Но я бы ещё посоветовал тем людям, что столкнулись с данной проблемой, не играть в «игры-работы», как я их называю. А лучше и не начинать. Под такими играми я подразумеваю те, в которые нужно заходить каждый день: для выполнения однотипных ежедневок, получения наград за вход и прочих стимулоа для захода в игру. Чаще всего это гриндилки, игра в которые может отбить всякое желание играть из-за превращения игрового процесса в рутину. Но, к сожалению, их становится только больше.

Тема интересная, но ответа на вопросы «почему» и «что делать» я для себя не нашёл. Индустрия изменилась, я повзрослел — очевидно. Но раньше каждая игра была событием, мы их не играли — скорее дегустировали. Даже если игнорировать вал новых игр, выбирая только то, что мне должно понравиться, почему-то больше это не так.

Ну а делать перерыв не вариант — сессионки...

__________________________________

Если капнуть чуть глубже

кОпнуть, копать — кАпают из пипетки

Наглядный пример данной ситуации — это то как я дня заставлял себя играть в новый God of War

2, 3 дня? днями? что то явно пропущено

ведь есть вещи «по актуальнее»

«по-» это приставка, пишется слитно

«мы лишаем себя всех остальных вариантов», то надо признаться себе, что возможно ты просто зажрался =)

Гугли «Парадокс выбора» на эту тему есть много экспериментов и против работы мозга не попрешь.

смена гаджета, смена жанра, смена подхода к выбору игр, — это все суррогат

Одно дело, если тебе ну вообще не хочется играть, другое дело, если хочется более свежих впечатлений, в таком случае вариант крайне продуктивный

В результате Elden Ring я проходил год, а Ведьмака 3 и RDR2 по пол года.

Твоей выдержке можно только позавидовать, когда у меня не было времени на игры, то я просто забыл про них на 2 года.

Но раньше каждая игра была событием, мы их не играли — скорее дегустировали.

Раньше ты был не привыкшим, не было устоявшихся стандартов жанров, из-за чего игры приходилось изучать. Сейчас же с многолетним опытом ты по сути занимаешься одним и тем же в играх, но с разной оберткой, именно поэтому я подталкиваю к экспериментам и поиску новых для себя ощущений, чтобы снова было, что изучать, чтобы снова от игр пришлось формировать новые нейронные связи)

Последние года 3 при просмотре летних игровых шоу мне кажется, что какое-то всё не то.

У меня такое уже лет семь, плюс-минус. Я уже даже E3 (ну или что там сейчас вместо неё) и Gamescom смотреть перестал: о премьерах узнаю́ из новостей.

С чего я взял, что мне обязательно нужно домучивать прохождение надоевшей игры до конца, будто я что-то упускаю, если у меня не будет этой галочки?

Здесь наверное просто бывает жаль бросать что-то, на что потрачено большое количество времени. У меня так раньше с сериалами было, но сейчас я их бросаю как только мне становится неинтересно. Правда теперь у меня такое с книгами. Стараюсь и здесь приучить себя бросать чтение, как только теряю интерес, но пока получается не очень хорошо.

The Order 1886 — моя главная обидка на PS4. Нет, дело не в малой продолжительности, а в том, что история не ощущается завершенной. Осталось ощущение, что авторам еще было что рассказать, но нужно было срочно закругляться. Столько лет прошло, а я все еще мечтаю о сиквеле.

Ну и малая продолжительность — это не так уж и плохо порой. В сегодняшнем мире эмоционального выгорания часто не хватает каких-то небольших побед, завершенных дел, ощущения удовлетворения от хорошо сделанной работы. И игры на 8-15 часов как раз это ощущение обеспечивают.

Ну, во-первых, на самом деле не добавляла. Если ехать только по сюжетным точкам, то весь уровень проходится минут за пятнадцать, если скипать синематики. Ну если не скипать то подольше, но вообще там есть главы и подлиннее.

Во-вторых, это вполне классный уровень для сюжетноориентированной игры про поиск сокровищ. Там и в разные места можно залезть поисследовать и послушать прикольные диалоги персонажей.

В третьих, там есть по есть по крайней мере один классный постановочный эпизод с этой самой машинкой, который вполне в духе анча. Ну да и без него покататься с неплохим аркадным физоном по грязи дело приятное.

В общем хз, по моему вполне классный уровень. Плюс он слегка сбавляет темп, позволяет немного передохнуть и позалипать на красивые виды.

На самом деле, в детстве сидел и ждал каждую новинку. Сейчас больше, такое: игра выходила на PS2? О, это же новинка

У меня пичаль с другого бока. Возможно, тоже из-за нехватки времени? Уже некогда пробовать разные подходы, перепроходить, подбирать билды. Замечаю, что я перестал в игры играть и стал их проходить. Гайды по прокачке, перечень побочек, чтобы ничего не пропустить, интерактивная карта… По итогу, поймал себя на мысли, что с таким подходом игра превращается в рутину СРАЗУ. Тут налево, сундук, затем кинуть мячик для ачивки, на новом уровне вложить два очка в ловкость...

Так за последние несколько лет самой яркой стала Black Mesa и ремейк RE4, где просто отдыхалось под грохот взрывов.

. У меня так раньше с сериалами было, но сейчас я их бросаю как только мне становится неинтересн

Сейчас сериалы дропаешь, когда новая серия не появляется две недели и ты тупо про него забываешь. Слишком много сериалов, фильмов, мультфильмов, книг, игр, что-бы ждать новую серию больше недели ._.

Просто как пример, ну и мне кажется именно после этого случая продолжительность стала самой целью, а не следствием задумки геймдизайна, сценариста или жанра.

А моя проблема заключается в том, что у меня сейчас минимальный интерес к играм. Мало какая игра меня может по-настоящему заинтересовать и увлечь, особенно среди новинок. В последнее время я почему-то стал слишком привередлив к играм. Полно игр было заброшенно после начала прохождения, потому и страдаю от нечего играть. Видимо просто надоели игры. Хотя я и раньше не был заядлым геймером, не играл во все подряд. Но раньше все-равно игровая индустрия была гораздо интересней, чем сейчас!

Тема актуальная, тема для игроков жизненная хоть и про игровую импотенцию, а как ее любят называть страдальцы — «игровая апатия», много кто говорил, но обсуждение этой темы еще раз точно не помешает, да и еще так подробно. Вообще БАЗА и теперь вместо огромных сообщений знакомым с такой проблемой буду отправлять этот материал :>, да и себе правила отсюда обязательно запомню, хоть и слышал что-то, но по крупицам и не так четко и структурированно. Короче жиза.

У меня с фильмами и сериалами было выгорание, сейчас пришел к тому, что просто смотрю различные ролики киноблогеров, и в какой-то рандомный момент в мозгу всплывает мысль: это надо посмотреть.
Мозг настроен на модель AIDA(внимание, интерес, желание, действие), а самостоятельно выполнить эту цепочку со временем очень сложно, поэтому нужен сторонний человек, который сможет «продать» тебе продукт.

Может, и так. Забавно, что эта тенденция и до признанного кинца докатилась — езда на внедорожнике по открытой локации последним Анчартедам была нужна, имхо, примерно никак, но здорово добавляла продолжительности.

Ну вообще да, с этим трудно поспорить.

Читай также