26 июня 2023 26.06.23 14 9770

Почему Tiny Bunny — лучшая российская новелла?

+18

На текущий момент у меня для вас две новости, плохая и хорошая. Плохая заключается в том, что нынешний российский геймдев уже несколько лет похож на выжженное поле, посередь которого изредка возникают годные проекты. Хорошая — инди-сфера в России не просто на подъёме, а наверное даже вошла в свой пик. Только за последние несколько лет повыходило немало крутых проектов, как целиком, так и в ранний доступ. Но лишь единицы, конечно, будут интересны массовому потребителю. Речь сегодня пойдёт как раз об одном из таких.

По долгу службы в качестве главного редактора паблика про российские визуальные новеллы мне приходилось иметь дело с разными проектами. И игра «Зайчик» в моём понимании — это та история, когда за дело взялись профессионалы с большой буквы и с таким же подходом. Разработка новеллы полна разными моментами: многие не верили ни в её сценарий, ни в первоисточник, ни в то, каким проект видит его лидер, известный как Saikono Joker. Но через пять лет, после крупного релиза в Steam, о «Зайчике» узнали чуть ли не во всём мире и собственно полюбили. А 31 мая сего года вышел долгожданный четвёртый эпизод, который разрушил многочисленные фанатские теории и повысил градус жестокости. Но обо всём по порядку.

 

Собственно, видеоверсия. Как в старые-добрые.

Визуальная новелла «Зайчик» основана на одноимённом рассказе малоизвестного белгородского писателя Дмитрия Мордаса, только в отличие от первоисточника, который от силы читается за полчаса, игра поделена на пять полноценных эпизодов суммарной продолжительностью до десяти часов. Сейчас готово лишь четыре из них, но уже по ним вырисовывается какая-никакая картина происходящего.

Завязка такова: середина 1990-х, суровая российская провинция. В небольшой домик на окраине неназванного городка заселяется молодая семья — муж, жена и их дети, старший сын Антон и младшая дочь Оля. Между супругами не всё так гладко, дело движется к «страшному слову на букву „р“», но их идиллию нарушает визит милиционера с расспросами по поводу пропавшего мальчика Вовы. Антон, дабы не становиться разменной монетой в ссоре между родителями, решает начать своё расследование. И первой же зацепкой становится кровавая варежка, найденная посреди леса.

Если не заходить в сильно глубокие спойлеры, то первый эпизод на фоне последующих самый адекватный и спокойный. Несмотря на отчаянную сцену погони от волков и некоторые скримеры во время просмотра странной передачи по телевизору, «Зайчик» не спешит раскрывать все свои карты, а делает это постепенно и в самых неожиданных местах. Плюс, как вы уже могли заметить по футажам, новелла выполнена в чёрно-белых тонах. А если ещё и к тексту присмотреться, то там вообще не встречается упоминаний каких-либо цветов и оттенков. О том, почему был выбран именно такой стиль, я расскажу чуть далее.

Второй эпизод примечателен тем, что вводит в игру двух центральных и параллельных друг другу персонажей, а следовательно и сюжетных ветки. Когда Антон приходит в новую школу, первым делом он сталкивается с местным пухлым хулиганом Семёном, а затем встречает местную красавицу и виртуоза игры на скрипке Полину. Другая важная сюжетная ветка связана с таинственной девушкой Алисой, облачённой в маску рыжей лисицы. Если вкратце, то пока все жители городка разыгрывают серых и серьёзных взрослых, Алиса склоняет Антона к бесконечному детству с конфетами, жвачками и приставками круглый год. А ещё школа, по мнению лисицы, это форменное зло.

 

Полина в этом плане попроще. В ней сочетается всё то доброе и светлое, что вообще осталось посреди этой серой и унылой школы. По крайней мере Антону рядом с ней светло и миленько. Что примечательно, обеих героинь озвучила одна и та же актриса, Кристина Шерман, но ты никогда в жизни не скажешь, что они звучат одинаково или монотонно.

Разумеется, от того, в чью сторону мы склоним свой акцент прохождения новеллы, Полины или Алисы, будет меняться тон повествования и в целом репутация Антона в глазах его новых одноклассников. Правда, дети от такого расклада пропадать не перестанут. Первым исчез Вова, в конце второго эпизода — Семён, а дальше…

Полина.
Полина.

Третий эпизод, который вышел всего спустя полгода после двух предыдущих, получился не таким ярким и примечательным — за исключением одного банального, но очень эффектного скримера — однако содержит в себе развитие выборов, сделанных ранее. И здесь по большей мере основной акцент выражен в раскрытии таинственной лисички-сестрички, кто она есть и чего хочет от Антона. Сам Антон то ли опасается её, то ли боится, что про его ночные похождения узнают близкие… хотя, им плевать. Вы же помните, да, что его родители немножко на грани развода? В пылу конфликта они стали вытворять не менее, ээм, безумные вещи. А детям всё это, разумеется, расхлёбывать, либо искать поддержки где угодно, в том числе среди странных зверолюдей в масках.

(слева направо) Староста Катя, Рома и Бяша.
(слева направо) Староста Катя, Рома и Бяша.

Разумеется, и про Полину сценаристы стараются не забывать в третьем эпизоде ей отводят небольшую арку про то, как к ней всё ещё пытается подкатить местный хулиган Рома в компании товарища Бяши. Если говорить именно про ветку Полины, то здесь проявляются первые знаки симпатии между ней и Антоном, что очень не нравится малолетним задирам, и те пытаются отучить его лезть к чужим дамам сердца. Правда, безуспешно.

Прежде чем мы поговорим о четвёртом эпизоде и том, насколько он поднимает градус жестокости, а вместе с тем и возрастной рейтинг «Зайчика», пару слов уделю культурному аспекту новеллы.

Середина девяностых — время довольно богатое на события, крайне смелое в плане самовыражения и соответственно не менее важное для российской культуры. Учитывая, что авторы напрямую не называют год действия и ограничиваются лишь контекстными отсылками вроде переклички названий популярных шоу, вещей и музыкальных проектов, мы можем делать из этого самые разные выводы. 

Насколько “Зайчик” достоверен в плане демонстрации быта конкретного отрезка времени, судить можно лишь имея на руках полную картину происходящего. Некоторые теории, конечно, гласят, что история происходит в январе 1998 года, и тому есть немало подтверждений на артах, в тексте новеллы и её “словаре”, где подсвечены те или иные названия, события и имена. Например, существование “новой популярной” группы “Иванушки Интернейшнл” или показ аниме-сериала “Сэйлор-мун” по федеральному ТВ. Но вместе с тем возникают моменты, которые мешают считать вариант с 98ым годом полностью достоверным. Например, трансляция “Сэйлор-муна” зимой 1998 года уже не велась, поскольку ранее прекратил вещание также упоминаемый по тексту телеканал 2х2, плюс вещал он далеко не во всех регионах России, что позволяет сделать ещё один вывод: действие новеллы происходит в Московской области.  

31 мая текущего года, то есть совсем уж недавно, новелла «Зайчик» пополнилась четвёртым эпизодом. Наверное, самым переломным с точки зрения фанатских ожиданий и соответственно самым мрачным из всех представленных. Как и ранее, учитываются все сделанные в прошлых эпизодах выборы и в связи с этим мы можем в ветке Полины и Алисы увидеть немало уникальных сцен и иллюстраций. Но закончится всё, конечно, не так позитивно, и я это говорю не просто так. Веселья добавляет и тот факт, что именно в четвёртом эпизоде можно досрочно выйти на одну из концовок игры. Кто-то сочтёт это неплохой альтернативой, но мне кажется, пятый эпизод найдёт чем удивить многочисленных поклонников проекта.

Также именно в этом сегменте игры появляется персонаж, озвученный покойным ныне актёром Андреем Ярославцевым. Старик Харитон, дедушка Полины, в целом не влияет на общий сюжет, но придаёт ему некой мистики и жути, рассказывая очень дикую и, вероятно, не связанную с реальностью историю о хозяевах леса. Немного странно здесь ведёт себя и Полина, но это уже спойлеры, да.

Впрочем, не у дел не остаются и Рома с Бяшей, которые одержимы идеей поймать таинственного маньяка при поддержке Антона, а заодно спасти исчезнувшую ранее старосту Катю. Несмотря на то, что она сама по себе нелицеприятная как персонаж, никто ей не желает жестокой смерти. Вот только не забывайте, что сценаристы новеллы клали болт на ваши надежды и теории, поэтому спойлер на спойлере спойлером погоняет и спойлер же просовывает в жернова.

Нет сомнений, что красочный и логичный сценарий «Зайчика» — лишь частичка его успеха. Не будь т-щ Сайконо художником, причём с солидным стажем, или не имей под рукой целую команду переводчиков, редакторов и звукорежиссёров, то вряд ли его история была бы так же интересна. Ну, а другая половина успеха — это ч/б-шный визуальный ряд, саундтрек, озвучка от целой россыпи талантливых актёров и, внезапно, летсплеи Дмитрия Куплинова. На самом деле случай уникальный, потому что ни одна из новелл, которые весёлый очкарик брал на потрогать, не становилась после этого более успешной. А вот «Зайчик», благодаря графике, интересному сюжету, большому количеству культурных отсылок и разнообразию геймплейных моментов, смог выбиться в топы, что с учётом многолетней истории создания выглядит весьма заслуженно.

Кстати, вы же заметили, что название каждой главы — это часть считалочки, упоминаемой внутри самой игры? Впрочем, это мелочи. Предлагаю вернуться к чёрно-белой стилистике новеллы, которая здесь представлена как продающая особенность. Сам Сайконо о таком решении говорил следующее: ему проще рисовать ч/б, чем продумывать цветопалитру каждого персонажа или локации. Плюс у него на старом ноутбуке была плохая цветопередача, но не суть. Отсюда и выходит, что когда в третьем эпизоде появляются «цветные» сцены, они выглядят слишком непривычно, но зато вполне в духе фан-арта, где всё уже давно предсказали. Когда третий эпизод вышел, он узаконил фанатские фантазии о цветовой палитре ключевых персонажей.

Пример цветного фан-арта до релиза третьего эпизода "Зайчика".
Пример цветного фан-арта до релиза третьего эпизода "Зайчика".

А вот что касается всего в совокупе… Понятное дело, что часть аудитории не примет четвёртый эпизод, потому что увидела в «Зайчике» добрую и ламповую историю про детей, их страхи, воплощённые в лесных зверях, и прыжки до неба в зверыной маске. Ну как такая милая сказка может закончиться людоедством и смертями от знакомства с мясорубкой? Судя по отзывам в Steam, у многих игроков порвался с нового эпизода шаблон. Они не верят, что всё может пойти именно так, и списывают подобное на финансовые проблемы команды Сайконо либо слепое подражание клише голливудских хорроров.

На самом деле, всё куда прозаичнее. Сценарий «Зайчика» был готов сильно заранее и сейчас попросту полируется. Соответственно и озвучка тоже записывалась не постепенно, от эпизода к эпизоду, а залпом. То есть у Сайконо всё, что сейчас происходит — в том числе бугурт недовольных фанатов, — было продумано ещё давно, оставалось лишь отрисовать огромные массивы графики и всё разложить в скрипте. Посему пятый эпизод, каким бы добрым и счастливым он ни предполагался, скорее всего, таковым уже точно не будет. Впрочем, у нас есть ещё как минимум полгода, чтобы в этом убедиться или разубедиться.

Ну и напоследок. Почему «Зайчик» смело можно назвать лучшей визуальной новеллой, созданной в России когда-либо? У Сайконо безупречная репутация, он не затевал конфликты в публичном поле и старался всегда держаться от них в стороне. За редким исключением, конечно, но он там скорее жертва ситуации. В его команде немало людей, также погружённых в дебри ВН-сферы, которым участие в «Зайчике» даст неплохой бонус к портфолио. Выглядит ли это как попытка примазаться к успеху Сайконо, ведь, напомню, пять лет назад один из деятелей РуВН публично усомнился в качестве проекта? Это вряд ли уже моё дело, но лично от себя могу добавить, что «Зайчик» действительно многих современников заткнул за пояс. И неважно, какой вы игрой его считаете лично для себя, хорошей, плохой, слишком детской или слишком мясной, правда останется где-то посередине. Ну, а нам с вами, пожалуй, пора закругляться.

Всем мирного неба, добра и позитива, играйте в хорошие игры, не играйте в плохие и до новых блогов!


Tiny Bunny

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
16 апреля 2021
562
4.3
249 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

лучшая российская новелла?

А кто конкуренты? Ну типа, я даже близко не эксперт и в жанре не очень варюсь и не очень шарю, но из российских внок я могу назвать разве что перехайпленное Бесконечное лето и Любовь, Деньги, Рокнролл от тех же разрабов. И если Лето смогло набрать пачку фанатов (весьма приличную, голосистую и остро реагирующую на любую критику их объекта обожания) на волне ностальгии по лагерям и фанбазе маскотов двача, то ЛДР не оценил положительно, кажется, никто.

Я бы не был столь категоричен. Стримеры это следствие, а не причина. Тот же Куплинов не сразу стал проходить Зайчика, до этого предпринимались попытки закинуть игру западным блогерам, но там игру почему-то (sic!) восприняли прохладно

Спасибо за интересный блог. До сих пор лично для себя не могу определиться с оценкой «Зайчика». Отличный визуальный стиль, шикарная озвучка, проработка характеров персонажей, динамика их раскрытия по ходу повествования… и слишком уж простой сюжет, любой сюжетный твист почему-то не воспринимается как «ваааау» — его наличие/отсутствие ничего для меня не меняет. Но всё же искренне рад за успех команды, которая работает над ВН и за тех игроков, кто без ума от этой игры :)
P.S. Небольшие замечания по тексту — наверное, имелось ввиду, что Катя «неприятный персонаж»? Или она всё же «беспристрастная», т.е. «нелицеприятная»? А в предпоследнем абзаце (ИМХО) лучше было бы дать обобщение по ранее сказанному, иначе воспринимается как: «Почему „Зайчик" — лучшая ВН, созданная в России? Потому что у Сайконо безупречная репутация.“

Стримеры это следствие, а не причина.

Иногда очень даже наоборот, когда разрабы целенаправленно пытаются продвигать игры через стримеров. И в случае с Tiny Bunny, на это очень похоже.

БЛ тоже быстро стало с перспективой коммерции, в рамках донатов, и связанных с этим драмой, ещё задолго до того как такой подход популяризировал один известный, в узких кругах, порнограф.

Ну с точки зрения аудитории, то разумеется БЛ выглядит и представляется как конкурент (но у Зайчика в одной только группе ВК уже почти 400 тысяч участников). С точки визуала — LMR или Athanasy какая-нибудь. Ещё есть например узконаправленные и экспериментальные штуки типа «Помоги мне купить молоко», но тут сложно говорить о прямой конкуренции, ибо разные потребители по итогу.

Вот, кстати, да. мы с бородой поддерживаем вопрос Алексея Борисова. В плане мы когда-то лет так -цать любили всякие новеллы, текстовые РПГ, но со временем страсть к ним поутихла, сошла на нет. Сейчас все приглядываемся, авось, стоит попробовать. Возобновить, попробовать пробудить поутихшую страсть. И как раз глядим на Бесконечное лето, Зайчика и Сэра Бранте. У всех просто уйма почитателей. Но с чего начать? Чтобы не спугнуть желание попробовать — неизвестно. Если по БЛ Вы, уважаемый автор, своё мнение сказали, то что скажете о Бранте? Разве он не может составить им всем конкуренцию и претендовать на лучшую российскую новеллу?

Благодарим Вас за развёрнутый ответ)) Вы дали нам своим материалом и ответами пищу для размышлений) Будем теперь насыщаться)

Хм, возможно да, я действительно мог использовать немного некорректную характеристику. С учётом, как себя ведёт Катя в тех сценах, где участвует (например, как она сдала Роме, что Антон общался с Полиной после уроков), и тем, что описывается в манге, сложно ей дать какую-то правильную оценку. Спасибо!

Ага, для школоты, которой лет эдак 40. Ибо в первую очередь неплохо бьёт в ностальгию, а потом уже всё остальное.

Но тем не менее я думаю, что в целом у игры весьма высокое качество, поэтому она бы и без стримеров смогла бы привлечь аудиторию.

По духу и технически Бранте больше к текстовому квесту тяготеет, хотя жанровые рамки в последние годы очень сильно размылись. Я сам не читал Господина Бранте, но по отзывам хвалят и много шутят про нелинейность сюжета.

Только там есть ещё одна очень существенная проблема. «Лето» — бесплатный некоммерческий проект, поэтому он в своё время и пришёлся к месту и стал массовым. Зайчик, Бранте, ЛМР и все прочие — проекты студийные и с перспективой коммерции. Сейчас с покупками игр всё стало чуть сложнее, хотя для ценителей торрентов лёгкие пути существуют всегда.

Я когда начал проходить и встретил Алису и когда её морду лица засветили чутка я сразу примерно понял что там будет с песонажами типа Алисы и развитие сюжета. Так как в детстве любил читать весьма мрачные русские народные сказки ( а не иван дурак очередной), там про упырей как тела покойников едят и т.д и т.п много чего ещё, я к тому, что сюжетная арка для меня открылась ровно наполовину, как и что кому говорить и в каких примерно вариантах слушать — это не касается одноклассников и их взаимоотношений потому как это другое и не фольклор.

Эту игру просто стримеры распиарили, типичная игра эксплуатирующая мрачнуху для школоты, ничего особо интересного.

Читай также