30 мая 2023 30.05.23 8 4653

Мнение о Age of Wonders 4

+14

Всем хай! Когда вышла Age of Wonders 4, я был ошарашен. Ничего не предвещало и вот на тебе, игра из мною любимой серии. В своё время я проводил сотни часов во второй части, воротил нос, но всё же принял третью, играл в Planetfall и наслаждался Sci-fi стилистикой. И вот, настал тот самый момент, когда разработчики решили, что самое время вернутся к корням, к волшебству, к приключениям, ко всему тому, что привлекало меня и делало фанатом серии. Окунувшись в самый омут этой игры я собирался написать обзор, наплевав на философию моего блога…но, наиграв достаточно часов, понял, что это будет мнение. Мнение, потому что эмоций слишком много и объективно их выплеснуть не удастся.

Итак, что же это такое Age of Wonders, по протоколу стоит хотя бы кратко это упомянуть. Век Чудес - это сборная солянка из множества игр, которая тем не менее смогла их всех совместить и выдать игру со своим стилем. По скриншотам вы явно заметите сходство с Героями, Цивилизацией и многими другими пошаговыми стратегиями. В ней великие маги сидят в своих башнях и управляют целыми империями. По мановению руки они способны творить магию прямо на глобальной карте или в тактических сражениях. Да, это чем-то напоминает Total War, где тактика и стратегия перемежаются, войны, созданные в городах встречаются на полях сражений и бьются во славу своих повелителей. Часто эту серию сравнивают с Героями и Disciples, она не снискала такой популярности, но в отличие от своих конкурентов живёт и развивается.

И вот она вышла, очередная часть и она меня поразила. В первую очередь огромными возможностями, кастомизацией своей расы и гибким развитием своей цивилизации. Нажимая Начать игру, перемещаешься в окно создания своих подданных. На самом деле игра лукавит, когда предлагает выбрать расу, потому что эта опция всего лишь даёт ей внешний вид и незначительные бонусы, которые выбираются на свой вкус. А вот что можно назвать полноценной расой так это культуру, которая крайне жирно намекает к кому она может относиться. Дальше мы выбираем книгу заклинаний, которая на самом деле является стартовым набором технологий. Как раз через эти книги и изучаем новые дальше по игре.

Чтобы узнать все нюансы я бы посоветовал посмотреть видео Максима Милязева тут же на Stopgame, где он разбирает все механики. Однако, полноценным обзором я бы это не назвал ввиду явно малого знакомства с игрой и серией.

Я же покажу вам всю изнанку новой части Age of Wonders. 

Без сомнения, любой, кто прикоснётся к этому проекту увидит как много механик в ней добавили, насколько она вариативна как в создании своей фракции, так и в её развитии. Проходя кампанию из пяти миссий, я радовался как ребёнок тому, что по брифингу и описанию карты мог составить стратегию развития. Смотри, здесь архипелаг и много воды, так почему бы не создать жаб, которые получают бонусы от воды и отлично бегают по болотам? Впереди тебя ждёт модификатор, который в бою некоторых твоих войнов делает берсерками, которым безразлично кого бить? Отлично, варвары, пришло время вашей огромной орды, где потеря одного ничего не решает. И вот пришло время последней миссии и тут я увидел бездну, настоящую чёрную дыру, изнанку игры, которая показала все её недостатки. Я понял, почему многие ранние обзоры такие восторженные, а отзывы хвалебные. Они просто ещё не успели оценить все стороны. Но, я начну с достоинств, оставив критику на сладенькое.

Определённо Age of Wonders есть за что похвалить. Разработчики постарались упростить всё, что можно, удобство здесь явно на первом месте. При наведении на любое незнакомое слово тут же выскочит подсказка, что оно означает, а в ней можно также узнать, что значит тот или иной термин. Легко и просто выбираются и направляются юниты, удобная энциклопедия, множество упрощений в геймплее.

Самый большой плюс игры в её кастомизации, здесь не просто можно создавать свои карты, но и указывать какие будут модификатор. Последние прям радуют, не какие-то там “больше рудников”, а “нейтральные монстры строят себе логова и нагибают по всем фронтам” или “высокая вулканическая активность с серьёзными последствиями”. Таких модификаций можно поставить до 8 штук и каждая из них может сильно влиять на геймплей.

Отличная идея с тем, что фракции не стоят на месте, а могут развиваться и имеют для этого множество путей. В любой момент варвары могут взять книгу на магию и добавить к своей армии высокоуровненвых бойцов-магов, чтобы скрасить некоторые недостатки или приспособиться к противнику. Лично для меня было особым шиком перед началом сессии открыть справочник по магическим книгам и рассчитать свой уникальный и имбовый билд.

И так как есть много комбинаций для своей расы, то и в тактике также есть подвижки. Она стала разнообразной, в ней можно экспериментировать, бойцы и принцип камень-ножницы-бумага, отлично с этим справляются и при этом не мешают создавать армии, заточенные под определённый вид юнита. Я так был рад, что смог создать терцию (с небольшими авторскими правками) и она реально работала.

И вот теперь я перехожу к недостаткам. Серия Age of Wonders имеет глубокий и интересный лор. Если не считать Planetfall, он никогда не был кардинально нарушен и следовал определённой канве: непростым взаимоотношениям людей и эльфов, конфликте магии и технологии. В четвёртой части всё было похерено, маги внезапно стали супермагами, которые путешествуют по мультивселенной, чтобы…ну не знаю, просто развлекаются. У них теперь нет расовых конфликтов, нет концепции выживания в мире магических интриг и спасение своего народа. Они перестали быть правителями своей расы и стали богами, которым по большей части безразлично кем воевать и за что воевать. У них отобрали индивидуальность и характер, их изменили настолько, что они перестали быть собой. Представьте, что вышла бы Warcraft 4 в которой Артас без причины вдруг стал наряжаться в розовое платье и кричал “За милых пони!” Вся история, которая строилась на протяжении трёх частей, была выкинута в мусоркой словами в начале кампании “за это лето вселенная сильно изменилась”. Сама кампания состоит всего из пяти карт, чей уровень проработки на уровне рандомногененированной. Весь сюжет основан на том, что есть две группы магов, которые противостоят друг другу, а в конце с неба падает рояль и говорит, что он всё так и задумал ради того, чтобы создать новую мультивселенную. Мвахаха! Всё, конец, никакого адекватного финала.

В процессе игры я нашёл имбо билд, который не имеет недостатков и решил, что ради баланса буду его избегать. Возможно я ошибался и хотел найти другие способы развития, которые мне покажутся сильными. Каким же было моё удивление, когда в последней миссии у главного оппонента был именно такой билд и я на себе ощутил его имбовость. После чего я убрал этот запрет и показал ему, что тащит тот, кто умеет в тактику. 

Ругать ИИ за плохую игру я не стану. Во-первых, это моветон, люди любят указывать пальцем на компьютер и насмехаться, дабы повысить свою значимость и любят осуждать искусственный интеллект практически в любой тактической и стратегической игре. Во-вторых, он не настолько плох, чтобы тянуть на недостаток, он просто норм и старается в тактику как может.

Увы, но в осаде укрепления практически не помогают защитникам.
Увы, но в осаде укрепления практически не помогают защитникам.

Давайте остальные недостатки я скомпоную и объясню их так как я увидел в пятой карте кампании. Есть огромная карта и в ней два союза магов бьются за обладание этим местом. Игрок может создать максимум четыре города, каждый последующий будет налагать конские штрафы, которые скорее разорят тебя, чем ты получишь реальный профит от этих поселений. И вот, чтобы пойти и настучать одному, надо долго-долго топать до вражеского замка, а если по пути ты потерял часть войск или тебе нужно вернуться, чтобы помочь союзнику, придётся также долго возвращаться. В этом может помочь телепорт, но он открывается не сразу, только на твою территорию и, если твой союзник построил его, то и к нему. Но за всю игру никто из них так его и не построил. 

Я так понимаю ограничение на количество городов существует ради баланса, чтобы те или иные фракции не могли забуститься за счёт их количества. В то же время это превращает игровой процесс на больших картах в форменный абсурд. Механика игры позволяет на свою сторону склонить нейтральные города и делать из них вассалов, но они ничего не решают, время от времени отправляемые ими войска настолько смешны, что аннигилируются моментально и без потерь.

И это было бы полбеды, если бы разработчики в обязательном порядке не подарили нам магическую победу. Любой может построить три магических улучшения и победить через 15 ходов. Надо ли говорить, что на большой карте за 15 ходов ты ничего не успеешь, если только враг не твой сосед. Надо ли говорить, что в начале игры, твой противник по развитию далеко впереди, потому что так захотели разработчики, и всегда добьётся магической победы быстрее тебя.

Ко всему перечисленному добавляется очень тягучий и растянутый геймплей. До врага дойти 15 ходов, его город штурмовать 20 ходов, ещё 4 хода надо стоять и охранять пока он твоим не станет. А знаете сколько длиться сессия на средней карте - 60-70 ходов. Это чтобы вы понимали как долго приходится ничего не делать пока штурмуется чей-то большой город на большой карте.

Дипломатия на зачаточном уровне. Тут есть три союза и четыре договора, которые можно заключать. Возможность появляется как только заполняется шкала дружбы.  Я долго пытался разобраться на чём строится мнение обо мне от других правителей, но так и не понял. Встретил мага, который был противоположного мировоззрения и приверженности, но видел во мне чуть ли не брата и с радостью заключал договора. Как это вообще работает? Торговля одноклеточная, вроде давай я дам 10 золота за 10 маны. Чтобы провозгласить, что кого-то ненавидишь, придётся платить деньги. Доходит до абсурда, твой сосед больше не может ненавидеть тебя, у него кончилось золото. А ещё он может оскорбить тебя, что даст повод к войне и её провозглашение повысит твой статус в глазах окружающих. По моему, это какая-то неправильная дипломатия.

Я в достоинствах упоминал разнообразие фракций, но и тут есть одна загвоздка. Их преимущества обусловлены в том числе и особенностью карты. Например, культура Мастеровой сильно зависима от гор, их разведчики могут добывать из них ресурсы и артефакты. На среднем ландшафте, где и скал было умеренной количество, обычные три разведчика обеспечили моих героев на фулл артефактами и буквально отстроили мои города в короткие строки. Угадайте, что выберут игроки, если будут играть в гористой местности? А что они выберут на островной карте или в подземельях?

Ещё меня возмутило как плох был визуал героев. Та самая прекрасная и страстная Карисса, повелительница орков, обзавелась орангутаньими руками. Ступни у всех сделали большими и уродливыми. Ну неужели в 2023 году так сложно найти или сделать хотя бы нормальную модельку.

По части же оптимизации у меня смешанные чувства. С одной стороны время загрузки карты составляет три секунды, это вообще что-то нереальное в наше время. А с другой, массовые битвы проходят в слайдшоу.

По итогу я бы хотел вынести вердикт. Age of Wonders 4 недоделанная игра, в которой нет кампании и сюжета, на который всегда была ориентирована серия. В ней множество механик бездумно закинуто без какого-то баланса, здесь много решений, которые якобы сделаны для баланса, но ломают игру сильнее, чем если бы их не было. На сегодняшний день Age of Wonders стоит на позиции раннего доступа, незавершённого проекта с крутыми идеями, которые не довели до реализации. Такое чувство, будто взяли шедевр и мясницким ножом отрезали от него кусок и бросили аудитории. 

У меня есть стойкое подозрение, что ко всему этому причастны наши дорогие Парадоксы, которые будто бы видят во всех стратегиях контурные карты и пытаются эту серию подвести под свои стандарты. К сожалению, из одной части в другую качество подачи сюжета становиться всё хуже.


Age of Wonders 4

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
2 мая 2023
327
4.3
116 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Пытался играть, прошёл одну компанию и удалил. Уже в середине компании чувствовал, что контента тут очень мало. Ты просто ходишь по карте, убиваешь нейтральных монстров и войска врагов, параллельно покупая здания. А здания просто дают циферки к какой-то характеристике и никакого интереса или тактики не привносят. Взаимодействие с нейтральными городами и правителями примитивное. Такое даже дипломатией трудно назвать. Расы на геймплей вообще не влияют, это просто скины.

После стольких положительных отзывов я остался крайне недоволен.

Ты просто ходишь по карте, убиваешь нейтральных монстров и войска врагов, параллельно покупая здания. А здания просто дают циферки к какой-то характеристике и никакого интереса или тактики не привносят.

То есть, всё тоже самое, что и в прочих 4Х-стратегиях?

Расы на геймплей вообще не влияют, это просто скины.

Зато влияет культура и путь развития, который ты выбрал вместо заранее предустановленных расы и магии, как в прошлых играх

Представьте, что вышла бы Warcraft 4 в которой Артас без причины вдруг стал наряжаться в розовое платье и кричал “За милых пони!”

Утрирование. Ни один персонаж в игре не изменил своей природе так, как это описано тут. Ни Яка, ни Нимуэ...

… ни даже Сандрен. Да, поворот с тем, кем она была всё это время, застаёт врасплох, но он не выглядит роялем, так как она могла прийти либо к такому, либо продолжать оставаться пацифистом с кулаками.
Вся история, которая строилась на протяжении трёх частей, была выкинута в мусоркой словами в начале кампании “за это лето вселенная сильно изменилась”.

Вся история пришла к тому, что произошло из-за того, что печати Мерлина разрушились и Тенерождённые преуспели

Age of Wonders 4 недоделанная игра, в которой нет кампании и сюжета, на который всегда была ориентирована серия.

Разработчики говорили, что от полноценной кампании отказались из-за того, что в неё мало кто играл в предыдущих частях, предпочитая рандомные карты и режим империи

Испытал схожие чувства. Я создал персонажа и за 88 дней отучил практически все книги, познакомился со многими элементами, аннексировал города, повоевал с кем-то. Создал второго и то же самое. В итоге я понял, что игра нечто среднее между что Цивилизацией, от которой ей не хватает разнообразия, чтобы каждая партия начиналась как новая в новых условиях, Героем (тут не к чему придраться) и глобальными стратегиями Paradox, где механики не отточены до глубины. Я потерял цель для дальнейшей игры, потому что ей нечего было предложить и она рассказывала мне одну и ту же историю раз за разом.

Билд через Высших стрелков. Они стреляют на 6 клеток, а лучники ветра могут и до 7 запульнуть, есть маги, причём вполне неплохие, их бафы дают практически всем юнитам серьёзные преимущества. Встав в терцию и ощетинившись копейщиками, у которых по три ответных удара, имея у себя стрелков со сбалансированным уроном, можно практически без потерь отбивать любое наступление.А уж если стать злым по мировоззрению, то кладёшь голову на клаву и катаешься по ней пока твои войска не убьют всех.

Я новичок в серии, и просто купил игру чтоб утолить голод по глобальным стратегиям. По механикам мне понравилось больше Endless Legend. Но есть и проблемы.

Больше всего вопросов к мультиплееру. Самая большая претензия — очень плохо сделанные одновременные ходы. Пока твой оппонент воюет или решает судьбы мира в окне выбора, ты ничего не можешь сделать. Я понимаю перемещения, но даже со строительство, исследованиями и с развитием героев не покопаться. Вся сессия встаёт на паузу. А ведь эти проблемы решили даже в Total War и любители в HoMM3.

Дальше идут очень странный выбор режима автобитвы при нападении одного игрока на другого. Нападающий может просто нажать автобой и всё, обороняющийся будет в пролёте. Что мешало сделать автобой только при взаимном согласии игроков?

Ну и ещё есть притензии к генератору карт. Он не умеет делать что-то сбалансированное на 3 игроков, да и вообще частенько подкидывает очень не симметричные старты.

Баланс пока действительно не идеален. Тома природы и магии выглядят значительно сильнее остальных. А вот в ветках развития общества больше всего выигрывают природа и хаос. И это делает природу выбором N1.

И кстати, что за оп билд собрал? Из близкого я пока проникся только варварами на пауках.

И да, игра всё равно многого не договаривает. Многие вещи можно узнать только экспериментальным путём.

Не совсем согласен, что все завязано в серии игр сюжетом, большая часть игроков играют, как в «циве» или «героях» на простой карте без сюжета. Потом не ясно почему у вас битвы как «слайд шоу», тут скорее зависит от вашего компьютера, у меня с этим проблем не было. Только Амд видеокарта ругалась на игру, но это проблема самой АМД, так как данная проблема и в других играх бывала. По поводу затянутости взятия городов, с одной стороны согласен, с другой стороны, если играете в сети, да или если просто уже почти побеждаете, нельзя будет заспамить игрока и разнести, значит надо мешать ему изначально или пытаться обогнать его. В игре огромный плюс- развитие городов и постройка новых, и ассимиляция вольных городов, сделано просто, понятно, но не типично, как в «героях» или «циве» Очень нравится, что население напрямую влияет на развитие города и его размеры, а не только циферные показатели стройки, еды и тд. По сравнению с 3-й часть хотел бы отметить отличный визуал и рисовку. Глазу приятно смотреть на игру. Дипломатия пока слабая и ею легко объюзить соперника (продавать претензии). Так же чувствуется влияние парадоксов- контекстные подсказки и некоторые случайные события в мире, как в серии Европы и Крестоносцев, что разбавляет партию, создавая имитацию живого мира внутри мира (фишка приятная, но вау эффект от нее быстро пропадает). Расы действительно практически одинаковы, за исключением пары уникальных эффектов, но сильно на игру это не влияет. Хотелось бы конечно, что бы добавили зависимость рас от ландшафтов, как в третьей части. Это можно настроить в настройках черт народа, но пока что не супер профит, как мне показалось. Сделали динамическую перемотку в боях, что просто отлично и можно сэкономить кучу времени, если не хочется смотреть медленные анимации в боях. Классная «фича» это трансформация народа, которая позволяет за счет технологий (заклинаний) улучшать свою расу, как угодно игроку, создавая для себя уникальный геймплей в каждой новой партии, если любите эксперименты, ну или пробивать путь к победе через привычный вам билд. Кстати, есть еще интересная вещь- пантеон, где помимо шмоток можно разблокировать новых врагов и условия для победы, которые дадут вам еще не раз переигрывать сценарии для достижения данных целей. Да и разблокировка в пантеоне дается за победы на картах, так что это довольно интересно. Можно, кстати, встретить и своего персонажа возведённого в пантеоне, на поле сражения в качестве Короля- противника или же нанять в зале, что дает возможность ставить себе новые цели или участвовать в отыгрыше. В минусы я бы добавил маленькое количество стандартных войск в замках, отсутствие осадных юнитов и технократов (возможно будут в новых длс). В целом игра ощущается свежим глотком воздуха на фоне новых вышедших игр, а так же при застое качественного контента в жанре стратегии. Всем хорошей игры и приятного досуга!

Нимуэ — хитрая и беспринципная магичка, которая использует интриги в своих интересах, а не тупой безумный маг, который топит всё, что создаёт.

Йака — властолюбивый и тщеславный маг, а не безумный тупой маг, который сжигает всё, что видит.

Вся история пришла к тому, что произошло из-за того, что печати Мерлина разрушились и Тенерождённые преуспели

Нет, всё свелось к тому, что на последствия тупо забили. Просто сказали, что где-то там была вторая и третья эра чудес, но нам плевать что там было, потому что всё это исчезло и вот теперь мы тут. Это было сказано прямым текстом.

Разработчики говорили, что от полноценной кампании отказались из-за того, что в неё мало кто играл в предыдущих частях, предпочитая рандомные карты и режим империи

В любой игре, где есть мультиплеер, люди чаще играют именно в него. Это нормально, но вовсе не повод отказываться от кампании. Именно она является лицом игры, развитием лора. Это просто отговорка насчёт кампании.

Читай также