22 апреля 2023 22.04.23 21 3642

Пятиминутка духоты про ИС TES. Триптих парадоксов. Часть 1.

+30

Здравствуйте дамы, господа, товарищи и неопределившиеся.

Итак, давайте сразу начну с некоторых оговорок, поскольку, подозреваю, у Вас уже и так возникло множество вопросов про «Зачем?» «Почему?» и «Кому это надо?»

 

Видеоверсия.

Для начала скажу, что это только первая часть триптиха рассуждений на темы, связанные друг с другом, но в то же время не слишком подходящими для чего-то целостного. Да, понимаю, что только больше сейчас Вас запутываю, но потерпите, чуть дальше всё объясню.

Итак, для чего я всё это сейчас пишу и, вообще, почему если у меня возникли какие-то вопросы или претензии, то я их просто не высказал в комментариях под видео? Да, в принципе, конечно же можно было просто ограничиться замечаниями под самой историей серии, но проблема в том, что всё это разрослось до каких-то огромных масштабов. Пока, в конечно счёте, цепочка рассуждений не завела меня вообще куда-то далеко от изначальной темы.

При чём здесь Татуин? Расскажу в другой раз.
При чём здесь Татуин? Расскажу в другой раз.

Но не только поэтому я решил разбить повествование на три части. Несмотря на то, что каждый последующий пункт логически вытекает из предыдущего, всё же эти темы могут рассматриваться и в отдельности друг от друга, да и с большей вероятностью, многим может быть интересно только что-то одно из трёх.

Итак, пока окончательно Вас тут не запутал своими пространными построениями, предлагаю перейти непосредственно к теме.

И хотя я сказал, что переходим непосредственно к теме. Всё же же начнём с некоторых оговорок.

Во-первых, я действительно уважаю труд Фена и, возможно, других людей, работавших над выпуском, и не в коем случае не ставлю целью кого-то принизить. Да, местами, лично мне кажется, что всё же про некоторые вещи говориться слишком крупными мазками, из-за чего некоторые детали упускаются. Но и тут я понимаю, что в противном случае, мы вообще могли бы никогда и не увидеть историю серии.

Во-вторых, хоть дальее я буду говорить про вещи, которые были упущены или неправильно истолкованы, но опять же это не то, чтобы претензия, поскольку лор Свитков именно так и создан, что многие места в нём при первом ознакомлении имеют совершенно другое значение, чем если начинаешь углубляться в происходящее. Итак, пока я Вас окончательно не усыпил, всё же перейдём непосредственно к теме разговора.

И не смотря на, то, что, предполагаю, история эта Вам давно известна, всё же освежим в памяти некоторые события.

Итак, 428 год, Третья Эра, Вварденфелл. В сердце провинции Морровинд прибывают пара заключённых, которые в будущем сыграют важную роль в судьбе региона. Но сегодняшний рассказ не про Святого Джиуба Избавителя, а про его сокамерника – свежезавербованного агента Клинков, а также того, кому предстоит стать воплощением древнего данмерского героя.

Согласно плану императора и его агентов, для расследования некоторой деятельности внутри провинции, был выбран некий гражданин Империи, который по определённым параметрам подходил бы на роль переродившегося генерала Неревара. Всё это сообщает протагонисту его старший коллега по шпионскому ремеслу – Кай Касадос.

Ну и не стану углубляться в простой пересказ всем известных событий. Просто коротко оговорюсь о том, что: протагонист действительно оказывается Нереварином, его признаёт кольцо Азуры, его признают Великие Дома, его признают эшлендеры, его признают Вивек и Дагот Ур, Нереварин действительно воплощает пророчество. Но при этом, во время финального диалоги с главным антагонистом игры Дагот Уром, на вопрос «Действительно ли ты возрождённый Неревар?» один из вариантов ответа, звучит, примерно, как «Не знаю».

К слову, именно этот вариант, при каждом своём прохождении я и выбирал. «Почему?» - спросите Вы. А всё потому, что…

Да именно так, TES3: Морровинд это не история об избранном перерождённом герое. Хотя казалось бы…

Несмотря на то, что, на первый взгляд, здесь присутствует абсолютно все элементы и штампы подобных сюжетов, но это, как уже говорил, только на первый взгляд.

Итак, чтобы разобраться в этом вопросе нам придётся погрузиться в такие материи как наука, магия и сознание Майкла Киркбрайда 

Чтобы ещё раз не гонять по кругу одни и те же темы, снова отошлюсь к одному из своих предыдущих блогов, в которых объяснял принципы подхода к написанию истории мира Свитков. Если коротко, то при изучении лора серии приходиться пользоваться методами из самой что ни на есть настоящей науки.

https://stopgame.ru/blogs/topic/111520/pochemu_lor_drevnih_svitkov_odin_iz_samyh_protivorechivyh_i_prorabotannyh_v_fentezi_i_kak_ego_izuchat#comments

И вот точно такой же основательный подход явно присутствует и в том, как Киркбрайд и команда подошли к созданию мистической, эзотерической или, можно сказать, магической составляющей мира Свитков.

И на этом месте не может не созреть вопрос «А что собственно такое магия?» Нет, я, конечно, понимаю, что довольно очевидный ответ это «Ну, когда машешь руками, и из-за этого стреляешь огненными шарами». И если упростить, то в целом, этот ответ верный для серии TES, но не всеобъемлющий.

И давайте сделаю ещё одну оговорку, хоть я сейчас и говорю про магию, но в архаичном представлении она мало отделима от мистики и религии, так что в дальнейшем под этим термином будет подразумеваться более широкое трактование, чем просто игромеханическое метание файерболлов или левитация.

Итак, думаю настало время перейти к такому понятию как «мантлинг», введённому в лор тем же Киркбрайдом. Что такое мантлинг? А вот на этот вопрос, внезапно, нам поможет ответить русская классика из школьной программы.

Если вы помните, то в повести Куприна «Олеся», героиня демонстрировала некие магические манипуляции, позволявшие влиять на других людей. Суть была такова, Олеся следовала за главным гером, в точности ступая по его следам и копируя его походку. Через некоторое время, войдя в некий резонанс, уже она начала управлять движениями героя, отчасти, превратив того в марионетку.

И вот практически теми же словами описывал Майкл Киркбрайд и явление мантлинга: «Ходи как они, пока им не придётся ходить как ты». Если говорить точнее, то данный метод упоминается как четвёртый способ мантлирования, но в такие дебри мы сейчас не станем лезть.

Итак, случайно ли такое совпадение? Ну если говорить именно произведение Куприна, то скорее всего да, но в целом, так же как Киркбрайд основательно подходил к конструированию истории Нирна, в не меньшей степени серьёзно он продумывал и магическую составляющую мира, опираясь на религиозные практики нашего мира, а также, с большой вероятностью, на этнографические данные.

Ведь принцип подобия бытовал в религиозно-магических верованиях не только белорусских язычников, но широко распространён, практически, по всему миру. Конечно же, самый известный пример такой магии, это те самый куклы из вуду, но только на них одних всё ограничивается.

И вот сейчас мы подошли к важному, при обсуждении сегодняшней темы, понятию – вотивности. Что это такое? Ну давайте объясню попроще. Если Вы когда-нибудь видели в музее минатюрные глиняные горшки, крошечное оружие, больше похожее на подвески или иголки для шитья, или же инструменты, которые по размеру подошли бы только куклам, то знайте, что перед Вами были не детские игрушки и не предметы быта лилипутов, а вотивный инвентарь.

Да, если Вы прямо сейчас зайдёте на википедию, то сможете там прочитать, что вотивные предметы это те, которые предназначались в жертву богам. И это, в целом, кончено так, но в современной науке принята чуть, слегка другая, более узкая трактовка термина. Нет, всё так же это что-либо, что предназначается именно для потустороннего мира, но в чуть более специфическом понимании, то есть вотивнымы принято называть именно те предметы, которые только копируют что-либо.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вотивные_предметы статья на википедии

http://nav.shm.ru/exhibits/4102/ но на сайте Государственного Исторического Музея  дано определение получше

Объясняю, как это работает. Например, существует захоронение воина, которому, в посмертной жизни, конечно пригодится его меч, копьё и прочее обмундирование, казалось бы, всё это должны захоронить вместе с ним самим. Однако, все это вещи дорогие, и могли бы ещё пригодиться ныне живущим в племени, поэтому, в могилу опускают не сами предметы, а их миниатюрные копии, то есть: мечи размером с булавку, топоры, более похожие на кулоны и всё такое прочее.

Казалось бы, в загробном мире много с таким не навоюешь, однако, согласно религиозно-магическим представлениям многих архаичных племён, для мира духов копия равноценна оригиналу, ведь в любом случае, мы отправляет не сам предмет на другую сторону, а лишь только идею предмета. В таком случае не важно, настоящий боевой меч положить в захоронение или его миниатюру, оба эти предмета несут в себе одну и ту же идею, то есть для потустороннего мира они не отличимы.

Кстати, это так, к слову, существуют не только вотивные погребальные предметы, но и целые вотивные погребения. Например, на территории России находили несколько степных кенотафов. То есть, если знатный кочевник умирал, находясь на землях северных варваров, то с одной стороны, по повериям, его конечно же необходимо было захоронить в течение дня, но с другой – нехорошо если он будет покоиться не в родной Степи. Таким образом, сама могила сооружалась, притом с погребальным инвентарём, временами даже самыми настоящими, не миниатюрными предметами, но в то же время самого покойного везли на родину. То есть и погребальный обряд был проведён, и воина не оставили лежать в чужих землях.

Но это я уж совсем отвлёкся, вернёмся к нашим Нереваринам. Итак, к чему я всё это тут рассказывал про вотивность, вуду, идеи в мире духов? Дело в том, что Киркбрайд, не мало привнёс из магическо-религиозных представлений реальности в лор Древних Свитков. И именно для того, чтобы объяснить, что такое мантлинг и было всё это просторное отступление.

То есть мантлинг, он же «покров» — это мистическая практика, когда некто совершает определённые действия, схожие или повторяющие некоторые события, совершённые другим субъектом, из-за чего, для Мундуса, подражатель становиться не отличим от предмета подражания.

И что самое ироничное, сама игра нам так окончательно и не даст ответа, действительно ли протагонист изначально является воплощением Неревара, или же совершая определённые шаги, он им становится? Более того, нам ведь даже известно какие именно шаги для сотворения покрова были предприняты, о них, собственно, и рассказывает текст «Семи Испытаний».

И теперь уже становится понятно, откуда взялся тот самый вариант ответа про «Я не знаю». Ведь изначально, герой должен был только изображать Нереварина по задумке Клинков, но со временем так и не стало понятнее, действительно ли он по совпадению оказался тем самым Нереварином, или же своими действиями приблизился к его сущности настолько, что стал от него неотличим.

Если смотреть в таком ключе, то некоторые вопросы так и остаются без ответа: «Прошёл ли Нереварин Семь Испытаний, потому что он Нереварин, или же он Нерварин, потому что прошёл Семь Испытаний?»

В этом свете становится более понятен и момент с испытаниями от Великих Домов и племён. Тут опять же не может не возникнуть вопрос: «Данмеры признали Нереварина, потому что он Нереварин, или же Нереварин стал Нереварином, потому что его признали данмеры?» Но в любом случае, надо помнить, что действие разворачивается, не в привычном нам антураже европейского фэнтези, а сеттинге больше отсылающему к Востоку. И в этом случае нельзя воспринимать просьбы советников и задания вождей прямолинейно, как простые требования, дело в том, что подобные действия, в определённом смысле, тоже носят некоторый ритуальный характер. И если рассуждать об этой всей беготне именно с точки зрения того, что Нереварин именно что не перевоплощение, а некто совершивший мантлинг, то и эти поручения так же являются часть тех самых «шагов покрова».

Как видите и в этом случае лор Свитков оказался гораздо глубже и продуманнее, чем это может показаться на первый взгляд. Правда, как и всегда, до всего этого бывает порой нелегко докопаться. И, кстати, ещё одно небольшое подмечание.

Уже говорилось, что сеттинг Востока, это что-то непривычное для фэнтези, однако, это не то, чтобы совсем уж верное утверждение.

И для того, чтобы понять о чём речь, нам придётся обратиться к первому популярному фэнтези.

Да именно так, несмотря на то что хоть и существовала такая книга как «Дочь короля Эльфляндии», но серьёзно, кто сейчас о ней помнит. А вот произведения про Кулла и Конана, действия которых, в подавляющем большинстве случаев, разворачивались именно в сеттинге Востока, долгое время и ассоциировались у многих читателей с фэнтези. Ведь, по большому счёту, несмотря на то что хоть «Хоббит» и вышел всего через год после смерти Роберта Говарда, известность трилогия обрела только после скандала в 1965 году, связанном с изданием книг в Штатах. И тогда, широкая общественность узнала про мир с магией, эльфами и вечно жизнерадостными хоббитами, что очень удачно легло в идеологию, зарождавшегося тогда движения хиппи, которое, собственно, по большому счёту и популяризировало книги Профессора.тО

То самое издание
То самое издание

Однако, в середине века, именно произведения про Конана, который по большей части путешествовал по чему-то явно похожему на средневековый Ближний Восток, чем на Европу, и являлись, по сути, единственным известным фэнтези. И таким образом, Морровинд, он не то, чтобы привносит, что-то прямо-таки совсем уж новое в сеттинг, скорее, обращается к хорошо забытому старому.

Однако со временем, вышло так, что, в данном направлении, экзотические страны сменились сеттингом пасторальной Европы. И пример подобного, мы можем наблюдать уже в следующей части Свитков, а именно в Обливионе.

Так вот, почему, такая перемена оказалась удачным решением и почему, вообще фэнтези пришло именно такому состоянию как сейчас, об этом мы с Вами поговорим уже в продолжении.

Ну, а пока что, всем спасибо, всем до встречи.


Лучшие комментарии

Привет ) Ну во-первых, про мантлинг я знаю, но прогон про него припасён на выпуск про Обливион.

Во-вторых, когда я говорю про «история об Избранном» — я не постулирую, что герой — Избранный, я захожу с точки зрения нарративного тропа (или как блин, это по-человечески? В общем, что это история о человеке и его призвании/предназначении/судьбе, а не, скажем, сказочный троп Принца спасающего Принцессу) — на чём история делает акценты, как их подсвечивает и развивает. Т.е. с этой перспективы история о том, как Избранный оказался нифига не Избранным, деконструкция тропа Избранности и любые другие заходы (ИзбраннЫЙ оказался ИзбраннОЙ, например) — это всё ещё «история об Избранном», просто с каким-то спцифическим фильтром или авторским модификатором поверх неё.

Но почитал не без удовольствия, спасибо )

PS: А на тему «нетипичности востока» — ну так что-то «нетипичное» не есть что-то «уникальное». Это что-то отличающееся от того, к чему привыкло большинство в определённый момент, в историю фэнтези я даже не собирался погружаться )

А то что Азура говорит в интро об избранности героя, так это она ко всем с лодок подкатывает. И то, что аватары аэдра появляются и даруют герою артефакты, дак это просто завалялось лишнее.

— У нас есть шесть концовок в Даггерфолле, какую из них сделаем каноничной?
— Да.

Он избран быть персонажем, который может пройти 7 испытаний, но это не значит, что он их пройдёт.

Текст читать интересно было, только не понял в чем претензия Фену? Ибо заход показался про одно, а текст уже про другое

Если бы это так работало, то все избранные оказались бы перерождениями Неревара, и все должны были уничтожить Дагот Ура, что математически невозможно, поскольку Дагот Уров на всех не хватит.

Они слуги Азуры, возомнившие себя Нераваринами. Колечко-то они не получили. Значит они не Избранные. Каждый самоназванный лжеНераварин преследовал свои цели. На ютубе есть прохождение с диалогами из пещеры. Пиксар ложная Избранная напрямую говорит что протагонист настоящий Нераварин, а они вокруг нет.

Игрового протагониста признала за Нераварина Азура, признало Кольцо, признали духи. Есть ещё такие с таким послужным списком?

Нужно отличать чего хочет Азура, и пророчество. И конкретную работу Азуры герой выполняет, под ее руководством, а семь испытаний это хотелки эшлендеров уже сверху. Их дейстствительно можно выполнить не все, если у героя достаточно славы.

Все избранные это те, кто привязан к Пещере Воплощения. Ведь если бы пророчество об избранном работало именно как пророчество, а не руководство к действию, тогда каждый из них должен был уже до этого уничтожить Дагот Ура.

Об этом уже писали выше, но всё же объясню. То, что Азура назвала его избранным, не означает, что он Нереварин. Таких «избранных» до протагониста уже шесть штук было, но они не стали воплощением Неревара.

Коль уж вкинули вступительный ролик, сразу вспоминаю, как мне в своё время взорвало мозг, что Джиуба и Дагот Ура озвучивал один и тот же человек. И соответственно, вопрос — кому же принадлежала фраза «Проснись. Почему ты дрожишь?» из вступления.

То есть, у нас есть самый знающий лор ТЕС, Чай, а теперь ещё и Kuguuma будет?

Просто нет иной причины, почему их души могли бы быть привязаны к пещере.

Почитал начало, перелестнул на середину — там про Татуин! Перелестнул на концовку — там про Конана! Думаю: " Ладно прочитаю, уговорил ", и вернулся на начало 😂

Все избранные это кто? Кто первым успел дойти до цели того и тапки. Ритуал потеряет смысл после его проведения. Дагот Ур вообще в пророчестве не фигурирует, там есть намеки, но трактовать то можно по-разному.

Да и Нереварин у всех разный. У эшлендеров это тот кто скинет трибунал и объединит данмеров. У имперцев это просто шпионская спецоперация. У Вивека — это человек, который поможет искупить его грехи, а то он в своих наркоманских книжках много рефлексирует. У Азуры это просто человек, который уничтожит сердце Лорхана, ей даже в принципе судьба трибунала не особо интересна. Да и на ритуалы ей тоже плевать — теперь можно никого не браковать, Вивек подсуетился чтобы силу украсть было нельзя, а можно только уничтожить.

Лол, а я думал это баг. Недавно перепроходил морру, сначала не понял, почему мне не дали доделать квесты домов, а сразу отправили убивать Дагот ура

Читай также