Я специально ждал окончания первого сезона, чтобы не делать поспешных выводов и оценить произведение целиком. И вот, этот момент наконец-то наступил.
Ждал ли я экранизации The Last of Us? Трудный вопрос.
С одной стороны, адаптацию игры с достойным сюжетом ждёшь всегда, потому что интересно посмотреть, во что это превратиться на экране с живыми актёрами и реальными съёмками. Да чего уж там «с достойным сюжетом» — сотни тысяч фанатов по всему миру до сих пор надеются на удобоваримую экранизацию Resident Evil, что при условии соответствия оригиналу, при всём уважении, звучит забавно.
С другой стороны, именно экранизация «Последних из нас» ставила очень жирный вопрос о своей целесообразности, ведь оригинальная игра сама по себе довольно кинематографична и комплексна с драматической точки зрения. В итоге, сразу же стало понятно, что сериал от HBO лучше всего подошёл бы для людей, незнакомых с видеоиграми, а преданным фанатам приходилось бы уповать на расширение лора и грамотную «отсебятину» сценаристов, благо среди них был и сам создатель серии, Нил Дракманн.
Удалось ли им сделать нечто достойное или же дифирамбы, которые поют сериалу по «Последним из нас», всего лишь результат грамотной PR-кампании? Обо всём по порядку.
Каст
Отвратительно, ужасно, Боже, какой кошмар, ну они же вообще не похожи
Эти и многие другие негативные мысли пролетели у меня в голове, когда я увидел актёров, утверждённых на главные роли. Никто из них не казался идеальным выбором для реализации этих персонажей на экране.
Но внезапно, практически все актёры отыграли отлично. Педро Паскаль в первой же серии показывает, что все необходимые эмоции он вывезет и характер отыграет, как полагается. Белла Рамзи в роли Элли тоже смотрится отлично. Да, она максимально непохожа на своего игрового прототипа, и вообще обладает довольно специфичной внешностью, но когда она начинает отыгрывать роль — все вопросы мигом пропадают. В конце концов, лучше уж отлично перенесённый персонаж с несоответствующей внешностью, чем абсолютно идентичный, но совершенно бесполезный статист с двумя строчками реплик (да, Леон из пятой «Обители зла»?).
Однако мискаст, хоть и редко, но всё же встречается. Самый яркий случай — лидер повстанцев в Канзас-Сити. Это просто кошмар. И проблема тут вовсе не в бодипозитивной плюс-сайз женщине, отыгрывающей всем понятно, какую роль в фильме. Нет, на это можно спокойно закрыть глаза. Главная проблема в том, что она абсолютно бесхарактерный персонаж, у которого отсутствует даже малейший намёк на харизму, лидерские качества или хотя бы какой-то зачаток здравого мышления. Это блёклый, безликий и откровенно безмозглый герой (чего стоит только убийство доктора в условиях постапокалипсиса). Каким образом она вообще смогла мало того, что дожить до своих лет в таком опасном мире, так ещё и стать предводителем восстания?
По остальным — вопросов ноль. Очень понравился выбор Нико Паркер на роль Сары. Очередной пример того, что для попадания в роль, абсолютного сходства добиваться совершенно не обязательно. Ну и небольшие, но отнюдь не пустые камео для Троя Бейкера и Эшли Джонс — это, на мой взгляд, очень красиво.
Визуал
Тут всё потрясно. Почти всё.
Заражённые, особенно щелкуны, выполнены просто восхитительно. Грим, хореография, звуки — каждый элемент создаёт ощущение дикой опасности и напряжения, что неимоверно погружает в процесс.
Декорации также хороши. Да, это пост-апокалипсис, и большинство локаций здесь — лишь обыкновенные заброшки, но вот когда оператор выходит на общие планы с полуразрушенными мегаполисами, небоскрёбы которого безвольно уступили место напору дикой природы, ты реально ловишь кайф. Ни намёка на хромакей, возникает даже ощущение, будто бы это реальные съёмки на натуре, настолько это реалистично сделано.
Из минусов могу упомянуть лишь лёгкое злоупотребление субъективной камерой — где-то на пятнадцатой минуте второго эпизода меня даже слегка укачало от этой постоянной тряски. Однако такой момент был лишь единожды. В большинстве своём ручная камера просмотру не мешала.
Сюжет
Я даже и не знаю, о чём тут говорить, если честно. Очень точно, местами даже покадрово, переложенная на плёнку история оригинальной игры. Если вам она нравилась, то понравится и здешняя. Я остался доволен. Канон не разрушили, левыми персонажами не закидали, логику поступков героев не повредили. Если рассматривать сюжет в целом, то тут всё как надо.
Расширение лора
А вот тут плохо. Прям однозначно плохо. Адаптация не добавила вообще ничего нового. Хотя первая серия зародила надежду на что-то стоящее. Так, внимательный зритель может проследить путь движения инфекции в первые дни вспышки и понять, почему Джоэл, Сара и Томми не оказались заражёнными, а также проследить более подробную, нежели в игре, предысторию отношений Джоэла и Сары. И сделано всё в любимом стиле Дракманна: разжёвывать для зрителя ничего не будут, лишь упомянут что-то вскользь короткими фразами и на этом всё.
А вот дальше как-то не пошло…
Мелкие изменения в устоявшемся каноне встречаются, но они продиктованы не желанием дополнить мир новыми деталями, а скорее, наоборот, хоть как-то упростить съёмочный процесс. Так, например, под нож пошло заражение через споры. Когда об этом появилась новость, вроде как ещё до старта сериала, я сразу же подумал, что это решение чисто утилитарное, а никак не творческое: если бы львинную долю диалогов актёры озвучивали в противогазах, это затеняло бы их игру, живые эмоции и мимику. Так что, хоть решение убрать заражение через споры довольно сомнительное, но чисто технически его понять вполне можно.
А вот чего я не понял, так это сериальную версию Джима. Мне вот всегда было до фонаря, какой он там, на самом деле, ориентации и все сопутствующие вопросы его личной жизни меня не интересовали. Но тут момент довольно занимательный вышел, ведь, как мне кажется, значительную роль в этом сыграли фанаты серии. Что в русскоязычном, что в забугорном сегменте очень часто в защиту второй части говорили, что, мол, а вот в первой игре Джим был гей, и ссылались на фразу Элли про журнал. Но ведь она сама признаётся, что это была шутка.
Такое ощущение, что сам Дракманн, наслушавшись фанатов вдруг задумался и сказал:
— А действительно. С чего бы этому быть шуткой?
и сделал всю эту фанатскую байку каноном в сериале.
Ну да ладно, мне, как я уже и сказал, не интересны подробности личной жизни какого-то эпизодического персонажа. Тем более, что доказать свою теорию о том, что подобные изменения породили фанаты, я не смогу, ведь сценарий для сериала писал Дракманн, а из-под его пера что ни выйди, будет каноном для серии. А вот немного под другим углом эту тему мы ещё рассмотрим чуть позже.
Зато есть в местной истории Билла и Фрэнка одна потрясающая находка, которую лично я очень оценил. Речь о трагической смерти Фрэнка. Согласитесь, смерть человека от старости всегда воспринимается как проблема для жизни мирной и спокойной, а в условиях свершившегося конца света это скорее выглядит, как большая удача.
А вот Дракманн и Мейзин показывают нам, что всё чушь, и что даже в слетевшем с катушек мире, где опасность подстерегает на каждом шагу, смерть близкого человека, который прожил бок о бок с вами целых 20 лет, всё равно воспринимается, как огромная трагедия. Гибель же Фрэнка из оригинальной The Last of Us наверняка прописана на первой странице энциклопедии самых избитых штампов из фильмов про зомби. Он свёл счёты с жизнью, потому что… был укушен.
Подобный исход в подмётки не годится душераздирающей экранной драме. За такую находку снимаю шляпу перед сценаристами.
В общем, картину мира в сериале можно было сделать значительно шире и подробнее, благо формат позволяет подобное провернуть. Но Дракманн и Мейзин решили не только не расширять лор оригинального произведения, но и даже слегка подрезали незначительные, на их взгляд, детали, что лично меня разочаровало.
С другой стороны, добавить что-то органичное в уже устоявшееся произведение всегда трудно, поэтому в данном вопросе многие фанаты наверняка будут со мной не согласны.
Как расставлены сюжетные акценты
Собственно, вот мы и добрались до самого противоречивого элемента картины.
Давайте я сейчас быстро расскажу о самом очевидном, чтобы уже отпустить по делам людей, заглянувших сюда услышать про пресловутую повесточку, а потом уже всё остальное.
Речь пойдёт, конечно, о третьем эпизоде. И, как вы знаете, здесь мнения людей разделились на 2 лагеря:
— фуууу, мужики долбятся, какая мерзость;
— ах, какая прекрасная история любви.
А я вот ни одних, ни других в полной мере не поддерживаю. Давайте по порядку: серия мне не понравилась, я считаю, что её вообще можно смело вырезать, но не потому что там гей-драму растянули на час с лишним, а потому, что эта гей драма вообще ни к чему не ведёт. Персонажи Билла и Фрэнка мертвы на момент начала сериала, так на кой-чёрт мы смотрим, не знаю, лобызания престарелых боссов ЕА, вместо того, чтобы получить хоть какое-то движение по основной линии?
Те же, кому якобы понравилась эта серия, как мантру, в унисон твердили один и тот же тезис: «Это красивейшая история о любви». И знаете что? Если отбросить все предрассудки, ну или мысленно заменить одного из бородачей на, скажем, Монику Белуччи, то стоит признать, история любви, действительно красивая. Но зачем она вообще нужна здесь?
Часто слышал от тех, кому эпизод понравился, что, мол, письмо Билла дало понять Джоэлу, что об Элли надо заботиться. Тогда каким же это образом Джоэл в оригинале без всяких писем додумался до этого? Да и вообще, нам не показали глубокой предыстории взаимоотношений Билла и Джоэла, с чего бы вдруг ему так проникаться его посмертными словами?
Но обидней всего становится, когда понимаешь, что на это час и десять минут нашлись, а на заражённых в дух последних сериях — нет. Некоторые фанаты вообще немного разочаровались количеством их появлений в сериале, да и в целом, практически полному отсутствию экшена во второй половине сезона. Я от всяких перестрелок и погонь не особо тащусь, по мне так лучше, чтоб диалоги были интересными, но недоумение фанатов по окончании сериала понять вполне могу.
Выделить целую серию на филлерную историю об эпизодических персонажах, но не показать ни единой сцены из потрясающей финальной проходки в лагерь цикад — это, как минимум, подло.
Зато есть интересный момент в начале заключительной серии сезона, объясняющий происхождение иммунитета у Элли, мать которой укусил заражённый прямо во время родов. Получилось нечто вроде прививки кордицепсом. Насколько это реалистично, судить не берусь, но скажу, что мне всё-таки больше нравилась фанатская теория о естественной эволюции инфекции, пытающейся перестроиться на новые, менее агрессивные способы существования. Но это уже чисто дело вкуса. Буду последовательным и всё же похвалю тандем Мейзина/Дракманна за попытку хоть что-то новое в The Last of Us привнести.
В остальном, претензий по смещению фокуса в сюжетных элементах лично я не имею. Можно, конечно, докопаться до почти настолько же пустой 7 серии, но там уже ситуация немного другая. Всё-таки история Райли объясняет мотивацию Элли пожертвовать своей жизнью и для сюжета, как ни крути, важна. Хотя это не отменяет того факта, что всю историю о неудачном походе в торговый центр можно было вместить в 15-минутный флешбэк без потери качества.
Так же вызывает ОГРОМНЫЕ вопросы целесообразность эпизода с вручением менструальной чаши в Джексоне. Не хочу, в принципе, это обсуждать, напишите в комментариях, если это вдруг тоже что-то очень красивое или максимально значимое для сюжета.
Звучали в фанатской среде претензии о возникших из ниоткуда и пропавших в никуда панических атаках Джоэла и внезапной глухонемоте Сэма. Но, на мой взгляд, эти нововведения довольно нейтральны, а в случае с Джоэлом они даже помогают ещё больше его очеловечить, пусть все мы и понимаем, что это просто очередное отрабатывание нормы по инклюзивности в художественном произведении.
Итог
Подводя итог, хотелось бы сказать, что первый сезон, как ни крути, получился хорош. Да, не без изъянов, есть бесячие моменты и откровенные филлеры (что при формате в 9 серий на сезон вообще очень странно). А уж как Дракманн любит вклинивать «громоотводы» для гомо-/лесбо-/трансо-/помидорофобных критиков, мы все с вами знаем по второй игре.
Но давайте всё же будем честны: много ли достойных экранизаций видеоигр, вышедших за последние годы, вы можете назвать? Да что там за последние годы, много ли вы вообще знаете годных адаптаций видеоигр на больших и малых экранах?
Фильмы по играм, от которых не пробивает на рвотные позывы можно пересчитать по пальцам одной руки, и даже к подобному списку геймеры смогут предъявить ряд претензий.
Поэтому экранизация «Последних из нас» обязательна к просмотру всем, кто знаком с видеоиграми, в целом, и серией The Last of Us, в частности, ведь при всех перечисленных недостатках это всё-таки качественная и дорогостоящая адаптация, сделанная с любовью к оригиналу. А вот второй сезон мне, если честно, даже включать страшно.
Любите кино!
Лучшие комментарии
Действительно стоит ли прислушиваться к мнению мух?