21 февраля 2023 21.02.23 44 2920

Эпидемия лаунчеров

+82
-Ваш издатель кусается?
-Нет, он делает больно иначе.

Я знаю, что тема избитая, но поскольку лаунчеры по-прежнему умудряются делать мой ПК-гейминг невыносимым, сдерживаться я больше не могу. Извините, но мне надо выговориться.

Сделай нас единым

Ничто так не пугает, как этот логотип
Ничто так не пугает, как этот логотип

Недавно захотел перепройти старый-добрый оригинальный Dead Space, купленный когда-то давно в Origin. И меня ждал сюрприз. Во-первых, оказалось, что ЕА тихо и без объявления войны заменила свой Origin на новый лаунчер EA App. Во-вторых, выяснилось, что EA App не запускается. То есть ты вводишь логин и пароль, нажимаешь кнопку «Продолжить», после чего лаунчер говорит «Адьёс, амиго» и закрывается. На ЕАшных форумах уже появилась куча тем, где пользователи пытаются найти решение проблемы. Одни советуют поменять Юникод и тогда якобы все заработает (но при этом у вас появятся кракозябры, потому что собьется кодировка). Другие рекомендуют заново создать профиль на компьютере, но уже без русских символов. Третьи призывают принести в жертву молочного ягненка и вознести молитвы госпоже нашей Шираори. Но, разумеется, пляски с бубном мне не помогли. Единственный способ, который помог мне открыть чертов лаунчер — установка игры EA Play через Геймпасс. То есть если у вас нет ультмиативной версии пасса или если у вас не установлено в данный момент ни одной игры EA — лаунчер вам не открыть. А значит, издатель просто заблокировал вам доступ к вашей библиотеке игр, которые вы копили годами.

И тут я, как это водится в мире Half-Life, выпал в осадок. Был ли хоть один раз, когда лаунчеры (если это не православный стим) не пытались пить вашу кровь?

Лаунчеры против пиратов. И пользователей

— Семнааадцать человек на сундук мертвецааа…
— Залогиньтесь пожалуйста.
— Йохохо! И бутылка ромаааа…
— Вы не авторизованы. Пожалуйста, введите логин и пароль.
— Пей, и дьявол тебя доведет до концааа…
— Немедленно залогинься!
— Йохохо! И бутылка ромааа…
Диалог с издателем

По ощущениям, лаунчерная эпидемия началась где-то в середине двухтысячных. Я знаю, что Батлнет существует еще со времен вторжения варваров в Рим, но поскольку я никогда в жизни с играми Близзард не соприкасался, меня эта чаша миновала.

Первый раз вкус говна я познал в 2012 году, когда «Юбисофт», у которых лого и так выглядит как смывающийся унитаз, впервые запустила свой замечательный Uplay.

Лучше не стало
Лучше не стало

Тогда лаунчер нужен был издателю не столько ради спасения кровных 30% от толстых лап Габена, сколько для антипиратской защиты. Этот механизм «Юбики» используют по сей день и именно ему мы обязаны невероятно долгим загрузкам игр. Сначала игра привязывается к серверу, а потом программа при каждом последующем запуске проверяет лицензию самой игры и всех DLC, даже если вы их не покупали. Вы понимаете масштаб бедствия? Если не понимаете, то я намекну: «Юбисофт» все свои игры сделала долбанными сервисами с миллиардом различных DLC, шкурок, внутриигровых предметов, лутбоксов и так далее. И весь этот цифровой мусор сервер должен проверять. В результате запуск «Вальгаллы» на моей PS4 обычно занимал 10-15 минут.

Причем к этой «великолепной» идее «Юбики» пришли еще до того, как сатана отрыгнул «Юплей». Уже второй ассасин, вышедший в 2009 году, требовал постоянного подключения к интернету, чтобы сервер мог ежеминутно проверять, лицензия у вас или пиратка. А интернет в те времена, пусть уже и не выдавали по карточкам, но все равно был медленный, дорогой и нестабильный. При этом пиратам это ничуть не помешало взломать игру.

Говорю, как человек, который сам впервые второго ассасина прошел на пиратке. Они каким-то образом научились «мимикрировать» под сервис «Юбисофт» и обманывать игру. Возникала парадоксальная ситуация: обладатели лицензии, которые по идее должны были играть и в ус не дуть, страдали и обливались горькими слезами, потому что и доступного интернета в те времена не было, и сервер работал абы как. А пришвартовавшиеся у берегов Нассау ребята с «Веселым Роджером» на мачте собственно нассау на все меры защиты «Юбисофт» и спокойно себе играли, не испытывая никаких проблем. Привилегия не дуть в ус досталась тем, кто сберег свои пиастры от параноидального руководства французской компании.

Это кстати далеко не единственный пример, когда какой-нибудь условный репак от Васяна оказывается куда лучшим предложением, чем лицензионная версия, над которой корпели целые отделы программистов, кодеров и маркетологов. Пиратские версии практически всегда были более стабильными, имели вшитый русский язык, которого очень часто нет в лицензионке, а еще они всегда позволяли пользователю самому выбрать язык. Помню, как однажды мой друг купил лицензионный диск с первым «Макс Пейном», который по тем временам стоил немало. И после первого же запуска, плюясь, матерясь и поминая нехорошими словами японского бога, полез на торренты, поскольку в игре была только одна озвучка — русская. И говорил Макс Пейн голосом майора Ивана Подмышкина из 3-го районного отделения УМВД по Тюменской области (ну или голосом Штирлица, как охарактеризовал тогда эти неприятные гудящие вибрации мой друг). Актеру озвучки, судя по всему, было далеко за 50 и его голос резко диссонировал с образом молодого нью-йоркского копа.

Остров Святой Елены

Время шло, раковая опухоль под названием «игровые лаунчеры» начала давать метастазы и быстро разрастаться по мере развития «Стима». Теперь каждый крупный издатель хотел получить свой собственный магазин, где не пришлось бы делиться выручкой с Габеном. И плевать, что пользователей будет меньше, главное сберечь копеечку.

На игровом рынке как грибы после дождя начали появляться лаунчеры, которые вступили в жесткую межвидовую битву за звание самого мерзкого кодерского высера в истории этих ваших интернетов. В самом низу пищевой цепи расположился великий и ужасный Windows Live. Это был не совсем лаунчер, скорее ощетинившееся клешнями панцирное членистоногое, которому еще предстояло вылезти из болота и эволюционировать в динозавра.

Он был настолько плох, что барды до сих пор слагают о нем легенды, а матери пугают непослушных детей, которые отказываются есть манную кашу. Он был невероятно корявый, неудобный и совершенно непредсказуемый. Говорят, что когда рождается Таргариен, боги подбрасывают монетку. Примерно так же дела обстояли и с Windows Live. Пустит ли вас система или нет — зависело от святого рандома. Можно сказать, что данная мера защиты ломала четвертую стену и играла с вами в DnD, бросая дайсы, каждый раз, когда вы пытались запустить игру, но геймеры шутку не оценили.

Мороз по коже уже пробежал?
Мороз по коже уже пробежал?

Не оценила ее в итоге и сама Майкрософт, которая в конечном итоге сама удалила свое уродливое детище. Впрочем, перед этим оно успело наломать дров. Например, меня в свое время система забанила за то, что я пользовался чит-кодом, убирающим полицейские звездочки в GTA4 (а вот BLM за убирание полицейских звездочек в реальной жизни сегодня почему-то не банят). Причем пользовался этим только в сингле (не знаю, там вообще мультиплеер был? Вроде бы нет). В итоге пройти целиком игру я смог уже много лет спустя, когда купил в стиме ремастер-версию ГТА4, где уже не было богомерзкого «Лива».

Примерно так же вас обламывал «Ориджин». Там вообще творился сущий Адъ и Израиль. Батлы хоть и были в «Ориджине», запускались все равно из браузера. Сам лаунчер постоянно «забывал» твой логин и пароль, в результате каждый раз логиниться надо было заново. При этом автозапускаться в процессах Виндоус эта скотина не забывала.

Но самый эпичный фейл — это ситуация с дополнениями к «Масс Эффект». Дело в том, что все DLC были привязаны к некоему аффилированному с EA сайту, через который их нужно было активировать. А к моменту, когда я попытался распаковать полное издание ME2, этот сайт уже не работал. То есть DLC как бы есть и они даже загружены тебе на винт, но запустить в игре ты их все равно не сможешь. Это возвращает нас к тезису о тотальном превосходстве «Васяна» над издателем. Нормально пройти всю трилогию я смог, опять же, только после того, как купил в Стиме Легендарное издание ME, куда все уже сразу было встроено. Спасибо «Стиму», что он тогда еще позволял мне, холопу неблагодарному, купить игру. А я, пес шелудивый, ничтоже сумняшеся еще смел роптать на барина за кусающиеся цены. Не ведал я, бес окаянный, счастья своего, прости, Господи, нас, грешников!

Origin и Uplay — это как Саске и Наруто. Два вечных соперника в борьбе за звание самого дерьмового лаунчера. Origin старался как мог, работал над ухудшением вашего игрового экспириенса денно и нощно.

Origin (EA App) готов импортировать даже ваших друзей. Со специальными таможенными пошлинами.
Origin (EA App) готов импортировать даже ваших друзей. Со специальными таможенными пошлинами.

Но и «Юплей» не отставал. Юби-лаунчер, как и его брат по оружию, временами забывал логины-пароли, а иногда просто не хотел вас пускать в ваше библиотеку из-за проблем с сервером.

Самый сильный свой ход этот вредитель-троцкист совершил, когда обязал пользователей логиниться-паролиться не просто для входа в лаунчер, а для запуска отдельных игр. За все игры сказать не берусь, но я с таким сталкивался, когда пытался перепройти «Сплинтер Сел Блэк лист».

Я даже связался с поддержкой, думая, что это баг. В поддержке заявили, что это не баг, а фича. А точнее — требование издателя. На вопрос парня из техподдержки «Могу ли я чем-то еще помочь?» я попросил помочь отправить Ива Гиймо на остров Святой Елены. И, как почитатель пиратских традиций, я настоятельно рекомендовал дать директору «Юбисофт» пистолет с одним патроном. Пусть он там сам ищет сундуки и синхронизирует вышки. Я в «Блэк флаг» страдал, теперь его очередь. Ответа от поддержки жду до сих пор.

«Улучшение жизни»

Со временем лаунчеров стало становиться все больше. Origin, Uplay, Battlenet, Рокстар Лаунчер, EGS, 2K…. Тысячи их.

С 2K вообще вышло смешно. В один прекрасный день запускаю я установленный сто лет назад Bioshock Infinite и обнаруживаю, что загрузка, которая раньше проходила за несколько секунд, теперь длится минуту-две. А на экране крутится аэрокрюк с не предвещающей ничего хорошего надписью «Идет связь с сервером». Я метнулся на страницу игры в стиме и обнаружил там объявление от издателя.

2K осведомлены о возможных последствиях, связанных с недавним обновлением, и работают над их устранением. Опыт наших игроков имеет первостепенное значение, и мы будем обновлять наше сообщество дополнительной информацией по мере ее появления.

Обновление этой недели включает в себя различные улучшения качества жизни, в том числе: Добавлена опция привязки учетной записи в игре. Добавление нового лаунчера, который включает в себя магазин для покупки нового контента

Улучшение. Качества. Жизни. Еще раз. Насильственная привязка никому нахрен не упавшего лаунчера — это на языке корпоратов значит «улучшение качества жизни». Вы там совсем охренели, ребята! Может меня сначала спросите, прежде чем мою жизнь «улучшать»? Я ведь покупал игру без этого аппендикса — дело вообще-то подсудное.

И ладно бы они просто ввели свой лаунчер и продавали там новые игры. Но они ведь привязывают к нему старые игры. Не улучшаете старый продукт, так хоть не портьте.

Вы, возможно, удивитесь, но в итоге в этой гонке уродов самым безобидным оказался лаунчер «Эпик гейм стор». Он далеко не такой удобный как стим, но хотя бы не доставляет столько проблем, как вышеописанные «улучшатели жизни». Как говорится, с такими друзьями и враги не нужны.

Имя им — Легион

Сегодня мы переживаем кризис лаунчеров и относиться к этому можно по-разному. Кто-то уже находится на стадии принятия. Помню, когда начались холивары по поводу запуска EGS, многие говорили: «От еще одной иконки на рабочем столе никто пока не умирал». Но при этом они забывают, что каждый лаунчер жрет оперативную память компьютера. И зачастую их для этого даже не нужно запускать. Тот же «Ориджин», земля ему стекловатой, каждый раз запускался при включении компьютера. Причем от этой вредной привычки его даже не отучило удаление из автозапуска. Видимо так хотел запуститься, что аж невмоготу было. Представьте, что у вас десять лаунчеров и все они, как пиявки, втихомолку жрут вашу оперативку. А если их будет 20?

И я уже молчу о том, что современный ПК-боярин по долгу службы превращается в бухгалтера ООО «Рога и копыта», который вынужден вести отдельный учет всех логинов и паролей, поскольку удержать в голове все это изобилие невозможно.

Лаунчерное безумие, кажется, достигло своего апогея. Не случайно, Юбисофт и EA, которые в середине двухтысячных ушли из стима «к маме», громко хлопнув дверью, теперь тихонько возвращаются обратно, как побитая собака. Правда, уже насранные на голову игрокам лаунчеры, никто, разумеется, удалять не стал. Я был бы только счастлив, если бы мне дали перенести все игры из EA App и Юплей в стим, тем более, что там все равно есть привязка аккаунтов. Но губозакатывательную машину мне еще не привезли.

Я очень надеюсь, что ситуация на рынке устаканится, и число лаунчеров сократится до вменяемого количества. Понурое возвращение в Стим двух крупных издателей — это уже маленькая победа для игроков. Нам остается только ждать и верить. А я тем временем пойду проверю, не пришло ли мне письмо с острова Святой Елены.


Лучшие комментарии

Но при каких обстоятельствах уже сложно сказать

Понимаю. Мозг обычно блокирует травмирующие воспоминания)

Текст придирка, автор зануда, который мучает себя чтением неинтересных ему текстов. Я прям вижу как автор изливался слюной при написании данного комментария.

Я точно помню, что встречался с Windows Live, но при каких обстоятельствах уже сложно сказать. В памяти всплывает картинка, что бьюсь головой об стол...

Ну с одной стороны да. А с другой стороны, на консоли игры всегда стоили раза в два дороже (хотя сейчас разницу уже небольшая).

Плюс моя еврейская кровь начинает кипеть, когда оказывается, что чтобы поиграть в кооп с друзьями, нужно ежемесячно отстегивать Сони (у меня плойка). Сейчас вот я с товарищами втроем прохожу Дарк Соулс 3 на ПК — вообще никаких проблем. Ничего не нужно платить или продлевать. Включай и играй.

Плюс все-таки играть в шутаны с геймпада — это особый вид извращений.

Плюс как ни крути, а на компе картинка более красивая и больше фепесов. Возможно, ПС5 уже не проигрывает пекарне по производительности, но ПС4 проигрывает однозначно.

Короче палка о двух концах.

Даю подсказку: Fable 3

История о том, как microsoft сказала «Спасибо за бабло, но в игру ты не сыграешь, а xbox live на самом деле работает. У нас, не у тебя.»

Ну он там довольно условно всех объединил. По факту, все проблемы, актуальные для каждого лаунчера, сохранились. Просто теперь на них сверху накрутили дополнительный костыль в виде Гог Галакси. Я пробовал им пользоваться как единым хабом, не скажу, что это прям удобно.

Я не улавливаю, где там был съезд с темы. Речь о том, что бывает и так и так.

Лично из своего опыта я, мало помню чтобы у меня были какие-то глобальные проблемы с репаками игр.

Речь, повторюсь примерно с начала 2010-х (и немного раньше). До этого у меня не было инета и я игры либо покупал в магазах, на дисках, либо доставал через друзей хрен пойми как. Так вот, до того, как получил возможность качать сам и немного разобрался, где стоит качать, а на каких помойках лучше не рыться — проблемы возникали регулярно. То игра тупо не работает, то вылетает на загрузке какой-нибудь локации, причём далеко не в начале игры (привет Bioshock и Deus Ex: Invisible War).

Но позже, проблем с репаками почти не помню. Бывали единичные случаи, когда игра просто не запускалась. Но вот так, чтобы проблемы с игрой, которые не дают нормально играть… Толком не припомню.

Отдельно могу выделить начальные репаки Serious Sam 3. Там были приколы с бессмертным скорпионом, который преследует игрока и с камерой под мостом в 4-й или 5-й локации. Но это была такая остроумная защита от хака. Так что, данная ситуация сюда вписывается с небольшой натяжкой.

С другой стороны, из лицух у меня была проблема с купленной в стиме Dark Messiah of Might and Magic, Max Payne и Dead Space 2.

Первая — вылетала в начале первой главы, для чего мне пришлось нагуглить решение проблемы. Уже не помню, что там было. Кроме этого она насильно устанавливала мне французский язык (причём так, что без доп.уловок его и не удалить было) и категорически не хотела сохранять настройки игры. Приходилось каждый раз выставлять настройки заново. Благо игра не особо продолжительная. Но ещё раз я через это проходить не захочу точно и если буду играть, то точно скачаю репак (с ними у меня ранее проблем не было).

Вторая — вылетала после стартовой заставки. Решение мне подсказали на СГ, в разделе помощи. Но получилось так, что по сути я накатал пиратку на место лицухи.

Третья — вылетала в каком-то моменте. Решилась проблема самым неожиданным образом — я решил накатать на игру русификатор и после этого игра работала без единого глюка до самого конца.

А, ещё у знакомой была проблема с первой Мафией, купленной в стиме. Сначала вроде просто звука не было. Это решили. Потом оказалось, что музыки нету и на этом она забила, скачала репак и наслаждалась игрой.

У меня же Мафия была в ГОГ-е и никаких проблем с ней не было. Зато были проблемы со второй Мафией из того же ГОГ-а. В игре порой просто ломались текстуры так, что играть было невозможно. Не помню, как я это решил, но вроде большую часть игры прошёл уже без проблем. Ещё на одной из миссий был глюк, что нужно было соблюсти определённое условие, иначе игра висла на загрузке.

Ни один из описанных мной примеров — не связан с лаунчерами, но тем не менее.

Повторюсь, я сам предпочитаю играть в лицухи и репаками не баловался уже давно. Если только речь не идёт об игре, которую хрен купишь.

Блин, чёт ппц простыня текста получилась...

Origin — это не только боль, но и прекрасный учитель по отречению от всего мирского. Где-то в году 2015м появилась там возможность двухэтапной аутентификации через гугловское приложение. Тогда двухфакторка только взлетала и казалась невероятным прогрессом по защите от взлома (сейчас это стандарт). Обрадовался достижениям цивилизации, поставил приложение и привязал.
Месяца через два поменял телефон. Устанавливаю на новую трубку приложение — а там нет никакой связи с ориджином. Захожу в клиент — введите высланный код; и никаких альтернативных методов. Пытался писать в поддержку, но вместо ответа было что-то вроде: «Ты больной пользоваться Yahoo? Мы слишком прогрессивные и в него не умеем». В общем, с того момента в фифу я больше не играл.
Год-полтора назад я просто по фану попробовал восстановить акк через почту — удалось. А тут читаю, что ориджин вообще убрали. Занятно...

Черт подери, как же я рад, что в 2014 почти полностью ушел на консоли и не хлебнул сполна всего этого ада с лончерами. Сейчас у меня установлены только ЕГС, запускаемый раз в год и Стим. Из всех учеток приходится помнить только этих двоих и учетки бокса/плойки/свитча.

Текст отличный, написан ярко, задорно, с юмором. Мое почтение)

Осколки былой войны еще продолжают впиваться в неподготовленные седалища обычных игроков — буквально пару недель запускал RE5 в Стиме. Так вот, там и поныне присутствует труп Windows Live, запрещающий запуск игры в Steam без дистрибутивного пакета от Microsoft. Благо, умельцы проблему эту решили

Хотите поиграть? Для начала доберётесь до игры!)

Игра ваша находится на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц спрятан в ларце, ларец висит в цепях на дубу, который растёт на чёрной горе или на далёком острове Буяне.

Эх, а про battle.net ни слова, хотя вот к нему вопросов особо не было никогда, про решения Юбиков — там ещё какой-то невероятно-прекрасный говнокод, запуск по 10-15 минут в 202+ годах — это симфония того как писать не надо; кстати там припоминаю однажды кто-то что-то подобное в GTAV: Online раскопал.

Спасибо автору за блог. Написано всё легко, с душой и непринужденно. Плюсик!

Самый сильный свой ход этот вредитель-троцкист совершил, когда обязал пользователей логиниться-паролиться не просто для входа в лаунчер, а для запуска отдельных игр. За все игры сказать не берусь, но я с таким сталкивался, когда пытался перепройти «Сплинтер Сел Блэк лист».

Тоже с этим столкнулся летом, только я играл в старые Assassin's Creed. Как я понял они это сделали обязательным для всех старых игр. Смысла я в этом так и не понял, ибо ты уже зашёл в профиль, а с тебя зачем-то трясут логин с паролем только теперь для запуска игры.

Лаунчер ЕА я невыносимо ненавижу, за 10 лет что я в него заходил, магазин постоянно безпричинно тормозил, очень долго обновлялся и постоянно забывал логин с паролем.

Бывало всяко.

Но, на халяву, можно было перебрать и несколько репаков. Обычно, это нормально работало. Да и, честно говоря, примерно с начала 2010-х я не помню особых проблем с пиратками.

Автор же, напирает на то, что за свои кровные ты в ряде случаев, не только не получаешь нормальный продукт, который запустил и он нормально играется (ибо тормозные стар-форсы и денувы), но тебе достаётся в нагрузку ещё и дополнительный геморой «за честность».

Сам с подобным сталкивался, пожалуй, лишь с Dead Space (1-2), которые у меня куплены в стиме, но всё-равно подгружают ориджин, ибо подвязка. Проблем это у меня не вызвало, но сам факт не порадовал.

Другое дело, что с пиратками особо не поиграешь по сети. Поэтому, в своё время перешёл на лицуху.

А, да! Ещё есть игры, которые хрен ты где купишь, даже если будешь всем вокруг кричать «Shout up and take my money!!!». До недавнего времени, к ним относилась, например, «Blade of Darkness».

А я, наоборот, как сейчас помню: 2011, ноябрь, 2 заход в Batman: Arkham City после пары часов игры накануне. Сохранения отсутствуют. Причина — в момент сохранения прогресса прошлым вечером не был подключен GFWL. Выражаясь словами классика: «Уууууу су....»

Текст понравился, прочитал, и посмеялся. Кстати в ГТА4 был мультиплеер и вроде даже веселый

А где же Гейм Спай, земля ему гравием, который пихался буквально во все игры и его надо было ставить так же обязательно, как и всякие там Физиксы с Директ Иксами и Библиотеками Фреймворка за 100500 лет, а иначе фиг тебе была а не игра.

Причем пользовался этим только в сингле (не знаю, там вообще мультиплеер был? Вроде бы нет

О брат, ты пропустил целую эпоху.

В GTA IV был мультиплеер и он был восхитительный, особенно в сравнении с современным мультиплеером GTA V. В четвертом мультиплеере трава была зеленее, из крана текло пиво, а игроки соревновались исключительно по скиллу. Не было летающих мотоциклов, орбитальных пушек и прочего высера. У тебя были только классические пушки, а наличие гражданской машины или обычного аннигилятора (вертолет с пулеметами, у которого не было никакой самоноводки) делали тебя богом на арене.

Кстати, там еще не было читеров, потому что стоял какой-то простой, но крайне эффективный античит, который просто сравнивал оригинальные файлы игры и файлы на компе пользователя, и если ты создашь хотя бы один лишний текстовый файл в папке с игрой, тебя сразу закинет на отдельные сервера к игрокам с такими же измененными файлами.

Читай также