25 января 2023 25.01.23 32 5148

Путь киношного боевика [Разбор боевого стиля в Sifu]

+72
Лучший блог недели
2000 ₽
Я не боюсь того, кто изучает 10 000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает все приемы в Sifu
— Брюс Ли, наверное

Что такое Sifu? Это очень сложный bit’em-up про боевые искусства (который незаслуженно остался без статуэтки на прошедшем The Game Awards!). И разработчики из Sloclap на них уже собаку съели. Этот аспект в их играх доведен практически до идеала, хотя их послужной список и насчитывает всего два проекта. Редко когда игра может подарить настолько правдоподобный опыт в качестве мастера боевых искусств. Хотя откуда мне знать какого это, быть мастером кэмпо? Откуда вообще хоть кому-нибудь из нас об этом знать, если то, что мы видим на экране не более чем интерактивный кадр гонконгского боевика? Или нет? Что если Sifu гораздо сильнее приближена к реальности, чем нам кажется? И насколько вообще эту игру можно использовать как кунг-фу пособие? Уже очень скоро я постараюсь ответить на эти вопросы.

Заранее прошу прощения у всех мастеров боевых искусств, читающих эту статью. Я не претендую на звание безоговорочного эксперта и лишь пишу о своих наблюдениях. Пожалуйста, не бейте меня

Но давайте начнем со странного слова, с которым наверняка многие из вас не знакомы. И слово это — Уся

Что такое Уся? Уся – это жанр китайского фэнтэзи, главной темой которого являются восточные единоборства. Чаще всего это история о благородном герое, вероятно, неблагородного происхождения, который сражается с плохими злодеями, вероятно, желая тем отомстить. И, конечно же, достигает герой своей цели путем длительных тренировок, которые позволяют ему дойти до такого уровня духовной и физической подготовки, что НЕО на его фоне будет выглядеть как дворовая шпана. Хотя, чаще всего, как раз таки духовное просветление приходит к герою в самом конце его пути, после победы над не менее сильным и также нарушающим законы физики злодеем. Троп знакомый нам всем, который в последнее время чаще пародируют, чем используют в серьезных произведениях.

 Под него можно подставить практически что угодно и наверняка вы приведете в качестве примера свой любимый фильм с Джеки Чаном или Брюсом Ли, но есть один нюанс. И заключается он в том, что Уся — это не боевик, это ФЕНТЕЗИ. Это история о героях, которые возвышаются над обычными людьми. В смысле, буквально они чуть не летают, в то время как гонконгские боевики чуть более позднего периода были сильнее приближены к реальности, хотя многие все равно ошибочно причисляют их к этому жанру. При чем тут Sifu? У Sifu гораздо больше общего с классическим жанром китайского фольклора.

Смотрите, одной из главных отличительных черт Уся являются нечеловеческие способности и элементы того самого фэнтези. И, если к главному герою это можно подвязать с натяжкой, ибо единственное, что отделяет его от обычных людей — это медальон перерождения, то вот главные злодеи явно не думают о какой-то там логике и спокойно управляют разными стихиями и подкручивают все законы физики под себя. Сюжет о мести и длительных тренировках тут тоже присутствует, с просветлением главного героя в конце. Чаще всего Уся более остросюжетно, из-за чего в этих произведениях напихано побольше всяких романтических линий и мистики, чего в игре не хватает, но главные элементы на месте. К тому же, детективная история имеется и доска с расследованием тому подтверждение. Парадоксально, но чаще всего под боевыми единоборствами в Уся подразумевается обязательное использование оружия, что может немного сбивать с толку. Но, во-первых, я считаю, что это не обязательный элемент, учитывая, что сцен рукопашных боев обычно тоже хватает. Ну и во-вторых, наш главный герой все еще может использовать оружие и сражается против боссов, которые также не брезгуют помахать чем-то заточенным (к оружию, кстати, мы еще вернемся).

Куроки, спустись вниз, так нечестно 
Куроки, спустись вниз, так нечестно 

Единственное, что может вызвать споры — это сеттинг. Чаще всего, действия Уся происходит в древнем Китае или мире очень сильно его напоминающим, из-за чего трущобы с мегакорпорациями из игры немного выделяются. Однако, к жанру Уся также приписывают, хоть и пародийные, но фильмы Разборки в стиле Кунг-фу и Убойный футбол, которые происходят в другом промежутке времени. Так что, пока действие находится в Китае, я нарушений не вижу. Я бы, скорее, назвал Sifu НеоУся — по аналогии с неонуаром, но сомневаюсь, что это приживётся. Конечно, кто-то может сказать (всегда найдется этот кто-то кто разбирается), что помимо Уся есть и другие жанры китайского фентези про боевые искусства. Например Сянься, который посвящен не столько борьбе героя, сколько его совершенствованию на пути к метафорическому бессмертию. Или Сюаньхуань, который подходит под описание Sifu чуть больше, ибо содержит в себе элементы западной культуры. Но я все же считаю их менее подходящими и гораздо…ГОРАЗДО менее известными. Потому сегодня я не буду растягивать материал еще сильнее.

Сейчас, когда мы разобрались с терминологией, главным для нас является то, что Sifu примеряет на себя роль самого неправдоподобного жанра посвященного восточным боевым искусствам. Что, казалось бы, автоматом делает игру максимально неправдоподобной и блог уже можно заканчивать. Но Sifu делает шаг конем, выстраивая свою боевую систему не только на китайской, но и на южноазиатской школе боевых искусств. Опять забегаю вперед, да? Сейчас объясню.

В кинематографе существуют два условных подхода к демонстрации боевых искусств. Назовем их школами. Первая вам прекрасно знакома, это китайская школа. Её главная характерная особенность — это сложная хореография боев подобная танцу. В них, на самом деле, не так уж и много именно боев, ибо противники чаще всего падают после пары красивых ударов, а герой редко когда даже до одышки доходит, не говоря уже о получении серьезных травм и ранений. К ней также можно отнести Уся, но я бы выделил это как отдельный поджанр.  К фильмам китайской школы мы причисляем Выход дракона, Доспехи бога, Ип Мана и другие картины, которые можно найти на VHS кассетах с ужасным переводом.    

Вторая же школа — южноазиатская, и отличается она не только страной производства и выбором боевого стиля. Для данной школы гораздо важнее не столько красота боев, сколько их эффективность. Да, мы все еще смотрим их ради зрелищных поединков, но гораздо больше внимания уделяется импакту от удара — тому, как много урона нанесет тот или иной прием. И, пока в китайской школе герой пытается вырубить противника как можно красивее, в южноазиатской школе герой думает, как сделать это так, чтобы он уж точно не встал. Грубо говоря, разница как между слешером, где цель игрока расправится с врагами покрасивее, и beat’em-up, где нужно сделать это побыстрее (Пример грубоватый, но я же должен напомнить, что это все еще блог про игры).

  В итоге, у нас есть два кардинально разных подхода к демонстрации боевых искусств: китайский с упором на зрелищность и южноазиатский с упором на реализм. Хотя мне кажется, что присваивать этим школам региональные обозначения не совсем верно. Все же, один из самых культовых фильмов про боевые искусства — Кровавый спорт — был снят в Америке, а Брюс Ли так и вовсе дрался с Чаком Норрисом. Про Матрицу я вообще молчу, буквально НеоУся во всей красе. Плюс, чистокровных южноазиатских боевиков не так уж и много из-за огромной сложности в производстве и малой популярности. В Рейде вон вообще одни и те же актеры могли играть разных персонажей тупо потому, что мало кто вообще может драться как они. Потому элементы этой школы можно чаще встретить в других картинах, вроде Джейсона Борна. Да, кто-то может сказать, что я уже докручиваю, но не стоит забывать, что, наверное, самая культовая экшен сцена был снята в Олдбое, фильме, который боевиком можно назвать с большой натяжкой. Потому далее я буду называть их просто старая и новая школа. И разницу между ними можно изобразить в качестве шкалы, один из краев которой это апогей олдскульной зрелищности, а другой это идеал новомодного реализма.    

НЕО УСЯ
НЕО УСЯ

И вот сейчас мы будем разбираться, какую позицию в этом месте занимает Sifu. В этот раз, надеюсь, ничего не забыл.

Для начала стоит отметить, что шкала эта довольно условная, потому что если упариваться в точное определение, то краем старой школы будут монахи из DnD-игр, где вся зрелищность заканчивается на прокидывании виртуальных дайсов. А краем реализма будет Red Dead Redemption, где и боевых искусств-то нет. Но вернемся к экшену от Sloclap.

Основой любого кэмпо-фильма является боевой стиль. И, чаще всего, он определяется тем, чем владеет главный актер. В случае Ип Мана это, например, Вин Чун; в случае Рейда — Силат. И попробуйте угадать каким стилем владеет главный герой Sifu. Нет, у вас не получится, потому что студией разработки был выбран, наверное, самый неизвестный за пределами поднебесной стиль. Хотя вы вообще удивитесь, как много школ боевых искусств остаются неизвестными для обычного обывателя. Возможно, на то есть причина. Но сейчас не об этом, сейчас мы говорим о Пак Мэй . Это одно из ответвлений Шаолиньской школы, появившееся после падения монастыря. Оно получило свое название в честь, собственно, своего основателя, Пак Мэя, чье имя с китайского переводится как белая бровь. Фигура довольно неоднозначная, так как считается, что он был виновником падения шаолиньского монастыря. А еще считается, что он даже не существовал в реальности, являясь собирательным образом сразу нескольких мастеров. Личность весьма загадочная. Но как персонаж легенд он точно существовал и потому иногда он заглядывал в гости в ряд гонконгских боевиков в качестве антагониста.

 И если вам кажется его образ знакомым, то, наверняка, вы вспомнили об Убить Билла, и мастера Пэй Мэя, который учил героиню Умы Турман. И пусть разница в написании имени вас не смущает. Этот мужик настолько загадочный, что до сих пор даже не ясно как писать его имя на английском. Забавно, но несмотря на то, что основатель этого боевого искусства частый гость фильмов про кунг-фу, он никогда не использует свой боевой стиль, а если использует, то только редкие элементы из него. Просто вспомните, что он вытворял в Убить Билла и спросите себя — насколько это похоже на реальное боевое искусство?

Возможно, авторы решили выбрать именно Пак Мэй в качестве основы для своей игры как раз таки из-за отсутствия другой его демонстрации в медиа, что дает определённую творческую свободу, о которой мы еще поговорим. А еще, потому что, в теории, Пак Мэй идеально подходит для уличных боев. Тут суть в чем: Пак Мэй состоит преимущественно из кратких и очень быстрых цепочек ударов, которые хорошо работает в замкнутых пространствах, в данном случае переулках. Никаких размахов и долгих комбинаций. Плюс, он позволяет занимать как оборонительную, так и нападающую позицию, что отлично подходит для видеоигры, давая игроку свободу в выборе подхода. Если вы посмотрите на тот же Вин Чун, то он гораздо более медленный (относительно Пак Мэя, конечно же) и размашистый, что делает его непригодным для подобных боев. Но загвоздка в том, что на самом деле, Пак Мэй тоже не подходит для реального боя. Как и почти любое боевое искусство в кино.

Понимаете, все единоборства так или иначе практикуются в условиях, при которых противник тебе поддаётся. Либо с целью обучения, либо ограниченный спортивными правилами, которые не позволяют ему поступить иначе. Из-за чего далеко не все из них приспособлены к реальной боевой конфронтации. Ты просто не узнаешь об этом пока не вступишь в реальной бой, и есть большая вероятность что адепт самой неудачной школы не выйдет из этого боя живым. И тот же Вин Чун идеальный пример чисто киношного боевого искусства, зрелищного и бесполезного. И я не сомневаюсь, что мастер все того же Вин Чуна наверняка без проблем сможет меня избить и свои преимущества он однозначно даёт. Но, во-первых, меня вообще кто угодно избить может, такое себе достижение. И во-вторых, условия уличной драки сильно отличаются от тех, что есть в додзё и шансы будут сильно варьироваться от количества противников и их вооружения. Это не делает подобные практики плохими, просто важно учитывать, что у всего есть свое предназначение. И некоторые единоборства лучше не пытаться использовать за пределами киноэкранов или спортивных соревнований.

 

Пример того, как плохо Вин Чун подходит для боев, когда твой противник знает, как дать сдачи

Sloclap прекрасно отдает себе отчет о том, как может быть бесполезен Вин Чун, Айкидо и другие ограниченные стили, что нисколечко не скрывают. И к чести разработчиков, Пак Мей и правда эффективнее того, что мы обычно видим на экранах, но это все еще не самый лучший выбор для реального боя и на то есть множество причин. Если выделить одну из самых главных — это то, что главный герой никогда не использует обыкновенные кулаки. Движения главного героя называются кулаком Леопарда и Феникса (зависит от комбо). В чём разница? В том, что еще не придумали способа нанести безоружный удар сильнее, чем кулаком. Все эти удары леопарда, когти тигра и прочее сильно повреждают твою кисть, а урона наносят заметно меньше. Все эти красивые названия работают лишь как вспомогательные приемы, в то время как главный герой игры, по сути, шлепает своих врагов тыльной стороной ладони. Поэтому в реальном бою будет эффективнее, например, кикбоксинг или муай-тай. На этом фоне очень иронично выглядит то, что, наверное, самыми опасными противниками в игре становятся именно кикбоксеры. Точнее бойцы, явно копирующие этот стиль. 

Есть и другие факторы. Например, несмотря на то, что в Пак Мэй довольно быстрые удары без лишних замахов, в нем очень много лишних движений. Сравните удары обычного боксера и мастера Пак Мэй. В то время как первый делает быстрые удары одной рукой, второй еще добавляет непонятные действия возможно для красоты или отвлечения (мастера боевых искусств поправьте меня в комментариях). Ну а про добивание с пола я вообще молчу. Не нужно быть спецом чтобы заметить, что в этих странных пошлепываниях что-то не так. И есть еще уйма других незначительных нюансов, которые составляют общую картину. Если интересно, в сети есть более подробные разборы Пак Мэй (где-то штуки три на весь интернет, я же говорю он не очень популярен), но сегодня у меня немного другая цель, поэтому не будем еще дольше на нём зацикливаться.

В итоге получается Sifu с треском проигрывает этот бой ударяясь в излишний кинематографизм? Ну, не совсем. Одно из главных правил, которое нужно запомнить при изучении единоборств, это то, что нельзя зацикливаться на одном и том же стиле. Если это строгая спортивная дисциплина, то вряд ли каратисту дадут возможность зарядить вертухой во время бокса, но если речь об уличном бое или, что более вероятно, участии в ММА (что тоже спортивная дисциплина, но с менее жестким рамками), то знание других боевых школ может сильно пригодится. И Бенджамин Колусси, главный хореограф игры и по совместительству мастер Пак Мэй, прекрасно это понимает. Поэтому боевой стиль главного героя игры местами сильно отличается от того, как выглядят движения первоисточника. В них стало меньше лишний движений, больше, скажем так, подлых ударов и подножек. И заимствований из других стилей, например Савата. Последнее особенно интересно, потому что Сават и Бенджамин делят одну страну происхождения – Францию. Поэтому, хоть Пак Мэй и не лучший выбор для реалистичного уличного боя, но представленная в игре его итерация вполне имеет право на жизнь, с очень большими оговорками. Так что дадим Sifu пару балов в реализм.

Однако на выборе боевого стиля все не заканчивается, потому что есть как минимум еще один фактор, который может повлиять на эту шкалу. То, как Сифу избегает кино клише жанра фильмов про боевые искусства. 

Если мы действительно хотим определить, насколько Sifu принадлежит той или иной школе, нам нужно погрузиться в детали.

Начнем по порядку. Очередь за избиением главного героя — это стандартная черта классической школы и в Sifu этого нет. Здесь игра смотрит больше в сторону новой школы, где герой чаще сталкивается с выражением «один в поле не воин». Что, в целом, его не останавливает. Также, одной из характерных черт новой школы становится выносливость героя и визуальные увечья. Помните я уже об этом говорил, да? И синяков на главном герое, конечно, не видно, но вот стамина вполне может кончится, хотя она скорее зависит от принятых ударов, чем от нанесенных. По интересному дело обстоит с оружием, я же говорил, что мы к нему еще вернемся. Если вы посмотрите старые гонконгские боевики, то заметите, что герой использует оружие только в том случае, если его используют его враги. Потому что использовать оружие против безоружного — это бесчестно. В новой же школе считается, что бесчестно переть толпой на одного человека и потому в Sifu ничто не мешает нам подобрать валяющийся рядом мачете. Мебель Джеки Чана, если что, не оружие. Хотя использование окружения — это тоже характерная черта новой школы, но Джеки тут как раз таки все портит, потому что он почти единственный старожил, кто предпочитает лестницу как оружие. Так уж и быть, это я оставлю на нейтральной позиции. А вот чего я не оставлю, так это убийства противников. И тут ситуация тоже двоякая. Смотрите, герои старой школы не чураются убивать, но в основном делают это в особых случаях.

Но в Sifu это определить трудновато, потому что гарантировано герой убивает только боссов в плохой концовке. Что же становится с другими противниками мы не знаем. Максимум, можно вычеркнуть лишь тех, кого игрок целенаправленно пырнул. Предлагаю сойтись на том, что это зависит от игрока и сам факт того, что статистов тут можно не иллюзорно убивать, говорит о приверженности новой школе. Еще одно интересное клише старой школы — это паузы между ударами. Если вы посмотрите боевики того периода, то заметите, что иногда между ударами следует пауза, чтобы у зрителя была возможность оценить выполненный трюк и заодно сделать красивый кадр для рекламы. Подобное очень часто используется в файтингах и Sifu подобного избегает. Больше из соображений игрового баланса, чем как стилистическое решение. Еще нужно быть поаккуратнее с ударами ногами. Еще Брюс Ли сомневался в их эффективности из-за чего долгое время не включал их в свои тренировки. И тут все зависит от тайминга и скорости удара, потому что при парировании хай кика очень легко потерять равновесие. Посмотрите Рейд и посчитайте как часто удары ногой заканчивались тем, что нападающий улетал в стену и как часто они приводили к чему-то подобному в фильмах старой школы, где удары никто не парировал вообще. Sifu же делает это очень аккуратно, заимствуя как раз таки эффективные приемы из Савата.

Думаю, понятно к какой школе тяготеет творение Sloclap. Несмотря на то, что разработчики взяли за основу не самое эффективное классическое китайское боевое искусство, они явно избегают киношных клише, стараясь сделать свою боевку более жестокой и динамичной, тяготея к южноазиатской школе. И, если вы играли в игру, то вы точно это ощутите, потому что чувства, которые ты испытываешь при победе над противником в Sifu не сравнятся со схожими, например, в Sleeping Dogs. Потому что в первую очередь тебе нужно преодолеть самого себя, чем просто закликать противника, вовремя нажимая блок. Игрок будто бы постоянно загнан в угол, и, даже когда ты заходишь на уровень как охотник, противники все равно будут видеть тебя как жертву. За это я бы накинул Sifu пару баллов в реализм. Хотя один балл я все-таки сниму за глаза на затылке у главного героя. Это, конечно, игровые условности, но, все же, вид от третьего лица — это преимущество, которое нельзя игнорировать.

 В итоге, я бы поставил Sifu где-то рядом с серединой, но с явным уклоном в новую школу. При том, во многом такой результат достигается из-за того, что Sifu это интерактивное приключение. И те элементы, что обычно используются в классической школе боевого кино, попросту не получится имплементировать, сохраняя игровой баланс.     

Sloclap проделали огромную работу, чтобы дать игрокам возможность сделать свое прохождение красивым и эффектным, при этом сохраняя должный градус реализма, чтобы бои ощущались напряженными. Напоследок предлагаю заглянуть в гардероб главного героя. В нем вы не увидите желтый костюм Брюса Ли. Зато, вы увидите полицейскую форму из Рейда и черный костюм Олдбоя. И я думаю, что становится очевидно опыт каких фильмом про боевые искусства, разработчики хотели нам подарить (Конечно, в последнем обновлении все же появились костюмы "Вину Чун". Но спустя год существования игры не считается). Остается только надеяться, что в экранизации сумеют уловить это настроение.

Я бы не стал использовать Sifu как пособие по правильному ведению уличных драк, но в местный экшен можно поверить. Главное помните, что лучший бой — это бой, который не начался. Ведь далеко не у всех есть возрождающий после смерти талисман.


Лучшие комментарии

Как же не хватает Первого Комментария

Приятная статья, хоть и вступление показалось чутка затянутым. В видеоформате получилось бы круто со вставками из фильмов и игры для наглядности

По традиции, огромное спасибо Drozdezzz за редактуру текста

Спасибо за отзыв и приятного просмотра. «Пьяный мастер», на мой взгляд, чистейший представитель старой школы. Со всеми этими странными движениями и потешными звуками ударов из 80-ых. Это вообще самый яркий пример настоящей классики, во всех смыслах этого слова.

Но должен отметить, что Джеки, как я писал выше, очень похож на представителя новой школы (окружение, отдышка и все такое), и мне кажется именно из-за влияния его картин мы дошли до того, что можно называть «Новой школой». Но в его фильмах подобные элементы встречаются больше для придания комедийной окраски и о каком-то напряжении речи не идет.

Классная статья, после которой захотелось посмотреть фильм про восточные единоборства. Кстати, если ты разобрался в теме, можешь сказать, к чему тогда относится «Пьяный мастер»?

Одно время увлекался этой темой. У меня сложилось впечатление, что все традиционные боевые искусства сегодня носят декоративный характер и для реального боя не годятся. Они слишком переусложненные и слишком закостенелые в своих традициях.

В айкидо, например, вообще многие приемы — это защита от удара мечом. То есть там с самого начала все строится на неправильной постановке удара, от которого надо защищаться (неправильное — потому что в реальной жизни так никто не бьет).

А вот ММА — это пожалуй самый реалистичный вариант. За основу берется вполне рабочий бокс и борьба и при необходимости на этот базис накручиваются отдельные приемы из других боевых искусств. То есть боец отбрасывает шелуху, берет только рабочие техники и собирает из этого свой собственный стиль.
Есть конечно уникумы, вроде Йи Лонга, который типа ММАшник, но при этом использует удары из ушу. Но это скорее исключение из правила. В основном все же ММА построена на боксе и борьбе.

Сам написал и сам стал первым

Спасибо! Идея с рубрикой и правда неплохая. Мне как раз есть что еще сказать про Теккен, Бэтмена, Якудзу. Зависит от того, как много интересного я смогу найти

Благодарю. Я правда подумывал над тем, что эта тема выглядела бы лучше в видеоформате. Возможно, когда я наконец-то научусь делать хорошие видео, то начну выкладывать статьи сразу вместе с ним

Спасибо за статью! Преклоняюсь, колоссальная работа проделана, автору СиФуЧкУ модного вида шаолиньского типа и миску риса ????

P. S. Уся, да? Тогда извиняюсь

Большое спасибо за статью!
Классный и разнообразный контент, сразу вспомнились фильмы с ранним Джеки Чаном. Аж пересмотреть захотелось :)
Возник вопрос: иероглифы в названиях глав этой статьи что-то конкретное означают?

Спасибо за отзыв! Иероглифы в оглавлениях расположены не просто так, но что они конкретно означают я не скажу. Пусть это будет секрет для тех, кто знает китайский)

Отличная статья!
Было бы здорово превратить это в рубрику. Я бы с удовольствием прочитал бы про представителей из других игр)

Не душню, в тексте ошибка есть, клеше написано. Исправьте, если есть возможность, а сама тема очень интересная.

Упомяну еще «Sleeping Dogs» и «9 Monkeys of Shaolin».
Может тоже впишутся в вашу концепцию)

Спасибо, с удовольствием почитал про одну из любимых игр :)

Только Ip Man на VHS вряд-ли найдётся, всё-таки 2008й год :)

Не текст, а Пушка. Великолепно и познавательно.

Читай также