29 декабря 2022 29.12.22 14 4335

Зельда, сенсор, два скрина. Почему Nintendo DS актуальна даже сейчас

+27

В то время как подавляющее большинство детей из стран СНГ играло с PlayStation Portable, даже не предполагая, что помимо неё (ну и, бог с вами, Game Boy Advance) существуют другие портативные консоли, весь остальной мир погружался в проекты для совсем другой, гораздо более слабой и странной приблуды — Nintendo DS. Но это совсем не похоже на массовое сумасшествие, не так ли? В конце концов, Nintendo — не Apple, чтобы навязывать свои устройства массовому потребителю под видом стиля жизни. Тогда как, всё-таки, так получилось? А, может быть, дело совсем не в игроках из забугорья, а в нас?

Полтора года назад, решив раз и навсегда закрыть для себя эту череду вопросов, я приобрёл Nintendo DS, и практически всё это время активно использовал её по назначению.

Ниже ваш покорный слуга кратко изложит, как Nintendo дошла до этой консоли от своего самого первого Game Boy, поведает о нюансах покупки и пользования, постарается развеять распространённый миф о том, что на устройстве совсем не во что играть, если вынести за скобки многочисленные игры про Марио, и, наконец, объяснит (ну… попытается), почему Dual Screen системой имеет смысл обзавестись даже сейчас.

 

Видеоверсия блога

Если кто-то спросит моё поколение, во что оно играло в детстве, подавляющее большинство его представителей, конечно же, вспомнит про PSP. Пиха, как мы ласково называли её во дворе, действительно была у всех на слуху. Не знал о ней только слепоглухонемой. Как сейчас помню длинные летние дни, которые мы с моим другом детства коротали, сидя на лавочке во дворе нашего дома. Я доставал из кармана свою портативную Сегу, а он гордо вытаскивал из куртки заветную PSP и играл на ней в проекты с топовой на тот момент графикой: GTA, Star Wars, и тому подобное.

В то время я вообще ничего не знал о других портативках. Ни о Геймбое, ни о какой-нибудь Nokia N-Gage. Тем более, не ведал я и о том, что во всём остальном мире PSP сокрушена в пыль какой-то странной игрушкой с двумя экранами и процессором от калькулятора. А в это время именно Nintendo DS правила бал, продаваясь немыслимыми тиражами, посоревноваться с которым могла разве что Sony PlayStation 2.

Для стороннего наблюдателя с пространства СНГ такие продажи закономерно покажутся в крайней степени странными. Человеку, выросшему на портативных GTA и God of War’е, сложно понять, почему в далёком забугорье люди, имевшие возможность купить легендарную портативку от Сони, способную выдавать графику уровня PS2, брали кусок пластика, который по производительности мог сравниться, разве что, с Nintendo 64.

И тем не менее, DS продавалась, и продавалась настолько успешно, что сейчас консоль-конкурентка на её фоне выглядит откровенно жалко со своими восьмьюдесятью миллионами реализованных устройств.

Как же так получилось? Ну, тут, полагаю, не обойтись без экскурса в историю.

В четвёртое поколение Нинтендо ворвалась с двух ног, сперва выпустив супер технологичную SNES, ставшую самой продаваемой 16-битной консолью, а затем закрепив успех, выведя на рынок Game Boy — первую в мире портативную консоль со сменными картриджами, способную воспроизводить что-то более комплексное, чем Арканоид.

Жидкокристаллический экран устройства был способен выдавать четыре оттенка серого, чего с головой хватало для того, чтобы оно обзавелось внушительной линейкой *полноценных* игр. Как эксклюзивных, вроде представителей серий Pokemon и Kirby, начавших свой путь именно на этой приставке, так и портированных с других платформ проектов, вроде Elevator Action и Mortal Kombat.

Mortal Kombat для оригинального Game Boy. Да, неказисто, зато в кармане!
Mortal Kombat для оригинального Game Boy. Да, неказисто, зато в кармане!

Хотя, как ни парадоксально, основной причиной такой бешеной популярности Game Boy был… Тетрис! Да, в то время, как мы для игры в эту головоломку покупали в переходе за пару сотен рублей нечто кислотного окраса, проедающее руки своим дешёвым пластиком, люди во всём остальном мире тратили девяносто долларов на покупку Геймбоя и ещё несколько десятков — на картридж. Причём, был на нём только Тетрис. Никаких тебе 9999 игр в одной консоли.

ТВ-Реклама Геймбоя с Тетрисом в главной роли. Вот это я понимаю, эксклюзив!
ТВ-Реклама Геймбоя с Тетрисом в главной роли. Вот это я понимаю, эксклюзив!

В следующем поколении Nintendo закрепила своё господство на зарождающемся портативном рынке, выпустив Game Boy Color. Новое устройство уже было способно на нечто бо́льшее, чем четыре оттенка серого — GBC тянул полноценную цветовую палитру из тридцати двух тысяч цветов. Вдобавок он был значительно компактнее своего предшественника, и, в отличие от него, питался от двух, а не четырёх пальчиковых батареек (ну, если вынести за скобки Game Boy Pocket).

От нового устройства в экстазе были как игроки, так и разработчики, отчего оно сравнялось с оригинальным Геймбоем по продажам, а это, на минуточку 118.700.000 экземпляров!

На Game Boy Color смогли окончательно раскрыться такие серии, как Wario Land и злополучные Покемоны. Также устройство породило проекты, вроде, прости, Господи, Shin Megami Tensei: Devil Children, но об этом лучше не вспоминать.

Ну и, плюс, консоль была способна проигрывать картриджи от оригинального Геймбоя и даже примитивно раскрашивать игры с них при воспроизведении, что способствовало комфортному переходу со старого устройства на новое.

Ну, а потом настало шестое поколение, и Нинтендо выпустила ультимативное устройство — Game Boy Advance. Эта зверь-машина имела на борту 32-x битный процессор почти на 17 Мегагерц чистой мощи и девяносто шесть килобайт видеопамяти! (Что, биллибои, уже не так смешно с этими вашими терафлопсами? То-то!) А ещё GBA мог в обратную совместимость со всеми предыдущими Геймбоями. Бесплатно. Без нужды доплачивать за апдейт старой игры!

Короче, консоль была классная. Мало того, что собственных крутых эксклюзовов полно́, так ещё и вся библиотека игр с прошлых устройств в наличии. Кайф.

А потом ещё и вышла вторая ревизия устройства — Game Boy Advance SP, и всё стало вообще круто. Новая версия занимала меньше места, ввиду того, что была складной (зафиксируйте это в памяти!) и вдобавок имела подсветку экрана, о добавлении которой фанаты долгое время молили Нинтендо.

Game Boy Advance SP собственной персоной. Ну разве не красавец?
Game Boy Advance SP собственной персоной. Ну разве не красавец?

Ну и, на сладенькое, на геймбоевских картриджах выходили не только игры, но и фильмы. Зрелище это, конечно, было то ещё — полное мыло и фреймрейт, как у Crysis, запущенного на компе «для учёбы», — но сам факт!

Очевидно, ультимативная на то время портативка не осталась без внимания сообщества геймеров. Оригинальный Game Boy Advance разошёлся тиражом в 80 миллионов копий, а его складной брат добавил к этой цифре ещё 42 мульта. Нинтендо продолжала пробивать небеса всё новыми и новыми рекордами и явно не собиралась останавливаться.

Фильмы "Шрек" и "Шрек 2" на картриджах для GBA. Можете отключать интернет. Ничего лучше вы сегодня не увидите.
Фильмы "Шрек" и "Шрек 2" на картриджах для GBA. Можете отключать интернет. Ничего лучше вы сегодня не увидите.

А мы тем временем вплотную подошли к объекту нашего сегодняшнего разговора. Итак, 2004 год. Е3. Представитель компании Нинтендо выходит на сцену и с порога демонстрирует новое портативное устройство — Nintendo DS. Зал рукоплещет в экстазе.

E3 2004. Первая демонстрация Nintendo DS.
E3 2004. Первая демонстрация Nintendo DS.

Как нетрудно догадаться, аббревиатура DS расшифровывается, как «Dual Screen», то есть, «двойной экран» — основная фишка новой консоли. Правда, по официальной версии, у неё есть ещё одно значение — «Developers System» — «Система для разработчиков». Так Нинтендо подчеркнула потенциал своего устройства в руках творцов игр.

И это заявление не было пустой бравадой. Консоли действительно было, что предложить. Пусть по техническим характеристикам Nintendo DS и сильно отставала от анонсированной на той же E3 Sony PlayStation Portable, она поражала своей инновационностью.

В то время, как PSP обладала дисплеем с разрешением 480 на 272 пикселя, консоль большой N имела на борту сразу два экрана, 256×192 каждый, и умела одновременно рендерить на них графику. Более того, нижний дисплей обладал резистивным сенсором, позволявшим взаимодействовать с дисплеем посредством касаний.

Помимо этого DS поражала удобным форм-фактором раскладушки, имела встроенный микрофон, функцию Download Play, при помощи которой можно было играть вместе с разных устройств, купив только одну копию игры, умела создавать точки доступа и подключаться к ним для беспроводного мультиплеера, … и — ФАТАЛИТИ — была полностью совместима с картриджами для Game Boy Advance.

На фоне этой презентации Сони были вынуждены смиренно глотать пыль, смотря вслед резко стартовавшему конкуренту. Нинтендо резко и безапелляционно завладела вниманием общественности. А ведь консоли ещё даже не поступили в продажу.

Естественно, сдаваться Sony не планировали, и в течение всего следующего поколения устройства двух видеоигровых гигантов боролись друг с другом за рынок портативных развлечений. О том, как в этот период дела обстояли в синем лагере, говорил уже буквально каждый второй, так что здесь я опущу всю эту историю с ревизиями PSP, и просто вкратце расскажу о пути Nintendo DS на поприще седьмого консольного поколения.

Первая ревизия устройства продалась довольно скромным тиражом в 19 миллионов устройств, но затем больша́я N быстро выкатила на рынок новые версии DS’ки

Сперва вышла Nintendo DS Lite, обретшая более премиальный и эргономичный облик по сравнению с предшественницей, а также обзаведшаяся дисплеем поярче. Из мелких улучшений — вторая ревизия консоли стала легче почти на четверть и при этом обзавелась батареей бо́льшей ёмкости.

Родная NDS Lite. Выглядит стильно даже сегодня.
Родная NDS Lite. Выглядит стильно даже сегодня.

За ней последовала ревизия Nintendo DSi, которая стала ещё тоньше. Она утратила слот для картриджей Game Boy Advance, но зато давала пользователям возможность покупать и скачивать игры в цифровом магазине DSi Shop. Размер внутренней памяти устройства вырос в 64 раза. Дополнительно расширить её позволялось при помощи карты формата SDHC. Помимо этого DSi получила две камеры по 0,3 мегапикселя каждая.

Ну, а потом вышла DSi XL, которая была просто чуть увеличенной версией прошлой ревизии устройства.

Nintendo DSi. Видите отличия от DS Lite? И я не вижу. А они есть. Просто ракурс такой.
Nintendo DSi. Видите отличия от DS Lite? И я не вижу. А они есть. Просто ракурс такой.

Суммарные продажи всего этого автопарка консолей составили сто пятьдесят четыре с лишним миллиона устройств. И это был практически абсолютный рекорд. Бо́льшим тиражом до сей поры смогла продаться лишь легендарная PlayStation 2. Да и то разрыв составляет всего порядка одного миллиона устройств.

Если сейчас вы чувствуете тотальное непонимание, как так вышло, настало время во всём разобраться. Притом опираясь не на сухую статистику и абстрактные формулировки, а на вполне реальный опыт пользования.

Вернёмся в наше время. У меня в руках Nintendo DS Lite. Я активно использовал её примерно год, и, забегая вперёд, скажу, что ей удалось впечатлить меня даже несмотря на то, что до неё я имел опыт пользования гораздо более мощными портативками.

Но для начала поговорим о том, почему из всей линейки я выбрал для себя именно Lite-версию устройства.

Тут сошлось сразу несколько факторов. Во-первых, DS Lite собрала в себе всё лучшее, что было в портативных консолях её линейки: она уже не выглядит так аляповато, как предшественница, и ещё не утратила слот обратной совместимости с Game Boy Advance, в отличие от следующей ревизии. Камеры, жаль, нет, но при условии, что даже 3DS’освский объектив годится, разве что, для съёмки НЛО (зато в 3D!), осмелюсь предположить, что потеря невелика.

Ну и во-вторых, по какой-то причине, надыбать вторую ревизию Nintendo DS в России можно значительно проще и дешевле, чем иные версии консоли.

Пусть вид устройства не вводит вас в заблуждение — несмотря на кирпичный вид, оно очень приятно лежит в руках. В некотором смысле, тактильные ощущения от использования DS вызывают более положительные эмоции, чем чувства от удерживания PSP или даже Виты. Но тут, конечно, всё индивидуально. Подозреваю, что человек с большими руками не разделит моего энтузиазма.(Вероятно, поэтому Нинтендо и были вынуждены выпустить увеличенную версию консоли).

Однако вернёмся ко внешнему виду.

Сверху у консоли находятся разъём для фирменных картриджей с играми для DS и порт для зарядки. Он проприетарный, однако знакомые говорили, что фирменную зарядку можно легко сделать в домашних условиях, слегка деформировав обычный Micro USB. (Ну и, в конце концов, никто не запрещает заказать за сущие копейки реплику нужной зарядки из великой братской страны).

Сбоку рычажок включения. Работает по такому же принципу, как и аналогичный в PSP.

Снизу находятся супер удобный регулятор громкости, разъём для проводных наушников — ни о каком блютузе, само собой, не может идти и речи — и слот для Геймбоевских картриджей. Game Boy Advance был у многих моих сверстников, так что, думаю, возможность вновь поиграть в любимые тайтлы, если они у кого сохранились, будет приятным дополнением к основному функционалу консоли. Эмуляция проводится очень точно, вплоть до того, что DS, как и оригинальное устройство, начинает страшно лагать, как только на экране появляется больше трёх спрайтов. Утрирую, конечно, но, кому надо, тот меня понял.

Ходят легенды, что если посмотреть наверх правой половины коробки, можно заметить ту самую нишу для GBA-картриджей
Ходят легенды, что если посмотреть наверх правой половины коробки, можно заметить ту самую нишу для GBA-картриджей

Нинтендо так гордились обратной совместимостью с GBA, что даже в коробках игр Nintendo DS помимо места, собственно, под игру, имеется специальная ниша в которую можно поместить картридж от Геймбоя. Идея суперская. Жаль только, что упаковки 3DS не переняли такой подход, несмотря на обратку с оригинальной Двухэкранкой.

Помимо, собственно, картриджей для GBA, в этот слот можно вставить всяческие модификации. Например, вот такой вот Rumble Pack, добавляющий устройству виброотклик. Правда, с ним совместим очень ограниченный набор игр, да и в тех вибрация ощущается, чаще всего, не самым приятным образом.

Более того, не знаю уж, мне ли так повезло, или проблема распространённая, но периодически при включении DS’ки с вставленным Рамбл Паком она начинает трястись, как осатаневшая, издавая при этом громкий дребезжащий звук, который, на пару с агрессивными попытками консоли вырваться из рук, гарантированно до смерти напугает вас и всех находящихся рядом людей.

Так что брать Рамбл Пак целенаправленно я бы не советовал, однако как приятное (ну… условно приятное) дополнение к устройству, как это вышло в моём случае, он, тем не менее, вполне подойдёт.

Да и для Nintendo DS выходили и более интересные штучки. Например, в комплекте с игрой "Guitar Hero: On Tour" шла вот такая пародия на кусок грифа гитары на пару с медиатором. И стикерами. Никогда не недооценивайте стикеры.
Да и для Nintendo DS выходили и более интересные штучки. Например, в комплекте с игрой "Guitar Hero: On Tour" шла вот такая пародия на кусок грифа гитары на пару с медиатором. И стикерами. Никогда не недооценивайте стикеры.

Впрочем, довольно разговоров про характеристики. Вы, очевидно, пришли сюда не за ними. Поговорим про игры. Сразу должен сказать, тайтлы для DS очень… своеобразные. И обусловлено это, во-первых, принципами платформодержателя, а во-вторых, мощностью устройства.

Назвать Dual Screen слабой я не смогу при всём желании — всё-таки, она умеет рендерить синхронизированную 3D-картинку сразу на два экрана, что, в общем-то, не так-то и просто, — однако графически игры на Nintendo DS сильно уступают конкурентным системам. Например, многими обожаемая  Prince of Persia: The Forgotten Sands на ПК выглядит очень внушительно.

В таком виде она перебралась на PSP…

А вот это получили обладатели Nintendo DS.

Но, уж простите меня за пошлую фразу, играем мы не в графику. Пусть вас не обманывает внешний вид тайтлов для этой консоли — по-настоящему вкусная их составляющая кроется в более важном. В геймплее. Два экрана и сенсор позволили разработчикам частично разгрузить интерфейс и добавить больше удобства в управление. Например, подчас играть в 3D-проекты на DS в разы удобнее, чем на PSP даже несмотря на то что у консоли Нинтендо нет даже одного стика. Также на второй экран, даже если он не был задействован непосредственно в игровом процессе, можно было вынести какие-то элементы интерфейса. Например, в играх серии Castlevania, где без карты никуда, больше не понадобится постоянно прерываться на сверку с ней. Достаточно лишь на секунду поднять глаза на верхний дисплей — план локации будет заботливо размещён там.

И это только самая очевидная реализация главной особенности DS. На самом деле, всех креативных её применений так просто не перечислить. Из-за того, что форм-фактор консоли не заточен под определённую ориентацию, её можно держать как альбомным, так и книжным методом, чем и пользовались многие разработчики.

Да и даже если отложить в сторону технические особенности продуктов, выходивших на Dual Screen систему, в них банально приятно играть. У ДС’овских игр, как и у прочих продуктов доСвичовой эпохи, существует какой-то по-особенному тёплая атмосфера. Ты чувствуешь душу в бо́льшей части попадавших на платформу игр. И даже когда, казалось бы, игра пройдена вдоль и поперёк, ты всё ещё каким-то невообразимым образом регулярно умудряешься открыть в ней всё новые и новые интересности.

Например, так получилось, что по дурацкому стечению обстоятельств у меня на руках оказалось сразу две Nintendo DS. Я сделал самое логичное, что можно было сделать в этой ситуации, и презентовал одну из консолей другу. И, естественно, мы чуть ли не в тот же день начали изучать кооперативные возможности платформы. И если в большинстве проектов локальный мультиплеер был довольно стандартным, кое-где он кардинально преображал игровой процесс.

Взять, например,  New Super Mario Bros. — игру-переосмысление самого первого платформера с итальянским водопроводчиком в главной роли. Помимо сюжетной кампании и средненьких миниигр в главном меню была вкладка «Mario vs. Luigi». Долгое время мы игнорировали её, думая, что это — очередная вариация кооператива в стиле NES’овской классики. Однако, когда, наконец, мы соизволили обратить свой взор на данный режим, внезапно оказалось, что вместо ожидаемого нами режима за кнопкой скрывалось нечто, предлагавшее двум игрокам взять на себя роли Марио и Луиджи и драться за появляющиеся на небольшой зацикленной карте звёзды не на жизнь, а на… собственно, звёзды. Это было в крайней степени динамичное и напряжённое действо. А ведь такой режим — только один пример оригинального подхода авторов к разноображиванию и улучшению игр, выходивших на Dual Screen.

Ну что, слюнки уже потекли? Тогда настало время поговорить о тайтлах более предметно. Я постараюсь не затрагивать очевидно присутствующие на DS игры, о которых и так трубят во всех дурацких топах, так что сегодня мы не будем говорить о ранее упомянутой New Super Mario Bros.,  Mario Kart и прочих  Зельдах. Всем, думаю, уже и так понятно, что это супер крутые игры, которые стоит попробовать на вкус. Обращусь к чему-то немного менее известному.

Osu! Tatakae! Ouendan и иже с ним

Наверняка вы знакомы с ритм-игрой под названием «Osu!» — ну, там ещё нужно нажимать на нужные части экрана в такт музыке и обладать минимум тремя руками и реакцией мангуста, чтобы хоть что-то успевать сделать на уровнях сложности выше среднего. Так вот, появился этот проект именно из игры с Nintendo DS по имени «Osu! Tatakae! Ouendan», геймплейно аналогичной своему более молодому клону.

Но если в последний тайтл я в своё время играл без особого интереса, то здесь засел надолго и основательно. Ведь, в отличие от своей современной версии, оригинальная Osu! помимо игрового процесса предлагает некое подобие сюжета. Подробно описать его не смогу, поскольку игра не выходила за пределами Японии, и, как следствие, и была на японском, на котором я, к сожалению, не шпрехаю, но, если вкратце, события проекта рассказывают нам историю трёх накачанных мужиков, которые врываются в дома людей, у которых есть какого-то рода проблемы, и начинают улётно флексить под зажигательную японскую поп- и рок-музыку с криками «Osu!» — то есть, «Давай!», «Вперёд!», подбадривая клиентов и помогая им одолеть трудности.

Собственно, слово «Ouendan» из названия игры переводится с японского как «отряд поддержки».

Игровой процесс происходит на нижнем, сенсорном экране консоли, в то время как на верхнем мы можем видеть прогресс нашего подопечного. На уровне будут промежуточные этапы, преуспевание подбадриваемого человека на которых будет зависеть от успешности вашей игры.

И, знаете, впервые открыв DS-овскую Osu! я ржал во время игры как не в себя — настолько всё происходящее на экране было сюрреалистично и комично. Вдумайтесь — тут есть уровень, на котором команде поддержки предстоит подбадривать коня. Да шут с ним, с конём — ЛЕКАРСТВО! ТУТ. НУЖНО. ПОДДЕРЖИВАТЬ. ГРЁБАНОЕ. ЛЕКАРСТВО!

Игра — яркий представитель жанра «японская дичь», но представитель хороший, идиотизм событий в котором не отталкивает, а, напротив, очаровывает и, внезапно, даже помогает начать сопереживать персонажам.

Из этой игры выросла ещё одна геймплейно- и идейно- идентичная серия под названием Elite Beat Agents, которая, в отличие от своей предшественницы, помимо японского рынка попала и на Европейский, и потому более известна в кругах геймеров — но лично мне игры этой серии нравятся не так сильно. Всё-таки уровень безумия здесь по сравнению с оригинальным тайтлом немного, но упал, а, как мы все прекрасно знаем, градус понижать низзя.

Больше в этом плане мне зашло номерное продолжение первой Осу! , в котором нам повествуют уже о борьбе двух отрядов поддержки. Она у меня даже на картридже есть. Песни первой четверти этой игры сильно уступают тому, что мы слышали в оригинальной части, но ближе к середине всё потихоньку стабилизируется. А финальный уровень вообще прям уххх!..

Очень надеюсь, что Нинтендо однажды вспомнят, что у них есть такая вот замечательная серия и выпустят третью часть. Хотя, это конечно, мечты, ибо вряд ли что-то такое светит нам в ближайшее время. По крайней мере, до того, как на мировой рынок выйдет новая условная Nintendo 4DS.

Короче, не будет Osu! 3. Смиритесь.

Rhythm Heaven

Ещё один классный представитель сегмента ритм-игр, эксклюзивный для консолей большой N, имеющий свою часть для Nintendo DS — серия Rhythm Heaven, изящно сочетающая в себе простое управление и выматывающую сложность. На самом деле, по поводу последнего я несколько драматизирую, но факт остаётся фактом — чтобы получать высокие оценки за прохождение уровней в этом проекте придётся потратить немало времени на тренировки. Впрочем, не думаю, что это будет серьёзной проблемой — музончик в игре что надо, уровни разнообразные и постоянно подкидывают что-то новое, а периодически механики нескольких предыдущих миниигр суммируются в одном ремиксе. Короче, веселуха. Не соскучишься.

Именно благодаря серии Rhythm Heaven я в своё время полюбил жанр ритм-игр, так что, возможно, сейчас я немного необъективно сужу данное произведение, но, как бы то ни было, проект действительно достойный и определённо заслуживает внимания.

Contra 4 / Contra Dual Spirits

Несмотря на то, что компания Нинтендо на игровом рынке уже давным-давно ориентируется на казуалов, хадкорным геймерам тоже есть, чем поживиться на DS-ке. К примеру, портативку посетила  Contra 4, предлагающая игроку зажигательный и динамичный саундтрек, мясной геймплей, сочную пиксельную картинку, красивые анимации, обзор локации сразу на двух экранах, новый гаджет в лице крюка-кошки, тонны врагов и, конечно же, как и заведено у этой серии, боль.

Даже на самом лёгком уровне сложности не ожидающий подвоха геймер будет уложен на обе лопатки в первые же минуты игры.

Самое то порубиться в коопе с другом. Конечно, как и принято в серии, это усложнит игровой процесс раз в пять, но не за этим ли мы и приходим в Контру? Тем более, что, по сути, Contra 4 была последней хорошей классической частью франшизы.

Файтинги с Наруто

Любителям файтингов здесь тоже есть, чем себя занять. Уже известный вам журнал Weekly Shōnen Jump выпустил на Nintendo DS аж две своих игры: Jump Super Stars и Jump Ultimate Stars.

Также несколько мордобоев вышло и по Наруто, самый выделяющийся из которых, на мой взгляд — Naruto: Ninja Destiny, поскольку, не в пример ранее упомянутым играм, он трёхмерный.

Местная боевая система, в отличие от, например,  Ultimate Ninja Storm: Generations, требует от игрока использования больше, чем одной кнопки для победы, предлагая два вида ударов, возможность обхода противника, отдельные клавиши для выхода из комбо, блока и ульты (последняя в некоторых моментах также используется как кнопка для метательного оружия). И, на сладенькое, на нижнем сенсорном экране отображается набор расходников, которые можно активировать при надобности.

Ещё у этого проекта есть вторая часть, которая, судя по записям геймплея, выглядит и играется приятнее оригинала, но, к сожалению, по техническим причинам, ознакомиться с ним, увы, не удалось.

Да и Наруто — это, конечно, хорошо, но даже несмотря на все потуги разработчиков, обе части файтинга по нему остались довольно аркадными и не годящимися для долгой игры. Но для тех, кто хочет чего-то поглобальнее, есть вариант поинтереснее.

Guilty Gear Dust Strikers

К сожалению, именно классических файтингов на платформе, мягко сказать, маловато — бо́льшую их часть составляют проекты по Ван Пису и Бличу, которых я, увы, не смотрел. Даже вышедшая на ДС-ку игра серии Capcom vs. SNK, на которую я возлагал большие надежды, на проверку оказалась нудной карточной пошаговкой. Зато в поисках чего-то годного в этом жанре я наложил руки на Guilty Gear: Dust Strikers. Правды ради, надо сказать, что это всё-таки тоже не совсем классический файтинг, но, поверьте, менее занимательным он от этого не становится. Так уж получилось, что со многими сериями игр я начинал знакомиться именно с их представителей для портативных консолей, и здесь у нас ровно такой же случай. Ну и что я могу сказать по этому поводу — знакомство прошло на «ура».

Файтинг обладает забойными саундтреком и стилистикой, невероятно внушительным растром разнообразных и колоритных бойцов, а также несколькими примечательными механиками, такими как, к примеру, подбор периодически спавнящихся на арене модификаторов. Локации бывают самого различного строения — ну, то есть, всё равно в своей сути это — просто висящие на разной высоте платформы, но изменения в их структуре действительно будут в той или иной степени влиять на геймплей.

Отдельно хочется поговорить о местном cторимоде, который уникален для каждого отдельного героя. По факту, это — просто набор драк с определёнными противниками и предшествующими битвам диалогами между бойцами, но всё обставлено таким образом, что подобное решение не кажется попыткой сэкономить или чем-то типа того.

Да и никто же не жаловался на аналогичный в своей сути «сюжет» первых мортальников — а тут мы видим то же самое, только лучше. В конце концов, на арене одновременно может находиться до четырёх игроков — хотя бы за возможность такого мяса игре можно простить многое.

А если рубить врагов в капусту в данный момент не хочется, можно заценить режим с минииграми. Это обычные таймкиллеры, но выполнены они по большей части очень изобретательно — то нужно счищать грязь с йо-йо, или что это вообще такое, то ловить головой всякие объекты, то разрезать связки сена в бюджетном аналоге Фрут ниндзя, то ещё что-нибудь. Реализовано просто, но играется очень залипательно.

Короче, рекомендую.

Assassin’s Creed: Altaïr’s Chronicles

 Assassin’s Creed: Altaïr’s Chronicles — ещё один представитель жанра платформеров, доступный для игры на Nintendo DS. Скажу прямо — обожаю эту часть ещё со времён, когда она была новинкой для Windows Phone, так что я был очень рад вновь поиграть в неё. И, конечно, сейчас у обывателя может возникнуть закономерный вопрос: а зачем упоминать в видео игру, которая выходила и на мобильные устройства, если на последних и FPS выше, и графика не такая шакальная. Но тут дело в том, что чем больше времени проходит, тем сильнее платформер об Альтаире становится эксклюзивом для Nintendo DS. Понимаю, звучит странно, но это действительно так. Из-за того, что поддержка игры была прекращена ещё где-то в 2010-м, она отвратительно идёт на смартфонах с новыми версиями Андроида на борту, в худшем случае, отказываясь запускаться *вообще*, а лучшем — вылетая каждый раз, когда персонаж получает урон.

И, конечно, сейчас кто-нибудь вспомнит про эмуляторы более старых версий андроид, которые можно спокойно скачать на свой телефон, но, вынужден расстроить, это тоже не лучший вариант. Производительность подобной конструкции, мягко говоря, не выдающаяся — даже простые Flash-проекты с минимумом деталей идут на эмуляторах ранних андроидов с диким скрипом, чего уж говорить о проектах, наподобие Хроник Альтаира, где, на секундочку, используется полноценная 3D-графика.

В общем, слишком много мороки ради сомнительного выхлопа, не находите? А на DS’ке всё предельно просто — загрузил ROM и играй, больше ни о чём не парясь.

Дополнительный плюс версии для Нинтендовской портативки — управление кнопками, что, как по мне, удобнее, чем тачскрин.

Ну, а геймплейно это добротный трёхмерный экшн с видом сбоку. Лазаем на здания, пробираемся через ловушки и, как же без этого, сражаемся с тамплиерами.

А ещё тут есть немножко Osu!
А ещё тут есть немножко Osu!

Assassin’s Creed II: Discovery

Ещё одним спин-оффом серии об убийцах в капюшонах для ДС’ки стал платформер  Assassin’s Creed II: Discovery, в котором игроку предстояло взять под контроль уже не Альтаира ибн Ла-ахада, как это было в прошлом проекте, а его далёкого потомка из Италии эпохи Возрождения по имени Эцио Аудиторе.

Помимо смены действующего лица, эта часть серьёзно отличается от ранее упомянутой игры и геймплеем — если «Хроники Альтаира» были большей частью про аккуратный паркур с редкими перерывами на схватки, то «Дискавери» сместила акцент в сторону динамичного побоища, где неестественно быстро перемещающийся персонаж одним прыжком преодолевает несколько крыш и парой ударов укладывает врага в схватке.

Боевая система этой игры представляет собой равномерную смесь из оригинальной боёвки, завязанной на парированиях и контратаках, и тоже вполне обычного для ассассинов закликивания. Бо́льшую часть местных врагов спокойно можно уложить одной кнопкой, но в схватке с некоторыми всё же придётся играть от защиты.

В отличие от Altaïr’s Chronicles, «Discovery» не использует свою трёхмерность для создания по-настоящему объёмной локации — местное управление представляет собой классическое для 2д платформеров влево-вправо-вверх-вниз передвижение, — но зато зачастую предлагает несколько путей продвижения по уровню.

И, на самом деле, поиграв в «Assassin’s Creed: Discovery» хотя бы десять минут, ты начинаешь понимать, что этому проекту и не нужно третье измерение. То ли дело, 2,5D.

Shin Megami Tensei: Devil Survivor & Devil Survivor 2

А вот в чём ДС’ка, к сожалению, значительно уступает своей конкурентке от Сони, так это в количестве вышедших на неё японских ролевых игр от компании Атлус. Если на PSP в конечном итоге оказались переиздания и  Revelations: Persona, и обеих частей второй Персоны, специально-адаптированная под ресурсы ЗЫЗы «Трёшка», и порт  Devil Summoner, пусть и эксклюзивный для японского рынка, то пользователям портативки от Нинтендо не досталось ни одного проекта с подобным названием. Зато в библиотеке игр для ДС’ки есть целых две эксклюзивных части серии Shin Megami Tensei, ответвлением которой, если кто не знает, Persona и является.

Атлусовские эксклюзивы для вышеуказанной платформы вышли с подзаголовками  Devil Survivor и  Devil Survivor 2 и представляют собой гармоничный симбиоз устоев вселенной Shin Megami Tensei с околоFire Emblem’овскими пошаговыми тактическими боями. Получившаяся в результате система схваток выглядит несколько архаично, однако к ней быстро привыкаешь и начинаешь получать от боёв удовольствие.

Несмотря на отличие названий всего на одну цифру, игры сюжетно не пересекаются, не считая общей завязки, повествующей о группе открывших в себе способность призывать демонов через электронные устройства подростков, кои волей случая оказались в обесточенном и отрезанном от внешнего мира районе Токио, в который внезапно изо всех щелей начали переть всякие потусторонние существа.

Обе части предлагают игроку собрать классическую JRPG-команду из четырёх персонажей, снарядить всех её членов демонами и полезными скиллами и пойти бороздить просторы местного сюжета, не забывая о своевременной прокачке.

Интересным нововведением можно назвать Демонический аукцион - место, где, перебивая чужие ставки на торгах, можно заполучить в свой отряд новую потустороннюю тварь
Интересным нововведением можно назвать Демонический аукцион - место, где, перебивая чужие ставки на торгах, можно заполучить в свой отряд новую потустороннюю тварь

Игры, надо отдать им должное, в крайней степени занимательные и увлекли меня на множество часов, однако прикасаться ко второй части Devil Survivor я настоятельно не рекомендую. Эта игра представляет собой просто бледную копию предшественницы, проседая и по атмосфере, и по проработке героев, и по дизайну окружения, так что от приобщения ко второму «Выжившему Дьяволу» после первой части сложно будет получить что-то кроме разочарования.

Короче, не тратьте деньги и время, и рубитесь в первую часть без лишней мороки. А если вдруг так захотелось познакомиться с миром Devil Survivor 2, можете заценить аниме по её мотивам. Там, конечно, сюжет игры перевран по полной программе, да и сама экранизация представляет собой довольно… дешёвое зрелище, но всё лучше, чем долбаться с исходным продуктом.

Но в первого «Выжившего дьявола» сыграйте обязательно — я до последнего не мог оторваться. Даже гриндить в этом проекте было дико приятно.

Ace Attorney Investigations 2

Пожалуй, визуальная новелла — самый сильный жанр на Нинтендовской портативке. Оно и понятно — когда консоль не очень мощная, ввиду чего неспособна выдавать лютую по красоте картинку, упор приходится делать на другие элементы игры, например — на историю. А что подойдёт для погружения игрока в перепетии замечательного сюжета лучше, чем графический роман? Тем более, что консоль сама по себе располагает к подобным играм своим книжным форм-фактором. Именно поэтому на ДС’ке несложно найти по-настоящему достойные визуалки.

К примеру, портативка от Нинтендо обзавелась кучей игр серии Ace Attorney. Это и оригинальная трилогия Рьюити Наруходо, и игра про Апполо Джастиса, и, наконец, дилогия де-юре спин-оффов, а де-факто — полноценных частей серии, с подзаголовком «Investigations», повествующая о приключениях прокурора Мицуруги Рейдзи.

И если три оригинальных проекта на пару с Apollo Justice и первой частью Investigations давно были портированы на мобилки и более новые портативки Нинтендо, то вторая игра о прокуроре по сей день не покинула пределов ДС’ки. У неё, в общем-то, даже официального перевода на отличные от японского языки нет, но фанаты уж давно подсуетились и выпустили в свет РОМы с английскими патчами.

Не буду вдаваться в подробности — иначе следующие несколько часов вы будете листать километры текста, где я пускаю литры слюней на серию — но игру настоятельно рекомендую к ознакомлению. Она прям ухх!

Разработчики, окончательно освоившись с новым главным героем, смогли не только сделать сиквел Investigations во всём лучше первой части, так ещё и докинули к и без того немалому арсеналу способностей Мицуруги Рейдзи парочку новых трюков. Например, Логические Шахматы. От шахмат там, правда, только фигуры на фоне, но механика и вправду занятная.

Hotel Dusk Room 215

Ещё одной примечательной визуальной новеллой для Nintendo DS стал околодетектив Hotel Dusk Room 215. Игра выполнена в приятном рисованном стиле и обеспечивает погружение в атмосферу лампового, но вызывающего некоторые вопросы отеля. Всё здесь обставлено лаконично и изящно — суровый главный герой с бурным прошлым, колоритные постояльцы, необычная система передвижения и диалогов и всё вот это вот.

Не могу сказать, что игра совершает какой-то переворот в своём жанре, и начинать знакомство с миром визуальных новелл с неё, наверное, не стоит, но уже сформировавшимся любителям интересных графических приключений, думаю, очень даже зайдёт.

Залипнуть в Hotel Dusk где-нибудь в метро — самое то. А там, глядишь, и на вторую часть переключишься.

999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors

Ну и напоследок самое вкусное — игра 999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors, положившая начало небезызвестной серии визуальных новелл Zero Escape.

Проект был создан в 2009-м году студией Chunsoft, — дочеркой компании, чуть позже подарившей нам серию Danganronpa. Думаю, после этих слов становится понятно — по поводу интересности и проработки сюжета игры беспокоиться не стоит. И, в общем-то, так оно и есть — к истории и персонажам очень сложно придраться, если изначально не иметь такой цели. Внимание — у игры ажно шесть различных концовок, которые дико интересно открывать, пытаясь понять, какой выбор может нужным образом повлиять на развитие истории.

Геймплей Zero Escape дробится на две чередующиеся стадии. Одна из них — визуальная новелла, где происходит развитие истории и персонажей, а вторая — собственно, побеги, которые в той или иной степени будут знакомы всем, кто хоть раз играл в поинт-н-клин флеш-игры, или проекты студии Rusty Lake, — перемещаемся по закрытой локации, ищем, используем и совмещаем потенциально-полезные предметы и решаем головоломки разной степени сложности.

Отдельно хочется отметить интересное решение, касающееся расположения текста. В то время как герои и их реплики появляются на верхнем экране консоли, нижний отведён под слова автора. Мелочь, но гениальная.
Отдельно хочется отметить интересное решение, касающееся расположения текста. В то время как герои и их реплики появляются на верхнем экране консоли, нижний отведён под слова автора. Мелочь, но гениальная.

В определённых кругах бытует мнение, что Игра трёх девяток даже круче, чем Данганронпа. Не могу сказать, что солидарен с этой позицией — Ронпа всё-таки цепанула меня несколько больше, — но то, что проекты находятся примерно на одном уровне, отрицать невозможно. Особенно я кайфую с заставок, знаменующих начало этапа побега, где герой быстро оглядывает помещение.

Dementium: The Ward & Dementium II

Но как-то слишком много всякой размеренной милоты в этом списке. А ведь на Nintendo DS выходили и менее фемили-френдли проекты. Например,  Dementium: The Ward. Изначально игра должна была стать очередной частью серии Silent Hill, но потом планы изменились и было решено сделать полностью самостоятельный проект.

Впрочем, атмосфера Тихих Холмов в Dementium'е всё равно угадывается без труда. Сирен и таинственного тумана не дождёшься, зато в головоломках и монстрах, регулярно встречающихся на пути главного героя, невооружённым взглядом проглядывается детище Кэйитиро Тоямы. Не могу сказать, что играть в этот тайтл прямо страшно, но скажу так — один раз ради интереса я решил порубиться в него ночью в темноте. Больше эксперимент повторять желания не имею. Слишком уж напряжённо.

Если говорить ближе к делу, то Dementium: the Ward — это survival-horror от первого лица. Игроку предстоит исследовать таинственный госпиталь, (потому что где ещё может происходить какая-нибудь страшная бредятина, голову-то включите!) прорываться сквозь головоломки и монстров и пытаться понять, кто такой главный герой и как его сюда занесло.

Помнится, некоторые умники на этих ваших Ютубах говорили, что на Nintendo DS просто невозможно играть в экшны от первого лица из-за трудности прицеливания. Вероятно, они просто не запускали Dementium: the Ward, потому что здесь целиться, по ощущениям, даже удобнее, чем на мышке. А ещё тут очень круто релизован фонарик. Никакого динамического освещения и рей-трейсинга, понятное дело, он с собой не несёт, однако это, пожалуй, лучшая реализация осветительного прибора на маломощных консолях, которую я когда-либо видел.

А ещё Дементиум, несмотря на то, что пытался отстраниться от Сайлент Хилла, случайно повторил её путь развития. Вышедшее позже продолжение,  Dementium II, уже делало ставку не на хоррор- а на экшн-составляющую. Играется сиквел всё ещё приятно, но это во многом заслуга первой части, на базе которой он строился.

Подтверждает это и тот факт, что вторая, и только вторая, часть была зачем-то портирована на ПК и выпущена в Стиме под именем  Dementium II HD, где, растеряв остатки интересных DS’овских фишек, перестала хоть чем-то отличаться от бюджетных инди-хорроров.

James Bond 007: Blood Stone

Неожиданным открытием для меня стало обилие на казуальной и изначально семейно-ориентированной консоли, проектов, посвящённых всемирно известному агенту 007 Джеймсу Бонду.

Тут тебе и переделанная для NDS версия легендарной  Golden Eye, и её идейная младшая сестра  GoldenEye: Rogue Agent, и даже стелс-экшн с видом сверху 007: Quantum of Solace.

Но больше всего мне зашла замечательная «007: Blood Stone», представляющая собой… неожиданно — шутер от третьего лица.

И что я могу сказать… Кровавый камень — это типичная, в хорошем смысле этого слова, бондиана, где в рамках одной миссии могут сочетаться стелс с незаметной слежкой и аккуратным устранением врагов и эпичная дуэль с вертолётом на крыше многоэтажного здания.

Вперемешку с, собственно, геймплеем игра может предложить зрелищные, особенно для DS, катсцены, которые замечательно смотрятся даже сейчас. Пусть мощностей консоли и не хватило на такие детали, как движение ртов героев, 007: Bloodstone взамен подобным вещам предлагает одну, но во много раз более важную — стабильный FPS. Уже упомянутый GoldenEye, для сравнения, на ДС’ке лагает по полной программе.

И, хоть ради оптимизации разработчикам игры и пришлось делать уровни маленькими и линейными, они не забыли наполнить их контентом.

Тут тебе и камеры, неотрывно следящие за коридорами со стен и вызывающие толпу вооружённых людей, если ты на них засветишься, и интерактивные объекты окружения, которые можно использовать для быстрого устранения противника. Где-то разрешается выстрелить по огнетушителю, чтобы он вырубил своим взрывом стоящего неподалёку бандита, а где-то можно, к примеру, пальнуть по дышащей на ладан потолочной балке, дабы она сорвалась и свалилась на голову противника.

Да и список основных активностей, которыми понадобится заниматься на уровнях, впечатляет. То ты угоняешь катер и преследуешь на нём ускользающего главаря преступной группировки, то принимаешь участие в автомобильной погоне, то стреляешься на крыше с уже упомянутым ранее боссом-вертолётом. А иногда придётся примерять на себя роль хакера и, взламывая различные терминалы, консоли и прочую электронику, решать простенькие, но занимательные головоломки.

Да и более стандартных активностей, вроде схваток с боссами и ведения боя с укрытиями, в игре в достатке. К слову, управление здесь в крайней степени приятное. Близко́ к идеалу, я бы даже сказал.

Общее впечатление от игры несколько портит тупой ИИ, но, во-первых, к этому обязывает жанр, а во-вторых, нужно мириться с тем, что проект вышел на изначально казуальной платформе.

Словом — рекомендую!

Code Lyoko

А вот кто-нибудь ещё помнит про Код Лиоко? Примечательный французский мультсериал про группу подростков, сражающихся в виртуальном мире Лиоко с заразившим суперкомпьютер вирусом. Мои современники, быть может, помнят пятый, уже снятый в формате лайф-экшн, сезон этого сериала, который показывали поздним вечером на «Карусели».

Вокруг мульта сколотилась маленькая, но крепкая фанбаза, которая до сих пор регулярно проявляет активность. А вот с официальным контентом напряг. Однако пару игр по вселенной мульта всё-таки сколотили, и одна из них — «Code Lyoko» на Nintendo DS.

Игра пересказывает некоторые события анимационного сериала. Геймплей соответствующий: с мирное время в двухмерной перспективе перемещаемся по территории школы-пансионата Кадик, а, когда вирус начинает творить беспредел, перемещаемся на Лиоко, где весь экшн происходит в полноценном 3D.

Можно поиграть за всех основных персонажей сериала, переключаясь между ними при нужде. У каждого, по законам жанра, свои способности, особенности и методы ведения боя.

А ещё периодически в качестве перебивок в игре используются заставки из оригинального мультсериала. Правда, выглядит это… как бы объяснить… Ну вот когда в экранизации третьей Персоны играет оригинальный «Mass Destruction», это выглядит стильно и органично, а тут видеовставки стоят настолько особняком, что выглядят не как авторское решение, а как попытка сэкономить бюджет проекта за счёт уже готового материала. Как в играх по русским фильмам из девяностых-нулевых, куда для растягивания хронометража вставляли огромные куски из оригинальной кинокартины.

Но это, пожалуй, единственная претензия. В остальном игрушка страшно мне зашла.

Touch the Dead / Dead 'n Furious

Ну, а если после длительной сессии в очередную визуалку захочется просто и бесхитростно расслабить мозг, на помощь придёт игра Touch the Dead, она же Dead 'n Furious.

Проект представляет собой классический, аркадный такой, рельсовый шутер. Никаких запутанных сюжетных линий и головоломок. Только концентрированный экшн в разнообразных локациях, неплохой арсенал и запоминающиеся боссы. Думаю, многие уже поняли, что Touch the Dead является прямым наследником легендарной серии House of the Dead. И это не пустые слова.

Истреблять нечисть на сенсорном экране так же весело, как и при помощи светового пистолета. А уж если начать рубиться на пару с другом… ухххх! Невероятный кайф.

Castlevania: Portrait of Ruin

Ну и как же, говоря о консолях Nintendo, можно забыть про серию Castlevania, долгое время неотрывно следовавшую за каждым новым игровым устройством большой N.

Konami не обделила DS’ку вниманием и выпустила на неё аж ТРИ новых тайтла линейки. И если первая итерация, развивающая историю последней Кастлы, выходившей на GBA, была не самой удачной, поскольку зашла слишком далеко в попытке использовать все возможности консоли, то две другие более, чем заслуживают внимания.

Лично я выбрал для себя часть с подзаголовком «Portrait of Ruin», потому что… мне понравилось, как выглядят главные герои.

Надо сказать, что момент моего знакомства с этой игрой также был для меня и первым разом, когда я в принципе запустил что-то из серии Castlevania, и уже тогда тайтл впечатлил меня с первых минут. А уж теперь, когда я провёл порядочно времени в оригинальных 8-ми и 16-ти битных проектах, я обожаю разработчиков и их детище ещё больше.

Дальше могу где-то ошибаться, ибо толком не успел покрыть, например, игры, выходившие на GBA и консоли Playstation. Фанаты серии, не бейте…

Ребята из Konami взяли всё лучшее из Кастльваний до-ДС’овской эпохи и умножили это на два. В итоге имеем захватывающую эпопею с исследованием замка, в котором вот-вот в очередной раз, не без помощи одного не очень хорошего человека, возродится граф Дракула. Берём под управление дружную парочку в лице Джонатана Морриса — сына Джона Морриса из  Castlevania: Bloodlines — и его верной спутницы Шарлотты. Исследуем замок, сражаемся с боссами, требующими к себе индивидуального подхода, получаем шмотки, расходники и новые способности, позволяющие получить доступ к ранее недоступным локациям, повторяем процесс. Интереса прибавляет то, что персонажей, подконтрольных игроку, теперь два, так что можно, прямо как в третьей части серии, в любой момент переключаться между Джонатаном и Шарлоттой, звать напарника на помощь в бою или пользоваться тушкой сокомандника для решения головоломок. Ну там, придавливать нажимную плиту, вместе толкать тяжёлые предметы, или подсаживать друг друга, если в одиночку до какого-нибудь высокого места дотянуться не получается. Вариантов тимплейного геймплея масса, и разработчики максимально грамотно с ними работают.

Плюс, сами по себе герои различны по выполняемым функциям. Джонатан — мастер по оружию ближнего боя и метательным снарядам. Шарлотта, с другой стороны, с руки дамажит очень смешно, зато если нужно вмазать кому фаерболом, али превратить напарника в сову — так это всегда пожалуйста. Ну, а вместе ребята способны скастовать глобальное заклинание, наносящее колоссальный урон всему на экране. И делают это со вкусом, надо отдать им должное…

Не хуже геймплейной части и часть сюжетная. События игры повествуют о роде Моррисов, наконец, объясняя, кто эти люди, и куда подевались изначально призванные побеждать восстающего графа Бельмонты. Присутствуют колоритные персонажи — их тут немного, но зато так на фоне нежити они выглядят особенно осмысленно.

Картинка — блеск. Такого красивого 2D-платформера я не видел давно.

И тут прям очень просится фраза "прошёл на одном дыхании", но, к сожалению, нет. ПОТОМУ ЧТО КАК ВООБЩЕ ПОБЕДИТЬ ЭТО ГАДСКОЕ ВОСПОМИНАНИЕ КНУТА?!
И тут прям очень просится фраза "прошёл на одном дыхании", но, к сожалению, нет. ПОТОМУ ЧТО КАК ВООБЩЕ ПОБЕДИТЬ ЭТО ГАДСКОЕ ВОСПОМИНАНИЕ КНУТА?!

А в остальном — игру крайне рекомендую. Так влюбить в серию с первых минут игры — это надо уметь.

Как вы уже могли понять, платформа Nintendo DS ничуть не уступает PSP по количеству качественных и приятных тайтлов, так что перечислить в статье все я по очевидным причинам не смогу. Поэтому давайте, напоследок, кратко расскажу о проектах, которые я ещё не успел упомянуть, однако очень хотел бы.

Death Note: Kira Game
Death Note: Kira Game

Death Note: Kira Game — это прокачанная мафия с персонажами «Тетради смерти». Игра не была переведена с японского, но, немного потыкавшись в пункты меню и почитав о сути игрового процесса на Фандом Вики, можно относительно легко освоиться и начать получать удовольствие. Ну и Гугл-переводчик тоже способен помочь в случае чего. Правда, о режиме истории даже так придётся забыть. Но фригейм сам по себе способен завлекать геймплеем и эффектами, так что невелика потеря. На самом деле, супер затягивающая штука.

Resident Evil: Deadly Silence
Resident Evil: Deadly Silence

Также на Нинтендо DS был официально портирован первый Resident Evil, получивший подзаголовок «Deadly Silence». В принципе, по поводу порта сказать особо нечего — та же графика, то же танковое управление, те же загадки. Только кровь по умолчанию из врагов будет лететь зелёная — вот такая вот фемили-френдли адаптация, благо, это отключается в два клика. Ещё в эту «Обитель зла» можно играть в нескольких режимах по локальной сети с друзьями. Правда, выглядеть вы друг для друга будете, как синие звёзды. Не спрашивайте, почему.

Dragon's Lair
Dragon's Lair

Ну и раз уж заговорили о портах, будет грешно не упомянуть Dragon’s Lair — первое в истории видеоигр интерактивное кино. Под нашим контролем находится рыцарь, который по всем законам жанра отправляется спасать прекрасную принцессу из лап укравшего её дракона. От игрока требуется привести мужчину к победе, вовремя нажимая нужные кнопки. В своё время эта игра произвела настоящий фурор, но и сейчас она способна увлечь… и выбесить… Рекомендую, одним словом.

Нельзя забывать и про несколько игр, посвящённых Сонику, выпущенных на ДСку. Про все говорить не буду — механически они по большей части идентичны — но парочку затронуть обязан.

Sonic Classic Collection
Sonic Classic Collection

Во-первых, на двухэкранке можно погонять в классических Соников с Мегадрайва. Правда, ощущения от этого процесса… смешанные. Не могу объяснить, что именно меня смущает в порте, — то ли камера, то ли управление, — но комфортно проходить игры вообще не получается. Что-то очевидно не так.

Sonic Colors
Sonic Colors

Зато такого чувства не возникает при игре в Sonic Colors. Это, конечно, не тот Colors с Nintendo Wii, но всё равно вполне полноценный Соник. Если вам не хватало скорости при игре в оригинальные проекты про синего ежа, то, во-первых, завязывайте со спидами — организм вам за приём такого спасибо не скажет, — а во-вторых, Sonic Colors, да и вообще все ДС’овские Соники, для вас. Скорость игры такая, что я не всегда успеваю понять, что происходит на экране. А ещё можно уровни наперегонки с другом попроходить. По локалке, естественно.

Moon
Moon

Напоследок, можно упомянуть Moon — занятный хоррор-шутер в сай-файной космической стилистике, во многом копирующий Dementium'ы и, может быть, отчасти, Metroid Prime, — и сборники аркадной классики.

Мне, например, очень зашла Konami Arcade Classics. В отличие от того позора, что относительно недавно был выпущен в Стиме, ДС’овский каталог аркадных игр этой компании действительно заслуживает внимания. Он собран со вкусом и способен предложить интересную игру каждому. Я, например, залип в первую Контру и Kicker.

Главная причина, по которой я всегда любил портативные консоли Нинтендо прошлых поколений, несмотря на их технологическую отсталость и завышенную цену, — это изобретательность подхода большой N к созданию игрового опыта. И поэтому же я не могу простить эту компанию за их Switch, ничем не отличающийся от конкурентов в плане возможностей и управления. Современные консоли, конечно, гораздо производительнее и доступнее, однако, поиграв в условный Xbox и тут же пересев на PlayStation, вы не заметите принципиальной разницы. Управление в играх для современных устройств идентичное.

Два стика для перемещения и обзора, крестовина для всякой снеди, кнопки действия для взаимодействия с окружением, левый триггер для прицеливания, правый для стрельбы — это всё, конечно, очень хорошо и удобно для разработчиков, но вам не кажется, что всё стало как-то слишком однообразно? Нащупав рабочую схему, люди не особо рвутся её перерабатывать — это сложно, долго, да и игроки, вынужденные переучиваться, спасибо не скажут. Именно поэтому очень важно создавать устройства, которые позволят разработчикам искать новые решения и при этом не навлекать на себя гнев геймеров.

Это звучит, как усложнение на пустом месте, однако, честное слово — ни одна консоль, портативная ли, стационарная ли, не смогла доставить мне столько удовольствия, сколько доставила DS’ка. А всё потому, что её можно использовать, как угодно. Действительно интересно, запустив очередную игру, разбираться, что разработчики придумали на этот раз. Она способна адекватно функционировать и в портретной, и в альбомной ориентации, во многих играх предлагаются принципиально разные модели управления на любой вкус и цвет, а второй экран позволяет разгрузить интерфейс. Да господи, накатив нужный софт можно вообще использовать консоль, как читалку. Я, например, в последний год школы реально загружал на неё литературу, чтобы не таскать на уроки книги.

Более того, маленькая мощность Nintendo DS даёт ей неочевидное преимущество. Дело в том, что, создавая консоль, инженеры вынуждены балансировать между тремя главными факторами: производительностью, сроком работы и ценой. Нельзя сделать такое устройство, которое было бы крутым по всем трём направлениям — всегда приходится чем-то жертвовать. Нинтендо, конечно, пожертвовали мощью устройства, зато оно по сей день стоит смешных денег и живёт на одном заряде по шесть-восемь часов. Плюс, форм-фактор, делающий портативку компактной и почти неубиваемой. По итогу получаем идеальное устройство, которое можно смело брать с собой как на прогулку, так и в дальнюю дорогу.

Более того, в отличие от какой-нибудь PSP, которую спокойно можно сэмулировать на более новых устройствах или даже телефоне, Нинтендо ДС действительно имеет смысл покупать для того, чтобы полноценно наслаждаться игровым процессом. Всё потому, что в отличие от ЗЫЗы, требующей только эмуляцию кнопок или геймпад, Дуал Скринка зачастую использует одновременно и кнопки, и сенсор. Про всякие фичи, типа микрофона, которые тоже нередко требуются для игрового процесса, вообще молчу. В итоге имеем либо эмуляцию с телефона, где есть тачскрин, но кнопки довольно условные, либо игру с компа, где с кнопками порядок, зато экрана, реагирующего на касания, как правило, не имеется.

Чтобы вы понимали, ВОТ ТАК мне приходилось ухищряться, чтобы хоть с каким-то комфортом проходить на эмуляторе некоторые тайтлы для Nintendo DS. В левой руке геймпад, в правой - стилус графического планшета. У - удобство.
Чтобы вы понимали, ВОТ ТАК мне приходилось ухищряться, чтобы хоть с каким-то комфортом проходить на эмуляторе некоторые тайтлы для Nintendo DS. В левой руке геймпад, в правой - стилус графического планшета. У - удобство.

Наверное, будь у меня графический монитор, дело шло бы веселее, но, знаете, смотрю на их цены, и как-то не очень хочется проверять.

Да и всё равно гораздо дешевле будет просто купить Nintendo DS с рук за пару тысяч рублей и забыть о всех этих мороках. Только будьте осторожны, если решите последовать моему совету: у Nintendo DS Lite, лучшей версии консоли на мой, и не только мой взгляд, есть один, но очень существенный минус: из-за особенностей складной конструкции шлейф между двумя экранами со временем перетирается, и верхний из них начинает сбоить или вообще выходит из строя. Проблема, на самом деле решается довольно легко за счёт китайских комплектующих, но тут всё-таки нужно быть пряморуким и смелым, чтобы лезть в корпус диковинного устройства. Да и вообще, оно вам надо? По мне, так проще проследить, чтобы всё работало, во время заключения сделки. Помните, что многие нечистые на руку товарищи пытаются замаскировать неисправность, продавая устройство разряженным и без зарядного кабеля в комплекте. Поэтому НЕ БЕРИТЕ севшую консоль, если не доверяете продавцу, как себе.

Но это уже так, проза жизни. Факт же состоит в том, что, несмотря на обладание гораздо более мощными устройствами, я до сих пор отдаю предпочтение этой маленькой, но очень гордой консольке. Она сопровождает меня в дороге и на прогулках. И она же смогла покорить сердца моих друзей, несмотря на то, что с детства они росли в обнимку с PSP. Конечно, это устройство подойдёт далеко не для всех — здесь нет тонн кровавых шутеров, забойного графона или современного геймплея. Зато в ДС’ке есть самое главное — душа, а это важнее всего остального.

Впрочем, пора закругляться. Я могу ещё долго говорить о сегодняшней консоли и замечательный играх для неё, но блог не резиновый, тем более, что на Nintendo DS история замечательных портативок ещё не заканчивается, ведь на смену первой двухэкранке вскоре пришло не менее интересное устройство.


Лучшие комментарии

По заголовку и началу кажется, что сейчас будет мнение и впечатления о консоли и играх, а по итогу оказалось, что сухое изложение истории и такие же мини обзоры. Разочаровывающе.

Во-первых, так на консоли останется меньше отпечатков моих ЖИРНЫХ ГРЯЗНЫХ ПАЛЬЦЕВ-СОСИСОК

Во-вторых, мне лично не очень приятно, когда у какого-то техноблогера/обзорщика/вставьте_нужное_слово во время показа устройства крупным планом видны все неровности ногтей и заусенцы на руках. Так что стою на страже эстетического баланса читателя)

Если честно, я немножко надеялся на рассказ про такие Hidden Gem, как, например, «Super Robot Taisen OG Saga — Endless Frontier», которую недавно отложил в бэклог своей наконец-то приехавшей DS Lite.

Текст написан неплохо, есть куда расти, ожидал побольше мнения и мыслей от себя.

Это не плохо, но в условиях блога о подобных играх из-за этого сложно рассказать. Не можешь же ты просто начать нести шизу посреди хорошо структурированного текста)

Подкину скрытых алмазов =)
1. Etrian Odyssey 3. По ней я хотел писать блог, как о dungeon crawler высокого качества. Возможно, одного из лучших. Но планы постоянно менялись и обзор отодвигался на неопределённое время. Игра стоит, чтобы на неё обратили внимание.

2. Radiant Historia. Входит в тройку лучших jrpg, которые я играл за всю свою жизнь. Очень мощная штука.

3. Solatorobo: Red the Hunter — многогранная и необычная игра с крутым лором про фурри.

На самом деле NDS является алмазной шахтой. И чтобы добраться до самых жирных слоёв придётся пробиться через непроходимые залежи японского языка. Первоначально моя блог и создавался для того, чтобы рассказывать об всём великолепии и разнообразии игр на NDS. Но потом Остапа понесло.

1770 — Tales of Innocence (T+ENG v.1.0).nds
2058 — Soma Bringer (T+ENG).nds
3169 — Tales of Hearts — Anime Movie Edition (T+ENG).nds
Aliens — Infestation (USA) (En,Fr,De).nds
Avalon Code (Europe) (En,Fr,De).nds
Castlevania — Dawn of Sorrow (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Castlevania — Order of Ecclesia (USA) (En,Fr).nds
Castlevania — Portrait of Ruin (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Children of Mana (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Chrono Trigger (USA) (En,Fr).nds
Colin McRae — Dirt 2 (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Command and Destroy (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Contra 4 (USA).nds
Draglade (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Dragon Quest Heroes — Rocket Slime (USA).nds
Dragon Quest IX — Sentinels of the Starry Skies (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Dragon Quest V — Hand of the Heavenly Bride (USA) (En,Fr,Es).nds
Dragon Quest VI — Realms of Reverie (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Dungeon Explorer — Warriors of Ancient Arts (USA).nds
Fighting Fantasy — The Warlock of Firetop Mountain (USA).nds
Final Fantasy Crystal Chronicles — Echoes of Time (Europe) (En,Fr,De,Es).nds
Final Fantasy Crystal Chronicles — Ring of Fates (Europe) (En,Fr,De,Es).nds
Final Fantasy XII — Revenant Wings (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
From the Abyss (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Front Mission (USA).nds
Ghost Trick — Phantom Detective (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Golden Sun — Dark Dawn (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Grand Theft Auto — Chinatown Wars (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Guilty Gear — Dust Strikers (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Henry Hatsworth in the Puzzling Adventure (USA) (En,Fr,De,Es,It).nds
Infinite Space (Europe).nds
Kirby — Canvas Curse (USA).nds
Kirby Mass Attack (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Kirby Super Star Ultra (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Legacy of Ys — Books I & II (USA).nds
Lock's Quest (USA) (En,Fr).nds
Lufia — Curse of the Sinistrals (USA).nds
Luminous Arc (Europe).nds
Luminous Arc 2 (Europe).nds
Lunar — Dragon Song (USA).nds
Lunar — Genesis (Europe).nds
Lunar Knights (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Mario & Luigi — Bowser's Inside Story (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Mario & Luigi — Partners in Time (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Mario & Sonic at the Olympic Games (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Mario & Sonic at the Olympic Winter Games (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Mario vs. Donkey Kong — Mini-Land Mayhem! (Europe) (En,Fr,De,Es,It) (NDSi Enhanced).nds
Mario vs. Donkey Kong 2 — March of the Minis (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
MechAssault — Phantom War (Europe) (En,Fr,De).nds
Mega Man Star Force — Pegasus (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Mega Man Star Force 2 — Zerker x Ninja (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Mega Man Star Force 3 — Black Ace (USA).nds
Mega Man Zero Collection (Europe).nds
Mega Man ZX — Advent (Europe) (En,Ja,Fr,De,Es,It).nds
Mega Man ZX (Europe) (En,Ja,Fr,De,Es,It).nds
Metal Slug 7 (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Meteos (Japan).nds
Metroid Prime — Hunters (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Monster Racers (USA) (En,Fr,Es).nds
Nanostray (Europe) (En,Fr,De).nds
Nanostray 2 (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
New Super Mario Bros. (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Phantasy Star 0 (Europe).nds
Place NDS ROMs here
Radiant Historia (USA).nds
Ragnarok DS (USA).nds
Robocalypse (USA).nds
Rune Factory 3 — A Fantasy Harvest Moon (Europe).nds
Sideswiped (USA) [b].nds
Solatorobo — Red the Hunter (Europe) (En,Fr,De,Es,It) (NDSi Enhanced).nds
Summon Night — Twin Age (USA).nds
Super Mario 64 DS (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Super Robot Taisen OG Saga — Endless Frontier (USA).nds
Valkyrie Profile — Covenant of the Plume (Europe).nds
Viewtiful Joe — Double Trouble! (Europe).nds
Wacky Races — Crash & Dash (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
World Ends with You, The (Europe).nds
World Ends with You, The (USA).nds
Worms — Open Warfare (Europe) (En,Fr,De,Es,It).nds
Ys DS (Japan).nds

Etrian Odyssey 3 запишу, но мне как-то данжен-кроулеры пока не заходили. Я пробовал в Moero Chronicles, но пока, видимо, не дошел до нужной кондиции. Залью сегодня на консоль, пасиб) попробую)

Radiant Historia уже лежит на картридже ;)

Solatorobo: Red the Hunter — запишу, что-то хорошее про нее слышал.

На самом деле NDS является алмазной шахтой. И чтобы добраться до самых жирных слоёв придётся пробиться через непроходимые залежи японского языка. Первоначально моя блог и создавался для того, чтобы рассказывать об всём великолепии и разнообразии игр на NDS. Но потом Остапа понесло.

Пиши, а мы почитаем)

Не могу не согласиться — правда стоило побольше поговорить про практически скрытые от глаз общественности проекты — но… как бы объяснить… проблема в том, что большинство крутых хидден гемов для DS, которые мне удалось откопать… эээ… очень трудно поддаются описанию.
Ну вот, например, Code Avalon — мальчик в зелёном фраке с двумя мечами в сопровождении бесёнка бегает по открытому миру, бьёт всех и всё по голове волшебной книгой, чтобы открыть в ней новые записи, и манипулирует свойствами всего встречающегося ему на пути, забирая или добавляя какие-то характеристики в формате подобия инвентаря из Resident Evil 4.

И ведь игра-то шедевральная, но описание игрового процесса звучит, будто я писал его, бредя с температурой под сорок, пьяный, под воздействием всех возможных наркотиков и не спавший трое суток.

Как объяснить это внятнее, не превращая общий обзор в стостраничное эссе «Логика Code Avalon, и где она обитает», пока не представляю)
Но в целом — огромное спасибо за отзыв, критику и подкинутый тайтл, который я ещё не пробовал!

Так ведь хиддэн гем на то и хиддэн гем, что фиг объяснишь, разве нет? Точнее, фиг объяснишь, что в нем крутого не показавшись отбитым. Но разве ж это плохо?)

проблема в том, что большинство крутых хидден гемов для DS, которые мне удалось откопать… эээ… очень трудно поддаются описанию.

На то они Hidden gem'ы. Здесь я бы очень кратко описал суть проекта и сразу же пошел текстом по пути «А чем меня зацепила игра? Чем она хороша? Что в ней настолько хорошо сделано, что держит у двойного экрана консоли как прибитого?».

Но в целом — огромное спасибо за отзыв, критику и подкинутый тайтл, который я ещё не пробовал!

Рад поддержать коллегу по ремеслу, ибо наша цель общая — делиться крутыми вещами, которые стоит попробовать в этой жизни)

Пусть вид устройства не вводит вас в заблуждение — несмотря на кирпичный вид, оно очень приятно лежит в руках. В некотором смысле, тактильные ощущения от использования DS вызывают более положительные эмоции, чем чувства от удерживания PSP или даже Виты. Но тут, конечно, всё индивидуально. Подозреваю, что человек с большими руками не разделит моего энтузиазма.

еще как не разделит. как обладатель ndsl я ответственно заявляю, что после часа игры руки уже начинают отваливаться.

Я пробовал в Moero Chronicles, но пока, видимо, не дошел до нужной кондиции.

Это не ты дошёл до кондиции, это игра, мягко скажем, не дошла до кондиции.

А так список достойный, я бы ещё добавил ремейк DQ4 и Final Fantasy Tactics A2. Игрушки исключительно расслабляющие и приятные, последнюю я вообще перепроходил несколько раз.

Кстати, свою DS lite купил за 1000р, что просто невероятно выгодное предложение, учитывая насколько она полезна и как много там интересных игр.

Читателя можно и предупредить об этом)

ремейк DQ4 и Final Fantasy Tactics A2.

Тактиксы и Dragon Quest'ы мне стабильно не заходили, но попробуем.

Учитывая, что на Авито они в моем городе начинались тогда за 4500 за убитую без картриджей, мне друг привез ее в идеальном состоянии из Европы за 2400, если переводить на рубли по тому курсу.

Читай также