В потоке множества инди игр, где малоизвестные или начинающие разработчики вкладывают большие усилия в геймплей, дизайн, стилистику и в целом стараются взять ёмкую идею и довести её до удобоваримого состояния, желание японцев делать большие JRPG с бюджетом в две копейки особенно удивляет.
Смерть конец за;прос одна из таких игр, это немаленькое приключение на 20-30 часов, с недурным количеством своеобразных механик и как всегда цена этому – устаревший на несколько поколений визуал. Но не дайте внешнему виду обмануть себя, то что со стороны выглядит как дешёвая подделка на юнити, на деле оборачивается увлекательным и жестоким приключением с кучей инртиг, загадок и расследований.
Игру разработала студия Compile Heart известная такой серией как Hyperdimension Neptunia. Нептуния отлично демонстрирует их подход к разработке, который я бы назвал "денег нет, но вы держитесь". Грубо говоря их игры делятся на две части: первая - геймплейная, с изучением локаций, сражениями и прокачкой. А вторая - повествовательная, где вместо кат сцен перед нами открывается классическая визуальная новелла.
Очевидно сделать 5-7 спрайтов которые можно переключать на протяжении всей игры это гораздо проще, чем анимировать модельки персонажей. Хотя даже тут авторы умудрились сплоховать, ибо из-за настолько малого количества спрайтов возникают сюжетные ситуации, когда на глазах у персонажа перерубили половину семейства, а его выражение лица выглядит лишь слегка раздосадованным. Вообще такие нишевые JRPG выезжают на двух столпах: интересный сюжет и хорошая озвучка. Иногда можно даже встретить приятный геймплей.
Но это всё
лирика, и пока я определённо не продал вам игру. Сюжетный замес таков:
Есть парнишка Арата, который работает разработчиком игр, ему приходит письмо от
его бывшей коллеги - Шины, с которой он
работал над игрой виртуальной реальности. Открыв сообщение, заброшенная
игра каким-то образом активируется, и в ней он находит эту самую знакомую,
которая на самом деле уже как пол года числиться пропавшей без вести, а теперь
оказалась заперта в виртуальном пространстве без возможности выхода. И как
вишенка на торте – амнезия, как Шина здесь оказалась и что происходило
последние пол года – она не помнит.
Первоначальный план таков: пройти игру из-за чего её должно принудительно отключить от системы, но поскольку игра была незаконченная, то в ней присутствует большое количество багов, которые Арата будет фиксить из вне. Таким образом у нас развиваются две параллельные истории, в одной классическое фэнтезийное приключение. По пути к своей цели Шина встретит множество напарниц которые будут помогать в её нелёгком приключении. В то же время Арата, помимо поддержки, будет ходить по реальному миру в поисках подсказок, которые каким-то образом помогают восстанавливать код игры. Плюс ко всему за Аратой и сотрудниками компании в которой он работает начинается охота, их обвиняют в распространении вируса, который положил половину компов во всём мире. Так что Арате и его друзьям тоже нужно выполнить глобальный квест: узнать кто их подставил и как вытащить Шину из игры.
В общем и целом, это классический шизоидный японский микс из кучи, на первый взгляд, несовместимых вещей. Думаю вы согласны что обычная ЖРПГ-шная история и замес на подобии врат штейна которые соединяются копиркой САО – это достаточно необычно (если вы сейчас ничего не поняли то соболезную). А позже вообще появится намёки на оккультизм и без шуток реальная жестокость.
Хоть в игре и нет прям explicit картинок, но вот описание кровавых
событий которые периодически происходят в игре, нормально так бодрит. Нет,
серьёзно, сначала игра начинается с жозенькой сценки смерти главное героини, и
ты думаешь «ну ок, прикольная затравка» но нет, авторы не просто так вкинули
этот кровавый момент, дальше игра развивается как незатейливое фэнтези с
интригами в реальном мире, то есть крипоту
вообще ничего не предвещает. Но с появлением в игре мистики, тебя то и дело
встречают смерть, кишки и безумие, которое в такой игре как обухом по голове.
Каждый раз ты вроде просто путешествуешь по полям забагованного мира, весело
рубя глюкнутых противников, а потом бам. И целую деревню эльфов по фану
вырезает какая-то больная дура и поверьте, хоть визуально это не показано, но
мне более чем хватило красочного описания летящих во все стороны кровавых
ошмётков и пронзительных криков.
Если говорить без спойлеров, то сюжет реально интригует, по началу интерес вызывает только расследование в реальном мире, но когда игровые спутники
начинают раскрываться, то получаешь сразу двойное удовольствие.
Однако как по мне, авторы слишком перемудрили. Чересчур много элементов
чувствуется просто как «прикольная идея» которые не получает полноценного развития. Если вырезать половину персонажей или хотя бы сюжетных веток и убрать мистику, то получилось бы намного более понятная и цельная история.
Но даже так, игра умеет удивить и увлечь. А финал это такие
эмоциональные горки, что если вас история хоть немного зацепила, она не
отпустит до самого конца.
Я конечно вот это всё расписывал, типо я крутой
эстет и нашёл hidden gem
который вы должны заценить, но на самом деле я такого кринжа давно не встречал.
При чём я даже не знаю в хорошем или плохом смысле. То есть поначалу это
реально выглядит как куча мала которая тем не менее, работает. Сюжет выдают
порционно сохраняя интригу, кровавые моменты нагоняют жути, милые анимешные
девочки разбавляют атмосферу. То есть всё ощущается целым, но когда сюжет
начинает заигрывать с кОлДуНсТвАмИ это реально превращается в кринж.
Для тех кто не знает или забыл я поясню, в какой-то момент в игру вступают
паранормальные штуки которые выглядят непонятно и интересно, но ты думаешь что у этого
будет логическое объяснение. Однако в итоге авторы начинают заливать какую-то шизу
мол всё паранормальное в нашем мире это такие же баги как в этой игре. И в итоге
посредством этих «реальных» багов, какого-то супер сложного полу коллективного
полу искусственного интеллекта начинается СЛИЯНИЕ СУКА ВИРТУАЛЬНОГО И
НАСТОЯЩЕГО МИРА и ты просто сидишь в ахере думая что ты конечно ждал шизы, но
твою мать это уже клоунада просто. Я прям уверен что сценарист сначала
накидывал какие-то идеи типо «СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ», а потом сшивал их белыми
нитками, потому что объяснения всего замеса реально настолько жалкое, что лучше
бы его не было. Но при всём при этом, мне всё равно было интересно чем вся эта котовасия
закончится.
Я просто.. я реально не знаю КАК это им удалось, может я просто контужен
настолько отбитым сюжетом который ломает не просто логику, а свою собственную
логику, сценарий который сильно страдает от перегруженности сюжетных линий и в
следствии их посредственного раскрытия. Сюжет который вводит слишком много переменных
которые начинают конфликтовать между собой, из-за чего в конце ты уже сам сюжет
считаешь забагованным наслоением кое как скроенной шизы и непонятно для чего
взятой жестокости КОТОРАЯ ТОЖЕ РАБОТАЕТ СУКА хотя по началу берётся реально с пустого места. Ладно, пойду обратно
собирать мозги в кучу, пока я с уверенностью могу сказать только одно – это был
интересный опыт.
Что насчёт геймплея… ну, он норм. Нет смысла играть выше средней сложности, ибо все механики вам презентуют в самом начале и никакой прогрессии, помимо новых способностей, в игре нету. Но давайте чуть подробнее: это пошаговая стратегия в которой у нас есть разные атакующие и защитные умения, их нужно объединить в цепочку из трёх действий, причём если сложить цепочку из одинаковых умений то будет дополнительно активирована 4-ая способность в зависимости от вашей комбинации.
Помимо атакующих способностей которые имеют разный радиус, в игре также можно наносить урон впечатывая противника в край арены, от которой он будет отлетать и получать нормальный такой демедж. Но применимо это только на ранней стадии, позже этот «боковой» урон будет почти мизерным. Можно ещё оттолкнуть противника в напарника, тогда союзник зарядит недругу по башке и запустит его в ещё более длительный полёт. Помимо врагов, на боевой арене присутствуют баги, которые уничтожаются если на них наступить, но при этом они нанесут вам урон. Так же их можно уничтожить если толкнуть на них противника или использовать определённые способности. Баги делятся на несколько видов, каждые из которых дают какие-то негативные и положительные эффекты, но лучше всего с их помощью накапливать уровень заражения, который позволяет перейти в ультимативную форму и активировать ульту.
И вишенка на торте - это хакинг Араты. При
уничтожении половины багов на поле, можно использовать дополнительные умения
такие как: разные пассивные бонусы, смена жанра игры (звучит круто но
реализация такая себе) и призыв побеждённого босса.
Вообще на бумаге геймлпей выглядит интересным, некоторых врагов нужно пинать об
борт арены, некоторых выносить физическим уроном, других магическим, плюс можно накладывать
дебафы, призывать существ, менять жанр игры. Но в итоге всё сводиться к
банальным аое атакам которые позволяют быстро выкосить всех мобов, а остальных
добивать по одиночке сильными направленными приёмами. За манной не следишь
абсолютно, ведь абузится она элементарно, расходники тоже почти не используешь
из-за имбовых приёмов восстановления которые можно применять вне боя. А снаряжение
это вообще кринж какой-то, если убрать его из игры заменив авто-левелингом, то
не измениться абсолютно ничего. Ну как говорится, замах на рубль...
Но хотя бы играть в это не прям отвратительно, первое время действительно интересно изучать новоприбывших персонажей, открывать новые приёмы, искать подход к врагу, но когда вы всё это откроете, останется только унылый гринд, из-за которого с врагами даже не хочется сталкиваться.
Что я могу
сказать в итоге. Если вы готовы дать шанс нишевой JRPG с «экспериментальной» боёвкой и
увлекательным, но слегка перегруженным сюжетом, то надеюсь, вам понравится
данная игра.
Главное не забывайте делать сохранения в сегменте с новеллами, а то за неправильный выбор вас могут убить, и придется проходить потом уровень заново))
Лучшие комментарии
Приятно видеть, что игра все ещё радует сердца)
Сам прошел ее года два назад, остался под большим впечатлением.
А вот это приятно слышать)))
Получилось хорошо, пиши ещё)
Во-первых, смотрю за твиттером ряда издателей, которые выпускают японские игры на западе.
Во-вторых, предложка ютуба на основе моих вкусов.
В-третьих, вк-группы Gaforga и videoigr.net. Ссылка ниже.
В-четверых, мониторю списки игр к релизу в течение года и месяца.
В-пятых, мониторю варез для современных консолей. С его помощью нахожу интересующие вещи и покупаю, если нравится.
И уже только в-сороковых идёт предложка Steam, как наиболее бесполезная))) ни одной игры годной не посоветовала новой, только давно вышедшие и пройденные мной на других платформах. Или всякий отчаянный треш.
Что касается игр и их ЦА — это нужно чуть глубже копнуть в японскую индустрию и ее же культуру. Та же CryStar у меня в бэклоге: это, по сути, чуть ли не история искупления в эмо-стиле в плане сюжета с экшен-боевкой. Поиграю дальше первого часа — смогу рассказать больше.
Кстати, в этом плане Samurai Maiden будет хороша. И ещё есть ряд игр, типа легендарных Senran Kagura и той же Kandagawa Jet Girls. С Кагуры я порой в голос ржал, особенно с Рионы и Риоби.
Лежат обе части в библиотеке по подписке PS — надо будет попробовать когда то
Продано :)
Глянь еще текст от меня. На стыке мнений составляй свое =)
Сиквел обозревали здесь, вроде Кирилл Волошин это делал
Просто я уже слишком старый, чтобы выпендриваться :D
В время сюжета. Там за компом программиста есть раздел с концовками и даже огромный список возможных смертей
В episode chart зайди и там можно будет получить бонусы за плохие концовки. Допустим за проигрышь обучение ты получишь Pickled Bone
Спасибо за обзор! Попробовал найти что-то о игре на ру Ютубе, но ничего не нашел. Хорошо, что хоть кто-то о таком пишет))
Я (не зря) не пропустил обе части. Сюжет, графика и геймплей похожи на другие игры Compile Heart (в Нептунии тоже некоторые игры ничего, другие треш). В разработке находится 3-я часть.
Из JRPG игр/серий могу порекомендовать Tales Of..., Atelier ..., Trails Of..., игры от Vanillaware. Офигенные серии.
С Другой стороны… с учетом сюжета…
Только galapagos rpg очень далеко от нептунии в плане «веселости». Ну в общем как автор сказал — тут хватает мрачнухи. Хоть и с метаюмором как и в нептунии все нормально.
Не нашел упоминание того что за смерти в игре тебе дают всякие бонусы. То-есть если ты доходишь до бед-ендов то игра тебе дают какую-то награду.
JRPG WIKI вроде нормальная группа
Твой пожилой блог отчасти вдохновли меня на написанние данного текста)
Не знаю насчёт диалогов, но нюд моды зачётные)
Мне вот интересно, откуда ты взял этот Samurai Maiden? Просто увидел в Popular Upcoming в стиме, или есть какие-нибудь группы которые нормально следят за японщиной?
А то для меня большая часть японских игр просто появляется из ниоткуда, так что понять кто как и зачем сделал ту или иную игру становится затруднительно. Вот реально, смотрю на какой-нибудь Crystar и в голове только одни вопросы, это чё от кого и для кого?
Ахереть, понял принял осознал, спасибо за инфу.
А и ещё, не советую играть в CryStar, максимально деревянная боёвка, а для получения истинного финала придёться перепроходить игру кучу раз.