10 октября 2022 10.10.22 19 8680

Так ли плох Mass Effect 3?

+16

Третья часть Mass Effect вышла…спорной. Игра в своё время наделала много инфошума, из-за слитой концовки, смены ведущего сценариста, жадности издательства и некоторых странных решений. И со временем, за ней так и закрепилось звание самой неудачной части. С чем я – не согласен. Более того, считают её лучшей игрой всей трилогии. Я уже ранее высказывался, о том, что не понимаю той умопомрачительной любви, которую испытывают люди ко второй части. И я бы посоветовал вам прочесть тот блог, что бы лучше понять о чём я говорю, так как многие из моих претензий ко второй части, объясняют мою любовь к третьей. Но начнем с тех объективных минусов, которые  у игры конечно же есть. Построюсь объяснить, что они всё же не такие критичные как о них высказываются.

 

Видеоверсия блога

Концовки

Во-первых, самый очевидный минус – концовка. Да она плохая. Прям реально ПЛОХАЯ. Светофор в конце мало чем можно оправдать, я и не буду. Скажу лишь, что все-таки не стоит слишком сильно упираться именно в концовку. Всё-таки она занимает лишь 3-4 часа, из 30ти часовой игры. То есть да, она хреновая, но не может настолько сильно испортить впечатление от всей игры. В той же первой части были несуразные поездки на МАКО, а во второй неадекватное количество мини-игр и сканирование планет. Но эти же минусы не перечеркивают всех остальных достоинств этих игр?

Вкратце о концовке (с) Либрариум
Вкратце о концовке (с) Либрариум

Дополнения

Другой большой претензией, в момент релиза игры, была её малая продолжительность. И действительно, игра была короче прошлых частей, и тем более не тянула на грандиозное завершение трилогии. Дело тут в политике издательства ЕА, которые тогда нещадно пилили уже готовые игры на DLC, и Mass Effect 3 оказался одной из самых больших жертв этой политики.

Первое платное дополнение вышло уже в ДЕНЬ РЕЛИЗА ИГРЫ! Что как бы намекает, что оно должно быть частью самой игры, а не продаваться отдельно. Всего для третьей части вышло четыре DLC и все они были весьма объемными по наполнению.  Суммарное прохождение всех дополнений займет у вас порядка десяти-двенадцати часов, это соразмерно половине длины всей основной игры. Но главное, что все они (кроме, пожалуй, Омеги), значительно расширяют вселенную игры. В том же, самом первой дополнении мы получаем нового напарника – живого Протеанина, который имеет весьма уникальный взгляд на все происходящее вокруг.

В дополнении «Левиафан» мы узнаем о истинной природе жнецов и их создателях, ну а «Цитадель» дает нам тонну новых интеракций между персонажами. И да, всё это, к сожалению, было вырезано из релизной версии игры, или разработчикам попросту не дали времени для доделывания всего в срок. В любом случае, сейчас, это уже не столь важно. Если вы решите перепрейте трилогию сейчас, то скорее всего будете играть в версии Legendary Edition, в которой все DLC уже включены в игру. Так что, на сегодняшний день данная претензия не очень

Геймплей

Ну а сейчас перейдем к уже непосредственно сильным сторонам третьей части. BiоWare значительно улучшили систему развития персонажа. В прошлом видео/блоге я говорил, что прокачка во второй части была упрощена до неприличия. Теперь же, основная структура сохранилась, общее число навыков не так велико, как в первой игре, но зато каждый из них имеет вариативность внутри себя. Так что, вы не просто линейно улучшаете эффективность навыка, но и можете выбирать какие именно улучшения он получит. Например, хотите ли вы сейчас увеличить урон или уменьшить перезарядку, усилить побочный эффект навыка или получить дополнительное усиление от него. Самих активных навыков стало чуть больше, как и уровней их развития, благодаря чему прокачка ощущается более плавной. Нет такого как во второй части, когда уже на середине игры, тебе попросту ничего прокачивать. Всё это вместе, делает систему развития персонажа куда более гибкой, позволяет вам играть более разнообразными стратегиями, увеличивает реиграбельность.

Доработали и систему улучшения оружия. Во второй части с этим всё было совсем плохо. На случайных миссиях вы находили некие абстрактные «улучшения», а затем за условные «ресурсы» улучшали это оружие. Точнее увеличивался только урон, и то на лишь по 10% за уровень. В Mass Effect 3 от всех этих игровых «условностей и «абстракций» полностью отказались. Улучшения оружия представляют собой вполне реальные обвесы, которые можно визуально видеть прямо в игре. Эти обвесы улучшают разные характеристики: кучность стрельбы, боезапас, урон способностей и многое другое. И все эти улучшения можно менять в любой момент времени. Опять же, куда более гибкая система чем во второй части.

Другой большой проблемой прошлых игр был скудный арсенал вооружения. В первой игре, хоть самих наименований было очень много, по факту они едва-ли отличались друг-от друга по ощущениям и характеристикам. В сиквеле все эти наименования пошли под нож и осталось всего по паре-тройке экземпляров на каждый тип оружия, и если вам вдруг не понравится один из них, то вы будете обречены бегать с одним и тем же стволом до самого конца игры. Кстати, третья часть избавилась от ещё одной глупой условности прошлых частей, когда каждому классу разрешалось пользоваться только определённым видом оружия. Теперь вы можете нацепить на Шепарды любое вооружение, вне зависимости от класса персонажа. Хотите стрелять из дробовика на инженере – пожалуйста, хотите использовать снайперскую винтовку и комбинировать это с биотикой – не проблема, можете таскать на себе хоть все виды оружия, максимум что вас ограничивает это небольшой штраф на перезарядку умений. Так что, наконец-то у вас есть и более широкий выбор вооружения, и возможность его полноценно использовать в бою.

В целом всю боевую систему хорошенько отполировали и сбалансировали. Между укрытиями можно быстро перекатываться, а Шепард научился адекватно сражаться в ближнем бою. При этом сами враги стали гораздо активнее вести себя на поле боя, они не сидят за укрытиями в ожидании пока им отстрелят голову, а постоянно наступают, стреляют на подавление, заходят с флангов. Новые виды врагов, такие как Твари и Баньши вообще умеют моментально сокращать дистанцию. Да и противники стали более разнообразными. Раньше, подавляющее число врагов было защищённо лишь щитами, что делало, по сути, бесполезными многие навыки персонажей, в третьей части броня, щиты и барьеры распределены более равномерно среди врагов.

Подытожив все вышесказанное хочу сказать, что игра сделала большой шаг вперед в рамках геймплея. Перестрелки стали более динамичными, оружия и врагов больше, появилась реальная вариативность в прокачке навыков. Игра впринципе стала куда более гибкой и разнообразной.

История

Ещё один момент, за который я критиковал вторую часть – это общая филлерность происходящего. Почти ни одно событие из второго Масс Эффекта не возымеет значимых последний в будущем. Всю игру мы на побегушках у Цербера собираем команду, выполняем их поручения-хотелки, как будто бы мы не живая легенда – Капитан Шепард, а какой-то левый тип, собирающий команду наёмников, которым самим это всё не очень-то и нужно.

Много ли запоминающихся моментов вы можете вспомнить из второй части? Финальная миссия на базе коллекционеров? Да, может быть. Ещё финал дополнения «Повелитель». Больше ничего не могу такого припомнить. Зато в Mass Effect 3 таких моментов – навалом. Наконец то, мы больше не решаем местечковые конфликты, а занимаемся решением проблем галактического масштаба – именно то, чем и должен заниматься главный герой в космической опере. Какие виды будут жить и процветать, а какие сгинут уже в ближайшем будущем. Шепард своими руками разрешает многовековые конфликты Гетов и Кварианцев, Саларианцев и Кроганов.

Задание на Тучанке, лично для меня одно из самых запоминающихся из всей трилогии. До этого момента, игрок видел кроганов чаще всего с негативной стороны. Агрессивные и неуправляемые, они превратили свою родную планету в радиоактивную пустошь, а их обычаи и традиции походят скорее на племенные разборки, чем на развитое общество. И только в этой миссии мы видим каким общество Кроганов было раньше, что они способны созидать, что когда-то их цивилизация была такой же великой, как те же Турианцы или Азари. Ну и само сражение Жнеца с Молотильщиком – обставлено максимально эпично.

Тоже самое и с Гетами. Всю трилогию мы воспринимали гетов исключительно как врагов, как безмозглых роботов. Да, Легион формально уже во второй игре приоткрыл нам правду об их конфликте со своими создателями (Кварианцами). Но. Во-первых, он появляется в игре почте в самом конце, во-вторых, вся его сюжетная арка — это побочная активность. Вы вообще можете продать его Церберу, даже ни разу не поговорив с ним, или просто забить на его задание лояльности. Именно поэтому, только в третьей части мы узнаем, что геты никогда не стремились к войне с органиками, что война была спровоцирована Кварианцами и что они ушли в изоляцию для предотвращения дальнейшей конфронтации со стороны создателей. Это даёт нам новую перспективу на конфликт, что Кварианцы не такие уж белые и пушистые, а Геты может и не заслуживают тотального уничтожения. И игра даёт вам сделать выбор, вполне обоснованный и имеющий далеко идущие последствия.

Помимо этих двух глобальных конфликтов, игра ещё и значительно расширяет лор вселенной. Мы больше узнаем о Протеанах и Жнецах, об их войне и истинной цели циклов уничтожения. Мы получаем информацию о прошлых видах, которые населяли галактику, о Левиафанах, о природе одурманивания в конце концов. Mass Effect 3 раздвигает границы известного нам куда больше любой другой части трилогии. Она самая эпичная и масштабная. И даже с учетом слитой концовки, она всё равно закрывает все основные сюжетные линии, тянувшиеся с самой первой части.

Как же я люблю дизайн всей трилогии
Как же я люблю дизайн всей трилогии

Отказ от лишнего

Помимо больших и важных вещей, третий Масс Эффект много чего так же улучшил в мелочах. А дьявол, как известно, кроется в деталях. Разработчики отказались, от многих, на мой взгляд, лишних элементов игры. Те же мини-игры. Ничего не имею против мини-игр как таковых, но что в первой, что во второй части они были слишком навязчивыми. Каждый второй контейнер нужно было взламывать одной и той же мини-игрой, в которой не менялись ни правила, ни сложность. Не говоря уже о том, что они ломали темп игры. Вот ты преследуешь опасного бандита, пробиваешься через толпу врагов и тут решаешь остановиться на минутку, чтобы вытащить из терминала пару тысяч кредитов. Выглядит, честно говоря, абсурдно. ВioWare просто не умеют адекватно вводить мини-игры в свои проекты, и приняли волевое решение вообще отказаться от них в третьей части.

Вместе с ними убрали и фарм ресурсов через сканирование планет. Тут даже говорить ничего не хочу, совершенно ненужный элемент игры, который непонятно зачем вводили в первую очередь. Вместо ресурсов улучшение оружия и снаряжения происходит за счёт денег, так что теперь они нужны не только для покупки рыбок в аквариуме.

Число возможных напарников сократили. Армию соратников из второй части задвинули на второй план, дав каждому конкретное направление развития. Зато теперь каждому из новых и вернувшихся персонажей уделено намного больше времени. Все дебютирующие герои присоединяются к нам в первой половине игры и успевают раскрыться. А не то как это было во второй части, когда Тейн и Самара появлялись за несколько часов до конца игры.

Возможность собрать всех своих друзей и пообщаться как простые люди, есть тоже только в третьей части
Возможность собрать всех своих друзей и пообщаться как простые люди, есть тоже только в третьей части

Выводы

В целом игра стала куда более «цельной». Все геймпленые механики доведены до ума, всё лишнее было убрано или улучшено. В ней нет откровенно провисающих моментов или сломанного баланса. Третья игра куда более последовательная в плане истории, она соединяет все основные сюжетные линии и ходы воедино. Завершает все сюжетные арки персонажей, разрешает основные конфликты. Всё то, чем мы занимались две предыдущие игры находит свое логичное заключение именно в третьей.

Я люблю первый Mass Effect душой, но в нём настолько кривой геймплей, что даже Легендарная версия не спасает. Поломанный в край баланс, невнятные покатушки на Мако, идиотские побочные задание, полный трындец с инвентарем и предметами. Так что, при всей своей любви я никак не могу назвать её лучшей. Со второй все сложнее. Она сделала большой шаг вперед в плане оптимизации геймплея, но история меня совершенно не заинтересовывает. История ушла в какое-то совершено другое русло, которое и не очень связанно с первой игрой, и не продолжается в третьей. Более того, сиквел уж слишком сильно оказуалили, из-за чего в него банально скучно играть. Вот и получается, что Mass Effect 3 — это лучшая часть, наиболее согласованная из всех. Эдакий микс лучших идей из первой и второй части. Да, она не идеальна, но в ней всё на своих местах. Но и не замечать её очевидных достоинств из-за одной лишь загубленной концовки – нечестно.


Лучшие комментарии

Те кто ноет про гринд, явно не играли игр с гриндом.

Могу многое простить третьей части трилогии только за тусовку на хате у Шепарда))

Сюжетная линия со вступлением волусов в совет, так и не была раскрыта. А если в общем, то геймплей правда стал интересней. К примеру, отсутствием гринда с Мако и мини играми, как было сказано. Только разве это не заменяется накоплением военной мощи в финальном сражении. С основного сюжета, конечно добавляется, но хватит ли этих очков для сохранение своих напарников. Если нет, то вероятно будешь заниматься тем же гриндом, только под другим видом. Сам вспомню квест с доставкой из системы на цитадель элкоров. Просто слетать туда и обратно. Могу ошибаться, так как давно проходил.

Честно скажу, меня на момент первого прохождение убил финал, геймплей был приятный, квесты интересные… отчего только спустя года два перепрошел со всеми DLC, а после и старые части прошел… а после прошел Андромеду… Сейчас у меня более теплые отношения ко всей трилогии, она хороша и время показало, что до сих пор мало кто сделал похожую трилогию на тему космической эпопеи

Автору благодарность, за то что дал повод для пробуждения приятных воспоминаний

Для меня МЕ3 полностью раскрылся спустя 10 лет после релиза, когда я решил перепройти всю обновленную трилогию со всеми ДЛС. Концовка все еще такая себе, но в остальном игру вытянули на достойный уровень со всеми доп заданиями.

Мне геймплей третьей части совершенно не понравился в своё время. Я не могу точно сказать в чем причина, но увеличив его скорость, совершенно пропала иллюзия тактичности. Повысили аркадность в угоду мультиплееру похоже, а в мультиплеер сейчас и не поиграешь. Прокачка как ощущалась линейной так и осталась, но мне это не мешало. А вот что сделали с оружием мне не понравилось совсем.

Я не могу утверждать, что ME3 плохая игра или плохой ME, в отличии от Fallout 4. Но для меня он худший из трилогии, как минимум на момент релиза, а после я в него и не играл.

Mass Effect 3 это отличная игра в стиле RPG от bioware, но с проблемами в сюжете.
Концовка была спутана, скомкана. Именно проблемы оригинальной концовки (без DLC и director's cut ) не дают игроку получить катарсис от истории. По мимо прочего все концовки делаю выбор игрока незначительным, оставляя без ответов, к каким последствиям приводят выбор игрока.
Director's cut был не плохой попыткой исправил эту ситуацию, но осадок к тому моменту уже остался.

А вот что сделали с оружием мне не понравилось совсем.

А что сделали с оружием? Если мне не изменяет память, то все отличии от МЕ2 было только в добавлении пары новых пушек к уже существующим.

Что-то я не помню, чтобы в 2012-ом кто-то называл Mass Effect 3 плохой игрой. Её ругали за концовки и вообще за то, что сделали со Жнецами, но и все. Малая продолжительность? По ощущениям все части без дополнений +- равны по продолжительности.

Ахренеть… 10 лет уже с третьей части. Как сейчас помню все эти обсуждения на форуме игромании, споры про альтернативные концовки.

я вообще когда играл в трилогию, больше всего полюбил второй ME. То третью не хаял, тоже хороша

Видимо из-за неправильного знакомства с сериями байовейр у меня такое же сломанное восприятие.С масс еффектом познакомился с тройки, и она остается любимой, с драгон ейж с двойки, и ее обожаю, а орижинс недолюбливаю.

Прошёл сразу 2-й.Не скажу что игра плохая, но желания пройти 1-ю и 3-ю у меня нет.

Скорее всего такля.

В том же геймплее есть больше проблемы у всей трилогии. И фиг бы с растяжками времени, с ними то давно научились бороться читами да модами, кому лень гриндить. Но вот АИ в основной части ужасен. Я вот, окромя некоторых очень олдовых шутеров не припомню ситуаций, когда тебе даже мышкой шевелить не надо, только кликай вовремя, когда враг через прицел пробегает. А тут эта проблема с 1 по 3 части. Скучно с такими воевать.
Прокачка и снаряга тоже скучны, в первой части были какие то попытки дать игроку возможность ну хоть как то со стволами поизвращаться, иногда меняя их достаточно кардинально, а потом всё, лишь легкие шажки в сторону.

Сюжет тоже бня. Риперы были интересны когда были таинственные и загадочные, а как начали объяснять, так детский сад.

Из хорошего там только постановка сцен и яркие персонажи. Но за ради этого можно и не играть, так посмотреть.
Биоварам в легендарном издании стоило бы сделать режим ВН-ки, вот что б не бегать, не стреляться, а так, посмотрел всё что интересно, в выборы потыкал и хватит на этом.

«В дополнении «Левиафан» мы узнаем о истинной природе жнецов и их создателях, ну а «Цитадель» дает нам тонну новых интеракций между персонажами. И да, всё это, к сожалению, было вырезано из релизной версии игры, или разработчикам попросту не дали времени для доделывания всего в срок. В любом случае, сейчас, это уже не столь важно. Если вы решите перепрейте трилогию сейчас, то скорее всего будете играть в версии Legendary Edition, в которой все DLC уже включены в игру. Так что, на сегодняшний день данная претензия не очень».

В смысле не важно? Это было важно когда я и другие люди проходили на релизе игру. Дорога ложка к обеду, как говорится, а всего этого не было на релизе. От чего многие, в том числе и я в конце игры недоумевали. Вот так вот заканчивается трилогия такой прекрасной игры? Где всегда упор был на сюжет, его подачу и взаимоотношения между членами команды.

И это я ещё молчу, когда перед финалом игры нужно было заручиться поддержкой фракций, чтобы дать бой жнецам. Вот только вся эта поддержка по итогу мало на что влияла. Просто типичная манипуляция сценаристов, создать видимость сверхгалактической угрозы, и тем самым мотивировать игрока пройти ещё разных квестов, чтобы набрать побольше сил для победы над жнецами.

Масс Эффект 3 одно из самых больших игровых разачарований для меня, так же как и MGS5, Halo Infinite, Duke Nukem Forever.

Лучшая часть серии ИМХО. Финал разочаровл немного, но даже не сам финал, а вообще вся ветка с катализатором и катализатор как таковой, сделали бы что то более простое и банальное было бы лучше. Но если не вдаваться в лор, а мне лично не сильно интересует, то игра в целом супер и намного лучше предыдущих двух частей. Для меня это сер ия шла по нарастающей, последующая часть лучше предыдущей и это очень здорого.

какая разница сколько минут занимает финал, если он убивает всё желание перепроходить трилогию?

Сыграл в третью часть в первые дни релиза, сама игра хороша, но для меня вся трилогия умерла в месте с этим убогим финалом. Не буду про лор и сюжет писать, чисто то, что все решения, сделанные на протяжении трёх игр не важны, главное что ты выберешь за минуту до титров.

И зачем это переигрывать?

Читай также