13 июня 2022 13.06.22 9 2128

Куда делись портативные приставки?

+17

Небольшое рассуждение о форм-факторе, индустрии, смартфонах и к чему это идет.

Прошли те времена, когда портативные приставки захватывали умы миллионов игроков по всему миру. Последние заметные консоли выходили без малого 11 лет назад.

Nintendo 3DS изрядно буксовавшая на старте, к концу своего жизненного цикла сумела обзавестись прекрасной линейкой игр, способной удивлять до сих пор (магия игр Nintendo сделала свое дело, да?). Вот только расхваленная рекламными роликами функция 3D могло затянуть всего лишь на несколько часов, после чего ползунок опускался до самого минимума. Со временем киллер-фича приставки превратилась в представление для гостей, которым мы могли похвастаться перед друзьями, дескать смотри, видишь, что раскладушка умеет!

В поздних ревизиях Nintendo стала отказываться от использования 3D дисплея.
В поздних ревизиях Nintendo стала отказываться от использования 3D дисплея.

В сухом остатке, перед нами была обновленная Nintendo DS с улучшенной начинкой, аналоговым Circle Pad и не самым нужным 3D. Отсюда и продажи: Nintendo DS — 154,9 млн приставок по всему миру (вторая самая продаваемая консоль в истории после PlayStation 2), у Nintendo 3DS результат скромнее — 75,23 млн.

По другую сторону баррикад инженеры компании Sony пытались развить идеи PlayStation Portable в ее наследнице PlayStation Vita. Для этого они добавили в новинку две камеры, два стика, гироскоп, акселерометр, Bluetooth, OLED дисплей, сделали сенсорными передний экран и заднюю панель. Оказалось это было не совсем то, чего ожидали игроки.

Высокая стоимость с единственной ААА игрой Unharted: Golden Abyss на старте не смогли привлечь должного внимания покупателей. Новые игры, такие как Assassin’s Creed III: Liberation, Killzone: Mercenary, LittleBigPlanet выходили крайне редко, да и расхваленные фишки использовались разработчиками от случая к случаю, из заметных релизов на ум приходят только Tearaway и Gravity Rush.

Со временем игру заполнили переиздания: Metal Gear Solid HD Collection, God of War HD 1-2, Zone of the Enders HD Collection, Persona и другие, но проектов, ради которых стоило покупать новую приставку уже не оставалось. Продажи стремительно падали и разработчикам было все тяжелее объяснить почему нужно делать игры для Vita. Так же стоит выделить отдельно не самую дешевую карту памяти, без которой можно пользоваться разве что Slim версией приставки, что так же не добавляло лояльности от игроков

BioShock на PS Vita мы так и не увидели.
BioShock на PS Vita мы так и не увидели.

Как итог, огромные убытки. Компания решает сосредоточиться на запуске PlayStation 4 и побыстрее забыть о ее младшей сестре. Последние данные указывают на 16,21 млн. проданных приставок. Для сравнения у ее предшественницы 81,09 млн. Компания давно не озвучивает планов на выпуск новой портативки. Вся история с PS Vita — это пособие о том, как не стоит продвигать свои игровые устройства, но самое интересное случилось позже.

Вторую жизнь (Vita, как-никак) системе подарили неравнодушные игроки. После взлома, пользователи начали портировать с android хиты типа GTA SA, Max Payne, Bully. С помощью плагинов научились менять разрешение, частоту кадров и настраивать систему, что позволило сделать из проблемных тайтлов, типа Borderlands 2 большее подобие нормальной игры.

Полноценная поддержка обеих консолей прекратилась в 2019-2020 годах. И здесь можно задать резонный вопрос — почему не стали выпускать их прямых наследниц? Вернее, не так, что стало тем фактором, который побудил компании отказаться от этой идеи, почему портативные приставки перестали быть актуальными?

Если мы посмотрим на общий список проданных консолей, то сколько из них будет портативок не от Nintendo?
Если мы посмотрим на общий список проданных консолей, то сколько из них будет портативок не от Nintendo?

Еще в 2015 году президент SCE Worldwide Шухей Йошида заявил, что «мобильные телефоны и планшеты сделали „Vita“ непривлекательной для геймеров». Отчасти он был прав, но лишь отчасти.

Всеобщая истерия по поводу игр на мобильных телефонах была особо горячей темой для обсуждений. Выход очередной прорывной (в первую очередь, графически) игры сопровождался десятками статей в духе «конец традиционных консолей близок». Одна из самых известных серий того времени Infinity Blade могла похвастаться отличной графикой на мобильной версии Unreal Engine 3 и управлением, заточенным под смартфоны.

Одни из представителей подобных статей.
Одни из представителей подобных статей.

Главное, что объединяет большую часть мобильных игр сейчас — модель распространения. Free-to-play. Идеальный формат для мобильного телефона (по версии любого издателя, которому важна прибыль). Оказалось, что игры приносят больше денег если отдавать игру бесплатно, а вся монетизация будет идти за счет продажи косметических предметов, возможности купить внутри игровую валюту для быстрой прокачки или встроенной рекламы. Genshin Impact — игра, не нуждающаяся в представлении, успела заработать более 3 млрд. долларов с момента своего выхода в 2020 году, скажите, кто не хочет повторить подобный успех?

К слову, нельзя сказать, что на стационарных платформах все было идеально. Разработчики, видя, как можно зарабатывать на играх, стали интегрировать в свои игры полноценную систему монетизации. Можно сказать, что у кого-то получалось лучше, у кого-то не очень. Однако все сходятся во мнении, что показательным примером стал Star Wars: Battlefront 2 (2017). Если вкратце описать тактику, которой придерживались разработчики, то получится простая формула — заплати деньги в игре (!), за которую ты уже заплатил (!) чтобы попробовать поиграть в нее.

Пользовательская оценка как бы намекает, что разработчики пошли неверным путем.
Пользовательская оценка как бы намекает, что разработчики пошли неверным путем.

Количество игроков и выручка от мобильного сегмента стремительно растет. Если к концу 2015 года выручка от платформы равнялась 22,3 млрд. долларов, то уже к концу 2021 года эта сумма составила 93,2 миллиардов. В это же самое время объем от игровых консолей — 50,4 млрд. долларов.

Недаром, что после провала Nintendo Wii U, многие аналитики советовали компании переключиться на выпуск своих серий на мобильные платформы и забыть о стационарных консолях. И в 2016 году она действительно выпустила на мобильных устройствах Super Mario Run и, нашумевшую на весь мир, Pokemon GO (удивительная компания Nintendo, у которой получилось усадить домохозяек за Wii Sport перед телевизорами, а с помощью Pokemon GO отправить детей на улицу искать покемонов). Казалось вот оно, успех — игры бьют рекорды, приносят много денег. Срочно, нужно выпускать больше игр! — даешь Mario Kart Mobile, Legend of Zelda F2P Online RPG или Metroid с процедурной генерацией уровней и сменяемой экипировкой для Самус за реальные деньги. Но у самой Nintendo был немного другой ответ.

Как клон SSB Brawlhalla, чувствует себя вполне не плохо по сей день.
Как клон SSB Brawlhalla, чувствует себя вполне не плохо по сей день.

Приставка, в которую мало кто верил на старте, со временем завоевала любовь игроков по всему миру. Отличная библиотека игр, универсальный форм-фактор и сторонние компании с радостью портируют свои хиты. Разве кто-нибудь из вас не мечтал, играя в Дикую Охоту за приставкой, продолжить игровую сессию в дороге или сидя на туалете? Nintendo сделала это возможным. Switch объединил портативный и стационарный гейминг и показал как можно играть по-новому.

Пройдет всего несколько лет и, на волне успеха Nintendo Switch, Valve выпустит свой не самый портативный игровой компьютер Steam Deck. Теперь уже точно, каждый игрок сможет пройти накопленный бэклог из Steam.

Switch в сравнении с очень маленькой Steam Deck.
Switch в сравнении с очень маленькой Steam Deck.

Успех Nintendo и Valve доказывает, что в 2022 году игроки все также хотят взять свои любимые игры в дорогу или позалипать в кровати перед сном. Конечно, китайцы продолжают выпускать ретро-приставки типа Anbernic или Miyoo Mini, но это далеко не тоже самое, что выход нового поколения консолей от Nintendo, Sony или Microsoft. Если в 90-е и 00-е основными платформами были приставки и PC, то сейчас множество способов потребления контента дали пользователям по-новому взглянуть на привычные игры.

Для большей части геймеров, а это обладатели мобильных платформ (согласно статистике, на смартфонах играет более двух миллиардов человек) существует тонны кликеров, всевозможных стратегии, три-в-ряд, простеньких головоломок — в общем игры, где игровая сессия длится не более получаса и жанры, от которых «настоящие ценители видеоигрового искусства» приходят в ярость. Для тех, кто хочет перенести опыт со стационарных платформ все больше выходит портов признанной классики типа Star Wars: KOTOR, HD трилогия GTA, Planescape: Torment, Castlevania: SotN. Для любителей онлайн замесов — PUBG Mobile, Free Fire, Fortnite, Genshin Impact, FFVII: The First Soldier и другие.

Давай, посмотри на диаграмму и скажи, что мобильные игры это так мелочь, совсем не серьезно.
Давай, посмотри на диаграмму и скажи, что мобильные игры это так мелочь, совсем не серьезно.

Но управление все еще остается главным камнем преткновения при игре на смартфоне. Мобильный гейминг (пока) не может дать тот же опыт игры на телефоне, что мы получаем играя с помощью геймпада на приставке. Костылями здесь могут служить различные бампера, мини-джойстики, имитирующие нажатие кнопок или подключение геймпада, но это все равно остается костылями. Спросите кому удобнее играть в шутер от первого лица: владельцу PS Vita в Killzone (2013), Nintendo Switch в DOOM (2016) или владельцу смартфона в условную Modern Combat?

Одна из самых необычных вещей (по моему мнению) которые я находил для игры на телефоне.
Одна из самых необычных вещей (по моему мнению) которые я находил для игры на телефоне.

Что можно сказать в итоге? Каждый игрок выбирает для себя тот формат, который он считает наиболее удобным и интересным. Не стоит негативно относится к человеку, если его видеоигровые вкусы отличаются от твоих. Рынок постоянно меняется и появляются все новые способы делать то, что мы все так любим — играть в игры. Возможно в следующем поколении консолей производители будут повально выпускать убийц Switch, возможно кто-то полностью уйдет в облако или сделает упор на VR. Если еще недавно мысль о том, что какая-нибудь крупная студия выпустит продолжения своего хита на VR (привет, Алекс) казалась нереальной, то что нас ждет в будущем?

Делитесь в комментариях, что вы думаете по этому поводу и на чем мы будем играть в ближайшем будущем!)

Спасибо за внимание!

Helly von Valentine
Helly von Valentine


Лучшие комментарии

Да вообще-то никуда они не делись, просто впитались в смартфоны/планшеты.

Или просто это им не нужно.

Меня больше удивляет почему народ тупит и не понимает, что к смартфонам продаются геймпады.

А по теме: поколения сменились. Мне сейчас просто негде играть в портатив. А дома я лучше за пк посижу.

Мне сейчас просто негде играть в портатив. А дома я лучше за пк посижу.

Не знаю, я и дома предпочитаю играть в портативе, очень уж удобно расположиться где тебе нравится. Да и гибридность свитча абсолютно гениальный ход, когда ты можешь играть за монитором в стационаре, а когда надоест просто вытащить планшет и уйти играть на диване.

Русский рынок творит чудеса. Нинтендо ДС, которая в России и не продавалась почти, оказывается, одна из самых популярных консолей в истории, а GameBoyAdvance, который был буквально у всех — в два раза менее популярен.

Свитч есть, steamdeck не сказал бы что портативный, но всё же есть, чтр ещё надо то?

Думаю еще не все знают и понимают, что можно играть с геймпада на смартфоне

>ради которых стоило покупать новую приставку уже не оставалось

Только если говорить про западный майнстрим, так-то и в 2018-2019 году выходила достаточно игр на неё

Читай также