27 мая 27 мая 31 1526

Сага о не RPG

Что может сказать о жанре компьютерных RPG рядовой Вася, 40 лет, только что с завода? «Нууу ааээ это там, где мечом можно бить и ещё это, молнии кидать». И наш Василий в чём-то будет прав.

ыы палка делает пиу-пиу

Всё пошло-поехало с заезженных Dungeon&Dragons, одно упоминание которых можно считать моветоном. Гики спасались от безработицы и семейных проблем в воображаемом мире с эльфами, магией, драконами и коммунизмом. Один такой особо одарённый молодой человек под именем Расти Резерфорд посмотрел на это веселье и написал pedit 5, что стало локальной сенсацией. Другие владельцы модных клавиатур и яблок молча кивнули друг другу. А затем случился настоящий бум. DnD, Ultima, Dragonstomper, Rogue, Rings Of Zilphin, Final Fantasy, Dragon Quest и сотни других популярнейших по меркам тех времён проектов.

Вектор развития электронных RPG в массовой культуре прочно привязан к жанру фентези, в крайнем случае средневековья, ведь думеры всё своё детство нарезали скальных наездников в TES: Morrowind, прожигали часы в Ultima Online и крошили чертей в Diablo. А ребята постарше и вовсе вкусили самые сочные и знаковые плоды бурно растущего rpg геймдева – Legend of Legaia, Newerwinter Nights, Dungeon Master😉 и другие.

Никто не забыл о Fallout 1 и 2, Battle Teck: The crescent Hawk's Inception, System Shock и других НЕ фентезийных проектах. Они были и есть, в них играли и играют. Но основная масса разработчиков всё же делала ставку на мечи, магию и драконов, а не тематическое развитие жанра и эксперименты. Чем, собственно, и обусловлена условная привязка CRPG к фентези сеттингу.

А шо такое этот ваш эрпэгэ?

Исходя из мудреного названия RPG (от англ. Role-play game) – это отыгрыш роли. Но в контексте видеоигр это скорее не отыгрыш. А создание своей, собственной роли, которая соответствует нуждам и интересам воспаленного сознания геймера. И наличие пространства для воссоздания образа матёрого воина с двумя вилками в зубах позволяет отнести видеоигру к жанру RPG. Создаётся это пространство путём добавления динамических элементов геймплея, на которые игрок сам может влиять - инвентарь, изменяемый окружающий мир, ветки диалогов, система прокачки и т.д. 

На этом моменте стоит нырнуть в океан субъективности. Немного ознакомившись с изречениями геймерского сообщества на форумах и тематических ресурсов, становится ясно, что никому ничего не ясно. Отсутствие научной классификации, некой формулы, которая способна причислить тот или иной проект к RPG, приводит к регулярным спорам и конфликтам. Разобраться в этом, и узнать, кто прав, а кто дурак, ой как непросто.

Начнём издалека. Веселая ферма. Мастодонт отечественного игропрома, покоривший сердца десятков тысяч сорокалетних дам. В жанровой палитре проекта можно найти всего два пункта: Time-management, Casual. Игру можно пройти, нажимая одну кнопку в течение 15-ти часов. Знай себе, собирай куриные яйца и покупай новые порошковые заводы. Человек со здоровой психикой скажет, что ни о каком отыгрыше роли здесь не может быть и речи. Но будет ли он прав?

Ставим задачу: отыграть роль человека с вероисповеданием, запрещающим взаимодействие с грязными животными (в нашем случае свиньями). Весёлая ферма позволяет восполнять денежные нужды теми же курами и коровами, а плоды свиней может поднимать и помещать на склад кот, купленный на дозволенный заработок. Игра даёт возможность себя пройти, напрямую не собирая запрещенный нашей ролью продукт (да, для прохождения необходимо вручную перемещать свинину из склада в рабочие цеха, но и этот момент можно обойти). Чем не отыгрыш? Естественно, никто таким заниматься не будет, потому что это: а) удел извращенцев, б) очень энергозатратно, в) зачем?

Но ведь чисто ТЕХНИЧЕСКИ такая возможность есть. И можно ли из-за этого считать Весёлую ферму хоть на 1% RPG игрой?

Где находится грань между RPG и не RPG?

Там же, где и Half-Life 3. Её нет. Пока не существует академической, общепризнанной правды, которая смогла бы расставить все точки на i, раз и навсегда утвердить, что The Witcher – RPG, а League of Legends – нет.

Чтобы всё это дело обрело хоть какую-то конкретику, стоит ответить на ряд вопросов:

Необходимо ли наличие классических RPG элементов, чтоб видеоигра считалась ролевой?

С какой стати большинство современных, сверхпопулярных и признанных RPG – в первую очередь не RPG, а просто игры?  

И во что мутирует жанр RPG?  

Вновь обратимся к истокам. Те самые настольные игры. Зачем в них вообще играли? Вернее, чем физическая DnD цепляла и привлекала такую толпу людей? Явно не одними драконами и подземельями. Маловероятно, что Dungeon and Dragons стала бы культовой, если бы имела набор заранее установленных правил. Ключевая особенность – концепт свободной ролевой игры (очевидный, но важный факт). Люди играли (и продолжают играть), чтобы насладиться RPG элементом. А сеттинг, история и условия игры – это дополнительные приятности, позволяющие улучшить и упростить процесс отыгрыша.

CRPG на ранних этапах развития тоже придерживались этой концепции. Главным отличием от других компьютерных игр была вариативность действий. Крестики-нолики и пинг-понг на компьютерах тех времён не могли так значительно персонализировать игровой опыт и не давали возможности разыграться воображению.

RPG видеоигры 1970-х и 1980-х стремились удовлетворить этот ролевой голод. Разрабатывались не игры жанра РПГ, а РПГ в оболочке игр. Но в девяностые и начало нулевых игровые студии уже стали лавировать между смысловым содержанием видеоигр и возможностью отыгрыша роли (яркий пример удачного ухода от стандартов RPG тех времён – первые части Fallout). Сама возможность ролплея уже переставала «доставлять». Это в точности, как и с VR технологией. Поначалу (речь идёт о применении виртуальной реальности в видеоиграх) она сама по себе вызывала колоссальный взрыв мозга. Но сейчас уже нужно производить нечто сродни Half-Life: Alyx, чтобы заинтересовать игрока.

Чем дальше в лес – тем больше дров. Если сравнить хиты 90-х и второй воловины 10-х, заметна огромная разница в подходе к построению игр. The Witcher 3: Wild hunt «выстрелил» не из-за того, что это первоклассное RPG, а из-за своих захватывающих дух историй, прекрасного мира и помеси юмора самого разного рода. Даже Disco Elysium, который многие называют объективно лучшей RPG, очаровывает части смехом, абсурдом и интригой, а не только возможностью стать бомжом, самураем и коммунистом в одном лице.

По этой причине Mass Effect, Deus Ex, TES V: Skyrim в первую очередь игры. Их задача – не создать площадку для реализации своих извращенных желаний, а доставить хорошие эмоции, дать возможность приятно провести время.

Таки шо в итоге?

Споры о «трушности» того или иного проекта с меткой «RPG» несостоятельны. Видеоигры – относительно новое культурное явление, которое бурно развивается и жонглирует формами подачи, вариативностью наполнения и соотношением игровых элементов. Если первые компьютерные ролевки были хороши, преимущественно потому что они ролевые, то это вовсе не обязывает нынешних разработчиков следовать этим канонам.

Геральт-гигачад с почти одинаковым выражением лица на протяжении всей игры не уничтожит факт наличия в игре RPG-элементов.

Скупость диалоговых веток в Mass Effect не сделает игру экшеном чистой воды.

И Cyberpunk 2077 тоже можно обозвать полноценной RPG нового веяния, ведь все необходимые элементы ролевки на месте.

RPG сейчас – не основа для формирования новых игр, а инструмент, при помощи которого можно увлечь игрока, втянуть его в мир, полный драмы, веселья или жестокости, а зачастую – всего сразу. Инвентарь, древо прокачки, ветки диалогов – это не то, что должно само по себе интересовать, это лишь эдакая собака-поводырь, ведущая тебя навстречу действительно интересным приключениям уже известным путём.


Лучшие комментарии

FoxHeaven 28 мая, 23:33

Просто всё написанное умещается в одно-два предложения: тезис — игровые жанры нечётки и не имеют границ, аргумент — игры разрослись настолько, что ставят перед собой задачу в развлечении, а не в следовании правилам жанра. Всё остальное — вода. Хотя лично по моему мнению жанры — это просто условности, которыми наделили игроки и игрожуры компьютерные игры, чтобы хоть как-то классифицировать их и различать. То, что игра не влезает в рамки — это проблема тех, кто эти рамки создаёт.

Sytrash 28 мая, 2:12

Поэтому я бы отталкивался от изначальной формулировки «отыгрыш роли». Выкинул бы из критериев прокачку, уровни, цифры, полоски хп, лут. Это лишь наследие ДНД и работает нормально только в самом ДНД. И записал бы в РПГ те игры, которые дают отыграть роль методами выбора диалогов, однако НЕ ВСЕ. А только те, где отыгрыш роли может ОБОЗНАЧИТЬ рамки характера персонажа, при этом такая возможность должна быть на протяжении всей игры, ИЛИ хотя бы большинство времени, И ЕЩЁ при этом как-то повлиять на реакцию других персонажей на тебя (чтобы туда не попадали просто шутеры с выборами диалогов).

То есть возьмём один базовый элемент, избавимся от мусора, который щас есть считай в любой игре (прокачка и луты), и будем расставлять критерии внутри этого одного элемента.

И таким образом туда попадёт New Vegas, но не попадёт The Elder Scrolls. Попадёт (внезапно) Mass Effect, но не попадёт Ведьмак. Попадёт Baldur's Gate, но не попадёт какой-нибудь Titanfall 2 (где тоже есть выбор диалогов). И благодаря этому же отбору, туда не попадёт Deus Ex, потому что даже имея вариативность и диалоги, иммерсив сим задаёт отыгрыш геймплейно, а диалогово лишь отчасти. У них своё название и свои приколы и в целом это сверхжанр, который объединяет три других.

LVVrunner 28 мая, 8:29

Вася, с завода… Делал недавно обзор Gold Box Classics D&D содержащего 21 игру (включая те самые — первые игры). В наличии весь пак Might&Magic (играл мало). Одолены: Baldur's Gate 1,2; неплохо изучил и, кажется (ох и давно это было), даже прошёл Fallout 1,2; Pillars of Eternity 1, и не до конца — 2; Tyranny; рублю в Neverwinter Nights в коопе; играны (не до конца) — Encased, ATOM RPG + Трудоград, Solasta, Divinity Original Sin 1,2, Baldur's Gate 3. Это навскидку, не копаясь. Доклад по RPG окончил.

bodixx 28 мая, 20:24
Исходя из мудреного названия RPG (от англ. Role-play game) – это отыгрыш роли. Но в контексте видеоигр это скорее не отыгрыш. А создание своей, собственной роли, которая соответствует нуждам и интересам воспаленного сознания геймера.

Ну, смотря в какой РПГ) возьмем к примеру Ведьмак 3 и Скайрим.

В первом случае мы уже имеем определенного персонажа — это будет еще больше выражено, если перед этим почитать книги и поиграть в прыдущие части. Я вот сейчас прохожу как раз эту игру и строю свой выбор через призму «а как бы сделал...» — так что, как говорит один мой друг, получается симулятор Геральта.

Со Скайримом совершенно другая ситуация)

zyxterman 29 мая, 9:04

На самом деле то самое тру-РПГ может лежать совсем далеко от того что привыкли называть этими словами.
За столом игра чаще всего скатывается в одно из двух направлений: Либо все подряд вываливают на окружающих собственные девиации, либо играются только в рамках девиаций ведущего.
Первый вариант на компе представлен скорее глубоко модифицируемыми играми и, в случае мультиплеера, каким нибудь секонд-лайф или даже ВР-чатом.
Второй вариант — интерактивное кино, типа того что делают Дракман с Кейджем. Ну и менее известные личности.

Koba kun 29 мая, 12:22

то что во всеобщем понимании рпг в них должна быть прокачка я согласен, просто радикальное заявление в первом каменте, прокачка-значит рпг в моём понимании отрезало возможность давать прочие жанры играм с прокачкой

Sytrash 29 мая, 16:26
RPG — это игры с прокачкой

Вот из-за таких консервативных фанатов жанра, он и не развивается и остаётся в изометрии без изменения механик за 22 года.

lovegrudb 30 мая, 7:32

Все игры про отыгрыш роли. Что жтоэто значит? Либо в основе твоего рассуждения дыра, либо да.

Кирилл Левицкий 28 мая, 21:14
«Что может сказать о жанре компьютерных RPG рядовой Вася, 40 лет, только что с завода? «Нууу ааээ это там, где мечом можно бить и ещё это, молнии кидать». И наш Василий в чём-то будет прав.»

Ясно. Манера изъяснения очередного пориджа. Дальше читать пожалуй не буду.

Koba kun 29 мая, 11:25

по такой логике фар краи, новые doom, god of warы, tale spin на nes, весёлая ферма и куча других игр, которые к жанру никогда не относились — это рпг, но при этом candy crash saga и cut the rope, у которых основным жанром всегда помечается аркада ими не являются, т.к в них не нужны отточенные рефлексы, но необходимо применять какое-никакое планирование. Исторически как раз сложилось так, что практически невозможно однозначно обозначить игру (особенно современную) каким-то одним определённым жанром с точным набором факторов

Koba kun 29 мая, 11:48

в tale spin между уровнями, за собранные $ можно улучшать пушку(скорострельность), обшивку коробля(жизни) и по-моему ещё что-то, прокачка в чистом виде. Повторюсь, что суть в том, что сейчас почти невозможно причислить игру к определённому жанру, руководствуясь одним критерием, все как и вышеописанный жанр три в ряд находится на стыке. Даже вот мы-два рандомных человека из интернета не можем договориться о том в каком жанре игры, одна из которых вообще 30 летней давности

zyxterman 30 мая, 20:34

Причём тут фанаты? Это разработчики вечно говорят что у них лапки, и даже на вопросы тех же ДнД-шников «А где всякое плаванье со скалолазаньем» обычно отвечают что долго, дорого и этим не будет пользоваться 99% игроков.

Одни Ларианы вон популяризируют погоду, окружение и вертикальность.

Изометрия то сама по себе не плоха, вон той же Лебединой Песне лучше бы было не выеживаться и делать в таком формате и статичных картинках, если нет денег и желания сделать красиво от перво-третьего лица.

Sytrash 30 мая, 21:21
Причём тут фанаты?

Оно взаимосвязано. Потому что некоторым фанатам РПГ в кайф и изометрия. А мне за много лет игры в РПГ изометрия надоела. Просто КАК ФАКТ изометрия надоела, неважно, великий шедоуран это, или балдурс гейт или дивинити, который что-то пытается. Проблема именно в изометрии и в механике через шансы и кубы.

обычно отвечают что долго, дорого и этим не будет пользоваться 99% игроков.

Собственно в этом и взаимосвязь. А почему пользоваться то не будет? Потому что ДНД, КУБЫ, ЦИФРЫ, ПРОКАЧКА, ПРОКАЧКА ПАТИ — наше всё. А я вот хочу стрельбу как в колде, но при этом диалоги как в нью вегасе. Что получается, самому такую игру делать? Потому что некоторым фанатам достаточно и изометрии, а разработчики говорят что «не будет пользоваться, не хватает денег, продолжаем днд кубы». И выходит цикл, где одно подцепляет другое и уже неясно, кто виноват.

Ярослав Федоренко 27 мая, 22:17

Опробовать себя в различных направлениях околоигрожура, определиться с дальнейшим направлением работы. Был бы очень признателен любой критике :)

Sytrash 30 мая, 21:28
а не в геймплее?

Потому что имея обозначение «отыгрыш через геймплей», в РПГ можно будет записать любую игру в мире, ибо много где есть отыгрыш через геймплей. Мы обходим этот момент.

И, кстати, что значит «отыгрыш роли может ОБОЗНАЧИТЬ рамки характера персонажа»?

В этом элементе в целом про диалоги, которые обозначают, говоришь ты добрую фразу, злую, или харизматичну. или фраза становится доступна имея навык «подрывник», это будет обозначать определённые рамки характера перса. А ещё это нужно, чтобы туда не влезали многие экшн-рпг, где диалоги несут смысл чисто информационный.

Sytrash 31 мая, 7:13
Так обходим, что теперь, допустим, нападать на NPC или наоборот щадить их в битве уже не считается за моральный выбор, если не оформлено под диалог.

А вот и нет. Мы находимся в контексте, а не смотрим на определение в вакууме. Это жанр и его описание не может существовать «просто так». Определение взято не из воздуха. Оно взято на основе ИМЕЮЩИХСЯ игр. Так жанры и строятся. А значит меняется, когда выходят новые игры и изменяют что-то ещё. Нападать на НПС можно в любой игре. Щадить же в великом множестве ПОКА ЧТО имеющихся игр можно только методом диалогов, после того как ты их победил. А в случаях где они просто убегают и ты перестаёшь стрелять, это не оформлено как моральный выбор, потому что НЕ ИМЕЕТ РЕАКЦИИ мира на это действие. (Напоминаю Деусы и Дисонорды уже имеют внутри себя РПГ, поэтому они особняком). А про Блейдраннер, смотря насколько это необходимая и постоянная часть игры.

И кто-то упрекал меня в консерватизме и нежелании развивать жанр...

Ты сравнил упрёк в РАЗВИТИИ ЖАНРА, с умозрительным ОПИСАНИЕМ определения. Ну ты чего, а? От того, что мы запихнём игры, которые в контексте моего описания не являются РПГ, в РПГ или наоборот, вытащим, количество изометрии меньше не станет и в принципе ничего не поменяется, что да, что нет. И в целом это не связано с развитием или деградацией. А вот от требования фанатами более дорогого, более разнообразного, более экспериментального подхода к РПГ — может и станет и что-то изменится. Потому что создатели РПГ пока что слушают свою аудиторию.

Читайте также