Что может сказать о жанре компьютерных RPG рядовой Вася, 40 лет, только что с
завода? «Нууу ааээ это там, где мечом можно бить и ещё это, молнии кидать». И
наш Василий в чём-то будет прав.
ыы палка делает пиу-пиу
Всё пошло-поехало с заезженных Dungeon&Dragons, одно упоминание которых можно
считать моветоном. Гики спасались от безработицы и семейных проблем в
воображаемом мире с эльфами, магией, драконами и коммунизмом. Один такой особо
одарённый молодой человек под именем Расти Резерфорд посмотрел на это веселье и
написал pedit 5, что
стало локальной сенсацией. Другие владельцы модных клавиатур и яблок молча
кивнули друг другу. А затем случился настоящий бум. DnD, Ultima, Dragonstomper,
Rogue, Rings Of Zilphin, Final Fantasy, Dragon Quest и
сотни других популярнейших по меркам тех времён проектов.
Вектор развития электронных RPG в массовой
культуре прочно привязан к жанру фентези, в крайнем случае средневековья, ведь
думеры всё своё детство нарезали скальных наездников в TES: Morrowind, прожигали часы в Ultima Online и крошили чертей в Diablo. А ребята постарше и
вовсе вкусили самые сочные и знаковые плоды бурно растущего rpg геймдева – Legend of Legaia, Newerwinter Nights, Dungeon Master😉 и другие.
Никто не забыл о Fallout 1 и 2, Battle Teck: The crescent Hawk's Inception, System Shock и других НЕ фентезийных проектах. Они
были и есть, в них играли и играют. Но основная масса разработчиков всё же
делала ставку на мечи, магию и драконов, а не тематическое развитие жанра и
эксперименты. Чем, собственно, и обусловлена условная привязка CRPG к фентези сеттингу.
А шо такое этот ваш эрпэгэ?
Исходя из
мудреного названия RPG (от англ. Role-play game) – это отыгрыш роли. Но в контексте видеоигр это скорее не отыгрыш. А создание своей, собственной роли, которая соответствует нуждам и
интересам воспаленного сознания геймера. И наличие пространства для воссоздания
образа матёрого воина с двумя вилками в зубах позволяет отнести видеоигру к
жанру RPG. Создаётся это пространство путём добавления динамических элементов геймплея, на которые игрок сам может влиять - инвентарь, изменяемый окружающий мир, ветки диалогов, система прокачки и т.д.
На этом
моменте стоит нырнуть в океан субъективности. Немного ознакомившись с
изречениями геймерского сообщества на форумах и тематических ресурсов, становится ясно,
что никому ничего не ясно. Отсутствие научной классификации, некой формулы,
которая способна причислить тот или иной проект к RPG, приводит к регулярным спорам и
конфликтам. Разобраться в этом, и узнать, кто прав, а кто дурак, ой как
непросто.
Начнём
издалека. Веселая ферма. Мастодонт отечественного игропрома, покоривший сердца
десятков тысяч сорокалетних дам. В жанровой палитре проекта можно найти всего
два пункта: Time-management, Casual. Игру можно пройти, нажимая одну кнопку в течение 15-ти часов. Знай
себе, собирай куриные яйца и покупай новые порошковые заводы. Человек со
здоровой психикой скажет, что ни о каком отыгрыше роли здесь не может быть и
речи. Но будет ли он прав?
Ставим
задачу: отыграть роль человека с вероисповеданием, запрещающим взаимодействие с
грязными животными (в нашем случае свиньями). Весёлая ферма позволяет
восполнять денежные нужды теми же курами и коровами, а плоды свиней может
поднимать и помещать на склад кот, купленный на дозволенный заработок. Игра
даёт возможность себя пройти, напрямую не собирая запрещенный нашей ролью
продукт (да, для прохождения необходимо вручную перемещать свинину из склада в
рабочие цеха, но и этот момент можно обойти). Чем не отыгрыш? Естественно,
никто таким заниматься не будет, потому что это: а) удел извращенцев, б) очень
энергозатратно, в) зачем?
Но ведь чисто
ТЕХНИЧЕСКИ такая возможность есть. И можно ли из-за этого считать Весёлую ферму
хоть на 1% RPG игрой?
Где находится грань между RPG и не RPG?
Там же, где и
Half-Life 3. Её нет. Пока не существует
академической, общепризнанной правды, которая смогла бы расставить все точки на
i, раз и навсегда
утвердить, что The Witcher – RPG, а League of Legends – нет.
Чтобы всё это
дело обрело хоть какую-то конкретику, стоит ответить на ряд вопросов:
Необходимо ли
наличие классических RPG элементов,
чтоб видеоигра считалась ролевой?
С какой стати
большинство современных, сверхпопулярных и признанных RPG – в первую очередь не RPG, а просто игры?
И во что
мутирует жанр RPG?
Вновь
обратимся к истокам. Те самые настольные игры. Зачем в них вообще играли?
Вернее, чем физическая DnD цепляла
и привлекала такую толпу людей? Явно не одними драконами и подземельями.
Маловероятно, что Dungeon and Dragons стала бы культовой, если бы имела
набор заранее установленных правил. Ключевая особенность – концепт свободной ролевой
игры (очевидный, но важный факт). Люди играли (и продолжают играть), чтобы
насладиться RPG элементом.
А сеттинг, история и условия игры – это дополнительные приятности, позволяющие
улучшить и упростить процесс отыгрыша.
CRPG на
ранних этапах развития тоже придерживались этой концепции. Главным отличием от
других компьютерных игр была вариативность действий. Крестики-нолики и
пинг-понг на компьютерах тех времён не могли так значительно персонализировать
игровой опыт и не давали возможности разыграться воображению.
RPG видеоигры
1970-х и 1980-х стремились удовлетворить этот ролевой голод. Разрабатывались не
игры жанра РПГ, а РПГ в оболочке игр. Но в девяностые и начало нулевых игровые
студии уже стали лавировать между смысловым содержанием видеоигр и возможностью
отыгрыша роли (яркий пример удачного ухода от стандартов RPG тех времён – первые части Fallout). Сама возможность ролплея уже
переставала «доставлять». Это в точности, как и с VR технологией. Поначалу (речь идёт о
применении виртуальной реальности в видеоиграх) она сама по себе вызывала
колоссальный взрыв мозга. Но сейчас уже нужно производить нечто сродни Half-Life: Alyx, чтобы заинтересовать игрока.
Чем дальше в
лес – тем больше дров. Если сравнить хиты 90-х и второй воловины 10-х, заметна
огромная разница в подходе к построению игр. The Witcher 3: Wild hunt «выстрелил» не из-за того, что это
первоклассное RPG, а из-за своих захватывающих дух историй, прекрасного мира и помеси
юмора самого разного рода. Даже Disco Elysium, который многие называют объективно
лучшей RPG, очаровывает части смехом, абсурдом и интригой, а не только
возможностью стать бомжом, самураем и коммунистом в одном лице.
По этой причине
Mass Effect, Deus Ex, TES V: Skyrim в первую очередь игры. Их задача – не создать
площадку для реализации своих извращенных желаний, а доставить хорошие эмоции,
дать возможность приятно провести время.
Таки шо в итоге?
Споры о «трушности» того или иного проекта с меткой «RPG» несостоятельны. Видеоигры
– относительно новое культурное явление, которое бурно развивается и жонглирует
формами подачи, вариативностью наполнения и соотношением игровых элементов.
Если первые компьютерные ролевки были хороши, преимущественно потому что они
ролевые, то это вовсе не обязывает нынешних разработчиков следовать этим
канонам.
Геральт-гигачад с почти одинаковым выражением лица на
протяжении всей игры не уничтожит факт наличия в игре RPG-элементов.
Скупость диалоговых веток в Mass Effect не сделает игру
экшеном чистой воды.
И Cyberpunk
2077 тоже можно обозвать полноценной RPG нового веяния, ведь все необходимые элементы ролевки на
месте.
RPG сейчас – не основа для формирования новых игр, а инструмент,
при помощи которого можно увлечь игрока, втянуть его в мир, полный драмы,
веселья или жестокости, а зачастую – всего сразу. Инвентарь, древо прокачки,
ветки диалогов – это не то, что должно само по себе интересовать, это лишь
эдакая собака-поводырь, ведущая тебя навстречу действительно интересным
приключениям уже известным путём.