27 мая 2022 27.05.22 16 1758

Сага о не RPG

+11

Что может сказать о жанре компьютерных RPG рядовой Вася, 40 лет, только что с завода? «Нууу ааээ это там, где мечом можно бить и ещё это, молнии кидать». И наш Василий в чём-то будет прав.

ыы палка делает пиу-пиу

Всё пошло-поехало с заезженных Dungeon&Dragons, одно упоминание которых можно считать моветоном. Гики спасались от безработицы и семейных проблем в воображаемом мире с эльфами, магией, драконами и коммунизмом. Один такой особо одарённый молодой человек под именем Расти Резерфорд посмотрел на это веселье и написал pedit 5, что стало локальной сенсацией. Другие владельцы модных клавиатур и яблок молча кивнули друг другу. А затем случился настоящий бум. DnD, Ultima, Dragonstomper, Rogue, Rings Of Zilphin, Final Fantasy, Dragon Quest и сотни других популярнейших по меркам тех времён проектов.

Вектор развития электронных RPG в массовой культуре прочно привязан к жанру фентези, в крайнем случае средневековья, ведь думеры всё своё детство нарезали скальных наездников в TES: Morrowind, прожигали часы в Ultima Online и крошили чертей в Diablo. А ребята постарше и вовсе вкусили самые сочные и знаковые плоды бурно растущего rpg геймдева – Legend of Legaia, Newerwinter Nights, Dungeon Master???? и другие.

Никто не забыл о Fallout 1 и 2, Battle Teck: The crescent Hawk's Inception, System Shock и других НЕ фентезийных проектах. Они были и есть, в них играли и играют. Но основная масса разработчиков всё же делала ставку на мечи, магию и драконов, а не тематическое развитие жанра и эксперименты. Чем, собственно, и обусловлена условная привязка CRPG к фентези сеттингу.

А шо такое этот ваш эрпэгэ?

Исходя из мудреного названия RPG (от англ. Role-play game) – это отыгрыш роли. Но в контексте видеоигр это скорее не отыгрыш. А создание своей, собственной роли, которая соответствует нуждам и интересам воспаленного сознания геймера. И наличие пространства для воссоздания образа матёрого воина с двумя вилками в зубах позволяет отнести видеоигру к жанру RPG. Создаётся это пространство путём добавления динамических элементов геймплея, на которые игрок сам может влиять - инвентарь, изменяемый окружающий мир, ветки диалогов, система прокачки и т.д. 

На этом моменте стоит нырнуть в океан субъективности. Немного ознакомившись с изречениями геймерского сообщества на форумах и тематических ресурсов, становится ясно, что никому ничего не ясно. Отсутствие научной классификации, некой формулы, которая способна причислить тот или иной проект к RPG, приводит к регулярным спорам и конфликтам. Разобраться в этом, и узнать, кто прав, а кто дурак, ой как непросто.

Начнём издалека. Веселая ферма. Мастодонт отечественного игропрома, покоривший сердца десятков тысяч сорокалетних дам. В жанровой палитре проекта можно найти всего два пункта: Time-management, Casual. Игру можно пройти, нажимая одну кнопку в течение 15-ти часов. Знай себе, собирай куриные яйца и покупай новые порошковые заводы. Человек со здоровой психикой скажет, что ни о каком отыгрыше роли здесь не может быть и речи. Но будет ли он прав?

Ставим задачу: отыграть роль человека с вероисповеданием, запрещающим взаимодействие с грязными животными (в нашем случае свиньями). Весёлая ферма позволяет восполнять денежные нужды теми же курами и коровами, а плоды свиней может поднимать и помещать на склад кот, купленный на дозволенный заработок. Игра даёт возможность себя пройти, напрямую не собирая запрещенный нашей ролью продукт (да, для прохождения необходимо вручную перемещать свинину из склада в рабочие цеха, но и этот момент можно обойти). Чем не отыгрыш? Естественно, никто таким заниматься не будет, потому что это: а) удел извращенцев, б) очень энергозатратно, в) зачем?

Но ведь чисто ТЕХНИЧЕСКИ такая возможность есть. И можно ли из-за этого считать Весёлую ферму хоть на 1% RPG игрой?

Где находится грань между RPG и не RPG?

Там же, где и Half-Life 3. Её нет. Пока не существует академической, общепризнанной правды, которая смогла бы расставить все точки на i, раз и навсегда утвердить, что The Witcher – RPG, а League of Legends – нет.

Чтобы всё это дело обрело хоть какую-то конкретику, стоит ответить на ряд вопросов:

Необходимо ли наличие классических RPG элементов, чтоб видеоигра считалась ролевой?

С какой стати большинство современных, сверхпопулярных и признанных RPG – в первую очередь не RPG, а просто игры?  

И во что мутирует жанр RPG?  

Вновь обратимся к истокам. Те самые настольные игры. Зачем в них вообще играли? Вернее, чем физическая DnD цепляла и привлекала такую толпу людей? Явно не одними драконами и подземельями. Маловероятно, что Dungeon and Dragons стала бы культовой, если бы имела набор заранее установленных правил. Ключевая особенность – концепт свободной ролевой игры (очевидный, но важный факт). Люди играли (и продолжают играть), чтобы насладиться RPG элементом. А сеттинг, история и условия игры – это дополнительные приятности, позволяющие улучшить и упростить процесс отыгрыша.

CRPG на ранних этапах развития тоже придерживались этой концепции. Главным отличием от других компьютерных игр была вариативность действий. Крестики-нолики и пинг-понг на компьютерах тех времён не могли так значительно персонализировать игровой опыт и не давали возможности разыграться воображению.

RPG видеоигры 1970-х и 1980-х стремились удовлетворить этот ролевой голод. Разрабатывались не игры жанра РПГ, а РПГ в оболочке игр. Но в девяностые и начало нулевых игровые студии уже стали лавировать между смысловым содержанием видеоигр и возможностью отыгрыша роли (яркий пример удачного ухода от стандартов RPG тех времён – первые части Fallout). Сама возможность ролплея уже переставала «доставлять». Это в точности, как и с VR технологией. Поначалу (речь идёт о применении виртуальной реальности в видеоиграх) она сама по себе вызывала колоссальный взрыв мозга. Но сейчас уже нужно производить нечто сродни Half-Life: Alyx, чтобы заинтересовать игрока.

Чем дальше в лес – тем больше дров. Если сравнить хиты 90-х и второй воловины 10-х, заметна огромная разница в подходе к построению игр. The Witcher 3: Wild hunt «выстрелил» не из-за того, что это первоклассное RPG, а из-за своих захватывающих дух историй, прекрасного мира и помеси юмора самого разного рода. Даже Disco Elysium, который многие называют объективно лучшей RPG, очаровывает части смехом, абсурдом и интригой, а не только возможностью стать бомжом, самураем и коммунистом в одном лице.

По этой причине Mass Effect, Deus Ex, TES V: Skyrim в первую очередь игры. Их задача – не создать площадку для реализации своих извращенных желаний, а доставить хорошие эмоции, дать возможность приятно провести время.

Таки шо в итоге?

Споры о «трушности» того или иного проекта с меткой «RPG» несостоятельны. Видеоигры – относительно новое культурное явление, которое бурно развивается и жонглирует формами подачи, вариативностью наполнения и соотношением игровых элементов. Если первые компьютерные ролевки были хороши, преимущественно потому что они ролевые, то это вовсе не обязывает нынешних разработчиков следовать этим канонам.

Геральт-гигачад с почти одинаковым выражением лица на протяжении всей игры не уничтожит факт наличия в игре RPG-элементов.

Скупость диалоговых веток в Mass Effect не сделает игру экшеном чистой воды.

И Cyberpunk 2077 тоже можно обозвать полноценной RPG нового веяния, ведь все необходимые элементы ролевки на месте.

RPG сейчас – не основа для формирования новых игр, а инструмент, при помощи которого можно увлечь игрока, втянуть его в мир, полный драмы, веселья или жестокости, а зачастую – всего сразу. Инвентарь, древо прокачки, ветки диалогов – это не то, что должно само по себе интересовать, это лишь эдакая собака-поводырь, ведущая тебя навстречу действительно интересным приключениям уже известным путём.


Лучшие комментарии

Вася, с завода… Делал недавно обзор Gold Box Classics D&D содержащего 21 игру (включая те самые — первые игры). В наличии весь пак Might&Magic (играл мало). Одолены: Baldur's Gate 1,2; неплохо изучил и, кажется (ох и давно это было), даже прошёл Fallout 1,2; Pillars of Eternity 1, и не до конца — 2; Tyranny; рублю в Neverwinter Nights в коопе; играны (не до конца) — Encased, ATOM RPG + Трудоград, Solasta, Divinity Original Sin 1,2, Baldur's Gate 3. Это навскидку, не копаясь. Доклад по RPG окончил.

Исходя из мудреного названия RPG (от англ. Role-play game) – это отыгрыш роли. Но в контексте видеоигр это скорее не отыгрыш. А создание своей, собственной роли, которая соответствует нуждам и интересам воспаленного сознания геймера.

Ну, смотря в какой РПГ) возьмем к примеру Ведьмак 3 и Скайрим.

В первом случае мы уже имеем определенного персонажа — это будет еще больше выражено, если перед этим почитать книги и поиграть в прыдущие части. Я вот сейчас прохожу как раз эту игру и строю свой выбор через призму «а как бы сделал...» — так что, как говорит один мой друг, получается симулятор Геральта.

Со Скайримом совершенно другая ситуация)

На самом деле то самое тру-РПГ может лежать совсем далеко от того что привыкли называть этими словами.
За столом игра чаще всего скатывается в одно из двух направлений: Либо все подряд вываливают на окружающих собственные девиации, либо играются только в рамках девиаций ведущего.
Первый вариант на компе представлен скорее глубоко модифицируемыми играми и, в случае мультиплеера, каким нибудь секонд-лайф или даже ВР-чатом.
Второй вариант — интерактивное кино, типа того что делают Дракман с Кейджем. Ну и менее известные личности.

то что во всеобщем понимании рпг в них должна быть прокачка я согласен, просто радикальное заявление в первом каменте, прокачка-значит рпг в моём понимании отрезало возможность давать прочие жанры играм с прокачкой

Там же, где и Half-Life 3. Её нет.

А вот щас больно...

«Что может сказать о жанре компьютерных RPG рядовой Вася, 40 лет, только что с завода? «Нууу ааээ это там, где мечом можно бить и ещё это, молнии кидать». И наш Василий в чём-то будет прав.»

Ясно. Манера изъяснения очередного пориджа. Дальше читать пожалуй не буду.

а ведь такие Василии с завода сильно за фф шарят)

Да такие Васи хренористов по 13 части фф делали

по такой логике фар краи, новые doom, god of warы, tale spin на nes, весёлая ферма и куча других игр, которые к жанру никогда не относились — это рпг, но при этом candy crash saga и cut the rope, у которых основным жанром всегда помечается аркада ими не являются, т.к в них не нужны отточенные рефлексы, но необходимо применять какое-никакое планирование. Исторически как раз сложилось так, что практически невозможно однозначно обозначить игру (особенно современную) каким-то одним определённым жанром с точным набором факторов

в tale spin между уровнями, за собранные $ можно улучшать пушку(скорострельность), обшивку коробля(жизни) и по-моему ещё что-то, прокачка в чистом виде. Повторюсь, что суть в том, что сейчас почти невозможно причислить игру к определённому жанру, руководствуясь одним критерием, все как и вышеописанный жанр три в ряд находится на стыке. Даже вот мы-два рандомных человека из интернета не можем договориться о том в каком жанре игры, одна из которых вообще 30 летней давности

Я не очень понял, где в Tale Spin на Nes прокачка?

А что касается всего остального, то именно так и есть. В последних Far Cry и Doom Eternal — да, есть элементы RPG. Cut the Rope — это скорее головоломка, чем аркада (хотя по-моему там есть уровни, требующие рефлексов). Ну и три-в-ряд — это три-в-ряд, жанр на стыке аркады и головоломки.

И? То, что границы жанров размыты и есть игры, совмещающие в себе несколько жанров не отменяет того, что определённые критерии или как минимум признаки у жанров всё же есть. Для аркад — это скоростной игровой процесс и минимум наворотов, для RPG — прокачка, а не отыгрыш.

RPG — это игры с прокачкой, независимо от того как там отыгрывается роль. Точно также как аркады — игры требующие рефлексов вместо вдумчивого планирования, независимо от того, где в них играют. Так исторически сложилось.

Читай также