16 января 2022 16.01.22 2 1792

Ретрогейминг из будущего

+13

 Привет СтопГейм! В начале 2018 года, благодаря «Разбору Полётов» от Василия Гальперова и Макс… Дмитрия Кунгурова у меня появился Свитч. В 2022 году я хочу подумать о его будущем, немного покопаться в истории его разработки, и побомбить на цифровую дистрибьюцию. 

Как вы уже могли заметить- исходя из моих статей- я люблю, что бы мои железки оставались со мной, и в обязательно работоспособном состоянии. Эта проф-деформация вызванная увлечением в старую вычислительную технику откладывает определенный отпечаток на восприятие техники в дне сегодняшнем. Примерно начинаешь прикидывать, какая из железок в целом сможет дожить до момента, когда из старого хлама она превратиться в уважаемое ретро, а какая рассыплется ещё на стадии морального устаревания. Будет ли железка по окончанию своей актуальности интересна сама по себе, какие у неё перспективы быть работоспособной с точки зрения повсеместного требования смотреть в сеть. Иными словами – получится ли полноценно поностальгировать за ней о времени настоящем во времени будущем.

Но, для начала, давайте разберемся, а что вообще такое этот Свитч с точки зрения железа, и как он такой появился?

Что общего у Мэйнфрэймов, Теслы и Свитча?
Что общего у Мэйнфрэймов, Теслы и Свитча?

Когда Невидия анонсировала выпуск «собственного процессора» Nvidia Tegra я очень обрадовался, так как компания специализирующаяся на графоне в игрульках наверняка сможет что-то придумать такое, от чего последующий геймерский опыт будет невероятно классным относительно предыдущего – «они то знают!». Ещё через какое-то время понеслись галопом анонсы о своей приставке, ещё какой-то там периферии. По словам Джен-сена Хуана, генерального директора NVIDIA, SHIELD должна стать устройством, которое сделает для игр то же, что сделали iPod и Kindle для музыки и книг, — «позволит нам играть новым замечательным образом». Посмотрев на «новый игровой экспириенс» с андройдом и вайфаем я так и не понял, что они хотели этим сказать. Фактически, их консоль Nvidia Shield была ТВ-приставкой на андройде с софтом дуплексного стрима запущенной на ПК игры. «Ну камон, невидия, чё за шляпа» подумал я, и забыл об этом, как о страшном сне. Вот нужно же было разрабатывать какое-то там железо, что б по итогу пихать его в полтора планшета, и приписывать гордый эпитет «геймерское» никому не нужным мобильным устройствам (прости, Мобильный Уэс). Ожидаемо, вся эта котовасия загнулась, и вылетала из инфополя через пару дней после очередного анонса «невиданного геймерства».

Однако, надо бы разобраться в вопросе поглубже, а то я же тут разбор полё... Свитча устраиваю. Итак, что же такое эта Нвидиа Тегра, и почему с треском провалились все начинания Невидии со своими Шилдами на её основе? Как потом пришла Нинтенда, и начала делать Невидии кассу, выпустив почти 100 лямов приставок с её Тегрой?

А Тегра у нас не процессор, как это почему-то подавалось в новостях того времени (как я запомнил) а система-на-чипе (System-On-Chip – SOC). Сама концепция засовывать всё в один кристалл не нова, мусолилась давно, а первый полноценный СОК появился в 74 году, и был… часами наручными.  

Где-то между 2008 и 2013 случился внезапный бум одноплатных компьютеров, обусловленный достижением в микроэлектронике уровня относительной лёгкости в создании чего-то осмысленного небольшим количеством людей без затрат астрономических сумм на проектирование. Рынок стал наводнён предложениями встраиваемой электроники, всякими системами управления умными домами, комплектами для самодельной робототехники, и прочими DIY.

В этот же временной промежуток Невидия покупает компанию PortalPlayer, которая к тому моменту успела засветиться выпуская медиапроцессоры для АйПодов, и на базе их кадров и знаний начинает разработку своих первых двух СОКов. В 2009 году произошел анонс, и в серию пошли APX2500 и Tegra 600. Один СОК ориентировался на одной ногой в песках времён стоявшую платформу Windows Mobile/CE, а второй чип целился в рынок уже разлагавшихся КПК и смартбуков. Через год, правда, ребята переобулись и пошли продвигать Андройд в массы. Далее шли несколько лет, с 2009 по 2015, когда Невидиа очень хотела куда—то всунуть свою Тегру, но как-то всё шло не очень. Из значимых событий можно отметить Тегру третьего поколения, которая работала термометро... бортовым компьютером в Тесле Модель Эс. 

Что общего у Свитча и Теслы?
Что общего у Свитча и Теслы?

На Тегре четвертого поколения Невидиа случайно вспомнила, что вообще-то она как бы немножечко геймерская, и надо бы зауши притянуть аудиторию к новому продукту... всунуть что-то от своих видеокарт в эту Тегру. Впервые у Невидии в СОКе появился кусочек 600ой серии видеокарт на архитектуре Кеплер. Таким образом, свет увидели «геймерские» планшеты от брендов второго эшелона, и в щщи не упавший Shield, представлявший из себя геймпад с прикрученным смартфоном (без возможности звонить, ага).

Отдельно стоит отметить то, что Невидиа ещё и отказалась от стороннего ЦПУ, интегрировав в это поколение собственную сборку вычислительных ядер архитектуры Денвер, которая использовала внутренний формат команд процессора VLIW, что роднит эту штуку с такими интересными названиями как Intel Itanium, Transmeta Crusoe, и, внезапно, Эльбрусом. Распространяться не буду, иначе дорогой читатель окончательно заснёт.  

Саксесс стори начинается с релиза шестого поколения - NVIDIA Tegra X1 в 2015. Однако, к этому успеху совершенно точно не относится релиз Шилд Консоли. К тому моменту среди конечных пользователей более-менее распространились домашние роутеры с поддержкой быстрой вафли, и ребята из невидии всерьез заявляли, что их ТВ-приставка на андройде транслирующая картинку на телик с ПК может «на равных конкурировать с PlayStation 4». По их же заявлениям, приставка с СОКом была «более чем в 2 раза производительнее Xbox 360». Звучало мило, но рынок не повёлся. Так или иначе, на данный релиз Тегры обратила внимание большая N, которая с 2012 года в муках спада продаж ДСов и провала Вии Ю рожала концепцию «2 в 1» для новой консоли. Здраво рассудив, что для завоевания массового рынка новой приставкой мощности ТегрыХ1 с куском 900 серии видеокарт архитектуры Максвелл должно хватить, пара компаний на N хлопнули по рукам, и началась магия.

С историей разобрались, перейдём к субъективизму. Вася с Димой продали мне консоль своим разбором The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Я на тот момент только закончил проходить всю серию Ведьмака, закончив Дикую Охоту со всеми dlc не оставив знаков вопросов на карте и квестов в журнале. Во что играть дальше я не представлял, и даже на ознакомление с серией Ведьмака мне изначально пришлось себя уговаривать. Как-то в тот период жизни от игр я отдалился. Рассказ о здоровенном опенворлде без зачисток вышек вызвал у меня жгучий интерес, равно как и дифирамбы о сверхпродуманном японском геймдизайне. Я поборолся с желанием месяц-другой, но в итоге сдался. Где-то 160 часов чистого геймплэя на сюжет и зачистку карты, около полугода реального времени, и пришла пора искать новые игры. За время прохождения Ботвы я очень привязался к Свитчу, как к железке постоянно живущей у меня в рюкзаке. Да и не только в рюкзаке – Свитч был на тот момент моей единственной консолью, и первой, после Супер Нинтенды из 1993 года.

Так что, я с ужасом ПКшника от цен на цифру продирался через ранний Ешоп (магазин цифровой дистрибуции Нинтенды), и постепенно набивал свою библиотеку. Рассуждения мои были просты – я часто играю в Грид или Дёрт, люблю поноубрэйнить в ГТА, РПГ тоже норм тема – я начал скупать удовлетворяющие моим интересам игры, что бы возможность ноубрэйнить была всегда со мной. Grid Autosport, WRC8, Saints Row 3, TES 5 Skyrim, Divinity: Original Sin 2, и так далее. Какой-то тяги к японщине или эксклюзивам у меня на то время не наблюдалось. До тех пор, пока я не наткнулся на демку Dragon Quest XI. Тут то и началось моё путешествие на дно кроличьей норы, под названием JRPG. И в мир консолей, в общем-то, тоже. А когда на Свитч анонсировали Ведьмака 3, тут-то я вообще заорал от экстаза. Мобильная консоль, позволявшая играть в триплА с пекарни по 3 часа без провода к пауэрбанке\розетке вознесла Свичару в моих глазах вообще куда-то в космос. Последующие пару лет я мотался из Москвы в Питер по паре раз в неделю, так что это был полнейший вин. Спасибо Вася! Спасибо Дима!

Штош, с одами Свитчу-из-настоящего закончил, можно и перенестись на 10 лет вперед. Или на 20. С какими проблемами, условностями и нюансами может встретиться рандомный любитель старых железок, если ему вдруг захочется обзавестись Свитчём? Из настоящего я вижу весьма мало проблем связанных с железом. Что точно будет головной болью, так это джойконы. Свои я перебирал 2 раза для избавления от «дрейфа» - примерно раз в 200 часов. Отдельно отмечу, что после появления чехла, и транспортировки Свитча в нём, Джойконы я больше не перебирал. Как мне кажется, дрейфу очень способствует транспортировка в сумке\рюкзаке без чехла, когда стики отклоняются, и под пыльники стиков, внутрь самих механизмов начинает забиваться пыль. Причём, как такового загрязнения при разборе я ни разу не видел – пара пылинок максимум. Человеку, способному перебрать до болта ноутбук за пол часика, или обладателю опыта замены акума на Айфоне труда перебрать Джойконы не составит, а вот менее подкованному ретротехнонекрофилу это может показаться значительной головной болью – для ремонта они предназначены слабо, и есть не иллюзорные шансы оторвать пару шлейфов, и сломать металлические защёлки корпусов стиков. Сама же чистка проста и незатейлива – ватная палочка со спиртом, и микрофибра от разводов.

Сам Свитч мне разбирать ещё не приходилось – он всё ещё не шумит, не греется, и каким либо образом не сигнализирует о приходе времени замены термопасты. Гипотетическому технонекрофилу-из-будущего же, так или иначе, придётся его разобрать. Как минимум, для замены аккумулятора. Судя по гайду на ifixit, сложностей возникнуть не должно от слова совсем.

Другое дело – софт. Современная тенденция увода пользователя от автономности в пользу облаков, цифровой дистрибьюции, и прочих сомнительных для ретрофаната историй уже сейчас нормальные такие палки в колёса может вставить. Например, у меня есть какой-то там полный сборник всех МеталГеаров для PS3, в который входят ключи для скачивания первых частей серии на PSP. Думаю, вы уже уловили связь. Точнее её отсутствие между PSP\PS3 и интернетом. Протоколы безопасности беспроводной связи устаревают, легаси и совместимость старых устройств поддерживать дорого, и производители, что логично, отказываются от этого. Чтобы просто подключить в одну WI-FI сеть PS3 и PSP уже приходится или делать мост между парой роутеров, на одном из которых поднимается открытая или устаревшая по шифрованию сеть, или же, ослабляется шифрования на основном роутере. Не исключаю, что через 10-20 лет тот же Свитч просто не сможет подключиться к беспроводным сетям. И это мы сейчас о простейшем. Можно припомнить, как возгорелся интернет от заявления Сони об отключении магазина для PS3. А ведь им всего-навсего 14 лет. Так что, цифровая дистрибуция для ретрофаната – враг, ведь если у вашей консоли навернётся жесткий диск после отключения магазина и облачного бэкапа, она превратится в тыкву. Отдельно патчи для поломанных на релизе игр что-то издатели выпускать не стремятся, так что велик шанс получить неработающую нормально игру при потере пропатченой версии. Впрочем, тезис выше точно так же делает почти бессмысленной покупку игр на физических носителях – патчей всё равно на них не будет, лол (картридж ГТА Тримастер на Свитч, привет). Так или иначе, иметь хотя бы физическую копию игр предпочтительнее, чем не иметь вообще ничего – тексты хранятся дольше, и даже если игра вышла  с софтлоками, то по гайдам можно обойти совсем уже «потраченные» моменты. Варианты со взломом приставок, даже во имя их выживания, я не рассматриваю, хотя это тоже выход. Образов дисков в достатке, и даже с патчами, улучшениями и переводами.  

Так что там про ретрогейминг то? Да всё достаточно просто – скупать картриджи, молиться на их долговечность, делать бэкапы карты памяти, и относиться к железке аккуратно. Дело не хитрое. Стандарт зарядки у свитча уже type-c, он достаточно сильно унифицирован и глобализирован, что позволяет надеяться на доступность возможности его запитывать. Картриджи ввиду отмены регионального разделения игр можно будет покупать ворлд вайд, так сказать. Ну а отсутствие браузера превратится в преимущество - он не будет не работать. Ремонтопригодность у него достаточно неплохая для такого уровня железки, корпус  достаточно прочный, что бы не думать о его сохранности. Внешняя часть экрана, которую все обклеивают плёнками или стёклами, достаточно легко меняется отдельно от самой матрицы. Джойконы лучше купить заранее =) Я ставлю на то, что мой Свитч доживёт до абстрактного 2048ого, и надеюсь, что сам я ещё буду помнить, что с ним нужно делать. Удачных сохранений дорогих вам вещей, и до скорого! 

Если есть желание понаблюдать за моими железками, то прошу в мой Телеграм.


Лучшие комментарии

Русский язык автор не знает. Словарный запас на уровне студента/школьника. Садись, два.

Спасибо за прочтение! Надеюсь, вынесли из заметки чуть больше пары обозначенных вами фактов)

Читай также