Виста-эпоха – эра неоправданных ожиданий.
Привет, StopGame! Сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в эпоху несбывшихся надежд и неоправданных ожиданий. Когда «некстген» стоял на пороге фотореализма, обещания разработчиков операционных систем сулили невиданную стабильность работы, и с каждого плаката на нас кричали слоганом «2 ядра, 2 гига!».
Сегодня, мы отправимся в период времени, когда фраза геймера «эх, вот если бы у меня была свободная тысяча долларов» была особенно актуальна, но наличие этой тысячи помогло бы лишь отчасти. Нас ждёт экшн от первого лица на десятилетия ставший толи бенчмарком, толи мемом. Нас ждут эпохальные проекты и мерила жанров, горяченные процессоры и двойные видеоподсистемы. Нас ждёт одна из самых провальных операционных систем от Microsoft. Сегодня мы разберем эпоху Windows Vista, и попытаемся ответить на вопрос – а почему всё было так плохо.
Итак, ретроспектива: на дворе осень 2006 года, Майкрософт подустала клепать тонны заплаток для Windows XP всем штатом, и хочет выпустить новую ОС. Проект Longhorn уже несколько лет находится в разработке ограниченным штатом сотрудников, и всё ещё далёк от завершения. В какой-то момент у руководства начинается возгорание на финансовой почве, и сверху приходит указание родить новую ОС в кратчайшие сроки. Допилить обросший тоннами неработающих строк кода Лонгхорн считают нецелесообразным, и делают рестарт разработке.
Таким образом, слепленная и выпущенная в спешке Windows Vista появляется на свет. Вендоры начинают её предустанавливать на все выпускающиеся калькуляторы, которые вместе с технологическим прогрессом ещё не успели дорасти до нового поколения операционных систем. Естественно, всё идет по бороде, и на свет появляются совершенно нежизнеспособные ноутбуки павшие жертвами маркетологов, которым срачно нужно было отрабатывать договоры по распространению с Майкрософт. Условный ноутбук на Селероне с гигабайтом оперативной памяти и какой-то-видюхой отдаёт все свои ресурсы исключительно операционной системе, вызывая тормоза в работе Ворда и горения пользователей.
Виста вышла тяжелой, неоптимизированной, но очень красивой. Не смотря на массу нововведений связанных с безопасностью конечного пользователя, прорывного для форточек дизайна, и миллиарда мелких улучшений интерфейса, ОСь снискала крайне дурную славу. От части, в этом виноват Майкрософт выпустивший Висту недостаточно оптимизированной. Однако, так же виноваты и сами пользователи, которые ставили её на калькуляторы совершенно не предназначенные для такой тяжести. Ситуация оказалась сложной, но под конец жизненного цикла, через десятки заплаток и сервиспаков, быстродействие Висты подтянули до уровня полюбившейся многим, вышедшей в 2009 году, Windows 7.
На железном фронте тоже всё было не шито-крыто. Вовсю осуществлялись переходы на новые стандарты и новые векторы развития. Рынок переезжал со стандарта IDE для накопителей данных на новый скоростной SATA, графика мигрировала с AGP на ныне повсеместный PCI-Express. Везде начинали благоухать нотки многопоточности с многоядерностью по причине невозможности и неэффективности в тупую наращивать мегагерцы и дальше. Intel воевала сама с собой, пытаясь устаканить свой ростер ядер и архитектур. AMD активно вырывалась вперед со своим «народным» Athlon64, Nvidia откапывала в своих закромах труп давно забытой технологии SLI, доставшийся ей от купленной ранее 3Dfx. ATI не отставала, и в противовес готовила к выпуску свои графические решения под торговой маркой CrossFire. Везде ощущался запах перемен, и не все из них проходили гладко.
Что касаемо игр, у нас тут праздник невероятного графена, наравне с придонной оптимизацией. Ещё в 2005 с ноги дверь в некстген выбила Valve, показав всем что-то невероятное своей технодемкой Half -Life 2: Lost Coast, тем самым наметив путь развития 3Д графики на ближайшие годы.
Прочие разработчики насмотревшись на всё это буйство отражений, многоступенчатых сглаживаний и прочих HDR, на свет начинают выпускать таких монстров как Crysis, Far Cry 2 и S.t.a.l.k.e.r.. Менее амбициозные в вопросах графики, но не менее легендарные тайтлы останавливаются где-то между гранями «Конские системные требования» и «Отвратительная оптимизация»: Dead Space, Dragon Age, Call of Duty 4, Witcher, Bioshock, Mass Effect. В номинацию "Оптимизация эпохи" стремилось немало разработчиков, но отдельно отметим самую (или, уже не самую?) забагованную версию GTA – 4. Если в гугле вбить «лучшие игры 200*» с 2006 по 2009 – а именно это время актуальности Windows Vista, то сложится впечатление, что именно в эти дикие времена вышло всё то, что сегодня так дорого и нашей памяти, и кошелькам издателей. Недаром каждую вторую игру из тех списков уже отремастерили, и предложили нам купить во второй раз.
С ретроспективой покончено, и теперь я предлагаю нам немного пофантазировать: вернёмся к фразе «Эх, если бы у меня была лишняя тысяча». Предположим, что три из четырёх лет актуальности Висты вы провели истекая слюнями на страницы (ещё бумажные) игровых журналов, глядя на невероятной красоты скриншоты, попутно зарабатывая деньги на хороший, крепкий, уверенный ноутбук. И вот, час Х настал. Конец 2008 года. Вы идёте в абстрактный электротрипермаркет со своей кровно заработанной тысячей, и просите консультанта подсказать вам что-то универсальное - что б и фильмы на свеженьком формате носителей Blue-ray посмотреть, и что б видеокарта мощная, и что б вообще «полный фарш». Консультант услужливо подводит вас к закрытой витрине и показывает невероятного размера ноутбук от именитого производителя, напичканный вообще всем, о чем можно было только подумать. Вас сразил наповал дизайн, монолитность конструкции и размер экрана FullHD. Поздравляю, вы стали обладателем премиум ноутбука Hewlett-Packard HDX 18 со встроенным всем, включая Windows Vista. Ух, поиграем!
Первое, на что мы обращаем внимание – совершенно монструозные габариты. Даже сейчас найти ноутбук с диагональю экрана 18.5 дюйма – задача не из лёгких. Далее, из нехарактерного ни времени, ни железу, ни здравому смыслу – мы видим разрешение экрана 1920:1080. В потребительских устройствах это разрешение устаканится лет через 5, и то, только в дорогих модификациях. Двойная дисковая подсистема, два слота под оперативную память, два ядра центрального процессора, TV-тюнер, пульт от телика.
Единственное чего тут не хватает для максимального фарша – двух видеокарт. Но знает ли о существовании таких решений простой пользователь, который просто хотел играть в современные игрушки, и купил отнюдь недешевую вещь? Наверное, догадывался. Возможно, он даже догадывался о стоимости таких ноутбуков, и решил остановиться именно на этом. «Он же не дешевый, и с хорошей видеокартой - всё должно летать!» - но нет. Для того, что бы проигрывать самые монструозные тайтлы актуально времени было недостаточно иметь просто мощную видеокарту. Нужно было потратить 2-3 стоимости этого ноутбука на топовую конфигурацию какой-нибудь Toshiba Qosmio X300, где этих видеокарт будет две. Или три.
Ну да ладно, давайте приступим к практической оценке. Насколько это была удачная покупка в то время? Я пролистал все те топы игр за 4 года актуальности Висты, и собирался уже докачивать Колду с Фолычем и Резиком5, как мой провайдер решил устроить мне полный аутентичности сеанс погружения в 2008 год – инет лёг на все выходные. Так что, пришлось тестить только те игры, которые у меня были в наличии. Начнём с главного: But can it run Crysis?
Так как Крузис я запускал со сглаживанием, естественно, сделать скриншоты на устройстве не удалось. Пришлось воспользоваться идиотическим методом фотканья экрана, но и тут вполне очевидны различия максимальных настроек от играбельных. Играбельными я называю условные 30 кадров в секунду, которые субъективно определяю на субъективный глаз. Не субъективно, Крузис пошел без фризов и тормозов на миксе из низких и придонных настроек с разрешением 1280:720. Если бы я был тем покупателем, моё горение было бы видно из космоса.
Напомню вам, что у нас тут времена общей неопределенности, ярко выраженные на графике ниже. Дело в том, что во время разработки первого Крузиса было ещё непонятно, в какую степь развития отправятся инженеры процессорного строения- будет ли дальше развиваться гонка гигагерц, или начнётся уход в многопоточность. Разработчики Cryengine (как и многие другие) сделали ставку на гигагерцы, и по этой причине их игра (и не только их- большинство того периода) умела нормально нагружать только одно ядро центрального процессора. Так что, будь у вас хоть Core2Quad, хоть что угодно ещё, лучше всего Крузис шел на диких одноядерных процессорах Pentium 4 Extreme Edition с частотами в 4+ггц.
Итак, что же мы имеем в сухом остатке? Если бы я был тем самым покупателем, который под конец эпохи неопределенности и лагодрома купил себе этот ноутбук за такие деньги, я бы расстроился. Сильно и надолго. Потом, конечно, свыкнулся бы. Снижал бы разрешения, понижал настойки. И всё равно проходил бы игры, которые в последствии станут любимыми. Но где-то в глубине меня зародилась бы мысль, что меня обманули. Обманул тот консультант электротрипермаркета из корыстных целей продать подороже неликвид, обманули маркетологи сделав невероятно красивый и приятный дизайн устройства, и сэкономив на видеоподсистеме. Обманула Майкрософт, выпустив на рынок свою недоваренную ОС, которая отжирала неприличное количество вычислительных ресурсов моего железа. Обманули разработчики всех этих невероятно красивых на своё время игр, забыв мне, конечному потребителю, сказать о необходимости купить ноут не за тысячу, а за 2-3. Казалось, что теперь то по силам будет запускать всё что угодно. Показалось.
Возвращаясь в 2021 год, я рассматриваю этот ноутбук как идеального представителя того времени. Он одновременно невероятный и разочаровывающий. Он очень спорный. Если смотреть на него с точки зрения технологий в него закопанных - отличная штука и хороший полочный экспонат. Работать на нём в актуальное время было удобно, он всегда холодный, из-за огромного кулера его редко бывает слышно в повседневных задачах. Классная штуковина! Однако, использовать его сейчас для ретрогейминка весьма сложно. Это железо переходной эпохи с х86 на 64 бита. Я довольно таки давно вывел для себя простое правило: Лучший ноутбук определенного поколения – ноутбук следующего поколения. Именно поэтому у меня за игры времён Pentium 3 отвечает ноут на Pentium M, а за Core2Duo– ноутбук с i7. Этот же экспонат не получится использовать для игр времён актуальности Windows XP. Ему там будет слишком тесно, а игр того периода умеющих выдавать картинку в 16:9 можно пересчитать по пальцам. Так и получается, что данный экспонат оседает на полке, и будет лишь изредка включаться под настроение потрогать глянцевый пластик, полюбоваться на отражения корпуса, и послушать глубокий по меркам ноутбуков звук акустической системы. До скорого!
Лучшие комментарии
Тоже был такой же ноут и впечатления схожи с вашими((( теперь валяется в одном шкафу с dvd-плеером и видеомагнитофоном...
Тоже в 2008 в декабре купил ноут BenQ 13" с Селероном 1,8/1GB RAM/встройка Intel HD3850 (могу ошибаться). Купил за громадную для меня сумму (18 тысяч, что ли, когда у меня до этого в больнице з/п была 15). Покупал перед поездкой на вахту в Тюмени (дома-то комп нормальный, но нужно было на 6 месяцев игрушку, чтобы было чем заняться в свободное время), в магазине были и коры, но они в 2-3 раза дороже были. Так вот: там стояла Виста! И игры лагали безбожно. Что я сделал в первую очередь? Правильно, форматнул жёсткий диск, избавился от висты и установил любимую Windows XP, в которой тут же отключил службы, восстановление системы и т.д. Игры стали работать лучше. Тут же ощутил разницу в FPS, специально пробовал например Tomb Raider Anniversary на Висте/ХР. После этого многим коллегам сносил с их свежих купленных ноутов Висту, и устанавливал ХР, ни один не остался недоволен.
Вообще лично у меня с Вистой сразу не задалось. Пробовал её с момента инсайдерок многократно, не то. То проблемы с драйверами, то не устанавливалась, вылеты, баги и лаги. Красиво, но глючно. И жор памяти. И зависоны, в том числе в играх. Многие наверное как и я Висту пропустили. С «ХР» пересели на 7.
Расскажите, какие были в вашем случае впечатления от него в актуальное время?
Вот тут интересный момент. Насколько я помню, Conroe (и тем более Penryn) показывает заметно лучшую производительность на ядро, чем Prescott. То есть, ему не надо такой большой частоты, чтобы уверенно конкурировать с пнем. Кроме того, Crysis хоть и не умеет (или умел) полноценно параллелить нагрузку, но всё же как-то задействовал остальные ядра и потоки. А, как ни крути, 2 полноценных ядра круче чем одно ядро с HT. Так что, тут интересно было бы сравнить, но, думаю, даже без разгона «средненькие» C2D уделали (или хотя бы не уступили) бы экстримальному пню в кукурузисе даже без разгона. А уж разгон им давался куда как легче (хотя вот разгона многие ноуты лишены как класс). Другое дело, что кукурузис умел тогда выжимать всё и из всего. Так что «средних» современных процессоров и видеокарт ему было мало, чтобы разгуляться на всю.
Такой же был. Эх ностальгия...