А если я не хочу цензуру, и хочу музыку?
Привет, CтопГейм! Инфополе полнится новостями о неудачности ремастеров GTA3-VC-SA. Для меня эта новость печальна по личному поводу — я хотел купить Тримастер себе на Свич на картридже, что б красиво поставить его на полочку и радоваться возможности поиграть в ГТА в поезде или самолёте.
Однако, качество выпущенного продукта лично меня не устраивает, и я решил пройти ГТА3 в том виде, в каком она была издана. Если быть совсем точным — в том виде, в котором она попала ко мне. Как сейчас помню — конец осени 2001 года, я шел от метро ВДНХ мимо вездесущих палаток и развалов с дисками отнюдь не обремененных каким-либо копирайтом. Останавливаясь у столов я с энтузиазмом неофита разглядывал английские буквы названий, гордые логотипы «ПОЛНОСТЬЮ НА РУССКОМ», и различные компиляции обложек на дисках «9000 в 1». Ко мне подходит молодой продавец, и заговорчески предлагает взять «кое-что особенное» — предрелизную версию новой ГТА. С серией я был знаком весьма посредственно, и знакомство это ограничивалось редкими запусками у друзей на компьютерах чего-то невзрачного, с видом сверху. Для меня — адепта симуляторов — этот геймплэй казался каким-то скудным, и припоминая вот это вот всё я хотел уже отказать молодому коммерсанту, как он протянул мне лист А4 с 8мью скриншотами. «Шат ап энд тэйк май мани» произошёл мгновенно. Отдав 90 рублей за болванку Phillips, я отправился домой, приобщаться к дивному новому миру большого автоугона.
К моему несчастью и сожалению, мой компьютер того времени смог только в установку и главное меню этого мощнейшего блокбастера. Пострадав немного за игрой в 1.5 фпс, болванка отправилась на полку, и была придана забвению. Естественно, потом уже были и Вайс Сити, и Сан Андреас, но ГТА3 так и не была познана.
Пришло время это исправить, но весьма специфичным способом, и в рамках освещаемой мной темы на СтопГейме: вместе с Тобой, дорогой читатель, мы соберем вначале информацию, а потом и целый компьютер для игры во все 3 ГТА того периода по цене дешевле, чем стоимость картриджа для свича. Причём, это будет именно безапелляционная сборка для игры во всё трио на максималках. Со всей музыкой. Без цензуры. Погнали!
Первое, что нас интересует, это дата выхода игры. От неё мы будет отскакивать в вопросах выбора железа. ГТА3 вышла на боярскую платформу 21 мая 2002 года, Вайс Сити релизнулся 12 мая 2003 года, и Сан Андреас поступил в продажу 7 июня 2005 года. Даты полностью укладываются в цикл жизни операционки Windows XP, значит, под ней и будет крутиться наш сетап. А что у нас самое ходовое из камней, на чём крутилась винхп? Правильно, Intel Pentium 4! Его мы и будем рассматривать, как наиболее простой, массовый, и живучий вариант того времени.
Четвёртый Пень Интел релизнула 20 ноября 2000 года, и его мощности на ядре Willamette нам будет явно недостаточно для нашей ультимативной сборки. Отдельно стоит отметить, что на момент релиза он провоцировал гигаватты горения у свидетелей из-за худших показателей производительности в сравнении со своим предшественником — Пентиумом 3 на ядре Tualatin. Впрочем, это уже совсем другая история, которую я непременно расскажу в другой раз. Вернемся к нашему п4 — мы уже поняли, что первая версия п4 нам не подходит. Посмотрим, что из дальнейших его ревизий может нам подойти, исходя из того, что нам на нём ещё Сан Андреас запускать. Определенно, нужно что-то быстрое, но на сколько? Обратимся к рекомендуемым системным требованиям Сан Андреаса за ориентиром, как к самой прожорливой игре из нашего списка.
Штош, частоту нам не подсказали, но давайте исходить из чего-то ближе к концу жизненного цикла этого процессора. Я решаю остановиться на предпоследнем ядре в линейке — Prescott. Это очень массовое ядро, его можно встретить почти в каждом чайнике, и найти его на вторичке проблемы не составляет от слова совсем. С этого момента уже можно идти на любую площадку подержанных вещей, и вбивать в поиск «системный блок Pentium 4», отфильтровывая руками всё, что не укладывается в частотный диапазон пней на прескотте с шиной 800мгц. Тактовая частота процессоров Pentium 4 на ядре Prescott составляла 2,4—3,8 ГГц, частота системной шины — 533 или 800мгц в зависимости от модели (с)Википедия. Нас устроит сборка камень+материнка с поддержкой 800мгц. Как дополнительная опция, желательно найти версию с частотой 2.8 и выше, так как камни с этой частоты начинают поддерживать технологию виртуальной многопоточности Hyper-threading. Фактически, это технология так нигде и не начала применяться в то время, однако, можно наблюдать её наличие во вкладке «Быстродействие» в Диспетчере задач — графиков процессора будет два.
Если вам повезет найти системник, который поработал в актуальное время, а потом переехал на антресоли, то в нем, скорее всего, будет от 512 мегабайт до 1 гигабайта оперативки стандарта DDR400. Критически важно, чтобы планок оперативки было две, и одинаковой ёмкости — это очень сильно повысит общую производительность системы, и даже не столько из-за активации двухканального режима памяти, сколько из-за соответствий пропускных способностей и возможности синхронной работы шин. Исходя из системный требований, мы понимаем что оперативки нам точно хватит. Можно её нарастить до 2 гигабайт соблюдая частоту и объем планок памяти, но дальше уже смысла нету — 32х битная Windows XP просто не умеет пользоваться бОльшим количеством оперативной памяти, чем 3.5 гигабайта. Не так давно я покупал несколько системников ради видеокарт из них, по ценнику от 500 до 1000 рублей, так что, давайте возьмём максимальный ценник– 1000 рублей.
Однако, мы тут ненапряжно собираем комп за малоденег для игры в игрушки, так что, перейдём к действительно важным вещам — видеокартам! Есть их много, и разных, и редких с ценой как холодильник, и массовых ширпотребов. Рекомендуемые требования нам подсказывают, что нужно разжиться чем-то поддерживающим DirectX9. Исходя из опыта поиска всякого на вторичке, сразу могу сказать, что топчика почти не найти, тем более, за вменяемые деньги. Ограничимся поиском средне-старших моделей. Причина, на самом деле, не только в цене старших моделей, но и в их выживаемости — многие видеокарты того времени были очень горячи, и не редко имели проблемы с отвалом графического чипа от платы, или отвала чипов графической памяти. Время их тоже не щадит, так что, во имя нашего же спокойствия, ограничимся уверенными средне-старшими картами. С нашими требованиями, нас вполне устроит ATI Radeon с промежутком моделей от X800 через X1600-X1650 до X1900. Рассматриваем только варианты с шиной памяти 128б+ и интерфейсом как на материнской плате (AGP или PCI-Express), так что не поленитесь прогуглить спецификации! Эти карты продаются вёдрами за 300-1000 рублей. Единственное, что стоит отметить ещё раз — опасность купить карту с отвалом. Обязательно тестируйте то, что покупаете, как минимум получасовым тестом графики в приложении AIDA64.
Рекомендуемые требования по звуку меня несколько впечатлили. Дело в том, что серия звуковых карт Аудиджи являлась топовым продуктом компании Creative, и одним из пределов мечтаний всё время существования этой линейки тех, кто каким-то образом был причастен к звуку из комплюктера. Сама по себе Аудиджи могла быть нескольких версий, и с разными комплектами поставки — от внутренней платы, до километра проводов, шлейфов, и лицевой части, вставлявшейся в один из слотов под дисковод системного блока. Найти их в потребительских компьютерах практически невозможно, а отдельные некомплектные карты стоят от 1000 рублей. Таким образом, мы или обойдёмся встройкой, или раскошелимся на 100-200 рублей за аудиокарту попроще, но тоже от Creative — Sound Blaster Live!. Она даст нам поддержку EAX — технология для создания звуковых эффектов окружающей среды, которая используется в наших сегодняшних подопытных.
Жесткий диск! Тут есть одновременно и много, и мало вариантов. Исходя из временного периода нашей сборки, диск уже должен обладать разъёмом сата (как и современные), но первого стандарта (сейчас третий). На вторичке их навалом, но ещё больше странных предложений за весь наш бюджет. Пролистываем, и ищем что-то со скоростью вращения шпинделя не ниже (да и не выше) чем 7200 оборотов в минуту. Я нашел несколько предложений от 160 до 500 гигабайт за средние 500 рублей.
На этом моменте наша сборка системного блока заканчивается, и потратили мы 2700 рублей. Остаётся столько же, ведь в цифровом магазине Нинтендо игра стоит 5399! И я знаю, куда потратить остальные деньги (при условии, что сам корпус системного блока, и его блок питания вас устраивают)! Перейдём к самому неоднозначному — монитору. Для пущей правдивости получаемого опыта, мы пойдём искать «квадратный»» монитор 4:3. Причём, тут есть варианты: если у вас есть место, то без сомнений это должен быть ЭЛТ монитор, дюймов 17+. Если же с местом проблемы, то придется обойтись ЖК монитором.
Если есть место, то ничего не мешает пойти по тру-ориджинал аутентичному пути. К вашим услугам за условные 500-1500 рублей и 17+ дюймовые Sony Тринитроны, и вездесущие LG Флэтроны, и прочие полу-профессиональные Iiyama. Есть где разгуляться фантазии, но любой из этих мониторов нужно ехать и смотреть со своим источником. Возьмите ноутбук с VGA выходом, погоняйте клип или игру на таком мониторе, и если качество цветов, контраста и яркости вас устраивает, то можно брать.
При проблемах с местом, придется рассматривать ЖК. К нашему счастью, на данный момент можно с лёгкостью купить 19+ дюймовый 4:3 ЖК за копейки. Dell с разрешением 1280:1024 за 1000 рублей будет отличным решением. Это разрешение очень много в каких играх встречается, но стоит помнить, что при игре во что-то, у чего максимальное разрешение 1024:768, этот монитор будет немного искривлять картинку, ведь его соотношение сторон будет 5:4, а не 4:3. Однако, для ЖК монитора для игры в различные игры времён WinXP я считаю это разрешение максимально подходящим из-за своей универсальности.
Самый большой аргумент в пользу ЭЛТ монитора заключается в том, что он всеяден. Какое вы ему разрешение не выставите в промежутке от 320:240 до его максимального (смотреть в спецификациях или гугле по модели монитора) — оно будет смотреться ХОРОШО. А так как наши сегодняшние пациенты достаточно возрастные, то к ним будет лучше выставлять разрешение что-то около 1024:768.
Итого, мы потратили 4200, и у нас осталось 1200 рублей на термопасту, смазку для кулера, аутентичную мышку, и клавиатуру. С этим проблем точно не возникнет — главное помните, можно купить мышку с шариком!
После сбора всего вышеперечисленного в одном помещении, следует приступить к обслуживанию. Тщательно продуть сжатым воздухом из баллончика все радиаторы, не менее тщательно пропылесосить все комплектующие, обработать спиртовыми салфетками поверхности, контакты плат, не забыть поменять термопасту процессора, и видеокарты. Старайтесь при сборке избегать статического электричества, работайте на деревянной поверхности, заземляйтесь)
После сборки железа, и установки всего на столе, идёте в интернеты с вашего штатного компа, качаете образ WinXPsp3, делаете загрузочную флэшку, пока она самопереваривается, качаете драйверы с сайтов производителей на материнскую плату, видео, и звук. Вуаля, ваша первая ретро игровая станция готова! Приятных игрищ в аутентичном виде!
До скорого! Играйте в то, что нравится, а не в то, что ремастярят!
Лучшие комментарии
Блин, а я в упор не помню какая начинка была у первого компа. Даже не то что забыл, а тупо не интересовался. Какой-то в салоне нам с отцом в 2004 году на наш бюджет собрали — и ладно. ГТАхи с HL2 тянул, поэтому не было необходимости изучать внутренности и думать об апгрейдах.
А сейчас бы я хотел узнать, на чем тогда гамал.
В момент выхода San Andreas я запускал на celeron 2000, radeon 9000 pro. Выдавал он, хорошо, если 20FPS на средних в 1024x768.
Потом у меня появился prescott и radeon x1600, было 60fps на ваниле, но я увлёкся моддингом, и получил опять свои 20FPS с крутыми тачками.
Далее был AMD phenom, не помню, какой, и nvidia 9800gtx, но вышел ENB, и снова максимум 20FPS, но уже с крутыми тачками и эффектами.
Потом всё это добро сгорело, и я перестал увлекаться видеоиграми на долгое время.
Думаю, пришло время переиграть в оригинал SA на 3080 с тачками, эффектами и не в 20FPS наконец-то.
Круть! Я даже и не задумывался что может быть ПК ретрик в таком виде
Я тоже увлекся ретро не так давно, правда консольным) сейчас с сыном добиваем первую финалку на фамикоме на теплом ламповом ЭЛТ телике)))
На первом компе у меня была сразу установлена Vice city, это было лето 2003.
Характеристики: AMD ATHLON, не помню к сожалению спецификации, 256 мб ram, geforce mx440, 40 гб hdd, cd привод. Тянуло Вайс всё это со скрипом в разрешении 640 на 480. Но это никого не останавливало))
Это весьма спорно. Да, с эмуляцией приходится подзаморочиться, но, в целом, всё что шло под DOS и старые версии окон можно вполне себе запустить на новых ПК во вполне оригинальном виде. А вот сборка старых ПК сильно отличается от современных. Даже если отбросить возрастные болячки, можно потратить очень много времени на сбор и запуск такой системы. Там столько нюансов, которых современные пользователи лишены, что словами не передать. И всё это сильно отличается от гугления в интернете. Реальный тру хард экспириенс с ковырянием в железе.
Именно так. Стоил относительно недорого, какое-то время тащил всё. Горячим был правда и не «гнался». Потом пересел на AMD.
Сам щас вспоминаю как я в 3 гта в детстве играл) Хотел было поплавать, а Клод умирал)
Мечтаю достать живой IBM Thinkpad t42, чтобы играть в любимые игрушки, а старый системник выбросить.
Похоже, что данная ревизия Pentium 4 была популярна, раз этот пенёк добрался и до моего села.
ISlNIДавно на стогейме не видел статей и блогов где в комментариях не ставили минусов.
Потому что собрались наверное одни ретрогеймеры, душевное сообщество????
Т42 хороший выбор, недавно воскрешал свой. Если будете искать, рекомендую найти модель с графикой ati radeon 9600. В крайнем случае, с 9000. Перекроет довольно таки солидный кусок игр времён винхп, и можно второй системой накатить вин98, дрова всё ещё можно скачать с официального сайта.
Модель довольно провальная. По большому счёту, это процессоры с предыдущего S478 выпущенные на s775. Относительно горячие, медленные, но бюджетные. А с учётом, что довольно быстро после их запуска пошли уже двухъядерные модели, включая знаменитые C2D, то уже через пару лет, такой процессор реально можно было поменять на бутылку пива.
Имеет некоторую популярность и сейчас. В виде брелоков. Китайцы полируют на таких крышки и наносят всякую разную гравировку.
Хе, а я заморочился и нашёл буковскую английскую лицензию на 2-х дисках. До сих пор дома храню.)
Тоже вполне неплохо! Я хотел тоже немного уйти в консольную некроту, но чуть попозже. Ещё пока собираю для него железо. А с компами всё проще, и на данный момент, ещё и дешево.
Очень интересная тема, спасибо за статью
Прямо мой первый комп. Pentium 4 630 (Prescott 3,0 GHz)/1GB DDR2/ASUS 6600GT/160GB Seagate SATA-I/17" ViewSonic (1280x1024)/DVD-RW какой-то. Монитор сдох через год, под Н.Г., был поменян на 19" с доплатой, продал его в прошлом году, до сих пор у кого-то трудится. Потом докупал 2 линейки по 1GB, видяха была другая, которая потом сгорела (а старая до сих пор в компе двоюродной сёстры живая). Материнку с процем, памятью, сгоревшей видяхой и старым БП продал мастеру за 50$. Кстати видяхи как раз тогда появились PCI-E, а AGP начали уходить, и пропали через пару лет. Ну и Windows XP, куда без него; не могу даже вспомнить, сколько раз я его устанавливал/переустанавливал/восстанавливал разных версий.
Концентрированная годнота