Люблю я всякие замысловатые проекты, претендующие на глубокий смысл. Ловлю специфический кайф, когда мою голову забивают тяжелой терминологией и двоякими смыслами. А еще больший кайф ловлю, когда после часа втыкания в экран в попытках понять, как связаны мать и камень, ты хватаешься за голову и орешь — «Понял!» Многие относятся к таким играм с недоверием, дескать: «Да тут все надумано, у автора СПГС, это все кич, и вообще — фу таким быть». Возможно, так оно и есть, но находясь в поисках, среди таких игр можно встретить настоящие бриллианты. К сожалению, я их открыл не так много. Чаще всего это проекты, которые принято называть «авторскими». Они бывают громкими и дорогими, как Death Stranding, и маленькими и не такими известными по типу: Тургор от Ice-Pick Lodge или Kentucky Route Zero. Если вы знаете подобные игры, то пишите в комментарии буду рад ознакомиться. Предмет моего сегодняшнего рассуждения как раз попадает под это определение.
Как много отечественных квестов вы знаете? Наверняка многие вспомнят Петьку и Василия Ивановича или « Ядерный титбит», а может и вовсе квесты по мотивам мультфильмов, слепленные на коленке. Но кто из вас слышал, а может даже и играл в Sublustrum? До недавнего времени я не знал о ней ровным счетом ничего, пока в подкасте Ice-Pick Lodge не прозвучало это труднопроизносимое название. Рассмотрев в интернете парочку скриншотов, я понял — вот то, что мне нужно. Бешеный заяц меньше суетится на июльском песке, чем суетился я при установке этой игры. Дождавшись заветной кнопочки «Играть» и нажав на нее, я пропал на ближайшие 4 часа моей жизни. И сейчас я готов вам рассказать об одном из самых атмосферных видеоигровых путешествий в моей жизни.
Важный дисклеймер: Если вы любитель квестов с неочевидными разгадками, то лучше закройте видео и пройдите игру. Так вы получите полный спектр эмоций, а уже после вернетесь поразмышлять о том «что это только что было» после прохождения
Как думаете, могут ли в одной игре понадобиться знания о психотипах человека, древней архитектуре, ботанике и умение настраивать арфу на слух? Вот и я думал, что нет.
Sublustrum — крайне неординарный квест и это видно во всем. Во всем кроме геймплея. Если откинуть его и рассмотреть все остальные составляющие, то невозможно выбрать какой пункт выделяется на фоне остальных. Сюжет, звуки, музыка и визуальный ряд в Sublustrum просто восхитительны и каждый из составляющих вызывает восторг даже по-отдельности. Да и вообще, мне кажется, что из игры можно получить три произведения из совершенно разных искусств. Каким образом?
Sublustrum — как книга.
Ну начнем с сюжета. Начинается все, как обычная детективная история с примесью фантастики. Россия 1906 год. Вам, как главному персонажу игры, приходит письмо от вашего брата, в котором он уведомляет, что совершил невообразимое научное открытие и вам необходимо приехать как можно скорее. По приезду выясняется, что брат скончался незадолго до вашего визита. В квартире брата всюду разбросаны провода и странные устройства. На страницах дневника указано, что ученый плотно подсел на изучение странных построек древних цивилизаций — дольменов.
Он уверен, что с помощью них можно попадать в иные миры и входить в контакт со своим прошлым. Эти дольмены он и старался воссоздать в своих комнатах и вроде даже преуспел в этом, но что-то пошло не так и он призывает своего брата ни в коем случае не повторять его эксперимент, а лучше и вовсе избавиться от научных трудов. Будет ли брат так делать? Конечно нет. Соединяя пазл воедино мы попадаем в удивительный мерцающий мир, как его называют в игре. В нем мы наблюдаем за расщеплением личности профессора и пытаемся узнать, что же с ним произошло.
Вся история написана красивым литературным языком, а записки, разбросанные на локациях (которых, к слову, много), не вызывают отвращения и читаются с удовольствием. Сюжет может быть сложен для понимая если пытаться разобраться абсолютно во всем. Нейрофизика, сверхвысокие звуковые волны, ботаника, психология — все это, конечно, интересно, но уложить в голове весь пазл непросто. С этой стороны позиция брата, который далек от всех этих научных высказываний, смотрится привлекательной. Игра приобретает флёр чего-то очень умного и связанного между собой и это ощущение не покидает до конца игры. За всю игру сюжет не провисает ни на толику, а финальный твист оставляет приятное ощущение удивленности с привкусом «че это было?» на губах.
Если взять любой текстовый гайд и добавить в него все сюжетные реплики, описание интерьера и чуть-чуть мыслей главного героя, то получится отличный фантастический детектив, которому лично я отвел бы пару вечерков.
Sublustrum — как картина.
«Тоже мне, сделать из квеста написанную историю.» — могут сказать некоторые. Действительно, ведь есть текстовые квесты, которые буквально являются интерактивной литературой. Которая между прочим существует и на полках книжных магазинов. Тогда рассмотрим Sublustrum, как произведение изобразительного искусства
А ведь выглядит он действительно круто. Сочетая в себе элементы стимпанка, сюрреализма в духе Сальвадора Дали, визуальные черты декаданса и ретрофутуризма разработчикам из Phantomery Interactive удалось создать выразительнейшее произведение, стиль которого, также раскрывается лишь по мере прохождения игры.
Прибывая в квартиру профессора, перед нами предстает «ржавый» интерьер, который буквально пахнет стариной и пылью. Декаданс.
Километры проводов — змей, башни из книг разной важности, пианино служащее тональным ключом к водолазному колоколу скафандру… Когда интерьер квартиры перестает просто быть пристанищем разрухи, и превращается, действительно, в разрушенное здание, в дело вступает стимпанк и его необычные приборы. Ключи времени, воздушные флейты, железные эмбрионы и трамваи-тараканы заполняют виртуальное игровое пространство, постепенно впуская в себя сюрреализм. На заключительных этапах детективного квеста от привычной нам реальности остаются лишь, очерки действительности, а остальные элементы быта и повседневности извращаются и принимают нетипичный, противоестественный облик. Так например летающие острова из паутин проводов чуть ли не кричат об их связях с известным испанским сюрреалистом.
Если делать снимки каждого из игровых экранов, а после выставить их в художественной галерее согласно временному порядку, можно получить отличную инсталляцию расщепления человеческого сознания. Гости выставки вместе с лирическим героем погружались бы в пучину безумия, отходя от знакомых образов к фантасмагоричной символике.
Sublustrum — как музыкальный альбом.
Наверное, об этом стоило рассказать в первую очередь, ведь игра, до того, как она стала квестом, задумывалась в качестве интерактивного музыкального альбома в стиле dark ambient. В нем слушатели ждал ряд комнат, каждая из которых представляет интерактивное пространство, в рамках которого они должны создать трек. Так сказать Job Simulator от мира авторских проектов. К сожалению, от этой идеи отказались и в процессе разработки стала тем, чем стала. Но звучание от этого не ухудшилось. Оригинальную звуковую дорожку для игры создала группа Anthesteria. И это один из лучших игровых саундтреков, что я слышал. Факт, что альбом записывался параллельно с созданием игры определил некоторые ее уровни. Разработчики подстраивались под определенные композиции, чтобы достичь наиболее крепкого синтеза между составляющими.
Заметил, что это не первый проект с таким подходом к работе, покоривший мое сердце. Правда первый из совершенно другой оперы — аниме «Ковбой Бибоп». В одном из блогов я уже пытался докопаться до причины его шедевральности. Но сейчас о другом.
Звучит игра также приятно. Я веду речь о звуках и озвучании персонажей. Любая дверца, половичка, рычажок, звучит чуть ли не тактильно. Благодаря этому я меньше бесился, когда не мог найти предмет и тысячный раз кликал на все подряд.
На озвучку мыслей доктора пригласили непрофессионального актера. Он с таким пиететом отнесся к своей работе, что история получилась крайне эмоциональной. Забыл сказать, что все дневниковые записи в игре озвучены. И слушать их очень приятно.
Возвращаясь к саундтреку, я бы рискнул сказать, что с радостью приобрел бы его на виниле. Ведь в отрыве от игры это законченное произведение, имеющее начало, середину и конец. Точно также, как и сюжет вместе с визуальным рядом.
Sublustrum — как игра.
Но мы имеем то, что имеем. В нашей вселенной Sublustrum — компьютерный квест с фантастично-психологическими нотками, крутым визуалом и мурашечным саундтреком. Но в игре должен быть геймплей, хотя бы минимальный. И он тут есть. Правда, выполнен он не на таком же высоком уровне, что и креативные элементы. Перед нами типичный пиксельхантинг с нетипичной для квеста камерой. Перед нами не совсем статичные экраны, а некие виртуальные пространства с 360* градусами обзора, что затрудняет поиск предметов.
Но даже не в этом беда. Найти предмет — не проблема, потыкал лишний раз на экран, да и откопал пресловутую отвертку. Главный камень преткновения — загадки. Чем дальше игрок движется по сюжету, тем они не логичнее. Если в первой части игры загадки это — почитай книгу, сорви нужный листик и свари отвар, то во второй — «найди шишку для того, чтобы починить трактор». И это главный минус игры. Если вы собрались пройти игру без использования гайдов, то готовьтесь пропасть в ней на пару лишних часов. Но, справедливости ради, подобный грех был у многих отечественных квестов. И если тут это можно оправдать сумасшествием под конец игры, что усиливает погружение, то в остальных играх это просто феномен нелогичности.
Sublustrum — как опыт.
Все это вторично. Важен лишь опыт, который подарила игра. Лично для меня это было удивительное путешествие, которого мне так не хватало. Как я и говорил, я ловлю кайф от мозговыносящих вещей. А тут их предостаточно. И если углубляться во все теории, которые оставляет после себя игра, изучать темы, поднимающиеся в игре, то можно получить незабываемый опыт.
Лучшие комментарии
Русские квесты это всегда своя атмосфера
О игре слышал, знал и пытался играть, но не смог, потому что у них был какой-то странный неустраняемый конфликт совместимости с мышами от A4Tech.
А вот сейчас самое время попробовать ещё раз, ибо мышь у меня другой фирмы (и спасибо за предупреждение о спойлерах).
Кстати, автор обзора слышал про Scratches? Чем-то схожая по атмосфере игра (хотя в разы менее вычурная), которую я уже из-за непонимания, что делать, не смог пройти.
Такой игре бы да по новой получить выпуск в Steam — может новое дыхание обрести.
До недавнего времени был крайне поверхностно знаком с жанром. Наверстываю упущенное :)
А мне особо нравятся заголовки «о котором(ых)» ты незнал. Очень оригинально. Нет млять знал и ещё как знал)))! С наступающим!
От этих же разработчиков Фобос 1953.
Играл?
Они и интересные по квестам и хороши по атмосферности, особенны.
Pathologic 2 в особенности и Мор.Утопия не квесты, но по атмосфере и насыщенности мира и истории, процессу игры на вершине.
Интересно, гляну, опробую.
А про Narcosis или Observation, или Obduction знаешь?
Играл?
Обожаю когда музыка и визуал крепко вписаны друг в друга)
Именно благодаря таким проектам интерактивные путешествия в другие миры считаются искусством)
Спасибо за статью!) Отдельное спасибо за саундтрек для прочтения в самом начале)
Очень крутой разбор, крайне заинтересовал. Обязательно погружусь в этот квест! Спасибо!
С Мором знаком очень хорошо. Даже есть косарь за блог по нему + в скринах в этом блоге есть Pathologic 2:)
Знаю и хорошо помню её. Покупал на диске. Наткнулся когда вдохновлённый Мистами, Аурами, Шизмами и Алидой искал что-то подобное. Очень добротный медитативный квест со своей неповторимой атмосферой. Увы до конца не прошёл. Была неприятная особенность — почему-то игра шла только в маленьком окне (примерно 10х15см). На тот момент не смог разобраться как устранить проблему. А может её и вовсе нельзя было устранить.
Чуть позже «допрошёл» толи на ютубе, толи прочитал где-то прохождение с иллюстрациями. Точно уже не помню)
Какие еще игры посоветуешь, подобные Pathologic и Sublustrum?
Какие нравятся?
Ну как я и говорил — остальные проекты Ice-Pick Lodge, за исключением Эврики, наверное. Если хочется атмосферы, а не сюжета, то трилогия Samorost. Если аллюзий и размышлений, то The Path.
Про скретчерс слышал, но особо внимание она не привлекла.