Добро пожаловать в Восторг, город Мечты. No gods or kings, only Man. С этих слов началось путешествие всех игроков, решивших сыграть в BioShock. С этих слов началась одна из самых известных и любимых видеоигровых франшиз. Она поражала своей глубиной. И если одни считали все это китчем и заигрыванием с философией, другие выпускали огромное количество работ, посвященных игре. Кажется, вселенная Биошок сочетает в себе два противоположных явления: светлый город в облаках — Колумбию, и город, скрытый толщей воды — Восторг.
Многие игроки познакомились с серий только с третьей части, оставив без внимания подводный город, который, как сокровище с затонувшего пиратского галеона, имеет огромную ценность. Игра имеет восхитительный дизайн, глубоких персонажей и колоритных горожан, ну или то, что от них осталось… Но чем же вдохновлялись разработчики при создании игры? Как получилось создать одного из самых запоминающихся видеоигровых монстров? Почему все так стильно выглядит? И какие идеи заложили создатели в Восторг? На все эти вопросы есть ответы, но перед погружением проведем небольшой вводный инструктаж, необходимый для понимания статьи (видео).
Эндрю Райан — основатель города, создал утопию, которая должна была существовать без внешнего и внутреннего контроля, даруя его обитателем полную свободу и роскошь. Спустя какое-то время, случилось масштабное научное открытие. В моллюсках на морском дне нашли странное вещество — Адам, которое излечивало любые травмы человека и открывало в нем новые физические возможности. Но потом что-то пошло не так…
На этом хватит, все остальное узнаем позже. Батисфера закрывается и мы начинаем погружение.
Сразу предупреждаю, что в блоге будут спойлеры к играм серии BioShock.
Атлантида в стиле ар-деко.
Восторг даже в большей степени чем Колумбия из BioShock Infinite передает ощущение места и времени. Несмотря на всю свою фантастичность, город ощущается вполне реалистичным и имеющим право на существование. Если изучать географическое расположение Восторга, станет понятно, что город не случайно базируется на дне Атлантического океана. Такое месторасположение соответствует идее Эндрю Райна об удаленности от людских глаз. Восторг выстроен соответственно ландшафту и стремится от морского дна к водной глади. Фундамент на дне позволяет ему иметь реалистичный источник энергии — геотермальные источники. Это еще больше усиливает ощущения «реальности» Восторга.
Первый Биошок был выпущен в уже далеком 2007 году, и графические возможности игр выросли в геометрической прогрессии, несмотря на это горизонты и виды Восторга захватывают и сейчас. Больше всего горизонт Рапчура напоминает Нью-Йорк. Самые знаменитые небоскребы Большого яблока — Эмпайр-стейт-билдинг и Крайслер-билдинг были построены в 1930 году, совсем за недолго до основания Восторга в 1946 г. Можно предположить, что архитекторы подводной утопии вдохновлялись этими выдающимися постройками при планировке.
Также, как и два главных небоскреба, все остальные здания под водной выполнены в стиле ар-деко. Для него свойственна строгая закономерность и четкость, смелые геометрические линии. А еще использование этнических узоров, как, например, вентиляционные пути, которые использовали сестрички.
Ар-деко не терпит ярких цветов в оформлении, зато одобряет пафос и насыщенность во внутренней среде.
Фасады небоскребов Восторга богаты на резкие линии. Популярны ступенчатые и зигзагообразные формы с использованием элементов клавиш фортепиано (как, например, верхушка Крайслер-билдинг).
Внутри у зданий в стиле ар-деко все пропитано пафосом и роскошью. Используются самые редкие и дорогие природные материалы, по типу слоновой кости и красного дерева. Все предметы имеют элементы украшения вне зависимости от того мебель ли это главного зала или обычная витрина магазина. Интерьер Восторга не стал исключением. Почти вся мебель имеет массивные железные вставки, на стенах висят произведения искусства, огромное количество скульптур и бронзовых статуй украшают коридоры, любая вывеска кричит о том, насколько она дорогая и значимая. Причем это относится как к плакатам Райна, так и к вывескам, обозначающим вход в новый район, которые, судя по виду, весят не одну сотню килограмм, так и к неоновым указателям, сообщающим о том, что рядом магазинчик с плазмидами.
В примере Восторга подобное оформление играет сразу две роли: во-первых, оно соответствует временной моде, т. е. выполнено в стиле ар-деко, который был популярен в то время «на поверхности», во-вторых, олицетворяет философию, которую Эндрю Райн старался заключить в свою подводную утопию. Он стремился сделать так, чтобы Восторг был убежищем для элитарных людей, которые соответствовали окружающей их роскоши.
Архитекторы Восторга, с помощью талантливых рук дизайнеров, настолько успешно создали образ подводного города, что ощущение стиля и монументальности присутствует на всех этапах виртуального путешествия. Когда мы прибываем в город только на заре его краха, в BioShock Infinite: Burial at Sea, перед нами предстает та самая пестрая утопия, которую и хотел видеть Райн. Все блестит и переливается, всюду видно золото и другие драгоценные металлы, витрины магазинов украшены красным бархатом, а все горожане наслаждаются прекрасным времяпрепровождением и не догадываются о том, что будет с этим местом через 10 лет. Восторг вызывает восторг, уж извините за тавтологию. Ты чувствуешь весь этот пафос и величие, а трудящийся за окном Большой Папочка еще не заставляет твое сердце биться чаще.
Но случается революция, и все уцелевшие жители превращаются в зависимых от наркотика — Адама мутантов-сплайсеров, которым на самом деле все равно, во что превращается город вокруг них. Там, где раньше были грандиозные постройки и блеск металла, сейчас развалины и ржавчина.
Но, как я и говорил, ощущение стиля игры при этом не падает не на толику. Даже вместе с обрушившимся потолками, разбитыми стенами и затопленными полами, Восторг все также чарует и заставляет исследовать себя вдоль и поперек, наслаждаясь дизайнерскими решениями.
Переносчики Адама
Многие, кто играл в первые BioShock, запомнили пугающую и вязкую атмосферу коридоров Восторга. Очень кстати, что для создания ужаса и неуютности создатель игры — Кен Левин вдохновлялся такой значимой для поп-культуры книгой, как «Сияние» Стивена Кинга. Он, как и Кинг, изобразил место, застывшее во времени.
Нельзя отрицать, что важную роль в поддержании атмосферы играют противники, населяющие эти коридоры. Громыхающие шаги Большого Папочки, сумасшедший смех мутантов и звук ползающих по потолку сплайсеров-пауков, заставляют сбавить темп перемещения.
Один из главных символов игры, да что там игры, СЕРИИ ИГР — Большой Папочка был придуман не на пустом месте. Важная ремарка: речь идет не о всех больших папочках, а о самой знаменитой их модели — Громиле или же, как их называют Маленькие Сестрички, Мистере Бабалз.
Вероятнее всего, для создания образа разработчики черпали вдохновение из подводного костюма братьев Кармагноль. Этот увесистый металлический водолазный костюм придумали Альфонс и Теодор Кармагноль в 1878 году. Главным сходством между костюмом Громилы и оригиналом служат маленькие иллюминаторы на шлеме. На костюме братьев их 20, а у большого папочки 8.
Остальные типы Папочек также имеют сходство с различными старыми моделями аквалангов.
Куда же Большие Папочки без своих Маленьких Сестричек? Правильно, никуда. Образ беззащитных, но пугающих девочек, был вдохновлен близнецами Грейди, на этот раз уже из экранизации «Сияния». И там и там девочки носят синее платье до колен и белую ленту, опоясывающую их.
За такими прекрасными девочками, охотятся самые многочисленные жители Восторга — мутанты-сплайсеры. Потеряв всякую человечность из-за зависимости от Адама, многие из них преобразились и стали выглядеть крайне уродливо, как будто их лица и тела сшивали из уже отпавших кусков. Это не случайно, ведь дословно с английского «splice», переводится «сшивать».
Интересные факты:
Модель женщины-сплайсера Rosebud является отсылкой на фильм «Гражданин Кейн», в котором последнее слово главного героя — «Rosebud», отсылка к потерянной невинности.
Сплайсеры Gudini, кидающиеся огнем, названы в честь известного фокусника Гудини.
Из одной антиутопии в другую
Прежде, чем начать рассказывать о ключевых личностях для подводного города, стоит сказать, что огромное влияние на первые части BioShock оказали произведения Айн Рэнд. Влияние воистину обширно. Начиная с философии, которой придерживается верхушка Рапчура, заканчивая анаграммами и визуальными цитатами (насколько это возможно в отношении книг). Об этом будет рассказано чуть позже. А сейчас мы поговорим о личностях, на создание которых так или иначе повлияли романы Рэнд.
Эндрю Райан
Образ Эндрю Райана практические полностью построен на цитатах Айн Рэнд. Начиная с того, что его имя — Andrew Ryan по сути является анаграммой к имени Ayn Rand. Схожи и истории двух этих людей. Оба бежали из Советского Союза в США не от хорошей жизни. И оба начали придерживаться одной философии.
В многом Эндрю Райан был вдохновлен героем романа «Атлант расправил плечи» — Джоном Голтом. Последний во время морского шторма увидел огни башен Атлантиды. Именно эта история и легла в основу идеи о подводной утопии.
Бриджит Тененбаум
Фамилия защитницы Маленьких Сестричек отсылается на настоящую фамилию писательницы — Розенбаум.
Образ же Бриджит Тененбаум был вдохновлен внешностью американской актрисы Джеральдин Фицджеральд. Наиболее заметно это становится, если рассмотреть портрет Тененбаум на аудио дневниках.
Атлас \ Фрэнк Фонтейн
Антагонист всего подводного города — Фрэнк Фонтейн и верный «помощник» главного героя — Атлас, оказываются одним человеком, собравшим в себя множество отсылок на различные произведения культуры.
Имя Атлас опять же отсылает нас к роману «Atlas shrugged», а Фрэнк Фонтейн, в свою очередь, к другому — «The Fountainhead».
Во время финальной битвы образ перекаченного Адамом Фонтейна напоминает классического Атланта.
Но не единой Айн Рэнд жив данный персонаж. Кен Левин признавался, что во много образ главного антагониста списан с персонажа фильма «Подозрительные лица» — Кайзера Созе, он? как и Фонтейн является преступным авторитетом, который вселял страх во всех, даже в своих подчиненных.
Сандер Коэн
Наиболее нетипичный житель Восторга, отличающийся своей сумасшедшей тягой к искусству. Коэн — любитель экстравагантных выходок, прямо как человек, образом которого он был вдохновлен. Если вы хотя бы немного знакомы с искусством, то наверняка поняли, что речь идет о Сальвадоре Дали. Их объединяет не только любовь к перфомансам, граничащим с сумасшествием, но и усы нарочито уложенные воском. Да и в целом, сходство на лицо. В арсенале у Дали множество безумных выходок и сюрреалистичных картин, но даже он не додумался сделать экспозицию из мертвых человеческих тел. Помимо Сальвадора, в голове у Коэна живет еще один творец — Джордж М. Кохан. «Человек, который владел Бродвеем» был известен своей любовью к водевилям и песням, что роднит его с главным творцом Восторга.
Аня Андрестдоттер
Дизайнер обуви и мать одиночка, зачем она здесь? Просто это еще один персонаж, созданный под влиянием Айн Рэнд. На этот раз здесь присутствует и анаграмма — AYN RAND ANYa ANDeRsdotter — и полное соотвествие по внешности.
Культурный срез восторга
Все эти персонажи, проживающие в городе под толщей воды, образуют некоторую культуру, которая пропитывает коридоры Восторга. Но эта культура не беспочвенна. Многие вещи, которые появились в Восторге, уже были до его создания. Взять хотя бы музыку, звучащую из приемников и граммофонов. Я считаю музыкальное и звуковое оформления первых BioShock более красивыми и выразительными по сравнению с Колумбией.
Для создания атмосферы, подходящей для 1950-х годов, использовались известные композиции того времени, а в одной из локаций даже звучит музыка Петра Чайковского. Вот список всех лицензированных композиций, которые присутствуют в игре. Глядя на них можно составить впечатление о том, какая музыка была популярна у жителей Восторга.
Многие стены, даже после отгремевшей в городе гражданской войны, украшают различные произведения изобразительного искусства. Вообще, следуя идеологии Восторга, которая заключалась в том, что над человеком нет никаких моральных рамок, творцы создавали просто немыслимые произведения, которые трудно отнести к какому-то определенному жанру, поэтому разберем более классические примеры.
Так, например, в одном из кабинетов мы можем увидеть картину, выполненную в стиле кубизм. Данный стиль был особенно популярен в начале 20 века, а наиболее известными представителями можно назвать Р. Р. Фалька и Пикассо. Данный стиль произвел громкую революцию в мире изобразительного искусства. Он шел вразрез с привычным тогда реализмом, стараясь изобразить объемные вещи простыми геометрическими фигурами.
В поисках маски для прохода на закрытую вечеринку в самом начале The Burial at Sea, нам доведется посетить целый магазин-галерею современного искусства, однако все картины в ней выполнены в одном и том же стиле — экспрессионизме. Хотя и с явным штрихом современного искусства, которое как понятие только-только начинало зарождаться. Экспрессионизм переплетается с идеологией Райана, которую он старался заложить в Восторг. Ведь главное в экспрессионизме выражение внутреннего мира человека, а его видение считалось единственной субъективной реальностью.
Афиши и постеры, встречающиеся на стенах Восторга, имеют схожесть с кинопостерами 40-х, 50-х годов. А обложка The Burial at Sea: episode 1 несомненно вдохновлена постером нуара «Оружие для найма».
Достаточно часто в Восторге можно встретить Атлантов держащих потолки зданий или украшающих их фасады. Этот элемент декора имеет сразу три значения.
- Подобные статуи обычный элемент роскошного ар-деко.
- Это отсылка на роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
- Это элемент неогреческого стиля. Об этом поподробнее.
Один из самых знаменитых примеров неогреческого стиля — Атланты у Эрмитажа. И можно было бы сослаться на простое совпадение, но в Восторге присутствует достаточный перечень вещей, отсылающий нас к древнегреческой и древнеримской культурам. Многие места в Rapture названы в честь элементов мифологии Neptune’s Bounty, Apollo Square, Olympus Heights и т. д. Афродита, греческая богиня любви и красоты стала навязчивой идеей доктора Штайнмана, после того как он начал заниматься сплайсингом — попытками создать «идеального человека».
Также встречаются отсылки на колумбийскую культуру. Так в честь мифического города Эльдорадо названа одна из локаций, а вентиляции маленьких сестер имеют ацтекский узор.
Иногда самые внимательные игроки могли заметить, что персонажи произносят фразы, которые отсылают к известным фильмам. Если Дельта в BioShock 2 решит спасти Маленькую Сестру в музее Райна, Синклер скажет, что «у нашего оловянного человечка все время было сердце», что является аллюзией на Жестяного Дровосека, заботливого персонажа из «Волшебник из страны Оз», который ищет сердце, не понимая, что оно ему не нужно
Но самым мозговыносящим фактом для меня оказалась параллель с Адамом и Евой. В мире игры Адам- вещество, которое вырабатывают специальные моллюски. Оно способно излечить все физические раны, однако разрушает мозг и вызывает сильнейшую зависимость. Ева — улучшенная сыворотка Адама, которая позволяет использовать плазмиды. Именно из-за этих двух веществ случился крах подводной утопии. Жадность до Адама и зависимость от него привела к потерю контроля всех жителей Восторга, в результате чего, его дальнейшее существование не представлялось возможным.
В христианских и иудейских верованиях Адам и Ева в итоге разрушают райскую утопию из-за того, что съели запретный плод. Т.е. из-за жадности и невежества.
В самом названии города скрыта отсылка на христианский термин. Восторг (он же Rapture) — это христианское понятие, обозначающие событие, которое удаляет «избранных» людей из общества и переносит их в рай. Таким раем и старался быть подводный город. Если углубляться в тему, то данное явление называется «Восхищение церкви» буквально «похищение», «захват», англ. Rapture) — термин в христианской эсхатологии, распространённый в протестантской среде. Под «восхищением» подразумевают вознесение Церкви для её встречи с Иисусом Христом перед Его Вторым пришествием
Крах Восторга или почему он невозможен
Сегодня очень много упоминалась философия, но упоминалась поверхностно. Это было не с целью скрыть данный факт, а наоборот, постараться максимально раскрыть отдельно.
Так какое же влияние оказала Айн Рэнд на мир Биошок, помимо бесконечных анаграмм и отсылок на героев своих произведений?
Во главе произведений и устройства Восторга стоит одно и то же философское направление — объективизм. Согласно которому, единственный достоверный способ постижения мира через разум. И Рэнд и Райан разделяют всех людей на два типа — создатели и потребители. Первые стремятся к самовыражению и придерживаются позиции рационального эгоизма. Иными словами
… никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу другого человека жить ради меня.
«Атлант расправил плечи» — Айн Рэнд
Потребители же просто поглощают это. Оба считали, что если избавить мир от вторых, то заживется лучше. Взял эту идею Эндрю Райан и построил свою подводную утопию, где все жили в радость себе. Не было никакого социального или морального контроля. И первое время все так и было. Город процветал и выглядел как конфетка в пестрой обертке. И если Рэнд по большей части рассуждала над этой темой, то Кен Левин довел эту идею до абсолюта. Но потом теория о том, что любая утопия обречена на крах подтверждается. Я не буду рассуждать с экономической стороны вопроса, т. к. этому уже посвящены многие работы, а затрону лишь моральную.
Получив полную свободу к саморазвитию и самовыражению, жители Восторга ударились в творчество, эксперименты и изучение различных теорий. Зайдя в книжный магазин, можно увидеть, какую литературу читали жители подводного города. Всего там было несколько жанров:
- Самоорганизация
- Эмпиризм
- Паразитизм
- Фантастика
Можно сделать вывод, что горожане в основном были заняты самосовершенствованием, через самоорганизацию. Ведь как может существовать общество, которое не подкрепляется законом, как может существовать мораль? Только на самоконтроле. Если снова рассматривать деление на творцов и потребителей, тот тут вступает в действие социальный паразитизм. Иными словами — тунеядство. Явление, при котором человек существует на чужие средства, за счёт чужого труда. Эмпиризм, как философское направление, же в свою очередь признает единственным опытом достоверного знания чувственный опыт. А вдохновение для своих работ и социальных стремлений жители черпали из фантастики.
Спустя время, привычных методов выражения становится мало, и люди начинают прибегать к крайне радикальным формам. Так, например, Сальвадор Дали местного разлива для своего вдохновения бьет людей током и причиняет другие физические травмы. И при всем ужасе этого факта, это не порицается обществом, так как действует свобода самовыражения. Чем дольше длился этот процесс, тем сильнее падала мораль в горожанах. А когда адамовая зависимость достигла своего пика, люди не имеющие ничего против насилия во имя искусства, начинают убивать ради дозы.
Все мысли Эндрю Райна о том, что общество, состоящее исключительно из «создателей», будет находится под самоконтролем — рушатся. И он не находит ничего лучше, как сделать из утопии антиутопию с тотальным контролем и подчинением разума вместо свободы.
Даже если не брать в расчет то, что Восторг — вымышленное государство, подобной исход событий ждет нас и в нашем мире, если когда-то будут попытки реализовать данный строй общества.
Памятник, навсегда оставленный в океане
Восторг разрушен. Погребен под своими идеями и идеалами, как и любая утопия. Объективизм похоронил город и сделал из него Burial at Sea. Если бы он существовал в нашем мире, то он был бы сродни Титанику. Его бы изучали как памятник культуры, эпохи. И, возможно, кому-нибудь удалось бы спустя время попасть на него и восхититься им. Испытать восторг). Перед ним бы предстала удивительная картина эклектизма из различных эпох и стилей. Хотя, нет. Титаник не подходит под это определение. Восторг — утопическая Атлантида 20 века, имевшая свой неповторимый стиль, которую человек собственноручно создал и собственноручно похоронил.
Лучшие комментарии
Я бы не сказал. Во второй половине девяностых — вот это была скорость развития. А во второй половине двухтысячных скорее уже замедление темпа.
Извиняюсь, но акваланг — это всё-таки баллон (ну, плюс шланги и прочее). Тут всё-таки речь о скафандрах.
Забавный факт — изначально Адам должны были собирать особые слизняки, не имеющие ничего общего с человеческим обликом. Картинка внизу.
Я бы сказал, что это всё-таки совпадение. Ведь название связано с РНК-сплайсингом.
В остальном всё понравилось.
Кайфово конечно. Биошок первый в свое время и вдохновил на прочтение Атланта
После написания блога появилось огромное желание прочитать его. А то при создании я оргнаичивался лишь консультациями со знающими людьми.
Материала по биошоку действительно много, но вроде такую тему некто не раскрывал глубоко.
Почитай, хоть и достаточно наивно и однобоко местами, но годно и интересно
ISlNIВеликолепно, маэстро! Ваш блог и вас самого необходимо поместить в одну из множества артгалерей в Восторге. Чтобы люд ходил и восторгался вашим трудом по Восторгу! =)
«не читал, но осуждаю»
Я просто не мог оторваться от Атланта, пока не дочитал до конца. Был просто потрясён. Читал с огромным удовольствием. В некоторые моменты книга держала меня в сильном напряжении, в какие-то — заставляла хвататься за голову. Даже разок глаза намокли. Сразу после прочтения начал читать второй раз. Меня ооочень впечатлила книга.
Кстати прочитал её тоже после прохождения первого биошока.
Спасибо за блог.
Сразу скажу, что блог не читал, но — как же уже надоела эта болтология про биошоки.