Душу не изрезать на куски | Бескомпромиссный Metal Gear Rising: Revengeance
Игру отменил Кодзима, она размышляла на рискованные для большого игростроя темы и балансировала на грани безвкусицы и стиля.
Я написал этот блог по нескольким причинам, и каждая из них задевает меня лично. Раз в несколько месяцев необъяснимым образом совершенно разным авторам приходит на ум одна и та же мысль - рассказать об играх про зверства войны, подлом правительстве, информационном противостоянии и обыкновенных людях, чьи сломленные судьбы становятся приемлемой ценой в достижении геополитических целей. И тут же вспоминается трижды преданный государством Сэм Фишер или искалеченный вторичностью авторской мысли Мартин Уокер. Я признаю неповторимость опыта Spec Ops: The Line, но за последние несколько лет тему высушили до состояния песка, никто уже и не старается подать историю отряда "Дельта" с интересной стороны, а просто пересказывает забытое без особого энтузиазма, тему буквально вытащили на поверхность, где ей уже нечем дышать. Не спорю, индустрия создает не так много персонажей с похожим жизненным надломом, но, как минимум одного в этом тексте я постараюсь для вас раскрыть. Потому что, либо я не поспеваю за всеми, и тема Метал Гира уже вгоняет в зевоту, либо безудержная фантастичность истории киберсамурая с высокочастотной катаной мешает игрокам разглядеть в Райдене жертву посттравматического синдрома и одного из самых харизматичных протагонистов, что мне встречались.
Вторая причина - "авторский" интерес, мой узкий видеоигровой кругозор совершенно не знаком с серией Metal Gear, она десятилетиями гремит на весь мир, но к ней я не притрагивался, и, видит Бог, Konami не хочет мне в этом помогать. Тем сильнее трогает приземленная история MGR в сочетании с совершенно безумным внешним антуражем и лором вселенной. Ну а моя ограниченность на этом не заканчивается - я не только в шедевры Кодзимы не играл, но и в принципе ни черта не смыслю в слешерах, Devil May Cry пронесся мимо, за исключением перезапуска 2013 года, ведьминская улыбка Байонетты тоже сияла не для меня, что уж говорить про менее популярные проекты. В попытке направить софиты на Райдена и осознать для себя пройденную игру я нарезал этот текст. Знатоков вселенной и жанра прошу не мелочиться и бомбардировать со всей силой, если я где-то промахнусь с суждениями, а всем прочим - приятного пути по дороге благородного воина в Metal Gear Rising: Revengeance.
МГР прошел через домну мучительной разработки, умер и воскрес в руках совершенно других людей. Игру Кодзима анонсировал на неловкой Е3 2009, стоя на одной сцене с фанатом телевидения из Microsoft, тогда проект носил более примечательное имя - Metal Gear Solid: Rising. Сюжет заполнял пробел между второй и четвертой частью МГС, рассказывая о перерождении Райдена в модифицированном теле. Изначально Хидео вдохновился общим концептом, ведь взрывной слешер нес за собой совершенно другой тип экшена, нежели расчетливый стелс, а Fox Engine стал подходящим движком для этой операции. Первый трейлер в 2010 показал впечатляющую графику, большое количество плавных анимаций, насыщенные цвета - все, чему не суждено было сбыться, но демонстрация разожгла надежду на светлое будущее для игры и серии, а по другую сторону индустрии в это же время бушевал разрушительный ураган.
У молодой команды была уйма идей для проекта, они знали, как реализовать каждую из них в отдельности, но в готовый играбельный концепт это не складывалось - у разработки не было лидера, который мог бы организовать единое видение. Концепт оказался неподъемным, особенно в плане дизайна уровней, Райден не только бегал по стенам, что усложняло проектировку локаций и боевую механику, кибер-ниндзя также мог в щепки рубить любые объекты, включая дома. Как позже расскажет Хидео-сан в интервью, он дал дорогу молодым в определении направления игры, а сам сосредоточился на создании Peace Walker. Без него студия не справилась с самостоятельным руководством, игра разваливалась на части и было принято решение закрыть проект. Читая интервью мастера спустя годы, складывается впечатление, что ему не слишком-то и была интересна работа над Райзингом, хоть новизна и привлекала, но он тяготел к привычной стелс-механике и огнестрельному оружию, а не к катанам, да и заместо Райдена было больше желания работать с другими персонажами.
Однако, полностью идея зарублена не была, в 2011 начался поиск другой студии для дефибрилляции замысла, посматривали и на западных коллег, но в итоге приняли решение оставить игру поближе к дому - в Японии, и здесь на арену выходят Platinum Games, которые, если верить СМИ, собрав все сюжетные наработки и общий концепт героически вытащили проект из мрака к свету. В том же году показали новый трейлер и название - Metal Gear Rising: Revengeance. С покровительством Кодзимы Платинумы по максимуму сохранили задумки первоначальной команды, но от движка пришлось отказаться в пользу менее впечатляющего Platinum Engine. Благодаря их усилиям в 2013 игра прорубила дорогу на PS3 и Xbox360, а годом позже ворвалась на PC.
История берет разбег спустя четыре года после событий МГС 4, Райден по блату устроился в частное охранное агентство "Мэверик" и уже несколько лет помогает премьер-министру Н'мани восстанавливать порядок на Африканском континенте. Во время деловой поездки государственный кортеж попадает в засаду, пока Райден чистит улицы от вражеских киборгов, премьера похищают и нашей основной задачей становится спасение политика из лап конкурирующего агентства "Десперадо". Уже с первых минут игра знакомит с базовым геймплеем, на котором будут строиться все дальнейшие битвы с боссами, их мини-версиями и заурядными для этого мира противниками.
На первой мисси Райден в стандартной конфигурации держит в руках высокочастотный клинок - инструмент страшного насилия над оппонентами, но о разнообразии орудий убийства я подробней расскажу в блоке прокачки. А пока, основной арсенал - это слабая и сильная атака, полоски энергии и здоровья, бег ниндзя и блок. Выпады и пируэты складываются в кровавые комбинации, а бег заставляет нашего воина молниеносно скользить по локациям, автоматически отбивая снаряды мелкого калибра. На блокировании ударов я заострю особенное внимание - это ключевая механика в игре, если вы умеете правильно принимать и отражать вражеские атаки, то пробьетесь даже через самого остервенелого неприятеля. И наоборот, если с самого начала разбираться с блокированием ударов было лень, то эта недоученность будет аукаться с каждым новым врагом и боссом. Лучшая атака, конечно - нападение, но во имя наномашин, умейте ставить блок, от этого напрямую зависит удовольствие от игры и общее погружение в тело киберниндзи!
Мир Райзинга богат на всякого рода киборгов, боевых машин и роботов, в авангарде Десперадо используют модифицированных наемников, с которыми в бою не могут соперничать обычные солдаты из плоти и крови. Бойцы причиняют мир и наносят справедливость в страны третьего мира с помощью холодного оружия, полуавтоматических винтовок, гранат разного свойства, щитов и стелс-комуфляжей.
Искусство блока и парирования их атак кроется в идеально подобранном моменте, Райден превосходит киборгов в мастерстве и технологически, но без вашего умелого управления синтеза органики и синтетики не получится. MGR обладает достаточно странной системой блока, для него в игре нет отдельной кнопки, он задан на клавишу удара и для того, чтобы отбить выпад, вы должны уследить за сияющей красной вспышкой в глазах противника, среагировать, направить клинок ниндзя в верное направление и нажать кнопку легкой атаки, тогда наш оперативник отобьет клинок не получив урона, а напротив - вскроет возможность для контратаки. В том числе из-за такого нестандартного подхода, блок настолько важен, пока вы не научитесь блокировать правильно, по телу Райдена пройдет бесчисленное количество урона, потому что вместо бетонного блока будет выходить хиленький удар.
Отбившись от киборгов, Ниндзя преследует похитителей Н'мани, но на его пути встает тестовый босс, призванный проверить ваш диплом мастера веселой нарезки - Метал Гир Рей, гигантская машина убийств, размером с небоскреб, турелями и лазером из пасти, у Райдена не остается другого выбора, кроме как сыграть роль Давида в этом поединке и убрать помеху с пути. Ровно с этого момента МГР раскрывает свою истинную натуру - это съехавший с путей реализма поезд, который неистово прет напролом, совершенно не замечая ничего вокруг, перед глазами у него красная пелена из брутальности. Под яростно гремящий трек Райден выводит из строя ноги боевой машины, разрубает турели, а после перекидывает эту махину через себя и завершает противостояние одним точным ударом клинка. Не так много смысла описывать этот боссфайт через текст, я хочу донести главную отличительную черту Райзинга как игры - это рвущаяся за экран энергия битвы, идеальное сочетание инструментальной музыки, постановки и фаз самого босса, к которым в нужный момент подключается еще и вокал. Уже после победы над первым, по сути, обучающим боссом, сердце колотится, будто заряжено высокооктановым топливом, а мозг кричит "еще!", подсаживаясь на этот адреналиновый наркотик лишь за одну вступительную миссию.
Дуэль с Метал Гиром полностью раскрывает концепт, задуманный еще подопечными Кодзимы - режь, что душе угодно под любым углом и в любой плоскости. Платинумы слегка доработали идею, в геймплейном демо мы видели, что Райден, как станок без прелюдий нарезал солдафонов. Замысел хорош новизной, но кто знает, насколько интересно бы это игралось. В МГР наш мясник сначала должен нанести некоторое количество ударов по противнику, чтобы ослабить его защиту и только после потери оппонентом ориентации и равновесия, Райден сможет войти в "режим клинка" и изготовить мясную нарезку, а то и активировать Zan-datsu (斬奪), дословно - Режь и хватай. Вокруг этой механики не зря кружится вся игра, дотошный слешер, в котором нужно уметь ставить блок, сочетать разные типы ударов и адаптироваться под противника, пропитывается незамутненным ребяческим весельем, если убрать за скобки, что мы делаем из людей инвалидов. Это развлекает, вносит разнообразие в бои и попросту забавно анимировано, иногда противников разрубаешь лишь бы посмотреть, как их руки или ноги отлетят от туловища. Некоторые покалеченные солдаты пытаются продолжить бой и нередко им это даже удается, такой концепт стоил того, чтобы держаться за него до последнего - праздник жестокости во всей своей ужасающей красе.
Пока мы забавлялись с расчленением, Райден нагнал преступную группировку, но не смог сохранить жизнь премьер-министра, его убийца - Сандаунер сбегает, а мы остаемся один на один с киберсамураем Самуэлем. Это лишь тизер грядущего сражения, пока мы к нему не готовы, да и Райден явно уступает Сэму. В неравной схватке он теряет сначала глаз, а потом руку, что комментирует по военному сдержанно, это интересный эпизод не только с точки зрения будущего противостояния, но и хороший пример геймплейной постановки - небоеспособный Райден, который еще недавно крошил всех одним взмахом клинка, отбивал пули и преодолевал сотни метров за секунды, сейчас едва передвигается, а противник вальяжно расхаживает, усмехается, явно считая схватку выигранной. Проигранную дуэль на поезде прерывает свет в конце тоннеля, Сэма обстреливают солдаты Мэверик, вынуждая его отступить, но все же, наша задача провалена, госслужащий погиб, а страна, вероятно, вновь погрузится в пучину войн и кризиса.
Всего за каких-то 15 минут игра показала напрочь отмороженное и энергичное зрелище без единого намека на приземленность. За вступительный уровень мы порубили в салат десяток киборгов, перекинули через плечо робота размером с дом и проиграли в самурайской дуэли под сумасшедший саундтрек. Игра не стесняется своей природы, если нужно пережать с постановкой и кровожадностью, она это сделает, главное, чтобы смотрелось круто и брутально. Уже здесь я хочу заострить внимание на самоопределении Райдена, как человека, он далеко не новый персонаж в серии с богатым прошлым, МГР про его биографию рассказывать не торопится, но внутренний стержень виден сразу, он - защитник слабых, его меч - это инструмент правосудия, он убивает не для забавы, а во имя справедливости, у новичков в линейке нет причин сомневаться в его мотивации. Но он не идеалист, для него насилие является необходимой мерой, чтобы спасти одну жизнь иногда приходится отнять чужую. Через самурайские принципы Райден противопоставляет себя Сэмуэлю, который не относится к происходящему серьезно, вольничает и явно получает наслаждение от кровавой бани, именно с этой точки будут развиваться их взаимоотношения и личная драма Райдена.
Спустя три недели мы отправляемся в Абхазию, где уже знакомая нам по Африке группировка Десперадо aka "Война с доставкой на дом", зарабатывает на наркотрафике и торговле людьми, а их боевые командиры - "Ветра разрушения" установили бандитский режим во главе с экстремистом Андреем Долзаевым, задачей Мэверик становится поддержка оппозиции, восстановление законного правительства и ликвидация недоброжелателей. Самое время познакомиться с нашей командной - сотрудниками частного охранного агентства, которые предоставляют информационную и моральную поддержку, анализ и технологическое преимущество Мэверик на рынке.
Разговоры по кодекам - одна из приятнейших мелочей в игре, в произвольный момент можно выйти в меню и позвонить любому персонажу, они никак не задействованы в геймплее, но играют существенную роль в расширении сюжета и лора. Напарники на том конце провода расскажут много интересного о стране, в которой проходит миссия, местной культуре, обычаях, кухне и истории, а также через необязательные разговоры иногда поясняются привычные игровые условности. К примеру, что мешает Райдену выйти за пределы локации или почему он может разрезать на части машины, фонарные столбы, но не дома. Новые темы для разговора появляются в начале миссии, во время боссфайтов - каждый участник команды может дать больше информации о противнике. При встрече нового типа врагов, после кат-сцен и после чекпоинтов. У каждого в Мэверик есть свой характер и взгляды, они не во всем соглашаются с мнением Райдена, а иногда и откровенно конфликтуют, к примеру, если во время задания случайно ударить гражданского, вся команда обвинит Ниндзя в безответственности и будет злиться.
- Борис Вячеславович Попов - В прошлом советский солдат, а ныне руководитель частного охранного агентства. Знаком с Райденом уже продолжительное время, после событий прошлых игр серии помогал братьям по оружию с трудоустройством. Эксперт в военном вооружении, тактике и стратегии.
- Кортни "Растяпа" Коллинз - Обучалась на факультете бизнес-администрирования, когда ее сокурсник Кевин предложил ей работу в Мэверик. Кортни человек высоких идеалов, ее искренне заботит судьба мира и случайных жертв, всегда старается поддерживать Райдена, а также обладает навыками сохранения его прогресса, если обычные чекпоинты это не про вас. Настоящая душа команды, но не доверяйте ей заказывать кофе на всех.
- Кевин "Кев" Вашингтон - Раньше работал под крылом ООН в неправительственной организации помощи ветеранам, но, посчитав их методы реинтеграции солдат в социум неэффективными, ушел в Мэверик. Дамский угодник, на миссиях оказывает информационную поддержку.
- Вильгейм "Доктор" Войдт - Настоящий гений в области военной инженерии и робототехники. Любит устраивать из любого разговора лекцию об особенностях той или иной технологии, после стычки в Африке полностью реконструировал тело Райдена, что раскрывает его как исключительного хирурга. В обмен на отрубленные левые руки киборгов готов предоставлять нашему Ниндзе улучшения.
Беседы с напарниками значительно упрощают понимание происходящего, погружают в необходимый контекст - в этой мисси есть описание всей сложности Российско-Абхазско-Грузинских отношений в 90-е - да и попросту веселят, но выполнены они в архаичной манере. Чтобы связаться с кем-то, нужно выходить в меню, то есть ставить игру на паузу, что сбивает темп, выбивает из игрового процесса, и смотрится слегка странно - Райдену нужно срочно помешать противникам укрепиться, а он вместо этого треплется с коллегами по зуму. За разговором нельзя изучать локацию, для экономии времени, можно только наблюдать скудно анимированное лицо собеседника, будто смотришь канал V-тубера. Не хватает индикатора того, что у персонажа появился новый диалог, некоторую болтовню приходится проматывать по второму кругу, поскольку иногда она повторяется, а пропускать реплики можно только по одной, если на первой фразе стало понятно, что это мы уже слышали, то придется судорожно клацать скип до победного. Неоднозначный элемент, не хуже игровых записок работает на осязаемость сюжета и хорошо раскрывает второстепенных персонажей, но очень уж неудобно сделано, если полностью слушать эти созвоны, то разговоров на всю игру записано примерно 6 часов, для самых любознательных после прохождения их можно проигрывать отдельно прям из главного меню. Но мне понравилась эта гибкость, я могу выбрать, какой хочу видеть игру, стремительным семичасовым приключением или более вдумчивой историей, которая уделяет много времени характерам персонажей и взаимоотношениям между ними.
После унизительного поражения от Сэма в Африке Райден явно желает взять реванш и предстает в модифицированном теле, которое, по воле доброго Доктора, позволяет не только разбирать врагов на запчасти, но и питаться теплом их механических тел - электролитами и нанопастой из позвоночников, что заполняет энергию и уровень здоровья. Обновки придутся как нельзя кстати, ведь новое туловище лишено возможности к самовосстановлению, как у прочих киборгов, гораздо важнее добиться большей мощи и скорости, достаточно ведь просто избегать повреждений и такая мелочь, как отсутствие регенерации не будет заметной. Видимо, корпуса киборгов конструируют те же люди, что и игровые консоли.
Пробиваясь через оккупированный боевиками город, Ниндзя осваивается с новыми технологиями, доводя противников до исступления, попадает по отмеченному красным квадратом сектору и безжалостно вырывает позвоночники для восстановления своих сил. К Райдену батарейки не прилагаются, но это и ни к чему, если каждый встреченный киборг - это ходячая электросеть. Здесь Zan-datsu из веселого дополнения к геймплею становится обязательным условием для ведения войны, противников становится больше, атакуют они разнообразней и вынуждают менять стратегию поединка. Теперь, чтобы держать на уровне свой запас сил, приходится разбираться сначала с крупными боевыми машинами, а гуманоидных киборгов оставлять на потом, чтобы позже напитаться их энергией. На уровне в Абхазии нас знакомят и с местным стелсом, ни к чему не принуждают, но прокрасться мимо нескольких врагов на уровне можно, а если атаковать противника из скрытности, он, не ожидав такой подлости, будет сразу открыт для разрубания конечностей в любом виде без предварительных уговоров. Само собой, стелс не так проработан, как в основной серии, мне он кажется, скорее, отсылкой размером с целую механику, но слегка подчистить уровень от противников лишним не бывает, да и характерные фишки - восклицательные знаки при обнаружении с тем самым звуком и надежные коробки коллекции "камуфляж" в наличии.
В Абхазии мы встречаемся с новыми боевыми единицами - Гекко, громадными установками на куриных ножках, при атаке издают коровье мычание, чтобы дезориентировать врага. Турели проблем не доставляют, но мощные ноги машин-убийц позволяют им прыгать на значительные расстояния, нанося удары вне зоны видимости, также в них програмно вшит бойцовский стиль Ван Дамма, раскрывающий каратэ потенциал этих звероподобных устройств.
Слайдеры - те же киборги, но с реактивными ранцами и механическими крыльями для пикирования, стандартный набор вооружения, за исключением встроенных ракетных установок. Держатся вдалеке от земли, из-за чего достать их катаной бывает тяжело, в бою необходимо использовать преимущества местности, либо дополнительное оружие.
Исследуя захваченный регион Райден узнает, что в Абхазии есть свои интересы, как у России, которая национализирует часть нефтепотока, так и у США. Поскольку русские не могут ввязываться в конфликт с Грузией напрямую, правительство наняло наше агентство для решения вопроса, а Долзаев предстает националистом, захватившим власть при помощи частных американских корпораций. Пока этот политический узел завязывается, мы встречаемся с одним из двух моих любимых персонажей в игре - Блейдвульфом, который пока что носит серийный номер LFQ 841. Он вступает в перепалку с Райденом и рассказывает, что не является пустоголовой машиной, а обладает интеллектом, превосходящим человеческий, однако, не может противиться приказам - иначе его память будет стерта, поэтому у роботизированного волка нет иного пути, кроме как атаковать Ниндзя.
Это первый полноценный боссфайт в игре, и я не могу найти случая удачней расписать, почему битвы в МГР это безупречное сочетание геймплея, постановки и музыки. Каждое сражение сталкивает не только технологии и грубую силу, это еще и борьба взглядов, идеологий и принципов персонажей. Именно поэтому каждый босс - это проработанная личность с своими мыслями и философией, что вынуждает относиться к противникам не как просто к целям для уничтожения, но оппонентам, достойным того, чтобы проникнуться их характером.
Блейдвульф, не смотря на самостоятельность мысли, заключен в тиски, он вынужден исполнять приказы Десперадо, иначе его память, а значит и личность будет уничтожена, пускай ему и всего три года отроду. Его история подробней раскрывается в дополнении, но сейчас он отчаянно желает свободы, мыслит ясно и фаталистично. Чем впечатляет Райдена, которого и самого заботит вопрос свободной воли, я бы сказал - это одна из главных тем игры. Райзинг идет еще дальше и в музыкальном сопровождении, битва с обучающим боссом подогревала кровь яростным саундтреком, но композиции к последующим противникам очень точно перекликаются с их биографией, мыслями и настроением схватки, это отражается и в тексте и в инструментальных партиях. Композитор Джейми Кристоферсон трудился над игрой с 2011, набрасывая саундтрек по концепт артам, сквозь зубы хочется кричать, насколько круто он выполнил свою работу, нарисовав поистине уникальный аудио-портрет для МГР, и в принципе один из лучший OST'ов в индустрии, что доказывал с каждым последующим треком для битвы с боссом.
Самое время вернуться к рубилову, робопес делает упор на стремительные атаки и активно использует преимущества четырех лап, наиболее опасный его удар - наскок, когда он начинает носиться по арене и при удачном попадании включает захват с адской бензопилой вместо хвоста, вблизи очень агрессивен. Также в его арсенале метательные кинжалы и помощники в виде обычных киборгов и гекко, которых мастера блока воспримут лишь как ходячие батарейки. Райден сразу чувствует, что Волк не горит желанием сражаться и видит что-то общее между ними, не смотря на обладание личностью и интеллектом, у обоих не так много выбора, во всяком случае, ему так кажется. После победы над боссом Райден направляется к нефтеперерабатывающему заводу, где его задачей становится ликвидация одного из капитанов Десперадо - Мистраль.
На входе нас встречают самые забавные противники в игре - треноги, по одному не представляют серьезной угрозы, берут количеством. Шаровидный корпус с тремя конечностями позволяет наносить удары на 360 градусов, из приемов - медленная атака и захват, который лишает мобильности, не обманывайтесь их миловидностью, роботы пойдут на все лишь бы защитить свою хозяйку.
Пробившись через промышленный комплекс Райден видит ссору между Долзаевым и Мистраль, что кажется идеальным моментом для атаки, на платформе одного из нефтехранилищ Ниндзя сходится в поединке с наемницей. Мистраль, также известна под псевдонимом "Холодный сухой ветер Франции" - уроженка Алжира, как и Райден воспитана войной и насилием, единственной ее целью в жизни было выживание, а когда она ее достигла, не осталось ничего кроме, но пока неизвестная нам фигура подарила ей новый смысл биться. Мистраль рассказывает Райдену об идеалах, которым следует и за которые готова умереть, ей чуждо насилие ради насилия или денежная выгода от вооруженных конфликтов, наемница идет за чем-то, как ей кажется, большим, чем она сама.
Бой с многорукой девой делится на три фазы, в качестве оружия она использует копье, собранное из рук треножников. Райдену приходится быстро сокращать дистанцию и отбиваться от миньонов, чтобы получить шанс для атаки. Их сражение крушит завод, из-за чего резво меняются и арены, специфичная пика оказывается еще и кнутом, который наносит удары совсем уж с бесчестной дальности, но, благодаря мастерству и смекалке Ниндзя выходит победителем из поединка. Бой наполнен большим количеством акробатики и постоянной смены планов, а музыка безупречно дополняет взрывной голливудский боевик, без блистательной композиции эта драка была бы и в половину не так эмоциональна, в виду штриховой проработки босса, в сравнении с ее коллегами.
После прохладного прощания с Мистраль, Райден устремляется за Долзаевым, но вновь не успевает. Из боевика-националиста Долзаев превращается в террориста-смертника и подрывает себя, уничтожив большую часть предприятия, а мы с паршивым предчувствием следуем к точке эвакуации, допустив дестабилизацию региона.
Уровень сменился и мы впервые получаем доступ к кастомизации тела Райдена. За каждый бой в игре нас награждают рангом от D до S, в зависимости от убитых врагов, выполненных комбо и зандатсу, за что мы получаем валюту - ВР очки для прокачки. Их можно добывать и мирными путями, к примеру, вскрывать ящики на локациях или проходить миссии в виртуальной реальности, они довольно скучные и представляют из себя набор испытаний навроде: убей всех врагов на карте не привлекая внимания. Начнем с оружия, верного спутника - высокочастотный клинок можно улучшать в направлении урона и поглощения энергии, у каждого меча несколько уровней в каждой категории, которые прокачиваются один за другим. Катану можно и сменить, скажем, на деревянную, новые орудия открываются либо по сюжету, либо при сборе коллекционных предметов.
Обещал рассказать про дополнительное оружие, оно прокачивается отдельно от основного, после победы над некоторыми боссами мы можем приобрести их уникальное вооружение и применять в связке с высокочастотной катаной. От Мистраль мы получаем копье, впереди ждут еще саи и мачете. Они позволяют уравнять шансы с некоторыми врагами, лучше сокращать дистанцию с летающими противниками или более эффективней разбираться с кучками врагов.
Тело Райдена тоже в ваших руках, помимо оболочки меняется и бонус, один корпус увеличивает здоровье, а другой урон от разных гранат. Все костюмы выглядят симпатично, но среди них есть уж совсем безынтересные модификации, никак не влияющие на геймплей, чем-то определяющим стиль игры я бы костюмы не назвал, оружие в этом плане сделано лучше.
За очки открываются и комбо-удары, в игре нет усложненной системы приемов, достаточно просто открыть их и нажимать на кнопки, кровавая феерия произойдет на экране при любом раскладе, казуально, но весело. Другой вопрос, что это выглядит максимально странно - открывается меню с изображениями в будто намеренно нижайшем разрешении, нет пояснений, как что применять или обучающих роликов - покупай и не спрашивай!
Хватит тратить деньги, Райдену еще семью кормить. Следующая цель - Гвадалахара в Мексике. Наше агентство попросила об услуге общественная организация, подозревающая корпорации в загрязнении городской канализации, очень скоро выясняется, что под городом расположена тайная лаборатория Десперадо, поэтому Райден, преисполненный чувством мести после Абхазии, идеально слившись с окружением спускается вниз, компанию ему составляет перепрошитый Блейдвульф, с которого Доктор снял ограничения искусственного интеллекта.
Так почему Робоволк мой любимый персонаж игры наравне с Сэмом: начиная с этого уровня он полноценный участник команды, проводит разведку на уровнях и с ним также можно связаться по кодеку. Мне нравится его история - безвольная машина на службе у террористов и разжигателей войн, способная к самоопределению, но без возможности повлиять на свою судьбу. И вот, благодаря встрече с Райденом, Волк приходит к самосознанию и, наконец-то, самостоятельным решениям, он следует за Ниндзей не по указке, а по собственным убеждениям и из чувства долга за "вторую подаренную жизнь". Кроме чувственной истории у них образовался хороший комедийный дуэт с приятным налетом бадди-муви. Блейдвульф воспринимает метафоры и шутки людей зачастую буквально, из-за своего, мягко говоря, короткого и специфичного жизненного опыта, он выражается и действует сугубо формально, что сильно контрастирует с Райденом, его не до конца сформированная личность и неловкие попытки эмпатии это то, за чем по-настоящему интересно и весело наблюдать.
Изучая стоки, Райден встречает мальчика в больничной робе - Джорджа, он сбежал из лаборатории, что подтверждает догадку команды о скрытых экспериментах корпорации над детьми-беспризорниками, которых никто не хватится и не будет искать. Из поисковой миссия превращается в операцию по борьбе с работорговлей. Пытаясь помешать Десперадо разобрать детей на органы, Ниндзя проникает в исследовательский центр и обнаруживает, что мозги похищенных детишек не продаются, их используют для последующей трансплантации и превращения в армию киборгов-убийц. Помешать нам пытаются сразу несколько новых типов врагов - Водомерки (water strider), насекомоподобное устройство с тремя лапами, резво крутится вокруг своей оси, не позволяя нанести удар, приспособлено для ведения боя на водной поверхности, оборудовано огнеметом, от которого мечом не отбиться.
Мастиффы - огромные горилловидные боевые роботы с ракетницами и массивными руками, передвигаются прыжками, здесь мы впервые сталкиваемся с атаками, которые нельзя заблокировать мечом - единственный выход отступление, либо прыжок.
Рапторы - механические динозавры, с мощными задними лапами, турелями и электромагнитным импульсом, нападают стаями.
Разделав механических зверей, Райден взламывает сервер лаборатории и видит запись, как Сандаунер - убийца премьера Н'мани, ведет диалог с неизвестным человеком в пиджаке, они приказывают главе исследовательского центра выслать образцы мозгов, которые уже прошли подготовку к боевым действиям в виртуальной реальности, а остальные уничтожить. Приоритетной задачей становится срочное спасение детского разума из лап извергов.
Именно эпизод в Мексике становится спусковым крючком для Райдена, ведь он сам в детские годы прошел через жестокую боевую подготовку, создавшую из него убийцу и наложившую тяжелый отпечаток на всю его жизнь. До этого момента ему кажется, что все под контролем, но видя, как история повторяется чуть ли не в промышленных масштабах, Райден теряет голову, он вызволяет детей, но это настолько сильно бьет по его моральному состоянию, что он готов покромсать любого, кто встанет на пути, лишь бы остановить злодеяния Десперадо.
Параллельно Кевин выясняет имя пиджака из центра - политик по имени Армстронг, метящий в кресло президента США, а также прослеживается могущественный покровитель Десперадо, который позволяет им вооружаться по последнему слову техники и устраивать перевороты по всему миру - корпорация "Ворлд Маршалл". Райден надеется привлечь внимание СМИ и вызвать общественный ажиотаж, на что его быстро осекают, становится понятно, что ни одно издание не захочет ввязываться в настолько опасную историю и публиковать материалы, порочащие репутацию и честь мегакорпорации с мировым именем. Лаборатория уничтожена, но эти усилия ни стоили и выеденного яйца, ведь у компании, должно быть, сотни похожих центров по всему миру, кроме того, слепки сознания других детей уже отправили из Мексики в США, Райден, понимая, что законных способов прижать Ворлд Маршалл к ногтю нет, решает действовать самостоятельно.
Прежде чем мы ударим в ключевой эпизод сюжета, я бы хотел осветить еще один минус игры - графика и техническая неопрятность. Ролики выглядят неплохо, их спасает постановка, но сцены на движке и общая графика заметно состарились. Гамма в основном коричневая и в редких случаях тускло-синяя, уровни бедны на детали, они пусты и безжизненны, между мексиканской канализацией и американским мегаполисом нет практически никакой разницы в проработке. Хоть какое-то наполнение деталями нам дают на офисных локациях, но картинку это не красит. Выходит так, что разговоры по кодекам вдыхают в локации больше жизни через персонажей, озвучку и текст, нежели сами уровни отражают свое настроение визуально и через работу с мелочами. Общий стиль игры хорош, но он слабо исполнен графически, будто для Платинум это было третьестепенным пунктом в разработке и они все силы бросили только на геймплей.
Райден бросает на стол Борису заявление об увольнении, чтобы не выставлять начальника и весь Мэверик в дурном свете, и вместе с Блейдвульфом едет атаковать штаб-квартиру Ворлд Маршал в Денвере, попутно собирая на хвосте всю городскую полицию. Убежденный в правильности своих поступков Ниндзя крушит полицейские кордоны и рассекает на мелкие кусочки слуг правопорядка, в коммерческом квартале психическую атаку на Райдена совершает Сэм. Здесь я бы хотел поставить повествование на паузу и рассказать, что вообще движет протагонистом.
Райден с самого начала утверждает, что идеалы и философия диктуют ему, с кем и когда сражаться, искренне верит в защиту слабых, свои принципы он основал на самурайском кредо, сила в его понимании не является злом сама по себе, вопрос лишь в том, как и где ее применять. В собственных глазах он однозначно положительный герой - спаситель детей. Но прямо сейчас он является, по сути преступником, линчевателем и убийцей полицейских, к которым он не испытывает сострадания. По его мнению, киборги-наемники или копы, ведомые поводком частных корпораций, сами предопределили свою судьбу, а он - всего лишь жнец, призванный сместить баланс сил обратно к светлой стороне. Игра очень точно концентрируется на теме моральной стороны убийства и определении благородности намерений в целом. Как понять, действуем ли мы во благо или во вред, есть ли унифицированное мерило, например, цель? Но ведь тогда можно оправдать любое преступление, такое как работорговля или геноцид благой целью. Или наши намерения хороши настолько же, насколько хороши наши средства?
Вещая с магазинных вывесок, глаза на мир ему открывает Сэмуэль - он откровенно насмехается над Райденом и втаптывает в суровую правду, страны первого мира равнодушны к проблемам развивающихся государств, обычные люди слишком заняты собственными маленькими жизнями и бесконечным потреблением искусственных скандалов СМИ, которые находятся в кармане у медиа-корпораций, товаров и сахарных речей политиков, использующих негативную обстановку в регионах мира как катализатор для предвыборной программы и умасливания избирателей. Продай Ворлд Маршалл на органы хоть миллион детей, всем было бы плевать. Такой злобный и остросоциальный комментарий нечастный гость в рафинированном массовом искусстве, а в видеоиграх тем более, не сказать, что возмущающая общественные устои речь производит шокирующий эффект, но как минимум заставляет относиться к игре серьезней.
Дальше Сэм бьет в самое сердце сомнений Райдена, хоть он и чувствовал, что ничего правильного в расчленении противостоящих ему киборгов нет, но успокаивал себя тем, что это их выбор. Сэм транслирует Ниндзя мысли и эмоции людей, которых он убил, страх, боязнь за родных, ради которых они рискуют жизнью, зарабатывая на лекарства или на поддержку пожилых родителей, мольбы господу о том, чтобы сохранил их жизни. Солдаты теряют части тела на искусственно развязанных войнах и единственный выход, предложенный им - это продолжение службы с кибернетизированным туловищем или заменой конечностей. Для сохранения секретов работодателей им вживляют детонаторы, чтобы взорвать останки после потери боеспособности, не смотря на то, что их сознание все еще можно было бы перенести в новое тело. Райден видит, что каждый киборг в игре - это живой человек, для улучшения боевых навыков им включают подавление чувства страха и боли. Возможно, психотропные вещества, сдерживающие тревогу и позволяющие лучше концентрироваться, заставляют Ниндзя воспринимать их не как людей в полной мере, а больше как пилотируемых кем-то удаленно костюмы или вовсе неразумных роботов. А, может быть, он использует эту отговорку, чтобы заглушить чувство вины за отнятые жизни.
При этом сам Райден страдает от посттравматического синдрома из-за тяжелого детства, которое он пережил только благодаря собственной жестокости и кровавым расправам. Не смотря на жену и сына, он не считает, что смог бы найти для себя место в мирном существовании за пределами военной сферы, он сражался всю свою жизнь и не знает ничего другого, кроме битвы. Не воспринимает себя как часть нации или этнической группы, по сути - изгой-одиночка. При этом ходит в новеньком теле, которое даже ему не принадлежит, а является собственностью компании, это не замена какой-то одной конечности, это полностью кибернетическое туловище, он не видит себя в социуме, ведь даже внешне Райден лишь по общим чертам напоминает человека, носит искусственную кожу на лице и распугивает окружающих одним своим видом. Отличается ли широта его выбора от тех, кого он считает правильным зарубить или он точно такая же безвольная кукла, запертая в стеклянном шаре?
Сэм переиграл Райдена физически в самом начале, а теперь одержал победу психологически, очеловечив для него противника и укольнув в детские травмы. Гораздо острее Ниндзя ранит внутренний диссонанс и разрывающие противоречия, а не мечи и пули. Черно-белая картина мира разрушена и как он может быть уверен в правильности собственных действий, если сам только и делал, что убивал всю жизнь. Ошеломленный Райден едва добирается до офиса Ворлд Маршалл, где наступление продолжает еще один капитан "Ветров разрушения" - Муссон, их разговор растерзан интернетом на мемы, которые закончат свою жизнь здесь, но не в комментариях. Райдену, двигателем которого всегда были идеалы рассказывают, что он всю жизнь боролся против иллюзии, ведь свободная воля - не более чем миф и мы все лишь пешки, следующие за чем-то большим, идеями, рабами которых мы являемся. Неважно, идеология ли это, патриотизм, религия, все это инструменты, заставляющие нас достигать навязанных извне целей, такие как финансовое благополучие или выполнение чужой воли.
Полностью сломленный Райден принимает свою природу, его голос трещит от ярости, он просит Доктора отключить подавляющие боль вещества и вступает с Муссоном в ожесточенную схватку, уже не за свои принципы или похищенные детские мозги, а ради извращенного и кровожадного праздника битвы. Муссон - мастер саи, если вы до этого не научились ставить блок, то не переживайте, этот босс хороший учитель, впервые я дропнул игру со слезами на глазах именно здесь. Он отдает предпочтение атакам издали, уникальный стиль боя обусловлен возможностью Муссона разделять свое тело на множество секций, каждая из которых может вести бой отдельно, атакуя собственным мувсетом и ритмом, что затрудняет попадание по нему катаной. Как настоящий ниндзя использует дымовые шашки и наносит удары с разных направлений. Босс манипулирует магнитным полем и сражается не только в рукопашную, но и забрасывает Райдена различным крупногабаритным мусором, лучшей стратегией дуэли будет точное блокирование ударов и использование ЭМИ-гранат, которые лишат киборга координации.
Расходуемые предметы включают разные гранаты, стингеры, для борьбы с летающими врагами и нанопасту, для восстановления здоровья или выносливости. Подзарядка ХП включается автоматически, когда здоровье Райдена падает до нуля, а ракетницы приходится вызывать из меню.
Поединок с Муссоном шоковым разрядом проходит по всей предшествующей игре и надолго врезается в память, сам боссфайт вместе с по хорошему грубой музыкальной темой настраивает игрока на кровожадный лад. Муссон брутально развеял в Райдене типаж благородного самурая, твердя, что тот - обыкновенный, слетевший с катушек психопат и прозвища "Джек Потрошитель" заслуживает сполна. Не смотря на психологическое поражение из дуэли выходит победителем все же Райден и сквозь трупы прокладывает себе дорогу в фойе мегакорпорации.
Райден хочет разорвать порочный круг убийств, помешав Ворлд Маршал создать армию киборгов, сражаясь против собственного прошлого и одновременно будущего этих детей он пробивается через офисы компании и, наверное, единственную памятную локацию за всю игру - зал для VIP персон в стиле "нихон тэйэн" - японского сада. Блуждая по серверной, Ниндзя попадает на испытательный полигон, расположенный прямо внутри небоскреба. Там его снова встречает Мистраль - роботизированная копия оригинала под управлением ИИ, после победы над ней выскакивает и Муссон, мы, уже прокаченными и умелыми, по второму разу проверяем, чего стоят эти боссы под те же зажигательные композиции.
Наконец мы добираемся до серверной, где дети с молоком цифровой матери уже впитывают убийственные уроки вперемешку с дозированным гормоном удовольствия. Райдена окликает Сандаунер, явно под впечатлением от нашей победы над Муссоном, он предлагает отойти поговорить наружу, чтобы не навредить ценному "товару". Верзила говорит Ниндзя, что тот, как и всегда, опоздал - небольшая афера с мозгами через три часа не будет иметь никакого значения, потому что Армстронг планирует сотворить террористический акт, по масштабу сравнимый с 11-ым сентября. Наш герой не утолил жажду крови предыдущим поединком и с инфернальной улыбкой на устах бросается в бой.
Бугай с раскаленными подрывающимися от любого контакта пластинами и двумя гигантскими мачете. Нам нельзя атаковать в лоб, иначе взрывная волна отшвырнет Райдена, единственным вариантом становятся контратаки, нацеленные на отсечение щита Сандаунера. Битва кажется мне наименее зрелищной и драйвовой из всех, босс на фоне коллег довольно блеклый и нет у него интересного багажа, который добавлял бы харизмы, с постановкой сражения тоже не постарались, пируэтов как в битве с Мистраль здесь нет, даже ритмичное музыкальное сопровождение не вытягивает. Но хоть разрезать на куски этого ублюдка было приятно.
Под проливным дождем на самом верху здания Ворлд Маршалл Райден убивает Сандаунера, мозги детей спасены, но миссия еще не завершена. Райден и компания прикидывают, что может произойти через 3 часа, государственный переворот или теракт в горячей точке? В то же время президент США летит с дипломатическим визитом в Пакистан и Райден считает, что именно глава государства станет следующей целью Десперадо, команда полагает, что оповещать правительство смысла не имеет, потому как Ворлд Маршалл и так контролирует большинство информационных каналов, а Мэверик без доказательств никто не поверит, поэтому Райдену нужно каким-то образом добраться из США в Пакистан менее чем за три часа.
Единственным вариантом преодолеть 12 тысяч километров за такой короткий срок становится ракета, поэтому Райдену вместе с мозгами нужно срочно покинуть воздушное пространство Денвера и попасть в космопорт. В чем помогает доктор, который оказался еще и маститым пилотом, из-за головокружительной экшн-сцены Ниндзя срывается вниз и ему приходится продолжать путь на своих двоих, зато дети спасены. Минуя врагов, Райден добирается до зоны эвакуации, крадет гражданский мотоцикл и устремляется к центру запуска полетов.
У подножья космодрома Райдена встречает Сэм, настала пора рассказать о лучшем боссфайте игры, в котором мы убьем второго моего любимого персонажа. Самуэль Родригес, он же Реактивный Сэм, родом из Бразилии, с первой мисси нам подавали его, как полного антипода Райдена, беспринципный, ни к чему не относится серьезно, с дерзкой ухмылкой режет людей для забавы, его мотивы не ясны до самого конца и даже после схватки Райзинг оставляет простор для интерпретаций. Киборгу ничего бы не стоило изрезать каждого в центре запуска и помешать Райдену улететь, что наиболее точно описывает мотивы Сэма, его мало волнуют цели Десперадо, Ворлд Маршалл или Армстронга, он не часть Ветров разрушения. Все, что двигало его вперед - это трепет битвы, вырезая наркокартели в Южной Америке он желал лишь удовольствия от сражения, у Сэма нет повода мешать Райдену, он хочет лишь поединка, чтобы еще хотя бы раз ощутить утраченное чувство, потому что собственное "я" им было утрачено, как и цель в жизни, киборг мог убить Райдена еще в Африке и продолжить дорогу в никуда, но вместо этого наемник обрел для себя новый смысл и все же недостаточный. Сэм сломал Райдена, заставил того переосмыслить себя, чтобы стать сильнее и выдержать последнюю дуэль. Каждый босс вступал с протагонистом в сложную полемику об идеях, принципах и взглядах, но не Сэм, он отдается на волю случая, говоря, что они оба уже наслушались пафосных речей и лучше пусть за них говорят клинки.
Дикое солнце плавит асфальт, воздух дрожит, а на обочине, что почти декорация вестерна, воины сошлись в смертельной пляске. Сэм сражается алым клинком "Мурасама", названного в честь легендарного японского кузнеца, ловко комбинирует пируэты и резкие выпады мечом, даже его ножны смертельно опасны - снабжены взрывным механизмом, который позволяет молниеносно обнажить меч и нанести удар. Боевой стиль Сэмуэля сочетает в себе множество рукопашных атак и пинков, не говоря про пушечный удар с разворота, безоружным он опасен также, как и с катаной в руках. Бой проходит в три фазы, каждая из которых преподносит сюрпризы и вынуждает искать свой подход к противнику, уже недостаточно просто блокировать удары, необходимо видеть, на каких атаках оппонент ловит Райдена и умело обходить эти ловушки.
Вопреки своей зажигательности, этот бой заставил меня сетовать на камеру. Она вращается позади Райдена в зависимости от того, на какой цели вы концентрируетесь, но если позади вас в тот же момент находится какой-то осязаемый предмет - стена, коробка или машина, то "оператор" не сможет облететь объект, упрется в него и дернувшись поменяет свое местоположение. Это накладывается на очень неудобную и прихотливую к таймингам систему блока, что выливается в полное непонимание происходящего во время смены угла обзора, неправильное направление блока и в итоге Райден подставляет свою металлическую челюсть под удар, хотя изначально вы все делали правильно, но камера подставила.
В довесок еще одна претензия к геймплею - прыжки, Райден очень низко скачет, из-за чего постоянно недолетает до нужных платформ. Пускай в режиме Бега Ниндзя кульбиты выполняются автоматически, от вас требуется всего лишь зажать кнопку и выбрать направление, персонаж все равно недопрыгивает и застревает в предметах, перемещение резко контрастирует с качеством боевой системы.
Приняв суть своего оружия, Райден одерживает верх, но не празднует победу, видно, как он проникся симпатией и уважением к противнику. В знак последних почестей Блейдвульф забирает катану Сэма, обещая сохранить ее в память о нем. Герои успевают к запуску ракеты и с помощью старой знакомой, прибывают на место финальной битвы - в Пакистан.
Ворлд Маршалл хотят совершить покушение на президента США, развязав новую войну против терроризма, подняв значимость услуг охранных агентств, где их киборги с имплантированными мозгами детей придутся как никогда кстати - деликатная и вежливая война! Узел окончательно раскручивается, Десперадо на бумаге никак не связано с мегакорпорацией, но на практике они являются одним целым. Фирма использует частное охранное подразделение для убийств и террора, а сами получают контракты на вооружение и технологии, то есть прибыль.
Зачистив военную базу от киборгов, Райден ломает коммуникационную антенну, что препятствует посадке борта №1 на территории Пакистана, покушение сорвано, но все социальные сети и СМИ уже забиты новостями о нападении на базу и попытке убить президента, разгневанные пользователи и журналисты жаждут войны с государством, которое, как им кажется, имело наглость посягнуть на их национальную гордость, а мы безмолвно наблюдаем за податливой толпой.
Армстронг на своем примере показывает, как правильно поданная информация, теории заговоров и скрывающиеся за полуправдой СМИ способны манипулировать мнением общественности. Он даже не планировал убивать президента, гибель обманутых солдат при правильной огласке будет достаточным предлогом для развязывания новой полномасштабной войны. Не смотря на все блага цивилизации, дипломатию, культуру, гуманизм, в итоге все решается насилием. Сенатор, пилотируя гигантскую машину уничтожения - Метал Гир Эксельсус, атакует Райдена. Здесь гигантомания игры достигает своего пика, Ниндзя с высокочастотной катаной сражается против исполинского робота под песню о неразрывности насильственного круга. Перехватывая груду металла Райден наносит фатальный урон этой махине и собирается вздуть Сенатора, в конце концов, он всего лишь политикан..
Армстронг разогрелся не на шутку и благодаря наномашинам, сынок, вступил в рукопашную схватку с Райденом, сломал высокочастотный меч и буквально забил Ниндзя в грязь, сопровождая насилие тирадами о великой Америке, жертве слабыми, во имя сильных и необходимости маленькой войны для поддержания финансового тонуса. Он - идеальный карикатурный политик, железным кулаком решающий проблемы страны - много бездомных детей? Отправим их на опыты по пересадке органов! Просели экономически - ничего, война завертит доллар, как никогда прежде. Агрессивный националист и ярый патриот, желавший свободы для выбранной им самим прослойки граждан. Это самая уморительная и угарная схватка с боссом на моей памяти, все благодаря персонажу Сенатора и постановке QTE.
Уже обессиленного Райдена спасает Блейдвульф, бросая меч Сэма, который, по злой иронии, уровнял шансы, наш герой окреп в своих принципах и готов противостоять Сенатору. Последний босс при первом прохождении выпил из меня все соки, у него есть не блокируемые атаки, захваты, удары по площади всей арены. Но самый убийственный эпизод - это броски остатков боевого робота, которые нужно разрезать в режиме клинка, у меня были больше проблемы с попаданием по нужному для разрезания предмета сектору, тем более, что обычно он на противнике один, а здесь три или четыре. И все же, именно Сенатор, пускай и насильственно, побудил меня к открытию новых граней способностей Райдена и неординарному использованию приемов для ухода от ударов. Финальная мясорубка стала не только сражением мускулов, но мыслей и принципов, что возводит ее в ранг абсолютно неповторимой.
Дважды пересилив себя, Райден убивает Сенатора, вырывая его сердце. Казалось бы, победа, но особые меры против терроризма все равно принимают, мы уничтожили Десперадо и лишили Ворлд Маршалл ресурсов влияния - это уже немалая награда за труды. Видя проблему, команда Мэверик решает открыть кадровое агентство, что-то вроде headhunter для киборгов, чтобы помочь ветеранам с трудоустройством и социализацией в мирной жизни. В сцене после титров Райден сообщает Борису, что не вернется в агентство, он солдат, но уже на своей собственной войне и это намек на вторую часть, о которой ползают разные слухи с релиза, а мы по прежнему живем в мире, в котором у MGR нет сиквела. Мне нравится концовка, она милая, воодушевляющая и при этом не ломает устройство мира, выдавая сказочный хеппиэнд, люди не изменятся в одночасье, но мы можем расти над собой.
Формат обзора вынуждает меня рассказать про дополнения, но внимания они не заслуживают, хоть и посвящены двум любимчикам. Они дарят нам целых ноль новых локаций и аж одного нового босса.
Идея нужна не только человеку
Предыстория Блейдвульфа посвящена его служению Мистраль, побегу и освобождению. Сначала заставляют изнывать от скуки в ВР-миссиях, с большим количеством откровенно плохих прыжков из оригинальной игры, где мы не имеем никакого контроля над персонажем в полете. А потом проделываем путь по уровню в Абхазии ровно из середины в начало. Арсенал тот же, что мы наблюдали в боссфайте, играется приятно, быстрое передвижение на четырех лапах, пила и метательные ножи.
Боссфайт тоже не представляет из себя ничего выдающегося с точки зрения геймплея, но, с другой стороны, битва за свободу между Вульфи и киберсолдатом Хамсином под песню о вторжении США на ближний восток смотрится динамично и весело.
Дополнению порадовать нечем, лучше посмотреть синематики, послушать композицию и не утруждать себя бектрекингом за другого персонажа.
Твой клинок жаждет утонуть в крови врагов
История Сэма рассказывает о том, как он, примерно по тем же причинам, что и Райден, атакует штаб-квартиру Ворлд Маршалл в Денвере. Складывается ощущение, что это для них забава такая: раз в неделю высокотехнологичный киборг в одиночку налетает на офис мегакорпорации. Сэмуэль пробегает по тем же офисным коридорам и канализации, Платинумы даже не стали придумывать новые стоки, взяли уровень в Мексике, но теперь это США, поверьте на слово. Для Реактивного даже новых боссов не подвезли, он сражается сначала с Блейдвульфом, потом с Метал Гир Реем и в финале с Сенатором. Боссфайт против Армстронга все еще веселый и драйвовый, но он задает больше вопросов, чем дает ответов.
Сэм выкашивал картели по всему миру, добрался до Ворлд Маршалл, как он сам заявляет, не ради мира, а ради собственной мести, проигрывает бой Сенатору и присоединяется к нему. То есть Армстронг сломил его физически и, когда Самурай уже потерял надежду, что кто-то сможет перевернуть историю, ему повстречался Райден, которого он "подготовил" к поединку, в котором не справился сам.
Сэмуэль отличается геймплейно от Райдена, он быстрее, обучен большему количеству атак с продолжительным уроном, даже решили проблему с прыжками! Видимо, из-за мощных ног ему доступен не только двойной прыжок, но еще и рывок в воздухе, благодаря чему очень удобно избегать атак по площади, мне бы такие ноги да в финальную битву с Армстронгом за Райдена..
Оба персонажа заслуживали дополнения с большим разнообразием и выдумкой, а не ковырянием в старых локациях, я бы с удовольствием прошел DLC-предысторию о том, как Сэм в одиночку уничтожал латиноамериканские наркокартели, но это же надо было хотя бы одну новую локацию нарисовать.
Живешь на поле боя - умираешь на поле боя
Я отлично провел время, перепроходя МГР, геймплею не достает плавности и удобства в перемещении, но он очень приятен в боевых стычках, не перегружает заучиванием комбо и дарит веселье вне зависимости от навыков и опыта в слешерах. Райден - любовь с первого вырванного позвоночника, он, возможно, убийца по своей природе, но герой благодаря своим убеждениям, в финале он, наконец, принимает обе стороны своей жизни, кровавое прошлое, которому он не обязан подчиняться, но и не может отрицать. И оптимистичное настоящее, где он перерос себя, свои страхи и может помочь кому-то по-настоящему, завоевав право называть свой меч "инструментом правосудия". Главный герой меняется, проходя сквозь историю, что я считаю признаком неплохого сценария, игра исследует темы, от которых мы не можем скрываться в обычной жизни - безработица, экономический кризис, общественный раскол. В Райзинге чувствуется авторское видение, безбашенный саундтрек, неглупые мысли и взрывные боссфайты, надеюсь, мне не придется пересаживать свои мозги в тело ребенка, чтобы дожить до сиквела.
Спасибо за чтение и buenas noches, amigos!
Лучшие комментарии
Let's dance!
Под большим игростроем я имел в виду мейнстрим в плохом смысле слова — колду, например, которая не может позволить себе ничего глубже наперстка. Каюсь, с играми Таро тоже знаком только по текстам и роликам, но очень хочется эти истории лично пережить, наверняка ехидная улыбка не просто так.
Серьезно!? Черт, где же был этот совет год назад… в любом случае… я ни о чем не жалею…
почти
Когда Армстронг начинает кидаться бронетехникой, можно не разрезать её, а пробежать под ней и встать под Армстронгом. Сделав пару-тройку бросков, Армстронг спустится на арену сам. Если не получается разрезать, то это лучшая стратегия, но если успеваешь разрезать всё, что он накидал, то из обломков выпадают аптечки.
Так себе Metal Gear, но хорошая игра.
И две обалденные цитаты про инструмент правосудия, идеально подобранные по времени.
Я вот уже приобрел первый MGS в ГОГ'е, заполняем пробелы. Хочется все пройти и вновь вернутся к Райзингу, потому что незнание событий прошлых частей мне очень мешало при прохождении.
У меня из опыта MG только обучение в пятой части – затянутая, перенасыщенная подробностями история. Блог – полная ей противоположность. Он тоже немаленького объёма, но, в отличие от истории из обучения, увлекателен и глубок по сути.
Восславим людей, продолжающих писать хорошие блоги, как восславляем солнце по утрам!
Йоко Таро с Drakengard и Nier очень ехидно улыбнулись в стороне.
Не, третья часть приквел, но имеет полное право носить номер в названии. Поэтому хронологически после второй идёт четвёртая часть.
Без багажа трудновато, Райден и его окружение часто упоминают события прошлых игр, но в целом, история МГР самодостаточна, сюжет понятен и так, он начинается в рамках игры и в ней же заканчивается. Просто, зная весь контекст все чуууть легче воспринимать.
Если интересно, можно прочесть на вики про МГС'ы, где Райден был главным героем или посмотреть видео
Спасибо за такую высокую оценку.
Восславим читателей, готовых уделять столько времени блогам!
Cпасибо за видео, посмотрел, но серьезных претензий к игре у автора не увидел. Те, что есть — на уровне «киногрехов» без скидки на жанр. Единственное, что могу поддержать, так это кодеки, лучше было бы все дополняющие историю детали перенести из них в сюжет.
Спасибо, рад, что понравилось. Думаю, такие отзывы всех авторов в блогах мотивируют писать лучше и больше.
А по поводу Метал Гира, я предвкушаю намеченный в абстрактном будущем марафон по всем играм в серии, где, конечно, отведено особое место под Райзинг, если Конами так и не расщедрится на какой-нибудь ремастер коллекшн, то тоже придется бодаться с эмуляторами.
Согласен и в каждой песне есть запоминающаяся аранжировка, клавишные партии у Мистраль или электронные вкрапления у Муссона. Я помню, долго залипал в подборку на ютьюбе, где Rules of nature подставляли под всякие эпичные моменты из игр и не только, она на все идеально ложится.
Но мой фаворит это, конечно, The Only Thing I Know For Real
Спасибо, что прочел! Будешь проходить — советую играть на среднем, первый сейв во всяком случае. В блоге не упомянул, но от уровня сложности еще зависит вид врагов. На высоком, например, Гекко могут уже на первой локации появиться, а не на второй.
Спасибо, что прочел! Да, зная, какой ты фанат геймпадов можно представить, во что боссфайты превращались. Я на Армстронге 2 вечера сидел, пытался попадать по квадратам, но это все один большой метакомментарий игры — она сломала нас, чтобы мы стали сильней :D
Кстати, а как игралось без знания прошлых частей? Не играл в прошлые части и интересно можно ли спокойно играть в эту
Ты окончательно меня убедил перепройти MGR)
После первого прохождения остались ну уж очень неоднозначные впечатления, чему виной была вынужденная смена клавомыши на геймпад во время боссфайта с Сандаунером. Точно разрезать мышкой пластины у меня не получалось хоть убей. Смена управления на контроллер помогла, но только отчасти, с учётом, что это был первая игра, пройденная на геймпаде, ещё и пришлось учить управление в середине игры. В итоге на нём я и допрошёл MGR. Последний боссфайт и вовсе выжал последние соки, пальцы болели ещё часа два после его завершения.
И спасибо за блог, прочитал с удовольствием, написан также круто, как и битва Сэма с Райденом.
Про камеру не спорю, но я решил сильно по ней не топтаться, она всегда могла быть лучше. Я не знаю ни одной игры ни в одном жанре, где оператор бы не подставил меня под удар хотя бы несколько раз, даже в стратегиях со мной это происходит время от времени. А так, камера, конечно, портит впечатление.
Твой блог смотривировал меня скачать эту игру. И да, на битве с Муссоном я тоже в свое время ее дропнул. Я думал, что она такая сложная лишь потому, что является одной из финальных — и надеюсь, я ошибался: ведь это лишь половина игры.
Вообще, в последний раз я в MGR играл еще задолго до того, как собственно начал осознавать, что такое Metal Gear. Для меня это было просто «Гы-гы, катана резать цок цок» и все такое. Прошло много лет, я прошел и первый Metal Gear Solid (два раза: и оригинал, и ремейк), и второй… а третий дропнул ибо эмулятор сломал мои сейвы. Но суть я понял, когда-нибудь пройду и ее, и четвертую, и пятую.
Но дело в чем… В какой-то мере, бросить игру на схватке с Муссоном — символично, ведь если ты не понял сюжетную составляющую игры до сего момента, то нечего в нее и играть. Вряд ли это было сделано намеренно, но получилось гениально.
Отдельно хочу обратить внимание на шикарную подачу текста. Мне особенно понравилось начало блога: красивые метафоры и обороты буквально притягивают и заставляют дочитать до конца. Естественно, в процессе чтения и у меня, как у читателя, острота внимания становится сосредоточена на информации, и у тебя, как у автора, тоже, но начало выполнено на высшем уровне. А ведь это важно: плохое начало может и заставить дропнуть текст.
В общем, шикарный блог, заставивший меня вновь взглянуть на Metal Gear. Спасибо за то, что есть такие люди, как ты, которые погружаются в игры с головой и достают оттуда хотя бы кусок того смысла, который скрыт за отличным геймплеем, и мотивируют самому окунуться туда с головой. :)