9 августа 2021 9.08.21 19 9215

История компании Troika Games. Часть 1

Лучший блог недели
1000 ₽

Всем доброго времени суток. В игровой индустрии за долгое время скопилось большое количество значимых видеоигр, которые повлияли на её историю и вектор развития. Half-life, Call of Duty, Need for Speed, Wolfenstein, DOOM, TES, Diablo, Fallout, Resident Evil по сей день считаются культовыми сериями. Так и студии, которые их издали, по сей день выпускают годные игры: EA, Activision, Blizzard, Bethesda Softworks, Capcom. Но бывает так, что шедевр замечают поздно, и в кругу геймеров проект значится культовым, а для издателя убыточным. Alpha Protocol, Bulletstorm, Shenmue получили геймерскую любовь только спустя некоторое время. Несмотря на это, есть студия, которая подарила миру три проекта, которые и по сей день считаются шедеврами игровой индустрии. А всё виной коммерческие провалы, недоработки игр и сложности.

Я, Александр Шумаков, поведаю историю Troika Games и её трёх игр. Расскажу историю создания компании, про разработку каждой игры и поделюсь своим взглядом на этот счёт. Заваривайте кружку пельменей и кастрюльку чая. Будет интересно и олдскульно!

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ TROIKA GAMES

Всё началось в 1997 году, когда свет увидел одну из легенд RPG — Fallout. Разработкой занималась Interplay Productions. Работая над игрой, три сотрудника: Тим Кейн, Леонард Боярский и Джейсон Д. Андерсон — будущие основатели «Тройки», подружились. Спустя некоторое время, троица решила покинуть Interplay, в виду плохих решений руководства компании и разногласий во взглядах, во время разработки Fallout 2.

 

Превью Fallout от German PC Games. Декабрь 1996 год

Здесь стоит отступить от рассказа истории студии и поведать немного биографии о создателях.

Тим Кейн

Первый основатель студии родился 25 августа 1965 года в США. Окончил школу в Калифорнии. Учился в колледже Виргинского университета. В эти годы участвовал как программист в создании карточной игры Grand Slam Bridge для CYBRON Corporation, игра вышла в 1986 году. В 1989 году получил степень магистра информатики в Калифорнийском университете в Ирвайне.

В августе 1991 года начал работу на компанию Interplay в качестве программиста-фрилансера. Участвовал в создании игрового редактора The Bard’s Tale Construction Set, а по окончании проекта вступил в штат на постоянной основе. В это время впервые встретился с Леонардом Боярским, который в качестве художника-фрилансера присоединился к проекту экономического симулятора Rags to Riches: The Financial Market Simulation, над которым работали до 1993 года.

В 1994 году несколько месяцев в одиночку работал над игрой, которая впоследствии превратилась в постапокалиптическую RPG Fallout. Кейн разработал базовую концепцию, основанную на ролевой системе GURPS и приступил к программированию изометрического игрового движка. Также взял на себя роль продюсера игры вместо Томаса Р. Деккера, который был занят на нескольких других проектах. После трёх с половиной лет разработки в 1997 году Fallout появился в продаже. Покинул компанию Interplay в январе 1998 года, написав сценарий главного квеста игры Fallout 2 и поучаствовав в разработке дизайна локации Ден.

Леонард Боярский

Леонард Боярский — второй основатель Troika Games. Вошел в игровую индустрию в качестве художника-фрилансера в 1992 году после получения степени бакалавра в Колледже дизайна Art Center. Вскоре он присоединился к Interplay в качестве художника и быстро поднялся по карьерной лестнице, чтобы стать ведущим художником проекта Stonekeep. После того, как разработка Stonekeep закончилась, Леонарду была предоставлена ​​возможность стать ведущим художником и арт-директором тогда еще неназванного проекта, который в конечном итоге стал Fallout. Помимо руководства проектом, он сотрудничал с Джейсоном Андерсоном и Тимом Кейном. Он следил за его развитием, тем самым помогая в разработке оригинального дизайна игры. В дальнейшем также помогал Джейсону и Тиму в разработке Fallout 2, прежде чем покинуть Interplay и сформировать Troika Games.

Джейсон Д. Андерсон

Джейсон Андерсон — третий основатель Troika. Начал свой путь в игровой индустрии в качестве художника в Interplay. Затем он был нанят на полную ставку в качестве первого художника тогда еще неназванного Fallout. В тесном сотрудничестве с Тимом Кейном он помог разработать изометрический движок, игровой мир и интерфейс, используемые в Fallout, за что получил звание технического арт-директора и дизайнера. Он также участвовал в разработке макета коробки и обложки Fallout. Помимо Fallout, Джейсон также участвовал в качестве художника в Stonekeep от Interplay.

Работа Джейсона в Interplay закончилась вскоре после его помощи в разработке первоначального дизайна Fallout 2, в результате чего компания вместе с Тимом Кейном и Леонардом Боярски покинула компанию, чтобы сформировать Troika Games.

1 апреля 1998 года Тим, Леонард и Джейсон основали свою студию, в которой бы чувствовалась единство и каждый сотрудник знал друг друга и ощущали себя почти семьёй. Так и появилась Troika Games. По мнению Кейна, Боярского и Андерсона, всякая хорошая игра держится на трех китах — отточенном программном коде (с этим пунктом, как покажет будущее, у студии будут извечные проблемы), выдающемся дизайне и стильном графическом исполнении. Согласно этим убеждениям, они и запланировали делать свои будущие игры.

Логотип компании
Логотип компании

Некоторый промежуток времени генерального директора в студии не было. Эту должность разделяли между собой тройка основателей. Андерсон говорил, что разделение обязанностей работало, так как у каждого была своя специальность:

«Боярский талантливый художник, Кейн — талантливый программист, а у меня есть талант к техническим штукам, что позволяет создавать разные способы объединения программирования и искусства в одно целое».

Позже они решат объединить должность, а Боярский станет единственным генеральным директором.

Что касаемо студии, то в ней царила атмосфера ламповости и семейности. В стенах своей студии отсутствовала официозность и рутина. Члены команды приходили в офис в удобной для них одежде, постоянно заказывали пиццу, до ночи рубились на приставках, а также был их личный питомец — собака.

Собака по кличке Кутер
Собака по кличке Кутер

Про разработку своей первой игры в Troika, конечно, тоже не забывали, и занимались ей с большим удовольствием. Именно в такой обстановке родился Arcanum, один из лучших представителей ролевого жанра за всю его историю…

Первый состав слева направо: Марк Гарисон, Чад Мур, Ен Пак, Джесси Рейнольдс, Крис Джонс, Шерон Шелман, Тим Кейн, Леонард Боярский, Майкл Маккарти, Джейсон Андерсон
Первый состав слева направо: Марк Гарисон, Чад Мур, Ен Пак, Джесси Рейнольдс, Крис Джонс, Шерон Шелман, Тим Кейн, Леонард Боярский, Майкл Маккарти, Джейсон Андерсон

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ARCANUM: OF STEAMWORKS AND MAGICK OBSCURA

РАЗРАБОТКА

В 1998 году Troika Games начала разработку своей первой игры — Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura в жанре стимпанк-фэнтези-RPG Это была изометрическая ролевая игра, в мире которой магия соседствует с технологиями эпохи индустриальной революции. Разработчики еще на начальном этапе отказались от идеи сделать игру в исключительно фэнтезийном сеттинге. На тот момент рынок видеоигр и так страдал от засилья игр в жанре фэнтези, а очередная игра могла спокойно затеряться в таком большом выборе. Вариант скрестить фэнтези и стимпанк пришёл в голову Джейсону Андерсону. Остальные участники поддержали его идею.

После пяти месяцев самостоятельной работы, был заключён контракт с издательством Sierra, что позволило расширить команду до 12 человек. На то время это была маленькая команда, так как разработчики постоянно перерабатывали, чтобы укладываться в сроки, а новые функции приходилось тщательно обдумывать, перед тем как добавлять в игру.

Например, разработчики хотели отразить развитие навыков персонажа через главную тему мира игры: борьбу магии и технологий. Поэтому сделали систему, в которой прокачка заклинаний делает персонажа сильнее в магии, а технологического навыка — в технологиях. Персонаж мог хорошо владеть магией, но быть слабым в технологиях, и наоборот. Поочерёдная прокачка обоих навыков делала персонажа неплохим во владении обеими силами, но не более.

Джейсон Андерсон во время разработки Arcanum
Джейсон Андерсон во время разработки Arcanum

За все три года разработки команда Troika Games проделала поистине огромную работу. Создала обширную карту с разнообразными локациями и сотнями NPC, написала десятки тысяч диалогов, разработала движок и самое главное — сумела реализовать тонкую и крайне разнообразную систему прокачки, которая позволяла пройти игру как за чистого героя-мага, так и за героя, использующего только механические изобретения. Troika Games также позволила создавать большое количество вариантов игрового персонажа: классический воин-мечник-паладин, лучник-вор, берсеркер-механик, друид-некромант и так далее.

БЕТА И ДЕМО

Бета версия была создана 24 сентября 2000 года. Она имела иной интерфейс создания персонажа, иные иконки, портрет у Вирджила отличается от релизного, другой внешний вид у ряда предметов, разделы дневника отображаются по другому.

Демоверсия от 13 марта 2001 года распространялась как CD приложение к июньскому выпуску журнала Computer Gaming World 2001 года. В ней нам дали исследовать четыре локации: стартовую, два дома по квесту с призраком бандита и Туманные холмы; выполнить несколько квестов и немного изучить мир игры. Отличия от полной версии значительны:

  • При запуске сплеш-скрин старого паровоза, как на слайд-шоу при положительной для Таранта концовке.
  • Иной цвет пунктов в меню. В демо чёрные, в полной версии красные.
  • Не назначен функционал для правой кнопки мыши. То есть чтение записок/питье напитков/перенос из ящика в инвентарь и обратно/торговые операции осуществляются только перетаскиванием зажатой левой кнопкой мышки.
  • При создании нового героя нет выбора женского персонажа.
  • У героя вместо смокинга шерстяная куртка.
  • Немного иной ассортимент у торговцев. К тому же иные модели у ряда вещей.
  • После вступительного ролика есть диалог героя, а встреча с первым напарником происходит иначе.
  • Сундук у каита-шамана отсутствует. Да и на месте крушения нет ни одного контейнера с генерящимися предметами.
  • Кабаны полностью отсутствуют.
  • Карта локаций не открыта. В полной версии показано всё.
  • Нет цыганки в Туманных холмах.

РЕЛИЗ

21 августа 2001 года состоялся выпуск в США, а спустя три дня в остальном мире. Все плюсы игры повлияли на мнение критиков и привели к хорошим оценкам. Metacritic оценил игру на 81/100, GameRankings на 77,93/100, а MobyRank 80/100.

Студия Troika Games. Вверху справа — часы, отсчитывающие время, оставшееся до выпуска игры.
Студия Troika Games. Вверху справа — часы, отсчитывающие время, оставшееся до выпуска игры.

А вот продажи были скупы. Было продано более 230 тысяч копий, что принесло разработчикам почти десять миллионов долларов и дало уверенный взгляд в будущее. С воодушевлением студия принимается за разработку продолжения… которого, увы, не суждено увидеть. Дальше набросков дело не заходит.

 

Релизный трейлер игры

Авторы откладывают идею сиквела в долгий ящик и осенью 2001 года берутся сразу за два интересных проекта. С первым к Troika обратились из Infogrames. Он предложил создать за полтора года ролевую игру на базе модуля Dungeon & Dragons. Кейн, Боярский и Андерсон соглашаются и в сжатые сроки создают RPG с зубодробительным названием The Temple of Elemental Evil: A Classic Greyhawk Adventure. Параллельно с ним другая часть команды начинает работу над многострадальным Vampire: The Masquerade — Bloodlines, но об этих проектах в следующий раз.

ARCANUM: OF STEAMWORKS AND MAGICK OBSCURA

МИР ИГРЫ И СЮЖЕТ

Arcanum — это название континента, на котором разворачивается игра. На нём живут различные расы существ: эльфы, гномы, орки, дворфы, огры, люди и полурослики. Сюжет разворачивается в разгар промышленной революции, напоминающей Европу XIX века. Технологическую революцию возглавляют люди и гномы, в то время как эльфы придерживаются традиционных способов магии. Однако это соперничество довольно серьёзное, чем просто традиционализм, поскольку магия и технологии исключают друг друга. Мощная магия заставляет машины выходить из строя, в то время как начинающий маг обнаружат, что их заклинания не сработают против мощных паровых двигателей.

Уживающиеся между собой, различные обитатели материка способствовали развитию и процветанию городов, из-за чего технологии стали доминировать над магическими аспектами прежней жизни. Переход создал потенциально взрывоопасную ситуацию — по мере того как горожане продолжают развивать сферу производства изделий и потребления, маги начинают очень настороженно относиться к этому. Технологическую революцию возглавляют люди и гномы, а эльфы придерживаются способов магии. Мир, где теперь в хрупком балансе сосуществуют как магия, так и технология, постоянно балансирует на грани и переходит из крайностей в крайность: колдовство и паровая техника, монархии и республики, рабы и господа, конфликты и перемирия.

Тематический арт
Тематический арт

История игры начинается с первого рейса дирижабля Зефир, который неожиданно атакован двумя летательными аппаратами, пилотируемыми ограми. Оба нападающих, на вид неопытные пилоты, не могут удержать свои транспортные средства в воздухе, но им удается повредить Зефир достаточно сильно, чтобы он разбился в горах. Выживает только двое — главный герой и пожилой гном-джентльмен по имени Престон Рэдклифф. Последний смертельно ранен, но успевает предупредить о чьем-то возвращении и передать своё кольцо игроку, сказав ему отнести его «мальчику», который будет знать, что делать.

 

Вступление в игре

Я не хочу пересказывать весь сюжет игры, ввиду того, что в сюжете присутствуют неожиданные повороты и свобода выбора. Именно решения игрока меняют мир Arcanum. К тому же, сюжет затрагивает множество вещей: религию, историю, преданность к делу, предательство, заблуждения, обман. Могу сказать, что в начале будет не совсем понятно, о чём идёт речь, но если постепенно продвигаться по сюжету, исследовать локации, слушать персонажей, выполнять побочные задания, то всё встанет на свои места и вы будете иметь полную картину происходящего.

СОЗДАНИЕ ПЕРСОНАЖА

В начале игры можно выбрать героя из 12 готовых персонажей, у которых прописана история, распределены начальные характеристики и выбрано начальное снаряжение, или создать собственного, со своим именем, своей предысторией и параметрами.

  • Мервин Тамблбрук — вор-хоббит
  • Гораций МакГинли — полуэльф-маг-вор
  • Ке’ри Меланж — полуэльф-техномаг-дипломат
  • Виктория Уоррингтон — человек-дипломат
  • Соломон Дун — человек-некромант
  • Лугард Бладстоун — гном-боец-технолог
  • Годфри Кастлбергер — гном-светский технолог
  • Кларисса Ворак — полуорк-врач-технолог
  • Мерик Лаггертон — полуорк-рукопашник
  • Мак Злой глаз — полуогр-рукопашник
  • Д’рен Ле’лор — эльфмаг-лучник
  • Бел’ан Т’Сераа — эльфийка-маг-рукопашник-дипломат

Что касается создания собственного персонажа, то в вашем распоряжении восемь рас, каждая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны:

  • Люди — нейтральны во всём и имеют гибкую настройку под любой класс;
  • Дворфы — сильны в технической части, но не способны к колдовству;
  • Эльфы — полная противоположность Дворфам. Сильны в магии и стрельбе из лука, но по технической части — это не к ним;
  • Полуэльфы — имеют те же положительные стороны, что и Эльфы, но чуть меньше подвержены к штрафам к технологии;
  • Полуорки — хорошие рукопашники, но менее социальны;
  • Гномы — отличные торговцы и всё, что связано с социальной сферой, но слабы здоровьем;
  • Хоббиты — хороши в скрытности, но слабы здоровьем;
  • Полуогры — здоровые, но обделены интеллектом и не способны стрелять из огнестрельного оружия.
Портреты всех рас героя
Портреты всех рас героя

К тому же, стоит знать, что создать женского персонажа можно расы человек, эльф, полуэльф и полуорк. Дворфы, гномы и хоббиты низкого роста, а полуогры единственные, кто могут носить больших вещи, в виду своих огромных размеров. При создании героя можно задать один из нескольких вариантов портрета, любое имя, и богатый набор предысторий для вашего героя, которые имеют свои плюсы и минусы:

  • Взращён змееловами: Вы получаете увеличенную на (+20%) Сопротивляемость Яду, хотя и получаете (-1) к Красоте из-за большого количества шрамов от укусов на ваших руках и ногах.
  • Подмастерье кузнеца: Ваш наставник отличался весьма бурным нравом. Вы получаете (+1) к Силе и бонус к навыку Ремонта (10%), но из-за тяжёлого и монотонного труда у наковальни у вас штраф (-2) к Ловкости.
  • Взращен монахами: Благочестие имеет свои преимущества и недостатки.Вы получаете (+1 к Восприятию, но отречение от материального мира оставляет вас всего с четвертью от обычных наличных средств.
  • Дитя героя: Вы начинаете с волшебным мечом, принадлежавшим вашему отцу, и повсеместно известны как отпрыск героя. Таким образом, окружающие будут очень плохо реагировать на ваши злые деяния.
  • Богатое наследство: Вы осиротели ещё ребёнком и унаследовали много денег. Лёгкая жизнь стоила вам (-1) к Силе Воли, Большинство ваших денег уже потрачено, но всё же вы начинаете с двойной суммой наличных средств.
  • Особенная личность: Вы получили значительное повреждение мозга. Вы теряете (-2) в Интеллекте, но получаете больше одобрения, когда делаете добрые дела (улучшенную Реакцию окружающих).
  • Профессионал в метании ножей: Раньше вы работали метателем ножей в цирке, пока не потеряли глаз в результате несчастного случая. К сожалению, вы теряете (-1) в Восприятии, но получаете дополнительный бонус к навыку Метания (15%).
  • Рождённый под знаком: Вы были рождены во время астрономического события. В результате вы получаете меньше критических попаданий и совершаете меньше критических промахов, но когда это всё же случается — вам не позавидуешь.
  • Экстремальная личность: Вы обладаете невероятной индивидуальностью. Окружающие сильнее реагируют на ваше присутствие и, как правило, стараются определиться, симпатичны вы им иль ненавистны.
  • Книжный червь: Большую часть своей жизни вы провели за чтением книг. Вы получаете бонус (+1) к Интеллекту. К сожалению, вы заработали себе близорукость, поэтому теряете (-1) к Восприятию.
  • Задира: В классе вы были самым задиристым, грубым и глуповатым. Вымогательство и запугивание добавили вам (+1) к Силе, но тот факт что одноклассники делали за вас домашнее задание, отразился на Интеллекте (-1).
  • Гиперактивный: Вы постоянно чем-то заняты и в движении. Ваша Скорость выше чем обычно (+1), но большинство обывателей считают вас надоедливым, отчего страдает Обаяние (-1).
  • Армейская подготовка: В молодости вы получили некоторую военную тренировку, но были отсеяны из армейского набора по причине плоскостопия. Вы получаете бонус к Силе (+1), а также бонусы к навыкам Рукопашной (+5) и владению Луком (+5), но у вас штраф к Ловкости (-1).
  • Детство под сверхопекой: В детстве вас слишком опекали и баловали. В результате чрезмерной заботы вы заработали себе большой штраф к силе (-6), но, оказавшись очень чувствительной натурой, вы получаете бонусы к Интеллекту (+2), Воле (+2) и Восприятию (+1).
  • Помощник торговца: Проведя все детство в магазине, вы получаете дополнительный бонус к Торговле (15%), но теряете (-1) в Ловкости.
  • Отпрыск тролля: Боги с неодобрением отнеслись к вашему рождению, наделив вас внешностью тролля и такими же манерами, поэтому вы получаете значительный штраф (-4) к Красоте и (-4) к Обаянию. Так как все считают, что вы — порождение монстра или того хуже, вам часто приходится отгонять от себя охотников и воинственных священнослужителей. Вы получаете бонус к Силе (+2), Телосложению (+2) и Ловкости (+1).
  • Сбежали с цирком: Убежав с местной цирковой труппой, вы значительно поднаторели в физической Силе (+6), но серьёзно потеряли в Интеллекте (-2), Воле (-3) и Восприятии (-1), так как пропустили почти все школьные занятия.
  • Взращены на арене: Так как вы ветеран боёв на арене, то получаете бонус к Силе (+2), Ловкости (+2) и бонус ко всем Боевым навыкам (+5). однако жестокие бои не прошли для вас даром: после травмы головы вы получили значительное снижение Интеллекта (-6). В результате вы не очень-то хорошо дружите с деньгами. Сумма всех ваших сбережений составляет всего лишь 100 монет.
  • Дикое дитя: Ещё ребёнком собственные родители бросили вас в дремучем лесу. Под влиянием взрастившей вас стаи волков, вы получаете приличный бонус к Ловкости (+3) и небольшой бонус к Воровству (+5) и Скрытности (+5). Но очевидно, что манеры и общественные правила не из сильных ваших сторон, а посему вы получаете (-6) к Интеллекту и небольшое снижение Социальных навыков: Убеждения (-5) и Торговли (-5). Кроме того, вы начинаете игру с половиной от обычной суммы денег (200 монет).
  • Болезненность: Мать-природа может быть жестокой госпожой. Вы были рождены с очень слабым иммунитетом, поэтому у вас штраф к Телосложению (-4), к Силе (-2) и Ловкости (-1). Но для вас ещё не все потеряно. Вечера, проведённые за книгами, возымели действие, и вы получаете особенно высокую прибавку (+6) к Интеллекту.
  • Отвратительная наружность: Вы очень уродливы. Кроме как омерзительным, по-другому вас и не назовёшь. При вашем появлении дети убегают в ужасе, и даже самые добрейшие обыватели испытывают дискомфорт, когда находятся рядом с вами. В результате, у вас весьма сильный штраф к Красоте (-6), но так как вам постоянно приходилось защищаться от частых нападений, вы получаете бонус (+2) к Силе и (+2) к Ловкости и ещё небольшой бонус ко всем Боевым навыкам (+5).
  • Дамский угодник: Женщины падают в обморок всякий раз, когда находятся рядом с вами. Вы необыкновенно красивы и получаете (+6) к Красоте. К сожалению, ваши постоянные прихорашивания и опудривания негативно влияют на истинно мужские качества, следствием чему является потеря в Телосложении (-2), Силе (-2) и Ловкости (-2).
  • Взращён орками: Вы были сбежавшим сиротой, бездомным и голодающим, когда семья орков подобрала и вырастила вас в глуши. Их животные инстинкты развили в вас такие качества, как Сила (+2) и Восприятие (+2), а также небольшой бонус ко всем Боевым навыкам (+5). К сожалению, полученное воспитание плохо сказалось на вашей личности, поэтому у вас большой недостаток Обаяния (-6)
  • Протеже шарлатана: Убеждённый странствующим торговцем стать его подмастерьем, вы бросили свое обучение в военной академии, куда были ранее зачислены. Вы получаете большой бонус к Обаянию (+6), но теряете (-2) в Силе и (-2) в Телосложении, также получаете небольшое снижение всех боевых навыков (-5).
  • Педагог: Вы — прирождённый учитель. Когда вы получаете очередное звание в каком-либо навыке, то можете обучить своих последователей предыдущему шагу. Поэтому, будучи Экспертом, вы можете натренировать последователей на Учеников, если они достаточно для этого подготовлены. Впрочем. так как вы проводите дополнительное время с каждым из них, то с вами может путешествовать меньше спутников чем обычно (-1 макс. спутников).
  • Сбежавший лунатик: вы сбежали из сумасшедшего дома и спрятались на боту дирижабля Зефир. У вас невероятная сопротивляемость урону (+25% к обычному, огненному, электрическому и к яду), но у вас нет денег — вы лишь чудом украли какую-то дешёвую одежду. Кроме того, большинство обывателей пугаются, увидев вас (-25 к реакции).
  • Безумный гений: Ещё в молодости вас поместили в психиатрическую клинику, посчитав умственно отсталым. Через несколько лет заведение перестало получать средства, и вас просто выбросили на улицу, дав, разве что, одежду. Вы блестяще разбираетесь с числами и математикой, но едва можете говорить. Вы получаете значительный бонус к Интеллекту (+6) и выдающийся бонус к навыку Игры (+15). Впрочем, годы взаперти доставили вам физические и эмоциональные страдания. Вы разговариваете так, будто значительно глупее чем есть на самом деле, у вас штраф (-1) к Силе, (-1) к Телосложению, (-2) к Ловкости и (-2) к Воле.
  • Варвар: Вы были выращены в далёкой стране, в диком варварском племени. Никто не знает, как и почему вы стали пассажиром дирижабля Зефир, но, учитывая ваши диковатые манеры, никто и не пытался это выяснить. Вы получаете бонус к Силе (+2), к Телосложению (+1) и небольшой бонус к Рукопашной (+5), но получаете штраф к Интеллекту (-1), Обаянию (-2) и Торговле (-10). Кроме того, вы обладаете варварским доспехом (бронзовый варварский доспех), но у вас меньше денег, чем у других персонажей (100).
  • Ребёнок с плаката Ницше: Ницше однажды сказал: «Что не убивает меня, то делает меня сильнее». Возможно, он говорил это именно про вас. Всю свою жизнь вы совершали ошибки, но всегда умудрялись получать от этого выгоду. Другими словами, вы чаще обычного допускаете критические ошибки, но у вас есть бонус (+10%) к очкам получаемого опыта.
  • Продали свою душу: Вы заключили соглашение с демоном. В обмен на большую магическую силу, вы посвятили свою жизнь стремлению к злу. Вы получаете увеличение на (+20%) Магической Склонности, но получаете (-20) к Реакции от других и получаете вечные (-20) к Мировоззрению (оно НИКОГДА не сможет подняться выше).
  • Дневной (Ночной, Небесный, Природный) маг: +20 склонность к магии днём (ночью, под открытым небом, на природе), -20 склонность к магии ночью (днём, в зданиях, подземельях, лесу), в городах).
  • Агорафобия: +2 Интеллект, но на открытом пространстве -2 Интеллект, -2 Ловкость, -2 Сила воли, +2 Сила.
  • Гидрофобия: +2 ранга в убеждении, но в воде -2 Интеллект, -2 Ловкость, -2 Сила воли, +2 Сила.
  • Боязнь темноты: +2 Восприятие, но в темноте -2 Интеллект, -2 Ловкость, -2 Сила воли, +2 Сила.
  • Поджигатель: -1 Сила, -1 Сложение, +20 во взрывчатке.
  • Бандит: -1 Обаяние, +2 ранга в огнестрельном оружии, вы начинаете с Качественным револьвером и 50 патронами, но без денег.
  • Единственный ребёнок: +6 Сила воли, -4 Обаяние, -1 ранг в торговле, -1 ранг в убеждении.
  • Монстр Франкенштейна: +4 Сила, +4 Сложение, +30% сопротивляемость электричеству, +20% сопротивляемость яду, -6 Ловкость, -20% сопротивление огню, при разговоре Интеллект<5.
  • Сумасшедший доктор: +2 Интеллект, +2 Восприятие, +20% сопротивляемость электричеству, +20% сопротивляемость яду, +2 ранга в лечении, -1 Внешность, -1 Обаяние, -2 Ловкость, -3 Сложение.
  • Чудесная операция: +3 Интеллект, +3 Обаяние, +5 Восприятие, -3 Сила, -3 Ловкость, -5 Сложение.
  • Тёмный взор: штрафы за освещённость рассчитываются реверсивно.

Особые предыстории:

  • Взращён эльфами: Вы начинаете с замечательным обмундированием — волшебной эльфийской кольчугой, но получаете штраф ко всем Техническим навыкам. (Человек).
  • Эльфийская кровь: Прабабушка вашего отца была эльфийкой. Вы получаете увеличение Магической Склонности на 5%, но взамен страдаете он небольшого снижения всех Технических навыков. (Люди, Полурослики, Гномы и Полуогры).
  • Магическая аллергия: +10 склонность к технологии, вы не можете пользоваться магическими предметами (не для эльфов).
  • Технофобия: +1 Сила, +1 Сложение, вы не можете пользоваться технологическими предметами (только для людей, полуэльфов, полуросликов и полуорков).
  • Школа красоты: +1 Внешность, +2 Обаяние, -1 Интеллект, -2 Сила (только для женщин-людей).
  • Дебютант: +3 Внешность, +3 Обаяние, -1 Сила, -1 Ловкость, -1 ранг во всех боевых умениях (только для женщин).
  • Супермодель: +6 Внешность, -2 Сила, -4 Интеллект (только для женщин).
  • Девчонка с мальчишескими замашками: +1 Сила, -1 Сложение (только для женщин).
  • Невеста Франкенштейна: +4 Внешность, +4 Сложение, +20% сопротивляемость электричеству, +10% сопротивление яду, -6 Ловкость, -10% сопротивление огню, при разговоре Интеллект<5 (только для женщин).
  • Дварф не из клана: вы не получаете бонусов на технологические умения, но начинаете с Качественным молотом (только для дварфов).
  • Городской эльф: +1 ранг в убеждении, но вы теряете эльфийский бонус на Ловкость (только для эльфов).
  • Последователь Темных Эльфов: +2 Сила воли, -2 Обаяние (только для эльфов).
  • Бесправный гном: +1 Сила, -1 ранг в умении торговаться (только для гномов).
  • Полурослик-сирота: +2 ранга в чистке карманов, +2 ранга в скрытности, -1 Интеллект (только для полуросликов).
  • Побег с фабрики: +1 Сила, вы начинаете с 20% от начальной суммы денег (только для полуорков).
  • Подавленный орк: +2 Внешность, -2 Обаяние (только для полуорков).
  • Толстая кожа: +10% сопротивление повреждениям, -1 Внешность (только для полуорков и полуогров).
  • Телохранитель: -1 Интеллект, +25% к начальной сумме денег (только для полуогров).
  • Дикий полуогр: +1 Сила воли, -1 Обаяние (только для полуогров).
  • Редкий полуогр: +2 Интеллект, -1 Сила, -1 Сложение (только для полуогров).

Стоит отметить, что для некоторых персонажей, в зависимости от расы и пола, есть уникальные предыстории. К тому же, выбор пола влияет на прохождение некоторых квестов.
Как только создали своего протагониста, можете распределить 5 очков опыта на главные характеристики, различные умения, технологии и школы магии.

Подготовка создания персонажа. Слева указан счётчик мировоззрения. Сверху расположена информация о&amp;nbsp;герое (имя, уровень, опыт, раса, пол и&amp;nbsp;возраст), снизу указаны основные характеристики, справа от&amp;nbsp;характеристик умения, технологии и&amp;nbsp;школы магии. В&amp;nbsp;конце справа шкала склонности магии-технологии.
Подготовка создания персонажа. Слева указан счётчик мировоззрения. Сверху расположена информация о герое (имя, уровень, опыт, раса, пол и возраст), снизу указаны основные характеристики, справа от характеристик умения, технологии и школы магии. В конце справа шкала склонности магии-технологии.

В отличие от обычных RPG, тут нет стандартного набора классов: воин, разбойник, маг. Arcanum даёт развивать сразу всё, и к концу игры можно получить следующего героя:
• Человек мастер уклонения и рукопашного боя-дипломат-мастер ремонта;
• Полуэльф мастер лука и скрытности-терапевт-вор-маг Меты.
• Полуорк мастер удара сзади-торговец-маг Огня и Воздуха-кузнец;
За мою жизнь ни у кого из знакомых ни разу не повторялся персонаж. Настолько все были уникальными и неповторимыми.

Основные характеристики:

  • Сила
  • Ловкость
  • Телосложение
  • Красота
  • Интеллект
  • Сила воли
  • Наблюдательность
  • Харизма

Умения:

  • Боевые. Требуют ловкость и силу.
  • Воровские. Требуют навыки ловкость и восприятие
  • Социальные. Требуют навыки интеллект, сила воли и харизма
  • Технологические. Требуют навыки восприятие, ловкость и интеллект



  • Гербалогия. Изучение трав и их воздействие на субъекта
Стандартная схема «Целебный бальзам»
Стандартная схема «Целебный бальзам»
  • Электрика. Изучает электрические заряды и магнетизм
Стандартная схема «Электрический фонарь»
Стандартная схема «Электрический фонарь»
  • Химия. Изучает искусственные субстанции и их взаимодействие
Стандартная схема «Сильный яд»
Стандартная схема «Сильный яд»
  • Взрывчатое дело. Наука о взрывчатых веществах занимается разработкой новых нестабильных веществ
Стандартная схема «Коктейль Молотова»
Стандартная схема «Коктейль Молотова»
  • Оружейное дело. Занимается разработкой и воплощением новых видов оружия
Стандартная схема «Кремневый пистолет»
Стандартная схема «Кремневый пистолет»
  • Механика. Изучает физические свойства материалов
Стандартная схема «Ловушка с&amp;nbsp;кольями»
Стандартная схема «Ловушка с кольями»
  • Кузнечное дело. Разработка защиты всех видов
Стандартная схема «Сбалансированный меч»
Стандартная схема «Сбалансированный меч»
  • Терапевтика. Занимается лекарством и их действием
Стандартная схема «Эликсир убеждения»
Стандартная схема «Эликсир убеждения»

  • Магия времени. Позволяет контролировать течение времени

Заклинание «Ускорение»

  • Магия призыва. Позволяет призывать существ с прогрессирующей мощью
Заклинание «Призыв Огра-телохранителя»
Заклинание «Призыв Огра-телохранителя»
  • Иллюзия. Позволяет управлять светом и создавать различного типа иллюзии
Заклинание «Освещение»
Заклинание «Освещение»
  • Белая некромантия. Позволяет положительно влиять на жизненные силы созданий
Заклинание «Святилище»
Заклинание «Святилище»
  • Чёрная некромантия. Противоположна белой. Негативно влияет на жизненные силы созданий
  • Природа. Позволяет управлять растениями, животными и силами природы
  • Превращения. Позволяет изменять саму сущность цели

Заклинание «Уменьшение»

  • Мета. Влияет на заклинания других магических школ
Заклинание «Двеомерный щит»
Заклинание «Двеомерный щит»
  • Разум. Позволяет контролировать сознания различных существ
Заклинание «Кошмар»
Заклинание «Кошмар»
  • Сила. Позволяет манипулировать и управлять чистой энергией
  • Вода. Позволяет управлять водой и льдом
  • Огонь. Позволяет управлять огнём и жаром
  • Земля. Позволяет управлять землёй и камнем
  • Воздух. Позволяет управлять воздухом и ветром
  • Прорицание. Отвечает за сбор знаний с помощью колдовства
  • Перемещение. Позволяет управлять перемещением объектов и их транспортировкой

Заклинание «Исказить пространство»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Мир Арканум достаточно обширный для изучения. Для этого достаточно взглянуть на полную карту мира с указанием районов и областей. Большое количество городов, различных населённых пунктов и поселений, а также необычных мест могут поразить своим разнообразием и необычностью любого игрока.

Политическая карта Арканума:Жёлтый&amp;nbsp;— КамбрияКрасный&amp;nbsp;— Королевство АрлендСиний&amp;nbsp;— Объединённое КоролевствоСветло-Зелёный&amp;nbsp;— Эльфы (Кинтарра)Чёрный&amp;nbsp;— Тёмные ЭльфыСерый&amp;nbsp;— Союз Гномских КлановБирюзовый (Светло-Голубой)&amp;nbsp;— Тихие ВодыГолубой&amp;nbsp;— ТанатосТёмно-зелёный&amp;nbsp;— Бедокаан и&amp;nbsp;болотаОранжевый&amp;nbsp;— ТуллаРозовый&amp;nbsp;— Остров ОтчаяньяКоричневый&amp;nbsp;— Туманные Холмы
Политическая карта Арканума:
Жёлтый — Камбрия
Красный — Королевство Арленд
Синий — Объединённое Королевство
Светло-Зелёный — Эльфы (Кинтарра)
Чёрный — Тёмные Эльфы
Серый — Союз Гномских Кланов
Бирюзовый (Светло-Голубой) — Тихие Воды
Голубой — Танатос
Тёмно-зелёный — Бедокаан и болота
Оранжевый — Тулла
Розовый — Остров Отчаянья
Коричневый — Туманные Холмы

Про населённые пункты стоит отдельно поговорить, так как над их окружением поработали на славу:

  • Если в городе нищета и разруха — всё находится в упадке и играет грустная музыка
  • В промышленных районах городах находятся заводы и фабрики
  • В крупных городах присутствуют свои клубы и сообщества
  • В провинциальном городе будут простые сельские домики и минимум технологии
  • Город с местной легендой будет украшен статуей и везде будут упоминать о ней

В общем, каждый город будет уникален и неповторим.

  • Туманные холмы. Самый первый город, в который попадаем по сюжету. Был построен для добычи серебра из шахты. Сейчас город находится в запустении, из-за приведения в серебряной шахте.
  • Тарант. Самый крупный город в Аркануме, районы которого соединены между собой веткой метро. Из интересных мест можно выделить большой вокзал, научное сообщество, музей, бордель, джентльменский клуб и различные здания.
  • Эшбери. Портовый город, который расположен на востоке континента. Известен кладбищем с зомби, большим замком, в котором жил некромант и огоньками Любви.
  • Чёрный корень. Портовый город, что отражено в названии заведений. Из интересного могу выделить, что только тут можно купить корабль. Также можно стать участником древней игры хоббитов и встретить охотника за приключениями.
  • Дернхольм. Загнивающий город под руководством короля-тирана. Можно выделить местные копи — одна из страшных тюрем для заключённых.
  • Каладон. Современный и развивающийся город на юге. Из интересных мест стоит отметить древний храм Панарии, зоопарк и музей.
  • Тихие воды. Небольшой город расположенный на севере континента, вблизи гор. Известен легендой о чудовище — Великане Тихих вод; местным культом богини Любви и холодным оружием.
  • Роузборо. Небольшой город расположенный рядом с Каладоном. Известен своей гостиницей и необычным кольцом.
  • Кинтарра. Город эльфов, расположенный в глубинах леса.
Кинтарра
Кинтарра
  • Тсен-Анг. Город тёмных эльфов. Находится в глубинах леса.
Тсен-Анг. Отличия от эльфийского города наглядны
Тсен-Анг. Отличия от эльфийского города наглядны
  • Клан Колеса. Авторитетный и многочисленный дварфский клан. Он является одним из оставшихся кланов, которые жили и живут по своим традициям.
  • Остров Отчаяния. Самая суровая тюремная колония.
Остров Отчаяния
Остров Отчаяния
  • Деревня Бедокаан. Деревня с разумными ящерами.
Деревня Бедокаан
Деревня Бедокаан
  • Тулла. Город магов расположенный глубоко в пустыне.

Зайдя в бар или клуб, можно узнать последние новости о городе и интересные слухи, выпить, сыграть в кости или проявить свои познания мира Arcanum, получив за это несколько сотен золотых. К тому же, в каждом городе есть свои достопримечательности и уникальные места, обязательные к посещению.

Интересный факт:
В каждом населённом пункте игры присутствует мистика. В Туманных холмах в пещере водится приведение, в канализациях Таранта и Каладона встречаются упыри и монстры, в Чёрном короне находится всякая нечисть по периметру города, в Эшбери целое кладбище с зомби и замок некроманта, в окрестностях города Тихие воды водится огромный и злобный монстр Гигант Тихих вод под видом голубого кролика, в Каладоне спустившись в катакомбы церкви, наткнуться можно на зомби, скелетов и прочих монстров, в Роузборо расположен телепорт в иной мир, а попав в особую тюрьму города Деренхольм, и пройдя её до конца, повстречается всякая дичь!

Так как действия игры разворачиваются в конце XIX века, то можно увидеть первые паровозы с вокзалами, станции метро, электрические фонари, ружья, батарейки, дирижабли, роботов, паровые двигатели и многое другое в духе стимпанка.

Механический паук

Древний механизм

Помимо городов, можно наткнуться на таинственные, зловещие и опасные места которые содержат уникальные и редкие сокровища, порой в единственном экземпляре: кольцо, делающее вас невидимым; мощный топор с эффектом отравления; меч дающий вам отрицательное мировоззрение; шлем снижающий очки здоровья или кольцо понижающее действие яда. К тому же, чтобы попасть в некоторые из них, необходимо будет узнать точные координат, получить задание или купить особое зелье.

Стоит уделить особое внимание бестиарию Арканума. Такие противники, как зомби, скелеты, големы, оборотни, элементали присущи и другим фэнтези играм. Но разработчики добавили необычных противников, которых вы вряд ли найдёте в подобных проектах: виверны, механические пауки, гигантские обезьяны, демонические существа, различные виды зверей. Даже свои собственные виды врагов придуманы и грамотно внедрены в игру.

К тому же животные имеют свои территории:

  • Пауки, пумы, тигры обитают в пустынях
  • Волки и медведи в лесах
  • Белые медведи и йети в снегах
  • На болотах и в канализациях часто встречаются зомби и слизкие твари
  • В пещерах драконы и демоны
  • В ином мире ящеры, медузы и прочие злобные твари.

Великан Тихих вод

Стоит отметить тот факт, что множество обитателей имеют классовую систему: кайны представлены помимо стандартного типа, лучниками, берсерками, шаманами и воинами. Кроме обычного зомби встречается упырь, мумия, гниющий труп и кровавый страж.

Оживление мертвеца

Можно сказать, что разнообразие Арканума выполнено на высоком уровне.

ЖУРНАЛ И ИНВЕНТАРЬ

Все важные заметки, слухи, квесты, статистика, увечья, благословения и полученные ключи указаны в дневнике. Это позволяет быстрее ориентироваться при выполнении заданий. К тому же, герой может корректировать свои записи:

  • Ложные факты он попросту зачёркивает.
  • С заданиями обстоит иначе: выполненное помечено зелёным, взятое — синим, чёрным означает «помеченное, но не принятое», красным — исполненное ужасно/халтурно, то есть сделано нечестным способом. К примеру: взяв задание у Седрика на уничтожение завода Бейтса, можно заложить заказчика страже и попасть в особняк Гилберта.

Инвентарь героя представляет собой поле с клетками, а каждый предмет имеет свой размер: 3×6; 4×4; 5×2. Чтобы положить необходимый предмет, придётся переложить свою утварь так, чтобы оружие поместилось. Интересно то, что для ключей есть брелок, который, сэкономите множество места, но для бумаг с телеграммами папки не нашлось, хотя они требуют много клеток для своего хранения. Для облегчения компоновки предметов разработчики предусмотрительно добавили кнопку, которая по нажатию автоматически распределяет предметы по горизонтали и вертикали. Тем самым у героя в его рюкзаке появится свободное место.

Распределение инвентаря

КВЕСТЫ

Arcanum богат на интересные, запоминающиеся и вариативные квесты. Простых и нетребовательных, в стиле: зачистить склад от грызунов, добыть руду, достать кольцо из канализации, помочь остановить ограбление банка, отнести записку, тоже будет много. А всё для получения ценных очков опыта.

Но встречаются заданий с несколькими вариантами решений. В них и раскрывается один из плюсов игры — вариативность.
В качестве примера могу привести один из моих любимых квестов: вам надо достать из дома ожерелье девушки. Прибыв на место, горничная требует у героя за находку несколько монет. Вариантов решения несколько:

  1. Заплатить девушке
  2. Запугать девушку
  3. Украсть ожерелье
  4. Убить девушку
  5. Уговорить девушку работать в борделе

Первые мои прохождения заканчивались тем, что я отдавал деньги за находку, но в последующих, предлагал девушке работу в публичном доме и она на это соглашалась. Итог такого выбора: драгоценность возвращена, а в борделе на одну девушку больше.

Итог такого выбора: драгоценность возвращена, а&amp;nbsp;в&amp;nbsp;борделе на&amp;nbsp;одну девушку больше
Итог такого выбора: драгоценность возвращена, а в борделе на одну девушку больше

Иногда игра может предложить нестандартные квесты, в которых важны харизма и интеллект героя, а также ваша внимательность, находчивость и ум. В одних надо правильно отвечать на вопросы, в других ориентироваться по следам на поверхности. Так что проявив в полной мере свои навыки — вы сможете стать настоящим героем.

СОРАТНИКИ

В большом и трудном путешествии, по обширному и опасному миру, без напарников будет трудно. За всю игру, ваша команда будет постепенно расширяться и может оказаться достаточно разношёрстной: собака, восставший из мёртвых воин, искатель путешествий, изобретатель, разумный ящер, король дворфов, тёмный маг, телохранитель богача и так далее.

Напарники
Напарники
  • ВИРДЖИЛ (Вергилий)
    Один из ключевых NPC в игре. Без него — никак и никуда… Он присоединяется в самом начале и его уровень — как у главного героя. Для него нет проблемы с репутацией и мировоззрением. Также он самый «разговорчивый» среди ваших спутников и компаньонов.
  • СОГГ КРУЖКА МЕДА
    Изначально, встретить можно в местной гостинице Туманных холмов. Отличный боец, но: броню для полуогров не так легко достать. Согг — неплохой рекрут, особенно в начале прохождения игры. Без него покинуть Туманные Холмы было бы сложно.
  • МАГНУС
    Магнус тесно связан с сюжетом игры Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura. Без него прохождение игры Arcanum станет много скучнее. Он технарь и боец, но изучит схемы лишь до 4 степени.
  • ДЖЕЙНА СТАЙЛС
    Полуэльфийка-лекарь. Самый полезный навык Джейны — это умение лечить бинтами, что весьма пригодится для лечения техников в партии, которых отказывается «врачевать» Вирджил.
  • ВОЛЛИНДЖЕР
    Он хорошо стреляет и неплохо владеет навыками рукопашного боя. Может смастерить несколько полезных приспособлений. А еще он — агент Руки Молоха, и при определённых обстоятельствах может предать главного героя.
  • СОБАКА
    Без сомнения — один из лучших NPC во всей игре. По своим параметрам он очень мощный борец в ближнем бою. Ему не нужно оружия и брони: зубами он выбивает из врагов очень приличное количество хитов. Опять же: никаких нотаций по поводу вашего мировоззрения и этики. И, самое главное, он присоединяется вне зависимости от наличия в команде других спутников. Примечание: если Собака в вашей команде — на поездах вы ездить не сможете.
  • ГАР
    Гар ничем особым не выделяется от остальных спутников, так что лучше его отпустить, получив в качестве бонуса — Очко Судьбы, которое обязательно пригодится в долгом пути к спасению мира. Но с ним можно провести интересные беседы о чае и политике Арканум.
  • ДЖЕФФРИ ТАРРЕЛОНД-ЭШ
    Неплохой некромант с которым связан непростой квест. Откажется путешествовать при наличии светлого мага в компании героя.
  • ДАНТЕ
    Раз есть Вергилий, то должен быть и Данте. Он хорошо знает магию и весьма неплох в рукопашном бою.
  • ЧУККА
    Телохранитель Бейтса. Может присоединиться к вам по сюжету игры. Чукка вряд ли пригодится в пути в виду его «красоты» от которой все захотят напасть на него. Хотя он, как и остальные полуогры, прекрасный боец.
  • ВАРОМОН
    Экзотичный вариант: человек-рептилия. Не носит броню, может пользоваться только одноручными мечами, посохами, луками и своими руками. Хороший лучник, немного умеет колдовать.
  • ДЖОРМУНД
    Хотя они знает сразу две полезные школы магии, положения это не спасает: в игре дворфы имеют пенальти на количество затрачиваемой на заклинание энергии. Делайте выводы. Позитив: этот сподвижник может войти в партию минуя лимит приспешников.
  • ТОРИАН КЕЛ
    Ториан, по своей сути, оживший мертвец. Неплохой боец. Иногда говорит неожиданные вещи и может кое-что поведать об истории древнего ордена Рука Молоха и наёмниках Дериан-Ка, в составе которой он был активным бойцом-киллером. При определённых обстоятельствах предаст героя.
  • ПЕРРИМАН СМИТ
    Маг по специализации, Перриман появляется в сюжете игры. Не особо склонен применять свои навыки на практике. Не пойдет в одну команду с Джеффри Таррелонд-Эш. Может дать координаты Туллы, когда они станут необходимы. До присоединения к команде учит на эксперта лечения.
  • РЕЙВЕН
    Она активно и многословно поддерживает беседу, с ней даже можно завести роман. Очень неплохо стреляет из лука, лечит магией, знает школу Воды, периодически превращаясь в Элементаля Воды. Ненавидит темных эльфов, не пойдет в партию с З’ан Ал’урин, но при максимальной прокачке харизмы согласится.
  • СЕБАСТЬЯН
    Отличный технарь-стрелок. Уже имеет при себе некоторое обмундирование и оружие. Поможет в борьбе с преступностью.
  • ВЕЛДО РУБИН
    Неплохой напарник для воровских дел. Увы, но магических заклинаний и технологических схем не знает.
  • З’АН АЛ’УРИН
    З’ан Ал’урин — темный эльф-маг. При разговорах с некоторыми персонажами может высказать своё мнение. Имеет «видения», что выражается в довольно туманных сведениях о городе, в котором вы находитесь. Порой может подраться с Рейвен, если начался бой с противником.
  • ФРАНКЛИН ПЭЙН
    Франклин — известный в Arcanum путешественник, неплохо стреляет и дерется. Может рассказать о своих приключениях.
  • ЛУГАИР ГРОМОВИК
    Присоединить в свою команду непросто, но он того стоит, ведь дерется Король Дворфов хорошо.
  • ТОЛЛО ПОД ХОЛМОМ
    Толло — один из двух типичный воров в игре, но это не делает его полезным напарником. В принципе, он не так плох, хотя большинство его воровских навыков бесполезны.

Временные:

  • Док Робертс. Присоединяется по квесту защиты банка Туманные Холмы
  • Леди Друэлла. Присоединяется по квесту мастерства уклонения.
  • Свифт. Присоединяется по её личному квесту — путешествие в Тарант.
  • Синтия Боггс. Присоединяется при квесте по изволению с Острова Отчаянья
  • Товальд Два Камня. Присоединяется по сюжетному квесту поиска Клан Колеса. При баге может быть в команде до конца игры.
  • Мурго. Поможет добыть камень из каменоломни для алтаря.

Войд:

  • Арронакс. Неплохой напарник, который пойдёт в вашу компанию. С ним связана одна концовка. Но он отказывается одевать любую броню.
  • Бейн из Кри. Понятно, что боец стер с лица земли некогда великий город Кри, за что и имеет звание «проклятья». Нападёт, если уничтожили меч по квесту Жилистого Пита.
  • Горгот. Для присоединения Горгота нужна какая-нибудь еда. Он отличается своим аппетитом, будет фактически беспрестанно просить чего-нибудь пожрать.
  • Крака-Тур. «Великий и ужасный» довольно ранимый монстр, если прочитали его дневник, которым можно шантажировать.

Но не каждый из них захочет идти с вами, ведь каждый из них по-своему уникален — один хочет сеять зло и навряд ли пойдёт с мирным персонажем, другой может уйти из группы, так как ему дружелюбному неприятно путешествовать со злодеем, а другие могут начать вражду между собой. Стоит обратить внимание, что у каждого из компаньонов присутствуют личные мотивы, цель и квест, а также любовь. И порой могут возникнуть непредвиденные ситуации, связанные с ними, после чего напарники могут изменить своё мнение о главном герое и своё мировоззрение.

МУЗЫКА И АКТЁРЫ ОЗВУЧИВАНИЯ

Одной из сильных сторон можно считать музыкальную составляющую, за которую отвечал симфонический оркестр Сиэтла вместе с композитором Беном Худжем, который в свою очередь создавал звуковые эффекты для самой игры. Худж отнёсся к игре с большим интересом и любовью. В одном из интервью, он сказал, что работа с музыкальной составляющей для него была одним из крупнейших проектов.

Бен Худж
Бен Худж

Работа над саундтреком началась в июне 2000 года. Основную часть музыки исполняет Симфонический оркестр Сиэтла, который включает в себя звуки ударных инструментов и мелодии в стиле эмбиент.

Фото Джеффа Побста. Винсент Комер, альт; Сьюзен Уильямс, виолончель; Кэти Стерн, скрипка II; Леонид Кейлин, скрипка&amp;nbsp;I. Studio X, Сиэтл, Вашингтон, июнь 2000 год
Фото Джеффа Побста. Винсент Комер, альт; Сьюзен Уильямс, виолончель; Кэти Стерн, скрипка II; Леонид Кейлин, скрипка I. Studio X, Сиэтл, Вашингтон, июнь 2000 год

Бен Худж рассказывал, что идея противопоставления магии и технологии показалась ему интересной, и он долго думал о том, как лучше отразить данный контраст в музыке. Звуки виолончелей и скрипок навевают атмосферу индустриальной революции, в период которой и разворачивается действие всей игры. После согласования с сотрудниками Troika Бен решил прибегнуть к анахронизму — исполнить композиции в духе Средневековья, Ренессанса и старинной музыки при помощи инструментов Викторианской эры. В качестве наиболее запомнившихся ему композиций композитор выделил The Demise of the Zephyr, Radcliffe’s Commission, Tulla и Villages.

 

OST Arcanum

Стоит отметить озвучку персонажей, к которой были подключены довольно известные актёры того времени, которые идеально вжились в свои роли. Стоит отметить тот факт, что некоторые исполнители внешне похожи на своих героев.

  • Rino Romano — Вирджил
  • Nick Jameson — Гилберт Бейтс
  • William Dwight Schultz — Симеон Тор
  • Jim Ward — Арронакс, Гаар, Йоахим, Насрудин
  • Michael Gough — Франклин Пейн
  • Barry Dennen — Логейр
  • Diane Pershing — Серебряная Леди
  • Giselle Loren — М'ин Горад
  • Philece Sampler — З'ан Ал'урин
  • Tasia Valenza — Рейвен
  • Kay E. Kuter — Кан Хуа
  • Jeff Coopwood — Керган

ВЫРЕЗАННЫЙ КОНТЕНТ

Вырезанного контента в игре не так много. Но всё же есть что сказать.

Из квестов всего два не удалось реализовать:

  1. Госпоже Рендольф хотелось бы получить древнюю книгу, которую считали затерянной в пещерах к востоку от города.
  2. Помогите Милли Фендер найти ее пропавшего в Туманных Холмах дедушку.

Упоминания о них можно найти в файлах игры. Больше какой-либо информации о том где брать квест и как выполнять неизвестно.

Возможность закончить игру, вернувшись в Арканум не просто героем, а Богом, долгое время оставалась недоступной из-за банальной ошибки разработчиков. Усилиями фанатов данную возможность удалось вернуть в игру. Увы, но возможность продолжить игру после финала, не дожила до финальной версии.

Была возвращена вырезанная дополнительная анимация из бета-версий Arcanum. Можно предположить, что издатели хотели уложиться в 2CD, но сейчас, в век терабайтных жестких дисков дополнительная сотня мегабайт нисколько не отяготит игрока. Как пример такой анимации — новые анимированные движения NPC в режиме боя.

Могу предположить, что возможно были ещё квесты и NPC:

  • От Мадам Лил с её музыкальной шкатулкой
  • Квест от дворфов по зачистке их подземелья. Стоит отметить, что только там обитают вервольфы с их вожаком. Возможно надо было его выследить и убить.
  • Квест по зачистке замка некроманта в Эшбери. Ведь не зря есть небольшая история про него и отдельная мини-локация.
  • Незадействованный остров Каттан. Мог бы быть интересный квест или локация.
  • Главный герой женщина-гном/хоббит. По всему континенту можно встретить женских персонажей низкого роста, но игра не позволит создать подобного героя. Скорей всего разработчикам пришлось бы немного править баланс и создавать новые модельки одежды.

Но это только мои догадки и предположения.

Больше мне не удалось найти информации по данной теме.

ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА И ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Пародий на массовую культуру всегда встречались в RPG, и Арканум не осталась в стороне. Внимательный геймер сможет найти огромное количество пасхальных яиц на различные темы.

  • На локации «Секретная деревня» можно найти Деревню Смурфиков и останки колдуна Гаргамеля и его кота Азраила
  • Цитаты разработчиков. Нажав Ctrl + Alt и кликнув на иконку журнала можно прочитать мысли разработчиков
  • Старый слепой мастер и его уникальное оружие - летающая гильотина. Это отсылка к фильму 1975 года « Мастер летающей гильотины». В игре используется звуковые эффекты из киноленты
  • Вергилий, ваш первый последователь и проводник, а также Данте — это отсылка к Вергилию и Данте «Божественная комедия»
  • Гилберт Бейтс, предполагаемый изобретатель парового двигателя, который владеет монополией на производство паровых двигателей, является отсылкой на Билла Гейтса из Microsoft. Его конкурент, Седрик Эпплби, является отсылкой к корпорации Apple, которая конкурирует с Microsoft.
  • Серия убийств в Каладоне основана на убийствах в Уайтчепеле.
  • Х. Т. Парнелл, шоумен, который зарабатывает на розыгрышах в Таранте, основан на П. Т. Барнуме, американском шоумене, бизнесмене и артисте
  • Звезда Азрама, уникальное метательное оружие, является точной копией Глефы, вымышленного оружия, использованного в фильме 1983 года «Крулл».
  • Катушка Тесла, Ружьё Тесла и Посох Тесла были названы в честь Никола Тесла, известного инженер-электрика и изобретателя.
  • Плакат Донна Трогга, показанный на финальных слайдах, представляет собой модифицированную версию нацистского плаката.
  • На месте крушения дирижабля вы найдете тело Исаака Запрудера, которому удалось заснять на камеру нападение на дирижабль. Это отсылка к Абрахаму Запрудеру, который неожиданно записал убийство президента США Джона Ф. Кеннеди.
  • Тяжелый клинок варвара — это копия меча из фильма 1982 года «Конан-варвар».
  • Кольцо тени — явная отсылка на Кольцо Всевластия из Властелин колец.

Слепой мастер

Кольцо Тени

Что касается интересных фактов, то вот несколько из них:

  • В самом начале игры, если от места крушения пройти вниз немного, то можно встретить высокоуровнего противника, и после победы над ним в сундуке можно найти рандомную награду: от магической брони с оружием, до драгоценностей и лечебных зелий.
  • Выбор пола и комплекции героя влияет на некоторые аспекты игры, и забавно то, что надеть на героя одного пола одежду противоположного не получится. Также и с размером обмундирования. Игра выдаст соответствующую фразу.
  • При выполнении заданий для Мадам Лил, то в ветке диалога для женского персонажа, появится выбор: деньги или провести время с девушкой. У мужского персонажа только провести время с девушкой. А вы всё ещё гоните на BioWare с однополыми связями. К тому же, если героиня ещё и красивая, то можно обслужить важного мужчину и на этом немного подзаработать.
  • Из-за огромных комплекций полуогров и огров, вооружить их огнестрельным оружием не удастся, потому что у них большие пальцы
Из-за большой комплекции огра с&amp;nbsp;огнестрельным оружием не&amp;nbsp;встретишь в&amp;nbsp;Аркануме
Из-за большой комплекции огра с огнестрельным оружием не встретишь в Аркануме
  • Жрицы любви у Мадам Лил отличаются характером, и если захотите повеселиться с двумя, то каждая предложит на свой взгляд подходящую пару. Помимо этого они выскажут своё мнение по поводу лучшего способа провести время.
  • Помимо одежды разделение есть и у парфюма. Для женских персонажей предусмотрены духи, а для мужских — одеколон
Женские духи не&amp;nbsp;подойдут мужчине
Женские духи не подойдут мужчине
  • При создании персонажа с низким уровнем интеллекта меняются диалоги и записи в дневнике
  • В заснеженных локациях персонажи на скользких местах могут поскользнуться и упасть. Чем выше навык ловкости, то тем меньше шанс потерять равновесие и быть временно выведенным из строя.

Благодаря таким мелочам в игру приятно играть и такого вы точно ни в одной другой игре не видели!

НЕДОСТАТКИ

Без недостатков в таких играх никуда:

  • Один из самых явных — это баги. Самым известным был — предложение выйти на рабочий стол прям во время игры. Он решался установкой патча. А такие, как отсутствие нужной строчки диалога или нежелание НПС выходить из режима диалога и постоянное повторение просьбы о помощи мешали в прохождении. Порой сам не знаешь, какой новый глюк в очередной раз подкинет игра. Даже на пропатченной версии появляются иного рода проблемы: не принимает сохранения от прошлой версии, вместо карты города показана карта мира, нет пунктов в главном меню, мышка откажет работать. А на ряде версий могут появляться графические артефакты.
  • Следующий минус — сыроватость некоторых квестов. Самым ярким примером является задание с черепом сиамских близнецов. Встретив в городе одного полуорка и, по его просьбе, поговорив с другим, вы начинаете разгадку тайны появления полуогров. Раскрыв и получив дневник, мы, по сути, в конце ничего не получаем. Лишь 100 монет и пометку в дневнике о завершении задания. Тут тебе ни сенсации в газетах, ни ажиотажа. Просто пшик. Видимо, разработчики спешили и не сумели сделать логичный финал для интересного квеста, что сильно печалит.
  • К минусам можно отнести плохую совместимость с новыми системами. Чтобы сыграть на Windows 7, достаточно поставить в настройках совместимость с XP. Но на Windows 10 придётся «потанцевать с бубном». Без этого игра тормозит и лагает.
  • И последним недостатком можно назвать AI союзников. Напарники часто лезут на рожон, отказываются самостоятельно лечиться, отступать и могут нанести себе урон. А если кончились стрелы, то начнут атаковать врага и получат от него серьёзный урон. В общем, соратники — порой та ещё головная боль.

ПРОДОЛЖЕНИЯ

Несмотря на невысокие продажи и технические проблемы, обширная фанбаза до сих пор поддерживает игру различными способами. На текущий момент в интернете есть несколько крупных сайтов, на просторах которых можно найти прохождение, советы, необходимые файлы, патчи, русификаторы, моды, а на форумах можно задать интересующий вас вопрос.
У самой игры, есть несколько официальных модулей которые затянут вас надолго. Запускаются они через опции: в пункте «модули» выбираете необходимый и наслаждайтесь прохождением.

  • Woodmir Race. Вам надо будет найти драгоценный камень как можно быстрее в огромном и запутанном особняке с кучей монстров.
  • Time. Один из интересных модов. Путешествие во времени: в прошлое, будущее и альтернативное будущее. За счёт вариативности имеется несколько концовок.
  • Hellgate. Детективное расследование, в котором надо найти виновника, открывшего Адские ворота и выпустил на волю дьявольские отродья.
  • Dusty Dunes. В этом моде нам предстоит встретить одного из соратников по оригинальному Arcanum, поучаствовать в любовной истории и даже пообщаться с собакой! Но, есть один минус — нерешаемый квест с деревом.
    P.S: на некоторых версиях игры модуль может не запускаться.
  • Deathmatch. Аналог бойцовской ямы, как на Острове Отчаяния. Закупаетесь необходимым и в яму отражать волны врагов. Сюжет отсутствует.
  • Buried Secrets. Эта небольшая история про погребенного святого мужа, таинственный манускрипт и неожиданно восставших из мёртвых упырей.
  • Vooriden. Самое обширное и интересное дополнение к игре. Город-утопия, в который прибыли гномы и эльфы, попавшие в беду. Вам надо расследовать причину их несчастий и разгадать страшную тайну главы данного места.
  • Lost Dungeon of Souls. Вас пригласили в одну деревню уладить кое-какие неприятности, но по прибытии, вы не обнаружили ни одной живой души. Лишь несколько рядовых монстров и… говорящую волчицу. Вместе с ней предстоит разобраться со всей этой чертовщиной.

Отдельно стоит упомянуть про моды к игре. Их довольно много, и я выделю самые крупные и значимые.

ARCANUM 1.5 EXPANSION

Самый крупный и глобальный мод. Он добавляет несколько локаций:

  • «Пещера сокровищ Дракона» — некое подземелье с зачарованными сокровищами Дракона. Довольно просторная пещера, сравнимая по размеру с канализацией Таранта.
  • «Подвал Блейс» — с виду просто обычный подвал в новом магазине в Туманных холмах, который скрывает в себе кое-что интересное.
  • «Подвал Алхимика» — подвал в доме алхимика в Туманных Холмах с интересным сюрпризом.
  • «Подземная Фабрика» — фабрика какой-то шишки в Таранте. В ней найдете технологический артефакт и мощного противника.
  • «Банковское хранилище» — Банк Таранта.
  • Грейсвандир — новый город на севере от Туманных холмов.
  • Роща Единорога — необычное место на острове Каттан, куда легко попасть, но непросто вернуться.

Из изменений можно выделить следующие:

  • Место катастрофы. Новый возможный спутник — Технолог-стрелок из лука.
  • Туманные Холмы. Появился новый магический магазин, кладбище, хижина заезжего мага, непонятный телепорт, орки-хулиганы, Алхимик выкопал подвал, Тун завел себе ночных охранников, у моста появились бараки с пыточной камерой и всякими хулиганами.
  • Тарант. Добавлены несколько строений: банк Таранта, ювелирная лавка, новая фабрика с подземным этажом, казармы банковской стражи, чей-то дом. Заселено несколько строений, продлены некоторые улицы, несколько новых NPC, украшательства и т. д.

Были добавлены новые предыстории, технологические схемы, заменены портреты героя.

HARD ARCANUM

Данный мод сильно усложняет прохождение игры с самого начала. У меня на русской версии с патчем на разрешение он отказался запускаться. Противники обладают дополнительными школами магии и повышенными показателями. Присутствуют различные баги: от вылета диалога, до бессмертных врагов. Для облегчения лут увеличивается значительно.

В целом пройти можно. Рекомендую любителям хардкора и челленджа.

Модуль Tomb

Фанатский модуль, который повествует историю про загадочное захоронение на острове и атаку злобных существ.

Модуль Escape Tarant

Фанатский модуль, который переносит в Тарант, который подвергся нападению опасных существ. Надо уничтожить пять опасных стражей, чтобы победить в схватке со злом.

Arcanum RePack (Arcanum Multiverse Edition)

Самая глобальная версия игры, над которой долгое время работали фанаты. Им удалось устранить почти все баги, восстановить концовки за Бога, исправить скрипты, улучшить работу на современных системах. Были внедрены мелкие моды (автолевелинг напарников, трюм корабля, отключение ограничений 50 уровня). Также игра была полностью переведена на русский язык, включая ролики и карту. Именно с неё были сделаны почти все скриншоты и ролики.

Но не смотря на все плюсы есть и недостатки:

  • Был добавлен единственный звук рыка обнаружения у всех врагов. Он достаточно раздражает, учитывая богатый бестиарий. Порой он заменяет оригинальные звуки противников, что бесит…
  • Убраны некоторые вещи. К примеру нельзя купить мифриловый доспех, свиток разговора с трупами, зелье уменьшения… С ними можно было облегчить прохождение или получить долю веселья. Было интересно общаться с духами и получать интересную информацию.
  • Некоторым противникам добавили магические способности. Огненный паук научился швырять фаербол, кристальные пауки и змеи научились призывать нечисть, а противники с припиской шаман — диких животных. Это порой выглядит странно и неуместно. Также некоторым противникам было добавлено новое оружие, что усложняет прохождение…
  • Были вырезаны интересные предыстории (армрестлер, наёмный убийца, пьяница…).
  • Серьёзные глюки и баги, о которых я говорил выше.


Во время подготовки блога словил несколько неприятных багов, с которыми я ранее не сталкивался:

  1. Во второй половине игры игра начала лагать через пять минут после запуска. При сворачивании она вылетала, но при выходе в главное меню всё начинало работать нормально
  2. Третий квест Жилистого Пита. Не появлялся выбор в ответе, что меч уничтожен. Пришлось силой отбирать корабль
  3. Охранники в Каладон нападают просто так. Непонятно из-за чего и по какой причине
  4. Следующее я даже не знаю как и назвать. У меня герой без моего ведома прокачался в технолога без затрат очков опыта. То есть интеллект повышен до 18 пунктов и изучены первые две схемы в каждой дисциплине. В итоге я не могу использовать зелья, а продавцы магических предметов отказываются со мной общаться.
  5. NPC не исчезают с локаций. Как пример: на футаже с оживлением мертвеца заметно, что скелет до сих пор стоит, и его заменить должен новый персонаж. И аналогичных примеров много.

Данная версия до сих пор поддерживается и регулярно обновляется, что не может не радовать. Приятно видеть, что фанаты долгое время поддерживает данный проект.

P.S

С игрой я познакомился в 2005 году у двоюродного брата. Он мне помогал с миром игры, подсказывал как грамотно создать героя, куда идти, как решать квесты и так далее… Брат мне советовал создать полуогра с биографией «Сбежал с цирком». Герой получился сильным, но тупым. И было непонятно, о чём он говорит и пишет в дневнике.

Уже у себя дома я самостоятельно стал проходить игру. Тогда у меня не было интернета и приходилось покупать наугад игры на рынке. И всё время попадалась сырая версия, в которой игра вылетала при попадании в особняк Бейтса. В связи с этим приходилось изучать доступные локации и выполнять возможные квесты. Заучив всё, что можно, я начал искать информацию об игре. К 2009 году появился интернет и после этого нашёл пропатченную версию. После первого полного прохождения у меня было чувство, что я не всё изучил и нашёл. С каждым новым прохождением я находил интересные детали, мелочи и способы решения квестов. Пробовал различные расы и предыстории. На мой взгляд удачным решением является человек с предысторией «Сбежавший с цирком», с прокачкой ловкости и убеждения до мастерства.

Если и будет переиздание/ремейк, то было бы неплохо адаптировать под Dragon Age: Origins:

  • Можно было рассмотреть доспехи, оружие и персонажей более детально, в виду того, что многие вещи одного типа, например щиты, имеют одну текстуру на персонаже, хотя внешне они значительно отличаются
  • Озвучка у всех NPC, а не у пары десятков
  • Возможность поворачивать камеру. Так как камера закреплена в одном положении, то не всегда видно положение противника или предмета
  • Введены различные достижения. Это покажет богатую вариативность игры. Как пример: для фанатского мода на Deus Ex даже в Steam они есть, а для Arcanum нет!!!

Вот такой непростой получилась история у Arcanum. Надеюсь, что вам было интересно. В следующий раз я расскажу про The Temple of Elemental Evil. Увидимся совсем скоро на страницах сайта StopGame.ru


Лучшие комментарии

Рекомендую играть в Arcanum Multiverse Edition. Комьюнити у игры до сих пор живо и чинит баги и добавляет не вошедший в изначальную игру контент. Кстати квест про сиамских близнецов не сырой, а один из самых интересных в игре, просто вы пошли не по той его ветке, этому нанимателю отдавать черепа нельзя, он на стороне антагонистов в задании

Этот уберсоюзник собака, а так то игра не про бои, ведь можно даже криворуким персонажем пройти.

А кто на втором позитиваторе? У меня упорное ощущение что её лицо мне знакомо.

Ну и за блог однозначный плюс, обожаю Арканум, но моё знакомство с ним начиналось ещё печальнее — игра вылетала или зависала через несколько секунд после загрузки локации.

Спасибо за блог, интересно было почитать, даже возникло желание пройти наконец Арканум. Тем не менее в тексте есть грамматические и пунктуационные ошибки, и их не так уж и мало. Над этим неплохо бы в следующий раз поработать

Ну, боёвка так себе. Но даже тут вариативность от классических заруб на переднем крае, уничтожая и врагов и союзников (критическими промахами), до пуляния магией и вываливания жутких подлянок. + ещё возможность переключаться между реалтаймом и пошаговой боевкой (хоть оба режима кривые). Разнообразие тактик, даже по нынешним временам, более чем приличное. Но, главное, игра прям вообще не про бои. Уже на ранних этапах можно найти убер союзника, который довольно скоро станет машиной для убийства всего враждебного. Правда, надо знать где, кого и как. Зато про участие в битвах можно практически забыть. А на поздних этапах сам герой, если его принципиально не качать в пацифиста, движением брови испепеляет врагов.

The Incredible Adventures of Van Helsing мне понравилась и с удовольствием её прошёл

Она славная, да. Первая часть как-то совсем неожиданно зашла в свое время. И сеттинг не самый заезженный, и юмор вполне неплохой. Жаль что вторая несколько душная получилась (как и последние часы первой). Особенно если переносить готового перса из первой (и если он прокачан через огнестрел).

Эх, а мне вот что-то совсем Arcanum не зашла. В первую очередь из-за боёвки и графического стиля. Но это, надо заметить, касается всех игр Troika и ранней Bioware. Так что, видимо, поджанр решительно не мой :)

Советую попробовать пройти игру тем героем, которого я создавал. Будет немного попроще)
По поводу графического стиля, то я немного соглашусь. Можно было его сделать чуть лучше и детализирование, но прорисовка зданий и объектов — моё уважение! Отлично прорисованы корабли, паровозы, замки (видны доски, кирпичи, детали, разрушения, колёса...)

P.S: я не особо люблю Diablo. Много раз пытался пройти первую и вторую часть, но дальше начальных уровней дело не доходило, но The Incredible Adventures of Van Helsing мне понравилась и с удовольствием её прошёл несколько раз. 

Спасибо

Просто не хватает концовки, что правда всплыла (как с квестом Донна). 

Как пример: после нахождения дневника, если отправится в Тарант, то владелец газеты скажет, что неинтересно ему и лучше поехать в Каладонн. И там, после сдачи журнала, выяснится, что отдали дневник не журналисту. 

Не спорю, что квест крутой, но словно ему отрубили концовку. 

У меня большую часть врагов собака забивала при первом ходе. При перемещении по карте наткнёшься на стаю волков, а собака их сразу в один пинок загрызала. И остальные напарники даже не успевали нанести удар по противнику.

Спасибо
С текстом работали и правили. В следующий раз уделю со знакомыми больше внимания

Учитывая, что автор больше года отсутствует на сайте, наверно никогда. Либо на других сайта можно будет его найти.

Читай также