16 июля 2021 16.07.21 14 1623

Почему 2022 год может стать переломным для игровой индустрии?

0

Замечали ли вы, что в последнее время в игровой индустрии наметился некий застой? Словно все игры делают под копирку, а новых идей почти нет? Если так, у меня для вас хорошая новость – скоро это изменится.

 

Видеоверсия блога - продолжительность 10:40

Конечно, любая история протекает постепенно и последовательно. Но есть некие ключевые поворотные моменты, после которых вся жизнь общества заметно меняется. Так, распад Римской Империи послужил началом Средневековья, а Первая Мировая Война закончила Викторианскую эпоху и долгий XIX век.

Тоже самое можно переложить и на историю видеоигр. В которой были некоторые поворотные моменты, когда в течении короткого промежутка времени сильно менялся облик всей индустрии. И что бы понять, что нас может ожидать в ближайшее время – стоит заглянуть в прошлое.

Я не буду забегать уж очень далеко, иначе рассказ слишком затянется, да и отношения к сегодняшнему дню — это будет иметь мало. И конечно, многие из дат являются лишь условным разграничитем, повторюсь и скажу, что любое развитие идет постепенно и непрерывно. А подобное разделение нужно только для более удобной систематизации и восприятия информации.

1993

И первым переломным моментом, будут 93-94 года. Тогда Nintendo абсолютно доминировала на рынке видеоигр. Но всё больше и больше корпораций, хотели получить кусок пирога в быстрорастущей индустрии. Поэтому с начала девяностых, на рынок выходит множество новых компаний. Это сейчас мы привыкли, что есть всего три основных бренда – Xbox, PlayStation и Nintendo, но в девяностых всё было не так. К 1996 году на рынке уже были: Atari Jaguar, Panasonic 3DO, Sega Saturn, PC-FX, PlayStation, Nintendo 64. Конкуренция между ними была не на жизнь, а на смерть. Так что к концу 90х большинство из этих производителей или обанкротились, или ушли с рынка.

Такое разнообразие платформ вело и к разнообразию игр, каждая компания пыталась выделиться и выпустить самый необычный продукт. Именно к этому времени относятся первые эксперименты с VR и разными контролерами. Сами игры в это время тоже сильно меняются. Если до этого, их воспринимали как исключительно развлечение для детей и задротов, то теперь многие видеоигры стали рассчитываться под более взрослую аудиторию. В 1993 году вышел великий и ужасный DOOM, с кровью, демонами и хэви-металлом в саундтреке. И уже на следующий год посыпались релизы с жестокостью, эротикой и философскими подтекстами – Super Metroid, System Shock, Final Fantasy VI и первая часть The Elder Scrolls. Все эти игры вышли в один год, и сильно отходили от привычных тогда платформеров и сайд-скролл шутеров. В последующие годы число взрослых и серьёзных игр только росло. Так что, я бы назвал этот период – «Эпохой взросления».

1998

1998 год вообще можно назвать одним из лучших в истории игровой индустрии. Как так получилось, что в течении одного календарного года вышло такое количество игр, которых легко можно поместить в десяток лучших за всё время – я не знаю. 1998 не был годом смены поколений или технологических прорывов, но факт остается фактом. В 98 вышли такие игры как: StarCraft, Fallout 2, Baldur’s Gate, Metal Gear Solid, Ocarina of Time, Resident Evil 2, Half-Life, и немного опоздавшая на вечеринку Silent Hill, которая вышла в январе 1999.

К этому моменту большинство разработчиков уже смогли полноценно освоить 3D и игры в нём больше не выглядели как пытка для глаз. В последующее десятилетие семимильными шагами шёл технологический прогресс. Графика никогда не развивалась так быстро, как тогда. Достаточно сравнить первый Half-Life и Crysis, между этими играми прошло меньше десяти лет, но кажется будто бы они из разных вселенных.

Если до этого, видеоигры пытались казаться взрослыми, апеллируя всё-таки больше к подросткам, то после 98 они по-настоящему стали затрагивать серьёзные темы. Вопросы любви и смерти, самоопределения и жизненного пути. В играх стала появляться политика и сатира на реальную жизнь.

В нулевых выходило огромное количество совершенно разных игр. Шутеры, Стратегии, РПГ, Хорорры и гоночные симуляторы, эта эпоха была щедра на жанровое разнообразие. Многие разработчики экспериментировали с тематиками, смешивая их или создавая принципиально новые. Это десятилетие было богато на изменения, поэтому и обзовем его «Эпохой экспериментов»

2007

Если какой год и может посоперничать с 1998, за звание лучшего в истории игровой индустрии, то это 2007 год. Локомотивами новой эпохи тогда стали: Mass Effect, Assassin Creed, Crysis, BioShock, Modern Warfare, Uncharted. Причем, все эти игры не просто стали успешными, но и дали начало новым сериям.

На протяжении всех нулевых, игровая индустрия росла и крепла, привлекая всё больше внимания со стороны общественности и больших инвесторов. Те, в свою очередь хотели расширить потенциальную аудиторию, что вылилось в оказуаливаение многих франшиз. Что бы игру могла пройти и домохозяйка, и человек ранее не державший в руках геймпад, её нужно упростить и снизить порог вхождения. Иногда это удавалось сделать без вреда для геймплея, но не всегда.

Видеоигры стали всё больше и больше походить на кино. Основное внимание стали уделять сюжету и постановочным катсценам. Быстро распространилась технология захвата движений, и в игровых роликах стали играть живые актеры, прямо как в настоящем кино. Флагманом в этом деле стала серия Uncharted, которая удачно использовала жанр приключенческих боевиков. Uncharted заимствовала многие тропы из фильмов как Индиана Джонса, Мумии, Доспехов Бога. Другой удачный пример это трилогия Mass Effect, я считаю индустрия ещё никогда так близко не подбиралась к уровню голливудских блокбастеров, как это было в истории капитана Шепарда. Я бы назвал этот временной отрезок – «Эпохой блокбастеров», так как почти все крупные франшизы пытались походить именно на них.

Но, как и в любое время, есть свои бунтари, которые не согласны с устоявшимся порядком вещей. Так, в начала 10х годов, начинает набирать популярность серия Souls. В которой практически нет сюжета, тебе ничего не объясняют и не помогают, а ещё в ней неприлично высокая сложность.

2015

И вот мы уже почти подобрались к сегодняшнему дню. Так что последний крупный сдвиг в индустрии, на мой взгляд, произошел в 2015 году.

Wither 3, Bloodborn, Fallout 4, Metal Gear Solid V, Dying Light, Arkham Knight. Знаете, что объединяет следующие игры? Помимо того, что все они вышли в 15 году. Центральный геймпленым элементом в них является открытый мир. И конечно, игры в этом жанре были всегда, но именно после 2015 года они расцвели пышным цветом. Да так, что до сих пор, половина крупных релизов имеет опенворлд в своей основе.

А ещё 2015 был очень важным годом для инди-сцены. Ведь именно тогда вышли Ori and the Blind Forest и Undertale. И опять же, и до них выходило множество крутых независимых проектов, но они всё же оставались не столь заметными для широкой аудитории. А эти две игры получили многочисленные престижные награды и тем самым вывели инди в мейнстрим. Так что после 2015 года количество разного рода индюшатины выросло в разы. И если бы не они, мы бы сейчас не увидели столько замечательных игр от небольших студий.

В этот же год выходит Pillars Of Eternity, которая де-юре не совсем инди, но большая часть её разработки была профинансирована из краудфандинговой компании. Тем самым, она задала ещё один новый тренд. Разработчики поняли, что люди готовы не просто покупать игры, а платить за ещё не существующие игры. И с тех пор и повалили самые разные сборы на кикстартере и выпуск игр в раннем доступе.

2022

Вы можете спросить, почему 2022 год? Почему именно следующий год станет переломным для индустрии. Почему не 23, 24? На то есть три причины.

Во-первых, на 22 год уже назначено огромное количество крупных релизов. И это не только обычные ААА-тайтлы, но и крайне долгожданные проекты, такие как S.T.A.L.K.E.R. 2 и Starfield, а ещё в 22 году выйдет продолжение Breath of the Wild – игры года 2017, и продолжение God of War – игры года 2018. Вообщем, на релизы год будет жарким. И именно такие жаркие годы, предвещали начало новой эпохи в прошлом.

Во-вторых, это Киберпанк. Киберпанк вышел в самом конце 2020 года, и был, наверное, самой ожидаемой игрой за последние несколько лет. На него возлагали большие надежды, думали, что именно он станет первой труЪ next-gen игрой и покажет всем остальным как надо. А на деле вышел вполне себе типичный open-world, с безликим протагонистом, однотипными квестами, цветным лутом и вышками. И то, насколько негативно встретили игру, показывает, что игроки устали от однотипных игр в открытом мире, и скоро попросту перестанут их покупать.

В-третьих, как бы уже пора. Если посмотреть на график, то можно увидеть некоторую зависимость, эпохи сменяют друг друга примерно каждые 6-8 лет. А с 2015 года прошло уже шесть лет, так что время подходит.

И пока я писал этот текст, случилось ещё одно важное событие. Valve анонсировала собственную портативную консоль – Steam Deck. И это будет не только первая игровая система от Valve, но и первая, за долгие годы, серьёзная конкуренция для Xbox/PlayStation/Nintendo. И знаете, когда назначен релиз консоли? Правильно, на начало 2022 года.

Чего именно ждать в следующей эпохе? Я не знаю. И заниматься пустыми рассуждениями и домыслами не хочу. Знаю лишь, что уже все анонсированные релизы, мало походят на типичные игры последних лет. S.T.A.L.K.E.R. это всё же больше шутер, чем опенворлд, God of War вообще линеен, ну а реализовать полноценный открытый мир в космосе как бы не получиться. Так, что, на мой взгляд, именно эти три игры и станут флагманами грядущей эпохи.


Лучшие комментарии

Много спорного. Начиная с частностей, типа «Первая часть Анчартеда была флагманом (чего бы то ни было)», попадание Бладборна в игры с открытым миром, причислением Ori к инди и заявлений в духе «Ori и Undertale ПРОКАЧАЛИ инди-сцену, после 2015-о количество индюшатины возросло в разы» и заканчивая общими идеями о том, что 5-6 игр могут задавать «тон эпохи». Ну т.е. даже в 2003-2004 годах индустрия выдавала десятки проектов в год (если мы про относительно крупный «калибр»), а ты берёшь и говоришь: «В 2003 выходили и стратегии, и РПГ, и экшены от первого лица — назову это эпохой экспериментов!»

Но в 2020-м тоже выходили шутеры (Дум: Этёрнал), РПГ (Киберпук, Вейстланд), и стратегии (Десперадос, Iron Harvest, несчастный рефордж третьего Варика).

А ещё в 2020-м наверняка наберётся 5-6 игр-блокбастеров (Ласты 2, Киберпук, Дум, Цусима, Аликс — это вот я сейчас с ходу вспомнил, не напрягаясь)

А ещёёёё в 2020-м были игры в открытом мире! Опять же, Киберпук, Цусима, Челопук-Моралес, викинг-ассасин, воч доги-доги последние тоже были в 2020-м?

Я сейчас не к тому, что ты кромешно не прав, с той же «эпохой открытых миров» я скорее согласен (хотя временные рамки — вопросный вопрос), но тут нужна какая-то более обширная аргументация и анализ, чем «я выбрал 6 игр, которые задают тренд на будущие 7 (!!!) лет». Потому что по такому принципу в любом из годов можно набрать что угодно под какую угодно «эру».

В том числе и по той причине, что индустрия игровая уже очень большая, очень инертная и чтобы говорить прям про полноценные «эпохи», которые касались бы всех её слоёв — это надо какой-то очень глобальный, а не умозрительный ресёрч проворачивать, считать проценты и так далее.

А причина, почему 2022-й может «бомбануть» относительно проста: 2020-й индустрия потратила на то, чтобы выпустить то, что было близко к релизу, а остальным — переориентироваться на новые рельсы ковидно-дистанционной действительности. Учитывая эпоху наступившего некстгена, которого ни у кого нет (ладно, есть он, но мало у кого), всем нужна дополнительная плашка времени для того, чтобы делать громкие анонсы и ещё более громкие релизы. 21-й год — это вот эта плашка. Вот и выходит, что ожидать взрыва мозгов стоит в 22-м. Если на нас не упадёт комета, конечно ._.

Читать было приятно. Но аналитика настолько высосана из пальца что воспринимается скорее как шутка. Если изначально и был такой замысел то это зачет. =)

А мне кажется «что автор кромешно не прав». С открытым миром тем более не согласен это все еще TES Arena(РПГ с кучей квестов) и GTA 1(линейный сюжет с кучей веселых активностей на карте). Сейчас скорее эра баттлпасов и сессионок. И это подтверждается тем что крупные издатели только начали закрывать ее делая ААА роуглайты. =)

Не, есть разница между «открытые миры появились» и «в индустрии объявился чёткий тренд на игры с открытым миром». И автор вполне отчётливо говорит про второе, а не первое. И с этим спорить уже тяжеловато.

И где этот тренд?
Wither 3 — классическая РПГ
Bloodborn — открытый мир?
Fallout 4 — классическая РПГ/шутер
Metal Gear Solid V — да, но Кодзима явно всегда рвался создать что-то подобное.
Dying Light — эволюция шутер-диаблоидов. Появился в Hellgate: London, стал трендом с Borderlands, но данный ушел сильно в сторону ФарКрая.
Arkham Knight — классическая супергероика. Тренд задан еще в 2005 Ultimate Spider-Man(именно тренд, а нее появление).
Опенворлды от Юби которые в тренде с третьего ФарКрая вообще опущены. =)

Одна игра из нескольких десятков, все остальные просто как делали так и делают, тренд вообще не причем. Народ же явно выбирает бесплатный шутер-рогалик с баттлпасом. =)

PS Но главный вопрос где Рокстар которые в 2001 отрыли и сразу задали тренд опенворлда настолько, что все похожие игры именовались не иначе как ГТА клоны. =)

Расскажи что такое ролевая система, если ты ее не видишь. Ну а выбор класса зависит от экипировки и стиля игры, это как не удивительно, но более продвинутый ролевой элемент нежели классовая сегрегация в какой-нибудь ДнД. 

Выбор класса: воин/вор/маг

Ролевая система — это выбор роли, как ты будешь проходить игру. Скрытно, в открытую, дружелюбно или враждебно, торгуя или воруя. 

Ты не прав, это следствие и пример хорошей ролевой игры, которое дают в пример новичкам, чтобы не углубляться в тему. =)
Хотя на самом деле ролевая система как раз вставляет палки в колеса, так при если ты сгенерировал принципиального воина, то ты уже не можешь не торговать, не воровать, ибо роль. =)
Как писать выше сама генерация это уже вопрос спорный, лично я, в ней геймплея вижу не больше чем в настройке графики и управления перед началом игры. =)

Wither 3, Bloodborn, Fallout 4, Metal Gear Solid V, Dying Light, Arkham Knight. Знаете, что объединяет следующие игры? Помимо того, что все они вышли в 15 году. Центральный геймпленым элементом в них является открытый мир. И конечно, игры в этом жанре были всегда, но именно после 2015 года они расцвели пышным цветом. Да так, что до сих пор, половина крупных релизов имеет опенворлд в своей основе.

Fallout 4 (2015) унаследовал открытый мир от Fallout 3 (2008) (который унаследовал его от Oblivion (2006), но не будем об этом), Arkham Knight (2015) — от Arkham City (2011). Причем что в первом случае, что во втором с минимальными изменениями. Для того, чтобы открытые миры «расцвели пышным цветом», может хоть какие-то изменения в них должны были произойти? А чем отличается открытый мир Assassin`s Creed: Syndicate (2015) от открытого мира Assassin`s Creed 2 (2009)? А открытый мир NFS (2015) чем отличается от открытого мира NFS Most Wanted (2005)? Или ты про графику говоришь?

А то, что половина крупных релизов имеет открытый мир — это в большинстве случаев растягивание игрового времени. У тебя 10 миссий по 5 минут? Добавь 10 минутные поездки между ними, и вот твои 50 минут игры фантастическим образом превращаются в 2,5 часа.

На него возлагали большие надежды, думали, что именно он станет первой труЪ next-gen игрой и покажет всем остальным как надо. А на деле вышел вполне себе типичный open-world, с безликим протагонистом, однотипными квестами, цветным лутом и вышками. И то, насколько негативно встретили игру, показывает, что игроки устали от однотипных игр в открытом мире, и скоро попросту перестанут их покупать.

Насчёт КП77 и тематике открытых миров могу сказать, что здесь вина этих самых миров в том что ради них хорошие закрытые игоры становятся пресными открытыми из-за нужды полировать мир (пример: Rage 2). 

Здесь можно вспомнить аналогию с началом нулевых, когда все тоже начали пихать открытые миры не понимая, что их нечем наполнить/нету времени наполнить

S.T.A.L.K.E.R. это всё же больше шутер, чем опенворлд, God of War вообще линеен, ну а реализовать полноценный открытый мир в космосе как бы не получиться.

Не стоит скорее всего сомневается в Говарде, он обязательно сделает что бы мир just works

Настолько глаза открыл, что ты себе санитаров вызвал? XD
Генерацию персонажа не считаю началом игры, но это спорный момент, тут есть разночтения, но спор 100% уйдет в холивар. Напарники тоже вторичны, выбор класса и ролевая система есть в обоях. А то что последняя упрощена, так сам же про это и написал. =)

Те, в свою очередь хотели расширить потенциальную аудиторию, что вылилось в оказуаливаение многих франшиз. Что бы игру могла пройти и домохозяйка, и человек ранее не державший в руках геймпад, её нужно упростить и снизить порог вхождения. Иногда это удавалось сделать без вреда для геймплея, но не всегда.

Читай также